Рубрика развивается при поддержке

Пропаганда в мультфильмах

В закладки
Аудио

Ещё со времён начала использования массовой пропаганды (Первая мировая война) одним из её главных объектов было подрастающее поколение. Занятно, что примерно с тех же времён начала активно развиваться мультипликация.

В этой статье мы разберём яркие примеры пропаганды в мультипликации. Однако, стоит понимать, что в такие спорные вопросы, как пропаганда не должны трактоваться однозначно и тем более, не находясь в историческом контексте событий нельзя объективно утверждать что является пропагандой, а что нет. Например, безобидные кадры того как Микки Маус утром идёт на работу могли создаваться, как пропаганда рабочего образа жизни среди детей американских фермеров

В то время, как мультфильм "Межпланетная революция" 1924 года вполне мог создаваться идейными людьми, не имеющими намерений промывать кому либо мозги

Мы не знаем и никогда не узнаем мотивов создания того или иного произведения, именно поэтому, правильней будет называть работы, которые мы рассмотрим примерами того что сегодня выглядит как пропаганда.

Вероятно, в Европе времён первой мировой были пропагандистские мультфильмы, однако подавляющая часть европейских плёнок не сохранилась до нашего времени. К тому же мультипликация в те годы ещё не окончательно сформировалась как жанр искусства, большинство работ были экспериментальны и не имели идейного подтекста. Например, динозавр Герти 1914 года

Ранние мультфильмы СССР создавались в советских учебных заведениях и просто обязаны были иметь идейную составляющую. Первый же полнометражный мультфильм СССР "Китай в огне" протестует против иностранного вмешательства в дела Китая и выступает в поддержку китайской революции

Параллельно на студии «Культкино» за два года выпускают целый ряд взрослых картин, высмеивавших буржуазию, церковь и Запад: «История одного разочарования», «Германские дела и делишки» и «Случай в Токио», «Советские игрушки» и «Юморески», к сожалению, большая часть этих работ не сохранилась

Но, если ранняя мультипликация РСФСР была, в основном, художественной, то в Европе чаще встречались рекламные мультфильмы, например "Дым и зеркало", в котором дым от сигареты курильщика превращался в танцующих для него балерин или "Голубое чудо" - картина, по сюжету которой сигарета из пачки "Muratti" путешествует по миру

Ну а самым ярким периодом пропаганды в мультипликации считается вторая мировая война. Самая развитая мультиндустрия и самые развитые технологии производства в то время были в США, именно поэтому первые антивоенные мультфильмы начали появляться именно там. В них Гитлера представляли как слабоумного обезумевшего человека

а саму Германию как несчастное угнетённое общество

В то время проблема безграмотности ещё была актуальной, поэтому в 1942 году министерство обороны США заказало у Warner Bros мультфильм про рядового Снафу, который рассказывал солдатам о том что нужно и что нельзя делать в армии.

Но и немцы не отставали, например, они сняли мультфильм "Нимбус освобождённый", в котором персонажи американских мультиков бомбят территорию Франции. Целью мультфильма было убедить жителей окупированной страны в том, что союзники не собираются освобождать их и что американско-британские войска превратят Францию в руины.

Мульт-пропагандой среди собственного населения фашистская Германия начала заниматься уже ближе к концу войны, когда народ стало необходимо мотивировать, но было уже поздно. Один из примеров - «Свадьба в Коралловом море», мультфильм 44-го года, в котором приводится аллегория на мир оккупированный большевиками.

И, хотя этот период мировой истории запомнился как наиболее пропагандистский, у Советского Союза в во время войны попросту не было средств на анимационную пропаганду. Союзники выпускали сотни мультфильмов, а в СССР их были единицы - низкобюджетные, зачастую с переиспользованием кадров из мультфильмов про гражданскую войну. Основные примеры - "Стервятники", "Не топтать фашистскому сапогу нашей родины","Чего хочет Гитлер?", "Бей фашистских пиратов!", "Крепкое рукопожатие"

Следующим витком в советской мульт-пропаганде стали годы холодной войны. При том, политических работ, таких как "Акционеры" или "Миллионер", высмеивающих капиталистические ценности, было не очень много

Чаще это была антитабачная или антиалкогольная пропаганда, например, мультфильм "Ваше здоровье"

и многие многие другие, выпускавшиеся почти что до развала СССР.

В мультипликации США тех времён политическая пропаганда была распространена намного сильнее. Учебный мультфильм для младших классов "Сделай меня свободным" просто и доходчиво рассказывал школьникам о том что Свобода – хорошо. Коммунизм – плохо, поскольку при коммунизме все становятся рабами.

