Реальность и допущения: подробный пересказ подкаста о создании сериала «Чернобыль»

Крэйг Мазин объясняет свои идеи и самые сильные отклонения от реальности в сценарии.

В закладки

После выхода «Чернобыля» создателя сериала Крэйга Мазина как хвалили за точность деталей, так и ругали за излишнюю драматизацию некоторых моментов или художественные допущения. Например, Легасов и Щербина никогда не появлялись на суде из последнего эпизода. Так зачем же Мазин их туда вписал?

Чтобы разобраться во всём этом, мы решили обратиться к объяснениям самого автора. Этот текст — подробнейшая выжимка всех пяти серий Chernobyl Podcast.

Материал подготовлен совместно с Артемием Леоновым.

Эпизод 1 — 1:23:45

  • По словам Мазина, главная тема сериала — цена лжи, и поэтому сам сценарист делал всё, чтобы история была максимально прозрачной. Однако речь идёт всё же не о документальном шоу, поэтому некоторые детали пришлось ужать или драматизировать.
  • В момент чернобыльской катастрофы Мазину было 15 лет, но события в СССР он запомнил гораздо хуже, чем крушение шаттла «Челленджер», случившееся тремя месяцами ранее. Он знал только о взрыве на АЭС и о том, что Советские власти врали о масштабах трагедии.
  • На Западе люди не осознавали, насколько многослойной была проблема, с которой столкнулись жители СССР и на какие жертвы пошли ради её решения, ведь взрыв был лишь началом.
  • Мазин начал своё исследование, когда осознал, что не знает, почему именно ЧАЭС взорвалась. У этого Титаника в массовом сознании не было своего айсберга.
  • Сценариста очень сильно удивило, что катастрофа случилась во время проведения испытаний безопасности — то есть учёные получили полную противоположность ожидаемому эффекту.
  • Когда Мазин питчил идею сериала, его интересовала не столько историческая достоверность, сколько универсальная идея, которая будет понятной везде — цена лжи. Сценарист не хотел снимать документальное шоу, потому что это означало бы, что он просто «сделал домашнюю работу» за зрителя.
  • В центре сериала стоит мысль о том, что люди часто не просто лгут, а выстраивают целые системы лжи. Однако когда правда выходит наружу, обычно страдают не те, кто лгал, а невинные.
  • В подкасте Мазин практически дословно повторяет слова Тириона из «Игры престолов» о том, что люди охотно верят в хорошие истории. Но сценарист считает, что в этом главная опасность нарратива. Тем не менее он всё равно решил рассказывать о вреде историй в формате... истории. Выбить клин клином.
  • Работа над сценарием началась в 2015 году, до выборов, однако в процессе дальнейшего производства авторам было «невозможно не думать» о текущем правительстве США с его ложью и бюрократией.
  • Мазин сразу же выступал против русского акцента в сериале, потому что из-за него диалоги звучали бы комично. На ранних этапах съёмочная группа пробовала использовать лёгкий восточно-европейский акцент, однако актёры слишком увлекались нюансами речи и из-за этого хуже играли. Но студия всё же отказалась от американских актёров. Сериал снимали для зрителей США, и некий языковой барьер должен был остаться, поэтому на главные роли взяли англичан.
  • В первом драфте почти не было слов «камрад» и «товарищ», их посоветовала добавить знакомая сценариста, жившая в украинской части СССР. Она же обратила внимание Мазина на то, что в Союзе не было «кошачьей еды» — животные ели то же самое, что и люди.
  • Мазин с радостью бы снял сериал в Чернобыле или Припяти, однако эти города разительно изменились после катастрофы. Тем не менее почти все постройки, показанные в шоу (по большей части работы велись в Литве и Украине), были возведены в Советские времена, так что выглядели весьма аутентично. Делу помог и тот факт, что на съёмках работали выходцы из СССР.
  • Для съёмочной группы реалистичность окружения и реквизита стала одержимостью. Авторы сериала очень хотели показать жизнь за Железным занавесом, которой многие американцы не видели.
  • Шить одежду для сериала было намного легче из-за «ограниченного потребительского выбора» в СССР. Мазин отмечает, что в Союзе с разницей в тысячи километров зачастую создавали абсолютно одинаковые предметы — например, каски пожарных — и возводили одинаковые дома. Так что для «Чернобыля» было достаточно просто создавать реквизит и искать локации.
  • Съёмочная группа попыталась в точности воссоздать приборную панель ЧАЭС и другие детали ради людей, которые были свидетелями трагедии и до сих пор живы.
  • Тот факт, что Легасов в сериале повесился именно ночью, ровно через два года после аварии, Мазин додумал сам — он убеждён, что дата была выбрана не случайно, и просто усилил эту мысль.
  • Реальные диктофонные записи Легасова в сериале не использовались, а сам он был менее красноречивым, чем показано в «Чернобыле».
  • Мазин решил не показывать семью Легасова, потому что хотел избежать пошлости, присущей эпизодам военных фильмов, где родственники ждут своих близких дома. Сценарист сконцентрировался на отношениях героя с коллегами и советскими чиновниками.
  • Взрыв ЧАЭС показали издалека и в самые первые минуты сериала, чтобы зрители сразу поняли, что это будет не типичный фильм-катастрофа.
  • По словам Мазина, стопроцентно точной информации о чернобыльской катастрофе не так много. Данные в источниках не сходятся, и сценарист обычно пытался выбирать наименее драматичные варианты, если, конечно, речь не шла о заглавной линии Легасова, где драма нужна была в художественных целях.
  • В сериале есть не только драматизация, но и прямые цитаты. Например, фраза «Мы всё сделали правильно, случилось что-то странное» действительно прозвучала среди инженеров в ту самую ночь.
  • По словам Мазина, ему сложнее всего было поверить в действия и слова инженера Дятлова, однако сценарист уверен, что именно так он и вёл себя после взрыва — до последнего отрицал возможность ядерной катастрофы.
  • Инженеры в центре управления выжили из-за огромных размеров станции — чтобы пройти от одного её конца до другого нужно около 20-30 минут.
  • По мнению Мазина, ситуацию сильно усугублял тот факт, что никто из инженеров не думал, что подобный взрыв вообще возможен. Атом на тот момент называли «мирным» и люди до последнего не верили, что электростанция могла превратиться в ядерную бомбу.
  • Отрицанию способствовало и желание людей жить: если катастрофа действительно случилась, то они все обречены, и поэтому инженеры, включая Дятлова, пытались найти альтернативные объяснения.
  • По словам Мазина, многие героические поступки в ночь катастрофы были совершены в том числе из-за советского воспитания, в котором простых людей учили подавать друг другу руку помощи, хотя сами власти не всегда следовали этим заветам.
  • Готовность советских людей пожертвовать жизнью ради общего блага восхищает Мазина и в то же время кажется ему грустной: «Если бы такое случилось в Штатах, я думаю, мы бы просто быстро эвакуировались и пустили верёвку вокруг большой зоны и не пускали бы туда людей, потому что они могли бы умереть».
  • Мазин отметил, что главы станции, Брюханов и Фомин, не годились для своей работы — оба обладали недостаточной квалификацией для АЭС, однако успешно прошли через систему и заняли высокие должности. «Я не хочу критиковать СССР в данном случае, такое происходит во всём мире».
  • Отрицание Дятловым катастрофы было удобным для Брюханова и Фомина. Они могли сообщить наверх хорошие новости, а по итогам всё свалить на другого человека. По мнению Мазина, советский образ мышления был таков, что если люди уже сказали вышестоящим чинам, что всё в порядке, то резко изменить эту точку зрения и сообщить о катастрофе было бы в том числе карьерным самоубийством.
  • Мазин и ведущий подкаста сошлись во мнении, что поведение чиновников в ночь катастрофы идеально характеризуется фразой: «Вы хотите унизить нацию, которая одержима тем, чтобы не быть униженной». В этом сценарист видит причину, по которой власти решили перерезать телефонные линии и попытаться скрыть произошедшее.
  • По словам Мазина, пожарным сказали, что они едут тушить огонь на крыше. Они приехали не просто без какой-то особой защиты, а многие даже без части верхней одежды и касок, но уделять этому внимание в сериале не стали.
  • Один из пожарных действительно подобрал кусок графита и скоропостижно скончался.
  • Ирония ситуации в том, что в города вроде Припяти было не так просто попасть. В поселениях при АЭС люди жили лучше, чем в остальном СССР, однако в данном случае судьба сыграла с ними злую шутку, и они облучались радиацией, пока власти тянули с эвакуацией.
  • В день после катастрофы в городе прошла свадьба, а один мужчина даже отправился на крышу загорать и получил большую долю радиации.
  • Синий луч света, на который собрались посмотреть жители города, был вызван ионизацией воздуха.
  • Если в современном мире кто-то сообщит о пожаре на АЭС, многие люди попытаются уехать в противоположном направлении. Однако в Чернобыле мало кто понимал опасность облучения, а в народе было распространён миф, о том, что водка может вывести любую радиацию из организма.

