Люди, подарившие нам детство: как сложилась судьба легендарных художников-мультипликаторов

Истории и тайны создания персонажей советской анимации.

Анатолий Савченко, Вячеслав Котёночкин, Эдуард Назаров, Леонид Шварцман — их имена известны, их мультфильмы смотрели вроде бы все. Но как всё было на самом деле — обсуждают редко. Например, почему создатели «Винни-Пуха» расхотели снимать мультик, что объединяет Карлсона, Вовку из тридевятого царства и попугая Кешу, за что студия «Союзмультфильм» уволила Юрия Норштейна и почему положили на полку «Пластилиновую ворону»? Рассказываем о творческом пути титанов советской мультипликации.

Люди, подарившие нам детство: как сложилась судьба легендарных художников-мультипликаторов

Иван Иванов-Вано и сёстры Брумберг

История анимации СССР насчитывает десятки имён, мы же расскажем о нескольких, которые определили национальный стиль и воспитали целую плеяду учеников — самых известных советских мультипликаторов.

Иван Иванов родился в крестьянской семье 8 февраля 1900 года в Москве. С детства за мальчиком закрепилось прозвище Вано, поэтому, когда на «Союзмультфильме» появилось сразу два художника Иванова, он прибавил к своей фамилии приставку «Вано».

Его отец работал сапожником и рано ушёл из семьи, оставив жену с четырьмя детьми. Мать Вано была белошвейкой и просто не успевала заниматься сыном. Женщина приняла решение отдать ребёнка на воспитание своей старшей дочери Евдокии, которая была замужем за художником Константином Спасским. Это и определило судьбу Ивана.

Когда мальчику было 14 лет, он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавал Спасский. Там же учились сёстры Брумберг, вместе с которыми ему предстояло создать стиль советской анимации.

Люди, подарившие нам детство: как сложилась судьба легендарных художников-мультипликаторов

Валентина и Зинаида Брумберг родились в Москве с разницей ровно в год — 2 августа 1899 и 1900 года. Папа был врачом, мама — учителем. Сёстры с детства увлекались рисованием и отрабатывали навыки на полях книг. Родители за порчу раритетов девочек наказывали, а подросшие художницы уверяли, что именно те зарисовки стали основой для многих их мультипликационных персонажей.

После окончания училища детский писатель и художник Владимир Сутеев пригласил Иванова-Вано в государственный техникум кинематографии (нынешний ВГИК). При поступлении его попросили нарисовать мальчика и провести съёмку. Когда он увидел, как его персонаж «ожил», то окончательно решил, чем хочет заниматься. Туда же в экспериментальную мастерскую пришли и сёстры Брумберг.

Дебютной работой, которую доверили молодым художникам, были заготовки для картины 1925 года «Китай в огне», которая стала первым советским полнометражным мультфильмом. Отрасль была настолько новой, что создателям просто не хватало знаний и опыта, поэтому в кадрах картины можно увидеть даже пальцы мультипликаторов.

Проектов было немного, поэтому Иванов-Вано успевал заниматься анимационными вставками в фильмах, например, для режиссёра Георгия Александрова в «Весёлых ребятах».

Старания молодого художника не прошли незамеченными, и уже в 1927 году вместе с коллегами по студии «Межрабпомфильм» Иванов-Вано сделал первый советский мультфильм для детей по сказке Корнея Чуковского «Крокодил». Картина называлась «Сенька-африканец» и включала в себя, помимо анимации, также документальные кадры. Вместе с сёстрами художник трудился над чёрно-белой картиной «Сказка о царе Дурандае».

В 1936 году Иванов-Вано и сёстры Брумберг, как и многие другие аниматоры из маленьких студий, пришли работать на только что открывшийся «Союзмультфильм». Первыми работами Брумберг стали детские сказки «Заяц-портной» и «Красная Шапочка», Иванова-Вано — «Котофей Котофеевич».

«Котофей Котофеевич»

Сам автор остался недоволен своим дебютом на студии — в 1930-х мультипликаторы СССР попали под влияние диснеевской анимации. Начальство требовало от художников рисовать так же, как в Америке. Иванов-Вано считал такой подход неправильным.

«Непонятно, зачем то, что рассчитано на психологию и вкусы среднего американца, необходимо насильно переносить в нашу мультипликацию».

На этой картине карьера Иванова-Вано на студии «Союзмультфильм» могла закончиться — за шестиминутное опоздание на работу мультипликатор был уволен. Возвращаясь домой в расстроенных чувствах, он случайно встретил в трамвае преподавателя ВГИКа Льва Кулешова, которому рассказал о произошедшем. И тот предложил ему создать в ВУЗе отделение художников-мультипликаторов. Узнав о планах во ВГИКе, студия пригласила художника обратно.

В свой первый год Иванов-Вано набрал курс из четырёх человек. В дальнейшем на отделении во ВГИКе учились почти все известные советские аниматоры.

Начиная с мультфильма «Мойдодыр», художник чётко обозначил свою позицию и ушёл в «народный» стиль, стараясь дистанцироваться от американского пути. При этом сам Уолт Дисней высоко оценивал советскую анимацию и часто использовал её в качестве учебного пособия. Свои мультфильмы Иванов-Вано предпочитал снимать по русским сказкам — «Конёк-горбунок», «Гуси-лебеди», «Сказка о мёртвой царевне», «Снегурочка», «Двенадцать месяцев» и многие другие.

Во время войны студию «Союзмультфильм» эвакуировали в Самарканд. Несмотря на тяжёлую ситуацию, сёстры Брумберг продолжили работать — и в 1943 году создали мультфильм «Сказка о царе Салтане». В нём они одними из первых в СССР использовали технику «эклер» — когда предварительно для мультфильма снимают актёров, а потом отснятые кадры прорисовывают. Натурализм надолго задержался в советской анимации, хотя и «съедал» чудовищное количество времени.

В военные годы Иванов-Вано также не сидел без дела и снял сказку Чуковского «Краденое солнце», которая во время войны приобрела для него совершенно другое значение.

Успех в анимации сестёр Брумберг был неоспорим, но художницы решили попробовать себя в режиссёрской профессии. Одна из их первых работ — мультфильм «Федя Зайцев» — имела оглушительный успех. Картина, выпущенная в 1948 году, обозначила новый рубеж в анимации — произошёл долгожданный для многих художников, хотя и не окончательный, отход от реализма.

Мультфильм сочетал в себе трёхмерный и двумерный рисунок. Персонаж — нарисованный на стене человечек, на многие годы стал символом студии «Союзмультфильм».

Люди, подарившие нам детство: как сложилась судьба легендарных художников-мультипликаторов

Иван Иванов-Вано проделал длинный путь от сына сапожника до «патриарха советской анимации», как его в шутку называли коллеги. Он основал отделение мультипликаторов в институте кинематографии, куда стремился поступить каждый начинающий художник в Советском Союзе. Иванов-Вано не хотел быть последователем диснеевского стиля, отстояв право на национальную идентичность и проложив дорогу для своих учеников.

Сёстры Брумберг никогда не боялись экспериментов, сначала — использовав новую для СССР технику с актёрами, а в дальнейшем — сделав шаг в сторону и предложив совершенно другую анимацию.

Позже, в различных интервью, создатели культовых мультипликационных персонажей Анатолий Савченко, Роман Качанов, Леонид Шварцман, Фёдор Хитрук, Юрий Норштейн, Эдуард Назаров и многие другие, называли Ивана Иванова-Вано, сестёр Зинаиду и Валентину Брумберг своими учителями.

Анатолий Савченко

Советский мультипликатор Анатолий Савченко родился 30 июня 1924 года в Новочеркасске. Его отец работал фармацевтом, но всё свое свободное время посвящал рисованию и считал себя художником-самоучкой. Глядя на него, маленький мальчик тоже захотел стать художником. Позже он рассказывал в интервью, «как карандаш держать стал, так и рисовать начал».

Люди, подарившие нам детство: как сложилась судьба легендарных художников-мультипликаторов

В начале 1930-х Савченко попал в кинотеатр, где впервые увидел мультфильмы. Тогда они настолько поразили мальчика, что он решил стать не просто художником, а мультипликатором, и уехал учиться в Москву. Но мечтам не суждено было сбыться — началась война и 17-летний юноша ушёл на фронт.

