Человек-Паук: от малых до больших экранов. #2. [лонг].

Постер от Cartoon Fan.
Постер от Cartoon Fan.

Давайте еще раз — я большой фанат постеров, и так выходит, что после того, как заканчиваю работу над очередным, пишу что-то типа лонгрида. Постер, как понимаете, готов, поэтому...


Поэтому сразу к заявленной теме, но сразу оговорюсь, или точнее опишусь — тема именно экранизаций. Исходя из этого опущу историю создания самого персонажа, разглагольствования о стариках Ли и Дитко, и, само собой, ни слова о комиксах. А, ну, и некоторые совсем сомнительные на мой взгляд проекты пропущу. Короче, погнали!

Spider-Man and His Amazing Friends. 1981 год.

Создатели: Джексон Бедингфилд / Marvel Productions.

Продолжительность: 3 сезона / 24 эпизода.

Телеканал: NBC.

В главной роли: Дэн Гилвзан.

Смотри, там другой мультсериал про меня, который никому не сдался.
Смотри, там другой мультсериал про меня, который никому не сдался.

Итак, как и в любом другом шоу, все начинается с заставки. Черт, кажется, я это уже писал. Так вот, в этот раз за саундтрек мультсериала отвечал Джонни Дуглас — английский композитор, дирижер и пианист. Восклицать невероятным музыкальным свершениям тут особо негде, но и не прям человек с улицы. В 1970 году он был номинирован на премию «BAFTA» за саундтрек к фильму «Дети железной дороги». За свою карьеру записал более 500 композиций, 80 альбомов и музыку к 36 кинолентам. А помимо прочего, дирижировал и сочинял саундтреки к таким мультсериалам, как «Подземелья и драконы» 1983 года, «Невероятный Халк» 1982 года, «Джи Ай Джо: настоящий американский герой» 1983 года и «Трансформерам» 1984 года.

Естественно, саундтрек не стал особым хитом, в отличии от каноничной заглавной темы, написанной Полом Фрэнсисом Уэбстером. Однако стоит подметить — в целом конструкция мультсериала ушла в сторону комиксов, поэтому вот это оркестровое сопровождение придает какой-то особый шарм, хоть и не цепляется за слух.

Давайте жить дружно.
Давайте жить дружно.

В «Человеке-Пауке и его удивительных друзьях», хм, звучит двусмысленно, Питер Паркер живет вместе с Айсменом и Файрстар в доме тетушки Мэй. Племянник растет, нравы в Штатах становятся шире, поэтому что плохого в старом добром тройничке? Ладно, шутки в сторону. Изначально, вместо Файрстар, она же Анжелика Джонс, должен был появиться Джонни Шторм, известный, как Человек-факел, но «Marvel» уже к этому моменту начала разбазаривать своих персонажей, поэтому возникли трудности с правами. Хоть в кресле продюсера и сидел сам Стэн Ли, все равно пришлось придумывать нового героя для телешоу, точнее, героиню, которая ранее не появлялась на страницах комиксов. Возможно, произошло это к лучшему. Ах, да, у Человека-Паука теперь появился питомец — собачка по кличке Мисс Лайон.

Идеальный сюжет эпизода для сайта с черно-желтым логотипом.  
Идеальный сюжет эпизода для сайта с черно-желтым логотипом.  

Уже писал в прошлой части, которую, надеюсь, прочли, что на этот мультсериал новоиспеченная «Marvel Productions» и телеканал «NBC» делали большую ставку, в отличии от выходящего рядом другого телешоу про Человека-Паука того же года. Причиной снова была конкуренция с телеканалом «ABC» и «DC», точнее, с популярным мультсериалом, выпускаемом ими, под названием «Супердрузья». Даже тот самый упомянутый питомец Человека-Паука, Мисс Лайон, является попыткой подражать Чудо-Псу от конкурентов.

В целом, хоть и Человек-Паук в этот раз отличался от предыдущих итераций более прорисованной мускулатурой, плавностью и атлетичностью движений, а Нью-Йорк стал более мрачным, это все равно все оставалось мультсериалом, нацеленным на детей. Очень сильно. Этим и объясняются многие сценарные решения, к примеру такие, как — у Питера Паркера и его друзей теперь есть свое технологичное логово. Прям, как у одного мрачного персонажа из «DC», только не глубоко в пещере и с летучими мышами, а буквально в комнате дома тетушки.

Можно сказать, или написать, что с этого мультсериала началось ярое, отчетливо проявляющееся противостояние двух издательств, пусть пока и на телевизионных экранах.

Теперь ты никогда не будешь самостоятельным, Питер.
Теперь ты никогда не будешь самостоятельным, Питер.

С 1972 года издательство начала выпускать серию комиксов под названием «Marvel Team-Up». Да, зарекся заводить речь о печатных изданиях, но это важный момент. На страницах выпусков Человек-Паук объединялся в команду с другими персонажами «Marvel», и такой подход пользовался огромным интересом у читателей. Естественно, почему бы не перенести формат кроссоверов на экраны? И «Человек-Паук и его удивительные друзья» стал первой попыткой в череде многих предстоящих.

