ДИЛЕР 3 — фильм-шедевр, который зрители (в Дании) сочли ПОЗОРОМ!

«Дилер 2» частично помог Рефну закрыть долги, но вот беда, денег всё ещё не хватало — и он решился на продолжение...

ДИЛЕР 3 — фильм-шедевр, который зрители (в Дании) сочли ПОЗОРОМ!

Как безобидная шутка Радована из первой части роковым образом повлияла на судьбу Мило в «Дилере 3»? О ком Рефн задумывал снять «Дилера 4» — и что разрушило его планы? И почему после выхода третьей части он зарекся больше никогда не снимать кино в Дании? Ответы на эти и другие вопросы — в сегодняшнем выпуске «Киногероя». Я нашел всех персонажей «Дилера 3», которые появлялись в других частях — смотрите до конца.

Гениальность Рефна — в том, как он переосмысляет собственных героев. Комичный Тони с нелепой татуировкой «Respect» во втором фильме оборачивается трагической фигурой, запутавшейся в наследии отца и замкнутой в круге насилия. А Мило проходит путь от грозного антагониста до уставшего старика, чья драма превращается в медитацию о старении и забвении.

ДИЛЕР 3 — фильм-шедевр, который зрители (в Дании) сочли ПОЗОРОМ!

И именно ему принадлежит финал. Невидимая пружина первых частей выходит на первый план, и Златко Бурич делает невозможное: мы начинаем болеть за Мило так же отчаянно, как когда-то за Франка и Тони.Итак, перед нами адские 24 часа из жизни Мило, которые Рефн показывает с документальной, почти кошмарной точностью. Картина начинается с собрания анонимных любителей пощекотать нос, где Мило, который продержался чистым пять дней, признается, что боится сорваться из-за стресса, связанного с организацией банкета для дочери. И именно это решение — устроить праздник на 25-летие Милены, лично приготовить изысканные блюда и держаться подальше от дряни — становится отправной точкой для его падения.

Ещё до того, как Мило пытается удержать бизнес на плаву между албанцами, поляками и мелкой уличной шпаной, приходит первый удар судьбы: заказанный героин вместо ожидаемой поставки — это десять тысяч синих таблеток, о которых Мило не имеет ни малейшего понятия. Один из подручных узнаёт в них экстази, и начальная паника быстро перерастает в хаос.

ДИЛЕР 3 — фильм-шедевр, который зрители (в Дании) сочли ПОЗОРОМ!

Кстати, Рефн подтвердил, что Карстен Шрёдер и Свен Эрик Ларсен — это те же персонажи, что и в «Дилере II», которые после смерти Герцога ищут себе новую банду. Но вернемся к сюжету!

Чтобы усугубить ситуацию, Мило травит всех своих подручных неудавшимся ужином, из-за чего остается один на один с проблемами.

Это, казалось бы, незначительная деталь, которая становится роковой. В первой части окружение Мило, в том числе Радован, шутят о том, как плохо Мило готовит. В третьем “Дилере” эта деталь возвращается с роковыми последствиями: вся бригада Серба, включая брата Радована, Бранко, травится из-за его стряпни. Этот инцидент становится катализатором дальнейших трагических событий. Мы также слышим о его дочери в первой части, когда Мило просит Франка помочь с холодильником, который он купил специально для неё. В третьем “Дилере” его дочь становится одним из главных персонажей.

Под давлением новых “коллег” — албанцев Луана и Рексо — Мило вынужден искать пути сбыта экстази. В противном случае у него просто не останется свободных денег, и его наркобизнес рухнет окончательно. В кафе к Сербу наведывается турок Мухаммед из второго “Дилера”, который самоуверенно называет себя «Королем Копенгагена». Мило насмешливо называет его «Кинг-Конгом Копенгагена»: Мило не испытывает доверия к молодому барыге. Серб хочет отправить с ним помощника Бранко, но тот, как и весь штат Мило, мучается от пищевого отравления.

И вот тут мы видим, как небольшие детали из первых частей возвращаются с роковыми последствиями. Мило вынужден лавировать между горе-таблетками, праздничным банкетом и уличной шпаной, которая уже начинает испытывать к нему недоверие.

ДИЛЕР 3 — фильм-шедевр, который зрители (в Дании) сочли ПОЗОРОМ!

Что ж, в “Дилере 3” мир больше не боится Мило. Его называют «старым», а сам он становится лишь «тенью» в глазах молодых и безжалостных дельцов, которые жаждут занять его место. Он уже не король, а уставший старик, которого обманывают все подряд.

Но если сам Мило уже теряет хватку, то его дочь Милена куда опаснее. В её холодной улыбке — жестокость и расчет, которые пугают даже закаленных барыг. Она относится к людям как к расходному материалу, и не делает исключения даже для собственного отца. И именно здесь возникает новая связка: рядом с Миленой появляется Майк, её жених.

