Рубрика развивается при поддержке

История становления советского кинематографа

От кинематографа НЭПовского к кинематографу социалистическому.

В закладки
Аудио

Не сложно найти историю советского кино концентрирующуюся на художественных особенностях различных картин и художественных направлениях. Увлёкшись этой стороной дела, забывают, что любой кинематограф является лишь малой частью государственной надстройки.

А при таком подходе роль личности доводится до абсурда. Творцом истории становится гениальный художник или чиновник самодур. Я бы хотел сконцентрироваться на тех общественно-политических условиях, которые позволили советскому кинематографу сформироваться и стать не просто выдающимся, а мировым феноменом.

Синематографъ в Россійской Имперіi

24 мая 1896 года в саду Эрмитаж в Москве, через несколько месяцев после показа изобретения братьев Люмьер в Grand-Café на Больших бульварах в Париже было показано «Пребытие поезда». Впечатление от сеансов было ошеломляющим: «Прямо на вас несется паровоз железной дороги, и, кажется, нет спасения!» – взволнованно писал рецензент.

Все лето 1896-го Cinématographe Lumière демонстрировался на Всероссийской Нижегородской выставке где его посетили уже тысячи любознательных со всей страны. В следующем году в Москве был открыт Электрический театр. Но лидировали в России иностранцы.

Магазин Братьев Пате​

Фирма Братьев Пате разместилась в Москве, которая стала кинематографической столицей России. «Пате успешно торговали киноаппаратами, игровыми картинами, выпускали хроникальный Пате-журнал, а в 1913 году открыли фешенебельную кинофабрику у Тверской Заставы, чтобы снимать фильмы про Россию на местах событий», — пишет историк кино Зоркая Н.М. Вслед за Братьями Пате устремились в Россию их конкуренты-французы – фирмы Гомон и Эклер, итальянцы – Чинес, Глория и другие.

За новыми фильмами владельцы кинотеатров ездили за границу, покупать ленты у производителей, что было очень дорого. Экран надо было заполнять, публика требовала новых и новых названий. Было необходимо организовывать собственное производство, где владельцы залов беспрепятственно получали бы материал – нечто наподобие действующих фильмотек, складов и одновременно магазинов. Эти заведения назывались прокатными конторами.

В 1906 г. в Москве Ханжонков открыл первую российскую контору по прокату фильмов, а в 1907 г. основал фирму «Торговый дом Ханжонков и К»: «Мы будем систематически выпускать картины, рисующие как внутреннюю жизнь русского человека, так и географию, и этнографию России», – писал Александр Ханжонков.

Но выпущенная 20 сентября 1908 года картина «Драма в таборе подмосковных цыган» не имела отклика ни у зрителей, ни у прессы, Картина длинной 4 минуты была снята в настоящем цыганском таборе в Кунцеве, но неумелая и натужная игра статистов, которые «с ужасом косились на аппарат», привела к краху замысла. С 1909 по 1914 гг. фирмой Ханжонкова было выпущено более 70 игровых картин. По объему производства она заняла первое место в России.

Ханжонкова обогнал Александр Дранков, чья фирма сняла «Стеньку Разина». Для съёмки картины на более или менее общественно значимую тему требовались не только деньги, но и покровительство, или, как тогда говорили, протекция, которую он получил у всемогущего Столыпина. Именно день премьеры первого игрового фильма «Стенька Разин» 15 октября 1908 года считается датой рождения российского кино.

Кроме прямой цензуры была и другая проблема: пресса обвиняла кинематограф и в «обирании честных людей» (хотя плата за билеты была в иллюзионах минимальной), и в растлении нравов, и в пошлости, и в низведении уровня «игры первоклассных актеров к бесцветной симуляции».

Гончаров В. М.​

Первым же по-настоящему признанным режиссёром стал Василий Михайлович Гончаров. За один 1909 год он снял 9 фильмов, но в последующие уже снимал по 2-3. Лента «Ермак Тимофеевич – покоритель Сибири» насчитывала уже 14 сцен и 460 метров. Летом 1915 года Василий Михайлович Гончаров скончался в постели, держа в руках повесть «Бедная Лиза» Карамзина, которую намеревался экранизировать.