Эпизод 2 — Please Remain Calm

  • Вторая серия начинается со стихотворения Константина Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», написанного в 1941 году. Мазин считает, что оно передаёт дух людей, отправившихся на «битву с Чернобылем». По словам сценариста, жизнь в СССР и России была наполнена тяготами и страданиями, но люди всё равно готовы были пожертвовать собой за родину, и это относилось в том числе и к ликвидаторам.
  • Несмотря на отказ от русского акцента, авторы сериала старались разместить русскую речь везде, где это было возможно — от документов до радиопередач и телетрансляций. Английский был нужен только для передачи ядра истории зрителям со всего мира.
  • Ульяну Хомюк создали как персонажа, обобщающего образы всех учёных, работавших над ликвидацией и расследованием катастрофы. Мазин решил, что таким образом зрителям будет проще воспринимать происходящее — заменить множество разных лиц на одно.
  • Что касается половой принадлежности героев и расы, то тут авторы старались как можно ближе держаться к реальности. Мазин понимал, что решения по ликвидации принимали одни мужчины.
  • Хомюк сделали женщиной в качестве демонстрации того, что в медицине и науке гендерное неравенство в СССР было не таким ярко выраженным. Напротив, Мазин считает, что в этих областях в 1986 году Союз был прогрессивнее Штатов.
  • Легасов фактически руководил ликвидацией с научной точки зрения, однако по факту не был экспертом по ядерным реакторам. Его специализацией была химия, и коллеги объясняли ему многие вещи по ходу дела. Для таких вот дискуссий сценаристу опять же понадобилась Хомюк — чтобы помогать Легасову и подстёгивать его.
  • Сцена, в которой Хомюк узнаёт о катастрофе по радиации в атмосфере, основана на реальности. После этого учёные стали звонить в Чернобыль, но получали либо молчание в ответ, либо ложь о том, что с ЧАЭС всё в порядке.
  • В сериал не удалось включить эпизод, в котором работник шведского предприятия поднимает тревогу, потому что его ботинок начал «фонить» от радиации из Чернобыля.
  • Доктора в возрасте не знали, что делать в случае радиоактивного заражения, и пытались лечить пожарных молоком — как от химического отравления. Но потом врачи всё же сняли одежду с пострадавших и перенесли её в ту самую комнату, где она лежит до сих пор.
  • Из первого эпизода пришлось вырезать сцену, в которой на спине одного из работников ЧАЭС остался ожог в форме руки товарища, которого он нёс — настолько сильно тот был заражён.
  • Мазин считает, что Легасова изначально позвали разбираться в ситуации, потому что государство считало его надёжным — в том числе в вопросе сохранения тайн.
  • Сценарист уверен, что Горбачёв был «хорошим парнем», хотя нельзя не отметить, что добраться до такой позиции в СССР мог только бюрократ. Тем не менее глава страны принимал правильные решения, хотя изначально лишь отдалённо понимал суть происходящего.
  • По мнению Мазина, у Щербины не было амбиций на управление в СССР в целом, однако он обладал достаточным количеством власти — его уважали и к нему прислушивались. «Он был жёстким человеком и идеальной кандидатурой для поставленной ему задачи». Именно жёсткость Щербины Мазин попытался показать в сцене в вертолёте, которая показалась в итоге многим зрителям из России избыточной.
  • Мазин хотел показать, как чиновник, нагрубивший Хомюк, отправляется на первомайский парад, где все люди были подвержены опасности заражения, но эту сцену решили вырезать для поддержания темпа.
  • Мазин считает, что советские бюрократы не были глупыми или бесчеловечными, а, скорее, просто верили в систему. Но когда была возможность, они старались поступать правильно.
  • Актёр Стеллан Скарсгард, сыгравший Щербину, жил в Швеции во время катастрофы. По его словам, в некоторых регионах страны после катастрофы много лет было запрещено собирать грибы и охотиться на оленей, так как те могли быть заражены.
  • История Людмилы Игнатенко, жены пожарного, тронула Мазина, поэтому он решил включить её в сериал почти без изменений. Актриса Джесси Бакли очень сильно хотела сыграть эту роль в том числе потому, что вся линия этой женщины посвящена любви — в том числе ослепляющей и опасной.
  • Мазин делает особый акцент на сцене, в которой Легасов в холле отеля просит дать ему перевёрнутый стакан. Понимая всю опасность ситуации, учёный всё равно пытается немного её улучшить на подсознательном уровне.
  • По мнению Джареда Харриса, когда Легасов врёт другим постояльцам отеля о том, что всё в порядке, он становится отчасти виноватым в последствиях катастрофы для простых людей.
  • Мазин отмечает, что спокойствие и организованность граждан при эвакуации города тоже отражает советское мышление. Жители Припяти просто подчинились приказу и спокойно сели в автобусы, оставив позади свои вещи и питомцев. Почти без скандалов.
  • Мазина удивило, что для эвакуированных из Припяти людей просто построили новый город — Славутич. «Это было самое советское из того, что можно было сделать».
  • Когда Легасов предлагал засыпать очаг пожара, некоторые инженеры рассматривали другой вариант — дать огню догореть, а уже затем разбираться с радиацией. Эту дискуссию не включили в сериал.
  • Мазин делает особый акцент на том, что три других реактора по-прежнему продолжали функционировать после катастрофы. И если бы Легасов не использовал шахтёров, взрыв повредил бы и их, усугубив ситуацию в несколько раз.
  • При этом три оставшихся реактора не отключали, потому что они по-прежнему питали Киев. Последний из них отключили только к концу девяностых.
  • Мазин считает, что угроза для Европы, описанная в сериале, была реальной. Если бы ликвидаторы не справились, как минимум Украина и Беларусь могли бы стать необитаемыми, да и другие страны бы сильно пострадали.
  • В сценарии специально оставили только по одной фразе для трёх аквалангистов, сливших воду. Так Мазин хотел показать их практически мгновенную готовность пойти на риск и сделать то, что нужно.
  • По мнению Мазина, руководство прекрасно понимало, что ради ликвидации придётся пожертвовать жизнями людей — вопрос стоял только в количестве. «Но я всё же не хотел показывать СССР как злую империю, которая без сожаления отправляет людей на смерть. Это было не так, они не хотели, чтобы кто-то умирал, но у них не было выбора».
  • Кастинг проводили так, чтобы актёры в кадре никогда не выглядели «гламурными» версиями своих прототипов. Джаред Харрис должен был играть немного неуклюжего учёного, непохожего на тех, что часто появляются в голливудских фильмах.
  • Мазина иногда смущало, что реальные события могли выглядеть в кадре как клише, но избегать их было нельзя, поэтому в «Чернобыле» много экспериментов с режиссурой — многие масштабные события показаны через детали и саспенс.
  • Музыку попытались сделать минимально драматичной, потому что событиям на экране не нужно было придавать какой-то окрас — они сами по себе были жуткими.
  • В отношении саундтрека Хильдур Гуднадоттир старалась максимально уйти от излишнего нагнетания с помощью ударных. По словам Мазина, «музыка сериала должна была быть с вами, но не диктовать то, что вам надо чувствовать».
  • Вся сцена про водолазов — нечто среднее между самыми сухими описаниями произошедшего и городскими легендами. Например, Мазин прочитал, что один из трёх участников этой опасной экспедиции якобы увидел какое-то свечение через щель за стеной, но эту сцену не стали включать в сериал. Некоторые источники действительно говорили о том, что у водолазов отключились основные источники света.

Эпизод 3 — Open Wide, O Earth

  • Режиссёр сериала называет момент с тремя добровольцами «упражнением для киношколы» — ему нужно было каким-то образом передать эмоции трёх человек в одинаковой униформе, лица которых зритель не может увидеть, а дело при этом происходит в темноте. Ему пришлось долго искать баланс — чтобы поведение актёров не скатывалось «в пантомиму», но при этом зрителю были понятны их эмоции.

