Как я понял «Джокера» и Тодда Филлипса

Общество больно и что же с этим делать, мистер Филлипс?

Как я понял «Джокера» и Тодда Филлипса

Вышло уже немало рецензий. И пока я писал свою, от них уже начали уставать. Так что про визуальную и драматическую составляющую я здесь говорить не буду. Да и сложившийся консенсус о её близости к идеалу мне парировать нечем. А вот о чём говорят меньше, так это об идейном наполнении картины. И хотелось бы обсудить не столько главного героя, сколько окружающую его действительность.

В тексте будут спойлеры!

Принадлежность к вселенной DC обозначена только в именах героев и месте действия. Готэм, формально являясь частью США, остаётся вещью в себе. Это некое сосредоточение всей возможной несправедливости и пороков в обществе.

Как я понял «Джокера» и Тодда Филлипса

Действие разворачивается в 1981 году не случайно. Именно на этот период приходится начало правления Рональда Рейгана. Тогда под разговоры об ужасах коммунизма начали резать социалку, снижать налоги для крупного бизнеса и наращивать военные расходы. Число американцев, живущих за чертой бедности, возросло почти на 8 млн. человек – с 31,8 млн. в 1981 году до 39,3 млн. в 1982 году Безработица в 1982 достигла 10.8 % — больше чем в любое время со времён Великой Депрессии. Но это не помешало богатым становиться ещё богаче.

Как раз при Рейгане было сокращено финансирование медицины, в результате чего многие, состоящие на учёте в психиатрических клиниках, оказались предоставлены сами себе. Без преувеличений, тогда на улице оказались тысячи людей, не способных ни устроится на работу, ни получить медицинскую помощь. Сам Рейган утверждал, что бродяжничество — личный выбор бездомных. А последствия его политики в этой области аукаются до сих пор.

И Артур Флек здесь безусловно выступает прямым следствием сложившейся системы, которая ревностно оберегается её выгодоприобретателями. А полиция их защищает даже когда те просто ходят в кино. Филлипс практически сразу выводит это на передний план. Об этом прямо говорит муниципальный психиатр, которая никому не нужна так же, как и сам Артур.

Поиск себя завел его на путь хаоса, а окружающие его в этом поддержали.

Тодд Филлипс
Как я понял «Джокера» и Тодда Филлипса

Тут Филлипс подыграл себе, сделав Артура изначально больным человеком. Несмотря на узнаваемость ситуации в которой он оказался, его маргинальность позволяет дистанцироваться от героя. У него не просто нет нормальной работы, но и перспектив получить другую, да и с личной жизнью дела обстоят не лучше. Он вместе с матерью гниёт на социальном дне, вокруг которого буквально растут горы мусора.

И следующий удар по неустойчивой психике наносит сворачивание государственной медицины, что закрывает ему дорогу к получению необходимых лекарств. Фильм в данном случае интересен балансом общественных причин происходящего и личных проблем Артура.

Премьера в США, не смотря на все опасения, обошлась без массовых убийств и терактов, к которым в Америке уже привыкли и которые не так давно прибыли и к нашим холодным берегам. Но как раз 3 октября 45 летний сотрудник Криминальной полиции Франции, отдавший службе 16 лет, пришёл на работу и набросился с ножом на своих коллег, успев убить 4 человек прежде чем его застрелили. По рассказам сослуживцев он был совершенно нормальным человеком и хорошим другом.

Как я понял «Джокера» и Тодда Филлипса

И ведь это совершил сотрудник элитного отдела, который до своего переезда прочно ассоциировался с набережной Орфевр 36, став именем нарицательным как Скотланд-Ярд или Петровка, 38. Это убийство, кстати, произошло на следующий день после того, как французская полиция объявила забастовку в знак протеста против роста насилия по отношению к полицейским и роста числа самоубийств внутри ведомства. Подобное сейчас всё сложнее списывать на плохое воспитание и личные проблемы отдельного человека.

Нездоровье главного героя в фильме также проистекает из нездоровья окружающего мира. Режиссёр чётко выводит произошедшее в городе из общей социальной неустроенности. Ведь не Артур создал волну протеста в городе, убив трёх брокеров. Мусор до второго этажа, крысы-разносчики инфекций, преступность, нищета и безработица – всё это людям ведь не показалось, как и презрительные реплики хозяев города.

Как я понял «Джокера» и Тодда Филлипса

Многие отмечали, что режиссёр симпатизирует Артуру Флеку. Я бы сказал, что он наслаждается тем вниманием, которое приковано к его действиям. Но здесь Филлипс подыгрывает своему герою; он буквально тащит его на сцену под луч прожектора.

