Это уже не смешно: кризис комедий в большом кино

Куда ушёл весь юмор.

Конец 2018 года, помимо всего прочего, запомнился оглушительным провалом комедии «Холмс & Ватсон». Сборы фильма едва дотянули до производственного бюджета, так что он даже не окупил расходы. А критики и зрители разнесли картину. Её рейтинг на Rotten Tomatoes составляет 11% от критиков и 27% от зрителей. На IMDb — 3,7. Кроме того, фильм получил шесть номинаций на «Золотую малину» и выиграл в четырёх из них.

Это уже не смешно: кризис комедий в большом кино

Провал очередной комедии — в последние годы дело вполне обычное. Разве что в этом случае обнадёживал актёрский состав. Помимо Уилла Феррелла в фильме снялись отличные актёры Джон Си Райли, Ребекка Холл, Рэйф Файнс и Хью Лори. Да режиссёр Итан Коэн (однофамилец известных братьев) — не новичок в юморе. Он работал над сценариями к странным, но остроумным «Идиократии» и «Солдатам неудачи».

Однако ни актёры, ни сценарист не спасли фильм от полного фиаско. И именно «Холмс & Ватсон» стал той последней каплей, после которой многие заговорили об «усталости» самого жанра в кино. Действительно, если взглянуть на всевозможные рейтинги за 2018 год, то на первых местах в списке лучших комедийных фильмов оказывается что угодно, только не сами комедии.

Это уже не смешно: кризис комедий в большом кино

Harper's Bazaar поставил на первое место «Фаворитку» Йоргоса Лантимоса. У Esquire лидирует комедия «Секса не будет!!!» (в оригинале Blockers) с посредственными зрительскими рейтингами на сайтах-агрегаторах, но в десятку попали также «Остров собак», «Дэдпул 2» и «Человек-муравей и Оса». На Rotten Tomatoes в тройке лидеров можно увидеть «Восьмой класс», «О, Люси!» и всё ту же «Фаворитку».

Если открыть топ «КиноПоиска» с 2010 года и выбрать жанр «комедия», то в десятке, помимо мультфильмов, окажутся «1+1», «Зелёная книга», «Джанго освобождённый» и «Артист». Во всех этих фильмах достаточно забавных моментов, но всё же в основе лежат совсем другие жанры: драма, вестерн, история.

В 2019 году ситуация выглядит не сильно лучше — пока что во многих рейтингах лидирует самопародия «Шазам!». Вроде бы это комедия, но фильм официально входит в киновселенную DC и скорее продолжает традиции супергеройского кино, чем шутит над ними.

Это уже не смешно: кризис комедий в большом кино

Конечно, традиционных комедий выходит немало, но зачастую они получаются не слишком яркими и проходят в прокате почти незаметно. И основная проблема в том, что жанр давно уже не предлагает зрителю ничего нового. Значительная часть приёмов и видов комедии появилась десятки лет назад, а современные авторы лишь в очередной раз пересказывают одни и те же сюжеты.

В начале не было слов

Комедии появились ещё на заре кинематографа. Первым представителем жанра принято считать сценку братьев Люмьер «Политый поливальщик» 1895 года.

В первые годы существования сюжеты комедий по большей части были близки к выступлениям клоунов в цирке, разве что с более разнообразными локациями. Актёрам создавали различные гротескные образы, а по сюжету они часто попадали в нелепые ситуации и просто неуклюже себя вели.

Чтобы рассмешить зрителя, героям было достаточно кривляться, пинать друг друга или смешно падать — всё это получило название slapstick. После выхода фильма «Мистер Флип» в 1909 году особую популярность стало набирать метание тортов в лицо.

Постепенно авторы начали лучше прорабатывать образы героев, делая забавными самих персонажей и их жизнь, а не только гэги с падениями. Так появился образ вечно смущённого интеллигента Макса Линдера, после был Маленький Бродяжка Чарли Чаплина, а затем и Бастер Китон, который выполнял все трюки с каменным лицом. В тех фильмах почти всё строилось на таланте самого актёра, поэтому они часто выступали и сценаристами, и режиссёрами.

С появлением звукового кино у авторов появилась возможность сместить акцент на раскрытие персонажей и текстовые шутки. Всё большая нагрузка ложилась на сценаристов.

