Товарищ Major: обзор блокбастера «Призрак в доспехах»

30 марта в прокат РФ вышел «Призрак в доспехах» — голливудская адаптация одноимённой манги, снятая режиссёром «Белоснежки и охотника». Главный редактор DTF посмотрел картину и с сожалением обнаружил в ней пустышку — но дьявольски красивую.

Товарищ Major: обзор блокбастера «Призрак в доспехах»

Если голливудский режиссёр начинает свою карьеру с рекламных роликов или спецэффектов, обычно это не сулит ничего хорошего. Иногда из рекламщиков получаются Дэвид Финчер и Гай Ричи, но даже у них, при всём уважении, большинство картин немного холодные и отстранённые. Такие авторы почти никогда не позволяют содержанию оказаться важнее формы.

Но Руперту Сандерсу далеко не только до Финчера и Ричи, но и до фигур помельче. Строго говоря, самые заметные достижения Сандерса в Голливуде — скандальный роман с Кристен Стюарт и непонятным образом окупившийся блокбастер «Белоснежка и охотник», во время съёмок которого этот роман и случился.

Именно поэтому спустя полчаса после начала «Призрака в доспехах» совсем не удивляешься, что рекламщик Сандерс снял не столько фильм, сколько его двухчасовой рекламный ролик.

Как и «Трон: Наследие», голливудский «Призрак» — аудиовизуальное представление: насколько вылизанное и блестящее снаружи, настолько же безжизненное и пустое внутри

Товарищ Major: обзор блокбастера «Призрак в доспехах»

Англоязычное название «Ghost in the Shell» придумал сам автор манги. Казалось бы, ошибиться в его адаптации трудно, но россиянам в итоге всё равно достался не совсем подходящий по смыслу перевод «Призрак в доспехах». Более правильно читать заголовок как «Призрак в оболочке» или даже «Душа в оболочке».

Горькая ирония здесь заключается в том, что фильм, который должен рассказывать о метаниях этой самой души, ничего кроме оболочки предложить не может

«Призрак» начинается с красивой сцены где мозг главной героини и, соответственно, её душу помещают в механическое тело с внешностью Скарлетт Йоханссон, а затем превращают в восхитительной красоты оружие — гибрид человека с его природной интуицией и робота с его неустанностью и безотказностью.

Как и в своём предыдущем фильме, с поверхностной частью Руперт Сандерс справляется блестяще. Город будущего, сочетающий в себе нашу бренную реальность с дополненной, выглядит безупречно, как и вообще всё, что появляется на экране в «Призраке», — даже шрифты в открывающих титрах.

Товарищ Major: обзор блокбастера «Призрак в доспехах»

Не падает в грязь лицом режиссёр и когда дело доходит до экшена. Поскольку героиня Йоханссон, которую все называют Major, частично является роботом, все её движения — чёткие и эффективные. Она не расходует энергию зря.

Впрочем, эта особенность работает как плюс и как один из главных минусов фильма. Все экшен-сцены в нём заканчиваются, едва начавшись — как знаменитый эпизод в «Идентификации Борна», где Мэтт Дэймон за секунду вырубает двух полицейских, не ожидая такой прыти даже от самого себя.

Из-за этого у «Призрака в доспехах» довольно странный ритм: длинные диалоги перемежаются коротенькими экшен-сценами, ни одну из которых нельзя назвать адреналиновой. В этом плане выдаётся только финальная битва, да и ту несколько испортило обилие спецэффектов.

​

Но экшен не был бы проблемой, если бы в фильме были хорошие диалоги. Тема размытой границы между человеком и роботом в последние годы становится всё более актуальной. Оно и понятно — люди постепенно обрастают носимой электроникой медленно, но верно превращая киберпанк в реальность. У нас есть и Deus Ex c его механическим апартеидом, и гуляющие где-то в соседних областях сериалы вроде «Мира Дикого Запада».

