Из рук в руки — переменчивая жизнь «Тома и Джерри»

Как появился и развивался известный мультсериал и что с ним происходит сегодня.

Из рук в руки — переменчивая жизнь «Тома и Джерри»

Кот Том и мышонок Джерри — одни из самых известных мультипликационных персонажей в истории. Первые сюжеты о них появились еще в 40-х вместе с зарождением других звёзд анимации, а новые выходят до сих пор. За последний век герои переходили от аниматоров к аниматорам, которые каждый раз вкладывали в них что-то от себя и при этом старались сохранить дух оригинала. И аудитория всегда сохраняла к персонажам свой интерес.

В конце февраля вышел полнометражный фильм про Тома и Джерри. По такому случаю вспоминаем долгую и насыщенную историю знаменитой парочки на экране.

Уильям и Джозеф

Уильям Ханна родился в 1910 году в Мелроузе, Нью-Мексико, третьим ребёнком в семье Уильяма Джона Ханны и Эвис Джойс Денби. Кстати, всего детей у Уильяма старшего и Эвис впоследствии было семеро, и Уильям был единственным мальчиком.

В моей семье женщин было больше, чем мужчин, и всё же никакого противостояния полов в ней не было. У нас получилась очень крепкая семья, и я не могу припомнить ни единой ссоры между нами.

Уильям Ханна, из книги A Cast Of Friends

Его отец руководил строительством железных дорог, канализаций и водопроводов на западе Америки, так что семья часто переезжала. Когда Уильяму было три года, они переместились в Бэйкер Сити, Орегон — там отец мальчика начал работать над дамбой Балм Крик и часто брал его с собой.

До 1919 года семья ещё много раз перебиралась с места на место: они побывали в Калифорнии, Юте и других штатах, пока, наконец, не остепенились в калифорнийском городе Уоттс. Там Уильям стал скаутом и начал ходить в школу Комптон, где играл на саксофоне в танцевальной группе. Позже любовь к музыке переросла в участие в написании композиций для мультфильмов.

Уильям Ханна всю свою жизнь очень серьёзно относился к скаутскому делу, а главной наградой в своей жизни считал «Distinguished Eagle» — эта награда присуждается за выдающиеся заслуги в скаутском деле в течение не менее 25 лет после достижения самого высокого ранга, «скаута-орла».

После школы Уильям поступил в комптоновский колледж, где учился журналистике и строительной инженерии, но из-за Великой депрессии ему пришлось бросить учёбу и найти оплачиваемую работу. Он подрабатывал и инженером-строителем, и в автомойке, пока друг семьи не посоветовал ему устроиться в компанию кинопродюсера Леона Шлезингера «Pacific Title & Art Studio», которая занималась дизайном интертитров для немого кино.

Благодаря своим способностям к рисованию, Ханна смог попасть на работу в новую анимационную студию, которой заведовали Хью Харман и Рудольф Айсинг. Она занялась созданием Looney Tunes и Merrie Melodies, а Ханна стал руководителем одного из отделов.

Хью Харман и Рудольф Айсинг
Хью Харман и Рудольф Айсинг

В 1933 году Харман и Айсинг разорвали отношения со Шлезингером, которому достались права на мультсериалы. Но дуэт сохранил права на персонажа Боско и вместе с Ханной ушёл в свободное плавание. К 1936 году Уильям уже стал режиссёром мультфильмов и создал несколько короткометражек для серии Happy Harmonies.

Уже в 1937-м Metro-Goldwyn-Mayer отказалась от выпуска работ Хармана и Исинга и решила создать собственное подразделение мультипликации, куда наняли почти всех их сотрудников, в том числе Уильяма Ханну. Он поработал над The Captain And The Kids, экранизацией популярного комикса The Katzenjammer Kids, и примерно в этот период познакомился с другим аниматором студии, Джозефом Барберой.

