«Манк» - как шуты становятся палачами, или эмансипация автора. Первый фильм Финчера за 6 лет

История сценариста «Гражданина Кейна» с Гари Олдманом в главной роли

«Манк» - как шуты становятся палачами, или эмансипация автора. Первый фильм Финчера за 6 лет

Герман Манкевич – сценарист, который редко появляется в титрах, часто выпивает и цинично острит. Он пишет текст для режиссера-вундеркинда Орсона Уэллса про медиамагната Уильяма Херста, а параллельно осознает свое место в студийной системе Голливуда 30-х годов. Монохромный фильм Дэвида Финчера («Бойцовский клуб», «Семь», «Социальная сеть») по сценарию его отца Джека, написанному более 20 лет назад.

Манкевич – сценарный гений, чью роль в создании «Гражданина Кейна» признали через 30 лет после выхода фильма. Финчер хотел сделать байопик о нем более 20 лет

«Гражданин Кейн» - классический кандидат на звание лучший фильм в истории. Он вышел в 1941 году, получил 9 номинаций на «Оскар», но победил в одной – лучший оригинальный сценарий. Награду разделили двое – режиссер, исполнитель главной роли и соавтор сценария – Орсон Уэллс, для которого это был первый законченный фильм, и Герман Манкевич – автор первой редакции сценария, которая называлась «Американец».

В 1971, возможно, самый влиятельный кинокритик Голливуда Полин Кейл публикует эссе «Воспитывая Кейна». В нем она исследует процесс создания «Гражданина Кейна», называет сценарий причиной успеха фильма, а Манкевича главным автором. Уэллс же, по ее мнению «не написал и не продиктовал ни строчки». В 1972 режиссер Питер Богданович пишет ответное эссе, в котором опровергает тезисы Полин Кейл. Он говорит, что достижения «Гражданина Кейна» не только в сюжете, но в новаторском визуальном, техническом, музыкальном подходе, а это уже заслуга Уэллса, композитора Бернарда Хермана и других. Дискуссия о том, кто внес больший вклад в успех «Гражданина Кейна», ведется до сих пор. «Манк» тоже вступает в нее. Конечно, разделение славы «Гражданина Кейна» не является целью фильма, но все же позиция Кейл Финчерам ближе. Подробнее о проблеме авторства одного из главных фильмов в истории можно почитать здесь.

Режиссер Орсон Уэллс (слева) и сценарист Герман Манкевич
Режиссер Орсон Уэллс (слева) и сценарист Герман Манкевич

Герман «Манк» Манкевич – сценарист «золотого века Голливуда», когда существовала студийная система кинопроизводства (приблизительно с 1928 по 1949 года). В это время ведущая роль в создании фильмов отводилась большим кинокомпаниям, которые контролировали как съемочный процесс, так и дистрибуцию. В 30-е годы 95% всего кинорынка США принадлежало 8 кинотрестам, среди которых 5 студий-мейджеров: MGM, Paramount, Fox, Warner Bros., RKO. Такая форма организации предполагала, что режиссеры, актеры, сценаристы и другие участники процесса закреплены за определенной студией и используются в различных ее проектах, а ключевыми людьми в создании фильмов являются продюсеры.

Именно в таких условиях появляется 24-летний вундеркинд Оскар Уэллс – театральный режиссер, автор радиоспектакля «Война миров» и начинающий кинорежиссер, но ни одного его фильма пока не вышло в прокат. Его подписывает студия RKO и дает почти абсолютную свободу в создании фильма, что нетипично для духа времени. Это та информация, которую сообщает «Манк» еще перед открывающими титрами.

Уэллс обращается за помощью к сценаристу, бывшему журналисту и критику Германку Манкевичу, который любит циничный юмор, алкоголь и платонические отношения с женщинами. А еще не очень заботиться о своей фамилии в титрах фильмах, что характерно для того периода, например, Манкевич участвовал в написании сценария «Волшебника страны Оз» (реж. Виктор Флеминг, 1939) – одного из главных артефактов эпохи и важного фильма в истории кино. Но авторство на главную работу в своей жизни он отстоял. «Манк» именно об этом.