В боях на Северном Кавказе Савченко был ранен в ногу, однако в госпиталь его не приняли, объяснив, что врачей не хватает даже для тяжелораненых. Молодому человеку крупно повезло — рана затянулась сама собой и не вызвала осложнений. В 1947 году Савченко демобилизовался — он был награждён орденом Отечественной войны и рядом медалей.

Когда будущему мультипликатору было 23 года, он наконец смог вернуться к осуществлению своей детской мечты. Сразу же после возвращения с войны он, не имея никакого художественного образования или опыта, уехал в Москву поступать во ВГИК. Савченко приняли с первой попытки — он получил максимально высокие баллы за рисунок, живопись и композицию.

В основном все шли на отделение декораторов, желающих работать в мультипликации было немного. Точно не помню, сколько абитуриентов отсеяли, но взяли на курс всего трёх человек. Причём один из нас был испанцем. Мастерской руководил Иван Петрович Иванов-Вано, он меня и пригласил художником-постановщиком на фильм «Лесной концерт».

Анатолий Савченко

Так с 1953 года Савченко стал работать на студии «Союзмультфильм». За всю жизнь к этой записи в трудовой книжке прибавилась только одна — о выходе на пенсию. Несмотря на возможность работать с мастером Ивановым-Вано, вместе они сделали лишь два мультфильма — «Лесной концерт» и «Мойдодыр». Савченко предпочёл уйти в группу Евгения Райковского и Бориса Степанцева. Позже он говорил, что Иванов-Вано хотел творить грандиозные полотна, а Савченко это было неинтересно.

Первым мультфильмом, который был создан под руководством режиссёров Райковского и Степанцева, стал «Приключения Мурзилки». Потом были «Опять двойка», «Петя и Красная Шапочка», «Мурзилка на спутнике», «Петух и краски» и другие. Однако знаменитыми режиссёр Степанцев и художник Савченко проснулись после выхода на экраны мультфильма «Вовка в тридевятом царстве» в 1965 году.

Люди, подарившие нам детство: как сложилась судьба легендарных художников-мультипликаторов

Не секрет, что многие картины появлялись в советское время по разнарядке. И «Вовка...» был также снят по заказу сверху — там потребовали создать мультфильм на тему «слава труду». Мало кто верил в успех этой задумки, но она удалась. Большой вклад внесла актриса Рина Зелёная, которая не только подарила свой голос Вовке, но и придумала немало фраз, которые позже стали крылатыми.

Худсовет, принимавший мультфильм, был восхищён, особо отметив работу Савченко по созданию вторых планов.

Фончики, которые он там делал, — это было что-то новое. Они такие акварельные, нежные, будто иллюстрации к книгам. Очень многие стали подражать Савченко. И, конечно, ни у кого не получалось, потому что так мог работать только он.

Сергей Капков, историк анимации

Одного Вовки в биографии художника было бы достаточно, чтобы войти в историю анимации, но абсолютно народным Савченко сделал главный герой книги Астрид Линдгрен — Карлсон. Интересно, что книгу художник не читал и иллюстраций в шведском издании не видел. Получив сценарий, Савченко сел творить.

Карлсон целиком и полностью моё изобразительное решение. Передо мной был только текст и больше ничего. Как и во всех остальных случаях, я сделал раскадровку фильма, нарисовал персонажей, а потом сдал свою работу творческой группе. Её приняли и приступили к съёмкам. Художник всегда творит с пустого места, из ничего, работает только его фантазия.

Анатолий Савченко

Карлсон появился очень быстро, равно как и Фрекен Бок. Кстати, именно Савченко принадлежала идея позвать свою землячку, Фаину Раневскую, озвучивать роль домомучительницы.

Люди, подарившие нам детство: как сложилась судьба легендарных художников-мультипликаторов

Согласно изначальной задумке, это должна была быть трилогия мультфильмов о Карлсоне: был даже готов сценарий третьей серии, но режиссёр Борис Степанцев отвлёкся на другой проект и к человечку с моторчиком так больше и не вернулся.

Зрителям было достаточно и двух эпизодов, чтобы влюбиться в героев Линдгрен и массово начать скупать её книги — тиражи писательницы стали многомиллионными. Интересно, что в Швеции Карлсон — не самый популярный персонаж, некоторые родители предпочитают обходить книгу стороной. В США издание исключено из школьной программы за то, что «подаёт дурной пример детям младшего возраста». Однако стоит отметить, что сюжет советского мультфильма заметно отличается от оригинального произведения.

Несмотря на успех творческого тандема, однажды Анатолий Савченко предложил Борису Степанцеву взять другого художника, на что режиссёр ответил:

«Нет, другого не хочу, у тебя персонажи добрые».

Вместе им удавались не только добрые, весёлые картины, но и взрослые мультфильмы, такие как «Окно» и «Песня о соколе». Первый, на музыку Прокофьева, принёс авторам «Серебряного Пеликана» на Международном фестивале анимационных фильмов в Румынии. А в «Песне о соколе» Савченко удалось попробовать новую технику рисования — живопись по стеклу.

Новым вызовом для художника стал «Щелкунчик» — впервые в советской анимации была создана картина без слов, основанная только на музыке Петра Чайковского.

Люди, подарившие нам детство: как сложилась судьба легендарных художников-мультипликаторов

Мультфильм длился почти полчаса и включал в себя множество персонажей. Савченко признавался, что работа давалась очень тяжело, но с большим удовольствием.

В 1983 году Борис Степанцев умер, но карьера Савченко на этом не закончилась. Художника пригласил режиссёр Валентин Караваев для работы над идей мультфильма о попугае.

Наш режиссёр Валентин Караваев как-то шёл по улице и увидел стайку воробьёв, сидящую на перилах. А в самом центре — попугайчик, который что-то оживлённо им «рассказывал». Это произвело на Караваева впечатление, он стал фантазировать: откуда взялся этот попугай, заблудился или удрал из дома. Своими идеями режиссёр поделился с драматургом Курляндским, и вместе они написали сценарий. А уж я потом придумал образ самого Кеши.

Анатолий Савченко

Изначально было запланировано три серии «Возвращения блудного попугая», но Караваев потерял интерес к Кеше уже после первой серии.

Люди, подарившие нам детство: как сложилась судьба легендарных художников-мультипликаторов

Проект продолжил Александр Давыдов, причём очень успешно — за второй выпуск создатели получили премию «Ника». Узнав о награде, Караваев посчитал несправедливым номинацию, так как именно он придумал попугая, поэтому решил вернуться в проект и снял третью серию. После выхода мультфильма на экраны в 1990 году Савченко ушёл на пенсию.

На студии появились новые люди, неизвестно откуда взявшиеся, началась чистка. А вскоре вообще всё развалилось. Да и работать уже как-то не хотелось. Где начинается бизнес, творчество заканчивается.

Анатолий Савченко

Однако художник принял участие в создании следующих эпизодов о попугае Кеше, которые опять снимал Давыдов. Именно они стали последними в мультипликационной карьере Савченко — «Кеша-рыболов» и «Мужество попугая Кеши», вышедшие в 2005 году. На пенсии художник продолжил иллюстрировать детские книжки. В 2011 году Савченко умер, никаких наград и званий в качестве художника-мультипликатора он так и не получил.

Вячеслав Котёночкин

Вячеслав Котёночкин родился 20 июня 1927 года. Когда ему было 11 лет, он попал на Новогоднюю ёлку в Дом Союзов, где показали первый сборник цветных мультфильмов. Мальчика настолько увлекла анимация, что он начал посещать изостудию.

Люди, подарившие нам детство: как сложилась судьба легендарных художников-мультипликаторов

Когда пришла война, Котёночкин поступил в артиллерийское училище, где закончил десять классов. Оттуда его направили в противотанковое артиллерийское училище в Пензе. Демобилизовавшись, Котёночкин всё ещё рассуждал, куда пойти учиться. Всё определила случайная встреча — он познакомился с мультипликатором Борисом Дёжкиным.

Опытному художнику хватило одного взгляда на рисунки Котёночкина, чтобы порекомендовать ему поступать на курсы мультипликаторов в «Союзмультфильм». Также он посоветовал молодому художнику идти отрабатывать навыки рисования… в зоопарк. Дёжкин был уверен, что аниматор, в первую очередь, должен уметь создавать животных. Причём изображать мультипликатор советовал зверей в движении.

Конкурс на зачисление в студию был огромный, но Котёночкин справился и с успехом закончил курсы, после чего был принят в штат «Союзмультфильма». Первой его работой в качестве художника-мультипликатора стала картина «Лев и заяц». Также он принял участие в рисовании мультфильмов «Аленький цветочек» и «Золотая антилопа».

