«Солнцестояние» — медитативная психоделия

Новый фильм Ари Астера, режиссера прошлогодней «Реинкарнации».

В закладки
Аудио

В последнее время жанр хорроров заметно преобразился — классические фильмы про монстров и серийных убийц практически испарились, а слэшеры выходят редко. Зато экспериментальному кино нет счета. Из недавних сюрпризов стоит выделить «Мы» Джордана Пила, «Ведьму» Роберта Эггерса, и совсем свежие «Мертвые не умирают» Джима Джармуша и «Реинкарнацию» Ари Астера.

Последний оказался особенно шумным — многие издания нарекли его самым страшным хоррором десятилетия, который вдобавок к этому достиг внушительных результатов в прокате. Хотя новая лента Астера «Солнцестояние» не может похвастаться столь громким титулом, ей есть чем удивить и уж тем более — впечатлить.

С самого начала «Солнцестояние» настраивает на ложный лад. На фоне заснеженного мегаполиса в жизни главной героини Дэни разворачивается драма — холодная и жуткая, затрагивающая как отношения с семьей, так и с излишне отстраненным парнем Кристианом. Сестра Дэни, страдавшая биполярным расстройством, недавно убила родителей и покончила с собой, а поддержка молодого человека ограничилась легким объятием и отрешенным взглядом в окно. Даже в столь трудный момент Дэни не получила от него ни толики тепла, ни моральной помощи.

После мрачного получасового вступления Астер в буквальном смысле проливает на происходящее свет и отправляет Дэни в компании парня и нескольких друзей в Швецию на радужный фестиваль летнего солнцестояния, который проходит раз в 90 лет. Герои прибывают в миниатюрную коммуну Харга, деревянные домики которой расположились на зеленой равнине, а жители носят белые платья и яркие венки на головах. Но со временем в коммуне начинает происходить что-то странное.

Но странное не в духе оригинального «Плетеного человека» или недавнего «Апостола» от Netflix. Астер не придумывает новую идеологию с нуля, а берет за основу существующие ритуалы и фольклор и на их основе выстраивает небольшой мир фанатиков. Именно на эту деталь «Солнцестояние» и делает ставку — пока другие фильмы с вымышленными вселенными возводят хилые декорации и придумывают посредственные предыстории, небрежно привязывая их к основному сюжету, Астер опирает повествование на заранее подготовленный фундамент, где ни один элемент не конфликтует с другим.

В течение двух с половиной часов «Солнцестояние» завораживает атмосферой, антуражем и визуальной частью, пугая не столько отдельными элементами — скримерами или излишне натуралистичной жесткостью, — сколько совокупностью происходящего на экране. Это медитативный хоррор, который не перерастает в триллер и делает упор на драму, все ту же — между главной героиней и ее парнем. По итогу безразличие Кристиана отравляет сознание Дэни, ложно считающую себя повинной во всех проблемах.

Ари Астер, не столь давно самолично переживший расставание, попытался визуализировать токсичные отношения, изобразив их в виде мучительного и изматывающего хоррора. С каждой минутой Дэни теряет связь с реальностью — вот она осталась сиротой, через миг ловит «грибной» трип в окружении деревьев и танцующих хиппи, а немного погодя до изнеможения порхает в традиционном наряде по случаю конкурса танцев.

Местами «Солнцестояние» может показаться излишне навязчивым и буквальным, но от метафоричной мозаики, формирующейся в итоге, не рябит в глазах. Сюжет можно воспринимать и как образную историю о расставании, и как хоррор с элементами сверхъестественного. Впрочем, вся мистика ограничивается теми самыми грибами.

В первом случае «Солнцестояние» — это комплексное идейное произведение, которое придется осмысливать. Во втором — щепетильно выстроенный ужас, который пугает не нагнетающей музыкой, а банальными вздохами и стонами героев, их выражением лиц и движениями. А от танцев, невольно напоминающих «Суспирию» Луки Гуаданьино и «Экстаз» Гаспара Ноэ, так и вовсе становится некомфортно. В итоге происходящее едва не доводит до истерического смеха — настолько глубоко Астер проникает в психику. Как главных героев, так и зрителей.