Барбера родился на год позже Ханны в Нью-Йоркской Маленькой Италии в семье сицилийских иммигрантов Винсента Барберы и Франчески Кальвакки — через несколько месяцев после рождения Джозефа они перебрались в Бруклин. Отец мальчика владел тремя парикмахерскими, но растратил все семейные деньги из-за пристрастия к азартным играм и бросил жену и детей. Так что к 15 годам отца Джозефу заменил брат матери Джим.

Барбера поступил в школу Эрасмус холл и почти сразу проявил способности к рисованию. В годы учёбы он работал курьером, а ещё преуспел в боксе и даже завоевал несколько титулов, но быстро потерял интерес и решил не становиться профессиональным спортсменом. Впервые он заинтересовался анимацией уже после школы, в 1929 году, когда посмотрел «Танец скелетов» Уолта Диснея. Джозеф даже писал Диснею письмо, в котором просил совета о первых шагах в индустрии анимации — тот ответил, что свяжется с ним во время предстоящей поездки в Нью-Йорк, но этого так и не произошло.

Хорошо, что Дисней меня не нанял. Иначе я бы до сих пор сидел в Бёрбанке и рисовал Микки Мауса.

Джозеф Барбера

Вскоре Барбера стал подрабатывать наёмным художником в свободное от работы в банке на Уолл-стрит время, а некоторые его работы даже печатали в газетах. В то же время он стал посещать занятия в Нью-Йоркской Лиге студентов-художников и институте Пратта.

Джозеф получил работу колориста в Fleischer Studios, а в 1932 году Van Beuren Studios наняла его в качестве аниматора. Там Барбера поработал, в том числе, над Cubby Bear и Rainbow Paradise и какое-то время разрабатывал небольшой мультфильм Wot A Night про двух друзей, которых звали Том и Джерри. Кстати, по слухам, название и эта наработка, и знаменитый мультсериал позаимствовали из книги 1821 года «Жизнь в Лондоне». Том и Джерри попали и в название её сценической адаптации, которая вышла позднее.

Между тем, в 1935 году Джозеф успел жениться на своей школьной возлюбленной Дороти Эрл, а ещё через год Van Beuren трещала по швам, так что Барбера ушёл к Полу Терри в Terrytoons. В 1937-м он устроился в только что созданную студию анимации MGM, которая предлагала более высокую зарплату и отчаянно нуждалась в талантливых кадрах.

Metro начала работать над анимацией в начале 1930-х и ни на что особо не претендовала. Но, когда я пришёл туда, Луи Майер, который мечтал о том, чтобы MGM была лучшей во всех областях, хотел набить анимационную студию талантами и создать запоминающихся персонажами вроде тех, что были у конкурентов.

Джозеф Барбера
Уильям Ханна и Джозеф Барбера
Уильям Ханна и Джозеф Барбера

Вместе с Уильямом Ханной они начали работать над мультсериалом с двумя центральными персонажами — они сразу определились, что герои будут противостоять друг другу, но сначала планировали сделать их лисом и псом.

Фреду Куимби, главе подразделения, как и другим сотрудникам, не понравилась финальная задумка, но он всё-таки решил дать аниматорам шанс. У бывшего моряка были проблемы с чувством юмора, хотя это не помешало ему продюсировать «Тома и Джерри» аж до 1955 года.

Кот и мышь? А вы можете придумать что-то ещё менее оригинальное?

Реакция студии, из книги Барберы My Life In ‘Toons

Первый мультфильм об их борьбе получил название Puss Gets The Boot и вышел 10 февраля 1940 года. Кота в нём ещё звали Джаспер, а мышонка — Джинкс. Хотя Куимби после просмотра мультфильма изменил своё мнение, аниматоров сразу попросили не питать особых надежд, и они переключились на другие проекты.

Через какое-то время в студию пришло письмо из Техаса от женщины по имени Бесси Шорт, которая интересовалась датой выхода последующих эпизодов. Это убедило начальство дать проекту зелёный свет, а в небольшом конкурсе внутри студии благодаря аниматору Джону Карру родились новые имена героев — Том и Джерри. Он даже получил небольшой приз в размере 50 долларов.

