60 дней кино и сериалов за 0 ₽
Условия подписки: clck.ru/dnhea. 18+
DTF60
Забрать
60 дней подписки Яндекс Плюс бесплатно для новых пользователей, ранее не оформлявших подписку Яндекс Плюс либо подписки, её включающие, при условии привязки банковской карты. Далее — автопродление: 199 ₽/месяц. Действует на территории РФ. Активировать до 01.09.22 г. включительно на сайте https://hd.kinopoisk.ru/gift. Условия: clck.ru/FMQND.

Женское колдовство: как эволюционировал образ ведьмы в кино Статьи редакции

Из карикатурной злодейки в неоднозначного персонажа.

В современном кино ведьмы могут быть абсолютно разными: пугающими, сильными, смешными или трогательными. Характеры этих персонажей не плоские, а за их поступками часто скрываются сложные личные истории или внутренние трагедии.

Однако прежде чем стать по-настоящему интересными киноперсонажами ведьмы прошли долгий путь, во время которого они серьёзно изменились внешне и внутренне.

Истории и сказки

Ведьма — персонаж, появившийся в массовой культуре неспроста: женщины, занимающиеся магией, были частью общества во многих народах мира с древнейших времён. Одно из первых рукописных упоминании о ведьмах появилось в период между X и VIII веками до нашей эры — в Библии. Издревле считалось, что при помощи колдовства можно лечить болезни, насылать проклятия и ещё много всего. Таинственность и сила магии привлекали и пугали людей: в итоге ведьмы стали постоянными героями фольклора и литературных произведений.

Колдуньи отметились и в реальной истории: в XV — XVI веках в Западной Европе существовала Святая инквизиция — учреждение, занимающееся борьбой с ведьмами. Женщин, занимавшихся магией, в то время считали прислужницами Сатаны, и обвиняли во многих бедах. За колдовство пытали и казнили, правда без разбора: чтобы считаться ведьмой достаточно было, например, иметь красивую внешность или родимое пятно.

Именно исторические факты и литература были источниками вдохновения для первых фильмов о ведьмах. Правда, их было совсем немного: пальцев рук хватит для того, чтобы пересчитать ленты про женскую магию, снятые с момента изобретения кинематографа и до 1940-х годов.

Первые фильмы, в которых появляются колдуньи — это две экранизации пьесы Шекспира «Макбет»: первая вышла в 1906 году (до наших дней не сохранилась), вторая — в 1916 году. Так же, как и в книге Шекспира, в фильме ведьмы — три старухи, предсказывающие Макбету будущее. Их роль состояла лишь в том, чтобы двигать сюжет в нужном направлении, за их поступками не стояли никакие тайные мотивы или цели. Ведьмы просто учиняли проблемы.

Что касается внешнего вида первых киноведьм, то он вполне соответствует стандартным представлениям о них: лохматые, седовласые, с уродливыми лицами и в чёрной одежде. К слову играли ведьм мужчины: актёры Л. Тайлден, Скот МакКи и Джек Леонард.

Следующий известный фильм с участием ведьм — полудокументальная скандинавская лента 1922 года «Ведьмы». Режиссёр и сценарист фильма Беньямин Кристенсен в этом фильме хотел не только показать то, как ведьм представляли в обществе, но и рассказать, насколько безумной была охота на ведьм. Для создания фильма он изучил около 60 различных трудов, в том числе известнейшее пособие по охоте на ведьм «Молот ведьм» и труды конца XIX — начала XX века по психологии и неврологии.

В итоге в игровых частях фильма Кристенсену удалось показать достаточно полный стереотипный образ ведьм: в фильме они летали на мётлах, варили зелья, делали жертвоприношения и поклонялись Сатане. Ведьмой могла быть как молодая и красивая девушка, так и старуха, живущая на окраине города.

Фильм о реальной охоте на ведьм в этот период был снят и в США. Правда, он был не о Святой инквизиции, а о ведьмах из Салема. Этот американский город в конце ХVII века прославился громким судебным процессом, в ходе которого по обвинению в колдовстве 19 женщин и один мужчина были убиты, и ещё около 200 сели в тюрьму.

Первый фильм об этих событиях — «Девушка из Салема» — был снят в 1937 году. Он рассказывал о том, как просто в те годы было попасть под обвинение в колдовстве. Главная героиня фильма — молодая свободомыслящая девушка Барбара, которая влюбилась в путешественника. Одного этого факта было достаточно, чтобы вызывать подозрение у горожан. К тому же Барбару в колдовстве обвиняла соседская девочка. В итоге девушку отправили под суд и приговорили к смертной казни.