Яркий старт едва не закончился увольнением, когда выяснилось, что Котёночкин свободное время любил проводить в ресторане «Спорт», где играли живой джаз. В заявлении на увольнение он написал: «Прошу меня уволить, но если можно, оставить». И художнику дали ещё один шанс. А своё увлечение музыкой он перевёл в творчество — на студии ходили слухи, что никто не рисовал танцы лучше, чем Котёночкин. Поэтому в том же «Ну, погоди» авторы, зная об этой его особенности, прописали несколько сцен, где волк танцует с зайцем.

Фамилию художника можно встретить в более чем 80 картинах — он нарисовал героев мультфильма «Необыкновенный матч», творил под руководством Ивана Иванова-Вано, создавая образы в «Снегурочке», «Храбром зайце».

Люди, подарившие нам детство: как сложилась судьба легендарных художников-мультипликаторов

В 1968 году от руководства «Союзмультфильма» поступил заказ — сделать мультфильм на тему «не обижай слабых». Развить идею предложили молодым авторам Александру Курляндскому, Феликсу Камову и Аркадию Хайту. Сразу же родилось предложение сделать сюжет-погоню. Оставалось решить, кто за кем будет гнаться.

Версий было много — лиса и петух, лиса и заяц, но больше всего авторам нравилась идея волка, пытающегося поймать и съесть зайца. Режиссёром пригласили Геннадия Сокольского, который сделал трёхминутный мультфильм «Ну, погоди». Его работу можно увидеть в сборнике «Весёлая карусель».

Люди, подарившие нам детство: как сложилась судьба легендарных художников-мультипликаторов

Первый выпуск прошёл незамеченным, персонажи подверглись критике, их советовали перерисовать и сделать более добрыми. Художник обиделся и от дальнейшего сотрудничества отказался. Авторы стали искать другого режиссёра, но, к их удивлению, никому сюжет не нравился — все говорили, что в нём нет идеи.

Без особой надежды молодые авторы предложили сценарий Котёночкину, поймав его случайно в лифте. Неожиданно художник сказал: «А в этом что-то есть» и приступил к разработке персонажей. Заяц получился сразу — по сути, это была подпись художника, каждый раз, когда его просили что-нибудь нарисовать, он всегда его изображал.

Зайца я нарисовал довольно быстро. Он сразу у меня получился пухленький, с розовыми щёчками, с голубыми глазками. В общем, очень положительный зайчик. Ну а волк мне долго не удавался.

Вячеслав Котёночкин

Котёночкин проводил много времени перед зеркалом, пытаясь срисовать волка с себя. Но окончательный образ сложился в голове художника, когда он обратил внимание на черноволосого парня в подворотне, который стоял, облокотившись к стене с гитарой в руках, вывалившимся животом и папиросой в зубах. Несмотря на то, что Котёночкин сотни раз видел похожие типажи, именно в тот раз он откликнулся в нём и превратился в знаменитого волка.

Люди, подарившие нам детство: как сложилась судьба легендарных художников-мультипликаторов

Озвучить персонажа должен был артист Владимир Высоцкий — Котёночкину казалось, что у волка голос должен быть с хрипотцой. Но бард был под запретом и его кандидатуру сразу же отвергли. Тогда озвучить волка пригласили актёра Анатолия Папанова. На роль зайца взяли Клару Румянову.

Изначально никто не предполагал, что «Ну, погоди» будет сериалом — почти после каждого выпуска авторы думали о закрытии картины. Но публика сразу полюбила мультфильм и стала забрасывать студию и его создателей письмами с просьбой снимать как можно дольше. В итоге «Ну, погоди» стал самым длинным мультсериалом советского времени — Вячеслав Котёночкин сделал восемнадцать выпусков, премьера последнего состоялась в 1994 году.

Всю жизнь Котёночкин мечтал снять мультфильм по поэме Александра Пушкина «Руслан и Людмила», но двадцать четыре года, по просьбам зрителей, занимался созданием «Ну, погоди». Картина была продана в 102 страны мира, Котёночкина считали миллиардером, а он ютился на 24 метрах в хрущёвке и покупал в долг машину «Запорожец».

Девяносто процентов дохода от проката забирало государство, десять — Госкино. Котёночкина «кормили» обещаниями и откладывали расчёт до лучших времени. Также авторы не получали ничего от бесконечных товаров, которые использовали образы персонажей. Только в конце 1990-х создатели решили бороться за свои права. Но до каких-то результатов художник так и не дожил.

Когда Котёночкин заболел, деньги на операцию пришлось собирать по друзьям и знакомым. Но выкарабкаться ему не удалось — в 2000 году его не стало. Несмотря на официальные государственные звания, самым значимым художник всегда считал польский «Орден улыбки», который ему вручили дети.

Эдуард Назаров

Эдуард Назаров родился 23 ноября 1941 года в бомбоубежище в разгар битвы за Москву. Его родители были далеки от искусства — отец закончил Гидрометеорологический институт, мать — Торфяной. Однако мальчик с самого детства увлёкся рисованием и пошёл учиться в художественную школу под руководством Апановича, где познакомился с будущим легендарным мультипликатором Юрием Норштейном.

Люди, подарившие нам детство: как сложилась судьба легендарных художников-мультипликаторов

Но даже учась там, Назаров ещё не был уверен, что свяжет свою жизнь с рисованием. По примеру отца, который занимался изучением океанических льдов, молодой человек подумывал поступить на географический факультет МГУ. Однако отец не разделял энтузиазма сына и уговорил его идти заниматься искусством.

Поступать Назаров решил в архитектурный, но оказался не готов. Именно в тот момент он услышал о наборе в студию «Союзмультфильм» на подготовительные курсы мультипликаторов. Только вот с приёмом документов Назаров опоздал и его отправили домой. По случайному везению, кто-то на студии увидел его рисунки и пригласил на курсы художников-прорисовщиков.

Это профессия важная, но незаметная. Она заключается в том, чтобы доводить рисунок персонажа до идеала — ведь все аниматоры рисуют по-разному, а на экране герой должны выглядеть одинаково.

Эдуард Назаров

На курсах Назаров «проучился» 2-3 дня, после чего талантливого художника забрал в свою группу режиссёр Борис Степанцев. Первой работой, где можно увидеть руку будущего мастера, был мультфильм «Мурзилка на спутнике» 1959 года. На тот момент Назарову было всего 17 лет.

Несмотря на яркий старт, художнику пришлось прерваться — его забрали в армию, из которой он вернулся только через три с половиной года. Этот опыт в будущем пригодился Назарову, когда он создавал мультфильм «Про Сидорова Вову».

Люди, подарившие нам детство: как сложилась судьба легендарных художников-мультипликаторов

Вернувшись из армии, Назаров подал документы в Строгановское художественно-промышленное училище. Однако снисхождения на студии абитуриенту ждать не пришлось — за то, что он ушёл сдавать вступительный экзамен, режиссёр Михаил Цехановский, с которым тогда работал Назаров, убрал его из титров мультфильма «Почта» (цветной ремейк оригинальной картины 1929 года).

Встреча со «своим» режиссёром ждала Назарова впереди. В 1965 году он попал ассистентом художника Сергея Алимова на мультфильм Фёдора Хитрука «Каникулы Бонифация». И так и остался в его команде на двенадцать лет.

Тандем Алимов-Хитрук сложился ещё на картине «История одного преступления», Назаров не раз признавался, что мастера значительно повлияли на всё его дальнейшее творчество. Например, от них он почерпнул идею выстраивать мультфильм, отталкиваясь от музыки. После ссоры на смену Алимову в команду Хитрука пришёл художник Владимир Зуйков, с которым Назарова ждала всесоюзная слава.

Первой их совместной работой стали анимационные заставки в фильме Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи». Далее был комичный «Фильм, фильм, фильм», который озадачил Хитрука своей затянутостью. Не зная, что делать с картиной, режиссёр случайно включил ускоренный режим на монтажном столе — и мультфильм получился.

Люди, подарившие нам детство: как сложилась судьба легендарных художников-мультипликаторов

К тому моменту Фёдор Хитрук уже несколько лет вынашивал идею создать мультфильм по книге Алана Милна «Винни-Пух». Обладатель прав на экранизацию Уолт Дисней снял свою версию ещё в начале 1960-х, но советский режиссёр её не видел. Не хотел он использовать и иллюстрации в книжке Бориса Заходера, который перевёл Милна. Придумать образы он поручил Эдуарду Назарову и Владимиру Зуйкову.