Неожиданно для всех, в том числе для Луи Майера, который на такой успех студии не рассчитывал, мультфильм получил номинацию на «Оскар» в категории короткометражных мультфильмов. Кстати, в титры попал Рудольф Айсинг, а не Ханна и Барбера. Хоть он и помогал им в работе, Барбера был этим не доволен.

Вскоре Барбера и Ханна создали ещё несколько серий о Томе и Джерри, в которых отметился композитор Скотт Брэдли — его партитуры было очень сложно играть, так как он использовал двенадцатитоновую технику Арнольда Шёнберга. Первые выпуски отличились тем, что Тома чуть ли ни откровенно унижали в каждой серии, при этом он сам всегда был виновником конфликта. Что интересно, Ханна и Барбера никогда не тратили много времени на сценарий — многие идеи приходили прямо во время рисования очередного эпизода.

История первых эпизодов про Тома и Джерри тесно связана со знаменитым Тексом Эйвери, который ответствен за Багза Банни и других известных персонажей того времени, хотя его имя не найти в титрах к сериалу. Эйвери попал в MGM в 1942 году и сразу получил от Фреда Куимби собственный отдел, где создал несколько мультфильмов, в том числе «Классную красную шапочку», «Гонки с преследованием на северо-западе» и «Очень большую канарейку».

«Гонки с преследованием на северо-западе» (1946)
«Гонки с преследованием на северо-западе» (1946)

Его влияние добралось и до Тома с Джерри: после 1942 года в сериале стало больше безумного визуального юмора вне законов физики вроде выскакивающих из орбит глаз и растягивающихся конечностей. Можно сказать, что многочисленными мемами с Томом в смешных позах и формах мы обязаны именно Тексу Эйвери.

Если первый эпизод сериала получил лишь номинацию на Оскар, то в 1943-1946 годах «Том и Джерри» забирали статуэтку, равно как и в 1949-м. А всего в период с 1940 по 1957 год Ханна и Барбера создали 114 эпизодов «Тома и Джерри». Но в 50-х затраты на их производство уже стали превышать прибыль из-за того, что MGM была не готова к «восхождению» телевидения и показывала мультфильмы в основном в кинотеатрах, так что сериал постепенно свернули.

Зато в 1955-м Ханна и Барбера смогли поработать на руководящих должностях после ухода Фреда Куимби. После этого началась история знаменитой Hanna-Barbera, а «Том и Джерри» попали в руки другого талантливого аниматора. Интересно, что позже один из ветеранов студии Джозефа и Уильяма отмечал, что два друга были совсем не похожи.

У Билла был белый Линкольн Континенталь, у Джо — новый чёрный Кадиллак каждый год. Джо жил в Бель-Эйр (престижный район у подножия гор Санта-Моника, в котором находится знаменитый бульвар Сансет — прим. DTF), Билл — в небольшом домике-студии в Шерман-Окс (тихий семейный район Лос-Анджелеса — прим. DTF). Билл был упрямым бизнесменом, который будто руководил большим судном, а Джо был убедительным, обладал привлекательным характером и фантастическим чувством юмора.

Тони Бенедикт, сотрудник Hanna-Barbera
Уильям Ханна и Джозеф Барбара с отцом семейства Флинстоунов
Уильям Ханна и Джозеф Барбара с отцом семейства Флинстоунов

Джин Дейч и чешские коммунисты

Дейч родился в Чикаго в 1924 году. Когда ему было 5 лет, семья переехала в Калифорнию, где он начал ходить в школу в Голливуде, из которой выпустился в 1942-м. Он начал работать над чертежами в авиакомпании «Норт Американ» и там встретил свою первую жену Мэри. Через год его призвали и он даже прошёл подготовку пилота, но в 1944 году из-за пневмонии вернулся в тыл.

