Искусство убивает: обзор фильма «Бархатная бензопила»

Сатирический Netflix-хоррор от режиссёра «Стрингера».

В закладки
Аудио

Великолепный «Стрингер» в 2014 году заново открыл нам Джейка Джилленхола. Вся его карьера будто была затеяна ради момента, когда сценарист Дэн Гилрой решится сесть в режиссёрское кресло и выжать из Джейка всю мощь. Спустя пять лет дуэт снова вместе, но уже в хорроре.

Гилрой — известный ненавистник масс-культа и общества потребления, потому окончательно уйти от этой темы не захотел. Правда, теперь объект его едких насмешек — не телевидение, а галеристы, кураторы и коллекционеры предметов искусства.

«Это не инсталляция»

Морф Вандевальт (Джейк Джилленхол) — манерный и весьма эксцентричный арт-критик. От его мнения зависит, за сколько миллионов тот или иной галерист сможет продать картину или инсталляцию. Морф поначалу выглядит чопорным и высокомерным, но люди вокруг него куда более неоднозначны.

Родора (Рене Руссо) — владелица галереи Haze. Руссо недалеко ушла от образа начальницы из «Стрингера», а потому её героиня такая же жёсткая, расчётливая и лицемерная бизнес-вумен.

Джозефина (Зэйв Эштон) — помощница Родоры, у которой не всё гладко в карьере и личной жизни. Джозефина амбициозна, но на работе всё у неё валится из рук. Депрессия заставляет её возвращаться к Морфу, с которым у неё когда-то был роман.

Размеренная жизнь героев продолжается, пока сосед Джозефины по имени Вентрил Диз вдруг не умирает чуть ли не у неё на глазах. Джозефина случайно находит в его квартире жуткие картины за авторством самого Диза. Работы безвестного художника оказываются пугающими, новаторскими и по-настоящему гениальными.

Джозефина чудом спасает картины, которые Диз завещал сжечь. Позже она показывает работы Морфу. Они околдовывают и гипнотизируют критика. Позже о работах узнаёт предприимчивая Родора.

Морф тем временем очарован Дизом, пишет брошюры к выставкам его работ и собирается издавать о нём книгу. Его озадачивают странные пробелы в творчестве Диза и он начинает исследовать жизнь художника, всю жизнь творившего в полной безвестности.

Картины продолжают расползаться по миру искусства Лос-Анджелеса и мистическим образом заражают причастных людей безумием.

«Пора возрождать поп-арт»

Несмотря на формальный жанр хоррора, Гилроя больше интересует современная арт-тусовка, которую он со злым упоением деконструирует на протяжении всего фильма.

Мир искусства по версии Гилроя — это мир ухоженных людей со странными именами, которые общаются в духе: «твоя кожа — совершеннейший баланс между миндальным и шорно-седельным». Однако Гилрой не уходит в откровенный гротеск, как Том Форд с его танцами полных дам и безвкусными платьями Джены Мэлоун в «Под покровом ночи».

Вместо этого Гилрой фокусируется на характерах работников этой сферы, стараясь показать извращенное понимание искусства, самого по себе коммерциализированного и выродившегося. Герои не столько обсуждают идею той или иной работы — они тут же прикидывают, сколько за неё можно выручить. Одних рецензии Морфа бьют по кошельку, а настоящих творцов они ранят в самое сердце. По-другому и быть не может. Это индустрия, но индустрия очень парадоксальная.

Тенденции местного искусства зависят от расчёта галеристов и аналитиков, которые культивируют интерес к тому, что может принести деньги. «Сейчас самое время возродить поп-арт» — говорит одна из героинь. Потому что скорей всего это будет прибыльно.

Герои будто рекламщики из Mad Men, гоняются за выгодными контрактами. Искусство здесь — способ самоутвердиться, но не творчески. Даже младший инсталлятор из галереи пытается понравиться девушке, хвастаясь ничтожными заслугами в искусстве.

