Игра смысла — чем закончилась Игра престолов

Игра престолов закончилась, но пепел никак не осядет. В своей попытке сделать по настоящему кинематографично Бениоф и Вэйс забыли объяснить значение всего происходящего зрителю, который привык, что в его любимом сериале всё крайне подробно.

Как результат у людей перед экраном осталось много вопросов:

  • Почему Дейнерис сошла с ума?
  • Почему не завершили тему с тем, что Джон это Таргариен?
  • Кто такие Красная женщина, Иные и местные боги?
  • Почему Арья убила Короля Ночи?
  • Как так вышло, что Бран стал новым властелином Вестероса?

Я попытаюсь объяснить, что же произошло на самом деле, а главное как это можно было исправить.

Начнём с самого популярного вопроса, почему Дэни сошла с ума. Ответ прост, на самом деле она никуда не сходила. Она уверовала, что цель оправдывает средства. И ради "освобождения" всех, можно уничтожить многих. Она искренне хотела разрушить то самое колесо, в которое загнано общество. Колесо смены королей и лордов, ведь

пока в Игру престолов развлекается знать, страдают обычные люди. Её речь нужно сравнивать не с Гитлером, а с Лениным, Троцким или Че Геварой. Её цель совсем не абсолютная власть, а абсолютная справедливость. И тут самое смешное, она оказалась права: колесо сделало свой оборот, последние кадры сериала повторили первые. Но она не поняла одной простой истины, с каждым новым оборотом колесо увеличивается, это не круг, это спираль. И общество имеет право развиваться самостоятельно.

На самом деле её в этот момент можно сравнить с Таносом, он тоже мыслил здраво, но отказывал людям в праве на осознанность. И ради мира и добра готов был уничтожить половину.

Дополнительно хочу обратить ваше внимание, что город сгорел от огня как Дэёнерис, так и Серсеи. И этот факт явно дополнительно подстегнул Мать драконов в том, что она права, имея дело с тираном нужно действовать как тиран. Конечно, сама Дэни не считает себя монстром, но кто из монстров, прикрывающихся великим благом, считал себя таковым?

Джон же в свою очередь тоже оказался прав. Миру не требуется переворот и разрушение устоев, миру нужно дать развиваться. Варис надеялся, что Джон политик, но Джон дуболом. Его вырастил упёртый, но очень благородный Эдвард Старк. И так же как Нед, Джон действует прямо и не договаривается с совестью. Да, ещё в первом томе он попытался сбежать и отступить от клятвы, оказавшись перед выбором чести как брата дозора и чести как брата Робба Старка. Но он выбрал вариант, который оказался наиболее благородным. Поэтому и в финале Джон в принципе не мог победить как Таргариен, он победил как Старк. Предав клятву, он не предал долг. И его наказание это ответ на вопрос: «Можно ли оправдаться теорией большего блага»? Для человека чести это и долг, и наказание само по себе.

Но изящней всего моральный вопрос решил для себя Дрогон. Этот неудобный стул, о который резались люди, на нём восседающие, именно он причина всех раздоров. И только из-за него умерла Дейнерис. И тут должно прийти финальное понимание, что сценаристы поведали всё выше сказанное не с помощью литературного языка, а с помощью языка кинематографа. И кстати именно эта точка и есть окончание истории. Всё что было дальше - это эпилог. Но прежде чем я перейду к нему, остановлюсь на вещах невозможных.

Кто такие Иные? Что это за спирали? Почему Арья? Кто есть местные боги? И почему Красная жрица ушла в закат? Начну с последнего. Красная жрица однажды сказала: "Пара хитрых приёмов и вот ты уже посланник бога". И всё же, она искала своего обещанного героя, делая на пути к нему необычайные вещи. И я уверен, точно так же этого героя искала её предшественница, а до этого предшественница её предшественницы. И так вплоть до момента, когда это предсказание зародилось. В этом мире столь же много пророчеств, как и в нашем. Но ведая магию, пророчествам отдаётся отдельное место. В Винтерфеле всегда должен быть Старк, Жеребец который покроет весь мир, да даже предсказанная Серсеи смерть. Все эти пророчества не сбылись точно так же как не сбылось пророчество о возвращении Азор Ахайя. Жрица потратила свою жизнь, преследуя чужую сказку. Но сделав что-то достойное, искупив свою душу, она смогла смириться со своей судьбой и спокойно закончить жизнь. А пророчества? Что же, даже Бран, который видит многое, отдаёт людям право на свободу воли. И это тоже одна из тем сериала и книги — мы сами творим историю и у неё много творцов. Мир движется и развивается.