После этого он стал художником, рисовал обложки для журнала о джазе The Record Changer и присоединился к анимационной студии United Productions Of America. Во второй половине пятидесятых он стал креативным директором Terrytoons, в которой когда-то работал Уильям Ханна. В 1959-м Дейч приехал в Прагу на пару недель, но встретил там будущую вторую жену, Зденьку Найманову, влюбился и остался там работать. Но трудился он не абы где, а в студии Rembrandt Films Уильяма Снадера, к которой после пары заметных работ, в том числе оскароносного Munro, и обратилась MGM.

Munro (1960)
Munro (1960)

Они поздно осознали, что сделали большую ошибку, когда уволили Билла Ханну и Джо Барберу и закрыли анимационное подразделение. [Джо] Фогель (руководитель MGM в период 1956-1963 годы — прим. DTF) начал искать возможность продолжить их главную историю — «Тома и Джерри».

Джин Дейч, из воспоминаний
Джин Дейч
Джин Дейч

Снайдер основал Rembrandt Films в 1949 году как раз для работы с аниматорами из Восточной Европы и импорта их анимации в США. А в 50-х договорился с чешской анимационной студией Bratri v Triku о создании внутри неё его отдельного подразделения. Правда, вскоре понял, что для работы с американской аудиторией ему нужен американский режиссёр.

Наша студия была настоящей семьёй, и мы не хотели, чтобы американец в неё вторгался и говорил нам, что делать.

Зденька Найманова

Сам Дейч скептически относился к «Тому и Джерри» и считал мультфильм примером демонстрации беспричинной жестокости и юмора, который основан на боли персонажей. Да и безвкусный образ домохозяйки ему не нравился. Анимационная школа в Праге не привыкла к таким работам.

Факт оставался фактом: эти изолированные [от остального мира] аниматоры коммунистической эпохи никогда не видели ни одного мультфильма о Томе и Джерри! Я видел довольно много и, несмотря на моё несогласие с их идеологией, оценил безупречное мастерство, выразительную анимацию, бесконечную изобретательность и ударопрочность персонажей.

Джин Дейч, из воспоминаний

Перед Дейчем встала задача объяснить пражским аниматорам, как работать с неизвестными им персонажами, а осложнялось дело сжатыми сроками и бюджетами от MGM. Если Ханна и Барбера делали мультфильмы про этих героев на протяжении 20 лет, знали их чуть ли не лучше самих детей, а производство каждого их эпизода стоило около 40 тысяч долларов, то команда Дейча должна была нарисовать 12 эпизодов за год с бюджетом в 10 тысяч на каждый из них.

Для начала MGM прислала в студию Дейча набор «ознакомительных материалов» — четыре фрагмента плёнки с «Томом и Джерри» и несколько стопок карандашных набросков на бумаге.

Мы изучали их снова и снова, просматривали мультфильмы на проекторе и монтажных столах. Мы наблюдали за маленькими хитростями, основными акцентами и выражениями лиц. Мы практиковались в рисовании персонажей в их типичных позах.

Джин Дейч, из воспоминаний

Но чешские аниматоры привыкли работать совсем по-другому. Вместо высококлассной бумаги они использовали архитектурный прозрачный пергамент и утверждали, что он помогает им с анимацией. Американские художники, в том числе Дейч, были не согласны: пергамент был настолько хрупким, что отверстия для колец в блочных тетрадях с кадрами приходилось укреплять, да и спокойно переворачивать листы было невозможно. Дейч не выдержал и перевёл команду на качественную белую бумагу, к которой они адаптировались прямо по ходу работы.

Сам он занялся и звуком. Для записи оркестрового саундтрека он принёс в студию собственный магнитофон и два микрофона, а ещё самостоятельно записал многие звуковые эффекты. Дейч смог добиться стерео-звучания, в то время как местные инженеры предлагали только моно.