Поначалу Володя Зуйков принёс совершенно невообразимого персонажа. Это был не медвежонок, а взбесившийся одуванчик, существо неопределённой формы: шерстяное, колючее, будто сделанное из старой швабры, потерявшей форму. Уши — как будто их кто-то жевал, но не успел отъесть одно из них. Нос — где-то на щеке, разные глаза, да и всё у него было врастопырку. Но что-то в этом было! И Хитрук схватился за голову: «Чёрт, что это вы придумали!

Эдуард Назаров

Под руководством режиссёра художникам пришлось полностью перерисовать главного героя. Сложной задачей стало не только придумать образ Винни-Пуха, но и решить, как его «оживить».

Поскольку изначально он обжора, то не мог быть худым. Значит, наклоняться он должен всем телом, поворачиваться — всем телом, смотреть вверх — тоже всем телом. Башку повернуть сильно он не может, только чуть-чуть. И вот поскольку наш Винни-Пух весь состоит из невозможностей, то попробуй с ним что-то сделай! Но тут-то и появляется интерес.

Ты начинаешь искать тоже физически невозможные положения. Вспомните, как Винни-Пух заглядывал в нору! Он весь переваливался вперед, зад занимал место головы, а нужно было ещё найти равновесие всего этого кошмара. Такого положения у нормального персонажа быть не может. Сколько я бумаги изрисовал!

Эдуард Назаров

Долго художники сидели и за созданием образа Пятачка. Как говорил Назаров, персонаж напоминал «вертикальную толстую сардельку» и только, когда у поросёнка появилась шея, Пятачок ожил.

Люди, подарившие нам детство: как сложилась судьба легендарных художников-мультипликаторов

За четыре года были создано три мультфильма, после чего художники выдохлись. Изначально планировалась сделать сериал про Винни-Пуха из девяти эпизодов, но у авторов уже не было никакой мотивации продолжать работу.

Сыграло ещё и то, что «Винни-Пуха» нельзя было посылать ни на один международный фестиваль. Наше жадное государство не выкупило авторских прав, и мы не могли показывать фильм за рубежом.

Эдуард Назаров

По словам Хитрука, его версия понравилась диснеевскому режиссёру Вольфгангу Райтерману. Но права на экранизацию принадлежали американской студии, так что массовый иностранный зритель советскую версию не увидел.

Международное признание художникам внезапно принёс следующий мультфильм — «Остров», который появился случайно и в большой спешке.

Мы собирались делать совсем другое кино — сатирический памфлет, навеянный О’Генри. Мы должны были критиковать Америку, не бывавши в ней никогда. Потратили на подготовку фильма уйму времени, но вдруг отношения с США улучшились, и фильм не понадобился.

Мы все вздохнули с облегчением, однако в Госкино Хитруку сказали: «Вы время съели, деньги съели и теперь укладывайтесь, как хотите, но в те же сроки должны снять другой фильм». Тогда Фёдор Савельевич обратился к нам: «Ребята, вот вам две недели, и вот тема — человек на острове». Мы с Зуйковым ушли рисовать всё, что в голову придёт.

Эдуард Назаров

Чёрно-белый мультфильм без слов и с таким необычным стартом произвёл хорошее впечатление на иностранное жюри и получил Золотую пальмовую ветвь в Каннах. Вскоре после этого Назаров ушёл в свободное плавание — стал пробовать себя в качестве режиссёра. Результатом новой работой стал мультфильм «Жил-был пёс», в котором Назаров выступил как постановщик, художник и автор сценария.

Люди, подарившие нам детство: как сложилась судьба легендарных художников-мультипликаторов

На самом деле у Назарова была возможность воспользоваться услугами профессионального писателя, но, как признавался позже мультипликатор, ничего из этого не вышло.

Не хотелось мне снимать кино про пионеров, про дружбу народов, про космос, не желал я и империалистов крушить. Взялся за простую украинскую сказку, «телеграфную» — всего пятнадцать строк — о том, как встретились в лесу старый волк и старый пёс. «Ты мне поможешь, я тебе помогу».

В голове застряла единственная фраза — «сейчас спою». Стал размышлять: они же всю жизнь были врагами, а как это показать? Они должны долго разговаривать? Нет. Сидеть рядом и думать, а над головами у них будут шарики летать с картинками? Тоже нет. В конце концов, всё свелось к маленькому диалогу в лесу: «А помнишь, как ты меня гонял?» И оказалось, что больше ничего и не надо!

Эдуард Назаров

Назаров всегда тщательно изучал детали, прежде чем начинать работу, поэтому перед съёмками он уехал в Украину. Там он ходил по музеям, ездил по деревням, рисовал хаты, национальные костюмы, посуду, орудия труда, телеги, ручники, печки, ковры. В Киеве Назаров обратился в институт этнографии Академии наук Украины, в отдел фольклора, и попросил помочь подобрать народные песни. Позже некоторые из них вошли в картину.

Изначально волк должен был говорить голосом актёра Михаила Ульянова, но театр имени Вахтангова, где тот работал, никак не мог найти время отпустить его на озвучку. Поэтому пришлось искать замену — роль предложили Армену Джигарханяну. Когда началась работа, стало ясно, что голос не совсем подходит персонажу. Волка перерисовали — он стал более похож на Горбатого из «Место встречи изменить нельзя», которого в фильме как раз и играл Джигарханян.

Мультфильм был хорошо принят не только зрителями — он получил награду на Международном фестивале сказочных фильмов в Дании, специальный приз жюри в Анси (Франция), первую премию на фестивале молодых режиссёров в Туре (Франция).

На «Союзмультфильме» Назаров снял ещё мультфильмы «Путешествие муравья», «Про Сидорова Вову», «Мартынко». Продолжать работать на студии в перестроечное время художник уже не мог из-за тяжёлой обстановки в коллективе. Поэтому он ушёл в педагогику, занимался фестивальной работой, стал художественным руководителем студии «Пилот».

В отличие от многих своих коллег, Назаров не был обделён наградами — у него были звания заслуженного деятеля искусств и народного артиста России, госпремия РСФСР за созданные мультфильмы и премия президента России за вклад в искусство. В 2016 году Назарова не стало.

Леонид Шварцман

Леонид Шварцман родился 30 августа 1920 года в Минске в еврейской семье бухгалтера и домохозяйки. Он рос с сестрой и братом, в доме, где было принято говорить на идише. Отец художника рано умер, попав под машину. Ещё подростком Шварцман переехал к старшей сестре в Ленинград — учиться в школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры.

Люди, подарившие нам детство: как сложилась судьба легендарных художников-мультипликаторов

С детства Шварцман любил рисовать, но об анимации не задумывался: планировал стать художником. Однако о любимом деле на время пришлось забыть — началась война. Ожидая призыва, Шварцман пошёл работать на танковый завод. После окончания войны, несмотря на хорошее место на заводе, он всё же решил продолжить рисовать.

Когда Шварцман приехал в Москву поступать во ВГИК, он увидел диснеевский мультфильм «Бэмби». Это и стало поворотным событием в его судьбе, после чего ни о чём кроме мультипликации он уже думать не мог. Даже для него, как для человека рисующего, картина про оленёнка стала потрясением. Что и говорить о неподготовленных зрителях, которые удивлялись «чудесам дрессуры», наивно предполагая, что на экране играют живые животные.

Впервые в «Союзмультфильм» Шварцман попал будучи студентом третьего курса ВГИКа. Мультипликатору Анатолию Сазонову понравились его работы, и он пригласил к себе Шварцмана ассистентом на фильм «Федя Зайцев» в команду сестёр Брумберг. Ему доверили рисовать игрушки — матросиков, солдатиков, матрёшек.

Сразу после окончания ВГИКА Шварцман с дипломом художника-постановщика был принят в штат «Союзмультфильма». Первый серьёзной работой мастера стала картина «Аленький цветочек».

Люди, подарившие нам детство: как сложилась судьба легендарных художников-мультипликаторов

Тогда мультфильмы все ещё рисовали «живьём», так что художнику было нужно с натуры перерисовать мультипликационных персонажей.

Мне приходилось «вгонять» актёров в рисованный образ. Когда обводишь контур человека, то на бумаге получается очень странная вещь — у актёра становится очень маленькая голова. Если в нормальном человеке укладывается восемь голов, то у нас в мультипликации должно помещаться пять-шесть — чуть меньше, чем на самом деле. Тогда рисованный герой воспринимается зрителями нормально. Поэтому мне приходилось менять пропорции: увеличивать головы, перерисовывать черты лица и т.д.

