Почему «киновселенная монстров» завершилась лучшим возможным образом и что ещё посмотреть после «Годзилла против Конга»

Фанаты MonsterVerse были бы благодарны... если бы они у неё были.

Почему «киновселенная монстров» завершилась лучшим возможным образом и что ещё посмотреть после «Годзилла против Конга»

Это не рецензия на «Годзилла против Конга» (её можно прочесть здесь), а скорее подведение итогов всей киновселенной монстров от человека, который очень любит кайдзю-фильмы.

В отдалённой перспективе Legendary рассматривает вариант кроссовера с «Тихоокеанским рубежом», но «второй фазы», скорее всего, в ближайшие годы можно не ждать. Поэтому хочется вспомнить, какой путь прошла MonsterVerse, и объяснить, почему последний фильм — лучшее из возможных завершений для франшизы.

Киновселенная MosterVerse по большей части оказалась неудачной — все фильмы ставили разные режиссёры с очень разным видением, а у студии, кажется, вообще не было никакого вразумительного плана, кроме как желания заработать на известных чудищах и именах популярных актёров. Но светлые моменты тоже были, так что давайте разберём все фильмы по порядку.

«Годзилла» (2014)

Поставновщик фильма 2014 года Гарет Эдвардс пошёл по стопам режиссёра оригинального фильма 1954 года Исиро Хонды (минус аллюзии на трагедию в Хиросиме). Он показал атаку гигантского чудища как неостановимое бедствие, на фоне которого разворачиваются социальный конфликт и личная человеческая трагедия.

Почему «киновселенная монстров» завершилась лучшим возможным образом и что ещё посмотреть после «Годзилла против Конга»

Но то ли в работу Эдвардса вмешалась студия, то ли его самого подвела одержимость милитаризмом (которая проявляется и в «Изгое-Один»), но фильм не пришёлся по вкусу ни фанатам, ни широкой публике. Драматичное разрушение привычного уклада жизни у него снять получилось, но Годзиллы на экране было очень мало, а показать достаточно интересных людей, которые бы заслуживали не меньше внимания, чем монстр, — не вышло.

В центре повествования почему-то оказался безликий американский солдат, за которым попросту скучно наблюдать. Ему, в общем-то, плевать и на Годзиллу, и на конец света, и на собственную работу — он весь фильм ищет свою жену, попутно как бы между делом оказываясь в самом центре сражений на фоне огня, руин и звёздно-полосатых флагов, чтобы сюжет хоть как-то двигался.

Эти ребята уж точно интереснее, чем какие-то гигантские монстры, так ведь?
Эти ребята уж точно интереснее, чем какие-то гигантские монстры, так ведь?

Герой фильма про стихийное бедствие ведёт себя как безответственный эгоист, проговаривает экспозицю и больше не имеет ни единой примечательной черты, что портит всю изначальную задумку и превращает кино в утомительную и довольно антисоциальную агитку.

«Конг: остров Черепа»

Фильм Джонатана Вот-Робертса разворачивается от идеи и эстетики «Годзиллы» Эдвардса на 180 градусов. Это яркий развлекательный фильм с явным антивоенным посылом, в котором Том Хиддлстон разрубает птеродактелей катаной на фоне зелёного дыма под рок 70-х.

Вот эта сцена

«Остров черепа» выстраивает и цементирует лор всей киновселенной — Земля внутри полая и населена доисторическими монстрами-титанами, как у Жюля Верна. Годзилла, Конг и остальные пробрались на поверхность именно оттуда, но вернуться обратно не могут, да и не хотят, так как в мире людей и дышится легче, и конкурентов меньше.

Конг в фильме заимствует некоторые элементы из классических фильмов, но по характеру ближе к версии Питера Джексона. Он не жестокий идол для кровожадных племён, а защитник джунглей, который в одиночку держит оборону против вторжения подземных тварей. И довольно охотно идёт на контакт с людьми, если они не вредят острову и не пытаются залить напалмом самого Конга.