Подростковая сатира

Гилрой весь фильм наивно и по-детски подразнивает арт-тусовку. Зайдя в мастерскую художника посмотреть его новое творение, один из галеристов садится напротив кучи мусора и говорит: «Это изумительно». Художник смотрит на это и лениво отвечает, что это не инсталляция. Гилрою такого троллинга мало и он повторяет эту сцену с другими переменными — только теперь рядом с инсталляцией лежит окровавленный труп, который ценители искусства принимают за часть экспоната.

Гилрой работает куда более широкими мазками, чем в «Стрингере», и это совсем не хорошо. Он специально делает почти всех центральных персонажей мерзкими позёрами и лгунами, без конца показывая их алчность и жадность. Всё было бы совсем грустно и парад уродов в духе «Ревизора» был бы неминуем, если бы не формальный главный герой Морф.

Он будто выбивается из всего этого. Морф — странное сочетание дельца и одновременно тонкого ценителя. У него есть принципы и он не идёт на сделки с совестью, не участвует в схемах вроде «намекнуть клиенту купить что-то, пока это не подорожает после публикации обзора». Зато прекрасно чувствует, что уйдет с молотка за хорошую сумму.

Искусство Морф по-настоящему любит и верит в него. Его проблема в том, что его понятие о том, что такое искусство, сильно искажено. Герой Джилленхола вообще единственный персонаж, похожий на человека (за исключением героя Джона Малковича, который в сюжете вообще не участвует). Ему можно сопереживать. Но, к сожалению, он лишь винтик в этой гнилой арт-системе, а не герой, противопоставленный ей. Личная драма Морфа и его детективные изыскания — наиболее интересная часть фильма, которой тем не менее трудно наслаждаться.

Помимо упомянутой троицы, Гилрой одинаково фокусируется ещё на нескольких героях, абсолютно бесполезных для истории. Главного героя в классическом понимании здесь нет, потому сценарий двухчасовой ленты напоминает перемонтированный в фильм сезон какого-то сериала. Увлекшись сатирой, режиссёр откладывает развитие истории чуть ли не на финальную треть.

Хотя чисто технически все персонажи хорошо проработаны, начиная с таких элементов образа, как их жильё, и заканчивая моделями телефонов и марками автомобилей (Морф так вообще ходит со старой «раскладушкой», и в этом есть смысл). Однако все эти нюансы сходят на нет, когда актеры откровенно переигрывают или даже не напрягаются в своих многочисленных коротеньких сценах.

Нездоровая эклектика

Получается странный микс из разговорного триллера а-ля Аарон Соркин, и мистического хоррора, где первое преобладает процентов на девяносто. Ненависть Гилроя к современной культуре понятна уже по первым десяти минутам, когда он пихает в лицо зрителю карикатурного андроида-бомжа и огромный идиотский шар за несколько миллионов долларов с кучей отверстий для рук.

Однако он продолжает вдалбливать мысль «современное искусство — дерьмо» в голову зрителю снова и снова, забывая сделать интересный фильм и двигать историю. «Стрингер» иногда тоже перегибал с желчью, но там оторваться от сюжета было невозможно.

Настоящая сатира (а не подразнивание) здесь крайне топорная и слишком настырная (галеристы злые, а дерьмо уходит за миллионы), сюда же Гилрой пытается примешать личную драму отдельных героев, но это почти не работает из-за схематичности характеров и их большого количества.

Если отбросить все разговоры и детские попытки разоблачить негодяев, от «Бензопилы» толком ничего не останется. Её сложно назвать фильмом ужасов как таковым. Сказывается отсутствие нужного опыта у режиссёра. Обилие дешёвых «jump scares» тому доказательство.

Более того – фильм не особо-то и пугает. А если присмотреться, то это вообще «Звонок» в другом сеттинге. Только в «Звонке» была интересная и проработанная мифология, а также мотивация главной антагонистки.

Психология истинно творящего духа — вот что интересует Гилроя в первую очередь. От рук злобной сущности страдают только дельцы и им подобные, а истинные творцы весь фильм находятся где-то на задворках — незаметные или униженные.

Однако эта и без того недодуманная линия теряется на фоне бесконечного трёпа, редкого неумелого хоррора и попыток донести, какое современное искусство отстой.

