Почему Джокер Тодда Филлипса — самый реалистичный суперзлодей

Неправильно говорить, что «Джокер» мог бы случиться вне вселенной DC. Однако есть нюансы.

Почему Джокер Тодда Филлипса — самый реалистичный суперзлодей

Джокер не просто так стал, пожалуй, самым знаменитым злодеем в комиксах, кино и где-либо ещё. Просто этот образ очень привлекательный. Его вскрывали чаще, чем какой-либо другой, и ставили под сомнение саму его злодейскую суть. И это при том, что биография Джокера неизвестна: ей уделяли большое внимание, например, в культовой «Убийственной шутке», но в этом комиксе используется приём ненадёжного рассказчика — так что неизвестно, всё ли так было на самом деле.

Это как будто негласный договор между авторами, которые пишут и снимают о Джокере. С ним можно придумать любую историю, его образ можно поменять как угодно, но нельзя писать его биографию однозначно. Джокер просто вне каких либо канонов, и в этом его прелесть. Этим он и интересен. Он реален и вне условностей.

Почему Джокер Тодда Филлипса — самый реалистичный суперзлодей

Кроме того, Джокер неразрывно связан с Бэтменом, и связь эта болезненная. В «Доме скорби на грешной земле» и вовсе выдвигается теория о том, что Бэтмен такой же психопат, и существовать без своего заклятого врага он не может. К тому же, речь заходит о потенциальной сексуальной уязвимости Тёмного рыцаря перед Джокером, что добавляет их отношениям остроты.

Образ улыбающегося маньяка каждый раз рисуется иначе, чем до этого — как в комиксах, так и в кино. Джокер — это абсолютный хаос, и никакой константы здесь нет. Он может быть каким угодно. И это подводит нас к мысли, что Джокер — это не конкретный человек, а идея. Как главный герой «V — значит вендетта», например.

Эту же мысль использует Тодд Филлипс в своём фильме. Он объясняет происхождение Джокера, но постоянно ставит факты из его жизни под сомнение. Была ли на самом деле сексуальная связь у Томаса Уэйна и его матери? Что приключилось с соседкой Артура Флека? Случилось ли ток-шоу, благодаря которому Джокер прославился на всю страну? Было ли вообще хотя бы что-то, или Артур придумал всё это, находясь в Аркхэме?

Почему Джокер Тодда Филлипса — самый реалистичный суперзлодей

С равной вероятностью можно сказать, что всё происходящее в фильме — реальность, и что это лишь фантазии. Или, скорее всего, и то, и другое вперемешку.

Джокер — это воплощение хаоса на мета-уровне. И Филлипс возводит эту идею ещё выше: в его фильме принц-клоун — не просто хаос во плоти, но и причина хаоса в обществе. Вновь актуальная идея, в то время, как в США назревают антикапиталистические настроения — тут-то и появляется Джокер. Персонаж как идея нового мирового порядка.

И, что самое интересное, Артур Флек (Джокер носил множество имён, такое — впервые) сам по себе почти ничего не сделал для того, чтобы на улицах воцарилась анархия. Он лишь сорвался однажды, будучи в удобном для непростой ситуации в Готеме образе, который докрутили в СМИ — это всё, что он сделал. Хаос начал Томас Уэйн, позволив себе резкое высказывание в адрес неопределённой массы людей, обозвав их клоунами, а медиа затем это подхватили.

Почему Джокер Тодда Филлипса — самый реалистичный суперзлодей

Джокера породила цепочка случайностей и СМИ, он здесь — никакой не гений. Обычная погрешность, которую зазря потеряли из виду.

Артур ничего толком и не предпринимал, он просто психанул, заурядно убил несколько человек и оказался в газетах благодаря своему гриму. Он — не гений преступного мира, а просто жертва обстоятельств. Не он выбрал себе народ, а народ выбрал его. Джокер у Филлипса — это попросту стихийное бедствие.

И такой злодей видится мне наиболее реалистичным из всех. Это просто сломленный человек, который по воле случая оказался в центре стихии. Он лишь подарил ей разукрашенное клоунское лицо. По сути своей Джокер — лишь душевно больной человек, который, благодаря стечению обстоятельств, погрузился в пучины безумия и убил несколько людей, что делали до него и будут после.

Весь фильм он решает исключительно свои проблемы, и не думает о том, чтобы вести за собой людей. Джокер лишь оказался в нужное время в нужном месте. И даже родителей Брюса Уэйна убил не он, а просто какой-то человек в маске клоуна, что случайно оказался у кинотеатра.

Не бывает суперзлодеев-гениев. Бывают жертвы обстоятельств, которые этими обстоятельствами решают воспользоваться. Удобные люди-образы, которые становятся движущей силой для толпы.