Но когда микрофон берёт режиссёр Руперт Сандерс с 110 миллионами долларов за плечами, его едва хватает на то, чтобы промямлить набившую оскомину детективную интригу про злую корпорацию, обманувшую её главное оружие. В этом отношении фильм в чём-то похож на «Я, робота» 2004 года, но проигрывает блокбастеру Алекса Пройаса по всем статьям.

Товарищ Major: обзор блокбастера «Призрак в доспехах»

Сценаристы «Призрака» неуклюже пытаются подступать к сложным темам — например, вопросу сохранения человечности при наличии аугментаций, но дальше каких поверхностных суждений не заходят.

И ведь для голливудского блокбастера не требуется какая-то сложная подложка. Последние «Голодные игры» прекрасно раскрывают на фоне девичьих страданий традиционный вопрос «Если не Путин, то кто?», а второй фильм о Капитане Америка — по сути завуалированная история о том, как государство под предлогом борьбы с терроризмом отбирает у своих граждан свободу. Фильм Сандерса не поднимает даже таких банальных тем.

Голливудский «Призрак в доспехах» можно было развить в сотне различных направлений — например, раскрыть идею дискомфорта, который испытывает главная героиня в чужеродном теле, или раскрутить едва наметившийся в фильме диалог о том, что лишиться памяти и начать жизнь с нуля — не всегда плохо.

Товарищ Major: обзор блокбастера «Призрак в доспехах»

В этом контексте режиссёр Сандерс выглядит, как глупый мальчик, которому дали красивую куклу. Он увлечённо раз за разом показывает, как тело главной героини разбирают и рвут на части, почти не затрагивая трансформации, которые происходят в её душе.

Что, наверное, самое смешное: в «Призраке» есть несколько по-настоящему пронзительных и человечных сцен, но все они касаются объяснения того, почему главную героиню играет не азиатка.

Вместо того, чтобы попытаться снять интересный и умный фильм о природе человечности, который бы своим качеством похоронил любую критику со стороны меньшинств, авторы голливудской экранизации сняли блокбастер, который шаркает ножкой и смотрит в пол, когда пытается оправдаться перед зрителями. И, как часто бывает, оправдываться спешит прежде всего виноватый.

11 показ
15K15K открытий
75 комментариев

Вадим еще сдержался и не стал громить фильм совсем.

Сюжет очень плохой, особенно диалоги страдают. Часто проговаривают мораль вслух, считая что тупой зритель не улавливает её между строк.

Визуально выдающегося почти ничего нет. Кстати к фильму нужно прилагать предупреждение для эпилептиков, целых две сцены будут для них опасны.

Анимэ не смотрел, мангу не читал тем более, жаль фанатов чьи чувства этот лишенный души фильм ранит.

Ответить

Довольно скучно смотреть, если фильм один в один повторял оригинал, а тут многое изменили в сюжете.

Ответить

> стати к фильму нужно прилагать предупреждение для >> эпилептиков, целых две сцены будут для них опасны.
что, опять драки в красном стробоскопе? )

Ответить

Мне тоже пришла в голову аналогия с "Троном" после просмотра. Аккуратное и уважительное обращение с первоисточником и неспособность полностью воспользоваться потенциалом его богатого наследия. Но мне понравился "Трон" и мне понравился "Призрак". Это не самое умное кино, но его авторы как минимум смогли хорошо воспользоваться своими сильными сторонами. Я очень надеюсь на сиквел и работу над ошибками, потому что этот фильм их определенно заслуживает.

Ответить

одно огромное преимущество Трона перед Призраком, это саундтрек. По-моему, только ради саундтрека, Трон остался в памяти.
а в целом, увы, пустышка (Призрак) - когда копирование и компиляция всего уже нарисованного переводить в формат кино с аттракционо - есть наихудший вариант экранизации

Ответить

Призрак в "доспехах", абсолютно корректный и нормальный перевод, эксперты)

Ответить

Вот-вот. "Оболочка" у каждого своя - то ли пули, то ли кабеля. А "Доспех" - он сразу человекоподобный.
"Призрак в доспехе" - сразу представляется Альфонс Элрик:

Ответить