Сюжет «Бедной Лизы», судьба «соблазненной и покинутой», станет эталонным для русской психологической драмы – ведущего жанра отечественного кино 1910-х. Основное производство было сконцентрировано в Москве и Петербурге. Но перед самой войной в Ялте был построен павильон (тогда их называли ателье). Около 100 картин было снято совместными трудами фирм «Ялтинского Голливуда» к 1918 году. В Москве же было снято более 250 фильмов.

Были у дореволюционного кино и свои прорывы. Многие из них касаются мультипликации и связаны с именем Владислава Старевича — всемирно признанный классик «седьмого искусства», и изобретатель объемной (кукольной) мультипликации. Его миниатюра «Стрекоза и муравей» (1913) пользовалась огромным успехом у публики, заслужила поощрение самого Николая II и была продана (что тогда было редкостью) в Англию, Францию и Америку.

Исторический фильм «Оборона Севастополя» (1911), посвящённая событиям Крымской войны 1854–1856 годов, – общепризнанная веха в истории кино.​

Во время войны резко сократился ввоз иностранных лент и это даже подстегнуло отечественное производство. Февральскую революцию магнаты встретили спокойно. В 1917 году выходят остросоциальные фильмы Евгения Бауэра «Революционер» и «Набат».

А вот Октябрьскую революцию деятели дореволюционной кинематографии встретили крайне враждебно. В их среде считалось моветоном отзываться о ней положительно, и уж тем более никто из них не думал снимать о ней какие-либо пропагандистские картины. Поэтому в 1918 году из 150 фильмов, выпущенных частными фирмами, не было ни одного, в котором хотя бы единым словом упоминалось о социалистическом перевороте в России.

Старая русская интеллигенция считала эту революцию настоящей трагедией для страны и была уверена, что после нее дни России-матушки сочтены. Поэтому не случайно на кинофабрике «Русь» в 1919 году был экранизирован роман эмигранта Мережковского «Петр и Алексей», в котором петровские реформы были изображены в целом «противными» богу, как и Октябрьская революция.

Понимая, что со старой кинематографией пути властей кардинально расходятся, большевики решили национализировать кинематограф. 27 августа 1919 года Ленин подписал декрет о переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата просвещения под руководством Луначарского.

После этого многие представители старой кинематографии предпочли покинуть страну. Однако были и такие, кто решил остаться и работать при новой власти. Среди последних были режиссеры – В. Касьянов, Б. Михин, А. Пантелеев; операторы – Ю. Желябужский, П. Ермолова; художники – В. Егорова, С. Козловский и многие другие.

Рождённые революцией

Многие из тех, кто вскоре станет гордостью того же советского кинематографа, были людьми из самых низов, по сути, люди социального дна, которые при прежнем режиме никогда бы не смогли подняться наверх. Советская власть им такую возможность предоставила.

Зоркая Н. М.
История Советского кино. XX век.

Происходящее в СССР было уникальным явлением. Революция вынесла наверх тысячи, до того неизвестных людей. Отношение большевиков к кино как к искусству, а не как коммерческому продукту превращало режиссёров в художников мирового масштаба. Благодаря этому советский кинематограф задавал стандарты для всех стран.

Ведь в Голливуде кинематографисты никоим образом не считались художниками, что бы они сами ни воображали в своем деле. Сценаристы, актёры и режиссёры завоёвывали право быть художниками все 1930-е и 1940-е годы в многочисленных забастовках и стачках, доходящих до столкновений с полицией и наёмниками голливудских магнатов.

Борис Барнет до революции занимался профессионально боксом. Марк Донской и Фридрих Эрмлер пришли в большой кинематограф из следственных органов. Сергей Эйзенштейн по основной своей профессии был техником-строителем, потом работал военным переводчиком. То, что в 1920-е вошло в золотой фонд мирового киноискусства в качестве русского киноавангарда, без всякого преувеличения, было рождено Октябрем.