Такая концепция позволяла расширить зрительскую аудиторию, вводить новых оригинальных персонажей, которые переходили с экранов телевизора на страницы комиксов, порой получая отдельные арки, продвигать уже известных героев и злодеев, ну, и игрушки. Много игрушек. Очень много игрушек. А, как мы с вами знаем, все эти телешоу затевались именно для повышения продаж гребаных игрушек.

С одной стороны, постоянное наличие напарников у Человека-Паука, если говорить о мультсериалах, ориентированных на детскую аудиторию, решало главную проблему, заложенную изначально в самом герое — борьба с одиночеством.

Зачем я послушал дядю Бэна?
Зачем я послушал дядю Бэна?

В мультсериале «Человек-Паук и его удивительные друзья» Питер не просто находится постоянно в окружении компаньонов по геройствам, что более важнее — вокруг него друзья и семья. Это сильный отход от традиционной демонстрации данного героя. Сама суть истории про Человека-Паука заключается в том, насколько тяжело быть этим самым Человеком-Пауком молодому Питеру Паркеру. За каждый героический поступок он обычно получает по заслугам, не в лучшем смысле этого слова. Ко всему, молодого фотографа вечно кто-то третирует, в основном издатель Дж. Джона Джеймсон, конечно же. Каждый раз, когда Питеру приходится надевать паучью маску, он отдаляется от всего, что делает его жизнь нормальной.

Но в этот раз все иначе — он может разделить это бремя со своими друзьями. Экранная троица по-прежнему сражается с различными злодеями, но они близки и за пределами супергеройских приключений. Они помогают решать друг другу проблемы личного характера, справляться со страхами и переживаниями, и даже вместе готовятся к костюмированной вечеринке!

Эту сцену мы еще увидим, но гораздо позже и на больших экранах.
Эту сцену мы еще увидим, но гораздо позже и на больших экранах.

Да, Питер в этот раз окружен заботой и поддержкой, но, как персонаж, главная действующая фигура, смещается на второй план. И это будет преследовать Человека-Паука еще долго. Компенсируется это в мультсериале огромным числом «удивительных друзей» и «удивительных врагов». Зачастую даже, я бы написал, диковинных.

«Человек-Паук и его удивительные друзья» 1981 года это фееричное кабаре, этакое ревю, наполненное множеством персонажей. На малых экранах появляется Жук, злодей в полностью бронированном боевом костюме. Доктор Фаустус, австрийский психиатр и гипнотизер. Явная отсылка к телесериалу 1977 года с оригинальными злодеями. Естественно, куда же без Доктора Дума, ведь он уже представлен в выходящем одновременно «Человеке-Пауке» того же года. Зритель увидел каноничных — Джаггернаута, Магнето и Красного Черепа. И менее узнаваемых широкой публикой, но не безызвестных — Дракулу, монстра Франкенштейна, Оборотня и колдуна Модреда. И все это вместе с типичными, характерными противниками героя, такими, как — Электро, Кингпин, Зеленый Гоблин, Стервятник и прочими.

На помощь Человеку-Пауку приходят — Капитан Америка, Люди Икс, Тор, Шанна, королева джунглей, и множество других известных героев. Появляется даже Халк, но это отдельная история, так что не будем ее касаться.

Пока все еще никаких вэб-шутеров.
Пока все еще никаких вэб-шутеров.

С технической стороны в мультсериале «Человек-Паук и его удивительные друзья» появилась парочка весьма интересных нововведений, необычных для детских телепередач того времени.

Напоминаю, 1981 год, за любимыми телешоу приходилось пристально следить у экранов телевизоров. Упустить хоть один эпизод было непозволительной роскошью, но такое случалось. Поэтому в первом сезоне после серий транслировался короткий тизер. Такая затравка для маленьких зрителей, повышающая уровень ожидания новых приключений. Во втором сезоне «Marvel Productions» уже создавала 12-секундные заставки перед каждой серией, а к озвучке привлекли самого Стэна Ли. С этого мультсериала началось непосредственное участие знаменитого комиксиста на малых и больших экранах.

За дизайн этой версии Человека-Паука отвечал Джон Ромита, как и за создание облика Файрстар. Иллюстратор внес некоторые изменения, как в логотип героя, который полностью будет реализован в последующих экранизациях, так и в костюмы других персонажей. Из забавного — Ромита ответственен за изменение направления полос паутины на ногах Человека-Паука.

Художник Рик Хоберг, ответственный за концепты персонажей мультсериала, так рассказывал о бурных разногласиях с продюсером Деннисом Марксом:

Деннис был человеком с огромным самомнением. Будучи воспитанным на телесериале «Бэтмен» 1960 года, он считал все это низкопробным. Мы, художники, и когда я говорю «мы», я имею в виду Уилла Менье, Ларри Хьюстона и себя, постоянно спорили с Деннисом по этому поводу. Мы твердили ему, что эти персонажи не такие. Над ними нельзя смеяться. Да, с ними можно веселиться, но нельзя забывать о драматургии. Однако он придерживался иного мнения. Вот почему, например, Зеленый Гоблин, которого он озвучивал, был таким. Он пытался создать образ Загадочника или Джокера из телесериала «Бэтмен».

История только начинается.
История только начинается.

