Голливудские звёзды, снявшиеся в мультфильмах Диснея, не подозревая об этом

В классических мультфильмах художники часто использовали лица знаменитостей в качестве прототипа для внешности персонажей. Сами актёры об этом даже не догадывались.

В эпоху, когда мультфильмы создавались по старинке — с помощью карандаша, бумаги и усидчивости аниматоров — чтобы воспроизвести на экране реалистичные движения, приходилось идти на различные ухищрения.

Главное из них для того времени — ротоскопирование, техника обрисовки кадров, которые снимаются вживую. Ею одно время пользовались и в Disney, однако вскоре отказались. Об этом авторы «Русалочки» рассказали в документальном фильме Under the scene: The art of live action reference

Уолт Дисней
Уолт Дисней

К сожалению при таком подходе игра выглядит неубедительно. Так что Уолт и его художники довольно быстро поняли, что можно сделать иначе — если выбрать несколько основных поз и взять их за основу всей анимации, то художники вложат в них всё своё мастерство. И именно эти позы позволят оживить персонажа.

Марк Хенн, Аниматор, работавший над «Русалочкой» (1989)

Актёры, вживую отыгрывавшие сцены из будущего мультфильма, никуда не делись. Но теперь они выступали не в роли самих персонажей, а в роли их прототипов. Аниматоры отмечали особенности их мимики, движений, даже то, как они убирают волосы со лба, чтобы добавить эти детали нарисованным персонажам и таким образом оживить их.

Кэтрин Бомонт в роли Алисы.
Кэтрин Бомонт в роли Алисы.

Так, например было при съемках мультфильма «Алиса в Стране чудес» 1951 года, когда прототипом главной героини стала 13-летняя Кэтрин Бомонт (впоследствии она озвучивала Венди в «Питере Пэне»).

Так было и при съемках «Спящей красавицы». Прототипом злой волшебницы Малефисенты в нём была Элеонор Одли.

Элеонор Одли в роли Малефисенты.
Элеонор Одли в роли Малефисенты.

Но это именно актёры, которых специально приглашали быть прототипами, чтобы аниматоры могли вдохнуть жизнь в персонажей на основе их пластики. Однако не редко художники Disney использовали лишь их движения, а вот внешность для персонажа брали у другого актёра, который об этом даже не подозревал. В этом тексте мы решили вспомнить несколько таких случаев.

Злодейка, списанная с голливудской скандалистки

Про Круэллу Де Виль (в русском переводе Стервеллу), главную злодейку истории о 101 далматинце, скоро выйдет отдельный фильм — «Круэлла» с Эммой Стоун. Ранее в одноимённом фильме 1996 года и его продолжении жестокую модницу играла Гленн Клоуз.

Круэлла Де Виль из мультфильма 1961 года.
Круэлла Де Виль из мультфильма 1961 года.

В «живых» экранизациях, как и в анимационном фильме 1961 года и оригинальной книге суть Круэллы примерно одна и та же. Немного безумная, властная женщина, которая на пути к своей цели не остановится ни перед чем, даже перед убийством сотни пятнистых щенков. Круэлла подлая, но смешная. Она легкомысленна и эгоистична, но при этом никогда не перестаёт думать.

Ранние наброски Круэллы, сделанные аниматором Марком Дэвисом.
Ранние наброски Круэллы, сделанные аниматором Марком Дэвисом.

И чтобы достоверно изобразить такого одиозного персонажа, аниматор Марк Дэвис использовал в качестве прототипа реальную женщину, которая в Голливуде была на слуху почти всю первую половину XX века.

Таллула Бэнкхед
Таллула Бэнкхед

Речь об актрисе театра и кино Таллуле Бэнкхед. За свою карьеру она снялась в 17 фильмах, из которых можно, например, выделить «Спасательную шлюпку» Альфреда Хичкока, где Таллула сыграла корреспондентку, после кораблекрушения оказавшуюся посреди океана в лодке вместе с ещё несколькими людьми.

Таллула отличалась яркой внешностью, голосом с хрипотцой, немного безумным смехом, а современникам запомнилась её разгульная жизнь, полная наркотиков, выпивки и секса. Правда или нет, но говорят, что не изменила себе она даже на смертном одре — её последним словом было «бурбон».

<p>«Спасательная шлюпка» Альфреда Хичкока (1944)</p>

«Спасательная шлюпка» Альфреда Хичкока (1944)

А кроме того Таллула Бэнкхед славилась острым языком. Её выражения быстро уходили в народ.

Например, Таллуле Бэнкхед приписывают такое выражение: «Если бы мне пришлось прожить свою жизнь заново, я бы совершила те же ошибки, только раньше». Или такое: «Я приду и займусь с тобой любовью в пять часов. Если я опоздаю, начинай без меня».

