«28 лет спустя»: живой фильм без SGI о всяком мёртвом
Усладой для глаз было смотреть на натуральные кадры и живых актёров, особенно на контрасте с фильмами последнего времени, большинство из которых утопают в «мыле». В прокат вышло продолжение легендарного «28 дней спустя» — «28 лет спустя» от Дэнни Бойла, с Киллианом Мёрфи в роли исполнительного продюсера. Создатели если и использовали графику, то прям минимально.
Приятно видеть живую, настоящую картинку, а не нарисованную. Настоящий кадр повышает реализм, и тебе легче поверить в происходящее на экране. А если тебе легче поверить в ужас, то тебе страшнее.
Бойл это понимал и понимает, поэтому в серии фильмов «28» на реализм делается особый упор. Во всём. Начиная от самого сюжета (заражённые тут не классические зомби, а люди, поражённые вирусом «Ярость») и заканчивая технологией съёмок (первый фильм снимали на цифровые видеокамеры, а этот — частично на iPhone 15 Pro Max, что придало кадрам современный, но всё ещё «репортажный» вид).
Сравнение с оригиналом
«28 дней спустя» в 2002 году поразил своей «сырой» эстетикой: цифровые камеры Canon XL-1 создавали ощущение документального кино, а пустынный Лондон выглядел пугающе реальным.
«28 лет спустя» сохраняет этот дух, но адаптирует его к 2025 году. Если оригинал был как репортаж из эпицентра катастрофы, то новый фильм — более кинематографичный, с панорамным форматом 2.76:1 и чёткой картинкой. Однако iPhone-съёмка отсылает к той же мобильности и интимности, что были в первом фильме.
Оба фильма объединяет минимализм: там, где другие хорроры добавили бы CGI-монстров, Бойл полагается на актёров и атмосферу. Новый фильм чувствует себя масштабнее благодаря локациям и постановке, хотя остаётся верным корням.
Локации: леса, церкви, дома
Действие «28 лет спустя» разворачивается на севере Англии, и это не просто фон, а важная часть атмосферы. Густые леса, подвестные мосты через бурные реки, каменные церкви, заброшенные английские улочки, похожие на место, где жил Гарри Поттер.
Дикая природа за 28 лет успела многое забрать себе назад. Зараженные теперь часть фауны, которые адаптировались и научились выживать и размножаться. Человечество вытесняют всё дальше в прошлое, теперь он исчезающий вид.
Дома и церкви, которые пустые мокнут под проливными дождями, сбалансирвоанны цветующими лугами. На изгибе холмов, в свете заходящего солнца, и появляются тени заражённых. Выразительная натура и старинные постройки, добавляют фильму осязаемости — ты веришь, что мир 28 лет назад пал и всё очень сильно изменилось.
Технические детали съёмок
Фильм стал самым дорогим проектом, снятым на смартфоны, с бюджетом $75 млн. Около 15–20% хронометража снято на iPhone 15 Pro Max, оснащённых специальными объективами и системами стабилизации (думаю, они стоят раз в 100 дороже самого айфона).
В ключевых сценах использовались риги с 8, 10 или даже 20 смартфонами, что позволяло снимать с 180-градусным обзором и давало гибкость в монтаже.
Остальной хронометраж снимался на профессиональные камеры и дроны, но iPhone добавил уникальную текстуру, особенно в экшен-сценах. Панорамный формат 2.76:1 сделал кадры эпичными, а ночные сцены с единственным источником света (например, фонарём) усилили саспенс.
Этот гибридный подход — дань оригиналу, но с современным лоском.
Заражённые: актёры и хореография
Больше всего понравились заражённые. На кастинге набрали кучу народу с неординарными физическими данными: огромные и длиннорукие, невероятно худые, жирные. Далее всё это усилили гримом, правильно подали в фильме, хорошо сняли — и вот вам пугающие образы.
Они пугающие, потому что настоящие. Ты это чувствуешь через экран. Это невозможно нарисовать. Вернее, можно, но тогда образ сразу перестанет работать. Живой человек в кадре — это живой человек в кадре. Каждое движение сопровождается сотнями различных деталей, которые естественным образом возникают, когда актер двигается в кадре, в образе.
При этом всем актёрам, игравшим заражённых, ставили хореографию движений, чтобы они двигались неестественно, дёргано, но при этом синхронно и скоординировано.
В итоге получилась работающая комбинация, где каждый элемент усиливает реализм: съёмка на iPhone, декорации, практические эффекты, натура севера Англии, живые актёры, грим.
Это и есть кино. Другой вопрос, насколько это кино хорошее, но это кино, и это уже не мало для нашего времени.
Парадокс графики
Видна, чувствуется работа на площадке, а не часы за компом. Это само по себе огромный плюс.
«28 лет спустя» даёт понять парадоксальную вещь: чем невероятнее события ты хочешь показать на экране, тем больше ты должен уходить от графики. Невероятные события требуют невероятной веры зрителя в происходящее. А вера эта достигается, в том числе, при помощи практических эффектов, качественной актёрской игры и так далее, но не графики. Зомби-актёры всегда сильнее нарисованного зомби, даже если актёр сыграл плохо.
Граффика — лишь косметика.
Минусы и вывод
«28 лет спустя» имеет свои минусы. В целом впечатление от картины, как от первого эпизода сериала — тренд последнего времени. Видна перекройка фильма под франшизные нужды студии. Уже на википедии есть статья о выходе второй части.
Открытый финал и намёки на продолжение оставляют вопросы к мотивам некоторых персонажей. Но эти минусы перекрываются добросовестной работой создателей. Фильм приятно было смотреть. Он впечатлил. Просто потому, что выглядел настоящим. На всё остальное закрываю глаза.