В заключении напишу, что, да, во многом это очень наивная экранизация с довольно интересным поверхностным переосмыслением персонажа. Безусловно, главной целью «Marvel Productions» было извлечь выгоду и составить конкуренции чрезвычайно успешным «Супердрузьям». Винить их в этом не вижу смысла, хоть и постоянно сетую на необдуманные решения студийных боссов. Компания уже переживала не лучшие свои времена, а индустрия спешно развивалась, надо было поспевать, чтобы урвать свое место в телевизионной синдикации. Тем более, мультсериалы 1981 года сделали главное — создали задел на удивительный и огромный мир приключений Человека-Паука, что отлично реализовали в следующем проекте про супергероя.

Spider-Man: The Animated Series. 1994 год.

Создатели: Боб Ричардсон / Marvel Films Animation.

Продолжительность: 5 сезонов / 65 эпизодов.

Телеканал: Fox Kids.

Главная роль: Кристофер Дэниел Барнс.

Я и есть, мать вашу, тот самый Человек-Паук!
Я и есть, мать вашу, тот самый Человек-Паук!

На этот раз, глубоко вдохнув, отступлю от привычной структуры и начну не с музыкального сопровождения. 90-е были невероятным, донельзя потрясающим временем для телевизионных мультипликационных шоу. Перечислять, даже особо знаковые, не имеет смысла, они, думаю, все хорошо всем известны. Да, и писал и продолжаю писать о них в отдельной рубрике. Но все изменилось 19 ноября 1994 года, когда на малых экранах телеканала «Fox Kids» вышел, не побоюсь этого слова, культовый «Человек-Паук», под руководством сценариста и продюсера Джона Семпера-младшего, с Бобом Ричардсоном в качестве режиссёра и при постоянном участии Стэна Ли и, к сожалению, Ави Арада.

Сериал выходил в течение четырёх лет и состоял из эпизодов, в которых традиционные мультипликационные техники сочетались с передовой для того времени 3D-графикой.

Сейчас в это трудно поверить, потому что, когда я еду по улице, я вижу маленьких детей с рюкзаками в виде Человека-Паука и в толстовках с его изображением. Но в 1994 году дети не знали, кто такой Человек-Паук.

Шоураннер Джон Семпер для издания «Inverse».
На этом моменте, надеюсь, вы уже поставили реакцию на лонгрид.
На этом моменте, надеюсь, вы уже поставили реакцию на лонгрид.

С конца 70-х и до начала 90-х годов «Marvel Entertainment Group» продавала студиям права на производство мультсериалов и телевизионных фильмов, основанных на своих персонажах. После сделки с «ToyBiz» в 1993 году, Ави Арад был назначен президентом и генеральным директором подразделения «Marvel Films Animation». И вот эта новая команда и занялась мультсериалом «Spider-Man: The Animated Series».

В том же году, на волне успеха «X-Men: The Animated Series», руководство телеканала «Fox Kids» начало изучать возможность аналогичной адаптации мультсериала про Человека-Паука и обратилось к только что сформированной «Marvel Films Animation».

Когда началось производство, Марти Паско, писатель и редактор рассказов, получивший премию «Эмми» за свою работу над «Batman: The Animated Series», был выбран в качестве шоураннера. Но вскоре между ним и другими членами производственного подразделения возник конфликт. Когда ситуация ухудшилась, Стэн Ли связался с Джоном Семпером-младшим, страстным поклонником Человека-Паука, и предложил уже ему занять место шоураннера. Естественно, тот с большой радостью согласился.

Дело в том, что успех шоу зависит на 25 % от таланта и на 75 % от политики взаимоотношений со студией. Мне нравился Марти. Я знал, что он талантлив, но Марти не был похож на большого плюшевого мишку. Он не умел ладить с людьми. Марти Паско хотел сделать очень точную адаптацию первых 140 выпусков комикса. Это было что-то вроде — это будет самый аутентичный сериал о Человеке-Пауке из всех! Он был очень самоуверенным человеком. Я думаю, что если бы Марти был немного более гибким и дипломатичным, он, вероятно, дольше оставался бы в проекте.

Шоураннер Джон Семпер для издания «Inverse».

Мне звонит Стэн Ли и говорит, что у них проблемы и ничего не получается, а на кону судьба нового подразделения. Я бросил всё, разорвал контракт с «Puzzle Place» и перешел в «Marvel Films Animation» — новую компанию, созданную специально для производства Человека-Паука. Я отказался от действительно хорошей работы, чтобы окунуться в абсолютный хаос!

Шоураннер Джон Семпер для издания «Inverse».
Джон и Стэн.
Джон и Стэн.

По мере подготовки первого сезона шоу Семпер оказался втянут в конфликт между различными фигурами: Стэном Ли, Ави Арадом, продюсером и режиссёром Бобом Ричардсоном и Сидни Айвантером, представителем «Fox Kids».

Работа над мультсериалом с 1-го по 12-й эпизод была в значительной степени коллективной. Обсуждалась каждая деталь на мучительно долгих совещаниях. Естественно, многие разделились на группы, проталкивая свое видение, а Джону было необходимо всем этим управлять и не дать всем разосраться.

