«Гив ми либерти» — почившая родина

Драма о русских эмигрантах — людях, чья страна либо скоропостижно скончалась, либо попросту не успела родиться.

«Гив ми либерти» — почившая родина

Вик, еще не растерявший молодецкого запала, оголтело стремится к самостоятельности. Для этого он перебрался от добродушной, но слишком навязчивой мамы к родному деду, который из-за почтенного возраста теряет связь с реальностью. Вместо учебы в колледже паренек работает водителем — вот только перевозит он не стройматериалы или потертую утварь на новеньком пикапе, а людей с ограниченными возможностями на дребезжащем микроавтобусе.

По утрам Вик не дает деду сжечь дом вместе с соседями; затем отправляется к двухсоткилограммовому слепому и помогает ему натянуть штаны; после чего забирает энергичную чернокожую девушку на инвалидной коляске и до позднего вечера колесит по холодным и неприветливым задворкам американского Милуоки.

Для попутчиков Вик — это не просто хороший знакомый, а жизненная необходимость. Без помощи социальных работников они попросту не могут жить полноценной жизнью — встречаться с друзьями и близкими, ходить на работу и оставаться мобильными. На деле же Вик простой потомок русских эмигрантов, ищущий подходящее место для себя и потертой коробки с любимым винилом.

«Гив ми либерти» — почившая родина

Официально «Гив ми либерти» обозначен как комедия, но фильм является чистокровной драмой об эмиграции и сопутствующих ей утратах. Так, родители Вика отправились в Америку ради детей и их светлого будущего, оставив позади приличную работу, друзей и личный комфорт, который они выстраивали годами. Все ради того, чтобы впоследствии осознать — дети никогда не просили о переезде, а обилие иллюзорных возможностей и оторванность от родины лишь тяготят их.

В свою очередь, старшее поколение, перебравшееся за океан вслед за амбициями детей и многообещающим будущим внуков, и вовсе оказалось в изоляции. Пенсионеры, не знающие английского языка и не желающие его изучать, существуют внутри крохотной диаспоры, которая, в конце концов, «исчезнет во времени, как слёзы под дождём». Спустя годы стало очевидно, что они покинули знакомый мир ради страны, не планировавшей их принимать.

Картина сталкивает три поколения переселенцев, каждое из которых переживает собственную форму разочарования. Старшее страдает от неполноты жизни, сжавшейся до черствой горошины, среднее — от несбыточности надежд, ради которых затевался переезд, а младшее — от чужеродности окружения. Несмотря на то, что молодежь выросла в новом мире, он так и не стал для нее родным, и на третьем десятке они по-прежнему ищут общий язык.

События фильма берут начало в момент, когда в насыщенные будни Вика вторгается смерть возлюбленной его деда. Все бы ничего, но автобус, который должен был отвезти русскоязычных пенсионеров на кладбище, почему-то не приехал. Поэтому главный герой, подгоняемый напутствиями старших и навязчивым чувством долга, вынужден отправиться на похороны, не забыв при этом об основной работе и нуждающихся в нем людях.

Первая половина картины ощущается болезненно хаотичной — герои колесят по городу, поют песни и громко ругаются. С одной стороны, происходящее мало чем отличается от застолья в российской глубинке, с другой — оптимистичный хаос, витающий вокруг персонажей, пугает знакомством черт. Даже десятилетия, проведенные в новой стране, не подтолкнули стариков к переменам — ими правят все те же привычки, а за столом звучат неизменные тосты.

Эта невосприимчивость к новому выглядит особенно жуткой на фоне Дмитрия, одного из ключевых героев. Коренастый и охотно улыбающийся, всегда готовый выпить и не устающий шутить, он походит на исчерпывающее олицетворение девяностых — шальных, не теряющих надежды и излишне предприимчивых. Но Дмитрий, не меньше увязший в прошлом, чем окружающие его старики, лишь приближается к сорокалетию.

«Гив ми либерти» — почившая родина

Ко второй половине фильма события сбавляют темп и приобретают более лиричные очертания. Герои уже не кричат по любому поводу, а беспорядочные метания по округе сменяют осознанные поездки и взвешенные беседы. Но даже после подобного снижения темпа картина не теряет первобытной энергии, оставаясь все такой же бойкой и проникновенной.Прежде всего, в этом повинен Дмитрий. Его запал и обаяние преображают остальных героев, он оттеняет их недостатки и подчеркивает особенности — без него картина была бы совершенно иной. Хотя бы потому, что Максим Стоянов, исполнивший роль Дмитрия, является одним из двух профессиональных актеров, что задействованы в фильме. Все остальные — любители, впервые снявшиеся в кино.

Также динамики фильму придает его кинематография. Естественное освещение, грязноватые улицы реального города и неусидчивая камера, пребывающая в неустанном движении. Подобные шероховатости, идущие об руку с реальной жизнью, которая никогда не бывает гладкой, наполняют события «Гив ми либерти» правдоподобностью, а отдельные сцены, похожие на документальную съемку, лишь усиливают этот эффект.

«Гив ми либерти» — почившая родина

При всех особенностях главных героев и тематики фильма среда, в которой разворачиваются события, не менее важна, ведь на ее фоне черты разношерстных эмигрантов должны не просто выделяться, но и не выглядеть инородными. И гетто Милуоки, с его ухабистыми дорогами, выцветшими одноэтажными домами и зашкаливающим уровнем сегрегации, оказалось идеальным местом для людей с туманным будущим и болезненным настоящим.

«Гив ми либерти» — это сгусток неудержимой энергии, то смешной и жизнеутверждающей, то тоскливой и проникновенной. В нем, как и в реальной жизни, хватает помарок и спорных моментов, но они лишь подчеркивают правдоподобность событий. Это картина не об эфемерных переселенцах, а о вполне конкретных людях, чья страна либо скоропостижно скончалась, либо попросту не успела родиться.

PS. Если понравился текст — ищите нас в VK и Telegram.

8989
144 комментария

Так, родители Вика отправились в Америку ради детей и их светлого будущего, оставив позади приличную работу, друзей и личный комфорт, который они выстраивали годами. Все ради того, чтобы впоследствии осознать — дети никогда не просили о переезде, а обилие иллюзорных возможностей и оторванность от родины лишь тяготят их.

Если быть совсем откровенными - они просто хотели сытно жрать, сладко спать, и ни в чем себе не отказывать. А расплачиваться будут их дети. Печально это.

10
Ответить

они просто хотели сытно жрать, сладко спать, и ни в чем себе не отказывать

Как будто что-то плохое.

47
Ответить

Я категорически не понимаю Вашего поста.
сытно жратьсладко спатьЭто физиологические потребности человеческого существа, уважаемый господин Заратустра.
И да, побег от преступного авторитаризма в поисках лучшего будущего для себя и своей семьи - вполне себе достойный ход. Дело ведь не в желании жрать больше и не в надуманном образе светлой заграницы. Крутиться и работать надо везде. Другое дело, что в правовом государстве Вас и Ваши права будут защищать, а не делать вид что и прав-то никаких нет, причем на государственном уровне.

5
Ответить

Как показывает практика в основном детей тяготит обилие иллюзорных возможностей на покинутой родине.
Как показывает та же практика - именно второе поколение эмигрантов добивается значительного успеха.

3
Ответить

Забыл ещё "и чтобы это было совсем легко".

2
Ответить

Если быть совсем откровенными - они просто хотели сытно жрать, сладко спать, и ни в чем себе не отказывать.

https://www.youtube.com/watch?v=wd8KiikLjEA&t=1m46s

1
Ответить

Да как бы и само родительское поколение тоже не сахар получило.

Ответить