Внимание прессы и сильных мира сего приковано к нему. Пресса кричит о войне, объявленной богачам.Но практика показывает, что если такие владельцы заводов, газет и пароходов как Томас Уэйн называют его трусом, то и пресса будет проводить линию владельца, а не разжигать недовольство, выдавая заголовки явно подстрекательского характера. В таких случаях обычно требуют остановить кровожадного убийцу любой ценой, либо сводят счёты с политическими противниками, разменивая трагедию людей на сиюминутные выгоды.

Но именно это внимание и важно для режиссёра – внимание и внешняя эффектность. Если убийство, то только на глазах у изумлённой публики. Ведь чтобы набросится на вооружённых полицейских, готовых стрелять на поражение нужно гораздо больше смелости, чем для убийства безоружных людей. Будь то люди в метро или Томас Уэйн с женой. А ведь наверняка у каждого из этих «клоунов» в душе найдётся своя достоевщина, толкнувшая их на такой поступок.

Как я понял «Джокера» и Тодда Филлипса

Для меня это фильм о том, насколько сильно можно загнать человека в угол, чтобы тому было просто нечего терять. И вот эта потеря всех моральных устоев и страхов может привести к тому, что даже самый жалкий из нас может превратиться в могущественное чудовище.

Хоакин Феникс

В фильме совершенно не показана организованная преступность, для которой убийство – просто работа и форма существования. Но хорошо видно, что и обычный человек, поставленный в определённые условия, с готовностью переступает закон.

И вот в конце Артур предстаёт перед изумлённой публикой, чтобы свершить свою месть и стать настоящим героем в глазах разъярённой толпы, которая носит его на руках и на которую он смотрит словно пророк. Вот они кровь из нас пили, пили, а теперь в подворотне без мозгов валяются. Ну разве это не справедливое наказание? Эти события являются кульминацией всей истории, которые обнажают скромные амбиции автора.

В фильме Нолана Женщина-Кошка говорит Брюсу: «Надвигается буря, мистер Уэйн. Советую вам и вашим друзьям задраить люки, ведь когда она обрушится, вы будите удивляться, как вы могли жить так роскошно, не делясь ничем с остальными людьми». Не хитрая мысль, которая проходит в «Джокере» фоном, концентрируясь на особенностях личности Артура. И такое внимание к его акции создаёт иллюзию, что всё было не просто так.

Как я понял «Джокера» и Тодда Филлипса

По-хорошему, Флек должен был просто раствориться в этих событиях, оставшись очередным сюжетом криминальной хроники. Своим поступком он купил в лучшем случае неделю эфирного времени. Проблема Артура и других людей в том, что, осознавая свою угнетённое положение, они не осознают реального устройства мира и общества, от которых они зависимы. Но ведь от больного человека несправедливо требовать так много. Он выговорился и на этом как-бы всё.

Но именно это и позволяет сконцентрироваться на фигуре Артура, обходя стороной как осознание ничтожности его действий, так и бесплодность протестов всех остальных. Логика фильма в текущем виде делает неважными итоги всех этих убийств. Каждый почувствовал, что победил. Что ждало этот протест разъярённого беднейшего класса Готэма и Америки фильм не раскрывает.

Можно убить ещё 10 ведущих с идентичным результатом. Маски клоунов протестующим отлично подходят, ведь нечего кроме веселья они вызвать не способны у своих врагов. Они просто запрутся в своих особняках и пентхаусах и подождут пока национальная гвардия или полиция наведут порядок.

Богачи так и не заметят муравьиного копошения и криков «Мы вам не клоуны», потому что они выше того общества, где живет главный герой и все, кто поднял его образ себе на знамя. У них свой мир, а мир Артура — это их кормовая база. Но здесь бунт показан триумфом, за мгновения которого автор не идёт. Он ставит запятую и возвращается к Артуру с его болезненным восприятием мира.

Если протянуть цепь истории к появлению Бэтмена, то хорошо видно, что Готэм как был криминальной помойкой, так ею и остался. Сколько бы машин не сожгли протестующие и сколько бы Томасов Вэйнов не убили.

88 показов
3.7K3.7K открытий
63 комментария

Еще один...

@Denis Shiryaev пора делать отдельный подсайт с "мнением о Джокере"

Ответить

После каждого громкого инфо-события будет куча новостей и мнений по этому поводу.
ДТФ для выражения таких мнений в том числе.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Мусли о ДжАкЕрЕ
Лалка, азазаза

Ответить

Привет.

Если вам действительно неприятны посты про «Джокера», то можно их избегать при помощи Черного списка.

Это можно сделать добавив в ЧС соответствующие хештеги #джокер или другие, которые используются в постах.

Дополнительно вы можете добавить в ЧС необходимые слова и тогда, если кто-то забыл добавить хештеги, вы всё равно не будете видеть пост про Хоакина Феникса или фильм «Джокер» :)

Ответить

Ехал Джокер через Джокер
Видит Джокер в Джокер Джокер
Сунул Джокер Джокер в Джокер
Джокер Джокер Джокер Джокер

Ответить

заебись

Ответить