Звук металла. Самый громкий крик - тишина

Глубокая драма не о физической потере, но о духовном приобретении.

Sound of metal, 2019
Directed by Darius Marder
Written by Darius Marder, Abraham Marder, Derek Cianfrance
Cinematography Daniël Bouquet

Понимаешь, мир продолжает двигаться, и это может быть чертовски жестокое место. Но эти моменты... тишины, когда сумасшедший мир вокруг вдруг становится сияющим и великолепным — эти моменты оказываются выше страха

Джо, Глава реабилитационного лагеря для глухонемых

Самое важное в жизни всегда приходит в тишине. В тишине человека посещают как подлинно разрушительные мысли, так и безгранично воодушевляющие идеи. В тишине человек становится тем, кем он является на самом деле. В тишине человек рождается, и в тишине умирает. Тишина — это и есть жизнь, с той лишь только разницей, что пока не кончится последняя, истинное величие первой будет не столь очевидно.

Звук металла. Самый громкий крик - тишина

Однако иногда самым неожиданным образом тишина может стать неотъемлемой, и даже основополагающей частью жизни. Очень страшно проснуться однажды утром, и понять, что ты ничего не слышишь. Сначала тебе кажется, что это пустяки, может какое-то совпадение.

Но вот ты не слышишь, как за окном поют птицы, не слышишь, как закипает чайник или открывается входная дверь. Хуже того, ты не слышишь собственного голоса. Но главная борьба не в этом. Главная борьба в том, что в этой истории ты барабанщик популярной рок-группы.

Именно такая история случилась с Рубеном, барабанщиком панк-металической группы Blackgammon, которую он сколотил вместе со своей девушкой Лу. В один момент Рубен начинает терять слух. После очередного выступления он впервые сталкивается с тем, что вместо привычного фирменного дребезжания тарелок своей установки, слышит глухой шум, указывающий лишь на необратимость запущенного процесса. Жизнь барабанщика разделяется на «до» и «после».

«Звук металла» — американский драматический фильм режиссёра-дебютанта полнометражного художественного кино Дариуса Мардера. Ранее режиссёр работал над сценарием к фильму Дерека Сиенфрэнса «Место под соснами» (2012).

Звук металла. Самый громкий крик - тишина

Картина производства Amazon Studios была впервые представлена шестого сентября 2019 года на Международном кинофестивале в Торонто. Двадцатого ноября 2020 года лента была выпущена на экраны кинотеатров на территории США, а уже через две недели — четвёртого декабря 2020 — появилась на стриминговом сервисе Prime Video от Amazon. Национальный совет кинокритиков США признал картину одним из десяти лучших фильмов 2020 года.

Звук металла. Самый громкий крик - тишина

В первую очередь «Звук металла» — фильм о принятии. Принятии себя, принятии неожиданно свалившихся на голову обстоятельств, принятии новой жизни, совершенно не обещающей радужные перспективы вначале, но невольно раскрывающейся обратной истиной в конце. Эта картина не о потере, но о духовном перерождении, как механизме излечения на уровне ментальном, а не физическом.

Именно эту идею Дариус Мардер демонстрирует через сюжетную арку персонажа Джо — наставника Рубена в специальном лагере для глухих людей, в который барабанщик направляется в надежде, что там ему помогут вернуть слух. Однако этого не происходит. Вместо чудесного исцеления Джо предлагает Рубену поработать над собой и научиться адаптироваться к новой переменной в уравнении жизни.

Звук металла. Самый громкий крик - тишина

Адаптация оказывается далеко не тем выходом, который искал Рубен. Ещё не принявший своё положение, он с заядлой зависимостью наркомана пытается вернуть «всё на прежние места», отказываясь верить в то, что это уже невозможно.

В этот момент картина становится чем-то большим, чем просто фильмом о принятии. Выходя за рамки клишированных драм, основанных на модели психолога Элизабет Кюблер-Росс, лента предстаёт перед зрителем в свете псевдодокументальной работы о сложности социальной интеграции и важности расставания с прошлым.

Звук металла. Самый громкий крик - тишина

Режиссёр показывает отчаявшегося героя, в своём горе пытающегося ухватиться за любой, даже заранее обречённый шанс на прежнюю жизнь. Именно поэтому Рубен бросает все силы, возможности и деньги ради двух небольших слуховых имплантов, вселяющих надежду и одновременно обрекающих на смирение.

Очень многие люди, сталкивающиеся с серьёзными жизненными трудностями вместо того, чтобы их принять и двигаться дальше, всегда стремятся вернуться к прошлому. Эту мысль Мардер раскрывает наилучшим образом, ведь при строительстве ясного будущего обязательным условием является умение отпускать то самое отягощающее прошлое. Движение вперёд исключено, если за спиной тянется груз былого.

Звук металла. Самый громкий крик - тишина

Будто бы специально ставя своего персонажа в рамки инклюзивной неопределённости, режиссёр рассуждает на тему общественного положения людей с ограниченными возможностями, в частности людей, потерявших слух.

Сюжетная линия с закрытой общиной глухонемых доносит до зрителя идею о том, что у любой ситуации есть выход, если найти нужных людей. Даже самая непреодолимая трагедия становится не такой уж и непреодолимой, если рядом находятся единомышленники, готовые понять, поддержать и помочь принять верное решение на распутье дороги жизни. Единственный вопрос, будешь ли готов ты сам измениться ради других.