Почему «киновселенная монстров» завершилась лучшим возможным образом и что ещё посмотреть после «Годзилла против Конга»

Это наиболее удачная часть серии как по рейтингу, так и по сборам. «Годзилла против Конга» во многом ориентируется именно на неё и по общему настроению, и сюжетно, и даже эстетически. Например, в новом фильме тоже много солнца, джуглей и динамичных боевых сцен с «неоновыми» цветными фильтрами — сине-фиолетовым для Годзиллы и оранжево-зелёным для Конга.

«Годзилла 2: король монстров» (2019)

О провальном винегрете Майкла Догерти даже не хочется вспоминать. Лично я считаю Догерти плохим режиссёром и ещё худшим сценаристом: он работал над сценарием сумбурных «Людей-Икс 2», нелепым «Возвращением Супермена» (2006), и совершенно несмотрибельным «Люди-Икс: Апокалипсис», — кто вообще додумался доверить ему самый эпичный и высокобюджетный кайдзю-фильм в истории кинематографа?

Почему «киновселенная монстров» завершилась лучшим возможным образом и что ещё посмотреть после «Годзилла против Конга»

В «Годзилле 2» плохо всё: люди ещё скучнее и тупее, чем у Эдвардса, с экрана не прекращая тугой струёй бьёт пустословная псевдонаучная экспозиция, сражения легендарных монстров лишены динамики, а в центре истории — ну разумеется — семейные дрязги кучки картонных трафаретов.

«Годзилла 2» постоянно путается в показаниях и вязнет переусложнённых попытках донести простую мысль. Ячейку эко-террористов всю дорогу заявляют как сумасшедших злодеев-сектантов, но в итоге они оказываются правы в идее сосуществования с титанами. В то же время диспозиции и цели остальных героев постоянно скачут, так что в итоге болеть за кого-либо и вникать во что-то кроме ветки противостояния Годзиллы и Гидоры совсем не хочется.

Почему «киновселенная монстров» завершилась лучшим возможным образом и что ещё посмотреть после «Годзилла против Конга»

Единственное, что фильм делает для киновселенной кроме приведения фанатов жанра в ярость — закрепляет центральную мотивацию здешнего Годзиллы. В разные годы дайкайдзю представал то бездумным стихийным бедствием, то агентом хаоса, то защитником Земли от космических захватчиков.

В MonsterVerse он заявляется как воплощение природного баланса из хранитель равновесия, который поднимается из океанской пучины только для того, чтобы вправить мозги нарушителям спокойствия и восстановить естественный ход вещей. В первом фильме он, кстати, занимался именно этим — люди разбудили пару ГНУУСов, и Годзилла выбрался для того, чтобы их утихомирить.

А ещё король монстров крайне территориален и не терпит конкуренции в своих владениях — в масштабах всей планеты. Эти же принципы двигают события «Годзиллы против Конга», что обеспечивает ощущение внутренней логики и последовательности происходящего в четвёртом фильме.

Почему «киновселенная монстров» завершилась лучшим возможным образом и что ещё посмотреть после «Годзилла против Конга»

«Годзилла против Конга» (2021)

Пожалуй, лучший фильм киновселенной Universal с точки зрения соответствия собственному формату и задумке. Это фильм-развязка, который бережно закрывает все ветки и арки прошлых трёх частей, практически не добавляя почти ничего нового.

Адам Вингард как бы отвечает на все вопросы, которые могли бы возникнуть у фанатов MonsterVerse, если бы они у неё были: «что там внутри Полой Земли?», «на каком топливе работает Годзилла?», «как на планете могут ужиться два альфа-титана?», «может ли человечество хоть что-то противопоставить гигантским монстрам?».

