«Скотт Пилигрим…» — понятное кино

Июль 2010 года ознаменован выходом таких фильмов, как: «Начало» ВЕЛИКОГО И НЕСРАВНЕННОГО Кристофера Нолана, «Гадкий Я» Пьера Коффана, «Повелитель Стихий» М. Найт Шьямалана, «Хищники» Нимрода Антала… и, конечно, сабж — «Скотт Пилигрим против всех» Эдгара Райта. Можно даже и не спрашивать: кто, собственно, правил балом.

Но несмотря на малые сборы, очень скоро весь интернет разразился статьями об этом фильме. И в рунете его также обсуждали, разве что, может, не так часто.

Однако для многих до сих пор остаётся открытым вопрос: Как понять это кино? И почему о нём все говорят?

Что ж, давайте попробуем разобраться. А начну я с сюжетной составляющей. Как же работает эта история?

Что является двигателем сюжета? Правильно — персонажи. О них и пойдёт основная речь. Однако попутно я буду отмечать и ещё кое-что.

Для начала постер и название фильма.

https://www.kinopoisk.ru/film/105948/
https://www.kinopoisk.ru/film/105948/

На постере, очевидно, сам Скотт Пилигрим, какая-то баба и семь злых морд. Ну, понятно, теперь, против кого главный герой будет.

Так что же мы знаем о Скотте Пилигриме?

http://www.matamune.ru/video/2013-07-05.php
http://www.matamune.ru/video/2013-07-05.php

Фильм начинается с насмешливого вступления в шесть полустрок, которое и поведает нам основную информацию: в Торонто, Канада, у Скотта Пилигрима проблемы с личной жизнью. Соответственно, сюжет будет строиться на этом, и комедия будет основана на отношениях главного героя с девушками. Это может даже повлиять на качество персонажей.

Но важно ещё и не упустить момент: какие проблемы? Скотт Пилигрим встречается со школьницей.

Раскрывается ли причина этих проблем? В первом акте даются лишь намёки, которые я, к сожалению, сразу разглядеть не смог. Во время очередной прогулки со школьницей Скотт выражает неприязнь по отношению к некоей Энви Адамс (сыгранной небезызвестной сейчас Бри Ларсон), солистке группы The Clash at Demonhead.

https://forrome.livejournal.com/8526.html
https://forrome.livejournal.com/8526.html

И для меня это сработало иначе. Но об этом позже.

Интересен ли персонаж Скотта? Для того, чтобы ответить на этот вопрос окончательно, необходимо прошерстить все важные аспекты фильма.

Школьница. Чау Найвз — китаянка 17 лет. Тащится от Скотта Пилигрима. Чего она хочет? Быть рядом с ним. Запомните, мы к этому ещё вернёмся.

https://vk.com/scottpilgrimrp
https://vk.com/scottpilgrimrp

Первый диалог в фильме нам представляет важных, на данный момент, для Скотта персонажей.

Ким. Играет на ударных. Первая интересуется личной жизнью Скотта, в язвительном тоне. Вывод: не безразлично, он её бросил.

Стивен Стиллс. Талант, гитарист. Воплощение посредственности, скучен даже по меркам комедии. Но интересно, что это могло быть сделано специально. Почему? Я не сразу это понял, но, как выясняется позже он думает только о себе. И в начале фильма Стивен не проявляет почти никакого интереса к теме разговора. Поэтому мне показалось, что персонаж скучен. Впрочем, его некоторый эгоизм по отношению к Скотту не делает его интереснее. Ибо мы все помним, кто главный герой.

Юный Нил. Живёт в гараже у ребят, где они репетируют. Этакая тень Скотта Пилигрима. Ведь он единственный из них, кто показывает открытый интерес к теме разговора. При этом Нил не стебёт Скотта и не делает вид, что у него ситуация лучше. Вообще, как выясняется, даже хуже. Но об этом потом.

https://www.last.fm/ru/music/Sex+Bob-Omb/+images/a14e24edf5d447cb89f1f6e8ae3df0f8
https://www.last.fm/ru/music/Sex+Bob-Omb/+images/a14e24edf5d447cb89f1f6e8ae3df0f8
https://www.last.fm/ru/music/Sex+Bob-Omb/+images/c79d0b6ad0674a8080a2f73757423002
https://www.last.fm/ru/music/Sex+Bob-Omb/+images/c79d0b6ad0674a8080a2f73757423002

Что нужно им (ибо, за счёт одной цели, их проще воспринимать именно вместе, как одного персонажа)? Прославить их группу - «СЕКС-БОБ-ОМБ». В принципе, уже очевидно, что последует дальше.

