Смотреть
30 дней бесплатно
Смотреть
30 дней бесплатно
Условия просмотра: clck.ru/h7Vx2
18+
УЖЕ В ПОДПИСКЕ

Квентин Тарантино наносит ответный удар: обзор фильма «Однажды... в Голливуде» Статьи редакции

Рассказываем о самом неоднозначном и необычном фильме легендарного режиссёра.

В России фильм выйдет 8 августа

Среди многих достоинств Квентина Тарантино есть одно, которое вполне можно счесть за недостаток: от него всегда знаешь, чего ожидать. Каждый его фильм содержит вполне определённые и яркие элементы авторского стиля — настолько яркие, что они давно стали шаблоном: теперь любой фильм, где есть криминал, чрезмерное комичное насилие и остроумные пулемётные диалоги принято сравнивать с работами Тарантино.

От него все ждут конкретных вещей: тех самых литров крови, чёрного юмора и миллиарда отсылок к грайндхаусному кино эпохи VHS. И легко представить, как, не получив ничего из этого, некоторые зрители расстроятся и грустно заключат, мол, «а Тарантино-то уже не тот».

Так, в общем, и случилось после премьеры «Однажды…в Голливуде» на Каннском Кинофестивале — пока одни пели фильму дифирамбы и называли лучшим, что режиссёр делал в XXI веке, другие недоумевали: куда делся «тот самый» Тарантино?

«Однажды… в Голливуде» — с большим отрывом самый вдумчивый, серьёзный и медленный фильм обычно неусидчивого и бодрого режиссёра. Всегда увлекавшийся историями со сложной драматургией, Тарантино вдруг позволил себе некоторую расхлябанность, решил понаблюдать за естественным потоком жизни, построить убедительный мир Голливуда 60-х — по словам Квентина, самой важной для него эпохи — и посмотреть на его маленькие истории и маленьких людей.

Конечно, режиссёр не отказывается полностью от своего уникального стиля — всё те же живые диалоги, та же подвижная изящная камера оператора Роберта Ричардсона, та же, в конце концов, фетишистская любовь к женским ступням.

На переднем плане — знакомые лица Леонардо ДиКаприо и Брэда Питта, сыгравшего тут одну из своих лучших ролей за последние годы, ещё больше их на фоне: в разных эпизодах мелькают Курт Рассел, Майкл Мэдсен, Брюс Дерн и Зои Белл. И всё же знакомый почерк слегка ушёл в тень, перестал доминировать экраном и теперь лишь тихо помогает фильму в его монументальной исторической реконструкции.

В «Однажды… в Голливуде» нет никакой центральной сюжетной линии, на которую бы «цеплялись» мелкие конфликты и случайные события. Все три главных героя — некогда известный и в глубине талантливый герой вестернов Рик Далтон, его дублёр Клифф Бут и начинающая актриса Шэрон Тэйт (единственный реальный человек из этой тройки) — живут своей жизнью и решают собственные проблемы, слабо пересекающиеся с проблемами других.

Рик пытается спасти свою карьеру, играя эпизодических злодеев в случайных сериалах, и не знает, стоит ли ему ехать в Италию сниматься в спагетти-вестернах. Клифф никак не может найти хорошую работу каскадёром из-за того, что в прошлом совершил ужасное преступление. А Шэрон Тэйт... что ж, она танцует, поёт, ходит в кино и вообще радуется жизни.

У Марго Робби в фильме роль скорее декоративная. Её Шэрон Тэйт — очень пассивный участник сюжета

Фильм состоит из интересных, иногда забавных и смешных, но почти несвязанных сцен — то Клифф подерётся с Брюсом Ли на съёмках «Зелёного Шершня», то окажется на ранчо «Семьи» Мэнсона (пожалуй, самая жуткая сцена в фильмографии Тарантино); часто «Однажды в Голливуде» подолгу показывает отрывки выдуманных ТВ-сериалов, в которых якобы играет Рик Далтон.

В начале карьеры Тарантино часто ругали за его диалоги «ни о чём», пустые и необязательные разговоры героев, никак не развивающие сюжет. Сейчас он, назло всем злопыхателям, отвлекается на целые сцены — вроде бы совершенно ненужные — и строит из них почти весь фильм. Для рассказа о его героях это, может, и правда лишнее, зато абсолютно необходимо ради убедительного портрета самого Голливуда. Настоящего главного героя фильма.

Тарантино и раньше обращался к прошлому, но никогда не реконструировал его настолько скрупулёзно, не стремился так глубоко вскрыть саму «суть» выбранного времени и места. Всё же рабовладельческий Дикий Запад в «Джанго», Америка после Гражданской войны в «Омерзительной восьмёрке» и альтернативная Вторая мировая в «Бесславных ублюдках» были скорее декорациями, источником интуитивно понятных конфликтов и образов.