  • Изначально третья серия должна была открываться галлюцинацией Дятлова, которому должен был привидеться его сын, умерший в десятилетнем возрасте от лейкемии. Существует теория о том, что причиной его смерти стала радиация, крупную дозу которой Дятлов получил в результате аварии на своём прошлом месте работы.
  • Изначально история о сыне Дятлова должна была стать целой сюжетной линией, но Мазин принял решение от неё отказаться. Она уводила историю в сторону, и, к тому же, галлюцинации и флэшбеки сделали бы «Чернобыль» чересчур похожим на обычный сериал о вымышленных событиях.

  • По словам Мазина, почти все свидетели событий описывают Дятлова как очень неприятного и упрямого человека. Кроме того, многие отмечают, что он «относился к радиации, как электрики относятся к электричеству» — то есть, не слишком беспокоился из-за неё, полагаясь на свой богатый опыт.
  • В изначальной версии также была сцена с демонстрацией, которая проводится неподалёку от Чернобыля. В ней должен был участвовать Шарков.

  • По мнению Мазина, если ты отказываешься почти ото всех классических «драматических трюков» ради того, чтобы рассказать максимально правдивую историю, то неприятные и страшные части этой истории необходимо показывать без купюр. Именно поэтому было принято решение о демонстрации жертв катастрофы и последствий заражения в кадре.
  • Рассказ Людмилы Игнатенко о том, как выглядел её муж, стал одним из основных референсов для гримёров.

  • Мазин считает, что Людмила Игнатенко не осознавала в полной мере, что радиация от её мужа может навредить её ребёнку. О том, как работает радиационное заражение, люди знали мало, и к тому же персонал больницы разрешил ей побыть с мужем полчаса — она вряд ли могла предположить, что они не понимают, что делают.
  • Проводя исследования, создатели сериала наткнулись на статью о советских шахтёрах, в которых рассказывалось о том, что те занимали в государстве своего рода привилегированную позицию из-за того, что фактически контролировали источники энергии. Горбачёв якобы однажды даже сказал, что боится шахтёров. Это стало основой для образа тульских шахтёров в сериале.

  • В сериале предполагается, что Брюханов и Фомин были арестованы довольно быстро, но, на самом деле, они оставались на свободе ко времени действия третьей серии. Именно Брюханову было приказано добыть жидкий азот под угрозой смертной казни.
  • Тоннель, который прокопали рабочие, в результате так и не понадобился. По словам Мазина, наука основана на вероятностях, и Легасов отправил шахтёров на гибель, понимая, что их усилия могут быть абсолютно напрасными.

  • Сохранились разные свидетельства о том, в какой степени были раздеты шахтёры, но по крайней мере два источника утверждают, что они работали полностью обнажёнными.
  • По словам Мазина, никто до сих пор не понимает, почему премьер Рыжков принял решение о 30-километровой зоне эвакуации: оно не было основано ни на чём и привело к болезни и гибели огромного числа людей. Сценарист использовал этот момент, чтобы заставить Легасова и Щербину начать «сомневаться в своей религии», то есть в Советском союзе.

  • Рассказывая о своей поездке в Припять, организованной Sky и HBO, Мазин говорит, что он «никогда не испытывал настолько же религиозного чувства». Он испытывал невероятные ощущения, посещая все те места, о которых столько читал и писал.
  • Оказавшись возле зданий реактора, Мазин понял, что могли ощущать герои его сериала — по его словам, там всё будто бы внушает спокойствие и уверенность в том, что всё под контролем, и взорваться ничего не может.

  • Персонаж Шаркова — вымышленный; он символизирует собой целую группу людей, следивших за тем, чтобы лишняя информация о Чернобыле не распространялась дальше положенных границ.
  • Сцена «в застенках КГБ» была снята в здании бывшей советской тюрьмы в Вильнюсе — теперь там расположен музей.

  • По мнению сценариста, по мотивам этой истории невозможно было бы написать сценарий фильма — потому что она разворачивалась иначе; запутанно, эпизодами. Её можно было рассказать только в формате мини-сериала.
  • По задумке автора, именно в третьей серии, во время разговора Легасова и Хомюк о показаниях Акимова и Топтунова, у зрителя должен начать складываться ответ на вопрос о том, почему Легасов покончил с собой.

  • Лицо Акимова не появляется в кадре, потому что создатели осознанно решили «не пересекать черту». В первоначальном варианте монтажа Василия Игнатенко показывали гораздо дольше, и руководство HBO высказало мнение, что это чересчур. Взглянув на серию свежим взглядом, Мазин согласился с этим: если показывать ужасы радиации слишком долго и слишком натуралистично, создаётся ощущение, что автор этим наслаждается, или что он пытается шокировать публику как можно сильнее.
  • Мазин надеется, что его сериал поможет людям понять, что Акимов, Топтунов и множество других сотрудников АЭС не были виновны в случившемся.

Эпизод 4 — The Happiness of All Mankind

  • Сцена со старухой, которая отказывается эвакуироваться, была нужна сценаристу для того, чтобы кто-то высказал в кадре мысль о том, что подобное здесь уже происходило. Что для стариков эта катастрофа — не нечто из ряда вон выходящее, а обычный порядок вещей, ведь в Советском союзе людей периодически раскулачивали, переселяли и отправляли на смерть.

  • В сцене убийства коровы использовался муляж — в то время как доила старуха настоящую корову. «Фальшивую» корову сделали более правдоподобной при помощи компьютерной графики.

  • Мазин считает, что в Советском союзе существовало особое уважительное отношение к пожилым людям — именно поэтому солдат выслушивает всё, что хочет ему сказать старуха, и лишь после этого убивает её корову.
  • В кадре не показано, как старуха садится в автобус, однако создатели сериала имели в виду, что это произошло за кадром.

  • Сценарист отмечает, что защита, в которую одеты ликвидаторы, сбрасывающие графит с крыши, выглядит как «самодельные доспехи» — потому что они действительно были практически самодельными. Свинцовой защиты им не выдали, и поэтому им пришлось добывать свинец самостоятельно на окружающей территории и сооружать из полученных кусков «доспехи».
  • Луноходы, показанные в сериале, созданы при помощи компьютерной графики, а вот немецкий робот «Джокер» — это точная копия, построенная специально для съёмок.

  • Как утверждает сценарист, 90% текста из брифинга, который генерал Тараканов проводит перед каждой группой призывников, отправляющихся на крышу, — это реальные слова Тараканова, взятые из документального фильма. Мазин считает, что этот текст может показаться кому-то «не подходящим для киносценария», но он всё равно решил сохранить слова генерала в практически нетронутом виде.
  • Крэйг Мазин рассказывает, что он и режиссёр Йохан Ренк старались не прибегать к «кинематографическим трюкам» — необычным проездам камеры, ракурсам и так далее, — чтобы не отвлекать зрителя от происходящего. Однако конкретную сцену уборки графита с крыши решили снять одним кадром, в котором камера следит за конкретным солдатом — потому что только таким образом зритель мог почувствовать себя в его шкуре.

  • История о ликвидаторах, убивающих собак, была почерпнута Мазиным из документальной книги Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва». Писательница беседовала с ветераном Афганистана, который стал прототипом персонажа Бачо, но Мазин решил, что будет правильно добавить в сюжет новобранца, никогда не убивавшего ни людей, ни животных — чтобы зрителю было, с кем себя ассоциировать.
  • Создатели сериала пытались найти данные о женщинах, участвовавших в ликвидации катастрофы, и выяснили, что их было всего лишь около пяти тысяч — при том, что мужчин было около 600 тысяч.

  • История, которую рассказывает Бачо, подразумевает, что он не просто застрелил человека, а заставил его медленно умирать после выстрела в живот. Вероятно, этот случай запомнился ему на всю жизнь, и именно поэтому он так жёстко выступает за то, чтобы убивать собак быстро и безболезненно.
  • Сцена отстрела собаки со щенками также позаимствована из реальных воспоминаний ликвидатора из книги Светланы Алексиевич.

