«Триумф Райана Джонсона»: критики о фильме «Достать ножи»

Современный взгляд на классический детектив.

28 ноября в России стартует прокат нового фильма Райана Джонсона по его же сценарию «Достать ножи» с Дэниэлом Крэйгом, Крисом Эвансом и Аной де Армас в главных ролях. Это переосмысление классических детективов в духе Агаты Кристи: по сюжету знаменитый детектив Бенуа Блан в исполнении Крэйга расследует обстоятельства гибели знаменитого автора детективов.

Критики уже посмотрели фильм на фестивале в Торонто и остались очень довольны: многие называют его лучшим в карьере режиссёра «Кирпича» и «Последних джедаев». Выбрали главное из рецензий.

«Триумф Райана Джонсона»: критики о фильме «Достать ножи»

Дэвид Руни из The Hollywood Reporter сравнивает новую картину Райана Джонсона с классическими экранизациями произведений Агаты Кристи из 1970-х — такими, как «Смерть на Ниле» и «Убийство в Восточном экспрессе». Фильм явно заимствует оттуда эстетику. Запутанный сюжет напомнил критику о триллерах Хичкока, а постмодернистские элементы — об «Игре на вылет» с Лоуренсом Оливье. Юмор картины, в свою очередь, вызвал у него ассоциации с «Ужином с убийством» Роберта Мура.

Руни хвалит практически всех актёров, отдельно отмечая Дэниэла Крэйга, который, по его мнению, играет роль детектива с нескрываемым удовольствием. Однако главной звездой фильма по оценке журналиста стал сценарий, написанный Райаном Джонсоном: он полон сюжетных поворотов, благодаря которым автору удаётся постоянно удивлять как зрителей, так и самих героев.

В «Достать ножи» критику пришлось по душе практически всё: изобретательные декорации, которые хочется изучать; костюмы, которое многое говорят о персонажах; работа оператора, который как бы подглядывает за происходящим в доме; роскошный саундтрек. По его мнению, Джонсон, отточивший умение удивлять зрителей в «Петле времени», приблизился в своём мастерстве к идеалу.

«Триумф Райана Джонсона»: критики о фильме «Достать ножи»

Питер Дебрюж из Variety сокрушается, что в последнее время классические детективы практически пропали с больших экранов, уступив место сериалам. Новая работа Джонсона, по его мнению, доказывает, что жанр ещё рано хоронить. Как и другие журналисты, он вспоминает о его предыдущих, например, о детективе «Кирпич», и считает «Достать ножи» логичным развитием творческого пути режиссёра, который сделал себе имя на неожиданных сюжетных поворотах и запутанных сюжетах.

Самым неожиданным твистом фильма критик называет тот факт, что он оказался без пяти минут комедией. Джонсон, со времён «Братьев Блум» снимавший только «умные, но серьёзные фильмы», решил добавить к запутанной детективной истории юмор, и наполнил сценарий разнообразными комичными персонажами. Практически каждого из них играет крайне знаменитый актёр или актриса — это, вероятно, дань традиции, заданной пародийными детективами «Улика» и «Ужин с убийством». Юмор, при этом, не встаёт на пути у сложного и «умного» детективного сюжета.

«Достать ножи» напоминает о временах, когда аудиторию ещё можно было удивить детективными загадками; о временах, когда жанр ещё не превратился в пародию на себя.

Питер Дебрюж, журналист Variety
«Триумф Райана Джонсона»: критики о фильме «Достать ножи»

Дэвид Элрих из IndieWire увидел в «Достать ножи» дополнительный смысл — по его мнению, фильм представляет из себя современное переосмысление жанра. Он всеми силами обращает внимание зрителя на тот факт, что действие в нём происходит именно в современности. Гибель героя Кристофера Пламмера, писателя детективов, символизирует смерть прошлого, а остальные персонажи — настоящее, пришедшее на его место. По мнению Элриха, весь фильм — это высказывание о природе богатства и современном положении дел в США.

Это не просто «Убийство в Восточном экспрессе» с мобильными телефонами [...] Фильм настолько же актуален, как произведения Агаты Кристи были актуальны для её современников.

Дэвид Элрих, журналист IndieWire

Элрих, как и почти все остальные критики, хвалит сценарий Джонсона: по его словам, автор наполнил фильм неожиданными поворотами, но ни один из них не идёт во вред истории. Даже если постоянно пытаться разгадать замысел режиссёра и предсказать, что будет дальше, это не пойдёт во вред просмотру — фильм настолько интересен в каждый конкретный момент времени, что не даёт зрителю чересчур отвлечься. При этом главный источник удовольствия от фильма, по мнению критика — это яркие персонажи.

«Триумф Райана Джонсона»: критики о фильме «Достать ножи»

Джейк Коул из Slant присоединяется к восторженным отзывам коллег: по его мнению, сценарий «Достать ножи» можно считать самым сильным в карьере Джонсона. Журналист также нашёл в фильме острую социальную сатиру, а журналист Playlist Чарльз Бромеско и вовсе увидел в картине завуалированное высказывание о Дональде Трампе — причём сделанное очень удачно и без типичного для подобных произведений «проповеднического тона».

На момент написания заметки рейтинг фильма на Metacritic составляет 81 балл; на Rotten Tomatoes — 100 процентов.

122122
51 комментарий