Кадр из фильма «Девушка из Салема» (1937)

Звучит парадоксально, но ещё до выхода фильма о салемских ведьмах, в 1934 году в Америке сняли кино о чёрной магии вуду: «Она — дьявол» (Drums O’ Voodoo). Главные герои этого фильма спорят о религии: часть придерживается христианства, часть — атеизма, часть — магии. Последняя в кино ярче всего представлена благодаря персонажу по имени тётушка Хэгар — непосредственно ведьме вуду.

Кадр из фильма «Она — дьявол» (1934)

Первый интерес к ведьмам со стороны массовой аудитории возник благодаря экранизациям сказок: в них ведьмы, естественно, были главными злодейками и мешали главным героям жить спокойно и счастливо.

Первая сказочная колдунья появилась в 1937 году в мультфильме «Белоснежка и семь гномов». Злая королева, она же мачеха Белоснежки — типичная ведьма: умеет менять внешность и готовить зелья, у неё есть помощник-животное — чёрный ворон. В реальном обличье ведьма имеет крючковатый нос с бородавкой, длинные седые волосы и носит чёрный балахон. Главная цель королевы: убить Белоснежку, чтобы стать самой красивой женщиной на свете.

Следующая киносказка, «Волшебник страны Оз», вышла двумя годами позднее в 1939 году. Главная злодейка в нём — ведьма Теодора. Она носит классическую остроконечную шляпу, её кожа жуткого зелёного цвета, а ещё она летает на метле.

Главная особенность «Волшебника страны Оз» в том, что в нём впервые использован приём противостояния плохой и хорошей ведьм. Противником Теодоры выступает Глинда — добрая колдунья, в воздушном розовом платье с волшебной палочкой и исключительно добрыми намерениями.

Комедия и ужасы

В течение 40-х и в начале 50-х годов ведьмы в кино практически не появлялись. Пожалуй, единственный известный пример фильма о колдовстве в этот период — комедия «Я женился на ведьме» (1942).

Главная героиня фильма, Дженнифер — одна из салемских ведьм. Во время знаменитого процесса её вместе с отцом-колдуном похоронил под деревом пуританин Джонатан Вули. После этого ведьма наслала на его род проклятье, обрекла всех мужчин Вули на несчастливый брак.

Так и происходило до тех пор, пока в 1942 году в дерево, под которым находились Дженнифер с отцом, не попала молния, которая освободила духов. Выбравшись наружу, Дженнифер решает лично мстить нынешнему потомку Вули — Уолласу: создаёт себе привлекательный образ и пытается соблазнить мужчину, используя женское обаяние и любовное зелье. Это был первый, но далеко не последний случай использования приворота в кино.

«Я женился на ведьме» — первая комедия о ведьме

«Я женился на ведьме» — фильм, который задал новый вектор в изображении ведьм в кино. В нём колдовство впервые переносится из прошлого в настоящее, а ведьма становится главным персонажем. В «Я женился на ведьме» сформировался и стандартный образ для киноколдуний 40-60-х годов: хрупкая молодая блондинка, которой на самом деле уже несколько сотен лет.

Подобный внешний вид и у ведьмы Джиллиан Хоррой в романтическом фэнтези «Колокол, книга и свеча» (1957). Колдунья в фильме — главная героиня, и тоже умеет варить любовные зелья.

У ведьмы в «Колокол, книга и свеча» был кот. Правда, не чёрный, а сиамский

Первый всплеск популярности ведьм в кино пришёлся на 60-70-е годы. Причин для этого было две. Первая — активизация на западе феминистического движения и появление так называемой «второй волны» феминизма. Активная борьба женщин за равенство полов, в том числе за право на одинаковую оплату труда и право занимать должности в политике, вызывали в обществе беспокойства.

В 70-е некоторые радикальные феминистки США состояли в организации WITCH: the Women’s International Terrorist Conspiracy From Hell (Международный террористический заговор женщин из Ада).

Ведьмы, как отклик на активность феминисток, появлялись как в кино, так и на телевидении. Самый яркий пример этого тренда — ситком «Моя жена меня приворожила» (1964 — 1972). Главная героиня сериала — ведьма-домохозяйка Саманта, которая вышла замуж за смертного Дэррина. Она использует волшебство, чтобы упростить жизнь себе и своему мужу. Мужчина же постоянно пытается убедить Саманту отказаться от колдовства и быть «обычной домохозяйкой». Но, в итоге, Дэррин смиряется с необычными способностями жены-ведьмы.