  • За сценой отстрела щенков должна была следовать ещё одна — она была написана и снята, но при монтаже Мазин решил, что это будет слишком. Во время захоронения щенков выяснилось, что один из них был всё ещё жив, и солдаты хотели застрелить его наверняка, чтобы его не пришлось заливать бетоном живьём — но у них закончились патроны.
  • Создатель сериала считает, что у аудитории не должно возникать ощущения того, что ты специально стараешься её шокировать и расстроить. Если тебе плохо и грустно из-за того, что ты представляешь себя на месте Павла, вынужденного убивать собак — значит, сериал добился своей цели. Если тебе просто плохо и грустно, и у тебя возникает ощущение, что ты сам всё это переживаешь — это уже перебор. Поэтому самые шокирующие и жестокие сцены из сериала были вырезаны.

  • Фраза «Наша цель — счастье всего человечества» — это реальный лозунг из воспоминаний ликвидаторов. Мазин считает, что если бы сценарист придумал такую сцену самостоятельно — три ликвидатора пьют водку посреди мёртвого города, в который они приехали убивать домашних животных, — зрители посчитали бы, что это выглядит фальшиво и слишком «в лоб». Но это — реальная сцена из воспоминаний.
  • Когда Хомюк во второй раз посещает Дятлова в больнице, тот прекрасно знает, что реактор взорвался, и подозревает, почему. Но он поднимает Хомюк на смех, заявляя, что поиск правды не приведёт ни к чему — пулю всё равно получит именно он. И в этом он прав, считает сценарист.

  • По словам Мазина, когда Щербина говорит о «гораздо более смелых людях», у которых не хватало духу сказать правду, когда это было необходимо, на самом деле, он говорит про себя.
  • В момент разговора без прослушки с участием Хомюк на плечах у Легасова сидят метафорические ангел и демон, один из которых говорит ему, что если он не скажет правду в Вене, это может привести к катастрофическим последствиям, а другой — что даже если он её скажет, это ничего не изменит, а лишь разрушит его жизнь. Мазин считает вопрос, стоявший перед Легасовым в этот момент, «одной из самых сложных дилемм в истории».

  • По мнению Мазина, «Чернобыль» отличается от многих выдуманных историй, созданных для того, чтобы «наставлять и воодушевлять», тем, что у его героев зачастую нет правильного варианта действий. Какой бы выбор ни совершил Легасов, это приведёт его к поражению.

Эпизод 5 — Vichnaya Pamyat

  • Серия открывается кадрами мирной жизни в Припяти до катастрофы. По словам Мазина, они здесь для того, чтобы вызвать у зрителя меланхолическую грусть от осознания того, что этого места больше не существует, и он никогда не сможет там побывать — а не для примитивного «посмотрите, как иронично — они веселятся и ещё не знают, что произойдёт через несколько часов».

  • Сценарист считает, что «обычный» сериал сначала продемонстрировал бы мирную жизнь в Припяти, а уже затем перешёл бы к самой катастрофе. Однако, по мнению Мазина, эта сцена не сработала бы так же эффективно, если бы зритель увидел её до того, как стал свидетелем всех ужасов Чернобыля.

  • Сцена разговора Брюханова, Фомина и Дятлова в начале серии по задумке автора должна восприниматься как первый из многих моментов, в которых катастрофа могла быть предотвращена. Сценарист отдельно отмечает эпизод, в котором Фомин подходит к пустующему креслу начальника и опирается на стену — по его мнению, если бы он всё-таки сел за стол, это смотрелось бы чересчур примитивно и «в лоб».
  • Присутствие Легасова и Щербины на суде, на котором их не было в реальности, Мазин называет одним из главных художественных допущений всего сериала. Он мог бы написать суд так, как он происходил в реальности, — тогда на нём выступали бы лишь незнакомые зрителю люди, и он продолжался бы несколько недель.

  • Выбор, который Легасов из сериала совершает на суде, Легасов реальный совершил в обычной жизни. В сцене его выступления и последующего разговора с Шарковым «сконцентрировано» то, что происходило с реальным Легасовым на протяжении долгого времени.
  • Мазин считает, что суицид Легасова стал результатом целого комплекса факторов, в том числе — осложнившихся отношений с коллегами. Сценарист принял решение «драматизировать» это событие «единственным возможным способом» — иначе, по его словам, ему бы пришлось снимать огромный сериал про политические игры внутри Курчатовского института.

  • Суд над Брюхановым, Дятловым и Фоминым действительно проходил в Чернобыле. По словам Мазина, власти СССР вполне могли обойти закон, согласно которому суд должен был проходить там, где было совершено преступление, поскольку находиться в этой местности было всё ещё опасно, но не стали этого делать. Сценарист предполагает, что это было сделано в том числе ради демонстрации — если в Чернобыле проводится суд, значит, там уже безопасно.
  • Мазин уделял отдельное внимание аутентичности зала суда, досконально воссоздавая его по фотографиям. Его особенно поразили занавески разного цвета и судьи, восседающие на сцене — по его словам, атмосфера была настолько «странной», что её можно было воссоздать лишь соблюдая все детали.

  • Создатели вдохновлялись сценой суда из фильма «Крёстный отец 2». Они стремились показать «неидеальный» процесс, от которого все участники уже устали.
  • Чтобы написать этот эпизод, Мазин изучал стенограммы с других советских «показательных» процессов. Его удивил тот факт, что государственный обвинитель на этих судах будто бы обладал большими авторитетом и властью, чем судья.

  • Текст, который зачитывается в начале процесса, был позаимствован Мазиным из одной из речей Брежнева. По его словам, он просто не смог бы написать что-то «таким языком» самостоятельно — когда он впервые познакомился с подобными официальными текстами, с постоянными упоминаниями ленинизма, партии и съездов, он сначала не поверил своим глазам.
  • На реальном процессе свидетели не проводили никаких презентаций — они были добавлены в сюжет исключительно ради зрителей. Однако всё, что Щербина, Хомюк и Легасов говорят в своих презентациях, — на сто процентов точно и правдиво.

  • На настоящем суде очень много говорили обвиняемые. Реплики, которые произносит Дятлов в сериале — реальны.
  • Мазин считает, что Дятлов ни на одном этапе не считал, что то, что он делает, может быть опасно. Он понимал, что результаты теста не будут иметь никакой ценности, и при этом собирался представить их начальству — но он не осознавал, что его действия могут привести к серьёзной катастрофе.

  • Возвращаясь к событиям ночи перед взрывом, обладая всей информацией, зритель начинает понимать, почему в первом эпизоде персонажи так себя вели. Они действительно нажали кнопку, которая должна была отключить реактор — не обладая информацией о том, что кнопка не работает, и делает ситуацию только хуже, — и искренне не могли представить себе ситуацию, в которой это приведёт ко взрыву.
  • Мазин задался целью рассказать зрителю о работе реактора как можно более понятным способом — и поэтому он общался с учёными до тех пор, пока всё не понял сам, а затем начал думать, каким образом он объяснял бы принцип работы реактора самому себе.

  • Бинарная природа работы реактора натолкнула Мазина на мысль о двух табличках разных цветов. Надписи на них были сделаны на русском языке, и поэтому «никто не понимал, что на них было написано» — но для понимания сцены это было неважно. Важен был лишь цвет.
  • Однажды Мазин увидел совместную фотографию реальных Легасова и Щербины, на которой они искренне смеялись и выглядели как настоящие друзья. Это определило взаимоотношения между написанными им персонажами. Хотя в реальности Щербина никак не способствовал тому, чтобы Легасов мог рассказать правду, сценарист предполагает, что он поддержал бы товарища.

  • По словам Мазина, после работы над сериалом он стал постоянно задумываться о том, насколько сильно наше существование основано на вере в других людей. Например, мы верим, что автомобиль не поедет на красный, и что ядерными ракетами занимаются компетентные люди, и в их устройстве нет никакого мелкого изъяна, который может оказаться фатальным.
  • Главный урок «Чернобыля», по мнению его создателя, заключается в том, что мелкая, незначительная ложь необходима для нашего существования, но «большую» ложь нужно пресекать. Если ты слышишь что-то, что абсолютно точно является ложью — необходимо встать и высказать правду.

#чернобыль #лонг

{ "author_name": "Вадим Елистратов", "author_type": "editor", "tags": ["\u0447\u0435\u0440\u043d\u043e\u0431\u044b\u043b\u044c","\u043b\u043e\u043d\u0433","long"], "comments": 491, "likes": 822, "favorites": 873, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 53142, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Sat, 08 Jun 2019 13:05:12 +0300" }
Подкаст «Жиза ГД»:
Можно ли «продать»
плохую игру?
Слушать фоном🎧
{ "id": 53142, "author_id": 3351, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/53142\/get","add":"\/comments\/53142\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/53142"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957, "last_count_and_date": null }
491 комментарий

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
127

Кста, грузина сыграл брат Юзефа "FUCK THE OSCARS" Фареса.
У него же главная роль в A Way Out.