Льву Кулешову принадлежит неоспоримая пальма первенства в разработке теории монтажа. Он считал монтаж абсолютом кинематографа. И хотя техника монтажа разрабатывалась в кино и до него никто из кинематографистов мира не отдал столько внимания монтажу и не осмыслил его роль в системе художественных средств экрана как Кулешов.

В историю кино он вошел своим «эффектом Кулешова» – монтажным сцеплением двух кадров, которые в своем единстве должны дать некое новое третье. Хрестоматийно известны его экспериментальные последовательные склейки тарелки супа, с детским гробиком, с кадром красивой женщины.

Эффект Кулешова​

Кулешов создал одну из первых в истории кино профессиональных школ киноактера, исследовал специфику кинематографической игры в ее существенных отличиях от театральной. Ученики Кулешова были выдающимися людьми, почти всех ожидало большое будущее в кинематографе: это Александра Хохлова, Всеволод Пудовкин, Борис Барнет, Владимир Фогель, Леонид Оболенский, Сергей Комаров, Петр Подобед.

Дзига Вертов начал работать в кинохронике в 1918 году, выпуская и монтируя номера журналов Кинонеделя и Кино-Правда, склеивая из хроникальных сюжетов полнометражную Историю Гражданской войны (1922). «Я – киноглаз. Я – глаз механический. Я, машина, показываю вам мир таким, каким только я смогу его увидеть», – писал Дзига Вертов в книге Киноки (сокращенное «кино-око»).

Застать «жизнь врасплох» – один из важнейших лозунгов, который именно Вертов ввел в мировую кинотеорию наряду с такими, как «киноправда», «киноглаз», «мир без игры» и другими закрепившимися термины. Cвоими фильмами, где эти теории реализовались, Дзига Вертов укреплял фундамент не только советского документализма 1920-х, но киноискусства XX века.

Сергея Эйзенштейна считают одним из пионеров семиотики – науки о системе знаков. Кинематографисты-педагоги опираются на опыт Эйзенштейна – руководителя мастерской во ВГИКе и других экспериментальных кинолабораториях. Его теоретические работы Монтаж аттракционов, Вертикальный монтаж, Неравнодушная природа и другие являют собой фундамент кинотеории и эстетики. «Революция дала мне в жизни самое для меня дорогое – это она сделала меня художником» – так начинается Автобиография, написанная Эйзенштейном в 1939 году.

Именно Эйзенштейну принадлежит первая экранная версия штурма Зимнего дворца в фильме «Октябрь» (1927), которая порой воспринимается как документальные кадры. Массовые сцены одно из крупнейших достижений советского кино.

Его фильм Броненосец «Потемкин» (1925), согласно данным статистики, имеет максимальное количество призов, дипломов, наград и стойко держит титул «фильма № 1 всех времен и народов». Рядом со Стачкой, Броненосцем «Потемкин», Октябрем Эйзенштейна встают Мать (1926), Конец Санкт-Петербурга (1927), Потомок Чингисхана (1928) Пудовкина и – чуть позже – Звенигора (1928), Арсенал (1929) Довженко.

Выходила масса критического и остросоциального кино. Протазанов в «Дон Диего и Пелагея», Пырьев в «Посторонней женщине» и «Государственном чиновнике» не стесняются изображать коррупцию и бездушие, Эрмлер смело изображает в «Парижском сапожнике» аморальные поступки комсомольцев.

Однако при всех своих огромных достижениях немое советское киноискусство не сумело решить одной важнейшей задачи. Оно не создало значительных образов-характеров людей своей эпохи. «За отдельными исключениями, они и не ставили перед собой задачи создания образов-характеров. Они видели смысл своего творчества в отражении великих идей и славных событий революции, отводя при этом образу человека подсобную роль. <…> В показе же событий отдельные люди либо олицетворяли целые социальные группы, становились образами-символами, либо растворялись в массе, превращались в ее детали», — пишет историк кино Н.А. Лебедев.