Саманта колдует при помощи жестов рук или подергивания лица

В кино, пожалуй, наиболее ярким примером отклика на активность феминисток был фильм Disney «Набалдашник и метла» (1971). Сюжет фильма разворачивается во время Второй мировой войны. Главная героиня Эглантин Прайс — непрофессиональная ведьма, которая живёт в английской провинции и пытается защитить страну от нападения нацистов. Параллельно она следит за тремя детьми, которых ей на попечение отправили из Лондона.

Кадр из фильма «Набалдашник и метла» (1971)

Другая причина интереса к ведьмам в кино более мрачная: в 60-70-е годы в западном обществе обострился страх перед сатанизмом и оккультизмом. Ведьмы, как прислужницы Сатаны, отлично подходили для того, чтобы вводить в ужас и без того напуганную аудиторию. Поэтому эти два десятилетия — время расцвета хорроров о ведьмах.

Показывали колдуний в ужасах по-разному. Так, в фильме «Маска Сатаны» (1960) мстительная ведьма вселяется в молодую девушку. В «Ночи орла» (1962) чёрную магию практикует современная женщина. В культовом хорроре Романа Полански «Ребёнок Розмари» (1968) ведьмы — старухи, поклоняющиеся Сатане.

В «Плетёном человеке» (1973) главный герой попадает на остров, полностью населённый язычниками. Ведьмы в фильме участвуют в разных ритуалах, в том числе танцуют вокруг костра и совершают жертвоприношения. В «Суспирии» (1977) Дарио Ардженто ведьмы собираются на шабаш в балетной школе.

В этот же период ведьмы появились и в советском кино. Колдуньи, как персонажи, присутсвовали в экранизациях классики: короткометражке по рассказу Чехова «Ведьма» (1958) и фильме по мотивам повести Гоголя «Вий» (1967).

Кадр из фильма «Вий» (1967)

Время ведьм

Следующая волна популярности ведьм в кино началась в конце XX века: женщины-колдуньи в этот период с завидной регулярностью появлялись в качестве главных героинь в мелодрамах, комедиях, детских фильмах, исторических картинах, хоррорах. Ведьмы перестали быть аутсайдерами, стали более человечными и добрыми. Общество начало понимать и принимать их.

Причинами резкой популярности ведьм в девяностые принято считать рост интереса к язычеству в США, в частности к викки (религии, основанной на колдовстве) и возникновение феминизма «третей волны». Хотя, вполне возможно, что популярность ведьм — банальное стечение обстоятельств: просто звёзды сошлись и они стали модными персонажами.

В конце ХХ века в фильмах о ведьмах образовалось несколько основных направлений. Первое — ведьма хочет любить. Истории на эту тему были запутаннее, чем простой любовный приворот из 40-х и 50-х. Например, в чёрной комедии «Иствикские ведьмы» три одинокие подруги мечтают встретить прекрасного мужчину. И он в их жизни появляется, правда, один на троих.

Кадр из фильма «Иствикские ведьмы» (1987)

Другая история — в фильме «Практическая магия». Здесь две сестры Оуэнс, ведьмы по роду, обречены на несчастную любовь: все их романы обязательно заканчиваются трагически для избранника. Однако главная особенность «Практической магии» не в любовной истории, а в том, что сестёр, которых в начале фильма недолюбливали все жители города, к концу полюбили и приняли.

Кадр из фильма «Практическая магия» (1998)

Второе направление, в которое, кстати, попадает и «Практическая магия» — колдовской род или династия ведьм. Идея того, что магия передаётся по наследству присутствует в таких проектах, как «Сабрина — маленькая ведьма», «Зачарованные» и «Фокус-покус».

Третья тенденция — ведьмы-старшеклассницы. Впервые эту идею в кино воплотили в 1989 году в фильме «Маленькая колдунья». Его главная героиня 15-летняя Луиза случайно узнаёт, что она была ведьмой в прошлой жизни. При помощи магического амулета девушка возвращает себе сверхъестественные способности, а потом, используя колдовство, становится самой популярной в школе. Правда, в итоге девушка отказывается от магии, поняв, что счастья можно добиться и своими руками.

Кадр из фильма «Маленькая колдунья» (1989)

Более мрачный вариант развития этой темы представлен в фильме «Колдовство» (1996). В нём четыре старшеклассницы решают объединиться и создать ковен. Магия нужна им, чтобы отомстить обидчикам. Сначала всё идёт хорошо, но в итоге одна из девочек слишком глубоко погружается в чёрную магию и становится безумной.

Кадр из фильма «Колдовство» (1996)

Ещё одна ведьма-школьница — Уиллоу Розенберг из сериала «Баффи — истребительница вампиров». Она простая девушка, которая самостоятельно научилась колдовству и, в итоге, стала достаточно сильной колдуньей.