Ответить
45

Фарес Фарес и Юзеф Фарес
Прям Марио Марио и Луиджи Марио

Ответить
–10

Главное чтобы он писюн писюн не показывал.

Ответить
2 комментария
43

А я все думал, а чаво такое лицо знакомое

Ответить
10

Он же играл техника во втором сезоне West World

Ответить
2

Получается, его можно поздравить с тем, что он в "постоянном касте" HBO

Ответить
4

Советую посмотреть с ним фильмы из франшизы об отделе Q (Мистериум. Начало, ,Убийцы фазана, Мистериум. Тьма в бутылке, Журнал 64). Отличные детективы.

Ответить
118

Спасибо за пост! Очень хотел почитать именно в таком формате комментарии Мазина.

Ответить
–84

Сцена со старухой, которая отказывается эвакуироваться, была нужна >сценаристу для того, чтобы кто-то высказал в кадре мысль о том, что >подобное здесь уже происходило. Что для стариков эта катастрофа — не >нечто из ряда вон выходящее, а обычный порядок вещей, ведь в Советском >союзе людей периодически раскулачивали, переселяли и отправляли на >смерть.

Невозможно снять правдивую историю о каком-то событии в стране, если знаком с историей страны только по мифам. Это примерно как снимать о последствиях урагана в Нью-Орлеане, и при этом вставлять туда эпизоды на основе того, что людей в США 30х "периодически" сажали ни за что и отправляли на принудительные работы, вроде стройки "Боулдер Дем". Но надо отдать должное сценаристу - не в силах избавится от десятилетиями закладываемого в голову образа СССР, он все равно пытался снимать историю о людях, и как мог, не демонизировал.

Ответить
181

"если знаком с историей страны только по мифам" Ведь в СССР никого не раскулачивали и не переселяли.

Ответить
–66

Умный человек смотрит на: причины, масштабы, и то, как это воспринимало само население в то время. Дурак работает в двоичном режиме "было не было". На большее его головы обычно не хватает.

Ответить
53 комментария
2

Ведь в СССР никого не раскулачивали и не переселяли.

И раскулачивали, и переселяли. Но каждое из этих событий обладало контекстом. Были причины, которые не менее важны для понимания этих событий, чем признание факта того, что они были.

В сериале "Чернобыль" истории о том, как с местными жителями бесчеловечно обращались на протяжении почти сотни лет складываются в определённых нарратив: судьба такая. А это ничто иное, как миф.

А миф, в силу своей природы, это определённая картинка того, "как всё было на самом деле". Он выходит за рамки контекста, уходит от причинно-следственных связей и оставляет "бело-чёрную картинку"

Ответить
10 комментариев
1

Ну переселяли не только в СССР, еще в царской России этим занимались.

Ответить
28 комментариев
0

Ну зачем об этом врать то в такой форме?

Ответить
26 комментариев
–2

И что в "раскулачивание" и переселении плохого? Вы хотя бы историю прочитали и значения слов "кулак". Цена лжы, хорошее название для сериала.

Ответить
19 комментариев
–2

т.е. нужно выбирать из двух:
1) снимаем что угодно, ведь СССР - мрачная империя зла
2) не согласен с п1? Ты что, хочешь сказать, что в "в СССР никого не раскулачивали и не переселяли"??? Да ты фашист!!1111

Может ради интереса рассматривать конкретные факты в конкретное время, а не "раз это было в СССР, значит это было плохо"? А то какой-то лживый подход получается

Ответить
22

А ВОТ В СУШЫАААА!!!!111

Ответить
–1

А что, для вас США табу? В вашем племени папуасов обсуждать его нельзя? Придет белый сахиб и накажет? -)

Ответить
26 комментариев
–6

Дружище, тут целая орда заукраинцев и фанатов США. Они тебе расскажут что и атомная бомбардировка это был акт доброй воли)

Ответить
–1

это даже не заукраинство - это отсутствие логики

У людей в голове штампы, они им неукоснительно следуют невзирая на реальность (подгоняя реальность под штампы)

Если штампы "засталина" - это будет "СССР был раем на Земле"
если штампы "засша - "это США рай на Земле, СССР ад, ад, ужас"

Просто отсутствие логики

Ответить
0

Это примерно как снимать о последствиях урагана в Нью-Орлеане, и при этом вставлять туда эпизоды на основе того, что людей в США 30х "периодически" сажали ни за что и отправляли на принудительные работы, вроде стройки "Боулдер Дем".

Шикарная аналогия, спасибо)

Ответить
0

- В СССР чиновники не ели людей
- Ты что, хочешь сказать, что ГУЛАГа не было? Может и не раскулачивали никого???

лицорука

Ответить
60

Сколько можно писать про чернобыль? Местные совки уже ревут от жжения.

Ответить
88

Значит надо больше.

Ответить
–14

Совкам на самом деле как-то похер в большинстве своем и на сериал и на его ляпы. Это вы себе внушаете, что они непременно должны пригорать. Сами себе внушили этот бред и поверили в него. Теперь в каждой заметке по сотне идиотских постов, про что-то пригорающее у совков. Сборище дебилов разной ориентации и возраста, устроивших бой с тенью.

Ответить
12

Ну у тебя ж пригорело.

Ответить
3

То-то поклонники Пучкова и его сподвижники на эту тему в соцсетях рвутся который день

Ответить
12 комментариев
74

Достаточно ли тяги от полыхания совков в комментах для того что раскрутить генераторы и давать 20000 мегаватт?

Ответить
31

Их тяги хватит на то чтобы устроить новый Чернобыль на сайте

Ответить
29

Главное им в анусы стержни графитовые не засовывать.

Ответить
1 комментарий
–15

А фильмы про то "какое дерьмо совок" с тонной лжи снимают капиталисты. Миллионы денег выделяются на это, чтобы доказать "какое дерьмо совок".
А тот 30 лет назад как-бы распался, а любители рыночка до сих регулярно про снимают фильмы про "какое дерьмов совок". Трамп за которого голосвал американский вайт-треш (погугли), вещает с трибун что "социализм - самое ужасное злое зло".
И вот ты, школьник, тоже пришёл написать в комменты "совки чмо ха-ха".
И наверняка сделал это на нескольких сайтах. Чтобы уж наверняка доказать что "какое дерьмо совок".

Ответить
2

Поколение ЕГЭ только жизнь научит видеть за всей ширмой и цирком интересы тех или иных классов.

Ответить
–5

Пожалуй не дотянет ненавистников совков, ибо их пердаки полыхают без устали.

Ответить
74

Заскринил всех совкодрочеров. Жду вас всех в коментах к "ответу западу". Когда он кстати выходит?

Сериал получился великолепным, на все 97, как я уже говорил. Спасибо большое создателям, что показали западу героев, которые спасли миллионы жизней. Если наши, увы, показать этого не способны.

Ответить
–5

Уж показали, так показали, да.
https://www.youtube.com/watch?v=LTDEG1FvFEQ

Ответить
15

Серьезно? Ты предлагаешь мне смотреть видео от канала под названием АГИТПРОП? Она минкультом спонсируется или лично Путиным?

Спасибо, мне такие помои не интересны.

Ответить
5 комментариев
–1

согласен с тобой. в сериале всё переврали, и людей оболгали...упыри. трагедия коснувшаяся каждого из нас снята так как обстановка в фильме "Номер 44"... зато все поют дифирамбы и ставят высокие оценки. поколение дудя и прочих...

Ответить
–3

Что это за бред? Показывает ваш "широчайший кругозор" как вы выразились.

Ответить
–40

Учитывая логику ваших недалеких собратьев, сравнивать 2 фильма вообще нельзя, ибо когда доходит до сравнения СССР vs США ваши либероидные собратья сразу же сливаются. Их тоже позовите пожалуйста, очень будет интересно их высеры почитать не меньше чем высеры отбитых совков.

Ответить
22

Что ты несешь, болезный? Чьи "ваши"?

