Мало кто знает, что советский кинематограф тоже не чурался фансервиса и пасхалок. Одну из них можно найти в комедии «Лёгкая жизнь» (1964)
История из серии «жаль, далеко не все поймут, в чём тут дело )))»
В 1956 году на экраны вышла «Весна на Заречной улице» - трогательная мелодрама Марлена Хуциева и Феликса Миронера. По сюжету, молодую учительницу русского языка и литературы Татьяну Левченко направляют в провинциальный городок, где от неё требуется давать знания представителям рабочего класса в вечерней школе (специфика тогдашней системы образования). Сталевар Александр Савченко по уши влюбляется в педагога, но та не торопится отвечать взаимностью. И открытая концовка ставит в их отношениях лишь тихое многоточие…
Киноязык и интонация «Заречной улицы» разительно отличались от большинства картин сталинского периода - ослабление цензуры при Хрущёве позволило зрителям увидеть правдоподобных героев с живыми чувствами, в диалогах которых практически отсутствовала партийная повестка. Неудивительно, что фильм стал в СССР одним из главных кассовых хитов десятилетия и в значительной мере определил облик нового, «оттепельного» кинематографа.
А спустя 8 лет режиссёр Вениамин Дорман снял «Лёгкую жизнь», сюжет которой никак не пересекался с работой Хуциева и Миронера. Однако в крошечном эпизоде встречи выпускников приняла участие Нина Иванова - актриса, сыгравшая ту самую Татьяну в «Заречной улице». Её реплика по поводу фамилии ясно даёт понять, что работяга Саша всё-таки своего добился. У фразы про отсутствующее на карте место жительства тоже есть объяснение: под конец фильма Савченко разработал уникальный метод плавления стали и даже попал на страницы газет, так что его («ударника труда» и по совместительству толкового инженера) вполне могли отправить в «чистое поле» руководить строительством нового производства, которое впоследствии должно стать градообразующим. А Таня, соответственно, могла поехать с ним и жить в рабочем городке.
Такая вот милая деталь. Несмотря на очевидные особенности советской киноиндустрии, её творцы тоже использовали разные «читерские» приёмы для стимулирования зрительного интереса. Ведь кино, как правило, создаётся прежде всего ради зрителя, а разница между нашим и западным зрителем не очень-то и велика.