Леонид Шварцман

В этой же технике снимали и «Золотую антилопу». Например, Раджу играл Рубен Симонов: на него надевали тюрбан, халат, а он, согнувшись, ходил с руками за спину, как потом его герой на экране. Симонов привнёс в эту роль характерную походку, жесты, интонации. Это была колоссальная работа, ведь, по сути, фильм снимался дважды.

Люди, подарившие нам детство: как сложилась судьба легендарных художников-мультипликаторов

К каждому проекту Шварцман подходил очень ответственно. Например, когда он готовился к «Золотой антилопе», ему нужно было знать, как выглядит Индия, но за границу художника никто не отпустил. Взамен его пригласили в ленинградский «Эрмитаж», где показали подлинное индийское оружие, которое и появилось в мультфильме.

Всесоюзная слава пришла к художнику сразу, а вот мировая — с выходом мультфильма «Снежная королева». Всех персонажей Шварцман разрабатывал сам, опираясь только на описания из книги Ханса Кристиана Андерсена. Эскиз за эскизом художник отрабатывал образы Кая, Герды, Старухи-разбойницы, Маленькой разбойницы, но тяжелее всех далась Снежная королева.

Люди, подарившие нам детство: как сложилась судьба легендарных художников-мультипликаторов

Долго искал её лицо, строгие черты… Помогла расцветка. Она у нас зеленовато-голубая, холодных тонов. А ключом стало слово «ледяная», то есть красавица, вытесанная изо льда.

Леонид Шварцман

Над самыми известными мультфильмами 1950-х — «Аленький цветочек», «Золотая антилопа», «Снежная королева» — Леонид Шварцман работал с другом, художником Александром Винокуровым. Режиссёром картин был Лев Атаманов. Работа была разделена: Шварцман рисовал персонажей, Винокуров — фон, пространство, цвет. По признанию самого художника, это были его самые счастливые годы работы в «Союзмультфильме».

Уникальность Шварцмана заключалась в том, что ему одинаково хорошо удавались как рисованные, так и кукольные образы. Первым доказательством стал мультфильм «Варежка», вышедший в 1967 году. Картина завоевала популярность не только на родине, но и получила несколько международных наград на фестивалях во Франции и Испании. Один из секретов успехов Шварцмана в том, что он любил наделять своих героев чертами знакомых.

Когда я ищу своего персонажа — не важно, человека, предмет, животное, — я долго-долго рисую. И если мне он начинает кого-то смутно напоминать, значит, я на верном пути, и тогда специально подтягиваю сходство.

Леонид Шварцман

Так бульдог из мультфильма «Варежка» — это шарж на знаменитого режиссёра Романа Качанова, мама девочки — как по внешнему виду, так и по характеру напоминала коллегу по студии — художницу Тамару Полетику. Попугай из «38 попугаев» — это пародия на Владимира Ленина и директора студии Иосифа Боярского. А один из самых популярных мультипликационных персонажей — старуха Шапокляк, списана с тёщи художника.

Шварцман создал персонажей более чем для семидесяти мультфильмов, но дольше всех он работал над Чебурашкой. В оригинальном тексте Эдуарда Успенского персонаж описан так: «глаза как у филина», «голова круглая, заячья», а «хвост, как у маленьких медвежат». Про уши ничего в повести не сказано.

Люди, подарившие нам детство: как сложилась судьба легендарных художников-мультипликаторов

Художнику неоднократно пришлось перерисовывать Чебурашку, меняя размер и положение ушей, глаз и хвоста. Изначально режиссёр Роман Качанов просто хотел создать мультфильм о том, как уживаются в городе животные и люди. Но благодаря Шварцману никому не известный зверёк превратился в кумира детей, причём не только советских. Самую большую популярность герой снискал в Японии.

Я поехал в Нью-Йорк получать Хрустальную звезду «Голливуд — детям» (в 1997 году Шварцман получил награду за вклад в детскую мультипликацию — прим. DTF). Моим переводчиком был актёр Олег Видов. Мы подружились. Перед отъездом я ему подарил копию Чебурашки, сделанную мастерами нашего кукольного объединения. Когда он поехал в Токио с советскими фильмами, которые прокатывал, взял с собой эту куклу. После показа фильма в США и Японии [Чебурашка] и там стал культовым персонажем.

Леонид Шварцман

Однако спустя десятилетия Леонид Шварцман своего авторства в суде доказать не смог, так что все права на Чебурашку достались писателю Эдуарду Успенскому. За использование образа мультипликационного героя предприниматели должны были отчислять гонорар писателю. Но некоторые бизнесмены по доброй воле переводили деньги обоим создателям. Например, так поступил глава Bosco Михаил Куснирович, когда поместил Чебурашку на олимпийскую форму для российской сборной.

В 1970-х писатель Григорий Остер принёс на студию «Союзмультфильм» повесть «38 попугаев», для которой разработать персонажей пригласили Леонида Шварцмана. Особенно много сложностей у художника вызвал образ Удава. Он неоднократно ходил в зоопарк, но никаких приятных черт в змеях разглядеть не мог. Сотни раз перерисовывая питона, он старался придать ему обаяния. Образ получился лишь когда художник нарисовал Удаву нос и веснушки.

Люди, подарившие нам детство: как сложилась судьба легендарных художников-мультипликаторов

Сотрудничество Остера и Шварцмана продолжилось в работе над сказкой «Котёнок по имени Гав». Кроме того, тогда же после пятнадцатилетнего перерыва художник вновь встретился с режиссёром Львом Атамановым. К несчастью, после того, как был доделан пятый эпизод, Атаманов умер. Студия поручила закончить мультфильм в качестве режиссёра Шварцману.

У нас много режиссёров разных. Не все Нортштейны, Хитруки и Назаровы. Для меня они, конечно, вершины. А таких рядовых режиссёров, как я, очень много. Всё равно я режиссёром себя не считаю, я себя считаю художником, но знаю, как всё это делается.

Леонид Шварцман

Однако карьера режиссёра у Шварцмана на этом не закончилась — по сценарию Григория Остера художник создал серию мультфильмов про обезьянок. Мультфильм «Дора-Дора-помидора» стал последним проектом на студии «Союзмультфильм» — после пятидесяти лет работы Шварцман уволился.

Он абсолютно лишён злобы, злобного отношения к окружающим. Он невероятно добр. Там, где он бы хотел критиковать, он снисходителен. Он боится оскорбить, обидеть человека.

Юрий Норштейн, художник-мультипликатор, режиссёр

Шварцман обладает званиями заслуженного и народного художника России, на его счету множество советских и международных наград. В августе 2020 года художник отметил свой столетний юбилей.

Роберт Саакянц

Несмотря на то, что советской мультипликационной Фабрикой грёз была студия «Союзмультфильм», на общем фоне выделялась ещё одна республиканская кузница фильмов, которая не уставала удивлять зрителей. Киностудия «Арменфильм» была создана в Ереване в 1923 году и тогда была известна как «Госкино». А название, под которым она прославилась — получила в 1951 году.

Достаточно вспомнить несколько работ студии, чтобы оценить её значимость для всего Советского Союза — например, «Цвет граната» Сергея Параджанова, «Мужчины» Эдмонда Кеосаяна. За мультипликацию на «Арменфильме» долгое время отвечал художник и режиссёр Роберт Саакянц. Он создал более тридцати картин, основанных на национальных притчах и сказках, его анимацию отличал характерный стиль и авторская идея.

Люди, подарившие нам детство: как сложилась судьба легендарных художников-мультипликаторов

Родился Роберт Саакянц в армянской семье 30 августа 1950 года в Баку. Когда ему было четырнадцать, он с родными переехал в Ереван. Там он закончил школу и поступил в педагогический ВУЗ. Но стать учителем ему было не суждено — с четвёртого курса института его выгнали за непосещаемость. Всё свое время Саакянц проводил на студии «Арменфильм».

Сам художник исключению из ВУЗа не очень расстроился, ведь у него уже была мечта, чем заниматься по жизни. Ключевую роль в выборе сыграла мама Саакянца, которая, видя его увлечение рисованием, предложила ему попробовать свои силы на студии, где был открыт набор художников.