Как Скотт Пилигрим представляет Найвз друзьям? Оправдывается перед ними. Буквально обещает, что она будет вести себя хорошо. Ставлю на то, что они расстанутся. Причина: баба на постере. Зря она что ли там?..

Интересно, что только после представления этих героев появляются вступительные титры.

Ну, и нам показывают несколько третьесортных персонажей, которые не особо то влияют на сюжет. Вот на хронометраж — да, но комичные вставки с ними доставляют. Персонажи хоть и одногранные, но довольно яркие.

Уоллес — друг-гей Скотта Пилигрима, который предоставил ему жильё. Сарказм - это его девиз. Порой даже непонятно, где он шутит, а где говорит серьёзно. Но в контексте фильма это работает очень хорошо.

Впрочем, Уоллес — исключение из третьесортных персонажей. Здесь он выполняет роль наставника (который не особо то и нужен был бы, если бы не тупость Скотта). Его советы вполне себе очевидны. Но, думаю, режиссёр Эдгар Райт взял за основу построения сюжета классическую трёхактную структуру, для которой наставник имеет символическое, хоть и необязательное, значение. Сродни Оби-Вану Кеноби из Звёздных войн 70-х годов.

Стейси — сестра главного героя. Судя по всему, главный пакостник в семье — лишь бы нагадить брату. Во взаимодействии с Уоллесом очень неплохо смотрится.

Джули — бывшая Стивена Стиллса. Воплощение презрения всех девушек по отношению к Скотту Пилигриму. О том, как работает её персонаж в фильме, я скажу в следующей статье.

Так чем же интересен Скотт Пилигрим? Во-первых, его цель — наладить личную жизнь. Даже если пока он об этом не знает. Во-вторых, Цель Скотта различается с целями его близких. Да, он встречается с Найвз, но при этом стыдится её. Да, Пилигрим играет в группе, но ему плевать на её судьбу. Неочевидно? Смотри дальше.

После представления вышеперечисленных персонажей нам подают символизм через воображение главного героя.

https://pikabu.ru/story/eshche_nemnogo_skotta_piligrima_1590837
https://pikabu.ru/story/eshche_nemnogo_skotta_piligrima_1590837

И вообще большинство вещей в фильме режиссёр советует воспринимать именно так — через его фантазию.

Скотт впервые действительно приходит к выводу, что на самом то деле он совсем один. И тут же появляется баба с постера, которая выводит его из этого состояния.

Так а теперь. Где там ружьё имени Чехова? ВЫСТРЕЛ №1. Когда Скотт просыпается, между ним и Уоллесом происходит диалог. В ходе него выясняется, что имя некоторой Энви под запретом. Именно на этом моменте я и понял, кто такая Энви Адамс в контексте сюжета. Однако здесь вновь только имя прозвучало. Ещё напомню, что Уоллес — всего лишь третьесортный персонаж. Стоит задуматься.

Продолжим. Баба с постера появляется как бы случайно… ну, да, совсем. Поэтому он тут же находит её в реальности, ага. И это, кстати, конец первого акта. Дальше герою необходимо действовать.

И что же делает Скотт Пилигрим? Конкретно тормозит. Буквально выпадает из реальности на неопределённое время, а потом возвращается обратно. И это случается не один раз.

Можно даже подумать, что первый акт заканчивается где-то не здесь. Но, на самом деле, такое развитие очень характерно для главного героя, ведь почти весь фильм, по сути, строится на его воображении.

А тормозит Скотт до того момента, пока не понимает до конца: девушка таки реальна.

Имя ей — Рамона Флауэрс. Пожалуй, самый адекватный персонаж фильма. Хороша своим безразличием, уже с первого появления.

«Скотт Пилигрим…» — понятное кино

Реакция Юного Нила. Полное непонимание того, что вообще происходит. Это явно подчёркивает тот факт, что Нилу никогда не понять Скотта. Во-первых, потому, что Пилигрим — главный герой, и основное развитие уделяется именно ему. Плюсуем к этому все несуразные диалоги Юного Нила, реплики невпопад, повторение фраз за Скоттом (либо же просто слепое бесполезное согласие). И, конечно же, следует помнить, что у Нила большие проблемы с личной жизнью. Ибо… к этому мы ещё вернёмся.

