«Пусть говорят» — речь королевы

Рассказываем о новой картине Стивена Содерберга, в которой Мэрил Стрип в образе пожилой писательницы пытается воскресить истлевшую дружбу.

«Пусть говорят» — речь королевы

«Отойти от дел в 70 лет? Зачем? Лично я не понимаю», — заявляет пожилая писательница Элис, которая готова нырнуть в могилу под щелканье печатной машинки. Успех пришел к ней в одночасье и с тех пор не отступал ни на шаг. Потому все ее мысли, несмотря на преклонный возраст, заняты лишь будущим романом, литературными премиями и переговорами с издательством. Как водится, первой жертвой этой зацикленности стала личная жизнь Элис.

Последний раз она виделась с лучшими подругами Сьюзан и Робертой лет пять назад, хотя некогда крепкие отношения угасли задолго до той встречи. Первая с головой ушла в семью, из-за чего общие темы для разговоров с Элис попросту испарились. Вторая — не найдя успеха ни в личной жизни, ни в работе, и вовсе затерялась на фоне успешной писательницы. Но это было столь давно, что накопившиеся между женщинами конфликты давно стерлись историей.

Картина Стивена Содерберга «Пусть говорят» имеет нетипичный для режиссера оттенок меланхолии, который неизменно сопровождает сюжеты о старости. По традиции подобные истории больше задают извечные вопросы, нежели дают на них ответы — размышления героинь тянутся долгими часами, а за ними нехотя плетутся все новые печали и раскаяния.

«Пусть говорят» — речь королевы

Успех пришел к Элис благодаря одному из ранних романов, который она теперь горячо ненавидит. Отчасти потому, что на фоне его популярной незамысловатости меркнут более сложные и любимые ею произведения. Но также из-за того, что главная героиня была безжалостно списана с неудачливой Роберты, чья жизнь — интересная на книжных страницах — оказалась не столь примечательной в действительности.

Будучи суперзвездой литературного мира, Элис собирает на своей орбите множество разных людей. Кто-то из них рад прикоснуться к славе героини; кто-то жаждет узнать, что кроется за ширмой популярности; а кто-то, как Роберта, в глубине души несчастен от того, что приходится влачить незавидную жизнь близ массивной звезды, не испив и толики успеха, что в одночасье обрушился на подругу.

Хотя Роберта вовсе не унывает, а с оптимизмом продолжает поиски мужчины-мечты, чьи достоинства ограничиваются финансовой состоятельностью, и гордится должностью консультанта в магазине нижнего белья. Да и на Элис она не хранит обид — то ли из корыстного интереса, то ли за давностью ссор. Кажется, когда вокруг витают мысли о собственной смертности, уже ни у кого нет времени на длительные раздоры.

Таким образом, когда Роберта и Сьюзан получают неожиданное приглашение от Элис присоединиться к шикарному трансатлантическому круизу, обе, не раздумывая, соглашаются. С ними в путешествие отправляется племянник писательницы Тайлер и ее агент — расчетливая девушка Карен, чья задача — любыми средствами выяснить, как продвигается работа над новым романом.

Герои оказываются заперты в большом, но закрытом от посторонних глаз пространстве, где они неспешно беседуют — то общей компанией, то парами и украдкой. Несмотря на то, что некоторые из конфликтов между героями должны излучать напряжение, в фильме они ощущаются совсем иначе.

Так, Карен ради собственной шкуры готова сдружиться с Тайлером, чтобы выведать, не планирует ли Элис продолжение своего самого успешного произведения. Роберта же надеется расположить к себе подругу, чтобы прикоснуться к ее финансовому успеху. Но Содерберг умышленно придерживается беззаботного и позитивного ключа, обращая фильм из печальной драмы, куда тот вечно норовит скатиться, в добродушную комедию.

«Пусть говорят» — речь королевы

Корыстное использование друзей, разрушенные временем отношения, близость смерти — темы непростые и весьма массивные. Однако режиссер достигает легковесности благодаря тому, что заканчивает любой конфликт комичной ситуацией или добрососедским примирением. Ничто не может сбить героев с позитивного настроя и сломить их тягу наладить шаткие отношения. В итоге даже из лжи прорастает дружба, а зависть не становится препятствием для искренней заботы.

При этом картина вовсе не паразитирует на легком материале и не пытается выдавить слезы умиления или жалости. Она задает серьезные вопросы, лишь притворяясь добродушной и невесомо легкой. Оттого развязка, закономерная и логичная, терпеливо ждет момента, чтобы тяжелым обухом обрушиться на головы зрителей.

«Пусть говорят» — диалоговое кино, которое охотно приносит в жертву богатство мизансцены. Герои вынужденно проводят дни и ночи в компании друг друга — сперва воодушевленные подобной перспективой, затем слегка утомленные приевшимися лицами вокруг. Картина представляет собой медленный танец, в котором один разговор перетекает в другой, лавируя по роскошным каютам и залам корабля.

Фильм отчетливо напоминает «Двойную жизнь» Оливье Ассайаса и романтику, свойственную Вуди Аллену. Словно теплое одеяло, картина обволакивает ощущением дружеских посиделок за болтовней о насущном и ностальгическими вздохами о былом. Яркие огни ресторана, укромные закутки коридоров и интимная теснота кают излучают душевный и меланхолический флер, которой поможет умиротворенным героям исправить любые жизненные ошибки.

«Пусть говорят» — речь королевы

На первый взгляд, герои картины напоминают классические архетипы, но Содерберг не дает им переступить черту, за которой они превратятся в карикатурных персонажей театральной постановки. Оставляя им небольшие шероховатости и едва видимые нескладности, он не нарушает тонкого ощущения домашнего уюта, которое столь легко разрушить излишней наигранностью.

По словам Содерберга, сценарий «Пусть говорят» был не то наброском, не то списком рекомендаций для Мэрил Стрип и ее подруг. Актрисы импровизировали, на лету создавая витиеватые и искренние диалоги, из которых в итоге сложилось правдивое кино. Для режиссера, чаще уповающего на отточенность и почти математическую выверенность, подобный подход стал довольно необычным.

***

В «Пусть говорят» Содерберг сглаживает привычную для себя остроту, а вместо стремительного сюжета на первый план выставляет естественное течение отношений между Элис и ее близкими. Это добродушная картина с легким налетом грусти, которая стыдит плохие качества героев и силком вытаскивает на свет хорошие. Здесь под звуки джаза и теплый свет в споре рождается не истина, но давно увядшая дружба.

PS. Если понравился текст — ищите нас в VK и Telegram.

1818
3 комментария

Мэрил Стрип хороша везде. Одна из любимейших актрис.

5
Ответить

Так, Карен ради собственной шкуры готова сдружиться с Тайлером

...и, возможно, между ними появляется настоящее чувство...
...и, наверное, его предательство, стоящее ей карьеры, должно на чём-то отразиться...
...но "развязка, закономерная и логичная", выглядит так:

- Ну, пока.
- Пока.

Коварная крохоборка чуть-чуть заработала, а все остальные персонажи - любители катать вату - катали вату. Если сюжетная и эмоциональная пустота - результат импровизаций, то лучше бы режиссёр вернулся к "математической выверенности".

Ответить

С писательницей не все так просто. Когда в финале мы узнаем, что это за мужчина выходил каждое утро из ее каюты и почему он там (Элис умирает), то становится очевидным, что этот круиз изначально был для нее отплытием в небытие. Понимала ли она это? Думаю да. Если смотреть под этим углом с самого начала (режиссер нам этого не дает), то тогда становятся понятными многие моменты в отношениях Элис со всеми остальными героями картины.

Ответить