Здесь же даже центральный конфликт лежит где-то над персонажами: «Однажды... в Голливуде» — фильм вовсе не про карьерные искания Рика и Клиффа и уж тем более не о разгульной жизни Шэрон Тэйт. Это кино, в первую очередь, о столкновении эпох, противостоянии классического Голливуда и новой пандемической заразы, которую Тарантино видит в культуре молодых отвязных хиппи, скрывающих за показушным пацифизмом безумную тягу к насилию.

Режиссёр не зря выбрал фильму именно такое название — очевидную отсылку к «Однажды на Диком Западе», бессмертной классике Серджио Леоне. Это одновременно работает и как своеобразная шутка — ведь жизнь как минимум одного из главных героев тоже вертится вокруг Дикого Запада, бесконечных ТВ-вестернов, декораций салунов и незаряженных револьверов — и как важная идеологическая деталь.

Фильм Леоне, как и многие поздние вестерны, акцентировался на историческом переходе, затухании эпохи ковбоев и бандитов под давлением новой цивилизации. «Однажды… в Голливуде» примерно о том же, только пустынные прерии заменил лоснящийся неоновый свет прекрасного «города мишуры», а потерявших хватку охотников за головами — вышедшие в тираж актёры.

Правда, в отличие от итальянского классика, Тарантино не видит в этом переходе чего-то закономерного и правильного. Для него закат классического Голливуда — однозначная трагедия, которую он рифмует с трагедией беременной Шэрон Тэйт, убитой последователями Чарльза Мэнсона 9 августа 1969 года.

Всегда активно цитировавший старые фильмы, режиссёр вдруг смотрит сквозь время с совершенно несвойственной ему меланхолией, тихой грустью по утерянной эпохе и искусству, которое больше никогда не будет прежним.

Тарантино, в общем-то, и сам уже не молодой — это двадцать лет назад он был одним из первых «зрительских» постмодернистов. Сейчас он такое же ископаемое, реликт из забытого времени, когда популярным режиссёрам можно было быть развязными и неполиткорректными. И он, очевидно, скучает по тем временам, а в наступающей эре повсеместной социальной справедливости, кажется, видит повторение прошлых исторических ошибок.

В финале — детали которого мы раскрывать, конечно, не будем — Тарантино жёстко издевается над всеми, кто ищет в поп-культуре причины социальных или своих личных проблем. И делает это так, как может только он: резкой вспышкой чрезмерного, нереалистичного и такого приятного кинематографического насилия, работающей лишь сильнее от того, что фильм все два с половиной часа обходился практически без крови.

Среди всех эффектных тарантиновских концовок, которых у него немало, финал «Однажды... в Голливуде» — возможно, самый важный. Как и весь фильм, это очень личное, даже сентиментальное (но особо, по-тарантиновски сентиментальное) любовное послание самому кинематографу. Искусству, историю которого Квентин Тарантино пишет сам.

0
92 комментария
Написать комментарий...
Demark

Когда выходит новый фильм от Тарантино, то рецензии можно и не читать. Фильм однозначно не будет проходным и будет достоен хотя бы одного вдумчивого просмотра.
А во времена "ушастых" корпораций и мужиков в трико это дорогого стоит.

Ответить
Развернуть ветку
Sanche Panza

смолвил как боженька

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Павловский

А как иначе бывает. Хотя на абзаце про диалоги, не влияющие на сюжет, я сразу вспомнил 10-минутный диалог в самом начале Бешеных Псов. Хоть и диалог отчасти бессмысленный, но нужный настрой дал.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Demark

Даже отгадывать не буду. Это очередной тухлый вброс от убогого "тролля".

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
Молодой Данила
Ответить
Развернуть ветку
Andrew Iordan

Никто:

Абсолютно никто:

Иосиф Гордон: я хочу дохера дизлайков.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Интимный цветок

шел бы ты отсюда, Гордон.

Ответить
Развернуть ветку
Принцесса Фарлума

А что в этом плохого?)

Ответить
Развернуть ветку
Какушиго Мусока

нет, ты Гордон

Ответить
Развернуть ветку
Riverander

Не, ребусы не твое.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Чудинов

Мутант Мутантович, ето ты?

Ответить
Развернуть ветку
Которыбгвин

Предложи что-то вместо очередной пошлой посредственности. Только без марвеловских фильмов. Я так понимаю ты специально сегодня зарегал акк, что бы людям мозг поебать?