Да-да, Майк — это тот самый качок-культурист, которого Франк ограбил в финале первого фильма. В третьей части он возвращается уже как парень дочери Мило. Мило, в свою очередь, использует это родство, чтобы заставлять Майка покупать наркоту через себя. Этот неожиданный поворот замыкает круг, превращая случайное ограбление в часть судьбы.

ДИЛЕР 3 — фильм-шедевр, который зрители (в Дании) сочли ПОЗОРОМ!

И вот мы переходим к самому хаосу, который Мило не мог предвидеть. Праздник дочери вроде бы начался, и Мило произносит искреннюю речь, делая вид, что всё под контролем. Но пока он занят торжеством, экстази и проблемы с доставкой продолжают нарастать. Албанцы Луан и Рексо дают ему отсрочку, но сразу дают понять: помощь должна быть взаимной. И вот сюда уже вступает Рексо с поляком и молодой девушкой.

Ситуация накаляется до предела. Поляк предлагает Жанетт купить девушку за семь с половиной тысяч долларов, но сделка срывается, так как Жанетт понимает, что девушка пришла против своей воли. Рексо обращается с Мило как с официантом — приказывает приносить напитки и еду. Абсурд, но именно этот момент показывает всю деградацию старого наркобарона: он больше не контролирует ситуацию, он лишь участник чужих правил. Девушка, которую хотят продать, пытается сбежать, но ее ловят, поляк начинает избивать её, и Мило несколько раз пытается остановить насилие, но безуспешно.

ДИЛЕР 3 — фильм-шедевр, который зрители (в Дании) сочли ПОЗОРОМ!

Главный трюк Рефна — это игра с ожиданиями зрителя. Кто мог предположить, что Жанетт, проститутка, которая работала в борделе Курта в «Дилере II», вернется в третьей? В «Дилере III» она появляется вновь — уже как владелица того самого борделя, которая теперь ведет дела с Мило и албанцами.

Позже Мило срывается, когда старый знакомый по кличке “Киска” предлагает ему дозу героина. И в это время мы вспоминаем Курта из второй части. Он лжёт Герцогу о том, что нападение совершили албанцы, и стрелки переводятся на них. В третьем “Дилере” Албанцы уже у руля, а Курт случайно встречается с Мило и рассказывает, что был в Швеции.

Вскоре происходит переломный момент: Мило пытается решить свои проблемы, наняв коррумпированного копа и ищет Мухаммеда, который украл деньги, но ситуация становится только хуже.

Наступает кульминация: Мило убивает поляка молотком (ох уж эти чертовы Польские спиды). В этой сцене также интересен выбор орудия мести: Рефн еще вернется к молотку в своем магнус-опусе “Драйв”, когда герой Гослинга будет использовать молоток в качестве ударника.

Между тем, Мухаммед не возвращается и не отвечает на звонки Мило. Серб, раздираемый сомнениями, уже не может доверять никому, и снова вступает в контакт с Радованом, который давно ушёл из преступного мира и открыл собственное кафе. По старой памяти Радован соглашается помочь, и вместе они берут Мухаммеда под стражу. Турок обвиняет Мило в том, что вместо экстази он дал ему конфеты, и этот момент превращается в классическую ситуацию «кто кого надурил», где Мило сам себе создаёт ловушку.

ДИЛЕР 3 — фильм-шедевр, который зрители (в Дании) сочли ПОЗОРОМ!

Дальше сцена с расчлененкой — кульминация этого кошмара. Мило и Радован избавляются от трупов поляка и албанца: кровь, внутренности, мусорные мешки — всё это показано как рутинная, почти бытовая работа. Рефн снова показывает нам преступный мир без гламура: герои не крутые, они устали, они люди, которые живут «жалко и отчаянно».

Наиболее захватывающим элементом является то, как второстепенные персонажи возвращаются вновь, обретая новую глубину и связывая все три истории воедино. Возьмём Радована. В «Дилере I» он — хладнокровный и верный силовик Мило. В одной из сцен он откровенно делится с Франком своей мечтой — бросить криминал и открыть собственный ресторан с шаурмой. Что мы видим в третьей части? Радован осуществил свою мечту: у него есть собственный ресторан, семья и ребёнок.

ДИЛЕР 3 — фильм-шедевр, который зрители (в Дании) сочли ПОЗОРОМ!

Особенно интересна деталь с часами: режиссёр показывает, как один из Албанцев, будучи еще живым, надевает часы Мило после того, как тот отдаёт их в качестве залога. А после методичного устранения Албанца Мило по своей наивности забирает их обратно и, внимание, надевает на руку. Мелкая деталь, но она подчёркивает всю хрупкость положения Мило: во-первых, на часах остаётся кровь и ДНК Албанца, а во-вторых, эти часы обязательно заметит другой Албанец, когда отправится искать своего дружка.