Реакция Стивена Стиллса. Чисто по-дружески наплевательская, эгоистичная. Больше обращает внимание на свою бывшую, чем на проблему Скотта.

Реакция Ким. Ей даже говорить ничего не пришлось. Достаточно красноречивого взгляда этой девушки при упоминании, что Скотт её бросил.

Реакция Рамоны. Главный герой действует и находит девушку, о которой он постоянно думает. Потому что она ходит через «удобный подпространственный тоннель» в его голове. 5 км за 15 секунд. У-у-у, очевидный символи-и-изм. Но как визуальная метафора — вполне неплохо. И он, значится, предлагает ей затусить с ним. На что Рамона соглашается под предлогом: «если да, то отстанешь?». Надо же как-то двигать сюжет дальше. И вскоре Скотт приглашает её на свидание.

Реакция Найвз Чау. Пф. Никакой Найвз, о чём вы? Скотту проще промолчать и сделать вид, что ничего не случилось.

Только вот случилось, и на Найвз ему совершенно плевать. Если вспомнить их игру про ниндзя, то там это очень неплохо прослеживается. Раньше они выигрывали, а теперь из-за вялого Скотта они обречены на провал. Метафора. Но это не всё. Появляется Nega Ninja (некто вроде главного босса в игре), которому Пилигрим постоянно проигрывает. Казалось бы, зачем он нужен? Об этом позже.

А ещё Скотт может забыть. А то и сбежать, когда ситуация накалится. Да и если бы он сразу сказал об этом Найвз, на чём бы строился дальнейший сюжет?

Здесь итак из-за наслаивания воображения на реальный мир зрителю сложно понять, что происходит. А убери этот треугольник, останется просто бессмысленный игроподобный фильм.

Но это было лирическое отступление. Что я там говорил о накалённой ситуации? А, ну, да, неожиданно для Скотта школьница (которая, напомню, тащится от него) и баба с постера встречаются в клубе, где играет его группа.

Здесь очень хорошо проявляется разность целей Скотта и его друзей. Причём, Эдгар Райт, с помощью сеттинга и характеров персонажей, подчёркивает, чьи цели важнее. Даже несмотря на то, что эти цели пересекаются.

А теперь подробнее о цели главного героя. В общем, она очевидна. Решить проблему с личной жизнью. Но в чём (или в ком) Скотт видит это решение? В Рамоне. Однако, естественно, всё гораздо сложнее. Второй акт же. Нужны препятствия.

Концерт, на котором играет группа Скотта. Поют песню с повтором слова «Yeah». Видимо, ещё не всё так плохо.

И первым из них оказывается Мэттью Патэлл. Просто странный закомплексованный паренёк с волшебной силой. В целом, ничего особенного. Хотя сила у него забавная. Даже, вернее, его представление о своих силах забавное.

Скотт Пилигрим проходит первое препятствие. При этом, сначала, он, в своём репертуаре, тормозит. Но, благо, на этом не акцентируют особое внимание, и начинается эпик-экшон. Попутно Скотт сближается с Рамоной. Вы спросите: где же была Найвз в это время? О, это был просто гениальный ход! В скобочках: нет. Найвз упала в обморок ещё перед началом битвы. Высосано? Да. Мешает сюжету? Не особо.

После главный герой всё-таки решается порвать с Найвз. Привёл ли он реальную причину? Нет. А зачем быть ответственным, если ещё даже не середина фильма?

Далее происходит ожидаемый недолгий, но символичный раскол группы «СЕКС-БОБ-ОМБ». Возникает небольшой конфликт интересов. После чего Скотт понимает, что в группе ему делать нечего.

Свидание из-за комплексов Скотта Пилигрима (спасибо Энви Адамс) переходит на съёмочную площадку фильма, в котором снимается…

Лукас Ли. Второй злой бывший Рамоны. Замечательный стёб над стереотипом о крутых актёрах и их дублёрах. Мегахаризматичный. Аплодисменты Крису Эвансу.

Второе препятствие пройдено. Плюс ачивка: Рамона стала ещё ближе к Скотту. С одной стороны.

С другой, Рамона решила разрушить планы главного героя по построению их счастливого будущего и сбежать. Примерно так думает Скотт.

Но потом к нему приходит понимание, что за любовь надо бороться. Это же… Это… Так… Неочевидно. Так что пока планы только треснули. РАСПАДУТСЯ ЛИ ОНИ ОКОНЧАТЕЛЬНО? Смотрите уже в следующих абзацах.

