Как снималась «Маска»

"Маска" один из фильмов, работой над которым студия ILM гордится так же сильно, как и "Терминатором 2" и "Парком Юрского периода". Почему? Рассказываю.

Предыстория

Впервые сценарий картины, которую собиралась снимать на тот момент независимая киностудия New Line Cinema, попал в ILM на просчет в 1991 году. И это была совершенно другая история - более мрачная и с массой убийств. Вскоре тот сценарий канул в лету, поскольку концепцию полностью пересмотрели в сторону комедии, утвердив на главную роль Джима Керри. При этом, на момент утверждения, Джим Керри еще не был звездой. Ему только предстояло сыграть Эйс Вентуру. Режиссер Чак Расселл и продюсеры поверили в парня с невероятной мимикой и не прогадали. Студии ILM также значительно больше понравился переписанный сценарий, и они решили не упустить возможность впервые в истории совместить трехмерную стилизованную анимацию со съемочным материалом. В итоге 40% бюджета ушло на анимацию и визуальные эффекты. Это довольно много. Сейчас киностудии в среднем тратят не больше 20% на VFX при выросших объемах.

Как снималась «Маска»

Съемки

Фильм снимался на Panavision Panaflex и камеры системы VistaVision. Зеленая маска была отлита Грегом Кэнномом по слепкам, снятым с Джима Керри, когда он работал на площадке "Эйс Вентуры". Первоначально Кэнном должен был заниматься и механическими эффектами, но от них отказались в пользу компьютерной анимации после просмотра "Парка юрского периода".

Маску отлили из вспененного латекса по форме лица, покрасив ее в зеленый при помощи Pax paint. Большие зубы - это протез. И маска и зубы отняли массу сил прежде чем удалось порадовать режиссера и сделать удобно для Керри. В общей сложности на грим Джима уходило 2,5 часа. Его нанесением занималась персональный стилист актера. Для дублеров также были созданы маски, но попроще. Они состояли из двух частей, когда как для Керри из пяти. Маску для антагониста сделали аналогичным образом. Вот только макушку не покрывали накладкой, а прикрыли париком. Глаза, как у рептилии - это линзы. Аниматронная голова для сцены с длинным языком не пригодилась. Язык создали и анимировали на компьютере трехмерщики Dream Quest - еще одной студии наряду с ILM привлеченной к проекту.

Компьютерная анимация

Студия ILM сканировала все элементы грима, созданные Кэнномом, для их последующего воссоздания в графике. На площадке работал супервайзер, курировавший съемку сцен под анимацию. Абсолютно все эпизоды с компьютерными эффектами снимались без моушн-контрол. Для усиления реализма происходящего и лучшего сживления графики и съемочного материала применялись физические спецэффекты. Например, в сцене первого превращения, когда Стенли Ипкис юлой кружит по комнате. Весь кавардак создавался прямо на площадке. Что касается кадров с маской, охватывающей голову, то это компьютерная анимация выполненная в Softimage. Основная сложность здесь заключалась в трекинге актера, вытирании волос и восстановлении заднего плана. Дизайн эффекта с кружением разрабатывался достаточно долго и претерпел множество изменений, пока аниматоры не использовали в качестве референса куклу на вращающемся сверле дрели. Сцена снималась следующим образом. Джим Керри начинал кружиться, потом выходил из кадра и далее его движение подхватывали 3D-аниматоры. В процессе вращения герой менял свою одежду с пижамы на желтый костюм. Для этого Керри в образе сняли на синем хромакейном фоне, после чего добавили полученные текстуры в вихрь. Сами кольца визуализировались с разной прозрачностью и преломлениями вокруг упрощенной трехмерной модели актера.

Как снималась «Маска»

В сцене с прыжками по коридору зрителю также показывают трехмерную болванку со спроецированными фототекстурами актера в образе. В моменте с прыжком в окно и падением на камеру свой хлеб отрабатывал каскадер. Но рот крупным планом - это графика, как и расплющенная модель героя. Для ее визуализации Джима Керри сфотографировали в анфас и в профиль. Полученные снимки были отсканированы и вновь послужили текстурой. Вся анимация для эпизода воплощалась в программе Softimage на протяжении 10 недель. Но самые удивительные кадры не эти в первом эпизоде с превращением. Тут все очевидно. А дальше, когда Стенли Ипкис делает из надувного шарика фигурки животных, а потом создает автомат Томпсона. Все это время нам показывают CGI модель. Вложить в руки и анимировать шарик оказалось очень и очень сложно.

Интересны также сцены со снятием маски, с проглатыванием динамита и, конечно же, с собакой. Первоначально эффект со снятием хотели сделать малой кровью, запустив реверс, то есть проиграть эпизод с надеванием в обратной последовательности. Ничего путного не вышло. Эффект создавался в 3D с нуля. Трехмерщики смоделировали голову Ипкиса в маске, взяв за основу киберскан актера в гриме. При анимации сдираемой маски и пузырящейся кожи художники максимально старались придерживаться игры актера, который отыгрывал эпизод ничего не держа в руках. Маску моделировали в Alias и анимировали в Softimage.