На ранних этапах создания шоу, особенно такого, как это, где 65 эпизодов, у вас за спиной будут нависать руководители телеканала, продюсеры вроде Ави Арада, а также шоураннеры вроде Джона Семпера. И у вас будет Стэн Ли, у которого был офис в этом здании. У нас были собрания, на которых все участвовали в обсуждении и задавали вопросы вроде — что мы делаем?. Мы сидели и разговаривали, и эти собрания длились по восемь часов. Буквально весь день мы проводили в комнате, обсуждая сюжет!

Штатный сценарист Марк Хоффмайер для издания «Inverse».

И хотя взгляды на мультсериал у всех, зачастую, разделялись незначительно, этого уже было достаточно для создания напряженной атмосферы. И оно, черт подери, понятно — каждый из участников этих собраний был огромным именем в индустрии! Главное все хотели одного и того же — успешного шоу. Так и вышло...

Шуки Леви за работой.
Шуки Леви за работой.

Ну, а теперь к привычному — музыкальная тема. И, как и в случае с мультсериалом 1967 года, тут тоже полный а**й, иначе не выразиться. Над саундтреком «Человека-Паука» 1994 года поработал известный американо-израильский композитор и телевизионный продюсер Шуки Леви, написавший саундтреки, по сути, к нашему детству — в списке его работ и «Настоящие охотники за привидениями» 1986 года, и «Инспектор Гаджет» 1983 года с «Хи-Мэн и Властелины Вселенной» того же года, «Могучие рейнджеры» 1993 года, «М.А.С.К.» 1985 года, «Погонщики динозавров» 1988 года, «Джейс и воины на колесах» 1985 года, а также к «Биг Бэд Битлборгз» 1996 года, «Ше-ра: принцесса силы» 1985 года и многие другие. Ах, да, совместно с Хаимом Сабаном он написал опенинг тех самых «Радиоактивных людей» Володарского. Нет, список реально очень впечатляющий!

Но это еще не все. В Париже он познакомился с бизнесменом и музыкантом Хаимом Сабаном, с которым они стали настоящими друзьями и коллегами.

Мы будем соавторами. Ты будешь сочинять музыку, а я буду заниматься продажами. Я подумал, что это отличная идея! Это был наш последний деловой разговор за много лет. У нас никогда не было письменного соглашения, все было на словах.

Воспоминания Шуки Леви.

Переехав в Лос-Анджелес, в апреле 1980 года они основали «Saban Entertainment», компанию по производству музыки к телефильмам и передачам, а также производству и распространению детских программ для «ABC Family» и «Fox Kids».

В созданий саундтрека для «Человека-Паука» 1994 года Шуки Леви решил пойти другим путем, нежели предшественники. Вместо бодрого, отчасти чрезмерно детского припева, звучащего с шестидесятых, о том, что Человек-Паук всегда приходит на помощь, независимо от славы и богатства, мы услышали о паучьей крови, радиоактивной паучьей крови. И все это было пропущено через мрачный синтетический эквалайзер.

Великий Джо Перри.
Великий Джо Перри.

Отдельно стоит упомянуть, что то самое гитарное соло в заставке «Человека-Паука» 1994 года играет сам Джо Перри — основатель группы «Aerosmith» и один из самых выдающихся гитаристов всех времен.

В самом мультсериале на него есть очень забавная отсылка: когда Паркер получает костюм симбиота, он понимает, что может принимать форму чего угодно. Желая выглядеть более причудливо, он просит симбиота сделать его похожим на «того парня из Aerosmith». После того, как Питер облачается в костюм Джо Перри, он решает выбрать что-то более традиционное, что-то итальянское.

Человек-Паук никогда прежде не был таким крутым.
Человек-Паук никогда прежде не был таким крутым.

Сотрудничество между «Marvel Films Animation» и «Fox Kids» дало свои плоды — мультсериал не пошел по пути упрощения, как это случалось прежде. Основными задачами и производственного подразделения, и телеканала, было создать телешоу для показа в прайм-тайм и расширение зрительской аудитории, а для этого требовался иной подход в работе над персонажем. Благо опыт у креативного отдела «Fox Kids» уже имелся.

Никаких картонных характеров, никаких милых животных и попыток вызвать смех у зрителя. Это больше не мультсериал для детей. Ставка была сделана на сложную драматургию, развивающуюся дугу отдельных персонажей и на эмоциональную составляющую.

Стэн Ли постоянно напоминал сценаристам и иллюстратором о том, что Человек-Паук это подросток, это молодой парень и у него есть куча проблем вне амплуа героя. Питер Паркер в этот раз обладает совершенно иным архетипом. Он неуверен в себе, даже обладая неимоверной силой. Он неуклюж и нерасторопен, хоть и облачась в паучий костюм и предстает весьма атлетичным и грациозным. Что самое главное — Питер Паркер не равно Человек-Паук.

Мы, сценаристы, после обсуждения основной концепции на общих совещаниях и ее утверждения, дальше были предоставлены сами себе. И именно тогда мы начали делать то, что я считаю настоящим прорывом. У нас были длинные сюжетные линии, которые охватывали несколько эпизодов. Порой даже целый сезон. Тогда так почти никто не делал, никто так не работал над мультсериалами.

Штатный сценарист Марк Хоффмайер для издания «Inverse».

