«Солнцестояние» — медитативная психоделия

Новый фильм Ари Астера, режиссера прошлогодней «Реинкарнации».

«Солнцестояние» — медитативная психоделия

В последнее время жанр хорроров заметно преобразился — классические фильмы про монстров и серийных убийц практически испарились, а слэшеры выходят редко. Зато экспериментальному кино нет счета. Из недавних сюрпризов стоит выделить «Мы» Джордана Пила, «Ведьму» Роберта Эггерса, и совсем свежие «Мертвые не умирают» Джима Джармуша и «Реинкарнацию» Ари Астера.

Последний оказался особенно шумным — многие издания нарекли его самым страшным хоррором десятилетия, который вдобавок к этому достиг внушительных результатов в прокате. Хотя новая лента Астера «Солнцестояние» не может похвастаться столь громким титулом, ей есть чем удивить и уж тем более — впечатлить.

С самого начала «Солнцестояние» настраивает на ложный лад. На фоне заснеженного мегаполиса в жизни главной героини Дэни разворачивается драма — холодная и жуткая, затрагивающая как отношения с семьей, так и с излишне отстраненным парнем Кристианом. Сестра Дэни, страдавшая биполярным расстройством, недавно убила родителей и покончила с собой, а поддержка молодого человека ограничилась легким объятием и отрешенным взглядом в окно. Даже в столь трудный момент Дэни не получила от него ни толики тепла, ни моральной помощи.

После мрачного получасового вступления Астер в буквальном смысле проливает на происходящее свет и отправляет Дэни в компании парня и нескольких друзей в Швецию на радужный фестиваль летнего солнцестояния, который проходит раз в 90 лет. Герои прибывают в миниатюрную коммуну Харга, деревянные домики которой расположились на зеленой равнине, а жители носят белые платья и яркие венки на головах. Но со временем в коммуне начинает происходить что-то странное.

«Солнцестояние» — медитативная психоделия

Но странное не в духе оригинального «Плетеного человека» или недавнего «Апостола» от Netflix. Астер не придумывает новую идеологию с нуля, а берет за основу существующие ритуалы и фольклор и на их основе выстраивает небольшой мир фанатиков. Именно на эту деталь «Солнцестояние» и делает ставку — пока другие фильмы с вымышленными вселенными возводят хилые декорации и придумывают посредственные предыстории, небрежно привязывая их к основному сюжету, Астер опирает повествование на заранее подготовленный фундамент, где ни один элемент не конфликтует с другим.

В течение двух с половиной часов «Солнцестояние» завораживает атмосферой, антуражем и визуальной частью, пугая не столько отдельными элементами — скримерами или излишне натуралистичной жесткостью, — сколько совокупностью происходящего на экране. Это медитативный хоррор, который не перерастает в триллер и делает упор на драму, все ту же — между главной героиней и ее парнем. По итогу безразличие Кристиана отравляет сознание Дэни, ложно считающую себя повинной во всех проблемах.

«Солнцестояние» — медитативная психоделия

Ари Астер, не столь давно самолично переживший расставание, попытался визуализировать токсичные отношения, изобразив их в виде мучительного и изматывающего хоррора. С каждой минутой Дэни теряет связь с реальностью — вот она осталась сиротой, через миг ловит «грибной» трип в окружении деревьев и танцующих хиппи, а немного погодя до изнеможения порхает в традиционном наряде по случаю конкурса танцев.

Местами «Солнцестояние» может показаться излишне навязчивым и буквальным, но от метафоричной мозаики, формирующейся в итоге, не рябит в глазах. Сюжет можно воспринимать и как образную историю о расставании, и как хоррор с элементами сверхъестественного. Впрочем, вся мистика ограничивается теми самыми грибами.

«Солнцестояние» — медитативная психоделия

В первом случае «Солнцестояние» — это комплексное идейное произведение, которое придется осмысливать. Во втором — щепетильно выстроенный ужас, который пугает не нагнетающей музыкой, а банальными вздохами и стонами героев, их выражением лиц и движениями. А от танцев, невольно напоминающих «Суспирию» Луки Гуаданьино и «Экстаз» Гаспара Ноэ, так и вовсе становится некомфортно. В итоге происходящее едва не доводит до истерического смеха — настолько глубоко Астер проникает в психику. Как главных героев, так и зрителей.

После «Реинкарнации» Ари Астер не остановился на достигнутом и продолжил играть с жанром. В «Солнцестоянии» он пугает не в лоб, а методично накапливает страх, вызывая залп эмоций перед самым финалом. Это скрупулезно выстроенная история с двойным дном, переворачивающая представление о привычных хоррорах, которые, как оказалось, могут пугать не только уродствами, скримерами и чем-то зловещим, но и воздействовать ментально, пугая бытовой историей о неудачных отношениях.

PS. Если понравился текст — ищите нас в VK и Telegram.

33 показа
2.6K2.6K открытий
22 комментария

многие издания нарекли его самым страшным хоррором десятилетияОх уж эти авторитетные издания, которые смотрят 10 попсовых хорроров в год.

В мире выходит столько малобюджетных ужастиков, что все потуги режиссеров заявить на "новое слово в жанре ужасов", кроме смеха ничего не вызывают. Тот же Ари говорил что Солнцестояние первый дневной хоррор в истории. Видимо забыв о существовании клона его фильма Плетеный человек или уже довольно известных Ломка и Паранормальное. Когда вышел первый, Ари еще не родился, а опускаться до авторского кино он видимо не стал.
И да, во всех подобных фильмах тоже нет скримеров и много всякой личной драмы. Но их никто не заметит, потому что снял не распиаренный претенциозный режиссер, а обычные, земные.

Ответить

Астер такого не говорил

Ответить

не знаю, где и что вы и гражданин ниже читали про астера, но он как раз в курсе про "плетеного человека"; более того, сам считает свои фильмы хотя бы отчасти "черными комедиями". и это вполне в русле триллера про обряды: не столько страшного, сколько обволакивающе-щекочущего красками.

в общем, фильм, как можно понять, мне понравился, и резкую критику в духе "это не хоррор, что за атмта!" видеть неприятно: нормальные источники его так и не позиционировали.
у меня с midsommar другая проблема: как нечто натужно хайпанутое, он может сформировать не только у залетных ребяточек, но и почти у всех своих зрителей неверные представления о любых народных традициях, обрядах, обычаях. как слегка интересующемуся этой темой, мне страшно и представить, сколько людей теперь будет коситься даже на разного рода вышиванки и музеи быта, не говоря уже про некий экшн.
а ведь в фильме есть вполне типичные, безобидные, но очень важные для народов ритуалы, как-то "выстрадывание" эмоций вместе с обеими девушками или совсем уж очевидные плакальщики в финале. но, конечно, если коммуна, то культисты, как иначе.

Ответить

Да, именно Плетеным человеком и веяло от Мидсоммара, вот прям моментально после попадания в лагерь.

Ответить

В «Солнцестоянии» он пугает не в лоб, а методично накапливает страх, вызывая залп эмоций перед самым финалом.

В "Солнцестоянии" он не пугает. Сцена в амбаре, которая как раз перед финалом, - это просто пик общей комичности фильма... Я, честно, давно так не смеялся.

"Солнцестояние" - это прежде всего кусок псевдоинтеллектуального, претенциозного, тривиального говна, которое раскладывается на раз-два, и только потом уже что-то похожее на кино.

Ответить

А я то думаю, что это этот фильм везде рекламируют, а тут вон оно как. Хорошие фильмы в рекламе не нуждаются, а этот только что из чайника не предлагают.

Ответить