Выживший

Месть, огонь и природа

Выживший

Фильм, за роль в котором Леонардо Ди Каприо получил долгожданный Оскар. Оператор картины, Эммануэль Любецки был удостоен его в рекордный третий раз подряд. И наконец, Алехандро Гонсалес Иньярриту окончательно вписал свою складную испанскую фамилию в список величайших режиссеров.

История сумевшего выжить после нападение медведя охотника Хью Гласса вдохновила публициста Майкла Панке на написание романа, который лег в основу сюжета фильма. Иньярриту решил усилить драматургию, добавив трагическую линию с индейской семьей главного героя.

Получилось цельное высказывание на тему возмездия, его цены и влияния на судьбу человека, дополненное проблемами в отношениях между коренными народами Америки и колонизаторами.

Структура и темп: смерть, перерождение, месть

Выживший

Ритмика картины меняется от акта к акту. В начале герои, пережившие нападение индейцев спасаются бегством пока не происходит ключевое событие — нападение гризли на Гласса. Далее герой, потерявший все, что у него было, старается выжить для совершения возмездия. По итогам этого пути он перерождается, находит в себе новые силы, пока не достигает цели.

Основная конструкция дополнена воспоминаниями и видениями. Понятные образы раскрывают внутренний мир главного героя и одновременно с этим являются аллюзиями на события той эпохи. Подобная структура позволяет автору выйти за рамки просто «истории о мести», но вместе с тем замедляет темп. Подобное решение принято осознанно. Иньярриту явно вдохновляли Тарковский, Куросава и Коппола — признанные гении, которые использовали в своих работах подобную образность. Из-за этого может показаться, что фильм медленно развивается, когда на самом деле он проходит задуманный этап формирования образа.

Первый акт закладывает фундамент истории смертью. Тут важным символом выступает огонь: начальная сцена нападения индейцев на лагерь заканчивается пылающими деревьями, а намекая на скорую гибель одного из героев, нам показывают искры от огня, направленные высоко в небо. Если в первом случае огонь символизирует пострадавшую от людей природу, то во втором он уже природная часть людей — смерть.

Вообще, первую треть трудно назвать медленной: события развиваются быстро и неожиданно. Однако смертоносное начало истории в этом случае знаменует последующий долгий путь перерождения.

Второй акт уже более основательно испытывает героя, являясь той самой дорогой, пройдя которую герой приблизится вплотную к осуществлению мести. Испытания природного характера переплетаются с видениями и воспоминаниями. Соответственно, первые внешне влияют на героя, а вторые — внутренне.

Параллельно с тем, как Гласс переживает душевные метаморфозы, его главный враг, Фицджеральд, уверенно осуществляет свой план. Линия с этим персонажем усиливает центральную тему, о чем я еще напишу, а на уровне структуры она разбавляет ритм истории удачными монологами и диалогами.

Конец второй трети венчается известной сценой с «перерождением» героя внутри мертвой лошади. После чего он уже готов мстить.

Финальная часть истории развивается в темпе, схожем с её началом. Только теперь смерть выступает как катализатор мести, а не её зачинщик. Возмездие владеет всем третьим актом. Но не до конца героем. В конце кара за причиненное зло осуществляется индейцами, а не самим Глассом.

Визуальные решения: широкий угол обзора, длинные планы и натуральное величие

Выживший

Тандем по-хорошему сумасшедших режиссера и оператора сделал из фильма одно из сильнейших полотен с изображением 19 века. Желание авторов максимально погрузить зрителя в историю сыграло в этом ключевую роль.

Через объектив Любецки хотел передать максимально личный опыт героев. Для этого использовалась широкая оптика и субъективные ракурсы. Страдания героя, бой, добыча рыба — все, вплоть до тепла его дыхания, было запечатлено вплотную. Благодаря этому финальный взгляд прямо на зрителя запускает особую эмоциональную реакцию. Ведь мы были максимально близко к нему, мы знаем цену, которую он заплатил. А значит — понимаем его.

Широкоугольная оптика не всегда снимает субъективный план. На дистанции побольше она запечатлевает величие природы на контрасте с человеком, помогая ощутить тяжесть борьбы героя.

Для реалистичного отображения самой природы команда снимала все на натуре и без искусственных источников света. Множество кадров было снято в так называемый «магический час» — время сразу после рассвета или в преддверии заката. А сам съёмочный процесс происходил в хронологическом порядке, чтобы актёры лучше почувствовали своих персонажей.