В итоге — разочаровывающий фильм, не оставляющий никаких загадок. Вернее, он делает вид, что загадка и недосказанность есть, но это всё обман — ведь есть разница между осознанной недосказанностью и абсолютным отсутствием какой-либо идеи. «Бензопилу» стоит смотреть ради Джилленхола (к концу фильма он превращается чуть ли не в Кейджа из «Мэнди») и нескольких очень забавных моментов бади-хоррора. Больше этой «сатире» нечего предложить.

#мнения #long
{ "author_name": "Тимур Сафаров", "author_type": "editor", "tags": ["\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","long"], "comments": 30, "likes": 98, "favorites": 100, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 38590, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Sun, 03 Feb 2019 14:59:01 +0300" }
{ "id": 38590, "author_id": 19141, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/38590\/get","add":"\/comments\/38590\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/38590"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957 }

30 комментариев 30 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
42

согласен, что это скорее слабо, чем сильно, если воспринимать только как сатиру с вкраплением хоррора; но по-моему, выжившие персонажи вполне однозначно раскрывают еще один слой, который для режиссера главенствует — создавай, изучай, не забывай про корни, но не погрязай в молочной пене сиюминутности и верь в волю хаоса в известной мере.
малкович уходит на берег рисовать для себя; флегматичный черный понимает, что ему комфортнее там, где фальши меньше; девочка с адским котом уезжают на родину, и ее судьба как раз еще туманна, поскольку она тоже не без грешка, хоть и в целом не успела завязнуть. да и этих трех персонажей я бы не назвал забытыми, они же в последних кадрах, в конце концов.

да, это всё можно тоже запихать в определение "ненависть к современной культуре", но, мне кажется, всё же оно чуть про другое, про противопоставление "прёт" и "модно", "честно оценить" и "перекупить поскорей" (а модным ведь может не быть не только современное). некоторые объекты свежего искусства в фильме ведь действительно крутые, как акустическая комната, ряд картин или та же сфера.

особенно показателен в этом смысле персонаж руссо. у нее дома стоит великолепная бузука, которая страшно звенит на ветру, а молодость без границ в панк-группе навсегда с ней в виде татуировки (и жестоко напоминает о себе в итоге). но для нее всё это вещи одного порядка с неуклюжими скульптурами и кровавым писком моды. и в этом ее ошибка.

гилрой не говорит "ахаха, лол, вот дура-то", он намекает, что мы и сами на хайп падки, каждый из нас, и необязательно для этого так уж разбираться в современном искусстве (да и не в современном тоже). это просто эксплотейшен-версия тезиса про то, что не всё и не всегда должно становиться известным, дорогим и/или понятным, что у некоей доли искусства всегда должна быть сумеречная зона, в которую не только критикам вход заказан, но и, по большому счету, кому угодно.

Ответить
9

Как-то вы смысл лучше перенесли в меньшем объема текста) Плюсую!

Ответить
2

спасибо.

также забыл отметить — помимо идеальных истерик джилленхолла, уже ради которых можно смотреть как комедию хотя бы — трансформацию мулаточки, которой тут, наверное, больше всего хронометража уделено.
играет она так себе, но прописана линия превосходно, с самовольным плавным спуском в ад, эталонным паразитированием на бренде/произведении/подставьте любое и визуально безупречным закономерным финалом. очень красиво, правда, как и сама девушка; и это еще один довод в пользу того, что тут не просто умирают, а умирают в защиту неких тезисов (не персонажных, понятно, а сценаристских).

Ответить
2

А как она повторила то, что Джилленхол сделал со своим бывшим?) Это ж вообще ржака. Особенно, учитывая, что и она, и бывший - тупо использовали его в своих целях.

Ответить
4

У меня SCP головного мозга. Весь фильм думал как приедут оперативники фонда и накроют эту ячейку MC&D, а всем свидетелям раздадут амнестики.

Ответить
3

Ого, сразу два обзора одновременно.

Ответить
17

Бессовестный DTF крадёт идеи и переписывает тексты всего за 2 минуты

Ответить
0

Да, прекрасный тайминг получился( Но это нормально — это всё-таки не новости, а два разных мнения.

