Как сериал «Чернобыль» стал мировым феноменом и какие уроки нам из него стоит вынести

Ложь — константа, понятная в любой точке мира.

Как сериал «Чернобыль» стал мировым феноменом и какие уроки нам из него стоит вынести

3 июня в эфир HBO вышел финальный эпизод минисериала «Чернобыль». Ещё месяц назад казалось, что шоу о катастрофе 33-летней давности затеряется на фоне финала «Игры престолов», но получилось с точностью наоборот. История Вестероса как будто просто оборвалась, не оставив после себя никакой пищи для размышлений, а сериал сценариста Крэйга Мазина, напротив, оказался сильным с идейной точки зрения.

Неудивительно, что российские СМИ тут же начали искать в «Чернобыле» пропаганду и русофобию — уж слишком больную тему поднял HBO. Но с каждой новой колонкой яснее становилось только одно — сильных аргументов у противников сериала нет.

Да и чтобы убедиться в том, что Мазин — никакой не пропагандист на зарплате у правительства США, достаточно послушать официальный подкаст сериала. По увлекательным рассказам сценариста сразу становится понятно, что он прежде всего интеллигентный человек, движимый любопытством. И всё.

Как сериал «Чернобыль» стал мировым феноменом и какие уроки нам из него стоит вынести

Для Крэйга «Чернобыль» начался с обычного гуглинга вечером выходного дня. Мазин, которому в 1986-м было 15 лет, вдруг осознал, что отчётливо помнит детали крушения шаттла «Челленджер», но почти ничего не знает о техногенной катастрофе, случившейся в том же году в СССР.

И чем больше сценарист узнавал об ужасах той самой апрельской ночи, тем сильнее хотел рассказать об этой трагедии миру и тем чётче становился лейтмотив грядущего сериала. Да, Мазин убеждён, что его Титанику нужен был свой айсберг в лице инженера Дятлова, нарушившего все возможные инструкции, но главная тема «Чернобыля» — не недостатки и преимущества отдельной нации или конкретных людей, а бесконечно высокая цена лжи как таковой.

Автор не прятал свою идею глубоко, он наоборот прописал её даже слишком в лоб. Сериал, как образцовое школьное сочинение, начинается словами Легасова о цене лжи и ими же и заканчивается. Нужно очень сильно стараться уйти от реальности, чтобы найти в «Чернобыле» какие-то другие смыслы.

Как сериал «Чернобыль» стал мировым феноменом и какие уроки нам из него стоит вынести

Да и русофобии в сериале, конечно же, нет. Напротив, Мазин при любой возможности хвалит советский народ и поражается его силе воли. Он считает, что американцы вряд ли справились бы с подобной катастрофой — они бы отказались идти на смерть и провели бы быструю эвакуацию, без боя отдав радиации пару штатов.

Какая может быть вообще речь о русофобии, когда «Чернобыль» снят с таким уважением к мелочам, советскому быту и советскому народу.

Настоящая русофобия кроется не в шоу HBO, а, например, в грядущем сериале НТВ на ту же тему, где историю хотят превратить в шпионские игры между СССР и США, тем самым задвинув в тень подвиг ликвидаторов. Или в колонках, где на «Чернобыль» хотят поскорее налепить штамп пропаганды, даже не разобравшись в мотивах авторов.

Как сериал «Чернобыль» стал мировым феноменом и какие уроки нам из него стоит вынести

Сам же Мазин признаёт, что происходящее на ЧАЭС в ночь катастрофы теперь напоминает ему нынешнее правительство США. Работа над сериалом началась ещё до выборов, но сейчас американцы видят в Дятлове пресловутого Дональда Трампа, а сценарист с этой точкой зрения и не спорит.

Некоторым россиянам с характерным национальным эгоцентризмом тяжело поверить в то, что «Чернобыль» американцы прежде всего сняли для себя и про себя, но именно так оно и было.

Тот факт, что даже авторы видят в Дятлове Трампа — это не минус сериала, а его сильная сторона. Обращаясь к историческому событию, случившемуся в чужой стране, Мазин писал не только о чернобыльской катастрофе, но и о темах близких ему как американцу, а уже потом зрители из разных точек мира вдруг узнали в увиденном проблемы своей страны. Так обычно и рождается универсальное творчество, стирающее границы. Так и получился сериал, занявший первую строчку на IMDb.

Как сериал «Чернобыль» стал мировым феноменом и какие уроки нам из него стоит вынести

«Чернобыль» — ни в коем случае не банальная история о том, что «всё тайное становится явным», нет. Мазин делает особый акцент на том, что разрушение лжи обычно сопровождается не только освобождением, но и катастрофой, которая забирает с собой жизни ни в чём ни повинных людей.

Пока российские чиновники и журналисты даже спустя 33 года после аварии на ЧАЭС пытаются свалить вину на кого-то ещё, везде ищут пропаганду и ведут бесконечную войну с (зачастую) мифическим врагом, чтобы оправдать своё существование, автор американского сериала делает из чернобыльской трагедии жуткие выводы не о России, а обо всём человечестве в целом.

Мазин устами Легасова говорит о том, что все мы прямо сейчас живём в мире лжи, и избавиться от неё разом невозможно, а потому в будущем нас ждёт обязательная расплата. В наших силах разве что попытаться снизить ущерб, но не избежать последствий полностью.

«Каждая ложь, которую мы произносим, берёт в долг у правды. Рано или поздно, по этому долгу придётся заплатить».

Как сериал «Чернобыль» стал мировым феноменом и какие уроки нам из него стоит вынести

На фоне «Чернобыля» и недавнего анонса Call of Duty Modern Warfare, лояльные к власти журналисты из непрофильных СМИ всё чаще задают одни и те же вопросы: «Почему такое не можем сделать мы? Почему мы позволяем кому-то говорить за нас? Кто позволил американцам писать нашу историю?»

Вопрос, конечно, хороший, но не лучший. Возможно им стоит спросить себя, почему сценарист фильмов «Очень страшное кино 3» и «Поймай толстуху» сделал из чернобыльской катастрофы, кажется, самые гуманные и правильные выводы, какие было только возможно сделать, а они всё ещё подобно Дятлову отрицают очевидное, требуя залить водой ядро несуществующего реактора.

7777 показов
48K48K открытий
779 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Плюсую! Многим надо поучиться на примере этой сцены как снимать напряженные триллеры. Лучшее нагнетание саспенса за последние несколько лет. Прям пробирает.

Ответить

Кто позволил американцам писать нашу историю?Интересно, с чего вдруг все эти люди решили, что это история НАША. Это история — глобальная катастрофа, которая касается всего человечества, пытаться ее приватизировать — глупое дело.

Ответить

Вот вот. А если все таки и упираться в нации, то это Украина и возмущаться должны они, а никак не РФ.

Ответить

Вот и Кашин про это говорит: "Наоборот радоваться надо, когда история произошедшая в СССР становится мировым культурным феноменом и про неё снимают сериалы".

Ответить

Чем дальше ты находишься от места событий тем меньше ты за них переживаешь. Я из интереса глянул на ютубе реакции американцев и первое время они делают вид " ох какие тупые советы" в то время как у моих родителей гибли там друзья. Я не осуждаю американцев. Но для нас эта трагедия больших масштабов чем для них. Для многих здесь это трагедия не просто нашего народа а вообще личная.

Ответить