Хотя не стоит думать, что Круэлла полностью скопирована с Бэнкхэд. Задача у аниматора была сделать нового яркого персонажа, а не перенести голливудскую скандалистку в мультфильм.

На самом деле в уме я держал несколько прототипов, когда рисовал Круэллу, включая Таллулу и ещё одну женщину, которую я знал, которая была просто монстром. Она была высокой и тонкой и трещала без умолку — ты никогда не понимал, о чём она говорит, но при этом не мог вставить ни словечка.

Марк Дэвис, аниматор
Бетти Лу Герсон, подарившая свой голос Круэлле.
Бетти Лу Герсон, подарившая свой голос Круэлле.

Озвучивать Круэллу пригласили актрису Бетти Лу Герсон, звезду радиопостановок, которая ранее озвучила закадровый голос рассказчицы в мультфильме «Золушка». При первой записи её попросили импровизировать.

Первый голос, который я попробовала, звучал немного как Таллула Бэнкхед. Все говорили: «Вот так, не меняй его!». Я не хотела, чтобы Круэлла была такой же пугающей, как Малефисента, поэтому играла её с ноткой юмора в голосе. Многие из диснеевских злодеев действительно ужасны, но я думаю, что Круэлла скорее комичная, чем злая.

Бетти Лу Герсон, актриса, озвучившая Круэллу

А вот прообразом для «изящных» движений Круэллы стала актриса Мэри Уикс, которая, например, известна по ролям в комедиях «Действуй, сестра», «Я люблю Люси» и «МЭШ». На протяжении нескольких недель она, одевшись в то, что носит Круэлла, повторяла сцены из будущего мультфильма, чтобы аниматоры могли перенести её пластику на бумагу.

Мэри Уикс позирует для аниматоров в образе Круэллы.
Мэри Уикс позирует для аниматоров в образе Круэллы.

При этом играть голосом ей было не нужно. Из динамиков фоном звучали строчки из диалогов, которые уже до того начитала Бетти Лу Герсон, а Мэри Уикс нужно было лишь двигаться и подстраивать свою мимику под эти слова.

А я то думала, что просто выйду, и они меня сфотографируют. Самое смешное, что для меня это было наоборот. Весь диалог был записан. Поэтому мне пришлось приспосабливать свои движения к нему.

Мэри Уикс, актриса, позировавшая для художников в образе Круэллы
Мэри Уикс позирует для аниматоров в образе Круэллы.
Мэри Уикс позирует для аниматоров в образе Круэллы.

Грифы с прическами, как у The Beatles

«Книга джунглей» 1967 года была последним мультфильмом, над которым работал сам Уолт Дисней до своей смерти. А ещё этот мультфильм примечателен тем, что в нём едва не снялась группа Битлз.

По задумке аниматоров, Ливерпульская четвёрка должна была сыграть поющих грифов, которые приходят на помощь Маугли и песней «That’s What Friends Are For» и рассказывают ему о том, как важно, когда рядом с тобой друзья.

«Книга джунглей» (1967)
«Книга джунглей» (1967)

Причем Битлы должны были не только исполнить песню грифов, но и озвучить самих персонажей, ведь у тех было несколько строк в сценарии. Аниматоры, уже готовые к тому, что Ливерпульская четверка согласится, даже нарисовали грифов так, чтобы своими причёсками те напоминали Джона Леннона, Пола Маккартни, Ринго Старра и Джорджа Харрисона.

Но в итоге Биттлы отказались. По одной из версий, не срослось у них из-за Джона Леннона, который заявил, что участвовать не будет, и что студии лучше позвать вместо них Элвиса Пресли.

Впрочем, удалять грифов никто не стал. Фирменные причёски почти всем птицам сохранили, а песню про дружбу спели совсем другие исполнители.

The Beatles
The Beatles

Русалочка

«Русалочка» 1989 года была знаковым мультфильмом для Disney — их первая картина за 30 лет, в которой главной героиней снова была «диснеевская принцесса» (Предыдущая картина «Спящая красавица» с Авророй вышла в 1959 году).

Аниматорам важно было не ударить в грязь лицом. Поэтому к созданию Ариэль они подошли комплексно. За её дизайн отвечал аниматор Глен Кин, который ранее работал над крупными монстроподобными персонажами для мультсериалов Star Trek: The Animated Series, фильмом «Дракон Пита», а также мультиком «Великий мышиный сыщик».

«Русалочка» (1989)
«Русалочка» (1989)

Вообще изначально они хотели, чтобы я нарисовал Урсулу — главную злодейку. Но я почувствовал: «Нет, я хочу сделать что-то новое». Мне нужен был вызов и я хотел сделать что-то более изящное и Ариэль была тем, чем мне хотелось заниматься.

