Рекомендую к просмотру: «Паспорт»

Посмотрел я на днях аж три советских фильма Георгия Денелия: «Афоня» — слишком известный чтоб о нем говорить. «Слезы капали», хоть и не сыскал такой славы, но по моим ощущениям все равно на слуху. А вот про «Паспорт», опять таки субъективно — многие и не слышали. Учитывая то, что из всех трех он мне еще и понравился больше всех — расскажу о нем.

Рекомендую к просмотру: «Паспорт»

Вообще, несколько лет назад я уже смотрел этот фильм. Но сейчас он мне вспомнился по той причине, что в своем последнем обзоре Бэдкомидиан говорил об образе кавказцев, который в кино демонстрировался раньше. В частности во времена СССР. Непосредственно «Паспорт» он вроде не называл, но спокойно мог, ведь главный герой здесь — Грузин.

Сюжет повествует о двух братьях: Мерабе и Якове. У них один отец, но разные матери, одна из который — еврейка. Вместе со своей женой и дочкой Яков собирается иммигрировать на историческую родину, в Израиль. Для этого вначале им нужно добраться до Москвы, далее до Австрии, а уже оттуда на землю обетованную.

Отец, который считает что грузин должен жить в Грузии не в восторге от этой затеи, но когда понимает, что уже ничего не поделать просит Мераба проводить брата до столицы. Там они останавливаются переночевать у его армейского товарища. Семья, которой предстоит репатриация предпочитает провести вечер дома, а старые друзья отправляются в ресторан, где ввязываются в небольшой конфликт, после чего оказываются в милиции, откуда их вызволяет жена Якова, выдав документы одного брата за другого. Мол его ждут в Израиле, если не отпустите может случиться международный скандал. Тут становится понятно, что один на другого похож не просто сильно, а считай близнец.

Рекомендую к просмотру: «Паспорт»

На следующий день, в аэропорту, на прощанье хочется выпить шампанского. Но вот беда — в буфете его не продают. Говорят потерпите, пройдёте таможню — там можно все. И никого не уведомив о своем гениальном плане, Мераб проходит контроль по паспорту Якова, за вещами которого ему было поручено последить. Купив две бутылки игристого, выясняется что выйти обратно нельзя. Помочь с этим вопросом может только некий начальник, которого удается найти в столовой. Тот, конечно же, перекидывает ответственность за решение подобных вопросов на другого сотрудника. В спешных поисках Мераб забегает в самолет, где находится человек с нужной фамилией. Но это оказывается однофамилец. Все пассажиры на борту. Самолет взлетает.

Собственно все это лишь завязка сюжета, после которой начинаются злоключения главного героя, который без денег, а главное без понимания что же ему делать оказывается в чужой стране. К счастью хоть язык знает.

— Откуда английский знаешь?

— В ин. яз. поступал. Три раза.

Усложняется все тем, что если выясниться что он пересек границу по чужим документам — его ждет немаленький срок. При том как на родине, в СССР, так и в любой стране куда он въедет.

А посетит он немало стран. И в каждой его будут задерживать, фотографировать и откатывать пальцы. На его счастье не из-за бумаг. Домой же, по итогу он возвращается только через несколько лет, большую часть из которых проведет в Турецкой тюрьме за незаконное пересечение границы. Собственно и на Грузинскую землю он возвращается не через таможенный пункт, а через реку, с поднятыми руками.

Рекомендую к просмотру: «Паспорт»

На кинопоиске, в жанровой принадлежности, указано что это драма, комедия и приключения. Комедии от этого фильма ждать точно не стоит, хотя несколько действительно забавных эпизодов тут есть. Драма — несомненно. Не прям депрессивная и сильно грустная, но, несомненно — трогающая. А вот приключений здесь действительно хватает. Я бы даже сказал что это этакий роад-муви. При том довольно эпичный: столько стран, столько мест.

Рекомендую к просмотру: «Паспорт»

Наверное если обсуждать этот фильм по серьезному, то главной из тем должен стать посыл. И он здесь не о безразличии чиновников к проблемам маленького человека, как может показаться на первый взгляд — в каждом консульстве и посольстве СССР, куда обращается Мераб, его откровенно посылают.

— Никуда ты отсюда не уедешь, дорогой, пока нас вместе не покажут по телевизору. Да!
— Это тебя с финским послом по телевидению покажут.

Как мне кажется, главная тема которую поднимает фильм, что важно снятый в 1990 году — границы — зло. Конечно же речь не о государственных границах, хотя в некоторой степени и о них, а о границах между людьми.

— Вася, Вася! Вот эту девушку как зовут?

— Какую?

— В окне, на пятом этаже.

— Не знаю.

— Э-э! Как вы тут живёте? Никто никого не знает.

На том свете увидимся, там нет границ…

Хотя откровенно говоря, разбирать этот фильм на отдельные составляющие и высматривать всякие смыслы — мне совершенно не хочется. Для меня «Паспорт» оказался просто отличной, увлекательной историей с прекрасными персонажами и замечательно играющими их актерами.

4040
12 комментариев

Он снял комедию "на злобу дня". Потому и не очень помнят об этом фильме. "Мимино" более удачная.
Но "Осенний марафон" затмевает всё, хотя это и не совсем комедийный фильм.

3
Ответить

Кто Данелию любит, всё помнят. Я этот фильм раз десять смотрел, если не больше.

3
Ответить

Данелия не снимал на злобу дня (даже «Настя» была римейком картины 1967-го года). И фигу в кармане не держал. «Паспорт» и «Кин-дза-дза!» останутся актуальны пока существует человеческое общество.

2
Ответить

У Данелии большинство фильмов отличные. "Паспорт" мне тоже нравится, хотя "Осенний марафон", "Афоня", "Мимино" больше. А ведь ещё есть "Кин-Дза-Дза"! И ещё есть фильм "Серёжа" с Бондарчуком - вот о нём мало кто помнит точно, но я бы советовал. 

3
Ответить

Что-то не нравится мне этот гусь... (с)

2
Ответить

Да, хорошее кино.

1
Ответить

Возможно его просто мало показывали. Сам его смотрел и он мне понравился. Но видел я его в начале 90-ых и больше не попадался.

1
Ответить