Важнейшее из искусств

Но Вертов, Эйзенштейн, Кулешов и другие гении, составившие своими усилиями пантеон шедевров мирового кинематографа — это лишь сверкающая вершина айсберга, которая и проплывает перед нашими глазами, всякий раз, когда мы говорим о советском кино двадцатых годов. Очень легко упустить весь тот комплекс противоречий, раздиравших советское кино и всё искусство.

Анатолий Луначарский, с октября 1917 года по сентябрь 1929 года народный комиссар просвещения.​

Руководитель советского кино [Э.С. Кадомцев] пошел по пути коммерциализации. Но ведь нельзя получить прибыль за счет высокоидейных картин. <…> Правда, сейчас советские фильмы лучше посещаются, но это происходит оттого, что мы покупаем только те иностранные картины, которые можно приобрести за ничтожную сумму. Обыкновенно замалчивается факт, что «Броненосец “Потемкин”» у нас никакого успеха не имел. Зал премьеры более чем наполовину пуст. Предыдущая и очень хорошая картина Эйзенштейна «Октябрь» провалилась повсюду, в том числе в рабочих кварталах. Изумительная «Мать» Пудовкина, настоящий шедевр русского кинематографа, прошла в Москве очень тускло.

Луначарский, 1927 год

«Броненосец “Потёмкин”» провалился в советском прокате, а в лидерах тогда ходил приключенческий фильм «Багдадский вор» с Дугласом Фербенксом в главной роли. «Потёмкин» шёл во всём мире кроме Одессы, где он снимался, и которая увидела его последней в мире.

После образования СССР в большинстве республик были созданы свои национальные киностудии. Киносети постоянно разрастались. Только в Москве с 1921 по 1923 год число кинотеатров увеличивается в пять раз (с 10 до 50). Появляются первые кинопередвижки для обслуживания деревни. Однако Госкино тогда было не в состоянии удовлетворить резко выросший спрос. Рядом с Госкино возникают новые прокатные конторы — государственные, общественные и частные.

«Красные дьяволята» (1923) — один из первых советских хитов.​

Новая экономическая политика (НЭП), проводившаяся тогда в стране оказывала на кино значительное влияние. И влияние это было не самым положительным. Частным компаниям было сложно рассчитывать на получение доходов от производства фильмов. Гораздо выгоднее было заниматься прокатом иностранных лент.

Купив за 3-5 тысяч рублей лицензию на право проката средней иностранной картины, можно было заработать на ней 50000-100000 рублей и больше. Тогда как постановка среднего советского фильма стоила этих самых 500000-100000 рублей, которые в лучшем случае и возвращались обратно в кассу. Эффективные собственники и чиновники острили: «Каждый не поставленный фильм — чистая прибыль для кассы».

Ещё в 1921 году Ленин, беседуя с Луначарским, говорил: «Если вы будете иметь хорошую хронику, серьезные и просветительные картины, то не важно, что для привлечения публики пойдет при этом какая-нибудь бесполезная лента, более или менее обычного типа. Конечно, цензура все-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь место».

Но экраны заполняли аполитичные, строго развлекательные ленты. Существовавшая тогда цензура легко закрывала глаза на идеологию фильмов если они были потенциально прибыльными. Ситуация не менялась вне зависимости от того в какой орган власти передавали все функции по цензуре сценариев и готовых фильмов, поскольку чиновники ничем не отличались от прежних по части коммерческой изворотливости.

Даже признанные мастера советской кинематографии в те годы снимали чисто коммерческие фильмы, как тогда писали, сильно ниже своего таланта. Так, Дзига Вертов снял «Одиннадцатый» (1928) и «Человек с киноаппаратом» (1929). А Лев Кулешов во второй половине 20-х снял ряд чисто проходных лент: «Журналистка» (1927), «Веселая канарейка» (1929), «Два-Бульди-два» (1929). При этом что касается организации съёмок многое заимствовалось у Голливуда.

