Надежда нового хоррора
Как жанр перерождается и чем сейчас заняты самые интересные и талантливые его деятели.
Хоррор долго оставался жанром, который не признавали критики и немалая часть киносообщества. Только ленивый не пинал ужасы за обилие клише, скучные джампскейры и отсутствие изобретательности. В конце девяностых Уэс Крэйвен, создатель «Кошмара на улице Вязов», сам высмеял штампы хоррор-фильмов в культовом «Крике». Но теперь всё изменилось.
«Хижина в лесу» показала, что можно интересно обыграть скучные клише, вставить кучу отсылок к знаковым лентам жанра и при этом сделать хорошее кино. Выход фильмов «Бабадук», «Оно» (It Follows), «Сырое» вернул ужасам былую славу и благосклонность критиков. Последние дали новой волне ужасов модное название — пост-хоррор, в значении ужаса, несущего в стандартной форме концептуально новые идеи. Благодаря студиям А24 и Bloomhouse новая волна хорроров процветает, и таких картин теперь полно. Среди молодых режиссёров трудно выделить нового Романа Полански, Хичкока или Джорджа Ромеро, но у некоторых есть все шансы стать одним из них.
Кевин Колш и Деннис Уидмайер
Колш и Уидмайер работают вместе с 2003 года, пока что на их счету немного фильмов: участие в антологии ужасов «Чёрные праздники», работа над сериалом «Крик» и полный метр «Глаза звезды». Последний, как раз является представителем новой волны хорроров.
Колш и Уидмайер создали коктейль из боди-хоррора, оккультных идей и слэшера, а ингредиенты смешали в таких пропорциях, что хочется добавки. Жанровое пиршество венчает ретро-саунд в стиле восьмидесятых, который уже давно стал мейнстримом в кругах любителей кино. Инфернальный Лос-Анджелес не раз заставляет вспомнить Дэвида Линча. Главное достоинство картины в рифмовке идей продажи души дьяволу и продажи своего тела жирному продюсеру за роль в фильме. При этом, с уверенностью сказать, что происходит на экране: психоз героини или реальное положение дел, невозможно. Этот факт роднит «Глаза звезды» с бессмертным «Ребёнком Розмари» Романа Полански.
Колш и Уидмайер показали себя как способные постановщики, и студия Paramount поручила им новую адаптацию культового романа Стивена Кинга «Кладбище домашних животных». Режиссёры собрали крепкий каст во главе с Джейсоном Кларком из второй «Планеты обезьян». Трейлер чётко дал понять — фильм не будет строго следовать сюжету книги. Хорошо это или плохо, каждый для себя определяет сам. Узнать, пробились ли Колш и Уидмайер в высшую лигу, можно уже с 4 апреля.
Николас Песке
Режиссёру итало-американского происхождения, Николасу Песке, всего 29 лет, снял он два фильма и оба обласканы критиками. Первый, звезда Сандэнса 2016, — «Глаза моей матери».
Чёрно-белый фильм стал явным поклоном Альфреду Хичкоку. За час хронометража Песке удается провести глубокий психоанализ героини и наполнить фильм сильными визуальными образами. Насилие в основном происходит за кадром, но подаётся красиво, в духе ужасов шестидесятых. Менее очевидна параллель с книгой Рю Мураками «Кинопроба», хотя главные героини во многом схожи: они хотят любить и быть любимыми. Проблема только в том, что они понимают слово «любовь» по-своему. Кто бы мог подумать, что следующей картиной Песке как раз станет адаптация новеллы Рю Мураками.
Здесь Песке показывает, что ему не принципиально какой хоррор снимать: хотите — будет в стиле Хичкока, хотите — будет джалло, почему бы и нет. «Пирсинг» получился стильным упражнением в ужасах и чёрной комедии, полный психоанализа, ножей для колки льда, кляпов и других наборов для садо-мазо без стоп-слова. Слэпстик-эпизод в исполнении Кристофера Эббота — одна из лучших сцен в ужасах за последнее время.
