"Чужой: Земля" - самое большое разочарование 2025 года
Первый сезон сериала «Чужой: Земля» представляет собой все самое худшее, что может предложить современная киноиндустрия, когда она пытается играть на популярности старых айпи. Я пойду дальше, и скажу, что даже «Охотницы за привидениями» не так плохи на его фоне. Почему? Попробую рассказать.
Немного о багаже франшизы
Что мы знаем о «вселенной», в которой обитают ксеноморфы? Я сейчас про классическую антологию «Чужих», а не про тот шлак, который был после. Это отдаленное будущее, 22-24 век, когда человечество освоило космос в той степени, чтобы копать на разных планетах полезные ресурсы. В этом мире существует корпорация Вейланд-Ютани, достаточно богатая и влиятельная, чтобы самостоятельно заниматься исследованием новых планет и, скорее всего, иметь с этого неслабый профит. Собственно, все. Ах да, еще Вейланд-Ютани умеет в андроидов – искусственных людей, которые служат проводниками воли корпорации на важных заданиях.
К слову, действие "Земли" происходит перед событиями оригинального "Чужого" - 2120 и 2122 годы, соответственно. Рассуждать о том, как это все может быть, я даже не хочу пытаться...
Если вы хорошенько пересмотрите четыре оригинальных фильма по вселенной, то не найдете там особых подробностей о жизни вне того пространства, в котором каждый из них происходит. В первой части команда космических шахтеров проводит большую часть своей жизни на корабле, во второй космические морпехи мотаются по заданиям по всей галактике и лишь перекидываются парой слов о своих плотских утехах, в третьей части у нас тюремная планета, с которой никто не выбирался, а в четвертой – опять обособленная космическая станция с секретным экспериментом. Хотите знать, почему так? Очень просто – потому что эти фильмы концентрируются на двух вещах: ксеноморфах и выживании в замкнутом пространстве. И это то, что мы ждем от «Чужих». Желательно, чтобы выживающие еще не были кретинами. Привет, «Прометей», «Ромул» и «Завет».
Теперь легкий пересказ без анализа
«Чужой: Земля» начинается с текста о том, какие бывают искусственные люди в этом мире. И уже с этого самого момента мы понимаем – акцент в сериале смещен, поскольку именно это авторы считают важным и тратят на это целое вступление. Поставим галочку на полях и пойдем далее.
А далее нам сразу показывают ностальгическую сцену пробуждения от криосна и даже рыжего кота. Чуи, мы дома! Расово разнообразный каст болтает о том о сем, и мы понимаем, что корабль везет на Землю кучу разных существ, среди которых и ксеноморфы.
Тем временем на Земле из терминально больных детей делают гибридов – новый вид продукта от корпорации, управляемой мальчиком-деб… простите, мальчиком-гением, который ходит в пижаме без обуви и кладет ноги на стол, но управляет огромной корпорацией. Чуть позже он расскажет зрителю о том, что его отец был потомственным алкоголиком, но, несмотря на это, наш гений в шесть лет собрал своего первого синта и папашку убил, а потом стал владельцем собственной мега-корпорации, выдав синта за нового папашку.
Извините, но я не могу просто так пройти мимо этого. Вы чувствуете, что персонажа писал кретин? Семья алкоголика-заводчанина, в ней рождается гений… ИЗ ЧЕГО ВАШУ МАТЬ ОН СОБИРАЕТ ПЕРВОГО СИНТА? Из пивных банок? Или все-таки из бутылок? Как он выдает синта за отца? Куда смотрят надзорные органы? Ладно, это более правдоподобно, но первая часть… Ффу…
Один из гибридов – Венди, в миру Марси, оказывается Мэри Сью. Сначала она может взламывать любое электронное устройство, подключенное к сети, а потом, когда сталкивается с инопланетными созданиями, обучается общаться с ними - и они ее слушаются. Всех гибридов создавали по одной технологии, все получились путем переноса разума ребенка в кибернетическое тело взрослого, все обладают нечеловеческой силой и выносливостью, но вот такими уникальными способностями наделена только главная героиня. Окей, приняли. Полчаса первой серии посвящены сугубо Марси и ее желанию воссоединиться с братом, которому естественно никто не сказал, что ее личность пересадили.
