«Мыс страха»: жуткое воздаяние за прошлые грехи

Психологический садизм как смертельное оружие.

«Мыс страха»: жуткое воздаяние за прошлые грехи

Роберт де Ниро на пару с Мартином Скорсезе оставили неизгладимый след в истории мирового кинематографа. Если они начинают работать вместе, то, подобно сиамским близнецам, разъединить их уже невозможно. «Таксист», «Бешеный бык», «Славные парни» являются неоспоримыми шедеврами на все времена. Сюда же мне хотелось бы отнести и «Мыс страха».

В сердцевине картины заключен один-единственный вопрос: «А чтобы сделали вы, оказавшись на месте главного героя?». Этот вопрос кажется элементарным лишь на первый взгляд. При более тщательном рассмотрении однозначность растворяется, уступая место атмосфере первобытного ужаса.

«Мыс страха»: жуткое воздаяние за прошлые грехи

Отсидевший 14 лет за жестокое изнасилование Макс Кэйди наконец выходит на свободу. Вину за свое заключение преступник полностью перекладывает на Сэма Боудена, его тогдашнего адвоката. По мнению Кэйди, Боуден умышленно скрыл некоторую информацию о жертве, позволившую бы, если не оправдать его, то хотя бы значительно скостить срок.

Преисполненный чувством пламенного гнева Кэйди собирается обрушить всю ярость своей мести на ничего не подозревающего юриста, а заодно его жену Ли и дочь-подростка Даниэль. Сначала Макс подсыпает яд их собаке, после чего переходит к более решительным действиям: он жестоко расправляется с любовницей Сэма и параллельно пытается подобрать изящный ключик к сердцу Даниэль, школьницы, только-только вступившей в нежный возраст любовных переживаний.

В дальнейшем разворачивается зловещая игра в «кошки-мышки» с неимоверно высокой ставкой. В своем запале буквально зоологической ненависти Макс Кэйди кирпичик по кирпичику разбирает казавшееся до того неколебимым благополучие семьи Боуден. Подобно самонаводящейся ракете, он не остановится ни перед чем пока цель не будет аннигилирована без малейшего остатка.

«Мыс страха»: жуткое воздаяние за прошлые грехи

Изначально ремейк «Мыса Страха» разрабатывал Стивен Спилберг и оригинальный драфт сценария писался под него с учетом крупномасштабных и дорогих сцен. Впоследствии, однако, он передумал и уступил проект Мартину Скорсезе, которого к тому же долго уговаривал де Ниро. В результате режиссеры поменялись проектами: Спилберг отдал Скорсезе «Мыс Страха», а тот взамен уступил «Список Шиндлера».

Вообще, фундаментом этой истории является роман «Палачи» Джона МакДональда, вышедший в 1957 году и взятый за основу создателями первого фильма 1962 года. Сюжетная канва обоих лент в целом одинакова, хотя сравнивать их слегка некорректно, так как тридцатилетняя пропасть между ними не позволяет провести полноценное сопоставление.

Впрочем, это ни капли не умаляет заслуг Грегори Пека и особенно Роберта Митчума, сыгравшего безумца-уголовника Макса Кэйди. Им, кстати говоря, по старой памяти отвели небольшие камео в работе 1991 года, что, безусловно, обрадовало фанатов оригинала.

«Мыс страха»: жуткое воздаяние за прошлые грехи

Авторы нового фильма сознательно решили расширить персонажную глубину в угоду усилению эффекта погружения в самую природу психологического террора. Дело в том, что первоисточник достаточно однобоко освещает личности жены и дочери семейства Боуден, а Скорсезе хотел подготовить для Кэйди более плодотворную почву. Как-никак стервятнику лечге орудовать над готовым материалом для трапезы.

Таким образом, у адвоката появилась любовница, а у Ли — неудовлетворенность, заполняемая фантазиями о вожделении и, скорее всего, прелюбодеянии, чем вполне успешно поначалу пользовался Кэйди. Дэниэль, в свою очередь, чрезмерно опекаемая и ограничиваемая не только в поступках, но и в мыслях, тоже находилась в поисках выхода для своей играющей подростковой гормональности.