Дэвид Финчер и Гари Олдман на съемках "Манка"
Дэвид Финчер и Гари Олдман на съемках "Манка"

Сценарий «Манка» еще в конце 90-х написал Ховард «Джек» Финчер. Его сын Дэвид – большой поклонник «Гражданина Кейна» - хотел снять фильм по тексту отца сразу после выхода «Игры» (1997), а главные роли должны были исполнять Кевин Спейси и Джоди Фостер. Но средства на производство нашлись только в 2019, когда Джоди Фостер уже не может играть 25-летнюю актрису, а Кевин Спейси не может играть никого. В итоге, Манкевича сыграл Гари Олдман, а главная женская роль актрисы Мэрион Дэвис досталась Аманде Сейфред («Отверженные»).

«Манк» воссоздает эстетику классического Голливуда и выстраивает конфликт героя и системы

Уже в открывающих титрах Финчер делает оммаж Голливуду 30-40 годов. Бывший клипмейкер любит яркое вступление, такое, как в «Семь» или «Девушке с татуировкой дракона», но здесь начало оформлено в духе классического кино – имена основных создателей просто плывут на статичном плане неба. Примерно в таком размеренном темпе будет и дальнейшее повествование. Из всех фильмов Финчера «Манк» самый далекий от триллера. Здесь нет резких сюжетных поворотов, саспенса, детективных интриг и неожиданных открытий. Куда больше сцен и кадров, характерных для черно-белого фильма «золотого века». Сам «Манк» тоже монохромный – ради аутентичности Финчер лишает себя возможности играть любимым контрастом синего и желтого.

Но, конечно, еще больше, чем близость классическому Голливуду, связь «Манка» с «Гражданином Кейном», без которого фильма Финчера и не было бы. Стилизация проявляется

  • и на уровне структуры – повествование в «Манке» так же построено на флешбэках;
  • и в операторских приемах – глубинные мизансцены, наезды, резкие повороты, ракурсы снизу вверх (все то новаторское, что было в самом «Гражданине Кейне»);
  • и в монтажных переходах (затемнения и выход из черного поля в новой сцене);
  • и на уровне визуальных цитат – падение бутылки из руки Манка рифмуется с падением снежного шара из руки Чарльза Кейна.

При этом в фильме Финчеров нет такого жанрового смешения, как в произведении Уэллса-Манкевича, нет даже эстетики нуара, которую так любит Дэвид Финчер.

Это история о творческом акте: Финчер показывает людей и события из жизни Германа Манкевича, которые вдохновили его на первую редакцию сценария. Персонажи «Манка» из флэшбеков главного героя – это прототипы персонажей «Гражденина Кейна», и это одна из коллизий фильма. Медиамагнат Уильям Херст – это Чарльз Кейн, актриса Мэрион Дэвис – это певчика Сьюзен, кинопродюссер Луис Майер – это Берштайн. «Манк» превращается в экскурсию по «Гражданину Кейну», только не по съемочной площадке, а по сценарной. Вот Манкевич рассказывает секретарше о девушке в белом платье с зонтиком, которую он когда-то встретил на пароме, и это становится воспоминанием Берштайна из «Гражданина Кейна». Вот персонаж «Манка» Орсон Уэллс срывается в разговоре с Манкевичем, и это становится сценой вспышки гнева Чарльза Кейна, которого реальный же Уэллс и сыграл.

«Манк» выстраивает атмосферу Голливуда 30-40 годов еще и содержательно:

  • через декорации (значимая часть событий проходит на съемочных площадках и в кабинетах продюсеров реальных студий MGM или Paramount),
  • музыкальное оформление,
  • реальные фильмы времени («Кинг Конг» или «Волшебник страны Оз»),
  • исторические события (Великая депрессия, борьба за пост губернатора Калифорнии),
  • персонажей (у всех продюсеров, актрис, режиссеров, писателей реальные имена: Эптон Синклер, Ирвин Траулер, Джордж Кауфаман, Джоан Кроуфорд, братья Маркс, Скотт Фицджеральд и другие либо появляются в роли действующих лиц, либо просто упоминаются в разговорах).

