Сериал «Долгие, долгие каникулы» — графика европейского комикса в 3D

Рассказываем, как создавали мультсериал о детстве во время войны. А еще о том, как повторить его визуальный стиль, сделав 3D похожим на 2D.

«Долгие, долгие каникулы» — мини-сериал из 10 эпизодов.
«Долгие, долгие каникулы» — мини-сериал из 10 эпизодов.

Каждый кадр «Долгих каникул» выглядит как страничка из европейского комикса, вроде «Тин Тина» или «Спиру».

Один из самых популярных героев бельгийских комиксов — Тин Тин.
Один из самых популярных героев бельгийских комиксов — Тин Тин.

Но все персонажи — 3D-модели. Почему авторы решили выбрать такую графику? Как они объединили это с 3D-анимацией? И как именно добились такого эффекта? Отвечаем на эти вопросы в статье.

Что за сериал?

«Долгие, долгие каникулы» — французский сериал, выпущенный в 2015 году студией Les Amateurs в сотрудничестве со студией Blue Spirit. События развиваются в Нормандии во время Второй Мировой Войны. В центре сюжета — дети, которые пытаются оставаться детьми в непростое время и как могут помогают в борьбе против захватчиков.

Главные герои мультсериала.
Главные герои мультсериала.

В России «Долгие, долгие каникулы» официально не выходили, поэтому познакомиться с ними можно только с фанатскими субтитрами от команды Жени Спицына.

Сериал поднимает много тяжелых тем и смотрит на них через глаза детей. Помимо основного сюжета, в каждой серии есть своеобразная «сцена после титров», где рассказываются реальные истории людей, то, как они запомнили это время.

Автор Smirnov School Василиса Тикунова пообщалась с режиссёром мультсериала Полем Лелюком об истории проекта.

Рождение сериала

Автор идеи проекта — Дельфина Мори. Она была сценаристом на сериалах «Second chance» и «Пчёлка Майя: Новые приключения», а также продюсером сериала «После школы». Изначально ей хотелось рассказать историю о детской свободе. Заманчивой оказалась идея показать детей во время Второй Мировой Войны: тогда они были больше предоставлены сами себе, а их самостоятельные решения могли привести к серьезным последствиям.

Кадр из сериала.
Кадр из сериала.

Для сбора информации Мори взяла интервью у стариков в Нормандии — западном регионе Франции, куда армия США прибыла в конце войны. Эти старики были детьми во время конфликта, поэтому и рассказывали о своем детстве. Так как Франция очень быстро проиграла и была оккупирована Германией, большинство историй — бытовые ситуации, а не сражения.

В поисках студии

После сбора материала Дельфина Мори начала посещать продюсеров. Большинство отказались из-за трудностей с поиском денег для такого рода проектов. Идея казалась трудноосуществимой, продюсеры не могли однозначно понять, будет ли мультсериал успешным. А если да — как именно можно заработать на нём?

Наконец, французский телеканал согласился взяться за проект при условии, что Мори найдет продюсера и соавторов. Она так и сделала: познакомилась с Дидье Бруннером, известным французским продюсером, который основал кинокомпанию Les Armateurs.

В архиве студии можно найти такие работы, как «Старая дама и голуби» Сильвена Шоме, «Эрнест и Селестина: Приключения мышки» и даже «Тайна Келлс» Томма Мура, созданная в сотрудничестве с ещё 2 студиями.

Кадр из «Тайны Келлс”.
Кадр из «Тайны Келлс”.

Дидье Бруннер нашел сопродюсера — студию Blue Spirit productions, которая представила команде режиссёра Поля Лелюка. На этом проекте у режиссёра была большая творческая свобода, поэтому включение на таком раннем этапе было очень важно.

Ключ к изобразительному решению

В качестве референса для художественного стиля Дельфина Мори выбрала рисунки Эмиля Браво, французского карикатуриста, который работал в классическом франко-бельгийском стиле.

Эмиль Браво.
Эмиль Браво.

Эмиль Браво дебютировал с комиксом «Приключения Алексея Строганова», а позже работал над серией комиксов «Спиру и Фантазио». Он один из создателей творческой группы Atelier des Vosges, которая выпускает популярные детские комиксы.

Иллюстрации Эмиля Браво.
Иллюстрации Эмиля Браво.

Его классическая старая манера рисования нравилась команде и хорошо вписалась в проект. Несколько художников по персонажам в итоге создали окончательное художественное направление, основанное на стиле Эмиля Браво.