Не особо рассчитывая на успех, молодой человек пришёл на просмотр. Тогда его попросили нарисовать лошадь и позже вернуться с рисунком. Не теряя времени, Саакянц ответил, что хочет нарисовать животное здесь и сейчас и изобразил бегущего коня в разных позах — точь-в-точь как это принято в анимации. Именно тогда кто-то из художников студии произнёс фразу, которая надолго закрепилась за Саакянцем: «Из этого хиппи получится великий мультипликатор».

«Советского хиппи» в нём выдавала борода, длинные волосы, модные брюки и любимая рок-музыка. Успех к Саакянцу пришёл рано — в 1975 году, когда он снял рок-оперу на основе армянских сказок «Лисья книга».

Неординарные персонажи, буйство красок, татуировка Джимми Хендрикса — Саакянц был уверен, что цензура никогда не пропустит его творение, поэтому отрывался в работе как мог. Председатель Госкино Армении Геворк Айрян посмотрел мультфильм и в шоке спросил: «Кто-нибудь понял, что только что произошло на экране?». Директор киностудии «Арменфильм» Карен Калантар честно признался: «Я дважды смотрел и ничего не понял. Но спросил у самих ребят, они говорят, что это гениально».

Айрян вспомнил, что когда-то он также не понял «Цвет граната» Параджанова и испугался, что перед ним новый гений, а он опять может опозориться, запретив картину. Поэтому он пропустил «Лисью книгу». После этого случая никаких вопросов Саакянцу больше не задавали, а публика полюбила его за совершенно иную мультипликацию. Спустя годы мультипликатор Александр Татарский честно признался, что создал «Пластилиновую ворону» как раз под впечатлением от «Лисьей книги».

Первая удача окрылила Саакянца и упрочила его в свободомыслии. Он стал работать не только как художник, но и как автор сценария, и режиссёр. Мультипликатор выпускал по одному мультфильму в год — самыми успешными для него стали 1980-е, когда зрители увидели картины «Кто расскажет небылицу?», «Ух ты, говорящая рыба!», «В синем море, в белой пене...». Советская публика сразу подхватила песни и фразы из армянской анимации.

Более внимательные зрители находили интересные отсылки, например, в «Кто расскажет небылицу?» — к картине Пикассо «Девочка на шаре», в «В синем море, в белой пене...» — к датской скульптуре «Русалочка». В каждом мультфильме автор старался оставлять автограф на заднем плане — на стене дома, на клочке газеты или ещё где-то появлялась надпись «Роб».

Одну за другой Саакянц получал награды кинофестивалей во Франции, Италии, Испании, Германии, Японии. А за ними и приглашения поработать за рубежом. Но он не видел смысла покидать родной Ереван.

К концу 80-х годов автор почувствовал ветер перемен, а его работы стали более злободневными и жёсткими. В 1988 году обострились отношения между Арменией и Азербайджаном, на пике конфликта Саакянц выпустил мультфильм «Кнопка», по сюжету которого какую бы кнопку не нажимал главный герой — будь-то выключатель света, вызов лифта или кнопки телефона — где-то раздавался взрыв.

В мультфильме не было слов, но фоном звучали советские хиты о родине. Премьера состоялась в Доме кино.

После сеанса собравшиеся минут 10-15 аплодировали, выкрикивая при этом ругательства в адрес правительства. Эту народную волну я бы не променял ни на какие овации любого фестиваля в мире.

Роберт Саакянц

После распада СССР многие коллеги художника остались без работы, но только не Саакянц. Представители «Би-би-си» предложили ему снять один из шести мультфильмов для альманаха по произведениям Шекспира. Для этого ему обещали оплатить командировку в Москву. Уехать одному из Еревана, в котором не было тогда ни света, ни тепла, Саакянц не мог. Поэтому сказал, что либо едет вся его съёмочная группа, либо он работать не будет.

В итоге почти полгода его команда из двадцати человек снимала в Москве «Сон в летнюю ночь», а часть из заработанных денег он отсылал в Армению менее удачливым коллегам. Результат всем понравился, а Саакянцу вручили почётную грамоту от принца Чарльза.

В 2000-х художник почувствовал, что ему больше не надо снимать провокационные мультфильмы и переключился на образовательные проекты. Однако внезапно его сразил инфаркт, после которого он уже не оправился. В 58 лет сердце Роберта Саакянца остановилось.

Левон Хачатрян

Левон Хачатрян родился в Ереване 3 мая 1941 года. Его отец был знаменитый армянский иллюзионист Аршавир Хачатрян. Однако сын с малых лет проявлял интерес к рисованию. Заниматься творчеством Левон решил профессионально, поэтому пошёл учиться в Ереванское художественное училище, которое окончил с красным дипломом.

Люди, подарившие нам детство: как сложилась судьба легендарных художников-мультипликаторов

Продолжать обучение молодой человек захотел в Москве, а поступать решил во ВГИК, несмотря на возражения родителей. В столице он встретил свою будущую супругу — актрису Ларису Мясникову, которая позже стала прообразом одного из мультипликационных персонажей Хачатряна.

Художнику в Москве нравилось, но после окончания института он предпочёл вернуться в Ереван на студию «Арменфильм», где несколько лет работал не только как художник-постановщик, но и как режиссёр. В течение трёх лет Хачатрян сделал четыре мультфильма, два из которых — в сотрудничестве с Робертом Саакянцем.

Однако в Москве Хачатряна ждали жена и маленькая дочка, поэтому в 1975 году он окончательно перебрался в столицу, где устроился работать на студию «Союзмультфильм». Одной из первых заметных картин на новом месте стала «Бобик в гостях Барбоса», известность которой во многом принесли актёры, озвучивающие главные роли — Юрий Никулин и Олег Табаков.

Люди, подарившие нам детство: как сложилась судьба легендарных художников-мультипликаторов

Но звёздный час наступил для Хачатряна в 1978 году, когда зрители увидели «Трое из Простоквашино». Режиссёром мультфильма стал Владимир Попов, с которым художник создавал «Бобика в гостях у Барбоса». Это была не первая экранизация повести Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот». Тремя годами ранее студия «Экран» уже выпустила одноимённый мультфильм, но тот остался незамеченным.

Люди, подарившие нам детство: как сложилась судьба легендарных художников-мультипликаторов

Перезапуском повести занялся «Союзмультфильм» во главе с Поповым, который сразу же разделил работу над образами между двумя художниками — Левоном Хачатряном и Николаем Ерыкаловым. Первому достались люди: Дядя Фёдор, мама, папа, Печкин. Второму — животные: кот Матроскин, пёс Шарик, корова Мурка. Именно со своей жены Ларисы Мясниковой Хачатрян полностью срисовал маму мальчика.

Маленького роста, короткая прическа, в очках. Попов внёс свои поправки... Очки. На моем эскизе они были круглые, какие носит моя жена, но Попов считал, что лучше квадратные.

Левон Хачатрян

Жена художника была очень возмущена, когда увидела мультфильм. Она не могла простить мужу, что он нарисовал её такой нервной и вредной. От семейной драмы Хачатряна спасли как раз очки. Мясникова никогда не носила квадратную форму, считая, что они ей не идут. Так мужу удалось её убедить, что никто не будет ассоциировать с ней маму дяди Фёдора.

Легко и быстро из-под карандаша Хачатряна вышел почтальон Печкин, которого сразу же принял Попов. А вот с образом Дяди Фёдора долгое время ничего не получалось. Ни один эскиз не удовлетворил режиссёра — и тогда он сам нарисовал то, как видел мальчика, а Хачатрян уже доработал.

Люди, подарившие нам детство: как сложилась судьба легендарных художников-мультипликаторов

Свою руку художник приложил и к образу галчонка, который никак не получался у Ерыкалова. Однако даже совместная работа не устроила режиссёра. В итоге к созданию птички были подключены многие мультипликаторы «Союзмультфильма» — каждый, кто заходил к творческой группе, привносил новые и новые черты в образ птички, в том числе и легендарный создатель Чебурашки Леонид Шварцман. Наконец, собирательный образ был одобрен Поповым и начались съёмки.

Для работы над следующей серией — «Каникулы в Простоквашино» — режиссёр пригласил в команду ещё одного художника, Аркадия Шера, которому он разрешил немного «подправить» персонажей. Смотреть на то, как меняется Дядя Фёдор, Хачатрян не смог и со скандалом покинул проект. Третья серия, «Зима в Простоквашино», вышла уже без его участия, а образ мальчика, также как и его мамы, сильно изменился.