Почему «киновселенная монстров» завершилась лучшим возможным образом и что ещё посмотреть после «Годзилла против Конга»

При этом «Годзилла против Конга» работает и сама по себе, как фильм-аттрацион. В качестве ориентира Вингард выбрал классические кайдзю-муви эпохи Сёва (1954—1984) — гиганские чудовища меряются силами и разрушают города без особой великой цели, а просто потому, что это круто и зрителям такое нравится.

С поправкой, разумеется, на то, что с 50-х годов спецэффекты значительно улучшились, поэтому битвы стали изобретательнее, насыщеннее и намного быстрее — одно удовольствие следить за тем, как Конг скачет по небоскрёбам и прыгает на Годзиллу в слоу-мо с топором на перевес.

Роль людей здесь сведена к минимуму — как и должно быть в фильме с названием «Годзилла против Конга», если у него нет проблем с бюджетом. И если его не снимает Майкл Догерти. Люди активно двигают сюжет, преследуют собственные цели и создают внутреннюю логику, но при этом особенно не отсвечивают и уж тем более не воруют драгоценное экранное время у чудовищ. Да, в «Острове Черепа» ветка экспедиции была более насыщенной, а персонажи — более яркими, но и сам фильм был немного в другом жанре.

Героине Милли Бобби Браун во втором фильме с её участием добавили индивидуальности, у неё даже есть пара неплохих шуток
Героине Милли Бобби Браун во втором фильме с её участием добавили индивидуальности, у неё даже есть пара неплохих шуток

Разумеется, Вадим Елистратов прав — «Годзилла против Конга» отключает любое критическое мышление. Свет выключается и зритель почти на два часа превращается его в 12-летнего мальчишку, который рисует на полях тетрадки «самолёт из пушек, который стреляет пушками». Даже если зритель — девушка, которая в 12 лет рисовала на полях что-то другое. Большая часть сцен в фильме писали по единственному принципу: «как бы нам здесь показать что-то крутое и связанное с монстрами?»

Годзилла и Кинг Конг сражаются на авианосце посреди моря — и это далеко не самая безумная и крутая сцена в фильме
Годзилла и Кинг Конг сражаются на авианосце посреди моря — и это далеко не самая безумная и крутая сцена в фильме

Чтобы понять, понравится ли вам фильм, вспомните свои ощущения от «Тихоокеанского рубежа». Если там вас не торкнуло, то и здесь, скорее всего, ловить нечего — единственным итогом потраченных 500 рублей за билет и 350 за попкорн станут изжога и недовольный комментарий в интернете. Не мучайте себя.

Что снимают про Годзиллу в Японии

Американская мультивселенная монстров — не единственный источник новых фильмов про Годзиллу. В Японии персонаж сейчас преживает пору расцвета если не с точки зрения сборов и популярности, то в плане качества драматургии точно. И раз уж мы обсуждаем тему, коротко расскажу, что вообще там происходит.

Shin Godzilla (2016) для меня стал, пожалуй, любимым фильмом про атомного ящера из всех, хотя он максимально выбивается из большинства существующих канонов. Это фильм-катастрофа, в котором авторы приложили все силы, чтобы зритель возненавидел монстра с первых же минут. Именно такого эффекта стоило добиваться Гарету Эвардсу, но он не мог зайти настолько далеко, ведь киновселенная монстров задумывалась для семейного просмотра.

В Shin Godzilla используется комбинация компьютерной графики и резиновых кукол. У многих зрителей за пределами Японии это вызывает недоумение
В Shin Godzilla используется комбинация компьютерной графики и резиновых кукол. У многих зрителей за пределами Японии это вызывает недоумение

Shin Godzilla полностью перезапускает происхождение, облик и даже способности Годзиллы, превращая его в зловредную, омерзительную тварь, которая внушает настоящий ужас.

