«На пороге вечности» и «С любовью, Винсент» — Ван Гог в кино

Уиллем Дефо в роли Винсента Ван Гога.

В закладки
Аудио

Сегодня Винсент Ван Гог является одним из самых узнаваемых художников — струящиеся размашистые мазки, периодически пытающиеся свернуться в клубок, невозможно ни с чем спутать, равно как и нагромождение ярких оттенков, что отчаянно борются за власть над полотном. При этом судьба художника зачастую меркнет на фоне его работ. Широкой огласки удостоились разве что история с отрезанным ухом, увенчавшая покушение на Поля Гогена, и увлечение абсентом, граничившее с зависимостью.

А ведь жизнь Ван Гога, вопреки обворожительности его наиболее известных картин, была полна лишений и невзгод. По словам самого живописца, его детство выдалось «мрачным, холодным и пустым»; юность же заполнили скитания по Европе, сопровождавшиеся мучительными поисками собственного я; а зрелость соседствовала с острой нуждой и отчуждением, которое сначала привело Винсента на юг Франции, а после бросило в объятия смерти, задремавшей в тихом «предместье» Парижа.

«На пороге вечности», 2018 год

В противовес оглушительной популярности Ван Гога о живописи Джулиана Шнабеля знают немногие, ведь прежде всего он известен как кинорежиссер. При этом кинорежиссер довольно своеобразный — все его художественные фильмы являются биографическими и повествуют о деятелях искусства разной величины с богатыми на события судьбами. Но наиболее громким из их числа оказался именно «На пороге вечности», поскольку его главным героем стал Винсент Ван Гог.

Фильм берет начало в Париже конца 19-го века, за пару лет до смерти художника. Ему далеко за тридцать и почти десятилетие он беспробудно увлечен живописью, но признание и достаток высокомерно обходят его стороной. На фоне многочисленных разочарований как в работе, так и в личной жизни Винсент отправляется в городок Арль, одну из жемчужин Прованса, чтобы обрести покой и полностью раствориться в живописи.

С некоторыми оговорками, сюжет «На пороге вечности» ограничивается этой обрывистой информацией. Фильм чрезмерно хаотичен, лишен четкой структуры и конфликта в привычном понимании, а часть его событий настолько неочевидна, что уловить их суть, ничего не зная о судьбе Ван Гога, практически невозможно. Все потому, что Джулиана Шнабеля интересовал не столько сам художник, сколько его эмоциональное состояние за миг до того, как он «ворвался в вечность».

«На пороге вечности», 2018 год

Все в фильме подчиняется сиюминутному и зачастую болезненному порыву — сначала Ван Гог восхищается пшеничными полями и глупо улыбается заходящему солнцу, а мгновение спустя бьется в приступе паники или с безумным видом водит кистью по полотну. На подобном контрасте, граничащем с полным отсутствием логики, построена вся картина. Иной раз складывается впечатление, что Джулиан Шнабель видит в Ван Гоге не мыслящего человека, а оголенный нерв, который полностью утратил сознание.

Запредельной отрешенности и своего рода бесформенности живописца вторят и постоянно обрывающаяся музыка, и специфическая операторская работа. Камера без конца трясется и мечется из стороны в сторону, словно раненый зверь. С одной стороны, причины подобной «неусидчивости» ясны — она должна передать потерянность и нестабильность эмоционального состояния Ван Гога. С другой — этот прием применяется не в отдельно взятые моменты, подчеркивая их важность, а на постоянной основе, и без должного контраста ему не удается вырасти в нечто осмысленное и глубокое.

«На пороге вечности», 2018 год

Ситуацию немного выравнивает Уиллем Дефо, номинированный за воплощение Винсента на «Оскар». Он то заразительно радуется, то проникновенно страдает, и последнее выходит у него столь пронзительно, что жалость к непонятому творцу оказывается единственной весомой эмоцией, заложенной в фильм. К тому же Дефо отведено настолько мало времени, что его образ не успевает обрести законченной формы. Иными словами, Уиллем Дефо так и не успевает до конца перевоплотиться в Винсента Ван Гога.

«Печаль будет длиться вечно».

— Винсент Ван Гог

В результате «На пороге вечности» представляет Винсента как вечно страдающего неврастеника, которого стоит любить и жалеть. Он напрочь лишен недостатков и полутонов, а следовательно он стерилен и нежизнеспособен, ведь его лишили конфликта с самим собой. И это главный недостаток фильма — он не видит ценности в личности художника, для него, как и для миллиона обывателей, важны лишь его работы.

Прежде всего, Ван Гог примечателен тем, что он сумел преобразить собственную боль, которая копилась годами и впоследствии вылилась в алкоголизм и психическое расстройство, в нечто прекрасное. Он черпал силы из противоречий, которым Джулиан Шнабель не нашел места в своей работе, а это низложило Ван Гога до именитого фона, который будто бы побоялись обидеть излишней откровенностью.