К концу НЭПа художественное качество большинства советских фильмов оставляло желать лучшего. В разговоре с немецким кинодеятелем Белой Балашом Сергей Эйзенштейн говорил: «Русские фильмы действительно стали хуже. И для нас это не утешение, что они все еще лучше, чем буржуазные фильмы. Уровень действительно снизился. Это кризис переходного периода, который будет преодолен...».

Закат НЭПа и начало централизации

За годы НЭПа произошло сращивание бизнеса и государственных чиновников. На многих киностудиях царило кумовство, очковтирательство, приписки и воровство бюджетных средств. В феврале 1930 было образовано Союзкино при ВСНХ СССР, которое занималось развитием кинопромышленности, строительством киностудий и фабрик пленки, но и это не помогло.

​Агитационный плакат 1920-х годов.

«Поддающийся исчислению брак картин за 1930 год составил 2 млн. рублей. Перерасход смет по фильмам «Ненужная вражда» на 30%. «Праздник святого Иоргена» на 150%, «Пятилетка» на 222% и т.д.», — говорится в проекте постановления Президиума ЦКК ВКП(б) о чистке Союзкино.

Государственные деньги режиссёры начинали воспринимать как свои собственные. Они завышали себе зарплаты настолько, что все причастные зарабатывали ещё на этапе производства, а до проката фильм и вовсе мог не дойти. Конечно, нецелесообразное финансирование определял не только злой умысел, но и кадровый голод. Порой чиновники от культуры были менее грамотны чем режиссеры и шли на поводу у творцов.

Особенно в этом отметились киностудии «Арменкино» и «Белгоскино». В марте 1934 года Абрама Роома уволили со студии «Совкино» и отдали под суд за перерасход средств во время съемок фильма «Однажды летом», но он отделался только увольнением. И таких случаев были десятки. Несомненно, свою роль в перерасходах играла и просто плохая организация производства.

Вскоре национальные киноорганизации были подчинены единому центру – Москве. Теперь они работали по единому плану, а доходы от кино, за исключением небольшой доли, шли обратно на финансирование кино. Актёры и режиссёры теперь получали зарплату и премии, а не часть прибыли как раньше. Был учреждён Комитет по делам искусств при СНК СССР.

Режиссер Александр Довженко на съемках фильма «Аэроград» в 1930 году​

У централизации были и другие экономические причины. СССР оставался довольно бедной страной и стихийный выпуск фильмов создавал конкуренцию, которая разоряла отдельные компании и студии. Это вело к убыткам, которые государство не могло себе позволить. Нужно было плановое производство фильмов, чтобы картины одного жанра и тематики не сталкивались в прокате. Нельзя сказать, что при централизации производства были сведены к нулю все хозяйственные злоупотребления. Однако несомненно, что их стало в разы меньше.

Тем не менее, за годы НЭПа была создана материально-техническая база кинематографии, но по-прежнему зависимая от иностранной техники и особенно плёнки (больше половины её было импортной). В Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Ереване, Баку, Ташкенте, Одессе, Новосибирске и ряде других городов были построены крупные киностудии, просуществовавшие до конца Советского Союза. Количество киноустановок выросло с 1000 в 1914 году до 26000 в 1931 году. Была организована сеть прокатных контор, регулярно снабжающих киноустановки новыми фильмами.

К 1928 году НЭП был уже на излёте, а проблема коммерциализации кино назрела и перезрела.

Самая большая ошибка в нашем киноделе – это то, что нет политического руководства. Есть коммерческая организация, Совкино, которая интересуется только коммерческой стороной, вопросом прибылей, а идеологической и художественной сторонами не занимается. <…> Темы картин не отвечают современным, выдвигаемым жизнью вопросам. <…> Нет органа, который бы занялся тематической проработкой вопросов борьбы с бюрократизмом и т.д. путём кино. <…> Цель другая – культурная революция, а не коммерция. Поэтому и происходит захирение кино в Америке, что там цель – только коммерция.