Морду собаки в маске смоделировали по дизайну, предложенному арт-департаментом, но в процессе его сильно изменили. Художники сделали внешность пса более дружелюбной и похожей на Джека Рассела. В кадрах с динамитом нам показывают трехмерную модель взрывчатки и трехмерную лицевую анимацию. Все, что ниже носа - это графика, выше - пластический грим. Эффект выглядит по-прежнему великолепно.

Как снималась «Маска»

Как я уже писал ранее, "Маску" заслуженно номинировали на "Оскар" за эффекты, но картина проиграла другому проекту ILM - "Форресту Гампу". Почитайте об этой картине тоже.

Статья опубликована мной также на Пикабу
Ролик о создании "Маски"

274274
42 комментария

Помню, помню я, какой фурор Маска произвела, и Кэрри, и крутостью фильма, и ослепительной танцующей Кэмерон Диаз, и такими крутыми эффектами. :)

61

О да, Кэмерон Диаз тут просто отпад, особенно первое появление в фильме в банке)

8

На сколько сухая статья, что за время чтения я превратился в сухарь

16

Воду в дипломе своём возьмёшь ещё (. ❛ ᴗ ❛.)

49

Комментарий недоступен

25

Да я вот недавно пересматривал.

ГГ, кстати, один из замечательных психотипов, про который даже книга отдельная написана.

5

Комедии сейчас делают французы, это теперь их вотчина. Удел американцев это сортирный юмор и гыгы.

1
Раскрывать всегда
Розыгрыш: пополнение аккаунта Steam на 1500 рублей.
Розыгрыш: пополнение аккаунта Steam на 1500 рублей.

Весенняя распродажа Steam скоро заканчивается, так что самое время успеть сделать последние покупки. Давайте проведём небольшой розыгрыш пополнения Steam

651651
55
33
22
11
В Fallout 76 появилась возможность превратить персонажа в гуля

Если не понравится, то можно вновь стать человеком.

9292
1111
99
88
11
Отличная ммошка кстати🤗, любой фанат фолаута согласится со мной.
Те самые игры
403403
6262
1010
22
22
11
Я в эти игры... Уже играл!!!
Брюс Уиллис сегодня отмечает юбилей 70 лет, с чем его и поздравляем!

Один из главных супергероев нашего детства, живая легенда, и сколько же культовых персонажей он нам подарил…

536536
4141
2626
55
44
44
22
Он его сейчас каждый день отмечает
Создатель Super Smash Bros. Масахиро Сакурай считает, что японским разработчикам не стоит адаптировать игры под западную аудиторию

Ему кажется, что это пойдёт на пользу всем.

Создатель Super Smash Bros. Масахиро Сакурай считает, что японским разработчикам не стоит адаптировать игры под западную аудиторию
3434
55
22
11
База.
У Гвинет Пэлтроу большое количество горячих сцен с Тимоти Шаламе: «В этом фильме много секса, очень много»

Актриса даже не знала о существовании координаторов интимных сцен.

У Гвинет Пэлтроу большое количество горячих сцен с Тимоти Шаламе: «В этом фильме много секса, очень много»
9393
1010
1010
44
22
22
11
11
вот паренёк и сравнит, тот ли запах у тех свечек или кругом ложь и маркетинг :DDD
Цена inZOI на старте составит 40 долларов — в раннем доступе DLC будут бесплатными

У команды уже готова «дорожная карта» до конца года.

Цена inZOI на старте составит 40 долларов — в раннем доступе DLC будут бесплатными
7878
2020
1010
22
То есть они хотят чтобы игрок привык к каким-то фичам на этапе раннего доступа, а потом сделают их платными? Напоминает редизайн одного сайта....
Hasbro поделится информацией о будущем серии Baldur's Gate «в скором времени»

Но многого пока ждать не стоит.

Hasbro поделится информацией о будущем серии Baldur's Gate «в скором времени»
1919
77
22
11
"Сама Larian, работавшая над Baldur's Gate 3, решила отойти от франшизы и заняться двумя играми по своим IP. " И правильно делают!
Головоломка World of Goo 2 выйдет в Steam весной

Изначальный релиз состоялся в августе 2024-го.

Головоломка World of Goo 2 выйдет в Steam весной
8686
66
22
22
11
Наконец-то релизнулась игра
Люди перестали видеть саму суть игр из-за фапа на техническую сторону
Люди перестали видеть саму суть игр из-за фапа на техническую сторону

Дроч на пиксели откровенно задолбал. Видел здесь пост, где чел подключил к одному и тому же монитору ПК с 2080ti и пс5 про, запустил и там, и там Final Fantasy Rebirth и сидит, довольный, какие-то пятна на крыше здания сравнивает. То есть челику вообще похеру на мир игры, на ее сюжет, на персонажей, на Тифу, на Сефирота, на Клауда, на то, как шедев…

530530
6464
99
55
55
44
44
33
22
22
11
11
В общем, ты против роста комфортности? Лучше и дальше играть в 20фпс 360P?
[]