В итоге складывается образ «золотого века Голливуда», обратная сторона которого – студийная система, организованная по принципу конвейера.

Финчер уже рассказывал истории, основанные на реальных событиях. Но «Манк» не похож ни на «Зодиак», ни на «Социальную сеть». Там герои – неудачники, которые становятся одержимы некой идеей, и эта одержимость превращает их из аутсайдеров в фаворитов. Манк проделывает другой путь: успешный сценарист, вхожий в голливудскую богему, оказывается за пределами светской тусовки (даже физически - в далекой деревушке, да еще и обездвижен), где осмысляет общество, к которому сам принадлежал и осознает себя. И в этом творческо-рефликсирующем процессе, выясняется, что Манк – вечный аутсайдер, но не в смысле «отстающий», а в самом прямом (практически камюшном) переводе – «посторонний».

В начале истории персонаж Гарри Олдмана работает в авторской группе студии Paramount – он органичная часть киноконвейера. Это особенно заметно в сцене отчета продюсеру Дэвиду Селзнику о проделанной работе, во время которого Манк и другие сценаристы договаривают предложения друг за другом – они единый организм. Ближе к финалу – Манк на банкете у Херста, где все в карнавально-цирковых костюмах, все кроме строго одетого Манка, которого тошнит от этого общества.

«Не хочу быть членом клуба, в который входит кто-то вроде меня быть», - квинтэссенция эмансипации автора, Манк отвергает принадлежность любым объединениям, даже гильдии сценаристов, которых он уважает.

Герой меняется не только в прошлом на уровне «я и они», но и в настоящем - в процессе написания сценария. Трансформация здесь связана с осознанием своей значимости как автора. И реализуется типичным для Финчера приемом – поворот камеры после диалога Манкевича с братом (он первый, кто говорит сценаристу настоять на своем имени в титрах).

«Манк» - как шуты становятся палачами, или эмансипация автора. Первый фильм Финчера за 6 лет

Редкий недостаток фильма – скудный образ Орсона Уэллса. Конфликт созидания и управления раскрывается в «Манке» через противостояние сценариста и продюсера, индивидуального и коллективного. Режиссер же в такой ситуации остается где-то посередине, поэтому у Финчеров Орсон Уэллс (Том Берк) носит формальную функцию. У этого персонажа меньше экранного времени, чем у секретаря Риты, меньше, чем у руководителя MGM Майера, даже меньше, чем у продюсера Джона Хаусмана, который выполняет примерно ту же функцию, только если Уэллс – это посредник между Манком и кинематографом (автором и миром), то Хаусман – это посредник посредника. Но Финчеры и здесь находят уловку.

«Невозможно рассказать всю жизнь человека за два часа, можно лишь оставить впечатление о ней» - Финчер-отец словами персонажа Манкевича формулирует творческую задачу кино, и Финчер-сын решает ее.

В кульминации «Манка» Луис Майер говорит протагонисту: «он (Херст) платит тебе не за то, что ты пишешь, а за то, как говоришь». Манкевича держат при дворе господ для потехи, как шута, примерно таким же показан в эпизоде и играющий на рояле Чарли Чаплин. Но настоящий автор не захочет им быть даже у царя небесного. И Манкевич через фильм Финчера превращается из шута в палача. В медийно-историческом смысле. Понятно, что в моменте сложно назвать Манка победителем в дуэли с Херстом и системой, скорее наоборот, это Херст своими ресурсами ударил по прокату и финансовому успеху «Гражданина Кейна». Если же считать победой сам выход фильма, то в этом большая заслуга Орсона Уэлса, которому позволили делать фильм без студийно-продюсерской редактуры. Победа Манка над Херстом видна на расстоянии. Прошло время, прежде чем ценность оригинального текста оказалась выше финансового успеха и стало очевидно историческое значение этого сценария для всего кинематографа.