Ответить
7 комментариев
–3

Именно малолетний недоросль считающий себя ниипаться личностью, индивидуалистом, со свАим мнением без знаний истории, политэкономии является главным эгоистичным потребителем помоев. Кроме удачи в развитии больше желать нечего, так что я верю что еще не конченый. И никто не защищает здесь путина или РФию, смотри глубже - это подсказка

Ответить
7

Товарищ, у вас партбилет из кармана торчит.

Ответить
1

Про съёмки своего Чернобыля это всё-таки вброс, который впервые появился на каком-то сатирическом паблике и его уже все понесли со ссылками друг на друга. (Тот что про ЦРУ).

Ответить
0

Ну как я и написал "Если наши, увы, показать этого не способны."

Ответить
3 комментария
0

Не вброс, этот сериал про Чернобыль, ЦРУ и шпионов, был анонсирован около года назад.

Ответить
1

к следующему десятилетию

Ответить
0

не подскажешь что это будет, а то я пропустил малёха

Ответить
0

Ну я сам только слухи слышал. Какой то российский сериал про чернобыльскую трагедию. Только там лейтмотивом будет борьба спецслужб. (#непропаганда)

Но потом мне сказали, что это все фейк и никто такого сериала не планировал. Не знаю теперь правда или нет.

Ответить
2 комментария
59

Уровень жара от горения мамкиных коммунистов такой что можно зефирки жарить. Не хорошо, но не и не ужасно.

Ответить
29

Проводя исследования, создатели сериала наткнулись на статью о советских шахтёрах, в которых рассказывалось о том, что те занимали в государстве своего рода привилегированную позицию из-за того, что фактически контролировали источники энергии. Горбачёв якобы однажды даже сказал, что боится шахтёров. Это стало основой для образа тульских шахтёров в сериале.

Встреча министра и шахтеров самая слабая сцена.

Ответить
12

Особенно если знать, что министр был бывшим горняком с лютым стажем, а не хлипким белокожим бюрократом.
(ну, бюрократом он наверняка и был, что не отменяет всего сказанного)

Ответить
4

Ну хот шутка, до этого, смешная была.

Ответить
1

как раз наоборот

Ответить
27

Только вчера досмотрел. И скажу.. Это лучшее, что я видел за последние несколько лет. Но что меня поразило больше всего - это то, что про саму трагедию, про подвиг простых советских людей, которые пожертвовали своими жизнями ради всеобщего блага - ведь об этом почти никто не вспоминает. Про ВОВ мы слышим каждый год, есть памятные даты и праздничные дни для ура-патриотов, фильмы часто показывают, но чем хуже люди, отдавшие свои жизни в Чернобыле? Почему этому событию так мало внимания в нашем обществе? Наследие СССР, где хотели поскорей забыть Чернобыль как страшный сон? Мне было интересно не только смотреть, но и дальше уже самостоятельно искать информацию. Захотелось побольше узнать про все это, почитать про Легасова, Щербину. Захотелось поговорить с родными на эту тему, послушать их рассказы о том периоде. Я считаю, что это часть нашей истории и забывать про это нельзя. Большое спасибо НВО и Крэйгу Мазину!

Ответить
0

Вы задаёте вопросы «почему забыли», но вы сами забыли кто у руля, кто командует и что делает. А командует буржуй, капиталист, олигарх - ставший таковым за счёт присвоения «совковых» промышленностей и земель (а присвоение это было с помощью физической силы и обмана). И у них чёткая идеология «совок - дерьмо, капитализм - счастье, заебись». Радуются этому сериалу также как вы. Так обосрать и оболгать прошлое даже они не могут пока.

Ответить
2

Совок действительно мерзкое дерьмо, и это восхитительно, что он в итоге развалился. А вот высер про "капитализм - это счастье, заебись" я почему-то слышу только и исключительно от совков. Видимо, такая укоренившаяся привычка измерять уровень счастья средствами производства. Трэшачок-с.

Ответить
9 комментариев
0

Let the commie hit the floor.
Тов. Пиночет знал, как с коммунистами обращаться.

Ответить
2

Потому что ВОВ - это угроза извне. А Чернобыль - изнутри.
«Нация, одержимая тем, чтобы не быть униженной»

Ответить
1

https://vk.com/@37253151-zametki-na-polyah?anchor=chernobyl
Лучшее из написанного простым языком, но подробно и грамотно.

Ответить
1

Большое спасибо НВО и Крэйгу Мазину!

Рот шире открывай, то ли еще будет!

Ответить
0

Захотелось побольше узнать про все это

"Как взорвать РБМК" в 2х частях от tnenergy. Просто, понятно и с пониманием дела, о физике произошедшего.
Там же "Борьба за живучесть" в 2х частях - немного про начальный период.
Про возведение укрытия есть "Схватка с неизвестностью" Козловой на сайте библиотеки росатома, куча подробностей на тему "как это было".
Посмотреть - Telecon documentary на своем ютуб-канале выкладывает контент типа "хрен где еще найдёшь такое", архивные съёмки некоторых эпизодов.

Ответить
–14

Для съёмочной группы реалистичность окружения и реквизита стала одержимостью

Они проделали титаническую работу, но каждый раз, когда показывают фасады зданий в глаза бросаются пластиковые окна. В СССР были деревянные, с другой конструкцией. Доводчики и электрозамки на дверях в подъезды - это уже мелочи в сравнении с пластиковыми рамами. Причём хватает и довольно крупных панорам по фасадам, где советская аутентичность полностью рассеивается современным пластиком.
Что характерно, когда шли съёмки внутри зданий, там таки нашли деревянные рамы.

Ответить
67

Да, я тоже считаю, что они должны были построить реплику Припяти, реплику АЭС, и повторить взрыв РБМК.

Ответить
5

Это просто киноляп. Можно было меньше акцента на окнах сделать или на компьютере на постобработке довести до ума. Если ты строитель, да ещё и жил в СССР (и знаешь как тогда страна выглядела не только по фото в интернетах), то этот момент сразу же в глаза бросается.

Ответить
6

Вот как это выглядит.

Ответить
4

Ну да, согласен, на постэффектах можно было подзапариться. Было бы совсем все идеально

Ответить
7

вы забываете о самом важном изъяне - создатели забыли положить ватку в баночки с лекарствами!

Ответить
0

Это не изъян, а просто занятный киноляп. Причём всю дорогу и в каждой серии оператор этим моментом перед глазами зрителя машет, то панорамируя по панельным домам, то показывая на заднем плане, а то и вовсе выдавая виды с квадрокоптера.
Считайте это тем самым стаканчиком из старбакса в последнем сезоне Игры престолов, только демонстрируют его несколько чаще.)

Ответить
13

В первом драфте почти не было слов «камрад» и «товарищ», их посоветовала добавить знакомая сценариста, жившая в украинской части СССР.

Это же не так, в СССР не обращались ко всем "товарищ", наподобие западного "сэр", а уж тем более к знакомым тебе людям. Или я чего-то не знаю?

Ответить
37

Это специально для западного зрителя было сделано. Обращение по имени-отчеству для них слух режет и тяжелое для восприятия. То есть авторы сериала это знали и специально адаптировали.

Ответить
2

В сериале "товарищ" исспользуется по делу: на заседаниях или в паре моментов для эскалации одициоза, типа "-Действуйте - Я отказываюсь это делать - Выполняйте распоряжение, товарищ Петров"(мол соблюдайте субординацию и подчиняйтесь начальству без разговоров).

"Товарищ" в сериале абсолютно по делу и совершенно не режет ухо.

P.S. В СССР прожил почти 15 лет.

Ответить
–73

О том, как работает радиационное заражение, люди знали мало

Не читали школьных учебников и методичку по охране труда? Прогуливали НВП? Не слыхали про конвенцию 1960?

Настало время прохладных.

Ответить
37

Не читали школьных учебников и методичку по охране труда? Прогуливали НВП? Не слыхали про конвенцию 1960?

А ты глянь, сколько было катастроф, какую роль играл человеческий фактор в их происхождении и сколько людей выносило из этого урок.
Насчёт остального. Спроси у стариков или родителей, как они внимательно слушали собрания профкомов и как никто из их знакомых не попадал под пиздюли за нарушение ТБ или халатное отношение.
Не говоря о том, что у многих после школы все знания, сложнее базовой химии, математики, физики и русского языка вылетали напрочь.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%A2%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D1%8B_%D0%B2_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0_%D0%BF%D0%BE_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%BC

Ответить
–61

То есть информация про лучевую болезнь и опасность радиации после школы и десятка инструктажей в армии и на предприятиях в голове не способна удержаться? Какие же вы ебанутые.

