Эрик Ливолд "Ранее в "Людях Икс". История создания мультсериала" (глава 18, часть 5)

18. РАЗГОВОРЫ С ТВОРЧЕСКОЙ КОМАНДОЙ!

Шэрон Джанис (видеомонтажёр)

Наш знаток визуального ритма и восточной мудрости (фото предоставлено Шэрон Джанис)
Наш знаток визуального ритма и восточной мудрости (фото предоставлено Шэрон Джанис)

Перед тем, как перебраться в Голливуд, видеомонтажёр Шэрон Джанис провела почти 10 лет в ашраме, - она пела на санскрите, жила под санскритским именем Комуда и монтировала видео о духовной мудрости. Во время отмеченной наградами работы в Голливуде она одновременно занималась монтажом «Людей Икс» и «Могучих рейнджеров», двух проектов, бывших на пике популярности среди детей. Благодаря текстам о борьбе добра со злом, которые Джанис изучала, она по-особенному понимала архетипичность многих сюжетов «Людей Икс». Со временем Джанис пришла к более спокойной жизни у моря, она занимается производством документальных фильмов и написанием книг, в число которых входят «Духовность для чайников» и «Тайны духовного счастья». Она ведёт обширный сайт с бесплатными духовными ресурсами: www.nightlotus.com

ЭРИК ЛИВОЛД: Скажем, я фанат, и я пытаюсь разобраться, как Шэрон делает из чернового материала мою любимую серию «Людей Икс».

ШЭРОН ДЖАНИС: Я получала каждый фрагмент по отдельности, каждый из них был с небольшим ярлыком, на котором было написано 12-A, 12-B, 12-C и так далее, номер серии и буква, указывающая, какая это часть серии, и обычно по этим указаниям я и собирала из них серию. Я отсматривала плёнки, сверялась с тем, сколько минут должна была идти серия, и убирала лишнее. Мы много работали над боевыми сценами, добавляли взрывы, но в большинстве своём надо было делать много переходов от одного к другому внутри сцены.

ЭЛ: Правильная хореография экшена очень важна. Одна из проблем первых фильмов о Людях Икс для меня была в том, что боевые сцены были смонтированы не очень хорошо. Были провисания; кто-то уходил, и было непонятно, что происходило с некоторыми персонажами.

ШД: Я это заметила. Я редко хожу в кинотеатр, но на первый фильм я сходила, и я подумала, что он даже близко не стоит с нашим мультсериалом. Сценарий был хуже, диалоги были хуже, монтаж, постановка, он попросту был хуже.

ЭЛ: Ты занималась музыкальными клипами. Одна из проблем большинства экшен-мультсериалов 80-х, которую отмечали Сидни, я и Ларри, была в том, что в них было много пустоты, персонажи медленно расхаживали по комнате. Я сказал сценаристам, что мы можем сделать сюжеты в два раза плотнее, накладывая события друг на друга и подавая их энергичнее. Ларри Хьюстон получал замечания от раскадровщиков, но настаивал: «Может показаться, что сюжета уже на 10 минут больше, но давайте сожмём его ещё сильнее». Потом материал пересылали тебе, и тебе наверняка помог опыт работы с музыкальными клипами, что в сцену можно вместить очень многое, быстро переключаться между сценами, и дети всё равно всё поймут.

ШД: Дело в темпе: его нельзя тормозить. Когда кто-то говорит, надо переходить к кому-нибудь, кто крадётся на заднем плане. Помню, когда работали над пилотной серией «Человека-Паука», кто-то смонтировал её в традиционном виде. Маргарет (Леш) осталась недовольна, потому что в серии не было «Иксовости», темпа, энергии. Она наняла меня на уикенд, чтобы я перемонтировала пилот. Она, глава телесети, пришла ко мне и работала над ним вместе со мной. Это было круто.

ЭЛ: Как я понял, ты монтировала два проекта сразу.

ШД: И много занималась благотворительностью на стороне. Потому и заболела. Я занималась «Людьми Икс», «Могучими рейнджерами», бралась при этом за другую работу и не рассчитала сил.

ДЖУЛИЯ ЛИВОЛД: Тебе давали копию сценария или только раскадровку?

ШД: Мне давали сценарий. И записи актёров.

ЭЛ: Думаю, записи голосов были хорошим базисом для твоей работы. Но, наверное, тебе всё равно приходилось вносить корректировки, чтобы всё шло как надо.

ШД: Всегда. Лишнего было много. Надо было подгонять всё по времени, и скоростная подача сюжетов во многих случаях сильно играла на руку, она была полезной. Мы подготавливали флэшбеки, и я добавляла эффекты для этих флэшбеков. Меня почти ни в чём не ограничивали. Потом, разумеется, к нам приходил Сидни, чтобы посмотреть, что получилось. Скотт Томас тоже приходил, чтобы посмотреть, когда у него было время, но они были умными людьми.

ЭЛ: Нужные люди в нужном месте.

ШД: Прожив много лет в ашраме, я примерно понимаю мутантские силы Людей Икс. Я прожила волшебную жизнь. Я чувствовала, что со мной происходят всяческие волшебные вещи. Я благословила своих соседей, и в прошлом году в июне к моему дому приехали новостные фургоны, мой ближайший сосед Брэди Эйкен в 17 лет стал главным кандидатом на выбор в Главную лигу бейсбола. Я не присваиваю себе заслуг за это, но подобное случалось часто. Поэтому я воспринимала много из того, что происходило в «Людях Икс», всерьёз. Я чувствовала, что понимала их силы, что у меня они тоже есть, что я иногда могу сделать так, чтобы что-то произошло. Я даже ходила в храм, просила «Прошу, мне нужна работа» и проверяла автоответчик, и меня ждала работа над «Могучими рейнджерами». Для меня этот аспект Людей Икс, их способности, был очень интересен.