Сергей Эйзенштейн
На I Всесоюзном партийном совещании по вопросам кино, 9 марта 1928 года
«Броненосец "Потемкин"». На снимке — съемочная группа во главе с режиссером Сергеем Эйзенштейном​.

Проблема была в том, что возникло два кино – новаторское и революционное, на которое государство всегда было готово выделять деньги, но остававшееся уделом меньшинства и оставленный на откуп частным студиям массовый прокат, который заполнялся дешёвым в производстве ширпотребом, не несущим никакой смысловой нагрузки.

В 1929 году вышел фильм Эйзенштейна «Старое и новое», посвящённый первым годам коллективизации. Как отмечала критика, все изобретательные художественные решения показывает только одно – гениальный художник Эйзенштейн, проживший в городе всю жизнь, просто не знает и не понимает свою страну, остававшуюся преимущественно крестьянской. А показанные герои имели мало общего с реальными крестьянами. В ходе дискуссий стало ясно, что в деревне показывают картины, которые ей не нужны и практически не выходят, которые деревне интересны.

​Кадр из «Старое и новое» (1929)

В январе 1929 года ЦК ВКП (б) выпустил постановление «О руководящих кадрах работников кинематографии». Было принято решение на форсированное привлечение талантливой молодёжи из крестьянской из рабочей среды в режиссуру и сценарные мастерские, который будут говорить с народом на одном языке.

В 1930-х годах в культурной политике был актуален «призыв ударников в литературу», проводившийся под эгидой Максима Горького. Отчасти для этого в 1933 годах был введён 7-часовой рабочий день, а на предприятиях начали форсировано создавались условия для культурного и творческого роста рабочих. Их старались привлекать к различным культурным мероприятиям, печатать романы, повести и рассказы, написанные рабочими. Руководство страны возлагало на них большие надежды.

«Танька Трактирщица» или «Броненосец “Потёмкин”»?

С приходом звука политическая роль кино ещё больше возросла. Развернулась дискуссия о дальнейшем развитии советского кино. Известный тогда режиссер Павел Петров-Бытов (его последний фильм «Водоворот» о советской деревне имел большой успех у рядовой публики) в статье «У нас нет советского кинематографа» журнала «Жизнь искусства» в 1929 году заявил, что фильмы Эйзенштейна, Козинцева и Трауберга непонятны рабоче-крестьянским массам. В качестве положительного примера Петров-Бытов привел фильм «Танька-трактирщица» Бориса Светозарова, который по своей кассовости сравнялся с другим хитом – «Красными дьяволятами».

В «Таньке...» речь шла о дочери трактирщика, которая мечтает вступить в пионерский отряд, но ее отец всячески этому противится. Когда ситуация достигает критической точки, трактирщик решается на преступление: подговаривает хулигана расправиться с руководителем пионерско-комсомольского драмкружка. Но все, естественно, заканчивается хеппи-эндом: руководителя спасают, Таньку принимают в пионерский отряд, ее отца сажают в тюрьму, а в трактире открывают общественную чайную.

«Танька Трактирщица» (1928)​

В постановлении ЦК ВКП (б) «О советской кинематографии» от 8 декабря 1931 года говорилось: «Задача советского кино заключается в том, чтобы создать кинокартины такого качества, чтобы обеспечить стремление рабочих и колхозников получить от кино развлечение, отдых, поднятие своего культурного и политического уровня как строителей социализма. В соответствии с этим и должно определяться содержание кинокартин. Кино должно в высоких образцах искусства отобразить героическую борьбу за социализм и героев этой социалистической борьбы и стройки, исторический путь пролетариата, его партии и профсоюзов, жизнь и быт рабочих, историю гражданской войны; оно должно служить целям мобилизации трудящихся на укрепление обороноспособности СССР».

«Форма, доступная миллионам» — таким был один из главных постулатов соцреализма. Суперсложно смонтированный, тонкий «Новый Вавилон» Трауберга или ясный, с авантюрным сюжетом и понятными героями «Танька-трактирщица» Святозарова?