Глен Кин, Аниматор

Чтобы Ариэль получилась запоминающейся и правдоподобной Глен Кин стал в буквальном смысле собирать её по кускам. Знаменитые длинные красные волосы он позаимствовал с картины «Русалка» британского художника Джона Уотерхауса.

«Русалка» Джона Уотерхауса
«Русалка» Джона Уотерхауса

Её платье, которое она носила, уже став человеком, было собрано из элементов платьев Белоснежки, Авроры и Золушки — таким образом в Disney хотели отдать дань уважения своим предыдущим принцессам.

Платье, собранное из элементов платьев Белоснежки, Авроры и Золушки. 
Платье, собранное из элементов платьев Белоснежки, Авроры и Золушки. 

Движения главной героини Глен Кин позаимствовал у аниматора и писательницы Шерри Стоунер, известной, например, за создание и озвучку персонажа Белки Слэппи в «Озорных Анимашках».

Стоунер с другими актёрами на камеру воспроизвела несколько сцен из будущего мультфильма, а аниматоры потом перенёсли её пластику на бумагу. Правда, если во временя Уолта Диснея для таких сцен строились полноразмерные декорации (если герой спускается по лестнице, то строили такого же размера лестницу), то в конце 80-х, когда обходились тем, что имелось. Роль лодки, на которой плыл герой, играло компьютерное кресло с колесиками, вместо шкатулки с драгоценностями актриса на камеру раскрывала папку для бумаг.

Также во многом Ариэль это жена Глена Кина, о чём он не раз признавался.

Мой отец однажды сказал мне «Рисуй то, что знаешь», и я видел, как он постоянно это делает. Он всегда ходил с маленьким блокнотом в кармане и всегда рисовал то, что происходит в повседневной жизни. Для меня это была самая нормальная вещь в мире. И поэтому, когда я вырос и у меня появились свои малыши, я постоянно рисовал их. Я использовал свою жену Линду, как вдохновение для русалочки, мой сын Макс стал моим вдохновением для Тарзана. Моя дочь Клэр стала Рапунцель, потому что она всегда хотела разрисовать стены.

Глен Кин, Аниматор

Ну а чтобы нарисовать непосредственно лицо 16-летней Ариэль, Глен Кин стал читать подростковые журналы для девочек, ища вдохновение. В них однажды он наткнулся на фотографию Алисы Милано, 16-летней звезды ситкома «Кто здесь босс», выходившего с 1984 по 1992 год (В России с 2006 по 2008 год выходила его отечественная адаптация «Кто в доме хозяин?»).

Алиса Милано в юности.
Алиса Милано в юности.

Именно её лицо он и взял в качестве прототипа для лица Ариэль. Сама актриса об этом узнала лишь спустя год после выхода мультфильма.

В Disney нарисовали лицо Ариэль с моих фотографий. Это действительно круто и прекрасно. Но, знаете, я об этом и не подозревала, пока спустя год после выхода мультфильма они не попросили меня сняться в документальном фильме о создании «Русалочки».

Алиса Милано, актриса, ставшая прототипом для внешности русалочки Ариэль
«Русалочка» (1989)
«Русалочка» (1989)

В том документальном фильме Алису Милано попросили побыть закадровым голосом и сняться в нескольких сценах, где она идёт по пляжу на фоне волн. Что интересно, в титрах мультфильма «Русалочка» нигде не говорилось, что Ариэль как-то связана с Алисой Милано.

Поэтому тем, кто смотрел документалку сначала было непонятно, причём здесь та девочка из ситкома «Кто здесь босс» и боевика «Коммандо» с Арнольдом Шварценеггером.

«Русалочка» (1989)
«Русалочка» (1989)

Кстати, злодейка Урсула тоже была создана на основе знаменитости. Её срисовали с Дивайн — одной из самых известных американских дрэг-квин (артист, использующий на сцене женский образ), псевдоним под которым работал Харрис Гленн Милстед.

Дивайн Харриса Гленна Милстеда, с которого списали образ Урсулы. 
Дивайн Харриса Гленна Милстеда, с которого списали образ Урсулы. 

Большие объёмы, пышная причёска и даже макияж у Дивайн и Урсулы совпадают почти один в один. Но Харрис Гленн Милстед скончался в 1988 году — за год до выхода «Русалочки», поэтому себя в мультфильме Диснея в отличие от Алисы Милано он увидеть не смог.

Аладдину добавили больше Тома Круза

Пожалуй, главная звезда мультфильма «Аладдин» 1992 года это актёр Робин Уильямс. Балагур Джинн был срисован и списан с Уильямса, а кроме того ещё и озвучен им.