Почему Джокер Тодда Филлипса — самый реалистичный суперзлодей

Однако есть другой важнейший момент: Артур Флек путает реальность и свои желания. Он видит и испытывает то, что ему бы хотелось, но на самом деле этого нет. И фильм построен так, что абсолютно неясно, что здесь реальность, а что — желания. Артур сломлен, он пытается залатать дыры в себе с помощью пафоса и фантазий — такова его защитная реакция, равно как смех у многих людей.

В «Джокере» нет элементов комедии, если не считать две шутки про карликов. Однако же некоторые люди в моём зале смеялись, причём невпопад. Эти порой надрывные смешки — ни что иное, как защитная реакция на мрак и безнадёгу, что изобразил Филлипс, занимавшийся до этого комедиями. Люди не знают, что им делать на сеансе — режиссёр путает их, равно как и сам Джокер. «Почему я посмеялся над этим? Ведь это совсем не смешно» — думаешь ты, и тебе становится чуть ли не стыдно за свой смех.

Всё это прекрасно вяжется с мыслью Тодда Филлипса о том, что в современном мире шутить уже не получается из-за того, что кто-то всегда может обидеться. И Джокер из комиксов DC — лучший персонаж, который может передать эту идею. Человек без определённого прошлого, который хочет шутить, но не умеет. Да и физически не может из-за патологического смеха.

Почему Джокер Тодда Филлипса — самый реалистичный суперзлодей

Что символично, фильм заканчивается сценой в духе старых комедий и мультфильмов: Джокер пробегает по коридору справа налево, спасаясь от медбрата, а потом — слева направо. Это абсурд, которому не место в современных фильмах, и он лишний раз наталкивает на мысль, что история Джокера — это смесь реального и желаемого. Может Филлипса, который скучает по старым комедиям и одновременно издевается над ними, а может и Джокера.

Все мы бы хотели оказаться в центре чего-то важного. При этом, мы бы хотели, чтобы слава пришла мгновенно и просто так. В этом плане «Джокер», несомненно, деструктивен. Но и реалистичен в той же мере. Случайность делает из человека злодея, а не он сам делает себя таким.

Если заменить Джокера каким-нибудь Трэйвисом Биклом из «Таксиста» Скорсезе, то чуда не случится. Главный герой всё-таки существует в контексте своего образа, сформированного комиксами. И контекст этот необычайно важен.

Почему Джокер Тодда Филлипса — самый реалистичный суперзлодей

Отсутствие внятного прошлого, психические заболевания, болезненная связь с Бэтменом (а ведь Флек воображает себе, что он мог бы быть его братом), да и просто сам образ — всё это необычайно важно для Джокера Филлипса. Как и тот факт, что символом бунта и анархии он стал совершенно случайно, не приложив каких-либо усилий.

И теперь, в мыслях о том, что на тебя нападёт пьяная шпана на улице, уронит и запинает, хочется подражать уже не Тайлеру Дёрдену из «Бойцовского клуба», а Джокеру. Хочется лежать и смеяться во весь голос. Потому что он гораздо ближе к обычному человеку, который сам по себе всю жизнь существует в череде случайностей. Все мы, в той или иной мере, лишь случайность.

Эта мысль отрезвляет.

99 показов
27K27K открытий
298 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

А ты бунтарь.

Ответить

Уж если и нарываться на двойку, то - с размахом!
Надо было писать в духе
"Мне не нравится Остап Бендер, потому, что действовал он мелко и успеха не добился! Надо было сколотить банду и грабить корованы! Или, в крайнем случае, войти в состав правительства."
Тогда бы и двойку поставили и к директору сводили на экскурс, да и родителей бы поздравили с перспективным чадом.

Ответить

Слишком явно пошёл против учителя. Нужно было тоньше действовать. Подчеркнуть, что О. Бендер мог бы добиться большего, например. Что ему не хватило размаха. Что ему не хватило гаджетов. И интернета. В общем, хитрее надо быть. ;) 

Ответить

Мне очень нравится, как текст каждый раз уворачивается от упоминания СМИ,  когда заговаривает о том, кто виноват произошедшем.  О чем особенно прозрачно напомнили в самом конце в кадре со множеством экранов. Если бы не они, это было бы обычное убийство, которое быстро забылось бы, особенно в Готтеме.  Но нет, кто-то додумался в такое неспокойное время  вставить фразу про "бедняки ополчились на богатых", а после остальные начали разжигать это пламя из каждой газеты и канала, особенно после фразы Томаса, и даже без твиттеров всяких справились. 

Ответить