После «Реинкарнации» Ари Астер не остановился на достигнутом и продолжил играть с жанром. В «Солнцестоянии» он пугает не в лоб, а методично накапливает страх, вызывая залп эмоций перед самым финалом. Это скрупулезно выстроенная история с двойным дном, переворачивающая представление о привычных хоррорах, которые, как оказалось, могут пугать не только уродствами, скримерами и чем-то зловещим, но и воздействовать ментально, пугая бытовой историей о неудачных отношениях.

PS. Если понравился текст — ищите нас в VK и Telegram.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Mevios Blom", "author_type": "self", "tags": ["long","deaddinos"], "comments": 22, "likes": 23, "favorites": 64, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 62417, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 04 Aug 2019 20:52:49 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 62417, "author_id": 4647, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/62417\/get","add":"\/comments\/62417\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/62417"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957, "last_count_and_date": null }
22 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
24

многие издания нарекли его самым страшным хоррором десятилетия

Ох уж эти авторитетные издания, которые смотрят 10 попсовых хорроров в год.

В мире выходит столько малобюджетных ужастиков, что все потуги режиссеров заявить на "новое слово в жанре ужасов", кроме смеха ничего не вызывают. Тот же Ари говорил что Солнцестояние первый дневной хоррор в истории. Видимо забыв о существовании клона его фильма Плетеный человек или уже довольно известных Ломка и Паранормальное. Когда вышел первый, Ари еще не родился, а опускаться до авторского кино он видимо не стал.
И да, во всех подобных фильмах тоже нет скримеров и много всякой личной драмы. Но их никто не заметит, потому что снял не распиаренный претенциозный режиссер, а обычные, земные.

Ответить
1

Астер такого не говорил

Ответить
0

Да, именно Плетеным человеком и веяло от Мидсоммара, вот прям моментально после попадания в лагерь.

Ответить
0

не знаю, где и что вы и гражданин ниже читали про астера, но он как раз в курсе про "плетеного человека"; более того, сам считает свои фильмы хотя бы отчасти "черными комедиями". и это вполне в русле триллера про обряды: не столько страшного, сколько обволакивающе-щекочущего красками.

в общем, фильм, как можно понять, мне понравился, и резкую критику в духе "это не хоррор, что за атмта!" видеть неприятно: нормальные источники его так и не позиционировали.
у меня с midsommar другая проблема: как нечто натужно хайпанутое, он может сформировать не только у залетных ребяточек, но и почти у всех своих зрителей неверные представления о любых народных традициях, обрядах, обычаях. как слегка интересующемуся этой темой, мне страшно и представить, сколько людей теперь будет коситься даже на разного рода вышиванки и музеи быта, не говоря уже про некий экшн.
а ведь в фильме есть вполне типичные, безобидные, но очень важные для народов ритуалы, как-то "выстрадывание" эмоций вместе с обеими девушками или совсем уж очевидные плакальщики в финале. но, конечно, если коммуна, то культисты, как иначе.

Ответить
14

В «Солнцестоянии» он пугает не в лоб, а методично накапливает страх, вызывая залп эмоций перед самым финалом.

В "Солнцестоянии" он не пугает. Сцена в амбаре, которая как раз перед финалом, - это просто пик общей комичности фильма... Я, честно, давно так не смеялся.

"Солнцестояние" - это прежде всего кусок псевдоинтеллектуального, претенциозного, тривиального говна, которое раскладывается на раз-два, и только потом уже что-то похожее на кино.

Ответить

Комментарий удален

0

А я то думаю, что это этот фильм везде рекламируют, а тут вон оно как. Хорошие фильмы в рекламе не нуждаются, а этот только что из чайника не предлагают.

Ответить
1

Про плохие фильмы в таких условиях понятно — это все фильмы от «Унесенных ветром» до «Бойцовского клуба», который сейчас в повторном прокате с соответствующей рекламной кампанией.

А какие — хорошие?

Ответить
0

я на примере скажу, если открыть сайт кубов, то каждый четвертый куб будет промо этого фильма, и что то зависимость сильной рекламной компанией и качеством не сильно в плюс.. а насчет старых добрых фильмов, для ценителей жанра и кино они в рекламе не нуждаются

Ответить
0

Прям мои слова с языка снял. Ари Астер просто хочет показать, что он великий художник, а на деле это не фильм, а набор кадров.