Идея того, что магии нужно учиться — ещё одно популярное направление в кино о ведьмах конца ХХ века. Впервые школа магии появилась на экране в 1986 году в детском телевизионном фильме «Самая плохая ведьма». Все ведьмы-ученицы получали себе в помощники чёрного кота, учились летать на метле и читать заклинания. Главная героиня фильма справлялась с уроками хуже всех.

Кадр из фильма «Самая плохая ведьма» (1986)

Целый институт волшебства был в советском новогоднем фильме «Чародеи». Главные героини в нём были не ученицами, а уже опытными ведьмами: заведующая лабораторией Алёна Савина и директор института Кира Шемаханская.

Идею ведьмовских школ удачно продолжила Джоан Роулинг в серии романов о Гарри Поттере, которые как раз начали выходить в конце 90-х годов, а к началу нулевых уже подоспели первые экранизации. В поттериане ведьм много, среди них есть и добрые, и злые. Они умеют колдовать при помощи заклинаний, летать на метле и ещё много всего.

Естественно, в это время появлялись и фильмы про ведьм с классическими сюжетами. Например, ведьма-злодейка, жаждущая власти и меняющая внешность, в фильме «Ведьмы» (1990) и мультфильме «Русалочка» (1989), салемская охота на ведьм в «Суровом испытании» (1996) и хорроры о колдуньях, главный из которых «Ведьма из Блэр» (1999).

А что сейчас?

В начале XXI века популярность ведьм ушла к другим мистическим персонажам: в нулевые бал правили вампиры, чуть позже зомби. Однако, колдуньи с экранов не пропадали. А за последние несколько лет и вовсе снова отвоевали место самых востребованных сверхъестественных персонажей.

Сейчас ведьмы с часто появляются в хоррорах («Демон внутри», «Реинкарнация», «Ведьма»), становятся главными персонажами в сериалах («Салем», «Ведьмы Ист-Энда», «Тайный круг»). Также нередкостью стали ремейки и ребуты культовых проектов о ведьмах. Только в 2018 году их было три: «Леденящие душу приключения Сабрины», «Зачарованные» и «Суспирия».

Кадр из фильма «Ведьма» (2015)

Образ ведьмы в XXI веке продолжил развиваться дальше в сторону человечности. Колдуньи, даже в сказках, стали реже показываться однобоко, превратившись в сложных персонажей с основательной мотивацией. Например, героиня сериала «Однажды в сказке» Реджина Миллс — злодейка, но с личной трагедией, которая в итоге заставляет её стать доброй.

В ремейке мультфильма «Спящая красавица», фильме «Малефисента», ведьма превращается из обычной жестокой злодейки в женщину с сердцем, способную на любовь и раскаяние: она жалеет о насланном на Аврору проклятье и спасает её от своего же колдовства.

Другой тренд в современном кино о ведьмах: они стали мрачнее. Добрые и милые истории с участием колдуний, как в девяностые, сейчас найти сложно. Гораздо легче обнаружить ведьм в хорроре или триллере.

Отлично этот тренд заметен по вышедшему в прошлом году сериалу «Леденящие душу приключения Сабрины». Он основан не на тех же комиксах, что известный ситком девяностых «Сабрина — маленькая ведьма». Сериалы диаметрально противоположны по духу: старая версия легкая и смешная, новая — страшная и жуткая. В «Леденящих душу приключениях Сабрины» есть кошмарные монстры, жертвоприношения и сатанизм. В сериале девяностых такое представить сложно.

Ещё одно преобразование, которое произошло с ведьмами в кино в XXI веке: они стали более разнообразными внешне. Всё это, естественно, происходит на волне распространения бодипозитива и голливудской борьбы за равную репрезентацию всех рас в кино. Например, в третьем сезоне сериала «Американская история ужасов» ведьм играют актриса с синдромом Дауна Джейми Брюэр и темнокожая актриса с полнотой Габури Сидибе. А в перезапуске «Зачарованных» трёх белых сестёр заменили на девушек разных рас.

Новую волну популярности ведьм связывают опять же с феминизмом, в частности с движением MeToo. Дело в том, что многие феминистки считают ведьму персонажем, который лучше всего отражает идею их движения: она — женщина, обладает древней суперсилой и способна напугать мужчин. Настоящий борец с патриархатом.

В наиболее радикальных версиях этой идеи популярность ведьм связывают с избранием Дональда Трампа, хоть это и попахивает теорией заговора.