Еще после дебюта Песке приметил Сэм Рэйми и по праву продюсера сделал Николаса режиссёром ремейка «Проклятия». Франшизу перезапускали множество раз, начиная с японского ремейка японского же оригинала, заканчивая индийской версией. Оригинальный фильм пугал бледными японскими девочками с длинными чёрными волосами ещё до того, как это стало мейнстримом, но фильму не хватало проработанного сценария и стильного визуального ряда. Пока что, ни одной причины сомневаться в Николасе нет, тем более на главных ролях Андреа Райзборо, звезда, ставшего культовым еще до релиза «Мэнди». Выход ремейка «Проклятия» ожидается в 2020 году.
Ари Астер
Первым фильмом американского режиссёра еврейского происхождения Ари Астера стал один из главных хорроров 2018 года — «Реинкарнация».
Продюсировала фильм компания А24, известная в кругах любителей независимого кино. «Наследственность», которую российские прокатчики обозвали «Реинкарнацией», получилась действительно крепким ужасом, с хорошими актёрскими работами и выверенным сценарием.
Это снова вариация на тему «Ребёнка Розмари», только гораздо более однозначная, чем оригинальный фильм, но от этого не менее интересная. 87% на Metacritic сделали своё дело, и Ари Астер стал одним из самых обсуждаемых хоррор-мейкеров прошедшего года. В следующем фильме, режиссёр решил обратиться к шведской культуре и рассказать, чем может обернуться праздник летнего солнцестояния «Мидсоммар».
«Молодая пара отправляется в летний отпуск. По пути они заезжают в шведскую деревеньку, жители которой проводят традиционный сезонный обряд. Недавняя смерть родителей одного из героев заставляет чувствовать страх перед этим скандинавским обычаем» — так звучит синопсис грядущего фильма, и звучит, надо сказать интригующе. В главных ролях Уилл Поултер, известный по фильмам «Выживший» и «Мы — Миллеры», и Флоренс Пью. Выход картины запланирован на 8 августа 2019 года.
Роберт Эггерс
Роберт начинал карьеру как дизайнер и режиссёр театральных постановок, что отразилось в его дебютном фильме «Ведьма».
«Ведьма» один из главных представителей пост-хоррора, наряду с такими картинами как «Оно» (It Follows) и «Бабадук». Заявленная ведьма появляется на экране не более чем на пять минут, а история концентрируется на том, какие плачевные последствия несут религиозные предубеждения, на примере наименьшей ячейки общества — семьи. Фильм полон субстанции, которая многими зовётся размытым словом «атмосфера». Опыт дизайнера помог Эггерсу создать убедительные декорации и костюмы, а необычное соотношение сторон вызывает жуткий клаустрофобический эффект.
Сейчас Эггерс работает на картиной «Маяк» — это история стареющего хранителя маяка по имени Олд, который живёт в начале ХХ века в штате Мэн. Все любители жанра знают, что штат Мэн полон сверхъестественного, не в последнюю очередь благодаря Стивену Кингу. В главных ролях Уиллем Дефо и Роберт Паттинсон. Выход назначен на 2019 год.
Джордан Пил
Джордан Пил — американский комик, сценарист и продюсер, который неожиданно переквалифицировался в одного из самых обсуждаемых хоррор-мейкеров последних лет и заявил, что выпустит 4 социальных триллера. Первым стал «Прочь».
Фильм порядком пошумел и даже отхватил «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. Заслуженно или нет, это уже другой вопрос, но отрицать проработанность истории нельзя. Пил грамотно прописал главного героя, развесил чеховские ружья, и все они к концу картины выстрелили, но в жюри «Оскара», скорее, заметили свежий подход к вопросу расизма. Новая картина Пила тоже посвящена необычному взгляну на тему расизма.
Фильм «Мы» расскажет о семейном отдыхе афроамериканской семьи, членов которой преследуют их злобные двойники. Лупита Нионго, одна из исполнительниц главных ролей, сказала, что при подготовке к роли Джордан попросил её посмотреть десяток хорроров: начиная с «Сияния», заканчивая «Мученицами» и «Бабадуком». Выход запланирован на 28 марта 2019 года, а пока можно насладиться полным отсылок трейлером.
На самом деле нет никакого пост-хоррора, фильмы ужасов изначально несли в себе какие-то идеи, даже если форма целиком преобладает над содержанием. В один момент жанр стал слишком коммерческим, но теперь все возвращается на свои места, а мы ждем фильмы вышеперечисленных Полански и Хичкоков.