Да, советское кино пошло по пути упрощения, но если посмотреть на это с другой стороны, то качество именно массового кино за несколько лет выросло на порядок, найдя баланс между сложной кинематографией, в рамках которой работали авангардисты 1920-х, и понятным, читаемым сюжетом.

«Путёвка в жизнь» (1931)​ — драматическая история о перевоспитании подростков в подмосковной Болшевской трудовой коммуне имени Г. Г. Ягоды под руководством М. С. Погребинского.
 

В 1930 году были сняты первые документальные звуковые программы, носившие экспериментальный характер. В 1931 году появляются первые художественные звуковые фильмы: игровые («Путевка в жизнь», «Златые горы», «Одна») и мультипликационные («Блоха», «Гопак», «Летун»).

В 1932 году выпуск звуковых художественных фильмов достигает двадцати наименований, и в их числе такие выдающиеся произведения, как «Иван» А. Довженко и «Встречный» С. Юткевича и Ф. Эрмлера. В 1934—1935 годах создаются такие крупнейшие произведения звукового киноискусства, как «Чапаев», «Юность Максима», «Петербургская ночь», «Гроза», «Аэроград».

В 1920-е годы самым популярным жанром была комедия. Многие из них просто подражали западным фильмам с участием Чарли Чаплина, Бастера Китона, Макса Линдера, Гарольда Ллойда и т. д. Поэтому и удач в этом жанре у советских кинематографистов было не очень много.

Герои новых советских комедий – обычные люди, люди которых можно встретить в трамвае, на улице, в очереди или в коммуналке, по-своему привлекательные, но никак не претендующие на особое место в истории.

​«Марионетки» (1933)

За два года на экраны вышло около десятка новых кинокомедий, снятых на разных киностудиях страны: «Марионетки» – политический памфлет, высмеивающий фашистских деятелей, «Гармонь» – музыкальная комедия про деревенских комсомольцев, «Горячие денечки» – комедия про любовь танкиста к студентке сельхозтехникума, «Великий утешитель» – экранизация новелл О’Генри и др.

Кадр из фильма «Весёлые ребята» (1934)​

Однако главным событием стал мюзикл Григория Александрова «Веселые ребята», который вышел в декабре 1934 года. На фестивале в Венеции в 1934 году картина была удостоена сразу двух призов: за режиссуру и музыку. Однако подражание второсортным голливудским джаз-ревю – было главной претензией советских критиков к авторам. Газета «Правда» писала: «мюзик-холл на экране – веселое и занятное зрелище, но надо давать его в меру». Режиссёр же был награждён за фильм орденом Красной Звезды.

Тем временем не менее значительных успехов достигли и представители серьезных жанров, а именно: производственного и героико-приключенческого кино. Так, в конце 1932 года на экраны страны вышел фильм «Встречный», который впервые в истории советской кинематографии глубоко и правдиво показал современный рабочий класс (это была оптимистическая драма о рабочих ленинградского турбинного завода, построивших первую советскую турбину). Именно этот фильм дал импульс отечественной кинематографии развиваться в реалистическом направлении. А «Окраина» (1933) Бориса Барнета выиграла главный приз на Венецианском кинофестивале.

В 1930-х Андрей Жданов роль искусства, и в частности кино и литературы, формулировал так: «Литература призвана не только к тому, чтобы идти на уровне требований народа, но более того, — она обязана развивать вкусы народа, поднимать выше его требования, обогащать его новыми идеями, вести народ вперёд». И это была не игра чиновника на публику.