Ответить
Развернуть ветку
Gonzo

Обожаю Тарантино, но допустил один маленький промах на релизе Восьмёрки - пошёл в кинотеатр и посмотрел на русском. В переводе фильм теряет львиную долю своего шарма. Наверное с Однажды в Голливуде будет так же, поэтому не пойду, а буду ждать английский. Жаль, что не прокатывают в оригинале, хотелось бы денежку за кино занести.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Волосач

Купи билет и не приходи на сеанс — убьешь двух зайцев разом

Ответить
Развернуть ветку
Max iAdm

И правда, в Восьмёрке в оригинальной озвучке акценты актёров доставляли, но вот например в Бесславных ублюдках мне дубляж зашёл лучше, чем оригинал.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Евгений Васильев

А откуда инфа, что не будет проката в оригинале?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Kapitan_nem0

Можно в iTunes купить

Ответить
Развернуть ветку
Молодой Данила

Эх, скорее всего пропущу, сеттинг не мой, хотя ОВ и Джанго зашли прям оч хорошо. Надеюсь, он таки следующим снимет тот самый СтарТрек

Ответить
Развернуть ветку
Ефим Гугнин
Автор

Вообще будет очень смешно, если он сдержит обещание остановиться на десяти фильмах, и десятым снимет Стартрек. Такого от него точно никто не ждал.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Илья Албатаев

Человек мягко и без негатива сказал что не будет смотреть фильм - минусят

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Safarov
Тарантино жёстко издевается над всеми, кто ищет в поп-культуре причины социальных или своих личных проблем

Кто вообще в здравом уме видит в поп-культуре причину, а не следствие социальных проблем?

Ответить
Развернуть ветку
Ефим Гугнин
Автор

Ну, мол, детишки играют в злые игры и вырастают убийцами, всё в таком духе. У Тарантино про это есть (не про игры, конечно, но это сами увидите)

Ответить
Развернуть ветку
Элис Ловердрайв

Ну, культура влияет на общество, общество влияет на культуру. Это, довольно сложно отрицать.

Так что поп-культура вполне может являться одной из (но, очевидно, не единственной) причиной тех или иных проблем социума.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
RoughDIamond

Жду с нетерпением. Тарантино великий.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Гогия

надеюсь, в финале Брюс Ли, оказавшийся на той вечеринке в доме Полански, в одиночку размотает всю банду Мэнсона

Ответить
Развернуть ветку
Семён Костюченков

Ох...

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Олейник

Ты был почти прав, ахаха

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Роман Яковенко

Тарантино и его фильмы это постмодернизм для бедных, ничего за собой эти фильмы не несут, как сказал бы Дугин.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Иван Сидоров
Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
13 комментариев
Beslan Tkhazeplov

Всегда так было

Ответить
Развернуть ветку
Judge Jameson
В России фильм выйдет 8 августа

А смысл тогда выпускать обзор сейчас, если большинство пользователей посмотрят его только в августе?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Emelyanov

поспойлерить

Ответить
Развернуть ветку
Kai

Так, то есть убийство Шерон Тейт таки будет фигурировать в фильме.
Тогда один вопрос: на экране или за кадром? Можно без подробностей.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Лебедев

Я в Каннах не был и какие-то хитрые спойлеры от посмотревших не знаю, но мне кажется, что на основе этого абзаца

В финале — детали которого мы раскрывать, конечно, не будем — Тарантино жёстко издевается над всеми, кто ищет в поп-культуре причины социальных или своих личных проблем. И делает это так, как может только он: резкой вспышкой чрезмерного, нереалистичного и такого приятного кинематографического насилия, работающей лишь сильнее от того, что фильм все два с половиной часа обходился практически без крови.

и сцены из трейлера, вполне можно предположить, что без убийств в кадре не обошлось (как Шерон и агрессивных хиппи, так и случайных участников/свидетелей/соседей)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Я не кот

Уф, скорее бы посмотреть. Очень люблю Тарантино.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Pavel Trifonov

Ну почему 8 августа?!

Ответить
Развернуть ветку
Грустный колос

Знатно пригорело :)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitrii Soman

Вот по этому его смотреть и не интересно уже давно, как и читать Пелевена)

Ответить
Развернуть ветку
Предыдущий каякер
Ответить
Развернуть ветку
эдуард

жду с нетерпением .. я не зря старался

Ответить
Развернуть ветку
Данил Хафизов

Надо писать петицию, пусть выпускают через неделю с субтитрами в России

Ответить
Развернуть ветку
Giorgio N
а в наступающей эре повсеместной социальной справедливости, кажется, видит повторение прошлых исторических ошибок.

Я вот этого не понял, что за прошлые исторические ошибки? Можно по-подробней.

Ответить
Развернуть ветку
MriN

"перестал доминировать экраном"
шта?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Тяньшанский

убогий фильмец,4й день смотрю и никак конца этой тягомотины не видать,уж простите засыпаю под шедевр,чтоб гопота не обндежилась и не начала здесь весь букварь перебирать,поясняю,имею красный диплом средне-специального образования и высшее,шансов у егэшников нет)))

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 92 комментария
null