И пока мы следим за хаосом, Мило постепенно теряет хватку. Пищевое отравление его команды становится почти метафорой: он травит тех, кто держит его маленький мир на плаву, и одновременно перестает ценить их. Подчинённые ослаблены — времени для Албанцев достаточно, чтобы настигнуть Мило.

Мило спасает бизнес, но теряет себя. Утром он курит у пустого бассейна. Король по итогу голый.

ДИЛЕР 3 — фильм-шедевр, который зрители (в Дании) сочли ПОЗОРОМ!

Ни для кого не секрет, что многие режиссёры обращаются к наследию культовых картин, и, похоже, Рефн здесь не стал исключением. Его неоновая эстетика перекликается с образом финала «Крёстного отца II». Вспомните: ближе к концу Майкл Корлеоне остаётся в полном одиночестве, а Коппола символично показывает опустевший особняк — образ крушения семьи и изоляции героя.

И у Копполы, и у Рефна протагонисты решают проблемы радикально, но цена этих решений оказывается запредельной. В «Крестном отце III» враги убивают дочь Майкла — трагическая точка в его судьбе. Может быть, подобная развязка ожидала бы и Мило, если бы Рефн решился снять четвертую часть «Дилера»?

ДИЛЕР 3 — фильм-шедевр, который зрители (в Дании) сочли ПОЗОРОМ!

Интересно, что изначально планировалось продолжение франшизы — четвертая часть должна была рассказать о детстве Мухаммеда. Рефн даже считал этот поворот естественным развитием истории и какое-то время серьёзно рассматривал «Дилера 4» с Мухаммедом в качестве центрального героя. Но проект так и не состоялся: исполнитель роли, Ильяс Аджак, в 2005 году оказался за решёткой, получив семь лет тюрьмы по обвинениям, связанным с наркотой.

Рефн лично приехал к актёру в тюрягу и показал «Дилера 3» прямо за решёткой. Интересно, в реальной жизни Мухаммед пытался толкнуть те самые таблетки Мило?

ДИЛЕР 3 — фильм-шедевр, который зрители (в Дании) сочли ПОЗОРОМ!

Каждая часть «Дилера» заканчивается вопросом. Выжил ли Франк? Смог ли Тони выбраться? Устоит ли мир Мило? Ответов мы так и не получаем. Рефн оставляет финалы открытыми, создавая пространство для интерпретаций. Однако складывается впечатление, что режиссёр сознательно обрывает каждую историю, превращая её в своеобразную загадку.

Эта недосказанность позволяет его произведению не завершаться окончательно, а продолжать жить в мыслях и обсуждениях зрителей. Но в отличие от Франка и Тони, которые в конце сбегают, Мило даже не думает об этом, ведь ему некуда бежать — он навсегда оказался в ловушке своего мира. И чем-то это напоминает историю Тони Сопрано, который смирился со своей судьбой и поддался “тени”.

На родине режиссёра «Дилер 3» встретили прохладно. Рефн уверен: дело было не в шокирующей жестокости, а в эмигрантской тематике Фильм показывает датский криминальный мир сквозь призму чужаков — сербов, албанцев, арабов, поляков и других. Датский язык в картине звучит лишь примерно в 20% хронометража, остальное — как какофония сербо-хорватского, турецкого, албанского, польского, арабского, русского и английского.

ДИЛЕР 3 — фильм-шедевр, который зрители (в Дании) сочли ПОЗОРОМ!

Этот радикальный натурализм оттолкнул местную публику и критиков. Для Рефна реакция стала личной обидой: он поклялся больше никогда не снимать кино в Дании — и пока держит слово.

К всеобщему счастью, в 2006 году «Дилера» купила компания-дистрибьютор Magnolia и выпустила в США. А сам Рефн неожиданно получил работу в Англии — снял эпизод «Мисс Марпл». От расчленёнки — к чаю с печеньками. Но это дало ему время, стабильность и главное — новые связи.

Одна из них привела его к сценарию о самом опасном заключенном Британии. Человеке, который не убивал, но всю жизнь провел в одиночной камере. Рефна зацепила не тюрьма, а трансформация — как человек превращает себя в легенду.

ДИЛЕР 3 — фильм-шедевр, который зрители (в Дании) сочли ПОЗОРОМ!

Он взялся за проект, но с одним условием: сценарий будет полностью переписан, так как Рефн хотел снять что-то «совершенно новое после «Дилера». Так родился не просто биографический фильм. А автопортрет. Начало новой, сюрреалистичной главы в карьере Николаса Виндинга Рефна. Продолжение следует…

Вы прочитали разбор заключительной части трилогии «Дилер». Не забудьте поставить лайк и подписаться — это помогает каналу расти. Спасибо, что досмотрели до конца!

ДИЛЕР I

ДИЛЕР II

Начать дискуссию