Я всегда хотел, чтобы у сериала была продолжающаяся сюжетная линия. Я был непреклонен в этом вопросе, потому что так было в комиксе, и я хотел, чтобы в мультсериале чувствовалась атмосфера печатных изданий. На самом деле невозможно перенести комикс на экран. Но можно передать его суть. Этим мы и занимались.

Шоураннер Джон Семпер для издания «Inverse».

И, да, «Человек-Паук» 1994 года в большей степени мультсериал про Питера Паркера. А сама суть историй Человека-Паука, в какой-то степени, похожа на мыльную оперу. Что не удивительно, если обратиться к культурным веяниям в кинематографе в момент создания каноничных арок супергероя. Достаточно взглянуть пристальнее на демонстрируемое на малых экранах — Питер Паркер переживает из-за любви всей его жизни, при этом ныряет с головой в кратковременные интрижки под влиянием эмоций и ситуаций, волнуется по поводу общественного давления и нападок, и, в конце концов, терзается в попытках самоопределения.

Это не сериал о Человеке-пауке. Это сериал о Питере Паркере. Человек-Паук — лишь одно из многих препятствий в его жизни. Так что давайте не будем игнорировать Питера. Это самое важное. Все эти взрывы, драки и прочее — это весело. Но первом плане должен быть сам Питер Паркер и его жизнь.

Шоураннер Джон Семпер для издания «Inverse».

Визуальная составляющая мультсериала и по сей день выглядит превосходно. Отчасти причина заключается в развитии технологий и телевизионного подхода в целом, но в большей степени это заслуга трех персон — Стэна Ли, Джона Семпера-младшего и Боба Ричардсона.

Старина Стэн в самом начале производственного процесса, еще до завершения чернового драфта сценария первых эпизодов, совместно со штатными художниками, Владимиром Спасоевичем и Деннисом Венизелосом, создал подробные концепт-арты всех персонажей. Детальной и скрупулезной проработке подвергалось все — соотношение масштабов действующих и второстепенных персонажей, мимика и пластичность, динамика движений и присущая позиционность каждого в отдельности. Команда была разделена на производственные группы, отвечающие за индивидуальные этапы мультипликации — первые за проработку помещений и бытовых объектов, вторые за общие планы города, третьи, совместно со сценаристами отдельных эпизодов за создание персонажей и так далее. Опять же, еще раз стоит обратить внимание на то, что в итоге все просматривалось лично Стэном Ли. Без его одобрения не утверждался ни один кадр. Это невероятная работа, требующая огромного количества времени.

Под руководством Джона Семпера, сценаристы писали не так, как это было принято в «Marvel» прежде. Как позже поделится один из штатных сценаристов, Энди Альтбакер, каждый отдельный кадр очень подробно прописывался для художников-раскадровщиков. Речь не только о детализации самих персонажей, но и об общем визуальном ряде и даже ракурсах. Некоторые из таких технических сценарных примечаний состояли из 40-45 страниц текста.

Боб Ричардсон являлся выпускником Калифорнийского института искусств, специалистом в области анимации и кинопроизводства. Углубленный подход к каждому этапу производства мультсериала, а также владение индивидуальными техническими навыками, что большая редкость и по сей день, позволили ему удержаться в режиссерском кресле на протяжении всех 65-ти эпизодов.

Впоследствии он получит четыре премии «Эмми» подряд за работу над мультипликационными проектами, а пятую за режиссуру уже телевизионного сериала.

Никакого насилия на малых экранах.
Никакого насилия на малых экранах.

Как и другие мультсериалы 90-х, Человек-Паук сталкивался с ограничениями со стороны «Broadcast Standards and Practices» (совета по стандартам и практике вещания), сокращенно — «BS&P». И, да, зачастую это цензурирование звучало чрезмерно утрировано, поэтому и забавно, но тем не менее оказало существенное влияние на телевизионное шоу. Причиной такого подхода «BS&P» стал Бэтмен, но сейчас не об этом.

Я помню, как нам возражали против эпизода с Сорвиголовой. Нас спрашивали о том, можем ли мы назвать его как-то иначе, а не дьяволом? Приходилось объяснять, что он не дьявол, он Сорвиголова. Это другое слэнговое значение. Тогда нам снова задавали еще вопросы — можем ли мы, хотя бы, убрать маленькие рожки с его головы? Можно ли сделать так, чтобы они выглядели как уши? Может ли его костюм быть не таким кроваво-красным?

Штатный сценарист Марк Хоффмайер для издания «Inverse».

В «Людях Икс» была цензура. В «Бэтмене», когда он шел на телеканале «Fox Kids», была цензура. «Могучие рейнджеры» были вообще запрещены в Канаде. У всех нас была одинаковая степень цензуры. И всем нам приходилось по-разному обходить ее, игнорировать или спорить по телефону с Эйвери Коберном — нашим представителем «BS&P», что мне очень не нравилось.

Шоураннер Джон Семпер для издания «Inverse».
Когда фотограф и адвокат встретились после работы.
Когда фотограф и адвокат встретились после работы.

По причине такой строгой цензуры, против которой руководство телеканала «Fox Kids» не хотело выступать, уже имея опыт распрей с «BS&P» из-за мультсериала о Бэтмене, Человек-Паук, пусть и вынуждено, но стал довольно дружелюбным.