Кроме, собственно, Годзиллы в фильме совсем нет фантастики, а большая часть событий происходит в правительственных кабинетах и полевых штабах. В первую очередь это история о том, какие политические, экономические и социальные последствия вызовет появление кайдзю, и что будут делать обычные люди перед лицом стихийного бедствия, которое разрушает города атомным лучом.

Омерзительная тварь
Омерзительная тварь

Анимационная трилогия «Планета монстров», произведённая в сотрудничестве Toho и Netflix рассказывает историю о далёком будущем. Отдалённо лор этих фильмов можно притянуть к MonsterVerse, но официально связи нет.

В недалёком будущем Годзилла устал терпеть на своей планете и людей, и других монстров и объявил тотальный геноцид. На помощь пришли сразу две инопланетные расы, но лучшее, что у них получилось сделать — погрузить несколько сотен тысяч людей на космический ковчег и отправиться искать лучшей жизни где-нибудь ещё.

Godzilla: The Planet of Monsters
Godzilla: The Planet of Monsters

За несколько десятилетий скитаний пригодной для колонизации планеты беженцы так и не нашли, поэтому принимают решение вернуться и попытать счастья в последнем бою с монстром.

Три фильма хорошо анимированы и создают тяжёлую, гнетущую атмосферу безысходной и отчаянной борьбы за выживание перед лицом всесильного чудовища. Финал у истории логичный и, можно сказать, философский, но довольно грустный — это точно не «мультик на вечер», к такому накалу драмы стоит приготовиться заранее.

Godzilla: Singular Point
Godzilla: Singular Point

25 марта на Netflix в Японии вышел первый эпизод Godzilla: Singular Point — аниме от студий Bones и Orange, в котором совмещается 2D и трёхмерная анимация. Сюжет и персонажи никак не связаны с другими историями о Годзилле. В России сериал на момент выхода этого материала официально недоступен, эпизоды выходят каждый четверг.

Какие старые фильмы посмотреть

Вопрос, на самом деле, нетривиальный, всё зависит от того, что вам нравится в подобных фильмах.

Если хочется крутых спецэффектов — то ничего, большинство фильмов снимали в прошлом тысячелетии на небогатых японских студиях, поэтому для просмотра классики необходимо умение вовлекаться и абстраигроваться от картонных декораций. К тому же, большинство японских актёров в массовом кино играют весьма неважно по западным меркам, это тоже стоит списывать на особый колорит.

«Годзилла» (1954) — самый логичный вариант, но в 2021 году смотреть его может быть трудновато
«Годзилла» (1954) — самый логичный вариант, но в 2021 году смотреть его может быть трудновато

Но если содержание кайдзю в организме ощущается критически низким, начать можно с дилогии «Сага о Кирью»: «Годзилла против Мехагодзиллы» (2002) и «Годзилла, Мотра, Мехагодзилла: Спасите Токио» (2003). В центре истории — кибернетический Годзилла, созданный на основе скелета первого монстра, уничтоженного при помощи кислородной бомбы в 1954 году.

«Годзилла против Мотры » (1992) — далеко не первое появление гигантской бабочки на экране, но одно из сравнительно недавних, поэтому неплохо смотрится даже сейчас. Вообще Мотра, которую называют королевой монстров, появилась в 1961 году и имела несколько сольных фильмов прежде чем стать одним из наиболее частых «гостей» в фильмах про Годзиллу.

Кинг Гидора в фильме 1991 года
Кинг Гидора в фильме 1991 года

«Годзилла против Кинга Гидоры» — один из наиболее известных фильмов про заклятого врага Годзиллы. Это не первое появление Гидоры (он же Монстр Зеро), но одно из самых эпичных, так как здесь появляется не только обычный трёхголовый дракон, но и его версия из 23 столетия, где монстра кибернетизировали и усилили для победы над Годзиллой.

33 показа
16K16K открытий
11 репост
121 комментарий

Godzilla: The Planet of Monsters.  Финал у истории логичный и, можно сказать, философский, но довольно грустный — это точно не «мультик на вечер», к такому накалу драмы стоит приготовиться заранее.