Энви Адамс тоже решила внести в это дело свою лепту, и главный герой совсем скисает. Кстати, а зачем она позвонила Скотту впервые за пол фильма. Напомните, кто режиссёр? Эдгар Райт? Заряжаем ружьё.

Пара слов о солистке группы The Clash at Demonhead. Представили её весьма интересно: таинственная, со скрытыми мотивами, с лёгкой любящей язвительностью и некоторой обидой. Умелый эгоистичный манипулятор с не до конца утихшими чувствами к Скотту Пилигриму.

Продолжим. Главному герою долго скисать нельзя, а потому Найвз поднимает его на ноги. Вернее, тот факт, что ему сейчас не до неё и пора валить куда подальше.

Внезапно появляется какая-то непонятная тёлка. И, в ходе стычки со Скоттом, всё ещё непонятно, кто она такая. Где там моё безразмерное ружьё? Хотя стоп. На постере же чётко видна её морда среди остальных злых бывших Рамоны. Кто-то кроме меня вообще смотрит на постер? Ладно, сделаем вид, что постера я не видел. Где там моё безразмерное ружьё?

ВЫСТРЕЛ №2. Энви звонила, потому что она приедет в Торонто. Эм, что? Ружьё стреляет холостыми? На кой ей приезжать?.. Понятно, перезаряжаем. К тому же, и намёки были — на диске её группы чувак с постера. Ах да, забыли.

Скотт поступается своими интересами и идёт с группой на разогрев перед The Clash at Demonhead, где они поют песню с повтором слова «No». Значит ли это, что наступил полный ПИ? Впрочем, скорее всего это обозначает состояние участников группы: отчаянье.

ВЫСТРЕЛ №3. Я говорил запомнить школьницу? Вы бы видели, что она с собой сотворила. И это говорит о том, что она способна к изменениям. К развитию. Да, это было не совсем адекватно, но я спрошу вас: так ли на самом деле хороша адекватность? Ибо иногда, как в случае со Скоттом, она граничит с тупостью. В том смысле, что он не может отпустить прошлое, дабы пойти дальше. Это адеватно? Более чем! Но хорошо ли?

А далее ВЫСТРЕЛ №4. Ну, надо же. Один из участников группы The Clash at Demonhead оказывается… злым бывшим Рамоны (ОМГ!!!).

Хотите ещё патрон? Без разницы — получайте: ВЫСТРЕЛ №5. Юный Нил припёрся на концерт группы с… Найвз! Фейспалм.

Кстати, выясняется, что Скотт умеет думать, а не просто тормозить. Неужто Рамона стерва? Раскол планов продолжается.

Тодд. Стёб над стереотипным дебилом и стереотипным веганом. И, вцелом, очень неплохой стёб. Спасибо игре Брэндона Рута (некогда, Супермена).

Вот и ещё одно препятствие пройдено. А раскол всё не может остановиться. Сегодня у Скотта Пилигрима прорыв — лампочка в голове не перегорает. Неужто все бывшие Рамоны полные уроды? Очная ставка. Отношения близки к разрыву. Стоит ли Скотту так сильно доверять Рамоне? Стоит ли рисковать ради непонятно чего жизнью? Воображаемой, правда, но, тем не менее. Пилигрим задаёт правильные вопросы, на которые ответ может быть только искренний, либо вообще никакого. Выдержат ли их ещё молодые отношения проверку на прочность?

Что ж, пока да. Но вот и следующее препятствие. Так вот кто была та непонятная тёлка!

Рокси. Злая бывшая Рамоны. Просто долбанутая и мстительная. Стереотип на типичную женщину?

На этой почве трещина растёт, несмотря на пройдённое препятствие. И Рамона заставляет Скотта Пилигрима задуматься: хочет ли он стать тем, против чего борется. Что ж, вот, чего наш герой действительно хочет: определённости, быть готовым пройти следующую преграду. И он приходит к выводу, что не желает знать о прошлом Рамоны. А Скотт растёт.

Следующий босс— Близнецы Катаянаги. И это тот момент, когда цели главного героя и его друзей совпадают — быть лучше этих азиатов.

Досье на босса. Эм, здесь всего две фразы. 1) Воплощение молчаливого пафоса и доминирования!!!!!!!!!!! 2) Слишком мало восклицательных знаков.