«С любовью, Винсент», 2017 год

Что любопытно, на те же грабли наступил и другой фильм о пламенно-рыжем голландце — «С любовью, Винсент». Это картина с более привычной структурой, действие которой разворачивается после смерти Ван Гога и представляет собой прямолинейный детектив средней руки. При этом выглядит она потрясающе — все благодаря 125 художникам, которые при помощи ротоскопирования оживили картины Ван Гога и при этом не растеряли их обаяния.

Беда в том, что «С любовью, Винсент», как и «На пороге вечности», выставляет Ван Гога исключительно в положительном свете. Здесь также не нашлось места его порокам, о которых прекрасно известно. А если кто-то и отзывается о нем нелестно, то лишь персоны сомнительной наружности. Иными словами, оба фильма прямо заявляют, что личность творца не имеет ровно никакого веса на фоне его наследия.

«С любовью, Винсент», 2017 год

В этом умозаключении нет ничего предосудительного, вопрос в другом — зачем Джулиан Шнабель потревожил Ван Гога, если главным действующим лицом фильма оказывается не он сам, а его расстройство? Стоило ли строить повествование «С любовью, Винсент» вокруг художника, раз в рамках фильма он не имеет особого веса? И это не говоря о том, что обе картины выдают за факт неподтвержденные теории, касающиеся смерти Винсента.

«Вы столько хотите знать про его смерть, а что вы знаете про его жизнь?»

— «С любовью, Винсент», 2017 год

Вопреки обилию сомнительных решений, «На пороге вечности» оказался крайне любопытным фильмом, который навряд ли найдет отклик у широкого зрителя. Для этого он слишком сбивчив и противоречив в суждениях. Но для тех, кто серьезно увлечен кинематографом, работа Джулиана Шнабеля может оказаться не всегда приятным, но в меру нетривиальным и увлекательным опытом. Главное, вовремя абстрагироваться от мысли, что речь идет не о потускневшем образе, а о конкретном человеке.

PS. Если понравился текст - ищите нас в VK и Telegram.

#long #DeadDinos

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Юрий Ягупов", "author_type": "self", "tags": ["long","deaddinos"], "comments": 14, "likes": 40, "favorites": 41, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 40868, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 24 Feb 2019 16:44:58 +0300" }
{ "id": 40868, "author_id": 67925, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/40868\/get","add":"\/comments\/40868\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/40868"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957 }

14 комментариев 14 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
2

"С любовью, Винсент" смотрел, очень понравилось художественное оформление + мини-детективная история.
"На пороге вечности" может кто порекомендовать, кто смотрел? На Ван Гога сейчас большой спрос, перенасыщение - стоит ли этот фильм просмотра?

Ответить
3

Да, стоит. Уиллем Дефо отыграл просто на высшем уровне

Ответить
1

нет, не стоит. кроме игры Дефо, в фильме нет абсолютно ничего выдающегося.

Ответить
3

Визуал и музыка как минимум отличны. И другие актёры топ, особенно Оскар Айзек, как они с Дефо прям сыгрались, такой контраст между Гогеном и Ван Гогом сочный, ярко очерченный в их диалогах.

Фильм очень хорошо сделан с техническо-эстетической точки зрения.

Ответить
0

Смотря что ты от фильма ожидал :)

Ответить
1

Стоит. Эта картина лучше всего описывает именно его состояние, восприятие и ощущение жизни. Этот фильм не столько биография, сколько, еще раз, портал в голову Ван Гога. Ощущается это и в монтаже, и в съемке, и в музыке, и в длительности некоторых сцен.
Если интересует Ван Гог - этот фильм must see

Ответить
0

Как по мне стоит идти только если фанат Ван Гога. Тогда получите удовольствие. С художественной точки зрения фильм не особо интересен. Повествование в нем очень сильно проседает по динамике. Очень много кто ушел из зала до конца сеанса, мужик рядом со мной уснул где-то в начале ещё))

Ответить
2

Люблю и Ван Гога, и Дефо. Но даже при том, что сыграл он отлично, смотреть исключительно на актерскую игру 2 часа утомительно, потому что в остальном фильм пустой.

Ответить
1

Вторую половину пролистал дабы поменьше спойлеров ловить. Но теперь точно утвердил себя на мысли что пора наконец то посмотреть. :)

Ответить
0

Во второй половине про другой фильм =)

Ответить
1

Зараза, а ведь идеально подходит.

Ответить
0

Честно говоря, не очень =) В том плане, что Дефо выглядит слишком взрослым - все-таки он на 20 лет старше Ван Гога.

Ответить
0

Но Ван Гог в свои 40 то выглядел так, что только 60-летним актёрам и играть)

Ответить
0

И то верно)

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
В Steam появилась функция продажи
подержанных цифровых копий игр
Подписаться на push-уведомления