"Гражданин Кейн" (реж. Орсон Уэллс, 1941)
"Гражданин Кейн" (реж. Орсон Уэллс, 1941)

«Гражданин Кейн» вышел в 1941. Уже в 42 году в MGM потеряет лидерство в кинопроизводстве США, а вскоре и обанкротиться. В 50-е потеряет актуальность кодекс Хейса (свод этических норм производства голливудских фильмов), тогда же кинотеатры отделят от кинопроизводства, и студийная система будет разрушена. А в 60-е на смену «золотому веку» придет Новый Голливуд, где главные роли будут не у менеджеров и продюсеров, а у авторов (режиссеров и сценаристов).

Возможно, «Манк» станет первым фильмом Netflix, который возьмет главный «Оскар»

2020 – логичный год для наград стриминговых платформ. Только Netflix мог бы выставить 5-7 кандидатов на главный «Оскар»; в итоге - два («Манк» и «Суд над чикагской семеркой») и еще два претендента от Amazon Prime («Звук металла» и Disney («Земля кочевников» - производство Searchlight Pictures - подразделение Disney, стриминг на Hulu). Всего у Netflix - 35 номинаций в 16 категориях. Прокат в кинотеатрах сильно просел, большинство премьер перенесли на 2021, какую-то часть выпустили сразу в цифровом виде. Так что вероятность первого «Оскара» за лучший фильм для онлайн-платформы выше, чем когда бы то ни было. И это будет еще одним шагом к признанию индустрией равенства прокатного кино и потокового вещания, большого экрана и домашнего просмотра. До этого ближе всех к награде была «Рома» (2018), тоже от Netflix и тоже черно-белая. Но в итоге лучшим назвали «Зеленую книгу», а режиссеру «Ромы» Альфонсо Куарону достался приз за лучшую режиссуру.

"Рома" (Альфонсо Куарон, 2018)
"Рома" (Альфонсо Куарон, 2018)

Такая же номинация и у Дэвида Финчера. Он уже попадал в число пяти кандидатов с «Загадочной историей Бенджамина Баттона» (2008) и «Социальной сетью» (2010), за последнюю получал «Золотой глобус», но вот «Оскара» у него нет. «Манк» - первый полнометражный фильм американца со времен «Исчезнувшей». После 2014 года он сосредоточился на сотрудничестве с Netflix– «Карточный домик», «Любовь, смерть и роботы», «Охотник за разумом». После этих сериалов, стриминг дал средства режиссёру на проект его мечты.

Всего у «Манка» 10 номинаций на «Оскар-2021» - больше, чем у любого другого фильма. Гарри Олдман – один из фаворитов награды за лучшую мужскую роль. Правда академиков может смутить то, что совсем недавно актер уже взял «Оскар» за Уинстона Черчилля в «Темных временах», более знаковую фигуру, даже по словам самого Олдмана.

«Черчилль очевидно был знаковой фигурой. А все, что я знал о Германе Манкевиче, уместилось бы на почтовой марке. Я знал, что он брат Джо, знал, что его имя значится в «Гражданине Кейне», и что он написал, кажется, один пару сценариев для братьев Маркс. Но, кроме этого, я ничего не знал о Германе, поэтому в некотором роде он был похож на вымышленного персонажа.

Гари Олдман

Для Аманды Сайфред («Отверженные») роль Мэрион Дэвис (главного женского персонажа фильма) - лучшая в карьере и первая номинация на «Оскар» (женская второго плана). Проигнорировали академики актеров второго плана – Чарльза Дэнса (Тайвин Ланнистер из «Игры Престолов») за изображение антагониста Уильяма Херста и Лили Коллинз («Вне правил», «Толкин»), которая играет секретаршу Манкевича Риту Александр.