Конфликт не помешал художнику закончить ещё одну совместную работу с режиссёром Поповым — «Приключения Васи Куролесова». Если посмотреть оба эти мультфильма, можно найти много сходства между их персонажами. Интересно, что Куролесова, как и Печкина озвучил актёр Борис Новиков.

Последней картиной в карьере Хачатряна стал мультфильм «Бедокуры», вышедший в 1982 году. Уйдя из мультипликации, рисовать художник не перестал, посвятив себя иллюстрациям к журналам «Огонёк», «Работница», «Пионер», за которые получил даже несколько европейских призов. Также его политические карикатуры можно было увидеть в «Известиях» и «Советской России».

В 1990-е Хачатрян выживал тем, что иллюстрировал малоизвестные издания и новые книги Успенского про Дядю Фёдора. Однако он и сам признавался, что ему надоело рисовать «пёсов и котов». Но никаких новых заказов не поступало.

В начале 2000-х художник заинтересовался спецэффектами и был готов отступить от классической школы мультипликации в сторону компьютера. Но планам не удалось воплотиться в жизнь — в 2002 году Хачатрян умер. Единственной заметной наградой художника стал один из главных призов, который он получил на международном конкурсе карикатуры в Италии.

Александр Татарский и Игорь Ковалёв

Александр Татарский родился 11 декабря 1950 году в Киеве в семье Михаила Татарского — работника цирка и сценариста, который писал репризы для Юрия Никулина и других клоунов. Ещё ребёнком Александр мечтал стать футболистом и даже играл за киевское «Динамо», но врождённый порок сердца не позволил ему стать профессиональным спортсменом.

Поначалу отец пристроил сына униформистом в киевский цирк, чтобы в дальнейшем он выучился на клоуна. Именно там развернулась фантазия Татарского и он стал придумывать персонажей. Тогда у него и появилась идея заняться мультипликацией, ведь его отец также писал сценарии для мультфильмов. С этим желанием он в 17 лет пришёл на студию «Киевнаучфильм», где было отделение анимации, и поступил в Киевский институт театра и кино.

Его друг и партнёр Игорь Ковалёв родился 17 января 1954 года. Ещё в детстве он уже точно знал, что свяжет свою жизнь с творчеством, поэтому после школы пошёл на курс художников-мультипликаторов Госкино. Там он и сдружился с Александром Татарским, который на долгие годы стал его «сиамским близнецом», как часто их называли знакомые.

Люди, подарившие нам детство: как сложилась судьба легендарных художников-мультипликаторов

На «Киевнаучфильме» друзья освоили все профессии, начиная от заливщика и заканчивая режиссёром. В рабочее время они делали то, что заказывала студия, а по ночам творили «свою анимацию». Первым таким мультфильмом стала картина «Кстати о птичках», с которой позже друзья и отправились в Москву.

В 1980 году на студии вышел мультфильм «Приключения капитана Врунгеля», в котором в качестве художников-мультипликаторов по сути дебютировали Татарский и Ковалёв. В тот же год друзья уехали покорять столицу: Ковалёв пошёл учиться на высшие режиссёрские курсы в мастерскую Хитрука, Назарова и Норштейна, а Татарский устроился в творческое объединение «Экран».

Первым заданием Татарского на новом месте стало разработать анимационные заставки к Московской Олимпиаде-80. Работу свою он выполнил, за что ему позволили снять свой мультфильм. В тот момент судьба свела его с писателем Эдуардом Успенским, который и дал Татарскому идею «Пластилиновой вороны». Над мультфильмом Татарский и Ковалёв сели работать вместе. Ковалёв слепил ворону и дворника, а также нарисовал все детские рисунки, правда, для убедительности, левой рукой.

Люди, подарившие нам детство: как сложилась судьба легендарных художников-мультипликаторов

Музыку художники пригласили написать старого приятеля — Григория Гладкова. Но тогда он ещё не был членом Союза композиторов, поэтому, по мнению чиновников, не имел права писать музыку для советской анимации. Отстоять кандидатуру Гладкова удалось Успенскому.

Фильм делали очень быстро, хотя пластилиновая техника была внове. Всё лепилось из пластилина, ломалось, снималось по кадрам. А плёнку пускали наоборот. Мы так торопились, что Александр Татарский в одном месте чуть-чуть засветил пленку.

Он боялся, что заметят и по этой причине технического брака мультфильм положат на полку. Поэтому он приготовил очень смешной короткий анекдот. Когда во время просмотра стал подходить этот момент, он быстро рассказал эту историю членам худсовета, все отвернулись от экрана, захохотали, и таким образом не увидели засвеченную дырку. Но потом критики сочли кусочек засвеченной пленки одной из гениальных находок и фишек Александра Татарского.

Григорий Гладков

Когда, казалось бы, уже ничто не могло помешать встрече «Пластилиновой вороны» со зрителями, раздался звонок от председателя Гостелерадио СССР Сергея Лапина. Чиновник явно в плохом настроении поинтересовался: «А с чего это вдруг в советском мультфильме поёт оберштурмбанфюрер СС Мюллер?!». Оказалось, что когда Лапину принесли на утверждение мультфильм, который озвучивал актёр Леонид Броневой, по телевизору показывали «Семнадцать мгновений весны».

Меня чуть было инфаркт не свалил. Это конец. Все знали — с Лапиным спорить бесполезно. Однако фильм почему-то приняли — с озвучкой Леонида Броневого. Но сразу положили на дальнюю полку за «безыдейность». Мол, ваша ворона не зовёт народ в светлое будущее и не способствует строительству коммунизма.

Александр Татарский

Спас мультфильм режиссёр Эльдар Рязанов, который показал его в 1981 году в своей «Кинопанораме». К особому для него выпуску Татарский слепил из пластилина фигурку самого ведущего, с которой Рязанов и вёл тот знаменательный эфир. Картина понравилась зрителям, а главное, после программы никого не уволили. Поэтому уже на следующий день мультфильм показали по всем каналам, что привело к тому, что из магазинов исчез пластилин.

Неожиданно для авторов «Пластилиновую ворону» решили послать на Всесоюзный фестиваль телефильмов, где мультфильм взял главный приз. В общей сложности картина собрала более двадцати пяти наград.

После яркого старта Татарский взялся за, казалось бы, «проходную» работу — сделать заставку для программы «Спокойной ночи, малыши». Вдохновлённый успехом «Пластилиновой вороны», художник предложил свой вариант заставки и вместе с Ковалёвым представил его публике. Так с 1982 года с некоторыми перерывами дети видят ту самую пластилиновую заставку мультипликаторов (в последние годы немного скорректированную).

Несмотря на признание в стране и за рубежом, Татарскому по-прежнему навязывали, что именно снимать. Ковалёв тогда продолжил работать для студии «Киевнаучфильм» и выступил в качестве художника-мультипликатора на картине «Доктор Айболит». А Татарскому предложили сценарий про весёлых пионеров, собирающих металлолом, но у него уже была идея снять новогодний мультфильм.

Я сопротивлялся и орал. Скандал длился четыре дня. А на пятый я пришёл и сказал: «Хорошо. Я хочу снимать мультфильм про Ленина». Тут они напряглись: «Это что ещё за мультфильм?». «Ну как, — говорю, — Ленин был очень весёлый человек. Сделаю смешное кино про Ленина — все обхохочутся».

Они поняли, что положат на стол партбилеты за такое кино. Спросили: «А можно не про Ленина?» — «Я известный режиссёр, хочу про Ленина». Две недели ходил и требовал — хочу про Ленина! Ещё потом придумал, что фильм будет по рассказу Зощенко про Ленина. И добился того, чего хотел, — делай что хочешь — только не про Ленина! И я сделал «Прошлогодний снег».

Александр Татарский

Но цензоры не спешили принимать мультфильм — своим придирками они чуть не довели Татарского до инфаркта. Почти в каждой реплике героя они видели скрытый смысл. Им не нравилась фраза «Ох уж эти сказочники» — эпиграф первого романа Фёдора Достоевского «Бедные люди». Особое недовольство вызвал момент, когда герой говорит: «Кто тут, к примеру, в цари крайний? Никого?! Так я первый буду!»

Люди, подарившие нам детство: как сложилась судьба легендарных художников-мультипликаторов

Окончательным вердиктом стала фраза: «Всего один герой русский мужик, и тот — идиот». Татарский понял, что на этот раз его творение уже никто не спасёт. Однако помочь ему решил редактор студии Александр Тимофеевский, который тайно пронёс мультфильм на годовой отчёт в Дом кино, за что позже был уволен.

