Четырёхчасовой героический эпос: обзор режиссёрской версии «Лиги справедливости»

Самый амбициозный фильм Зака Снайдера, который можно хвалить и ругать за одни и те же вещи.

Четырёхчасовой героический эпос: обзор режиссёрской версии «Лиги справедливости»

Режиссёрскую версию «Лиги справедливости» можно считать знаковым событием для современного Голливуда: фанаты Зака Снайдера на протяжении нескольких лет добивались её выхода. В ход шли и петиции, и флэшмобы в Твиттере. Затем к движению присоединились актёры «Лиги», и в прошлом году студия, наконец, дала добро на выход режиссёрской версии.

Её точно нельзя назвать идеальной: в фильме полно шероховатостей и странных решений. Порой страдает структура, а где-то видна не очень качественная графика. Но режиссёрская версия получилась ровно такой, какой её хотели видеть фанаты. Это полностью авторская картина Зака Снайдера, сделанная без всяких компромиссов. На этот раз в его работу никто не вмешивался — и это видно в каждом кадре.

Четырёхчасовой героический эпос: обзор режиссёрской версии «Лиги справедливости»

Если проводить прямое сравнение с театральной версией, которой руководил Джосс Уидон, то главное отличие «Снайдерката» состоит в продолжительности. Хронометраж фильма Снайдера составляет гигантские для современного кино 4 часа и 2 минуты. Версия Уидона длилась вдвое меньше — всего два часа.

Как ни странно, но большая продолжительность пошла фильму только на пользу. И не очень понятно, как Снайдер планировал сократить свою версию для кинотеатров: многие сцены здесь важны либо для раскрытия персонажей, либо для объяснения лора. «Снайдеркат» гораздо лучше справляется с повествованием, чем версия Уидона.

Для удобства Снайдер разделил «Лигу справедливости» на шесть смысловых глав с эпилогом. При желании можно смотреть фильм не в один присест, а в несколько заходов, как будто это очень дорогой мини-сериал.

Например, в режиссёрской версии одна лишь экспозиция длится два часа. За это время Снайдер успевает показать отдельные сюжетные линии членов Лиги, раскрывает мотивы злодеев и уделяет внимание важным второстепенным персонажам. Решение, конечно, далеко не изящное, но зато к середине просмотра главные герои вызывают симпатию и не кажутся сценарными болванчиками, как было в театральной версии.

Четырёхчасовой героический эпос: обзор режиссёрской версии «Лиги справедливости»

«Снайдеркат» нельзя назвать расширенной версией «Лиги» 2017 года. По сути, это новый фильм. Если вновь проводить параллель с версией Уидона, то заметно, что структура здесь более-менее осталась той же, но суть — совсем другая.

В видении Снайдера история «Лиги» напоминает героический эпос в духе древнегреческих мифов. Главными героями выступают полубоги, спасающие простых смертных от сил зла. А в сцене флэшбека, где объединённые силы человечества, жителей Атлантиды и амазонок побеждают Дарксайда, видно большое влияние начальной сцены из «Властелина колец».

Более того, Снайдер трепетно относится ко всем персонажам «Лиги» и выделяет им достаточное количество экранного времени. Благодаря этому совершенно иначе воспринимаются Киборг и Флэш, которые в театральной версии выглядели лишними на фоне остальных персонажей.

Четырёхчасовой героический эпос: обзор режиссёрской версии «Лиги справедливости»

Но большая продолжительность явно не понравится многим зрителям. Дело в том, что Снайдер продолжил следовать своему стилю из «Человека и стали» и «Бэтмена против Супермена». И если вам эти фильмы не понравились, то «Лига справедливости» будет ещё большим мучением.

Режиссёр будто смакует каждую сцену: слоу-мо здесь едва ли не больше, чем в «300 спартанцах». А в тех случаях, где он не замедляет время, хронометраж растягивается за счёт диалогов и долгих планов. Экшена здесь достаточно, но и медленных эпизодов хватает с головой.

Режиссёрскую версию «Лиги справедливости» можно назвать сборником всех любимых приёмов режиссёра. Тут и слоу-мо, и библейские отсылки в лоб, и неспешное повествование, и засилье спецэффектов. Фирменный почерк Снайдера прослеживается повсюду.

И это нельзя назвать объективным недостатком — всё же восприятие у каждого зрителя отличается по-своему. Для кого-то четыре часа пролетят незаметно, а кто-то не выдержит и первых 30 минут.

Из примеров подхода Снайдера можно вспомнить сцену, где Аквамен уходит под воду, а жители исландской деревушки провожают его песней. При этом поют они достаточно долго, а общему сюжету эта сцена не особо нужна. На этапе пост-продакшна её можно было бы вырезать без потери смысла, но режиссёр счёл этот эпизод нужным. И как к этому относиться каждый выбирает сам.

Четырёхчасовой героический эпос: обзор режиссёрской версии «Лиги справедливости»

В своём желании сделать всё по-своему Снайдер пошёл и на необычные визуальные решения. Фильм можно посмотреть только в «квадратном» соотношении 1.33:1, а гамма будто намеренно тусклая. Здесь полно ночных сцен, а противниками выступают не самые качественные компьютерные модели. Из-за этого пострадали образы Дарксайда и Степпенвульфа — они не кажутся угрожающими.

Но в лучшие моменты «Лига справедливости» выглядит просто великолепно. Среди операторских приёмов есть даже необычный для супергероики fish-eye, и в фильме полно разных локаций. Благодаря этому визуальный ряд запоминается и не кажется скучным.

Впрочем, акцент в «Лиге» сделан не на картинке и спецэффектах, а на персонажах. За четыре часа Снайдер умудряется сделать почти невозможное — вписать новых супергероев во вселенную без их сольников. Вопросов к ним и их мотивации после просмотра не остаётся совсем, и в этом, пожалуй, основное преимущество «Снайдерката» перед версией Уидона.

Четырёхчасовой героический эпос: обзор режиссёрской версии «Лиги справедливости»

Более того, Лига Справедливости в версии Снайдера действительно кажется сплочённой командой, где каждый супергерой делает вклад в общее дело. И персонажей нельзя назвать совсем серьёзными: шуток и взаимных подколов здесь достаточно. Взаимодействие между ними — один из лучших элементов «Лиги».

Серьёзным недостатком можно посчитать лишь излишнюю громоздкость сценария. Снайдер оставляет некоторые сюжетные линии открытыми для продолжения, а концовка намекает на сиквел. Но если верить режиссёру, то второй части не будет — по крайней мере, от него.

Из-за этого восприятие фильма сильно страдает. Почти весь эпилог кажется лишним: он отсылает к будущим картинам киновселенной DC, которых уже не будет. Это вряд ли понравится фанатам Снайдера и другим зрителям: всё же «Снайдеркат», несмотря на его массивность, вряд ли можно посчитать цельным и законченным произведением.

Режиссёрскую версию «Лиги», как и другие фильмы Снайдера, будут воспринимать по-разному. Одним фильм покажется отличным развитием идей постановщика, а другие посчитают его пустой тратой времени. И в чём-то правы будут и те, и другие.

Ясно лишь одно — второго Снайдера в индустрии попросту нет, и его «Лига» сильно выделяется на фоне остальных супергеройских фильмов. Кажется, что таких проектов от DC больше не будет: впереди нас ждут более обособленные фильмы киновселенной и отдельные ленты вроде «Джокера».

А поклонники Снайдера, наконец, могут успокоиться. «Лигу» можно оставить позади — и с чистой совестью идти в будущее.

788788
499 комментариев