И перед битвой выясняется, что этот босс — всего лишь мнимое препятствие. А настоящее — пережить ту самую очную ставку, в ходе которой всё построенное может исчезнуть. И это очень клёво перекликается с основным лейт-мотивом фильма — все события пропущены через призму воображения главного героя. Во всяком случае, это выясняет зритель. Но воображение самого Скотта всё ещё продолжает бушевать.

Так когда же Скотт Пилигрим всё поймёт? Ответ на этот вопрос даст сам фильм: когда всё, что он строил (и восстанавливал) потеряет опору и развалится к чертям.

Да Скотт выиграл битву и получил новую жизнь (е-е-е, визуальные метафоры — топ!). Но, в итоге, убегая от реальности он проиграл и потерял гораздо больше.

Сначала Найвз появляется в виде этакого призрака прошлого, и Скотт понимает: он поступил неправильно. Затем Рамона его бросает из-за Гидеона — последнего злого бывшего. А после конфликт интересов с друзьями достигает своего пика. Цели сошлись, потому что Скотт не понимал, что ему действительно нужно сделать. И на этой же почве цели расходятся.

Но это не всё. Остался ещё Гидеон — такое же мнимое препятствие.

Да кто он вообще такой? Наглая, самодовольная морда. Этот парень действительно получает удовольствие от того, что происходит вокруг. Даже если другим плохо. И вновь спасибо актёру, Джейсону Шварцману, за хорошо переданный характер.

И эту битву Скотт проигрывает. Всё настолько усложняется в реальности, что от неё теперь не убежать. Если только умереть. И смерть в данном случае символизирует пустоту и одиночество, как в отношениях с Найвз в начале фильма. Это позволяет ему переосмыслить и понять, что он делал не так и что действительно нужно сделать. Конец второго акта.

И-и-и-и-и-и… ВЫСТРЕЛ №6. В конце прошлой битвы Скотт получил дополнительную, новую жизнь. И теперь он её использует правильно. Если раньше воображение, как правило, отвлекало его от реальности в сторону мнимых вещей, то теперь он будет использовать его для достижения действительно важных целей!

Хотя лучше бы вообще без воображения. А то ведь в заблуждение вводит. Реальные дела то со своими близкими Скотт порешал, но и про мнимого Гидеона не забыл.

Однако на этом фильм не кончается. Неужто Скотт попрощается со своей фантазией? Что для этого нужно? Повзрослеть. Как? Самостоятельно разрешить внутренние конфликты. Вот и слышится…

ВЫСТРЕЛ №7. Появляется Nega Scott. Разрешение конфликта с ним обозначает примерение с собственными демонами. Вот в этом то и была суть истинных проблем Скотта Пилигрима.

И только после этого наступает развязка. Как живут наши герои дальше после преодоления всех препятствий? Скотт делает выбор. При этом так, чтобы никого не обидеть.

И что же мы получаем в итоге? Вполне нормальную историю. Не без глупых моментов, но формат комедии сглаживает эти острые уголки. Однако самое глупое, что никак не сгладить: почему в воображении персонажа жизнь предстаёт в игровом формате? Ответ на это есть в оригинальном комиксе, где он показан, как заядлый игровой гик. Но, к сожалению, в фильме есть только упоминание о том, что в их доме игровая приставка, и они с Найвз пару раз играют в игру про ниндзя.

Но важен и ещё один момент. Насколько ценна сама идея произведения и как много можно из неё выжать? Скажу честно, идея не штампована. Я не помню более фильмов, где главному герою противостоит «лига злых бывших». Однако она до боли проста и сама по себе не представляет интереса. И при неправильной подаче фильм может быть очень затянут и скучен.

Но Эдгар Райт подаёт это с таким трепетом к оригиналу, выжимая из этой идеи чуть ли не все соки! Хотя, казалось бы, провал. Ан нет!

Однако об этом — в следующей статье!

66
7 комментариев

Зачем нужен пересказ фильма? -_-

4
Ответить

Причем такой тяжелый.

1
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Гнать тебя ссаными тряпками автор. На кой было все это графоманство? Отбить у всех желание посмотреть этот шикарный фильм своим паршивым языком?

2
Ответить

КОМИКС ЛУЧШЕ

Ответить

Фильм хороший, но статью читать - боль.

Ответить

Можно даже и не спрашивать: кто, собственно, правил балом.

«Начало», конечно же. Я всё ещё не понимаю, как этот фильм с миллионом слоёв (один deepah другого) не получил Оскар за лучший фильм.

Ответить