Далее происходит падение корабля Ютани на территории Босоногого, и группы спасателей корпов отправляются вытаскивать все ценное, в особенности инопланетных тварей. В помощь им посылают тех самых детей-гибридов, ибо это очень умное решение.
Нам показывают, как убивают другие существа на корабле, и вот сейчас уже можно говорить, что ксеноморфы – не самые интересные и даже не самые опасные существа из тех, которых нам покажут. И это сразу же проблема для сериала, который в названии имеет слово «Чужой». Если у вас «Чужой против Хищника» - то понятное дело, вам нужно часть экранного времени отдать ксеноморфу, а часть – Хищнику. Желательно показать схватку двоих. Но у вас «Чужой: Земля». Землю нам показали. Можно и ксеноморфов немного?
И да, что важно – каждая серия заканчивается совершенно неподходящим хеви-металлическим треком. Неужели авторы не понимают, что ничего менее крутого, чем хеви-метал, в качестве саундтрека «Чужого», нельзя себе даже представить?
На самом деле, можно. Всмысле, во второй серии ксеноморф бегает по полуразрушенному зданию и выпиливает все живое с бессмысленной жестокостью. Я конечно не эксперт, но в оригинальных фильмах ксеноморфы были весьма скрытны и убивали с понятными целями. Здесь же – просто вынос всех на пути вперед ногами. Собственно, кроме этого в серии ничего не происходит, разве что Марси признается братцу, кто она такая. Сцена сама по себе написана просто отвратительно, если что.
В третьей серии продолжается примерно то же самое, но по результатам все образцы оказываются перенесены в лабораторию босоногого, негр-киборг корпорации Ютани, задачей которого было доставить образцы, сбегает под натиском превосходящих сил, а в легком братца Марси начинают выращивать чужого.
В четвертой серии не происходит ничего интересного – в основном болтовня и сет-ап будущего выноса ксеноморфа из лаборатории через обман наивного индийского мальчика негром-киборгом. Ну и мы как раз узнаем, что Марси – на самом деле Мэри Сью, когда она приручает маленького чужика.
В пятой серии нас ждет флешбек к полету корабля с образцами, в котором нам показывают абсолютных дебилов-ученых, которые забывают закрывать крышки со смертельно опасными инопланетными существами, а также кушают сэндвичи в лаборатории. Даже если вы никогда не были в лаборатории, просто поверьте – это что-то на уровне проверки температуры расплава стали языком. Нужно быть полным кретином, чтобы написать подобную сцену. Сценарист не обязан знать, какие уровни чистоты существуют в лабораториях, но явно должен уметь гуглить «что такое лаборатория».
Идем дальше. В шестой серии опять куча болтовни и наконец ксеноморф находит себе жертву. А еще показывают классных мух, которые кушают не-органику, разбавляя ее желудочным соком. Странно, что они не проблевали себе дырку в клетке – ну да ладно.
В седьмой серии уныло завершается линия обманутого негром мальчика – пока они тащат чувака с эмбрионом ксеноморфа внутри, тот пробивает грудную клетку и сбегает. Негр, пришедший вместе с отрядом головорезов Ютани, стыдит мальчика за его нерасторопность и берет в заложники. Ситуация разрешается крайне банально – отряд окружают еще большим отрядом босоногого, всех берут в плен.
Ну а в восьмой серии понемногу разворачивается ад, который гибриды какбы пресекают, собрав всех плохих взрослых, включая негра-андроида, в одной камере. И заканчивается сезон тем, что Марси, подозвав ксеноморфа, произносит «Мы будем тут править», видимо, пародируя «Парк Юрского Периода». Занавес.
Почему это не работает?