Ответить
5

"Великолепный «Стрингер» в 2014 году заново открыл нам Джейка Джилленхола." - будто он где-то закрывался, Джейк в каждом проекте хорош, без какого-либо намека на персофанство. По фильму - визуальными образами очень хорош, персонажи интересны, история слабовата.

Ответить
3

Почему никто не сделал обзор Матрёшки? Неплохой сериал.

Ответить
0

поддерживаю,а еще сериал Всегда ведьма с колумбийским колоритом

Ответить
1

Чет у нетфликс с фильмами как то через раз (а то и через два) получается

Ответить
3

А то и через три, я бы сказал. С качеством фильмов у нетфликса явно серьезные проблемы

Ответить
2

Ну офигеть, не каждый фильм шедевр, как жить...

Ответить
2

Ржомба, сатиру ругают за то, что она, как хоррор, плохо пугает)) Вроде даже по саундтреку очевидно, что никто никого даже не пытался пугать. Про ненужных персонажей - ну это как бы вообще перегиб. Финальный кадр с Малковичем вообще бомбический.

Ответить
0

Зачем сразу два обзора подряд выкладывать?

Ответить
1

Один из них пользовательский

Ответить
0

Может быть ужимки Джилленхола действуют так магнетически, но посмотрел фильм с удовольствием.

Ответить
0

Согласен с обзором. Джилленхол здесь тащит на себе весь фильм. Стрингер в разы лучше.

Ответить
0

Моменты с мистикой после Призраков на холме от того же нетфликса выглядят как-то сумбурно и нелепо, в остальном отлично

Ответить
0

Честно говоря некоторые моменты прям совсем нелепые. Как например то как помер владелец конкурирующей выставки (тот что с галстуком) и Джозефина. Я даже невольно заржал. Это даже обидно ведь у фильма неплохая атмосфера, но вот такие кульминационые моменты не смогли вытащить. Как мне кажется автор слишком сосредоточился на том чтобы сделать эти смерти говорящими (или символичными) и забыл сделать их страшными.

Ответить
0

Тенденции местного искусства зависят от расчёта галеристов и аналитиков, которые культивируют интерес к тому, что может принести деньги. Искусство здесь — способ самоутвердиться, но не творчески

Мои мысли каждый раз когда я попадаю на очередную выставку современного искусства или читаю статью о ней. Как правило это интервью с зашкаливающе самовлюбленным автором который делает парашу из говна и палок и позиционирет ее как искусство не для всех, постоянно прикидывающим каким еще образом добавить в это говно скрытых смыслов и на чем попиариться

Ответить
0

Согласен с рецензией, фильм разочаровал. Метафора слишком очевидна, сюжет с середины тоже становится предсказуемым. Персонаж Джейка вроде неплох, но мне жаль что вокруг него не сконцентрирована вся история, как в Стрингере. Да и не настолько он был бы интересен. Короче, meh.

Ответить
0

Шутка "это не инсталляция" заставила меня задаться вопросом, не аншлаг ли я смотрю. Настолько она заезжена и вторична. С трупом было повеселее - не из-за ситуации в целом, а благодаря деталям - в особенности школьникам.
Фильм - meh. Через год вряд ли его вспомню.

Ответить
0

А я смотрю тут много ценителей современного кино... какая аллюзия.

Ответить
0

Джон Малкович беззаботно рисует на берегу...

Ответить
0

«Твоя кожа — совершеннейший баланс между миндальным и шорно-седельным»

Так только морф говорит

Однако Гилрой не уходит в откровенный гротеск, как Том Форд с его танцами полных дам и безвкусными платьями Джены Мэлоун в «Под покровом ночи»

Только потому у него не достаточно фантазии для этого

Ответить
0

Скриншоты в статье обесцвечены. Будто HDR версия фильма открыта на SDR-мониторе через проигрыватель который не может преобразовать картинку в стандартный динамический диапазон. На самом деле фильм очень яркий.

Ответить
0

я сейчас посмотрел фильм до конца
может он и не шедевр как фильм в целом
но у него приятная атмосфера

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Уве Болл вернулся в кино
и начал экранизировать flash-игры
Подписаться на push-уведомления