Звук металла. Самый громкий крик - тишина

Ещё Достоевский говорил: «Молчание ломает судьбы». Однако, что, если это не так. По крайней мере не в этом случае. Что если молчание лишь открывает новые пути развития, закрывая за собой двери уже неугодного существования в прошлом.

В понимании Дариуса Мардера тишина — это благо, а глухота чуть ли не божий дар, позволяющий взглянуть на мир вокруг с совершенно иной перспективы. Режиссёр очень чётко показывает грань между холодностью сердца отвернувшихся от героя, как казалось ранее, близких людей и открытостью объятий людей новых, необременённых предрассудками, ложными надеждами и собственной неустроенностью жизни.

Звук металла. Самый громкий крик - тишина

Именно благодаря подобному подходу картина выигрывает перед большинством других фильмов про преодоление. Параллельная работа с темами принятия, умения отпускать прошлое, нахождения своего места в обществе, социальной отстранённости и потери духовной связи с ранее нерушимой действительностью углубляет сюжетную фабулу ленты и, что самое главное — делает её универсальной.

«Звук металла» — фильм не о быте глухонемых, и даже не об их социальной адаптации. Это фильм о чём-то большем, пусть даже не таком очевидном, чтобы лежать на поверхности. Этот фильм не иначе как о жизни, человеческих переживаниях и мире вокруг. В общем, обо всём, ради чего каждый из нас появляется на свет.

Звук металла. Самый громкий крик - тишина

Чисто технически картину с уверенностью можно назвать аудио-визуальным шедевром с огромным акцентом именно на слове «аудио». Если о том, как фильм снят нет особой нужды растекаться в бесконечно хвалебных эпитетах, потому что выглядит картина не больше и не меньше, чем просто качественно и в соответствии с современными принципами операторского мастерства, конечно не без интересных находок от Даниэля Буке, то с точки зрения звукового дизайна — это настоящая находка.

В сотрудничестве со звукооператором режиссёр выдаёт на первый взгляд, а вернее на первое прослушивание что-то невероятное. Лучше один раз услышать, чем пытаться здраво описать то, как фильм звучит.

Звук металла. Самый громкий крик - тишина

Отталкиваясь от идеи, что «Звук металла» — картина, в которой одним из механизмов истории является музыка, но в которой отсутствует звук, Дариус Мардер предоставляет зрителю уникальный опыт иммерсионного погружения в историю через прямое восприятие мира «ушами» главного героя. Разрывающие барабанные перепонки звуки ударных здесь переплетаются с режущим шумом слуховых имплантов, а душераздирающий крик резко сменяется гробовой тишиной.

«Звуковой вакуум» — именно этим словосочетанием следует описать аудио-дизайн фильма.

Звук металла. Самый громкий крик - тишина

Главной звездой картины безусловно является Риз Ахмед, исполнивший роль барабанщика Рубена. Нет никаких сомнений в том, что эта работа принесёт актёру, если и не Оскар, то как минимум его первую номинацию «Лучшего актёра».

Для человека, почти всегда играющего персонажей второго плана подобный профессиональный скачок — серьёзное достижение. Вполне возможно, что благодаря безупречному попаданию в образ, впредь зрители всё чаще будут наблюдать талант Риза Ахмеда на основных, а не второстепенных ролях.

Звук металла. Самый громкий крик - тишина

В какой-то степени «Звук металла» имеет смысл сравнивать с визуальной «методичкой» универсальной модели американского психолога Элизабет Кюблер-Росс, раскрывающей этапы принятия горя, или чаще всего принятия неизбежности смерти.

Однако в отличие от идей, поднимаемых в книге «О смерти и умирании», опубликованной психологом в 1969 году, работа Дариуса Мардера относится к пяти основным этапам принятия менее радикально, по крайней мере в конце оставляя за человеком возможность к перерождению, а не просто обрекая его на неотвратимый уход.

Звук металла. Самый громкий крик - тишина

«Звук металла» — кино далеко не депрессивное, как может показаться на первый взгляд. Наоборот, картина пропитана исключительно воодушевляющим настроением, дающим, как главному герою, так и зрителю надежду на лучший исход и показывающим, что даже в самой тёмной комнате всегда найдётся место лучику света, а в самом до боли громко кричащем окружении — спасательному островку умиротворяющей тишины.

P.S. : Очень проницательная песня, благодаря которой не исключено, что после великолепной заключительной сцены многие не станут выключать титры сразу, а досмотрят их до конца. (Дополнительно присутствуют субтитры на испанском для заинтересованных).

Abraham Marder - Green

P.S.S.: Буду очень признателен вашей подписке на блог. Хорошего дня, всегда слушайте своё сердце и ни при каких обстоятельствах не переставайте двигаться вперёд!

8383
12 комментариев

Комментарий недоступен

8
Ответить

Настаивать не буду. Фильм действительно очень достойный.

Ответить

Странно но я нигде особо не видел про то что они норм так скопировали малоизвестный фильм It's All Gone Pete Tong или это домысел?🤔

1
Ответить

Не то что бы фильм малоизвестный, скорее фильм своего времени. Кстати ост переодически переслушиваю. А что скопировали, идею музыканта который теряет слух?

Ответить

Очень хорошо написанная статья. Заинтересовали!

1
Ответить

Благодарю. Посмотрите фильм обязательно!) 

Ответить

Недавно глянул,для меня фильм НЕОЖИДАННО оказался мощным хоррором,особенно сцена в конце,которая как бы со стороны главного героя говорит о принятии происходящего,мне же наоборот стало вообще не по себе,супернеуютно бррррр...всем здоровья! 

Ответить