Я могу только представить, что бы случилось, если бы в MGM узнали, что весь саундтрек к нашим «Тому и Джерри», включая симфонический оркестр для эпизода Carmen Get It, был записан на диктофон Ampex 601-2 размером с чемодан с ручкой! И что все треки были отредактированы и сведены в крошечной холостяцкой квартирке в коммунистической Праге!

Джин Дейч, из воспоминаний

Дейч позвал работать над эпизодами нескольких своих старых друзей и даже тех, кто делал раскадровки для оригинального мультсериала, но все ключевые позиции рисовал сам.

Поначалу его стиль рисования совсем не соотносился с классическими «Томом и Джерри», но со временем он развил навык, взял за основу поздние эпизоды Ханны и Барберы и был уверен, что аудитория примет его версию. У сериала появилось несколько отличий от оригинала — например, большая часть действия переместилась на улицу, а домохозяйка стала белой.

«Том и Джерри» Джина Дейча
«Том и Джерри» Джина Дейча

Джин Дейч сам признавал, что итоговая работа была не так уж и хороша, хоть и Фогель с его командой из MGM были довольны. Их смущала лишь связь новой версии Тома и Джерри с «чехословацкими коммунистами».

В оригинальном сериале в финальных титрах была строчка «Сделано в Голливуде, США». Конечно, мы не могли вставить «Сделано в коммунистической Чехословакии». Нам даже не разрешили указать настоящие имена чешских аниматоров.

Джин Дейч, из воспоминаний

В итоге в титры попали их «американизированные» имена вроде А. Буриша, которым стал Антонин Буре, или Виктора Литтла — «в прошлом» Вацлава Лидла. Позже сын Уильяма Снайдера говорил, что не считает эти изменения следствием страха его отца.

Он думал, что будет лучше не распространять идею о том, что эти мультфильмы не были американскими. В конце концов, они были сделаны для американцев американским режиссёром.

Адам Снайдер

Ещё до конца работы над эпизодами Фогель покинул MGM, так что команда потеряла своего «покровителя», а новое руководство хотело, чтобы мультсериал создавали поближе к «дому». Работа остановилась на 12 эпизоде — как раз на этом месте в своё время закончила работу первая команда Ханны и Барберы.

Фогелю нравилось то, сколько усилий мы вкладываем в работу, он гордился тем, что ему посчастливилось работать с первоклассной зарубежной студией, которая смогла создать такой сложный мультфильм, как «Том и Джерри», за половину стоимости сериала Ханны и Барберы. Ему нравилось то, что мы делали. Мы могли продолжить, если бы он остался у руля. Но Джо был де-Metro-изирован, и, поскольку мы были «его» активом, то пошли на дно вместе с ним. Так Голливуд работал и работает до сих пор.

Джин Дейч, из воспоминаний

Последний эпизод от команды Дейча вышел на экраны 21 декабря 1962 года. Сериал был коммерчески успешным, но не получил ни одной награды, а сегодня считается одной из худших реинкарнаций приключений Тома и Джерри, хоть и у неё есть преданные фанаты. Как раз для таких в 2015 году и вышло DVD-издание «Том и Джерри: коллекция Джина Дейча». Сам Дейч умер в апреле 2020 года.

Продукт своего времени ищет крышу над головой

В 1912 году в Спокане, Вашингтон, родился Чак Джонс. Его семья часто переезжала, так что мальчик успел побывать и в Южной Калифорнии, и в Ньюпорт Бич, и в Голливуде, где наблюдал становление классического кинематографа и его икон вроде Чарли Чаплина и Бастера Китона. Родители поддерживали увлечение ребёнка рисованием, поэтому, когда Чаку было 15, отец предложил ему бросить школу и поступить в Калифорнийский Институт Искусств.

