DTF смотрит: три хороших российских фильма
Комедия, драма и не совсем хоррор.
«Папа, сдохни»
Матвей приходит в гости к отцу своей девушки, чтобы убить его. В квартире оказывается жена жертвы, поэтому всё идёт не по плану — бытовое преступление превращается в настоящую криминальную и очень кровавую историю.
Впрочем, не шибко запутанную. Основной твист «Папа, сдохни» угадывается в первые же минуты, однако это не мешает получать от фильма удовольствие. Львиная доля событий картины разворачивается в одной квартире, что роднит «Папу» с какими-нибудь «Бешеными псами» или «Омерзительной восьмёркой». Кроме этого, повсеместных отсылок, да нелинейного повествования у работы Кирилла Соколова не так много общего с лентами Тарантино, несмотря на все сравнения, которые преследовали фильм после выхода.
Авторы «Папа, сдохни» делают ставку не на хлёсткие диалоги, но на зрелищный и чрезвычайно кровавый экшен. Сцен всевозможного насилия здесь действительно много: героев бьют, в них стреляют, их режут ножами и сверлят шуруповёртом. При этом фильм не скатывается в откровенную «чернуху», а умело ходит по грани. Да, где-то к середине фильма почти все персонажи с головы до ног покрыты кровью, но это не выглядит натужно или мрачно — скорее гротескно и смешно.
Вообще, смешное в «Папа, сдохни» строится именно на гиперболе. Хороших диалоговых шуток или буффонады тут не то, чтобы очень много. В какой-то момент начинаешь смеяться не над конкретными сценами, но над абсурдностью и безумием всей ситуации в целом. Благодаря этому к финалу картины ты добираешься весёлым и в хорошем расположении духа — несмотря на весь тот ад, который творился на экране до этого.
«Чёрная вода»
Хоррор Романа Каримова — режиссёра «Неадекватных людей», «Гуляй, Вася!» и «Днюхи». Максим, его девушка Полина и его брат Пётр приезжают в небольшую отдалённую деревушку. Здесь герой купил старый корабль, который намерен отремонтировать, однако местные жители рассказывают, что когда-то давно на судне сгорели дети — с тех пор и оно само, и вода в реке пользуются дурной славой.
«Чёрная вода» — чрезвычайно тягучее кино. Оно «долго запрягает» и, честно говоря, ему не удаётся ни напугать, ни в достаточной мере создать напряжение. Да и развязка тут в целом вторична и не вызывает никаких эмоций. В общем, как хоррор «Чёрная вода» работает не слишком хорошо.
Тем не менее фильм на удивление неплохо написан. Мотивации поступков персонажей и их поведение, каким бы странным оно не казалось, логично обосновываются, а диалоги и взаимоотношения между героями выглядят естественно.
Фильм Каримова лишён проблем, присущих многим другим российским лентам, которые позиционируют как хорроры. Здесь нет натужных скримеров и плохо нарисованных на компьютере монстров — всё очень размеренно из-за чего создаётся ощущение какой-то «бытовухи».
Собственно, на бытовые темы Каримов и пытается поговорить с помощью «Чёрной воды». Это всё-таки больше социальная драма, чем хоррор, и драма — отличная.
«Выше неба»
Фильм Оксаны Карас, снявшей «Хорошего мальчика», о котором я уже писал в одном из прошлых выпусков «DTF Смотрит». Действие картины разворачивается вокруг одной семьи, приехавшей отдыхать на загородный курорт. В реке находят труп одного из местных, но загадочное убийство — это совсем не то, что волнует главных героев, ведь у них свои собственные проблемы.
Саша (Таисия Вилкова) страдает от гиперопеки своей мамы (Виктория Толстоганова), а сама мать переживает из-за стремительно разваливающегося брака. Переживает неспроста, ведь её муж, роль которого исполнил Алексей Агранович («Юморист»), начинает испытывать чувства к подруге своей дочери.
Сперва обилие сюжетных линий путает, несмотря на то, что каждой из них авторы уделяют достаточно внимания. Экспозиция ощущается скомканной из-за того, что на зрителя вываливают огромное количество персонажей, с которыми главные герои уже давно знакомы, однако никто не удосуживается объяснить, кто они и кем приходятся друг другу.
Впрочем, «период акклиматизации» длится недолго — сюжетные линии достаточно быстро начинают пересекаться, образуя классическую картину «несчастливой семьи», демонстрируя её распад. Разумеется, не без некоторой аллегоричности, однако вполне убедительную и реалистичную, но отнюдь не приземлённую.
«Выше неба» своими визуальными решениями и манерой повествования создает такую тягучую сонную атмосферу — жаркое лето, ленивые отдыхающие, быт которых переворачивается с ног на голову. В некоторых моментах фильм Оксаны Карас даже напоминает «Пикник у Висячей скалы».
Но это не триллер, а сложная семейная драма и, как и любой фильм в этот жанре, он держится не на сюжетных перипетиях, а на персонажах и актёрах, исполняющих их роли. В этом отношении у «Выше неба» всё отлично.
Виктория Толстоганова действительно выглядит как отчаявшийся, человек, готовый пойти на любую гнусность, лишь бы удержать любимого. Она истерит, унижается и ведёт себя так, что на это порой больно и стыдно смотреть.
Агранович, в свою очередь, идеально попал в образ терзаемого муками совести супруга. Оказавшись в ситуации, схожей той, в которой оказался главный герой «Красоты по-американски», актёр выглядит ничуть не хуже Кевина Спейси, как бы громко это ни звучало.
Портит «Выше неба», пожалуй, лишь некоторая пошловатость метафор и натянутый финал. Кажется, что авторы попросту побоялись закончить фильм на более минорной ноте.