Слова, связанные с убийством или смертью были категорически запрещены. Кровь упоминалась только, как плазма, из-за чего тот же Морбиус не пользовался клыками, а сосал плазму присосками из рук.

Оружие не должно было напоминать или звучать, как настоящие пушки, и стреляло только лазерами или чем-то подобным.

«BS&P» нам постоянно писали о чрезмерном насилии и о том, что оно должно быть фантастическим, ненатуралистичным. Например, вместо того чтобы давать кому-то пистолет, стреляющий пулями, дайте ему лазерную или лучевую пушку, которой не существует в реальной жизни.

Штатный сценарист Стэн Берковиц для издания «Inverse».

Руководству телеканала «Fox Kids» запретили позволять мультипликаторам включать в шоу сцены с разбитыми стеклами. Вроде, кажется довольно правильной попыткой избежать заголовков по типу — мультсериал о Человеке-Пауке толкает детей выпрыгивать в окна. Однако из-за этого появилась куча несуразных моментов, вроде проникновения главного героя в здание через заведомо открытое окно под потолком. Или, если здание взрывается, то это какое-то прочное стекло, видимо, и оно не бьется. Другого объяснения попросту невозможно найти, как и тому, что даже при автомобильной аварии стекла все равно остаются невредимыми.

Все сцены сражений между персонажами напоминают бои рестлеров, с обилием захватов и бросков, использования подручных вещей. Главное — никакого видимого физического увечья. В особенности это касалось самого Человека-Паука, использующего против врагов в основном только лишь паутину.

Кто знал, что Лонни Линкольн мастер сабмишенов?
Кто знал, что Лонни Линкольн мастер сабмишенов?

Удивительно, но в мультсериале нет ни одного идиота. И, нет, это не очередной кивок таланту сценаристов или шоураннеру Джону Семперу. Слово «идиот» было буквально запрещено в использовании.

Меня иногда смущали диалоги и лексика. Мы не могли позволить одному персонажу назвать другого идиотом. Слово «идиот» раньше было медицинским термином, как и «дебил». Думаю, они использовались врачами вплоть до 1940-х годов. Но нам они были недоступны. Вместо этого персонажи восклицали — ах ты дурак! Это было вполне допустимо.

Штатный сценарист Стэн Берковиц для издания «Inverse».

Росомаха никогда не использовал свои когти против живых существ, а Сергей Кравинов, получив после схватки с хищниками серьезные ранения, был показан на малых экранах всего лишь в порванной одежде. У него только лишь разболелась голова.

Каратель — один из самых жестоких персонажей во вселенной «Marvel». Антигерой с разбитым сердцем и ПТСР не видел иного способа решения проблем со злодеями, кроме как их буквального устранения. Фрэнк Касл и насилие — вещи неразделимые. Да, но не для цензоров «BS&P». В мультсериале Каратель вынужден избегать смертоносной силы, ограничиваясь лишь намеками, что однажды применит ее по назначению.

«Зловещая Шестерка» была переименована в «Коварную Шестерку», потому что уже в «Fox» посчитали, что слово «зловещая» может напугать детей. И состав команды лиходеев тоже отличался от представленного ранее в комиксах — к Доктору Осьминогу и Мистерио присоединились Хамелеон, Скорпион, Шокер и Носорог, а собрал, точнее нанял их всех Кингпин. Позже к группе присоединился Стервятник, заменив Мистерио.

Ну, и напоследок еще из особого примечательного, что связано с цензурой — «BS&P» потребовали заменить слово «радиоактивный» в мультсериале. Так появился термин «неогенетика» в телешоу — полностью вымышленная наука, изучающая генетику и манипуляции с ДНК.

Сценаристы так сильно старались найти способ обойти тему происхождения Человека-Паука, не упоминая слово «радиоактивный», и поэтому так чертовски странно, что в музыкальной теме Джо Перри и Шуки Леви это слово так часто встречается. Снова и снова!

Это было забавно. Мы получали записи с озвучкой эпизодов и смеялись над ними. Из-за всех этих запретов порой казалось, что они сделаны бездумно. Так никто не говорит. Так точно не должны говорить супергерои и суперзлодеи! Но голоса были прекрасны.

Отрывок из интервью штатного сценариста Эрни Альтбакера.
Даже Скорпион поражен количеством букв в этом лонгриде.
Даже Скорпион поражен количеством букв в этом лонгриде.

Невозможно не согласиться с Эрни, так как каст актеров озвучки в этом мультсериале невероятно шикарен. Отдельного внимания заслуживает дубляж, но обо всем по порядку.

Скорпион в телешоу говорит голосом Мартина Ландау — обладателя трех «Золотых глобусов», премии «Сатурн» и статуэтки «Оскар». На роль претендовал Фрэнк Горшин, сыгравший Загадочника в телевизионном сериале «Бэтмен» 1966 года, но в конечном результате Семпер обратился именно к Ландау. Актер тогда переживал не лучший этап в своей карьере, все чаще получая лишь эпизодические роли в крупных фильмах.

Мартин Ландау принимал участие в озвучке в первых двух сезонах мультсериала, после чего получил оскароносную роль в киноленте Тима Бертона «Эд Вуд» в образе Белы Лугоши. Эта роль стала началом возвращения Ландау в Голливуд — и проблем для шоураннера Джона Семпера.