Ну а каждый день по американскому ТВ показывали знаменитое шоу Рокки и Бульвинкля, которые противостояли злым силам в лице советских шпионов

И, хотя, по заявлению создателей, этот мультфильм был сатирой, понимали это не все. В то же время в США выходило огромное количество пропагандистских мультфильмов о войне во Вьетнаме, однако были и подпольные мультфильмы выступающие против войны, такие как "Микки идёт во Вьетнам", в нём знаменитого мультперсонажа убивают сразу по прибытию на войну

Возможно, именно эти контркультурные работы повлияли на снижение уровня военной мультпропаганды в США. После правления президента Никсона пропаганда в американской анимации стала являть собой скорее положительный пример - детям рассказывали о вреде курения, пьянства, наркотиков и преступного образа жизни, данная программа поддерживается правительством США и по сей день

Вообще, в наше время пропаганда в мультфильмах подверглась серьёзному переосмыслению - теперь мультяшки не могут появляться с сигаретами или алкоголем, многие сцены вырезали даже из классики. Теперь принято обвинять в детской пропаганде, нежели проводить её, порой доходит до абсурда, например, крупная газета Times назвала, казалось бы, безобидный мультфильм "Маша и Медведь" путинской пропагандой

Но, хоть пропаганду и принято критиковать, периодически подобные мультфильмы всё же появляются, однако, у зрителей они вызывают негодование. Мультфильм "Дети против волшебников", демонстрировавшийся курсантам кадетских училищ имеет среднюю зрительскую оценку 1 из 10

Также стоит понимать, что не во всём мире детская военная пропаганда подверглась осуждению, в Северной Корее до сих пор выходит и имеет популярность мультфильм "Бурундук и Ёжик" - мультфильм является аллегорией на мировую ситуацию (неужели северокорейское правительство и правда видит мировую ситуацию так?), главные герои это как бы северокорейцы, сражающиеся с хищниками из Южной Кореи, США и других стран, которые по сюжету мультика нападают на них. Сцены жестоких расправ и расстрелов в этом мультике пугают намного больше, чем весёлая резня в каком нибудь Happy Tree Friends.

В мультфильме даже есть медведи, олицетворяющие собой русских. К слову, главные герои напаивают их алкоголем и убивают во сне.

Статью подготовил Вася Свежий, заходите в мою группу ВК, если, как и я, любите мультипликацию!

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Свежий", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 49, "likes": 61, "favorites": 76, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 71269, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 23 Sep 2019 14:25:09 +0300", "is_special": false }
С подпиской КиноПоиск HD тысячи фильмов и сериалов ваши
Новым зрителям 30 дней бесплатно
30 дней подписки КиноПоиск HD бесплатно для пользователей, которые не оформляли ранее подписку КиноПоиск HD или подписку КиноПоиск + Амедиатека.
Далее — 269 ₽/мес. Условия: https://ya.cc/5Irdq
0
{ "id": 71269, "author_id": 149313, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/71269\/get","add":"\/comments\/71269\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/71269"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957, "last_count_and_date": null }
49 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
24

В мультфильме даже есть медведи, олицетворяющие собой русских. К слову, главные герои напаивают их алкоголем и убивают во сне.

Википедия:

В начале сюжета Цветочный холм защищал медведь, но однажды враги споили его (по умолчанию змеиным вином), и животные, обитавшие на холме, остались без защиты.

Дядя Миша (곰아저씨 Ком-аджосси) — медведь-защитник Цветочного холма, его участием в первой серии всего сериала КНДР, вероятно, хотела показать, что она не нуждается в помощи СССР. Эпизодически появлялся в более поздних сериях. В Brave Soldiers имеет имя Сансорсо (Sansorso).

Ответить
2

Во-во, никто его не убивал!

Ответить
6

Да просто уже далеко не первый раз автор дает некорректную инфу. В предыдущих статьях тоже находили ошибки.

Ответить
8

Свастон зачем закрасил? Можно же теперь его показывать. 

Ответить
2

да его и раньше вроде можно было показывать, штрафы же были за распространение и пропаганду

Ответить
11

После того, как еб...тый судья впаял штраф за фото парада Победы, рассчитывать на здравомыслие в судах РФ - это что-то вроде мазохизма в тяжелой стадии.

Ответить
0

можно ссылку, незнаком с данным инцидентом

Ответить
3

Судья Исакогорского районного суда города Архангельска оштрафовала 59-летнего Михаила Листова на 1 тыс. рублей за публикацию фотоснимка Парада Победы 1945 года.

ЗЫ

Это не единственный случай.

Ответить
0

ну это бредятина конечно, интересно посмотреть будет результат обжалования, сам найти не смог было ли уже

Ответить
3

Отменили в областном. Но во-первых, тогда поднялся нехилый шум, во-вторых, оно вам надо, тратить свое время на поездки по судам?

Ответить
2

Отменили в областном

отлично, честь и хвала человеку

оно вам надо, тратить свое время на поездки по судам?

