«Сентиментальная ценность» – о боли, искусстве как жизни и семье
Всем привет, друзья! Хочу поделиться с вами небольшим текстом о фильме, который меня лично очень зацепил — «Сентиментальной ценности» Йоакима Триера.
«Сентиментальная ценность» Йоакима Триера довольно чутко показывает грань конфликта между режиссёром-гением и его дочками, которым всё детство нужен был отец рядом, а не великий режиссёр. Грань конфликта между жизнью и искусством, в общем-то.
Может ли художник быть великим художником, если он проводит большую часть своей жизни в бытовой суете? "Сегодня искусство мелкобуржуазно — сложно заниматься искусством, если постоянно возишь детей на футбол" — говорит герой Стеллана Скарсгарда, отец и режиссёр. И учитывая, что сейчас, в целом, кажется, весь мир оборжуазился, тонет в рутине и повседневности, то как-то и искусство становится таким.
Фильм тут не морализаторствует, а просто показывает, как повседневная жизнь и искусство сопротивляются друг другу, как искусство хочет освободиться от повседневности, но в то же время искусство эту повседневность понимает лучше всего и искусство без повседневности никуда не пойдёт. Искусство — это жизнь, а жизнь бывает разной.
И вот эти преломления: немолодого режиссёра, который на закате жизни решил снять фильм; дочери-актрисы, которая не хочет играть у отца, потому что думает, что они не смогут работать вместе, потому что они НЕ РАЗГОВАРИВАЮТ; другой молодой актрисы, которая восхищается главным героем, хочет играть у него, но чувствует...что неправильно это; сестры главной героини, историка, которая сочувствует своей сестре, пытается понять отца и хочет лучшего для обоих, таких разных, но таких похожих людей — эти преломления наполняют фильм болью, жизнью и чувством.
В этом смысле, искусство — это разговор о том, что мы не всегда в силах сказать. Кажется, единственный способ говорить друг с другом в мире поломанных, изорванных связей, одиночек, рынка и бессмысленности.
Триер очень хорошо справляется с драмой и болью, фактуру Ренаты Реинсве, своей главной актрисы последних лет, он умеет использовать очень хорошо, чтобы показать боль, непонимание, страдания, самокопания, невозможность найти общий язык и всё же отчаянные попытки это сделать.
Иногда Триер излишне прямолинеен, но именно честность и чуткость делает его кино таким пронзительным и эмоциональным, что не хочешь, чтобы оно заканчивалось.