Выживший

Для более реалистичной передачи опыта героев многие сцены были сняты без дублёров при достаточно экстремальных условиях. Исполнители ролей по-настоящему мёрзли, испытывая на себе боль их персонажей. К примеру, Ди Каприо действительно погружался в ледяную воду, ходил в мокрой одежде и ел сырую рыбу. Только сцены с медведем и падением лошади обошлись без лишних рисков со стороны актёра.

Вдохновением при съёмке сцены нападения гризли на героя Ди Каприо послужило видео настоящей атаки медведя на человека. Эта сцена была снята одним планом. То есть так, чтобы это выглядело максимально правдоподобно, и при этом напряжённо.

Вообще, длинные планы здесь смотрятся органично. Растягивая пару эпизодов, они делают всю ленту живой.

Операторская работа тут не просто показывает окружение или сближает нас с персонажем — она передает заданные эмоции. Отчаяние, желание выжить, отомстить — все это видно через движения персонажей и камеры. Каждая мизансцена обладает необходимой глубиной, большей, чем просто передача опыта.

Тема и проблематика: возмездие людей и народов

Выживший

Простая тема тут подана достаточно комплексно, причём без ненужного фанатизма. Она раскрывается через противостояние героя и антагониста и углубляется через видение и воспоминания.

Отмечая мучения Ди Каприо, многие забывают про характерно сыгранную роль Тома Харди. А ведь его персонаж является очень важным для драматургии. Он силен, расчетлив и последователен. Через лаконичные диалоги он раскрывается как человек, которого можно понять. Не будь он таким, не было бы должной драмы.

Наличие качественного противника всегда усиливает напряжение на экране. Оно еще важнее, если учитывать немногословность всего фильма. Исключая диалоги Фицджеральда и редкие фразы Гласса, зритель получает информацию через образы.

Важная роль отведена видениям. К примеру, сцена с черепами бизонов, символизирующая уничтожение природы и начало промышленной революции. Не самый долгий эпизод, но какой символизм он в себе несёт.

Воспоминания не только помогают нам узнать историю Гласса, но и показывают его положение между двумя враждебными культурами.

Сама идея мести показана предельно честно. С обесцениванием самой цели, но с пониманием мстителя. Она получает некое ответвление в показе проблемных отношений между индейцами и колонизаторами. Первыми движет точно такая же, ничего не меняющая месть, как и Глассом. В данном случае оба мстителя понимают, что им уже не вернуть былого.

Тут снова помогают образы: сожженное поселение индейцев следует сразу за мучениями главного героя.

Вообще, здесь часто намекают на схожесть или связь двух образов простой со стыковкой кадров. Например: часто за общим планом природы идёт крупный план героя, как бы намекая на их противостояние.

И всё-таки главный герой понимает в конце, какой на самом деле ничтожный смысл несёт в себе месть. Противостояние, которое сформировалось в его голове и голове зрителя, оказывается бесполезным. В конце концов Фицджеральд был прав: оно уже не вернёт ему сына. И всю эту бессмысленность возмездия Хью Гласс обращает прямо на зрителя своим финальным взглядом. Поставив перед ним тот самый вопрос: а стоило ли оно того?

33 показа
1.7K1.7K открытий
16 комментариев

Это все, конечно, очень интересно, но не стоит делать фильм умнее, чем он есть на самом деле. По факту, "Выживший" - это все-таки очень мейнстримное кино, снятое по всем законам Голливуда, какой бы Тарковский тут не мерещился.

С темпом Иньярриту и камерой Любецкого любой сценарий можно превратить в такую вот претенциозную картину, имхо.

Ответить

"это все-таки очень мейнстримное кино"
В каком месте? Покажи мне современную мейнстримную картину, где бы съемки велись в хронологическом порядке и только с натуральным освещением?
И опять же, очень мало диалогов, акцент на образы, такое сейчас редко в голливуде.
"С темпом Иньярриту и камерой Любецкого любой сценарий можно превратить в такую вот претенциозную картину"
Любецки и Иньярриту не работают над "любым" сценарием. Вы правда считаете, что они взяли первый попавшийся сценарий, растянули его, и послали на Оскар?)

Ответить

Дело не в фильме.Это была великая авантюра в стиле 11 друзей Оушена проработанная до деталей, чтобы получить максимум.Что стояло на кону? Оскар для Лео. Все остальное вообще не важно от слова совсем.

это шутка если что)

Ответить

Сравнивать высоко и малобюджетные картины не стоит)

Ответить

*bravo*

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

своевременно, я его еще три года назад смотрел

Ответить