конечно нужно, если ничего не делать, то ничего и не измениться

Ответить
2

Но это не всегда работает

Смоленский облсуд отклонил апелляцию журналистки Полины Петрусевой, оштрафованной на 1000 рублей за публикацию на личной странице во "Вконтакте" фото Смоленска под германской оккупацией, на котором присутствует свастика.

Ответить
1

Ну вот автор и делает. =)

Ответить
2

да там как с любым таким российским законом всё менялось от случая к случаю. где то свастику закрашивали, а где то оставляли и какой то системы особой в этом не наблюдалось имхо

Ответить
–4

Смотри глубже. Закрашено каким цветом? А цвет чего это? А не одно и то же ли это только в разных упаковках?

Ответить
4

иногда сигара - это просто сигара

Ответить
2

Нет, они прямо противоположны.

Ответить
5

Годно, давай ещё

Ответить
12

там подробный разбор бурундука и ёжика от СНДК

https://www.youtube.com/watch?v=CRjZsa4VtkI

Ответить
4

"Дети против волшебников", демонстрировавшийся курсантам кадетских училищ

Я думал, что этот попильный кал сразу пошёл в стол, а его ещё и людям не постеснялись показать? Лол.

Ответить
1

ДпВ это ЭПИЧНЫЙ пример пропаганды, сработавшей в обратку, усилившись на порядки!

Эталон "как не надо делать НИКОГДА"!

Ответить
1

Он сработал так, как и было задумано.

Ответить
0

Ну если говно будете делать, то говно и получится, хоть пропаганда, хоть нет.

Ответить
0

Ну тык, солдатам надо было явно дать понять, что когда их отправят воевать с ИГИЛом в Сирию, живыми их тут никто не ждёт.

Ответить
0

Отработал 15?

Ответить
0

Рубасов.

Ответить
0

15 рублей? За это даже твикс  не купишь.

Ответить
2

Статью подготовил Вася Свежий, заходите в мою группу ВК

И тухло себя продвинул.

Ответить
1

А как надо было себя продвинуть по свежему?

Ответить

Комментарий удален

1

Сцены жестоких расправ и расстрелов в этом мультике пугают намного больше, чем весёлая резня в каком нибудь Happy Tree Friends.

Окей гугл найди это мультик

Ответить
2

Увы сабы только на английском. Зато по теме есть порево. Чекни видос сыендука по сабжу

Ответить
–1

В мультипликации США тех времён политическая пропаганда была распространена намного сильнее. Учебный мультфильм для младших классов "Сделай меня свободным" просто и доходчиво рассказывал школьникам о том что Свобода – хорошо. Коммунизм – плохо, поскольку при коммунизме все становятся рабами.

Как же так?

Ответить
–3

Также стоит понимать, что не во всём мире детская военная пропаганда подверглась осуждению

Погодите ка, а как же? 

https://www.callofduty.com/

Ответить
2

тут больше подойдет серия America’s Army

Ответить
0

Врядли дети в неё играют...

Ответить
0

почему нет, рейтинг teen, как у CoD, это то же дети по сути, серия игр и создана исключительно для популяризации армии США у детей-подростков собственно на деньги DoD 

Ответить
0

Я знаю, что это за игра.

Но она проигрывает в глазах детей по качеству графония, мультиплеера и геймплея. Я, правда, не могу найти цифр реальной аудитории американс арми, но думаю тех самых детей там по-минимуму, особенно если сравнивать с CoD. 

В целом мой поинт в том, что "детская военная пропаганда" сейчас скорее в играх, чем в мультфильмах.

Хотя дети будут не согласны, предполагаю 8)

Ответить
0

ну так последняя часть давненько выходила, щас делают новую, аж на UE, посмотрим что будет

Ответить
0

Еще один показатель для АА, то что в нее мой сосед играет - таксист за 50. Вторая игра в которую он гоняет это - танки 8)

Ответить
0

Извини, а где ты видел CoD с рейтингом T?

Ответить
0

ок, был не прав, тогда все еще хуже для CoD как пропаганды среди детей, рейтинг жестче чем у AA

Ответить
1

 Видал я один такой мульт в свое время :)

Ответить
1

У японцев ещё вот такой чудесный образчик сабжа был. Аниме тогда ещё не изобрели.

Ответить
0

Как-то интересовался этой темой. В сети есть отличная компиляция советской анимационной пропаганды "Animated Soviet Propaganda", 8 часов истинного удовольствия для настоящих гурманов.

Ответить
0

Я всё детство по телеку смотрел Бурундука и Ёжика ибо других мультиков не было. Плак-плак.

Ответить
0

Про "Морские орлы Момотаро" нужно было хотя бы упомянуть. Все же знаковое произведение как в пропаганде, так и в истории анимации. 

Ответить
0

Свобода – хорошо. Коммунизм – плохо, поскольку при коммунизме все становятся рабами

 И они были ой как правы.

Ответить

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovz", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "chfbl", "p2": "gnwc" } } } ]