ЭЛ: Я помню, Сидни упоминал, что ты делала кое-что ещё. Нам кажется совершенно естественным при просмотре других проектов, что серии должны быть связаны между собой, и в начале должен быть пересказ а-ля «Ранее в «Людях Икс!». Раньше для мультсериалов такого не делали, потому что связи между сериями не было, сюжеты в них ограничивались одной серией. Как я понял, эти пересказы подготавливала ты.

ШД: Да, я выбирала, что в них поместить.

ЭЛ: Наверное, это было увлекательно.

ШД: Очень увлекательно.

ЭЛ: Как ты выбирала из 22 минут те 15 секунд, по которым можно понять серию?

ШД: Я незадолго до этого делала промо-материалы для NBC, для «Сайнфелда», «Блоссом» и других сериалов, и там я научилась, как сжимать получасовую серию до 10 секунд.

ДЛ: Это прямо искусство.

ШД: Обычно мне не давали сценариев для пересказов, я составляла их сама, а потом мы работали над ними, проверяя, нужно ли что-то поменять. Я хорошо помню сюжет о «Фениксе» (серии 29-33). Он был таким масштабным, очень сильно напоминал те индийские священные тексты, которые я читала в ашраме.

ЭЛ: Думаю, они позаимствовали некоторые визуальные элементы из схожих источников.

ШД: По-моему, вы рассказывали отличные истории. Для меня мультсериал был таким интересным, мне не терпелось увидеть следующую серию. Я полюбила его.

ЭЛ: Это сильно нам помогало. Эйвери (цензор мультсериала в Отделе стандартов и практик) тоже его полюбила. Но у неё были правила: например, младшая сестра Колосса не должна была оказаться в опасности из-за трактора.

ШД: И посмотри, что дети смотрят сейчас. Я только что вспомнила кое-что очень смешное.

ЭЛ: Расскажи, пожалуйста. Чем смешнее, тем лучше.

ШД: Мы, значит, работали над серией с Красным Омегой.

ЭЛ: Которая в подлодке или в заснеженных российских горах?

ШД: В бывшем Советском Союзе. Мы начали с танков, выезжающих с горы, сразу после пересказа событий на Дикой Земле, где обхитрили динозавра. Я подготовила пересказ, после него пошла сцена, где танки съезжают с холма, и нам был нужен титр (название на экране), чтобы показать, что это город в бывшем Советском Союзе. Тогда Интернета у нас не было, так бы я просто посмотрела в нём какое-нибудь название. Я позвонила кое-кому в Fox Kids: «Можешь поискать какие-нибудь хорошие названия мест из Советского Союза?» Она подсказала Омск, Минск, но они не подходили. Когда я жила в ашраме, мне дали духовное имя Комуда. У одного парня в ашраме было необычное чувство юмора, и он всегда называл меня «Комутски». Посмотрите серию с Красным Омегой («Красный рассвет», 17 серия): Долина Комутски, бывший Советский Союз.

ЭЛ: Совершенно выдуманное место.

ШД: Но звучало-то отлично! Долина Комутски. Нам всем нравится оставлять где-то частичку себя. Небольшие «хичкоковские моменты».

Кадр из серии "Красный рассвет"
Кадр из серии "Красный рассвет"

ШД: Поговорим о «Моджовидении» (24 серии). Она так отличалась от всех остальных, она была такой безумной и смешной, она шла вразрез со всем остальным.

ЭЛ: Этот сумасшедший маньяк, практически злодей для фильма с рейтингом R, который был эпатажным и крикливым.

ШД: Как и любой телепродюсер.

ЭЛ: Совершенный безумец против искренних Людей Икс – Моджо был удивительно неуправляем.

ШД: Она была такой нетипичной, такой забавной, работать над ней было здорово. Много кадров в ней надо было исправлять. Не удивлюсь, если у Эйвери были вопросы по поводу Моджо. Он был странным, его будто под кислотой писали.

ЭЛ: Есть что ещё вспомнить о «Людях Икс»?

ШД: В ашраме есть понятие шакти, божественной энергии, и мы хотели вложить её во всё, что мы делали. Например, если я спою что-нибудь, вложив в это шакти, тогда оно завирусится, станет благословлением. В ашраме я монтировала видео, которые расходились для других последователей по всему миру, и мне это нравилось. Я чувствовала, будто я благословляю людей по всему миру. В случае с «Людьми Икс» я чувствовала, что моя позитивная энергия, моя шакти, которая у меня появилась, когда я училась в ашраме монтажу, расходилась по миру для целого поколения людей.

ЭЛ: Размах современной популярной культуры поражает. Когда мультсериал настолько успешен, его смотрят миллиарды раз. Твою работу увидело 5% человечества.

ДЛ: Были ещё какие-нибудь трудности на монтаже?

ШД: Когда в сценариях были сцены с мигающими цифрами, я делала их сама, потому что для них часто не удосуживались нарисовать анимацию. Нам просто давали пустые экраны, иногда мы добавляли экраны сами, где они полагались по сценарию, и иногда я монтировала эти сцены под предзаписанную музыку. Иногда для монтажа боевых сцен я брала фрагмент предзаписанной музыки, чтобы поддерживать в них нужный темп, но потом для них всё же записывали оригинальную музыку. Это имело большое значение.

2
Начать дискуссию