Ахаха, вот то дерьмо теперь называется хорошим финалом?  Вас что, Миядзаки покусал, со своей ненавистью к техническому прогрессу?

Техмнологии пломхо,  сидеть в пещерах с голыми жопами - хоромшо, а теперь я возьму свою безчувственную куклу (собственно, она и в сознании была такой же) и самоубьюсь вместе с проклятущими технологиями.
Ух, !МОМОРУ! людей от технологий, азаза.

Ответить

Кажется, я вышел из себя, жаль.
Простите.  Но третий фильм это пздц.

Ответить

Хороший фильм

Ответить

Сразу оговорюсь, что мне все фильмы понравились, хотя они и не безупречны. Но вот с мнением автора я никак не согласен.

Автор противоречит сам себе, и пытается обосновать личные предпочтения косяками в фильмах.

Сначала пишет:
В «Годзилле 2» плохо всё: люди ещё скучнее и тупее, чем у Эдвардса, с экрана не прекращая тугой струёй бьёт пустословная псевдонаучная экспозиция

А потом же пишет:
Роль людей здесь сведена к минимуму — как и должно быть в фильме с названием «Годзилла против Конга», если у него нет проблем с бюджетом. И если его не снимает Майкл Догерти. Люди активно двигают сюжет, преследуют собственные цели и создают внутреннюю логику,

Но ведь в "Годзилле против Конга" точно такие же тупые люди и точно такая же псевдонаучная экспозиция. Опять с монстрами могут общаться только дети. Вместо топлива из центра Земли грузят какую-то его сигнатуру и этого оказывается достаточно, чтобы заправить гигантского робота и прочий бред на протяжении всего фильма.

Линия с детьми вообще никак не влияет на сюжет - эти герои не сделали вообще ничего за весь фильм, кроме как пробрались в чужую лабораторию. Они лишь на пару секунд ослабили Меха-годзиллу залив виски пульт.
Отец Милли Бобби Браун играет роль "клея", чтобы объяснить, кто она такая и откуда взялась.

Дальше тоже самое!

Сначала пишет:
«Годзилла» (2014) ...Драматичное разрушение привычного уклада жизни у него снять получилось, но Годзиллы на экране было очень мало, а показать достаточно интересных людей, которые бы заслуживали не меньше внимания, чем монстр, — не вышло.

Значит Годзилл мало, а людей много - плохо.

А потом:
Shin Godzilla (2016) для меня стал, пожалуй, любимым фильмом про атомного ящера ... большая часть событий происходит в правительственных кабинетах и полевых штабах.

Значит Годзилл мало, а людей много - ... теперь хорошо!?

При чем в первом случае он ругается, что люди, мол, неинтересные. А вот на разговоры в кабинетах и штабах, где должна быть обычная рутина, ему смотреть интересно.
Я "Shin Godzilla" не смотрел, но из текста совершенно не ясно, чем он лучше. То же самое ставится ему в заслугу, что ранее критиковалось.

Короче, у всех фильмов одни и те же косяки, но в одном случае автор статьи закрывает на них глаза, а в другом нет.

Ответить

Не смотрел Shin Godzilla, но как посмотревшие все последние фильмы Monsterverse я с автором согласен. Людей в первой Годзиле я не помню вообще, как будто их и не было (а они были, почти весь фильм). Во второй Годзиле людей много и я их помню...такой бред забыть сложно(

Ответить

С точки зрения сюжета "много людей" и "мало людей" может быть "хорошо" и "плохо" без обязательной поляризации. Разверну мысль: на первом месте должна быть сюжетная канва, а то, как отсутствие или наличие чего-то (людей, в нашем случае) сказывается на её интересности и внутренней логичности, не привязано к сравнениям между фильмами. В одном фильме "людей мало" может быть "плохо", в другом - "хорошо".

Ответить