Он закончил обучение в разгар Великой депрессии, немного поработал с одним из первых партнёров Уолта Диснея Абом Айверксом, создателями «Вуди Вудпекера» Чарльзом Минцем и Уолтером Ланцом, а в 1933 году устроился в студию Леона Шлезингера, которая создавала мультфильмы для Warner Bros. Этим Джонс и занимался следующие 30 лет — он стал одним из создателей Багза Банни, Даффи Дака, Элмера Фадда, Порки Пига и других культовых персонажей WB.

Когда в 1953 году анимационная студия WB закрылась, Джонс работал в Walt Disney Productions, а затем вновь присоединился к Warner Bros. Правда, в 1960 году он работал над мультфильмом по их с женой сценарию вместе с United Productions of America.

После выхода «Мурлыки» WB выкупила его и узнала, что Джонс при действующем контракте со студией участвовал в его производстве. Так что аниматора уволили, и Джонс вместе с Лесом Голдманом основал собственную независимую анимационную студию Sib Tower 12 Productions, в которую позвал большую часть своей команды из Warner Bros. Позже MGM поглотила студию и переименовала в MGM Animation/Visual Arts.

Лес Голдман и Чак Джонс с раскадровками
Лес Голдман и Чак Джонс с раскадровками

Джонс проработал над «Томом и Джерри» вплоть до 1967 года и за это время создал 34 эпизода мультсериала, которые переиздали в 2009-м. Самому Чаку персонажи и уровень насилия из предыдущих сериалов о них были не по душе.

Подробностей об этом периоде развития сериала почти нет, зато известно, что Джонс «корректировал» некоторые вышедшие ранее эпизоды для выхода «Тома и Джерри» на телевидение в 1965 году. Например, команда Джонса заменяла темнокожую домохозяйку на белого подростка или ирландку, для которых была записана новая озвучка, причём обоих персонажей озвучил один человек. Кстати, над некоторыми из оригинальных эпизодов, которые подверглись редактуре, работал первый в истории Голливуда темнокожий аниматор Фрэнк Брэкстон.

«Том и Джерри» Чака Джонса
«Том и Джерри» Чака Джонса

В сериале вернулась фирменная заставка MGM, в которой на этот раз льва изображал Том. Сегодня самые неполиткорректные серии просто не попадают в переиздания, а Amazon показывает мультфильм с пометкой о «расовых предрассудках». Похожий дисклеймер даже записала для DVD-переизданий и iTunes сама Вупи Голдберг.

Мультсериал впервые транслировали на ТВ в 1965-1972 годах. А в 1975-м он вновь вернулся в руки Ханны и Барберы. За прошедшие годы они основали собственную студию — Hanna-Barbera — и выпустили несколько культовых мультфильмов вроде «Флинстоунов» и «Скуби-Ду».

На этот же раз они создали для MGM 48 семиминутных эпизодов про Тома и Джерри для телевидения, которые транслировали по каналу ABC с 1975 по 1977 год под названием «Шоу Тома и Джерри».

«Шоу Тома и Джерри» отметилось появлением у Джерри красной бабочки
«Шоу Тома и Джерри» отметилось появлением у Джерри красной бабочки

Главные герои теперь были совсем безобидными и чуть ли не дружелюбными по отношению друг к другу из-за строгих современных правил о демонстрации жестокости в мультфильмах на ТВ. Это усложнило работу Ханны и Барберы, особенно учитывая то, что в их оригинальной работе попадались довольно специфические эпизоды — вроде The Two Mouseketeers, где Тома казнили на Гильотине. Новый сериал был гораздо менее успешным, чем оригинал.

Попытки возродить мультик продолжались аж до 2006 года. В 1980-м MGM совместно с Filmation Studios запустила Tom and Jerry Comedy Show, в котором также появились и другие персонажи вроде Друппи, Спайка, Волка Слика и Медвежонка Барни, которые не появлялись в сериале со времён оригинальных короткометражек.