У интереса к ведьмам есть и другие причины: вновь возросший интерес к оккультизму и мода на ностальгию, которая сейчас как раз направлена на девяностые и начало нулевых — самое популярное время для киноведьм.

Кадр из фильма «Суспирия» (2018)

На самом деле, не важно в чём причина популярности ведьм сейчас. Главное, что они вернулись на экраны и пока не собираются с них пропадать. Так, на 2020 год запланирован выход ремейка фильма 1990 года «Ведьмы», а также работа ведётся над новой версией ситкома «Моя жена меня приворожила». И это определённо не конец.

0
32 комментария
Написать комментарий...
Serge Maverick

Не понял, а где Эльвира?

Ответить
Развернуть ветку
Материализм и эмпириокритицизм

-О! Рагу из ягнёнка!
-Это ночной горшок моего мужа, мадам.

Ответить
Развернуть ветку
Ди Ди

О да! А я смотрю старичков тут не мало. )))

Ответить
Развернуть ветку
Moonshine Whisky

Тем временем видео-игры.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Щибрик

Байонетта — лучшее, что происходило на стыке ведьм и аниме, кроме шуток.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Цуканов
Ответить
Развернуть ветку
Артур

хорошо, но потом - сжечь)

Ответить
Развернуть ветку
Офицер Приловски

господи, какой охуенный кот!

Ответить
Развернуть ветку
Женатый ГОСТ

«Ведьма» (2015) один из лучших малобюджетных фильмов последнего времени. Очень приятный

Ответить
Развернуть ветку
Roman Ekko

Один из лучших хорроров за десятилетку.

Ответить
Развернуть ветку
Сергѣй Лазарь

Да, отличный фильм, советуем!

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия

Уточнение: инквизиция изначально занималась только еретиками, и ведьм не сжигали, т.к. они не отрицали Бога. А вот позже инквизиторы расширили сферу деятельности и занялись теми, кто, по их мнению, служил Сатане.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Жилин

А вы не знаете почему ловили только ведьм, а колдунов особо не искали?

Ответить
Развернуть ветку
Yes, Your Grace

Возможно, потому что мужик и звездюлей может дать инквизиторам х)
А вообще вопрос интересный

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия

Потому что мы - "сосуд греха" и "исчадия ада"? :)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Аммосов

"Отлично этот тренд заметен по вышедшему в прошлом году сериалу «Леденящие душу приключения Сабрины». Он основан не на тех же комиксах, что известный ситком девяностых «Сабрина — маленькая ведьма». "

Не совсем так - новый сериал основан именно на перезапуске комиксов (2014), который как раз был более мрачным и жестоким (помрачнее сериала), у них один и тот же сценарист кстати.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Верещагин

Так в тексте и сказано, что «не на тех же». Первый сериал основан на комиксах шестидесятых, да и то постольку-поскольку, а Chilling Adventures не то, чтобы перезапуск в полном смысле этого слова. Это спин-офф Afterlife with Archie, где персонажи сильно поменялись. Та самая Сабрина осталась где-то в New Riverdale.

Ответить
Развернуть ветку
Jastis Lej

Вообще поржал с этого "новая — страшная и жуткая". Единственное, что меня пугало - пофигизм и уровень агит-пропаганды =\

Я отхвачу за эти слова, да?

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Golyakevich

Советский филиал инквизиции :)

Ответить
Развернуть ветку
Sofya Subbotina
Ответить
Развернуть ветку
Fobian

Хотя картинка там адовая конечно, но после 5 минут просмотра уже её перестаёшь замечать.

Ответить
Развернуть ветку
Ди Ди

Моя любимая ведьма. )

Ответить
Развернуть ветку
Kudjo
Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Милованкина

четыре комнат если не ошибаюсь?

Ответить
Развернуть ветку
Kudjo

Именно так

Ответить
Развернуть ветку
Ди Ди

Из смежного медиа. Думаю не так много народа про этот альбом слышало (там все треки такие).

Ответить
Развернуть ветку
Boris Gaykovich

Нет Эльвиры. Статья - фуфло! :)

Ответить
Развернуть ветку
Ди Ди

К слову, в цифровых архивах встречал пару любопытных книг про историю "золотого века" американского комикса.
- Tales from the Crypt-The Official Archives
- Tales of Terror Compendium-The EC Companion

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Ryabenko

Перестал смотреть "Однажды в сказке" когда Регина а потом и Рампульстинскин стали добрыми. Эта парочка - единственное что там вообще было интересно.

Ответить
Развернуть ветку
Axel Moor

Приятный, насыщенный деталями материал, спасибо :)

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Милованкина

А как же старая добрая классика Мастер и Маргарита

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Читать все 32 комментария
null