Ответить
0

Если у вас хватает мужества выказывать прямо свою позицию, так имейте мужество принимать такое же прямое высказывание насчёт вашего мнения, и как следствие вас. Пиздануть что то, а затем спрятаться за "юбку" админа, как ссыкливый щенок и сидеть потом дуть щёки от важности — совсем не круто.
То что обычный культурный образовательный уровень, и апелляция к трудам Фрэзера или Маклюэна кажется вам интеллектуальностью, выдаёт вас как человек не сильно образованного.

Ответить
0

Эмм... что эта за шизофазия? Какая юбка админа? Какой ссыкливый щенок? Где я дую щёки?

Нет, псевдоинтеллектуальносью кажется игра Астера со зрителем. Каждый кадр этого гребаного фильма просто кричит: "Разбери Меня.... ну давай же, разбери меня! А! Как" я тут поставил блокинг.... Как... я... переместил персонажей... в пространстве... Видели... как они... поменялись...портретами...какой кому принадлежит....", аля Буффало Билл перед зеркалом.

Вот ты можешь мне ответить, зачем в самом начале фильма нам показывают гравюру, которая является то ли данс-макабром, то ли иллюстрацией к типичной европейской сказке. Почему? Все на реддите говорят - это данс-макабра... но в контексте фильма это просто не имеет смысла. Если же это иллюстрация, то это ироничный кивок в сторону сценария, который о том, как девочка превращается в принцессу...

Вернемся к базовому уровню образования, на сей раз психологического... Твой комментарий говорит о тебе больше, чем обо мне... ну камон.

Ответить
0

Слёзно прошу вернитесь к базовому уровню образования. То вы мне тыкаете, будто мы на брудершафт пили, то просите меня объяснить вам структуру и художественные средства картины. При этом высказываетесь в духе «псевдоинтеллектуальное, тривиальное и т.д. гавно». Вас что вырастили волки? Я бы с удовольствием поделился своими мыслями о фильме, но мне трудно вести диалог с человеком который дискуссию начинает с радикального и глупого высказывания.

Ответить
8

"В «Солнцестоянии» он пугает не в лоб"

— Показывают что сестра траванула
— Показывают полет со скалы
— Классика с тупыми которым говорят не лезь, он лезет
— Классика он тебя оставил, сказал заберет позже

Ну и действия персонажей в принципе.
Дальше даже писать не хочется.
Выше попытался без спойлеров.

Лето всегда красиво, но картина ахуенно переоценена.

Ответить
2

Если все как ты пишешь, то ANOIR скорее всего запилит очередной обзор про псевдоумный хоррор, где в прошлом году им была как раз Реинкарнация

Ответить
0

Да там на самом деле идея в поисках семьи, которая мол тебя поймет вот это все и примет, завернутая в дешевый хоррор, которого там нет.

Ответить
0

— Классика с тупыми которым говорят не лезь, он лезет

Разве было такое в фильме?

Ответить
0

А как ты его смотрел? Персонажу показывают "книгу", персонаж просит сфотографировать ее, ему грубо отвечают что это запрещенно и тд (более того, до этого ему сказали никаких фотографий и имен), персонаж ночью лезет фотографировать (про вспышку я молчу) "книгу".

Ответить
0

Точно, было такое.

Ответить
0

Simon Says - You forgot to say..

Ответить
0

Фильм понравился, ничего подобного в жанре хоррор я не видел.
2 часа смотрелось легко, будто медитировал.

Ответить
0

Солнцестояние - это В мире секты с Николаем дроздовым
Не хоррор ни разу, а скорее такое очень бытовое и последовательное путешествие по обычаям древней Скандинавии

Ответить
0

Я честно говоря, не очень понял в каком месте Кристиан был таким вот прям пиздец ужасным парнем: нам не показывали их предыдущие отношения на протяжении 4-х лет, чтобы сделать вывод, что отношения были токсичными; перед убийством он думал о том чтоб расстаться, но данное газовое инцидент все изменил. Или он должен был прям в ту самую ночь расстаться с ней, дабы не мучать ее более?
Да-да, я знаю, что все это навеяно личной трагедией режиссёра, но можно же хотя б прописать персонажей, коль ты делаешь фильм в 2,5 часа
Хоть визуальная часть не подкачала: эффекты от прихода аутентичные

Ответить

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovz", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]