Несмотря на то, что работа Filmation старалась подражать первому сериалу Ханны и Барберы и его юмору за гранью законов физики, Comedy Show не добилось особых успехов. Затем MGM вместе с её персонажами купил Тед Тёрнер, а после продажи студии оставил права на персонажей себе. Вскоре его компания объединилась с Warner Bros., а Том и Джерри нашли свой нынешний дом, в который вошла и студия Ханны и Барберы в процессе работы над «детской» версией «Тома и Джерри» Tom and Jerry Kids в начале 90-х.

К слову о «детской» версии: многим известен очевидный оммаж на Тома и Джерри из «Симпсонов», где по телевизору крутят детский мультфильм «Шоу Щекотки и Царапки», который гораздо жёстче своего прародителя. Но даже он не сравнится в жестокости с итальянским комиксом Squeak the Mouse, в котором временами появлялись даже сцены порнографического характера — из-за них в августе 1985 года в Нью-Йорке все выпуски комикса изъяли из продажи. Хотя вскоре суд заставил вернуть их обратно.

Из рук в руки — переменчивая жизнь «Тома и Джерри»

Том и Джерри в кино

Экранизация 2021 года — не единственный фильм с участием Тома и Джерри. Только собственных полнометражек у дуэта аж 14. Но впервые они появились в кино почти в одно время с оригинальным сериалом — Джерри встретился лицом к лицу с Джином Келли в фильме «Поднять якоря» в 1945 году, где Том «сыграл» прислугу.

Интересно, что изначально создатели фильма хотели задействовать в нём персонажей Disney, но Уолт Дисней отказался, так как в то время студия сфокусировалась на создании собственных мультфильмов, чтобы отбить долги. А чуть позже, в 1953 году, Том и Джерри составили компанию Эстер Уильямс в фильме «Покорить Ла-Манша».

Джерри и Джин Келли в фильме «Поднять якоря» (1945)
Джерри и Джин Келли в фильме «Поднять якоря» (1945)

Самостоятельный фильм о Томе и Джерри пытались создать ещё в начале 70-х — тогда им должен был заняться Чак Джонс, но он отказался от работы из-за того, что не смог найти подходящий сценарий. Позже идею подхватили продюсер Мартин Эрлихман и Дэвид Ньюман, известный по работе над «Бонни и Клайдом» 1967 года: они хотели создать фильм с живыми актёрами в костюмах в духе «Волшебника из страны Оз» 1939 года, а главные роли должны были исполнить Чеви Чейз и Дастин Хоффман. Фильм так и не сняли, зато его сценарий можно найти в сети.

В итоге первый фильм про Тома и Джерри вышел в 1992-м, аж 20 лет спустя, под заголовком Tom and Jerry: The Movie, отметился обилием разговоров главных героев и стал катастрофой, которая похоронила франшизу на следующие 9 лет. Перевыпустили его только в прошлом году по случаю запуска HBO Max. Сегодня его почти не показывают по ТВ, в отличие от других реинкарнаций Тома и Джерри. Фильму не помогло даже то, что его создателей консультировал сам Джозеф Барбера.

Tom and Jerry: The Movie (1992)
Tom and Jerry: The Movie (1992)

Следующая полнометражная картина с участием персонажей, Tom and Jerry: The Magic Ring, вышла сразу на DVD и стала последней совместной работой Ханны и Барберы, так как Уильям умер вскоре после её выхода. Это случилось в 2001 году, и как раз тогда Warner Bros. приобрела права на серию. А после выхода короткометражки «Каратист-хранитель» в 2005 году не стало и Джозефа Барберы.

За последние 20 лет вышло ещё 13 полнометражных мультфильмов о Томе и Джерри, каждый из которых сразу отправлялся в домашний прокат. Свежий фильм — второй после The Movie, который попал в кинотеатры. О нём стало известно ещё в октябре 2018 года, а его режиссёром стал Тим Стори, который снял дилогию о «Фантастической четвёрке» с Крисом Эвансом.