Это уже не смешно: кризис комедий в большом кино

Тогда популярность перешла к эксцентрическим комедиям (screwball comedy) с закрученным неожиданным сюжетом — наследникам театрального фарса. В них герои часто оказываются не на своём месте, их принимают за кого-то другого. А иногда им даже приходится переодеваться в персонажей противоположного пола.

Ярким примером жанра можно назвать «В джазе только девушки» Билли Уайдера. Хотя на самом деле это — ремейк более старой комедии «Фанфары любви». Эта работа Уайлдера признана многими одним из самых смешных фильмов в истории кино. И одновременно она ознаменовала закат эксцентрических комедий.

Это уже не смешно: кризис комедий в большом кино

Шестидесятые годы — расцвет «чёрной комедии» и сатиры, где шутили над актуальными темами, иногда очень жёстко. В 1964 году вышел легендарный фильм Стэнли Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» о всеобщем страхе ядерной войны.

Параллельно развивались и ромкомы. Режиссёры быстро поняли, что совместить лирическое кино с шутками — отличный приём. К историям любви перешёл даже Вуди Аллен, поначалу снимавший почти абсурдные комедии.

Это уже не смешно: кризис комедий в большом кино

С семидесятых-восьмидесятых годов началась эра пародий. Конечно, они были и раньше, точно так же, как никуда не исчезли эксцентрические комедии и буффонада. Но всё же именно на это время приходятся лучшие работы Мэла Брукса: «Сверкающие сёдла» — ирония над стереотипами вестернов, «Космические яйца» — пародия на «Звёздные войны». А также фильмы от трио Цукер-Абрахамс-Цукер: «Аэроплан», «Совершенно секретно!», первый «Голый пистолет».

Это уже не смешно: кризис комедий в большом кино

А примерно с девяностых годов в кино наступила эра постмодернизма. То есть многие авторы стали чаще обращаться к классическим темам и сюжетам, смешивать жанры и перерабатывать их в необычном ключе.

Братья Коэны и Квентин Тарантино развивали чёрные криминальные комедии, постоянно ссылаясь на старое кино. В знаменитом «Дне сурка» смешали классический сюжет из фантастики с ромкомом. Всё чаще стали появляться сочетания «комедийный боевик» или «комедийный хоррор».

Конечно, всё это было и раньше. Но именно с девяностых постепенно начался кризис идей в комедиях. Даже самые яркие и удачные фильмы, которые веселили зрителей, зачастую оказывались переработкой старых идей.

Это уже не смешно: кризис комедий в большом кино

Популярный Джим Керри явно брал приёмы из классической пантомимы, «Один дома» обыгрывал темы падений и ударов. «Остин Пауэрс» продолжал идеи пародий вместе с новыми фильмами Брукса.

Подростковые комедии лишь добавили в жанр пошлости. Тему переодеваний в восьмидесятых продолжил фильм «Тутси», а в девяностых — «Миссис Даутфайр». Но действительно необычные идеи появлялись лишь у отдельных авторов вроде Майка Джаджа или Кевина Смита. По сути, с этого времени нововведений в жанре почти не стало.

Отсутствие идей

И в 21 веке этот кризис только усилился. В первую очередь, из-за того, что комедийные элементы проникли в большинство других жанров. Если посмотреть современные блокбастеры — во многих есть отдельные персонажи, которые отвечают именно за юмористическую составляющую, как, например, Саймон Пегг в франшизе «Миссия невыполнима».

Это уже не смешно: кризис комедий в большом кино

В миры супергероев специально берут комедийных режиссёров и в отдельных фильмах делают упор на шутки. Как видно по популярности «Человека-муравья», третьей части «Тора» и «Шазама!» — это отлично срабатывает.

Драму также стали часто подавать с юмором и в понятной простому зрителю форме. Доказательство этому — «1+1» и «Зелёная книга». В них достаточно текстового и ситуативного юмора, но при этом есть место и грусти с философией.

Это уже не смешно: кризис комедий в большом кино

И поэтому стопроцентные комедии кажутся более бледными — крупные франшизы давно пародируют сами себя, а драмы позволяют посмеяться. Зрителей цепляют лишь необычные новинки, построенные на авторском стиле.