«Аладдин» (1992)
«Аладдин» (1992)

Но вот занятный факт, который вскрылся относительно недавно — в 2004 году с выходом документального фильма A Diamond in the Rough: The Making of Aladdin.

Сам титульный герой мультфильма тоже был «сыгран» голливудской знаменитостью. Аладдина срисовали с Тома Круза, карьера которого в начале 90-х была на взлёте. К тому моменту он уже снялся и в «Человеке дождя», и в «Коктейле», и в «Рожденном четвёртого июля». А до «Миссии невыполнима» оставалось всего четыре года.

Том Круз в фильме «Фирма» (1993)
Том Круз в фильме «Фирма» (1993)

Правда, как и другие актёры из этого текста, о своей «роли» в «Аладдине» Круз не знал. Дело всё в том, что и аниматоры из Диснея долгое время не знали, что срисовывать титульного героя они будут с восходящей голливудской звезды.

Одна из ранних версий Аладдина.
Одна из ранних версий Аладдина.

Изначально дизайн персонажа вообще был другим. Аладдин был моложе и напоминал скорее юмористического героя, нежели романтического. Его образ создавали с оглядкой на Майкла Дж. Фокса, знаменитого по трилогии «Назад в будущее».

А потом вдруг Джеффри Катценберг, председатель совета директоров The Walt Disney Company, разгромил дизайн главного героя. Он заявил, что не понимает, а с чего бы такой главный герой мог вообще понравиться принцессе Жасмин.

Я не понимаю, почему она пойдёт с ним. Я понимаю, почему он пойдёт с ней — это просто. Она прекрасна. Парни, у вас тут Джулия Робертс и Майкл Дж. Фокс. Они просто не сочетаются друг с другом. Вам нужен Том Круз и Джулия Робертс. Вот они сочетаются. Так что вам надо — это побольше Тома Круза.

Джеффри Катценберг, председатель совета директоров The Walt Disney Company
«Аладдин» (1992)
«Аладдин» (1992)

В итоге аниматоры стали прорабатывать новый дизайн персонажа уже с оглядкой на Тома Круза. Они начали изучать его фильмографию, чтобы правильно скопировать манеру двигаться и чтобы правильно скопировать его… фирменный нос. На доске для объявлений в студии несколько месяцев даже висели снимки его лица, чтобы у аниматоров всегда под носом был нос Тома Круза.

Они перепробовали четыре варианта: подросток с лицом Тома Круза, парень постарше с лицом Тома Круза, только тощий, парень постарше с лицом Тома Круза, но высокий и накачанный, ну и тот финальный четвёртый вариант, который появился в мультфильме — спортивный подтянутый молодой мужчина.

Еще одна ранняя версия Аладдина. 
Еще одна ранняя версия Аладдина. 

Сам Том Круз об этом, разумеется, понятия не имел. В общем-то его даже на озвучку персонажа не звали. Голос главному герою подарил 16-летний актёр Скотт Венгер, звезда сериала «Полный дом» (Это тот, который прославил близняшек Мэри-Кейт и Эшли Олсен). В перерыве между съёмками шоу он по совету матери просто прошёл прослушивание на роль «в каком-то там новом мультике» и был принят на работу.

До самого конца работы над мультфильмом мы продолжали перезаписывать даже крошечные звуки в сценах борьбы, например, или звук «Че?» («Huh?» — можно перевести и как «А?»). Помню, под конец работы у них был список того, какие звуки нам нужно исправить, и одним из пунктов было «невербальное выражение недоверия». И я такой: «Че?». А они: «Да-да! Мы вот об этом.

Скотт Венгер, Актёр, озвучивший Аладдина

Времена изменились. Теперь все мультфильмы делаются при помощи компьютерной графики, мельчайшие движения героев передаются при помощи технологии захвата, а знаменитые актёры становятся прототипами для внешности мультипликационных героев уже не в тайне от самих себя, а вполне открыто.

Кто-то скажет, что у таких фильмов пропала «душа», которая была у старых работ Disney. А кому-то, наборот, такой подход нравится намного больше.

«Душа» (2020)
«Душа» (2020)

В любом случае, то, чего Disney Animation достигла сейчас, стало возможным лишь благодаря опыту, накопленному за десятилетия проб, ошибок и кропотливого труда. Аниматоры долго учились по крупицам собирать героев таким образом, чтобы они выглядели, как живые, и без того, чтобы подсмотреть за реальными людьми тут было никак.

1111 показов
13K13K открытий
33 репоста
29 комментариев

Очень нравятся такие посты, которые раскрывают то, как все это делалось в прошлом=)

Ответить

вот это я понимаю рейтрейсинг!

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

вау, фига себе
отличный материал

Ответить
Ответить

Как раньше не понимал, почему это завирусилось, так до сих пор не понимаю.

Ответить