А что же со спиралями и прочими непонятными посланиями с той стороны? Тут всё ещё сложней. Во-первых, то что сказитель рассказывает, так же важно, как и то, о чём он молчит. Неведомый ритуал неизведанных существ пугает, понятное послание нет. Во-вторых, Иные не главные враги в этой истории. Нет, тут есть некто гораздо страшней — ЛЮДИ! Вы помните, как в Хранителях человечество объединилось пред лицом внешней угрозы? Но в мире Песни льда и пламени люди не могут объединиться даже в преддверии полного уничтожения. И это гораздо правдивей.

А боги? Что ж, в мире где есть магия не может быть богов, это уже не просто миф, подпитанный человеческими страхами неизведанного, это предания о сильных магах. Безликий бог это точно такой же член культа, просто один из первых. Огненный бог, обладал теми же силами, что и Красная жрица...

Ну теперь Бран и его правление. Он есть хранилище опыта и знаний. Но он смотрел не вперёд, он смотрел назад. Именно это и имел ввиду Тирион, произнеся речь про историю. Но даже это не самое главное. Как и не важно то, что после бесплодного правителя не останется претендентов, которые устроят грызню. Просто после уничтожения трона история уже закончилась. И в этот момент авторы, на мой взгляд, все трое говорят: "Ша! Этот мир принадлежит писателям. И только нам им править. Мы храним истории, и мы ими правим. Только поэтому этот мир существует." А в подтверждения этого мейстер, написавший Песнь льда и пламени, выкидывает Тириона из повести — ибо ША!

Я рассказал это всё и понимаю, что в попытке сделать кино, сценаристы забыли, что делают сериал, в котором никогда не было сложных головоломок. И если бы они потратили ещё час нашей жизни и, в промежутке между пятой и шестой серией, дали бы всем героям произнести хотя бы часть из этого, откинув потребность выискивать скрытые смыслы и взрывы зелёного пламени, то люди бы приняли этот же финал намного проще.

Что ж, это всего лишь теория. Кино теория.

1616
18 комментариев

Я рассказал это всё и понимаю, что в попытке сделать кино, сценаристы забыли, что делают сериал, в котором никогда не было сложных головоломок. Вы называете головоломками скомканный и невнятный сценарий который сейчас фанаты очень сильно пытаются притянуть за уши. Будь это не ИП а сериал категории B, его бы сейчас просто назвали бездарностью и сразу забыли.

Для того чтобы строить предположения нужно чтобы сам сериал давал пищу, а не так что зрителя просто ставят перед фактом что у Дени сменился тип мышления а он должен догадываться почему. Ээ, безумие подходит? Подходит. "Цель оправдывает средства" подходит? Вроде тоже.
Ээ...
*кидаем монетку что выбрать*

8

Я называю головоломками вещи которые не объясняют на прямую.

2

Головоломки были в первых сезонах. В восьмом сезоне у Бениоффа и К уже чесались пятки свалить побыстрее к Диснею, чьи финансовые возможности многократно выше, чем у НВО. Так что сюжет скомкали, все "лишние" линии обрубили, головоломки выкинули и поставили на их место псевдосимволизм и толстые метафоры.
Тем, кто любит "цитаты великих" из одноклассников - такое очень нравится. Надо же: ящерица трон сожгла - как глубоко! Какая метафора! А вы, вы увидели в этом многослойность? Нет?! Вот тупые, сейчас мы вам растолкуем, как это символично.

В принципе, безумие Дейнерис можно списать на общий нигилизм сериала, где все, кто во что-то верил (семья, боги, корона, собственные таланты и др.) творили ради предмета своей веры ужасные вещи.

Но подобный поворот всё равно был сделан топорно и неумело. На протяжении восьми сезонов Бурерожденная всегда была сравнительно прагматичной в использовании насилия, а также всегда проявляла заботу о слабых мира сего (лхазарянки, рабы и т.п.). В этом контексте нападение на горожан Гавани ввглядит совершенно бессмысленно: если бы она просто сожгла Красный замок и всех серсеистов это ещё можно было понять, но какое отношение к колесу имеют простая беднота?

Что ж, в мире где есть магия не может быть богов, это уже не просто миф, подпитанный человеческими страхами неизведанного, это предания о сильных магах.

Мягко говоря странное утверждение.

2

Да, великий сериал. Таких больше не будет. Прошла целая эпоха.

1