Многим полюбились псевдодокументальные «Борат» и «Реальные упыри». А Эдгар Райт в трилогии «Кровь и мороженое» не просто показал пародию на традиционные жанры, а сделал упор на необычный визуальный ряд, монтаж и саундтреки.

Это уже не смешно: кризис комедий в большом кино

Но всё это лишь разовые исключения. Большинство комедийных режиссёров неизбежно скатывается в самоповторы, которые выглядят бледно на фоне громких премьер и классики жанра. И даже успешные поначалу франшизы вроде «Очень страшного кино» постепенно выродились, скатившись в пошлый однообразный юмор. К тому же, многие авторы опасаются неоднозначных тем и острых шуток, выдавая в итоге совершенно стерильные гэги.

Всё тот же «Холмс & Ватсон» не идёт ни в какое сравнение с комедией 1988 года «Без единой улики», где великого сыщика не просто показали дураком, но и объяснили причины — на самом деле это актёр, которого нанял доктор Ватсон, лично расследующий все дела. Он ничего не смыслит в расследованиях, а потому выглядит смешным. В новой же версии герои просто периодически бьют друг друга и пытаются шутить над анахронизмами.

Это уже не смешно: кризис комедий в большом кино

Вероятно, чтобы «оживить» комедию, нужно больше самобытных режиссёров с собственным подходом к творчеству и необычными идеями. Текстовые шутки сейчас можно услышать в стенд-апе, а классические комедийные приёмы в стиле «слэпстиков» мелькают во многих блокбастерах.

Успех на малых экранах

Зато комедии вполне прочно прописались в формате сериалов. «Диета из Санта Клариты» быстро завоевала любовь зрителей, «Барри» собрал множество премий. А добавившая к отличным шуткам живую драму «Удивительная миссис Мейзел» и вовсе стала главным хитом последних лет.

Отчасти дело в том, что от комедий сериального формата у зрителей значительно меньше ожиданий.

Это уже не смешно: кризис комедий в большом кино

Эпизоды длятся от 20 минут до часа, этого хватает для завтрака, ужина или просто отдыха после работы. Если зритель видит один эпизод в день или даже в неделю, шутки не настолько надоедают, а одна неудачная серия просто забывается, если в следующей можно посмеяться.

Поэтому «Теория большого взрыва» смогла просуществовать 12 сезонов, хоть шутки в ней повторялись всё чаще — зрители просто собираются на 20 минут раз в неделю и примерно знают, что увидят. Тем более, что для этого не нужно идти в кино.

Это уже не смешно: кризис комедий в большом кино

И нетрудно заметить, что стриминговые сервисы, у которых сразу выходит весь сезон, стараются избегать традиционного формата процедуралов, поскольку при «запойном» просмотре повторы сюжета будут чувствоваться слишком сильно.

Комедии на больших экранах явно переживают не лучшие времена — ярких примеров в последние годы слишком мало. Но в девяностых то же самое говорили и про хорроры, однако сейчас они вернулись с новыми темами. Возможно, и комедии как-то преобразуются, нужен лишь свежий подход — и режиссёр, который рискнёт попробовать.

Либо же они полностью растворятся в других жанрах, поскольку комедийные элементы срабатывают почти в любых историях. А уж смеяться люди будут хотеть всегда.

22 показа
42K42K открытий
318 комментариев
Комментарий удалён модератором

Вспоминаю солдаты неудачи. Не могу представить чтобы этот фильм вышел сейчас.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

На малых экранах хватает максимально неполиткорректного юмора, от Бриклберри до Хэппи. А полнометражное кино почти умерло в целом, не только комедии.

Ответить

Как с языка сняли. Максимально нейтрально получалось шутить только у бриташек вроде Монти Пайтон, и то, с них можно много на что оскорбиться, было бы желание.
Те даже самый качественный юмор, который на уровне искусства, уже не проходит, что уж говорить об остальном.

Ответить

Кхе-кхе Дедпул кхе-кхе фильмы Кевина Смита (да, я знаю, что все они были давно, но толерантность была уже тогда (сюрприз!) и сейчас, в период обострения, никто не предал их анафеме и эти фильмы всё ещё в золотом фонде мирового кино) кхе-кхе Саус Парк кхе-кхе.

Кто хочет - тот шутит.

Ответить