Изначально фильм должен был выйти в апреле 2020 года, но передвинулся сначала на декабрь 2020-го, а потом на март 2021-го — и в итоге вышел в середине февраля. В нём, помимо прочих, сыграли Хлоя Грейс Морец, Майкл Пенья и Колин Жост. Для Стори «Том и Джерри» был главным мультфильмом детства, так что он обещал бережно перенести особенности оригинала на большой экран — судя по отзывам критиков, получилось не до конца

Наша задача заключалась в том, чтобы перевести семиминутную короткометражку в полнометражный формат. В сценарии есть всё, что нужно: и юмор, и человеческая история, за которой легко следить.

Тим Стори

Главным источником вдохновения для режиссёра послужил знаменитый фильм «Кто подставил кролика Роджера» 1988 года — Стори не хотел идти по пути современных киноремейков классической анимации в духе «Аладдина» Гая Ричи или «Короля Льва» Джона Фавро.

«Кто подставил кролика Роджера» (1988)
«Кто подставил кролика Роджера» (1988)

[Том и Джерри] живут по определённым правилам — их можно разрезать пополам или раздавить. И в то же время они попадают в наш мир, который работает по своим правилам. Эта концепция позволила нам выжать из фильма максимум веселья. Когда актёры чувствовали тон истории, мы могли просто дурачиться на съёмочной площадке: пусть они сражаются, ломают окружение, мебель и делают всё то, чем так известны!

Тим Стори

Хотя, по словам, Хлои Грейс Морец, играть в сцене вместе с «куском бумаги на палочке» было непросто, так что Стори заказал полноразмерную фигуру Тома, чтобы актёрам было проще. По мнению актрисы, режиссёр не боится ломать шаблоны ради того, чтобы соответствовать качеству оригинальных мультфильмов.

«Том и Джерри» — один из столпов той анимации, что знают и любят сегодня по всему миру. На первый взгляд простая «экранизация кошек-мышек» для многих стала важной частью детства, а кого-то даже вдохновила на создание собственных мультфильмов. А в «Лаборатории Декстера» Геннди Тартаковски есть целый эпизод, пародирующий «Тома и Джерри».

Сериал повлиял и на реальную жизнь: в 2002 году США и Великобритания запустили спутники GRACE и GRACE-FO, и из-за особенностей гравитации один из них постоянно ускоряется, а второй чуть позже догоняет его. За такие «догонялки» их прозвали Томом и Джерри. История о Томе и Джерри пришлась по душе и на Востоке — в ОАЭ в 1972 году выпустили несколько наборов марок по мотивам мультсериала. Правда, несколько лет назад глава информационной службы Египта обвинил «Тома и Джерри» в насилии и экстремизме в этой части света.

Персонажи переходили от одной команды аниматоров к другой, каждый раз приобретая всё новые узнаваемые черты. С начала этой истории прошёл почти целый век, и, кажется, конец её маловероятен. Мы точно ещё не раз услышим о приключениях знаменитого кота и мышонка.

Эволюция «Тома и Джерри» от первых эпизодов до наших дней
1010 показов
17K17K открытий
99 репостов
48 комментариев

Как же я любил в детстве этот мультик. С братом часто смотрели его)
Любимые серии были Фреда Куимби

Ответить

На кассетах VHS по три часа каждая... Эх.. Грусть...

Ответить

Обожаю мультик, искренне люблю Тома и сочувствую ему.

Джерри — гнида 

Ответить

Они как Бэтмэн и Джокер, понимаешь. В чем смысл жизни Тома, если бы Джерри не было?)
Ведь вроде даже обыгрывалось несколько раз,что Том по настоящему то убить его(если это понятие применимо к детскому мультику конечно) не хотел

Ответить

У этих персонажей трагическая жизнь, их самочки бросили и укатили с багочами

Ответить

Сломаю тренд, и скажу, что любимыми сериями всегда были работы Чака Джонса. Слишком уж меня привлекает их рисунок и стиль анимации. Оригинальные Ханна-Барберовские тоже на вершине, но версия Джонса прямо в сердечке

Ответить