Производство: 3D-модели и вручную нарисованные фоны

Поскольку Blue Spirit специализировалась на 3D-анимации, задачей режиссёра было добиться лучшего отображения стиля комиксов при помощи инструментов программы 3DS Max. Главная цель — сделать каждое изображение так, будто оно напечатано. Поэтому в сериале нет глубины и размытия, а все фоны нарисованы вручную.

Добиться эффекта иллюстрации помогали и особенности стилизации. Все модельки персонажей имеют контур, а для освещения используется метод cel-shading. Это тип нефотореалистичного рендеринга, имитирующий ручную заливку.

Помимо желания студии, выбор технологии упирался в бюджет. 3D позволяло выполнять много работы быстро. Режиссёр хотел как можно больше контролировать актерскую игру — так в анимации называется всё, что делает художник с персонажем. Поэтому в ход работы были внесены небольшие изменения.

Очень часто часть анимации (обычно после выставления ключевых кадров) отправляют на аутсорс в другие страны, например, Южную Корею. Всё производство «The Long Long Holiday» происходило во Франции, под контролем режиссёра. Это была тяжелая работа, аниматоры в среднем делали 10 секунд анимации в день. Что быстро даже для 3D-анимации.

В анфас лица персонажей выглядят нарисованными и плоскими.
В анфас лица персонажей выглядят нарисованными и плоскими.
Но в профиль видно, что у них есть объем.
Но в профиль видно, что у них есть объем.

Сделай сам: как повторить такой стиль с помощью 3D-инструментов

Вот несколько уроков для тех, кто хочет воссоздать подобный стиль самостоятельно.

Урок по использованию Ink’n’Paint материалов в 3DS Max.

Ink’n’paint материал в 3Ds Max создаёт обводку по границе объектов и плоские тени. Линии и заливка являются двумя отдельными компонентами и имеют свои собственные настройки. Например, можно настроить, как будут отрисовываться тени.

Несколько вариантов градаций цвета.
Несколько вариантов градаций цвета.

Или настроить, как именно будет создаваться обводка.

Два примера обводки. 
Два примера обводки. 

Еще один урок:

Упрощенный стилизованный рендер, который больше подходит для неподвижных изображений.

Вот здесь можно найти специальный софт, помогающий создавать картунный шейдинг в 3DS Max.

И еще одно видео — презентация Дамиана Ненова о создании короткометражного фильма «Пути ненависти».

Дамиан в работе использовал еще и нарисованные вручную текстуры.

Если вам ближе программа Blender — обводку можно создать при помощи свойства Freestyle в настройках рендера. Так же, как и в случае с 3DS Max, вы можете настроить, как именно будет обводиться ваша модель. Blender позволяет создавать линии даже между двумя разными материалами (в 3D-моделировании материалы отвечают за цвет объекта и то, как именно он будет отражать свет).

Урок по сочетанию Freestyle с мультяшным шейдером (шейдеры отвечают за прорисовку теней и много другое).

А в этой статье мы писали, как имитировать живописные техники в 3D.

Самое главное в работе

У творческой команды «Долгих каникул» было ещё много идей, которые можно было бы реализовать в сериале, но ограниченный бюджет заставил чуть снизить амбиции. Несмотря на это, Поль Лелюк доволен своей работой.

Что мне больше всего нравится в этом проекте, так это проявление сочувствия и то, что на этот раз не нужно было любой ценой рассмешить зрителя. Мне всегда хотелось изобразить грусть, страх, дружбу в историях о своих героях, но мне не так часто выпадала такая возможность. И я благодарен, что в моей карьере есть теперь и такой эпизод. А еще я гордился тем, что впервые в жизни моя мама заинтересовалась моей работой.

Поль Лелюк

Текст написала Василиса Тикунова, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

4141 показ
2.7K2.7K открытий
22 репоста
5 комментариев

Как активный пользователь 3д макса более 10 лет , хочу заметить что у людей работающих в этой студии по настоящему железные яйца.
Ни при каких условиях я бы не стал включать макс в пайплайн маломальски серьезного проекта .

Ответить

Скорее старые яйца))Мой опыт показывает,что анимацию в Максе делают заскорузлые динозавры, у которых или куча самописных плагинов под него и пересаживаться проблемно или же просто лень новое учить.

Ответить

Великолепный мульт

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Потому что для них был привычен 2DCG, вот и...

Ответить