Во-первых - перегруз идей. Синты-андроиды-киборги, ксеноморфы, разумный мини-осьминог, космические клопы, гибридные Мэри Сью со сверхсобностями, схватка сверх-корпораций, проблемы взросления, этические проблемы - все это по отдельности может быть годными идеями для сериалов. Но когда в один сериал, который - я напоминаю - называется "Чужой: Земля" впихивается абсолютно все вышеперечисленное, а также то, что я мог забыть упомянуть, то это просто перебор.
Немного обманутых ожиданий. Когда я увидел трейлер, я примерно представил у себя в голове сценарий сериала. Выглядел он как "Ходячие мертвецы", только про ксеноморфов. Просто, понятно, весело. Это уже пытались сделать в "Чужой против Хищника: Реквием". Вот можно было сделать то же самое, но без Хищника. Постепенный захват ксеноморфами Земли или какого-то региона. Эпичные ночные вылазки в попытках уничтожить Матку. Морпехи со смарт-ганами. Возможно даже Рипли или Бишоп. Но нет...
Во-вторых, ужасающие диалоги. И это перекликается с тем, что у нас главные герои по сути дети, и они разговаривают как дети, и рассуждают, как дети. Отсюда - отвратительная кринжатина на смеси детской и подростковой болтовни из уст взрослых актеров. И да, я в курсе, что в современных сериалах персонажи должны проговаривать все, что они делают и повторять по несколько раз для домохозяек, но тут...
При этом сама идея детей во взрослых телах - я даже не особо хотел касаться этого, но это же пдф. В одной из сцен Босоногий в открытую говорит одной из девочек, что чтобы стать его любимицей, надо... кхм... кое-что почитать. Видимо, учебник по ядерной физике. I hope!
В-третьих, вещи просто происходят. В сериале есть несколько линий мотивированных персонажей. Например, негр-андроид хочет вернуть ксеноморфа Ютани. Брат Марси хочет вывезти Марси. Босоногий Кавалье хочет... то ли денег заработать, то ли ему просто скучно. Короче у него СДВГ, что вы хотите? И так - почти все персонажи, на самом деле. Ни у кого нет понятных целей, и из-за этого в сериале царит хаос, который то приводят в некий порядок, то он опять вырывается наружу. Если вы смотрели и не согласны со мной - просто попробуйте перечислить всех персонажей и их мотивацию. I dare you.
И наконец - нет никаких ставок. Давайте просто на секундочку задумаемся, что делает человека человеком. Например, смертность. Кто главные герои сериала? Правильно, синтетические тела с пересаженным сознанием и сверхспособностями. Являются ли они людьми? Допустим, да. Можем ли мы себя с ними ассоциировать? Проблематично. Можем ли мы им сопереживать? Еще более проблематично. И это вполне подсознательная штука. Когда один из гибридов умирает от действий мега-мух, зрителю ну вообще пофигу. И Кавалье потом говорит - еще минус столько то миллиардов. Это не "Звездный десант", где жуков буквально заваливали трупами и в этом была идея милитаристской антиутопии. Здесь все якобы личности и все важны. Или нет? Скажите нам уже однозначно!
Выводы
Сериал "Чужой: Земля" представляет собой унылый шлак от воукнутых сценаристов и режиссеров. Вторым режиссером значится Угла Хёйксдоуттир. Она снимает вот такое:
Третий сценарист и режиссер также перед этим заснял про женщину-трайхарда "Люси в небесах". Ну и сам Дана Гонсалес в последнее время пошел по наклонной, несмотря на успехи в свое время с тем же "Фарго".
В сериале плохо буквально все, кроме спецэффектов. В нем нет интересных персонажей, у персонажей нет мотивации, им сложно сопереживать и за их взаимодействием неинтересно наблюдать. От "Чужих" оставлено минимально допустимое, все остальное время занято странными фантазиями на свободные темы.
Я надеюсь, что второго сезона не будет. Я искренне не хочу его смотреть.