Ответить
30 комментариев
–30

Вообще сериал конечно хороший способ выявить в своем окружении зомбарей, которым показанная по телевизору информация способна заменить реальность. Никто блять в СССР про радиацию и защиту от нее не знал. В стране, которая 50+ лет готовилась к атомной войне.

Пиздец. Нет слов просто.

http://umc-kurgan.ucoz.ru/photo/umc/sovetskie_plakaty_po_grazhdanskoj_oborone/13-1

Ответить
31

Именно так. А еще хер клали на базовые понятия безопасности в принципе. Ты еще скажи, что на сварку никто не смотрел, и газовые баллоны самостоятельно не заправлял :D

Ответить
2 комментария
7

Все зомби. Один ты умный. Скройся уже в своем бункере.

Ответить
13 комментариев
1

Власти активно готовили людей своими учениями, но столкнувшись с реальной бедой просто обосрались. Это прям прекрасно видно по Киеву.

Ответить
3 комментария
2

Спроси у своих знакомых старших людей, которые готовились к ядерной войне, где ближайшее бомбоубежище, и где в их квартире радиоточка и почему туда не подключен динамик.

Ответить
38 комментариев
9

Кто-то знал, кто-то нет.

Ответить
–1

Идиоты есть всегда и везде. Информация была про радиацию всюду.

Ответить
6

До катастрофы на чаэс про не мирный атом знали только то, что во время сирены надо залезать под парту и накрывать голову руками.

Ответить
0

Плакаты 1983 года.

Ответить
6 комментариев
2

Чувак, тебе подкинуть подборки несчастных случаев на производствах? Со смертельными исходами. А ведь все эти слесари/сварщики/электрики/токари etc учились, сдавали экзамены, слышали про душу леденящий пиздец, произошедший с предшественниками. Но все равно сгорели/намотались на вал/раскинули мозгами (буквально).
Ты, блядь, либо в волшебном мире никогда не ошибающихся роботов живешь, либо дурачок, выбирай, братишка.

Ответить
–1

Ты понимаешь разницу между халатностью и невежеством? Сценарист фильма утверждает, что в СССР люди не знали про радиацию и ее действие. То есть не заканчивали 9 класс школы и не слышали про Хиросиму, да? Это в какой-то дремучем колхозе возможно, но не в моногородке, обслуживающем АЭС.

Ответить
1

Но тем не менее случилось же то, что случилось. Может быть и читали, но любовались пожаром, на следующий день дети пошли в школы, в больницах пытались обрабатывать раны молоком. Можно ли предположить, что это произошло при полной осведомленности населения об эффектах облучения?

Ответить
0

Пожар начался в час ночи. Масштаб могли оценить только те, кто был близко к горящей АЭС.
в больницах пытались обрабатывать раны молоком.

В больнице уже в 5 часов приняли решение перевезти пострадавших в Москву. Есть воспоминания главврача о том, как и чем кого лечили, и насколько понимали что происходит.
на следующий день дети пошли в школы

Потому что объявления о радиации не сделали. То ли сами растерялись, то ли паники боялись. В школах, кстати, детям давали таблетки с йодом, про существование которых не знал дебил-врач из сериала. Тем не менее уже к 11 часам началась паника и из города рванула куча народу, часть на речном транспорте ("Метеоры" которые ходили в Киев были переполнены, толпу разгоняла милиция), часть на личных машинах. Их потом отлавливали милицией, чтобы эти фонящие тарантасы не разносили радиацию по всему СССР.

Про это всё есть воспоминания, свидетельства, факты.
Но нахуй всё это надо, если есть красивый сериальчик?

Ответить
2 комментария
1

Не преуменьшайте степень дремучести простого народа. В нашей местности, к примеру, любой падеж кроликов или кур объясняют радиационным выбросом с ближайшей АЭС. И объясняют уже десятки лет, никакие учебники не помогают. Радиация и все!

Ответить
0

Мне кажется тут есть противоречие.

Ответить
4

Есть информация, какой бюджет у сериала?

Ответить
9

Ящик водки, ну и в долларах что-то, после водки уже не важно.

Ответить
7

Не знаю насколько достоверна информация.

Ответить
–1

Могу предположить 40-60 млн $

Ответить
2

Главный урок «Чернобыля», по мнению его создателя, заключается в том, что мелкая, незначительная ложь необходима для нашего существования, но «большую» ложь нужно пресекать. Если ты слышишь что-то, что абсолютно точно является ложью — необходимо встать и высказать правду.

Поэтому возьмем и солжем с самом главном. Представим, что не существовало споров среди специалистов по тому поводу, как должен быть выглядеть реактор, какие системы должны были быть в нем и т.д. и т.д. Мы скажем, что все всё знали, но КГБ всё уничтожила, и поэтому все ничего не знали. Вот так вот.

Ответить
13

А никаких споров и не было. Про концевой эффект стали вслух говорить лишь в 90е, и даже тогда никакой ответственности создатели реактора не понесли. На самом деле в сериале есть некоторое искажение в обратную сторону, есть мнение, что Дятлов не делал ничего преступного, взрыв произошел исключительно из-за кнопки, и был предопределен не на этом, так на любом другом РБМК. Хотя он и вел себя как придурок, но максимум чем рисковал, по документам, что машина заглохнет и эксперимент сорвется.

Ответить
–12

Мазина удивило, что для эвакуированных из Припяти людей просто построили новый город — Славутич. «Это было самое советское из того, что можно было сделать».

Можно было бы хотя бы упомянуть об этом.

Ответить
20

Ебать, как же у тебя горит твоя красная задница.

Ответить
12

Я последние пару недель активно добавляю в ЧС совкопитеков из тем про Чернобыль, под это темой вижу много надписей "Комментарий скрыт", но приятно знать, что там у кого-то произошло расплавление активной зоны.

Ответить
1 комментарий
2

Открой его комментарии за последние 2-3 дня.
Я такого хейтера комнатного давно не видел. Бомбит в каждой теме. Тут вон вообще оставил отельных 10+ комментариев (за что я, на месте модераторов, забанил бы к чертям собачьим подгоревшего)

Ответить
4 комментария
0

Мне кажется это бот подвид обыкновенный.

Ответить
–3

Лол. Че такой злой?)

Ответить
–2

Тогда бы у зрителей неудобные вопросы бы появились. Как же так, вы нас значит пугаете социализмом/коммунизмом, а они вон там специально для людей оставшихся без жилья жилье строят, да еще и бесплатно, быть такого не может!

Ответить
0

Город построили для продолжения функционирования АЭС.

Ответить
–70

пздц, сколько работы-то

зачем все это было выписывать, кому интересно было бы сам посмотрел

Ответить
55

Такой материал интересен тем, кто например плохо воспринимает английский на слух или не хочет слушать 4 часа разговоров.

Ответить
39

Посмотрел подкаст? 🤦‍♀️

Ответить
0

ну да

Ответить
4

мне в лом было слушать их воду, спасибо авторам поста за их работу

Ответить
13

то они все обречены

Чем они обречены? Некоторые так и работали на станции до закрытия её Кучмой.

Ответить
11

Там даже известные ликвидаторы поумирали в основном в середине 00-х дожив до среднего по стране возраста смертности.

Ответить
–18

Никто же им и не скажет, что 3 энерго-блок как работал так и остался работать до 90ых.

Ответить
13

При этом три оставшихся реактора не отключали, потому что они по-прежнему питали Киев. Последний из них отключили только к концу девяностых.

Статью читал?

Ответить
2 комментария
–20

Бинарная природа работы реактора натолкнула Мазина на мысль о двух табличках разных цветов. Надписи на них были сделаны на русском языке, и поэтому «никто не понимал, что на них было написано» — но для понимания сцены это было неважно. Важен был лишь цвет.

Красные - зло. Синие - добро. А че, удобно.

Ответить
41

Только у тебя в голове, таблички обозначали температурный баланс.

Ответить
2

или я неправильно понял (тогда еще раз заложите, кто в теме, если не жалко), или речь шла о коэффициенте реактивности, а не просто температуре. Вроде как даже повышение температуры давало отрицательный К. Так, по крайней мере, в сериале сказали.

Ответить
1 комментарий
13

Зарекся же не читать комментарии под статьями об этом сериале...

Ответить
4

Зря, весело же.