Поэтому именно духовный садизм, нежели физический, интересовал Кэйди в первую очередь, так как позволял капля за каплей подтачивать душевное равновесие Боуденов, что являлось гораздо более суровым наказанием по сравнению с примитивным убийством. Макс, брошенный женой и оставшийся в полном одиночестве, собирался уравнять свое состояние тотальной потери с состоянием счастья, в котором с переменным, правда, успехом пребывал семьянин Сэм.

Кэйди, ходячая машина возмездия, умело оркестрирует внутренней дисгармонией и противоречиями, царящими порой в зажиточном домохозяйстве. Целых 14 лет вынашивал он план беспощадного отмщения, и вот наконец пришла пора спустить с цепи голодного зверя, столь давно мечтавшего впиться клыками в своего обидчика.

«Мыс страха»: жуткое воздаяние за прошлые грехи

Роберт де Ниро весьма основательно готовился к этой роли. Его помощники снимали на камеру бывших осужденных с тем, чтобы он потом отсмотрел материал и смог более правдиво воспроизвести их повадки. Актер даже заплатил дантисту $5,000 за спиливание зубов с целью сделать образ Кэйди еще более устрашающим, а потом выложил еще $20,000 за возвращение своей улыбки к прежнему виду.

Также Роберт практически ежедневно вставал в полтретьего утра, чтобы заниматься с персональным тренером и держал строжайшую диету. Он просил каждое утро давать ему по нескольку цитат из Библии на случай, если вдруг Макс захочет их использовать — многие сцены снимались без репетиции и являлись чистейшей импровизацией.

Отдельного упоминания достойна и Джульет Люис, которую лично утвердил на роль де Ниро. Действительно, режиссер практически не давал ей указаний и Люис играла от сердца, первоклассно изобразив непреодолимое влечение молодой девушки, испытывающей по природе страстное, а по сути — роковое, притяжение к взрослому мужчине, очевидно, опасному, но от того еще более притягательному.

«Мыс страха»: жуткое воздаяние за прошлые грехи

В «Мысе Страха» в качестве базового лейтмотива задействовано чувство, знакомое многим — чувство ответственности за собственную семью, и как его логичное развитие, страх ее потерять. Притом, не только в административном, но и в самом прямом физическом смысле.

Что, если вас беспрерывно начнет преследовать сумасшедший маньяк? Что, если он начнет играть на вашем страхе, доводя всех без исключения ваших домочадцев до тяжелейшего нервного срыва? Насколько далеко вы готовы зайти в средствах для защиты семьи, существует ли какой-то предел вашим потенциальным деяниям?

Как правило, человек, которому нечего терять, выигрывает у того, кто не готов расстаться с тем, что ему очень дорого. Противостояние двух противоположных сил неизбежно закончится угасанием одной из них: оно, согласно законам природы, не может длиться вечно. Рано или поздно падет даже самый сильный гладитор. Вопрос заключается лишь в том, кто сумеет его одолеть.

«Мыс страха»: жуткое воздаяние за прошлые грехи

Результат работы тандема «Скорсезе-де Ниро» превосходит даже самые смелые ожидания. Эта работа держит в напряжении до финальных титров, тем больше относительно той части публики, каковая еще не посмотрела оригинальную картину. В данной связи, рекомендую после просмотра также ознакомиться с фильмом 1962 года. Двойное удовольствие (если здесь уместно подобное слово) гарантировано.

Про психопатов смотреть всегда интересно. Про психопата де Ниро в кадре Скорсезе смотреть не просто интересно, а необходимо. Главное не забывать оглядываться по сторонам, когда выходишь на улицу. Поэтому крылатая фраза «берегите себя и своих близких» в данном контексте как никогда имеет особенную актуальность.

6262
9 комментариев

Отличная статья. Вроде все подробно, ясно описан фильм, а без спойлеров. Спасибо за наводку, надо выкроить время посмотреть.

4
Ответить
Комментарий удалён модератором

Да. "Лолита" почему-то вспомнилась на том месте. Кстати, говорят, полная импровизация. Вообще все его сцены с Джульетой - гнали без репетиции.

Ответить

Фильм шикарный. После прочтения статьи решил пересмотреть в очередной раз!

1
Ответить

сыгравшего безумка-уголовника Макса Кэйди. поправьте.

Ответить

Да, точно. Спасибо за замечание.

1
Ответить