Ландау получил «Оскар» всего через несколько недель после того, как мы записали его для второго сезона мультсериала про Человека-Паука, и после этого он больше не был доступен для нас. Нам спешно пришлось заменять его на Ричарда Молла.

Шоураннер Джон Семпер для издания «DRG4».
Для меня он навечно останется Бобом Райаном из «Антуража».
Для меня он навечно останется Бобом Райаном из «Антуража».

Майкл Кларк Дункан попал в заголовки газет в 2003 году, когда получил роль Уилсона Фиска, также известного как Кингпин, в фильме с Беном Аффлеком «Сорвиголова». В то время многие считали, что актер стал первым афроамериканцем, сыгравшим Фиска, белого персонажа из комиксов о Человеке-пауке. И это было возмутительно.

Вот только технически это не совсем верно. До этого другого чернокожего актера уже утверждали на роль Фиска, Роско Ли Брауна — обладателя двух «Эмми» и одной дневной премии «Эмми». Он всю жизнь сопротивлялся стереотипным ролям, выступая в нескольких постановках с театром Шекспировского фестиваля в Нью-Йорке и поэтическом турне по Штатам.

Голос актера можно услышать в «Бэйбе: Поросенке в городе» и «Сказочных историях для всех детей».
Голос актера можно услышать в «Бэйбе: Поросенке в городе» и «Сказочных историях для всех детей».

Хобгоблин в телешоу говорит голосом всеми любимого Марка Хэмилла — обладателя двух премий «BAFTA» и награды «Икона озвучания» церемонии «Voice Awards».

К моменту работы над Человеком-Пауком, Марк Хэмилл уже зарекомендовал себя в качестве актера озвучивания, как минимум, в «Бэтмен: мультсериал» благодаря своей культовой роли Джокера. Он принял участие в общей сложности в восьми эпизодах «Человека-паука».

Люк, не напомнишь кто твой отец?
Люк, не напомнишь кто твой отец?

Джон Семпер считал, что очень важно было подобрать запоминающийся голос для роли Эдди Брока, который в конце концов сливается по сюжету с инопланетным симбиотом и становится Веномом.

Озвучивать эту роль доверили Хэнку Азария — обладатель премии «Энни», «Тонни» и шести «Эмми». Актер придал Броку идеальное сочетание нью-йоркского говора и открытой, грубой агрессии. Помимо этого он озвучил еще трех второстепенных персонажей в мультсериале.

Справится лучше, чем Тофер Грейс очень просто. 
Справится лучше, чем Тофер Грейс очень просто. 

Надеюсь, вы все еще читаете этот лонгрид, и чтобы окончательно не затянуть все это дело, перейду сразу к голосу самого Человека-Паука, на озвучивание которого взяли Кристофера Дэниела Барнса. По словам того же Джона Семпера, им требовался молодой актер, способный передать молодость, незащищенность и удивление Питера Паркера. Это должен был быть не крикливый, но по-юношески обескураженный голос для персонажа.

Это была не первая крупная работа Барнса в качестве актера озвучивания — ранее он уже играл принца Эрика в популярном диснеевском мультфильме «Русалочка» 1989 года.

Ну, чем не Человек-Паук?
Ну, чем не Человек-Паук?

Премьера на российском телевидении состоялась на телеканале «НТВ» 16 ноября 1996 года. За тот самый знакомый всем дубляж ответственны:

Алексей Борзунов — Питер Паркер/Человек-Паук, Гарри Осборн, Майкл Морбиус, Норман Осборн, Герберт Лендон, доктор Отто Октавиус/Доктор Осьминог, Мак Гарган/Скорпион, Седовласый, Ник Фьюри, Рино, Микрочип, Вонг, Эдди Брок/Веном, Странник, Барон Мордо, Большой Вил, Брюс, Фарли Стилвилл и второстепенные персонажи.

Алексей Борзунов.
Алексей Борзунов.

После третьего сезона на этом поприще его сменил Анатолий Петров, озвучивающий тот же список персонажей мультсериала.

Анатолий Петров.
Анатолий Петров.

Александр Рыжков — Кингпин, Джей Джона Джеймсон, Элистер Смайт, Джо Робертсон, доктор Курт Коннорс, Домовой, Гидромен, Стервятник, Мистерио, Шокер, Крэйвен-охотник, Каратель, Блэйд, Доктор Стрэндж, Дормамму и второстепенные персонажи.

Александр Рыжков.
Александр Рыжков.

Елена Соловьева взяла на себя озвучивание всех женских персонажей — мадам Паутину, Алишу Сильвер, Сьюзен Чо, Маргарет Коннорс, доктор Мэрайю Кроуфорд/Калипсо, миссис Фаррел, Ванессу Фиск, Анастасию Харди, детектива Терри Ли, тетю Мэй, Марту Робертсон, Серебряную Соболь, Гвен Стейси, Мэри Джейн Уотсон, Дебру Уитмен и остальных.

Елена Соловьева.
Елена Соловьева.

Об этом часто говорят, но российский дубляж и правда, чаще всего, заметно идет на пользу кинопроектам. В этом случае в особенности, так как актеры переозвучания не были ограничены регламентом «BS&P». Диалоги в мультсериале зазвучали более естественно, а так избегаемые слова «кровь» и «смерть» произносились, практически, в каждом эпизоде.