Зрители рукоплескали, художник и режиссёр Юрий Норштейн сказал, что мультфильм гениальный, а все остальные можно выбросить. Как и предыдущая работа, «Падал прошлогодний снег» собрал урожай наград.

Следующие картины Александр Татарский опять делал с Игорем Ковалёвым. Вместе они создали «Крылья, ноги и хвосты» и придумали культовых сыщиков Братьев Пилотов для мультфильма «Следствие ведут колобки».

Люди, подарившие нам детство: как сложилась судьба легендарных художников-мультипликаторов

В 1986 году к Татарскому пришёл американский успех — он выиграл международный тендер на право производства анимационных проектов для американского телеканала TBS.

В 1988 году Татарский с Ковалёвым и искусствоведом Анатолием Прохоровым открыли первую в России независимую негосударственную киностудию «Пилот». Планов и идей было много, но только в России — несмотря на все уговоры переехать в США, Татарский неизменно отказывался. А вот Игорь Ковалёв согласился и в начале 1990-х уехал в Голливуд. На его счету работа над мультсериалами «Симпсоны» и «Ох уж эти детки». В 2010 году он вернулся в РФ и по приглашению Тимура Бекмамбетова присоединился к студии Bazelevs.

Известие об отъезде друга и партнера очень расстроило Татарского, но обиду он не затаил и до конца жизни общался с Ковалёвым. Студия «Пилот» продолжила работу и выпускала мультфильмы, имеющие успех по всему миру. Татарский был полон планов, но из-за работы и стресса не выдержало сердце — мультипликатора не стало в июле 2007 года, когда ему было 56 лет. Его последней идеей был сериал «Фиксики».

Юрий Норштейн и Франческа Ярбусова

Юрий Норштейн родился 15 сентября 1941 года в деревне Андреевка Пензенской области, где его родители находились в эвакуации. Через пару лет с мамой и старшим братом они вернулись в Москву. В то время как отец воевал на фронте, семья Норштейнов осела в Марьиной роще.

Люди, подарившие нам детство: как сложилась судьба легендарных художников-мультипликаторов

Мальчик рано увлёкся рисованием и в 15 лет параллельно с общеобразовательной школой пошёл учиться в художественную. Но несмотря на все старания, в художественный ВУЗ Норштейна не взяли, так что он устроился столяром на мебельный комбинат. Впрочем, это его не сломило, и от мечты он не отказался. Поэтому при первой же возможности поступил на курсы мультипликаторов в студию «Союзмультфильм».

В качестве художника Норштейн успел поработать у Фёдора Хитрука в «Каникулах Бонифация» и у Романа Качанова в «Варежке». Первым мультфильмом, в титрах которого имя Норштейна появилось в качестве режиссёра стал «25-е. Первый день» о живописи в годы революции.

На студии Норштейн встретил свою любовь — художницу Франческу Ярбусову, которая стала не только женой, но и творческим партнёром режиссёра. Про неё говорили, что рисовать она начала раньше, чем ходить. На студию Ярбусова пришла работать будучи студенткой ВГИКа. Именно её руке принадлежат все самые известные персонажи мультфильмов Норштейна.

Люди, подарившие нам детство: как сложилась судьба легендарных художников-мультипликаторов

Первым их совместным проектом стала картина «Лиса и заяц» 1973 года, основанная на русской народной сказке. На сдаче картины авторам говорили, что у зайчика «грустные еврейские глаза», но работу приняли. Первый блин не был комом — мультфильм получил первую премию за лучший детский фильм в Загребе и в Баку.

Но всемирный успех пришёл к авторам в 1975 году, когда зритель увидел «Ёжика в тумане».

Это история о том, как наше привычное состояние внезапно может перейти в катастрофическое под воздействием обстоятельств, о которых мы даже не подозреваем.

Юрий Норштейн

Некоторые источники пишут, что Ёжика Норштейн срисовал со своей подруги поэтессы Людмилы Петрушевской, обратив внимание на её профиль при свете лампы. Сам же автор говорил, что главного героя изобразила его жена Франческа Ярбусова, хотя и не исключено, что неосознанно она добавила черты подруги семьи.

У нас долго не было Ёжика. Уже снимались первые кадры — лист в тумане пролетает, дерево кружится. Но никто не знал, что героя ещё нет. Я делал вид, что всё в порядке, хотя напряжение дошло до такой степени, что либо Ёжик должен был появиться, либо я — взорваться. С этим жить невозможно. Помню, мы сидели с Франческой, опять всё не ладилось, как будто всё было против тебя. И я стал орать как сумасшедший. И Франческа вдруг нарисовала Ёжика. Сразу.

Юрий Норштейн

Норштейн бы уверен, что персонаж должен быть настолько ясным, чтобы его можно было нарисовать одной линией, не отрывая карандаш от бумаги. Именно таким стал Ёжик.

Люди, подарившие нам детство: как сложилась судьба легендарных художников-мультипликаторов

А вот туман в мультфильме — полностью задумка автора, которая стала, по сути, первым спецэффектом в советской анимации. Фигурку Ёжика клали на белый фон, сверху накрывали листом кальки, а во время съёмки кальку медленно поднимали, и Ёжик исчезал в белой дымке.

Когда в руки Норштейна попал сценарий, сначала он его «услышал», то есть представил звуки и даже запахи места, где будут разворачиваться события. При создании мультфильма автор вдохновлялся работами великих живописцев — Рембрандта, Ван Гога, Пикассо. В процессе съёмки были применены разные техники, которые помогли сделать героев трёхмерными. Тщательно Норштейн отнёсся и к выбору актёров для озвучки. На роль рассказчика он позвал Алексея Баталова.

Когда я впервые увидел на экране то, что показывает Норштейн в «Ёжике в тумане»… Это всё равно, что вы увидели Парфенон. Ничего подобного на свете нет. И если вы это видите и имеете возможность поговорить со создателем, конечно, это невероятно.

Алексей Баталов, актёр

Мало какой другой мультфильм получил столько наград, сколько «Ёжик в тумане». Чего только стоит звание «лучшего мультфильма всех времён и народов», которым его наградили в 2003 году. Но как истинный творец, Норштейн считал, что всё равно мог сделать и лучше.

В фильме нет того, чем мне хотелось бы его завершить. Не хватило метров четырёх, секунд десяти. Ёжик вспоминает о Лошади, которую он встретил в тумане, и думает: «Как она там?..» Но это было уже потом. А мне хотелось закончить фильм по-другому.

Всё было бы таким же — и монологи, и напряжение. И Ёжик один, сам в себе. Но мне хотелось бы, чтобы ответом на это был сумеречный кадр... И Филин, ухающий в колодец: «У-у-у...». Финал был бы выше, значительно выше. Может быть, в следующий раз.

Юрий Норштейн

В следующий раз был мультфильм «Сказка сказок» на тему детских воспоминаний и фантазий, который отлично приняла публика и критики — в 1984 году картина удостоилась звания «лучший анимационный фильм всех времён и народов» и множества фестивальных наград.

В 1981 году Юрий Норштейн и Франческа Ярбусова начали снимать мультфильм «Шинель» по повести Николая Гоголя. Работа шла медленно, а к 1986 году было завершено только десять минут из шестидесяти задуманных. Тогда руководство «Союзмультфильма», несмотря на все регалии Норштейна, приняло решение его уволить.

Люди, подарившие нам детство: как сложилась судьба легендарных художников-мультипликаторов

При поддержке друга актёра Ролана Быкова художник создал студию у себя дома, где с женой продолжил работать над мультфильмом. По состоянию на февраль 2021 году «Шинель» не закончена — и считается самым долгим проектом в истории анимации.

Работу замедляет отказ Норштейна использовать компьютерную графику. Но основная проблема — финансирование съёмок. Все деньги, которые зарабатывает Норштейн на продаже книг и лицензионных копий мультфильмов, он вкладывает в производство «Шинели».

2424 показа
23K23K открытий
77 репостов
79 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Очень интересная статься, прочитал в запой. Представляю сколько сил ушло что бы добыть всю информацию по статье. Спасибо вам, продолжайте в том же духе. 

Ответить

Спасибо за статью!

Ответить

Девяносто процентов дохода от проката забирало государство, десять — Госкино. Котёночкина «кормили» обещаниями и откладывали расчёт до лучших времени.Ну пиздец

Ответить