«28 лет спустя»: memento mori, memento amori

Многообещающий старт неожиданного нового витка франшизы.

«28 лет спустя»: memento mori, memento amori

В 2002-ом году Дэнни Бойл и Алекс Гарленд поменяли жанр зомби-хоррора своим культовым «28 дней спустя». Благодаря оригинальной съёмке, моральным дилеммам в сюжете и улучшенным зомби дуэт смог вдохнуть новую жизнь в запылившийся жанр. В 2007-ом году вышло продолжение «28 недель спустя», в котором оригинальные авторы не участвовали, да и аудитория приняла его не очень тепло. И вот, спустя 23 года после оригинала, Бойл и Гарленд вернулись на свои места и сняли «28 лет спустя» — один из самых стильных зомби-хорроров последних лет.

Через 28 лет после вспышки вируса Британские острова остаются изолированными от всего мира. На одном из островов живёт мальчик Спайк с отцом и больной матерью. В ходе вылазки на материк Спайк узнаёт, что, возможно, его матери можно помочь, и он начинает опасное путешествие.

«28 лет спустя»: memento mori, memento amori

Создатели фильма с ходу же обманули зрителей пару раз (и речь даже не про то, что «28 лет спустя» вышел всего через 23 года). Новый фильм не похож на первую часть: от сюжета остаётся только факт наличия эпидемии, бюджет фильма разрастаётся, а «хэндикам» уступает место iPhone 15 Pro. Промо-материалы тоже лукавят: трейлеры создавали впечатление, что новая часть будет триллером, в котором Аарон Тейлор-Джонсон сражается с зомби. Этому посвящена первая часть фильма, остальная же оказывается историей взросления юного Спайка, который впервые сталкивается со смертью.

Именно смерть и отношение к ней становятся главными темами фильма. Первую встречу со смертью Спайк переживает, когда отец заставляет его убить своих первых заражённых. Но куда важнее становится линия с героем Рэйфа Файнса, который изначально кажется не то сумасшедшим, не то маньяком, а оказывается чуть ли не самым осмысленным героем фильма. Он как раз и строит мемориал из костей, появлявшийся в трейлере, и научит Спайка пережить смерть через личный опыт и начать ценить жизнь ещё больше.

«28 лет спустя»: memento mori, memento amori

Первая часть, показывая Лондон 2002-го года, рассказывала про хоть и изменившийся, но всё ещё близкий зрителю мир. Небрежная съёмка на ручную камеру приближала его к герою, который был простым курьером, знавшим о новом мире столько же, сколько и сам зритель. Сиквел же бросает нас в мир, знакомый герою, но не знакомый нам. Спайк уже родился в «новом» мире, умеет пользоваться луком и быстро привыкает к убийствам, но не слышал о врачах и впадает в ступор, когда впервые видит телефон. Ему предстоит впервые выйти на большую землю и столкнуться с опасностью. Вместо лондонских улиц действие происходит преимущественно в цветастых полях и опасных лесах, в которых лишь изредка встречаются остатки цивилизации.

Чтобы удивить зрителя, на большой земле герои встретят новые виды заражённых. Если в оригинальном фильме все заражённые были шустрыми, красноглазыми, но не сильно ушедшими от человеческого облика созданиями, то в сиквеле к ним добавилось ещё два типа. Первый — медленные передвигающиеся ползком падальщики. Они большую часть времени безобидны, но сцены с ними выглядят достаточно мерзко. Второй же тип — «альфа» — становится главным генератором драматических моментов. Он всем выделяется на фоне своих сородичей: он сильнее, больше, быстрее и агрессивнее. Ожидание конфронтации с заражёнными становится куда тревожнее, ведь теперь вместо обычного бешенного появится двухметровый бугай, который бегает как спринтер и вместо обычного нападения просто вырывает у противника голову с хребтом. В общем, кровищи в фильме хватает.

«28 лет спустя»: memento mori, memento amori

Хватает в фильме и интересных операторских моментов и вставок. Хорошие экшн-сцены погонь и сражений сопровождаются качественным саунд-дизайном. Съёмка с двух десятков айфонов сразу позволила создателям добиться динамичного эффекта «размазанных» зомби, от которого они выглядят ещё страшнее. Во многие напряжённые сцены включены различные вставки и эффекты: кадры старой хроники, зомби в инфракрасном свете, флэшбеки убийств. Отдельное удовольствие составляют кадры убийства зомби, в которых камера меняет свой угол, появляется слоу-мо, а стрелы максимально кинематографично попадают точно в цель. Похоже на добивания в компьютерных играх.

Самой запоминающейся из таких сцен становится, конечно, сцена первого выхода Спайка из поселения. Сцена сопровождается не только нарезкой старых кадров шагающих солдат, но и стихотворением Редьярда Киплинга Boots, которое всех зацепило ещё в трейлере. Ритм стихотворения, написанного под впечатлением от Англо-бурской войны, имитирует марш солдата. Радиозапись, сделанная в 1915-ом году (и использованная в фильме), оказалась столь психологически давящей, что стала использоваться в учебной программе по подготовке военнослужащих армии США. После этой сцены главный герой тоже проходит своеобразный курс выживания, так что запись приходится в тему.

«28 лет спустя»: memento mori, memento amori

Вообще, поп-культурных референсов в картине достаточно много. В финальной сцене фильма появляется потенциальный антагонист следующей части — Джимми. Он — выживший, ребёнком заставший мир до эпидемии. Этим объясняется странный внешний вид: Джимми и его товарищи выглядят как микс Телепузиков, Могучих Рейнджеров, британского телеведущего (впоследствии оказавшегося педофилом) Джимми Сэвила и банды из «Заводного апельсина». Джимми впитал в себя эту часть британской и американской культуры и стал выглядеть и жить соответствующе. Правда, сама сцена появления Джимми настолько выбивается из общей атмосферы, что, вероятно, стоило бы показать её после титров.

***

«28 лет спустя» не совершит революцию в жанре, как сделала первая часть франшизы. Но возвращение Бойла и Гарленда в кресла режиссёра и сценариста определённо возродило франшизу и подарило нам один из самых ярких экшн-хорроров года.

Если вам понравился этот пост, то вы можете зайти в мой телеграм канал «Молчащие ягнята», где я выкладываю краткие обзоры фильмов/сериалов, а также слежу за наградным сезоном.

8
2
2
1
13 комментариев