«Манк» - как шуты становятся палачами, или эмансипация автора. Первый фильм Финчера за 6 лет

Из других потенциальных «Оскаров» «Манка» нужно отметить Трента Резнора и Аттикуса Росса, написавших музыку, которая стилзуется под 30-е годы и отсылает к «Гражданину Кейну». Дуэт композиторов уже работал с Финчером над «Социальной сетью», «Девушкой с татуировкой дракона» и «Исчезнувшей». А за саундртек к «Социальной сети» в 2011 Резнор и Росс получили «Оскар».

И наконец, категория «за оригинальный сценарий». «Оскар» любит красивые истории - оригинальный сценарий за текст, в котором сценарист пишет оскароносный сценарий, одна из таких. Тем более, это единственная работа Джека Финчера, которая настаивалась больше 20 лет, и была реализована уже после его смерти сыном Дэвидом. Но автору текста о непризнанном писателе не нашлось места даже среди номинантов.

1515 показов
2.5K2.5K открытий
22 репоста
14 комментариев

Не знаю, почему такие низкие рейтинги (учитывая что это фильм Финчера), ибо фильм как минимум на уровне Социальной сети.

Ответить

низкий рейтинг...потому что половину фильма надо провести в википедии,а если ты вообще не знаешь американскую историю - весь фильм.

если знаешь все отсылки и персонажей - 9\10
если обычный работяга - 6\10

Ответить

Потому что Социальная сеть - это классный фильм ДЛЯ ВСЕХ. Он не пытался в элитарность и нравился что Васяну из Чертаново, что профессору Эдуарду Сигизмундовичу из МГУ.
А Манк как бы говорит нам - "ну, ты конечно можешь посмотреть шедеврального меня, если ты достаточно элитарен для этого, только все равно ничего не поймешь, хах))0. Но даже в этом случае притворяйся, что понял, и на каждом углу насмехайся над остальными непонявшими людишками".
Разумеется умные, адекватные и красивые люди, вроде меня, моментально считывают эти сигналы. Это вызывает отторжение и не позволяет серьезно воспринимать такие произведения и ставить им высокие оценки.

Ответить

Кому как, мне фильм почти ничем не запомнился и воспринимается как оммаж голливуду тех лет который без знания/понимая кухни практически ничем не интересен. И даже неплохие диалоги и фирменная Финчеровская динамика не особо спасла. Декорации прикольные, сцены местами тоже, но при этом не зашли ни сами актеры которых тут Финчер задвинул куда-то на задний план, ни уровень драмы, ни история в целом которая в фильме если говорить о жизни именно Манка является совсем уж романтизированной. Под конец честно говоря не понял что именно хотел показать Финчер.

Ответить

Как по мне - и разбор хороший, и факты есть интересные, и написано прилично (только из "обанкротитЬся" мягкий знак уберите). Возможно , стоило таки обратить внимание на противостояние инди&коммунисты vs корпорация, уж больно значим конфликт для сюжета фильма (и явно актуален для нашего времени).
Мне фильм показался у Финчера лучшим после "Бойцовского клуба"  и "Исчезнувшей".

Ответить

Даже лучше соцсеточки? Ибо там же буквально Гражданин Кейн в нашем времени.

Ответить

Финчер уже рассказывал истории, основанные на реальных событиях. Но «Манк» не похож ни на «Зодиак», ни на «Социальную сеть». Там герои – неудачники, которые становятся одержимы некой идеей, и эта одержимость превращает их из аутсайдеров в фаворитов.

На мой взгляд, такое описание не подходит ни финчеровскому Грейсмиту, ни финчеровскому Цукербергу (быть может, в отличие от носящих эти имена реальных людей, но мы-то о кино говорим). В целом, мне кажется, "Зодиак" и "Социальная сеть" отличаются друг от друга не менее, чем любой из этой диады - от "Манка". 

Ответить