Точно уже Зеленый Гоблин, или все еще Домовой?
Точно уже Зеленый Гоблин, или все еще Домовой?

Самым спорным решением в данном мультсериале было введение Хобгоблина, он же Домовой в российском дубляже, сразу же в первом сезоне, хотя каноничным было бы появление Зеленого Гоблина. Джон Семпер-младший спустя годы расскажет изданию «The Marvel Animation Age», что это сюжетное изменение было результатом планов его предшественника на шоу, Марти Паско, за которое ухватился вездесущий Ави Арад, который, если успели забыть, фокусировался на производстве игрушек. Все же еще раз вернемся к продюсерам.

Пока Стэн Ли был сосредоточен на проверке каждой предпосылки, каждой повествовательной схеме, подбирал подлинники иллюстраций из собственного архива для мультипликаторов, курировал каждый сценарный отдел киностудии и все, абсолютно все, чтобы проект соответствовал духу комиксов, Ави Арад настаивал на эпизодическом формате, занимаясь производством игрушек. Он желал показать зрителям, как можно больше персонажей, которых можно было после превратить в мерчендайз. Цельная комиксная структура, где история развивалась от выпуска к выпуску и представляла из себя цельный сюжет, его мало интересовала.

И вот под его, Ави Арада, руководством «Marvel», до выхода первого сезона, уже выпустила тысячи игрушек, и их нужно было рекламировать через мультсериал. В виду этого, Джону Семперу, сценаристу и редактору пришлось самому написать большую часть истории о Зеленом Гоблине, и он смог представить этого персонажа только в третьем сезоне.

Сначала я должен был показать Хобгоблина, иначе Ави потерял бы миллионы долларов на бесполезных игрушках по этому персонажу, которые не нужны ни одному ребенку. Этот злодей, до нашего мультсериала, не был никому особо интересен. Однако я горжусь тем, что благодаря мне Хобгоблин и его технологии естественным образом перешли в происхождение Зеленого Гоблина, хоть Норман Осборн и был тем, кто создал все эти штуки в первую очередь.

Шоураннер Джон Семпер для издания «The Marvel Animation Age».
Отцепись, я лечу зарабатывать нам бабки!
Отцепись, я лечу зарабатывать нам бабки!

Ну, и главное — в мультсериале «Человек-Паук» 1994 года, задолго до выхода кинематографической вселенной «Marvel» того самого мужика в кепке, который впоследствии превратит истории о Питере Паркере в крайне глупый фансервис, огромное количество известных, и не только, персонажей были представлены на малых экранах в мультсериале. Задел на большую вселенную Человека-Паука, которая была частично представлена в «Человеке-Пауке и его удивительных друзьях» 1981 года, наконец был полноценно реализован в 1994 году и продемонстрировал зрителям мультивселенную.

Помимо привычных героев и злодеев, которых задолбался перечислять каждый раз, появились Железный-Человек, Капитан Америка, Каратель, Доктор Стрейндж, а главное — Люди Икс и Фантастическая Четверка.

И пусть это все произошло, по большей мере, из-за корыстных целей Ави Арада, все-таки мир Человека-Паука стал более многогранным и объемным, захватывающим и неизвестным. Да, пусть история и обрывается на пятом сезоне, но Джону Семперу удалось сделать главное — показать, как Питер Паркер мужает, становится увереннее и начинает цениться себя вне амплуа Человека-Паука. Он обретает уверенность в себе.

Питер, я твой создатель!
Питер, я твой создатель!

После того, как Человек-Паук спасает свою реальность, он встречает своего создателя и говорит ему, что он уже не тот, кого создал Стэн, а комиксист ему отвечает, что это действительно так.

«Человек-Паук» закончился на самом интересном месте. И, нет, я этого не сделал, я не стал заканчивать историю специально. Вы не увидели, как Питер встречается с Мэри Джейн. И я сделал это намеренно, потому что на самом деле история была не об этом.

Шоураннер Джон Семпер для издания «Inverse».

Моя задача состояла в том, чтобы всегда удивлять зрителя. Это было самым важным для меня. И что мне нравится в «Человеке-Пауке», так это то, что это величайший мультсериал о Человеке-Пауке, который можно было снять в тот момент. И его величие до сих пор находит отклик во всей кинематографической вселенной. Я сделал все, что хотел. Я ушел, ни о чем не жалея.

Шоураннер Джон Семпер для издания «Inverse».

ㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤ

ㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤ* * *

Надеюсь, что не слишком утомил писаниной и тем, что часть про мультсериал 1994 года получилась такой развернутой. Нет, это еще много материала подверглось сокращению, а многое попросту выкинул, чтобы еще сильнее не затянуть лонгрид. Хотя, это еще дело не дошло до экранизаций Сэма Рэйми. Там вообще п****ц!

Ну, и снова упомяну о своем тг-канале, в котором публикую то, что может не прийтись по вкусу местной модерации. Если интересно, гляньте, не настаиваю на том, чтобы подписались.Кстати, там же можно найти исходники постеров для печати, которые создаю. Первую часть лонгрида прикрепляю ниже. Любите мультсериалы и берегите ребенка внутри себя.

12
6 комментариев