Ответить
5

Атом на тот момент называли «мирным» и люди до последнего не верили, что электростанция могла превратиться в ядерную бомбу.

Атом и сейчас называют мирным. Атомная станция не может превратиться в атомную бомбу. Бред про «угрозу взрыва в 2-4 мегатонны», полная выдумка надмозгов.

Ответить
4

100 миллионов хиросим в час.

Ответить
3

Атомная бомба не про уровню взрыва, а по уровню радиации же. Ну это несколько я понял, я вроде не эксперт если шо

Ответить
–39

однако в данном случае судьба сыграла с ними злую шутку, и они облучались радиацией, пока власти тянули с эвакуацией.

Ничего серьезного жители города до эвакуации не получили. Радиационная обстановка в городе конкретно в период до эвакуации не обязывала проводить эвакуацию города. «Ложь не меняется».

Ответить
31

Привычная жизнь киевлян перевернулась за одну ночь. Опасным для жизни стало буквально все: вода, еда, воздух. Официальные сводки молчали о реальных масштабах трагедии, и город полнился слухами о невидимой угрозе. Все говорили только о Чернобыле и радиации.
Партийное руководство страны пыталось убедить граждан в беспочвенности истерии западных СМИ относительно взрыва на ЧАЭС. Но когда из 30-километровой зоны потянулись автобусы с тысячами эвакуированных, среди жителей столицы началась паника. Толпы людей стали штурмовать вокзалы и аэропорты, спеша вывезти из зараженного города близких и прежде всего детей. Все, кто был на Крещатике 1 мая, получили серьезную дозу облучения.
Все, кто был на Крещатике 1 мая, получили серьезную дозу облучения.
Все, кто был на Крещатике 1 мая, получили серьезную дозу облучения
(могу ещё раз повторить, хочешь?).
Беги отсюда, жертва пропаганды.

Ответить
4

Все, кто был на Крещатике 1 мая, получили серьезную дозу облучения.

"Серьёзная доза" в это сколько в БЭРах? Особенно учитывая розу ветров, которая понесла аэрозоли НЕ в сторону Киева

Ответить
1 комментарий
1

При этом автор сценария заявляет:
О том, как работает радиационное заражение, люди знали мало

Я один тут не вижу логики и здравого смысла вообще?
ИРЛ все всё просекли в первый же день, когда появились только СЛУХИ о какой-то аварии.

Ответить
1

Ох, какой же ты удивительно упоротый. Ты своим поведением доказываешь, что коммисрань - это такие веруны во всеобщее счастье, которым на любой факт упрямо твердят хуйню? Давай, высри еще, что количество жертв катастрофы на ЧАЭС - 31 человек. А что, официальная статистика же!
А остальные тысячи умерли или стали инвалидами "просто потому что".

Ответить
0

Количество жертв аварии так, как указано официально (между прочим, Союз уже 30 лет как отдал концы, но цифры не меняют).
Количество жертв катастрофы (тобишь Аварии+последствий) сотни тысяч.

Не могу понять, в чем твоя проблема.

Ответить
–36

«На Западе люди не осознавали, насколько многослойной была проблема, с которой столкнулись жители СССР и на какие жертвы пошли ради её решения, ведь взрыв был лишь началом»
Сами создали проблему, сами ее решили - победа, флаг на трубе, социализм победил радиацию, ага, да.

Ответить
7

Флаг на трубе был же.

Ответить
27

Да, я знаю.
Я смотрел интервью с одним(1 из 3х) дядькой, который его вешал.Говорит, что это просто блять идиотизм высшей степени, но выбора у них не было.

Ответить
4 комментария
7

Уже даже статью запилили с выжимками из подкаста, но и тут весь тред засрали cumрады со своим ВРЁТИ!11
Какие же необучаемые, просто пиздец.

Ответить
–18

Мазин считает, что советские бюрократы не были глупыми или бесчеловечными, а, скорее, просто верили в систему. Но когда была возможность, они старались поступать правильно.

Поэтому в сериале они все будут глупыми и бесчеловечными, ну кроме Горбачева, Горбачев милашка.

Ответить
10

Потому что в США легко можно получить иск в суд за незаконное использование образа человека и изображение его отрицательный персонажем. В случае Горбачева, многие решения и слова которого задокументированы, и его фин. состояния и группы юристов, выиграть такой гипотетический суд очень легко.
Другое дело Дятлов или Брюханов, которые были осуждены, т.е вина которых уже была частично доказана. Но и в этом случае подобное отрицательное изображение по закону сша возможно только если произведение полностью вымышленное. Что показательно в судебной тяжбе Норьега и Activision из-за Call of Duty: Black Ops II.

Ответить
2

Мне прям интересно, как у тебя в голове удалось свести сложных персонажей к черно-белым табличкам с надписями "зло/добро".

Ответить
1 комментарий
9

Мазин и ведущий подкаста сошлись во мнении, что поведение чиновников в ночь катастрофы идеально характеризуется фразой: «Вы хотите унизить нацию, которая одержима тем, чтобы не быть униженной». В этом сценарист видит причину, по которой власти решили перерезать телефонные линии и попытаться скрыть произошедшее.

Начнем с того, что "власти" и сами сначала мало что соображали, что произошло. А когда плюс-минус разобрались, начали подготовку к эвакуации Припяти. Запрета на выезд вообще не было как такового.

Мазин делает особый акцент на том, что три других реактора по-прежнему продолжали функционировать после катастрофы. И если бы Легасов не использовал шахтёров, взрыв повредил бы и их, усугубив ситуацию в несколько раз.

На них вроде почти сразу максимально ужали персонал, а 3й блок из-за расходования аварийного запаса чистой воды и подтопления коммуникаций радиоактивной водой (это в т.ч. тот самый аварийный запас, который пошел на охлаждение 4-го) с системы охлаждения пришлось глушить первым. Потом еще были проблемы с пуском 3-го, ибо часть коммуникаций при возведении Укрытия пострадала - их не церемонясь, разрезали.

При этом три оставшихся реактора не отключали, потому что они по-прежнему питали Киев. Последний из них отключили только к концу девяностых.

После аварии их отрубили, и в активный период ликвидации последствий они стояли. Заново запустили после стабилизации радиационной обстановки в помещениях блоков. Конкретно:

1 октября 1986 года — послеаварийный ввод в эксплуатацию 1-го энергоблока.
5 ноября 1986 года — послеаварийный ввод в эксплуатацию 2-го энергоблока.
4 декабря 1987 года — послеаварийный ввод в эксплуатацию 3-го энергоблока.

По датам видно кстати, какой из остальных блоков как пострадал.

По мнению Мазина, руководство прекрасно понимало, что ради ликвидации придётся пожертвовать жизнями людей — вопрос стоял только в количестве.

Ну, всё же львиная кусок напрямую погибших при аварии - это персонал станции, который, принимая первые меры по остановке тех же турбин в машзале, получил конские дозы от свежевыкинутой начинки 4-го реактора. Других пострадавших авария забирала непрямо.

Тоннель, который прокопали рабочие, в результате так и не понадобился. По словам Мазина, наука основана на вероятностях, и Легасов отправил шахтёров на гибель, понимая, что их усилия могут быть абсолютно напрасными.

Т.е. на гибель? Они копали тоннель под защитой толстого слоя грунта, позже - еще и фундаментной плиты, а ведь уменьшение мощности излучения через экраны идёт нелинейно - т.е. с определённых значений толщин излучение вообще по факту перекрывается. Главный их враг в тоннеле - аэрозоли, которые таки задувало туда, и жара из-за плохой вентиляции, а быстрый набор граничных доз под списание был поначалу вообще чуть ли не из-за того, что графит с крыши куда попало кидали, в т.ч. попадая рядом с площадкой с входом в тоннель. Т.е. - снаружи.

Это же не "крышные коты", которые реально в высоких полях скакали с кусками графита на лопатах.

Ответить
–53

По словам Мазина, по мнению Мазина, Сценарист считает, Мазин считает, детали пришлось ужать или драматизировать

Я лишь хочу напомнить о том, насколько сериал, по факту, лживый. Создан ради развлечения, представляя из себя аттракцион, о чём я уже говорил в комментариях к подобным постам.

Лично я даже досмотреть его не смог, так как сцены с шахтёрами, постоянные беганья по больницам, разборки с КБГ смотреть было уже просто невыносимо из-за градуса "ужатых и драматизированных деталей" к тому моменту.

Ответить