В 1930 году индийский писатель и общественный деятель Рабиндранат Тагор приехал в Москву. В рамках визита он встретился с людьми, отвечающими за производство советского кино.​

В 1920 – 1930-е годы Москва становится культурной столицей мира. «В этот вечер я понял, каким хотели видеть марксисты «новое искусство». <…> Искусство, по их словам, должно быть частицей жизни, отражать классовую борьбу. Искусство не может существовать ради искусства. Башни из слоновой кости абсурдны. Художник не смеет рассматривать своё творчество только как выражение собственных эмоций. <…> В России народ – это всё. «Искусство принадлежит народу», — говорил Ленин. Здесь это так и есть», — писал бродвейский режиссёр Норрис Хоутон. Американских режиссёров, актёров критиков, посетивших Россию, потрясало то, что большевики первыми в истории «принуждали к культуре» советских граждан.

Поклонение искусству – неотъемлемая часть русского образа жизни. <…> Я бы хотел, чтобы мы хоть немного поучились у Советской России глубоко уважать искусство.

Теодор Драйзер после поездки в СССР

Пол Стрэнд, создатель фотографии как автономного вида искусства, приехал в 1932 году в СССР, чтобы поработать у Эйзентштейна ассистентом. И таких паломников были десятки: Эдмунд Уилсон, Пол Стрэнд, Элмер Райс, Поль Робсон – они и многие другие хорошо знали «как тягостна и безжалостна зависимость от биржевой конъюнктуры, капризов спонсоров, рыночной диктатуры массового вкуса».

Оскароносный композитор Алекс Норт учился в Московской консерватории у Александра Веприка. Поражённый тем, что студенты не только не платят за обучение, но ещё получают стипендию, комнаты в общежитиях и им гарантируется работа по специальности, писал своей подруге: «Москва – родина цивилизации».

Первые блокбастеры и несостоявшийся советский Голливуд

В 1934 году вышел первый советский блокбастер «Чапаев». Режиссёры и сценаристы Георгий и Сергей Васильевы не были родными братьями, а всего лишь однофамильцами, однако, учитывая схожесть своих жизненных и творческих взглядов, решили взять себе псевдоним «братья Васильевы». В кино они пришли в 30 и 29 лет. До 1930 года они работали монтажерами на разных киностудиях, снимая документальные фильмы. Очередной результат постановление ЦК ВКП (б) на «привлечение пролетарских сил» в кино.

Сценарий «Чапаева» был написан по одноименной книге фронтовика Д. Фурманова, ставшего одним из главных героев. До них было снято множество фильмов о Гражданской войне, но всегда в качестве героев действовали вымышленные персонажи. По словам режиссёров: «Гражданская война много раз служила поводом для создания неглубоких, примитивных агиток».

Василий Иванович, ты за большевиков или за коммунистов?

С современной киноведческой точки зрения здесь представлена не столько романтика, сколько трагедия Гражданской войны. Причём белые здесь, да и вообще в советском кино, не демонизировались, а были показаны достойными противники выбравшими не ту сторону. Психическая атака Каппелевцев – одна из лучших сцен в фильме. Одним из достоинств советского кино по прежнему оставались массовые сцены.

Вообще «Чапаев» получился очень достоверным. Фильм был мгновенно разобран на цитаты. За год его просмотрело свыше 30 миллионов человек – цифра по тем временам небывалая. Фильм горячо приняли и ветераны Гражданской войны, и молодежь. Он стал лауреатом множества престижных советских, европейских и американских премий.

Непосредственно к «чапаевскому» направлению в советском кино можно отнести в первую очередь такие замечательные фильмы, как «Трилогия о Максиме» (1935-1939), «Депутат Балтики» (1937), «Член правительства» (1940) и другие. Эти фильмы исследовали характеры героев революции и социалистического строительства, сделав то чем творческий метод «бессюжетности», «монтажа» и «типажа» не занимался.

Андрей Жданов в 1937 году. С 1938 года заведующий Отдела агитпропа ЦК ВКП(б), в 1939 году преобразованного в Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б).​

Полным ходом шла форсированная индустриализация, ежегодно создавались миллионы рабочих мест и целые отрасли промышленности. Так что у каждого была возможность себя проявить. И к началу войны большая часть руководства страны включая наркомов (министров) были из рабочих и крестьян в возрасте от 30 до 40 лет.

Например, инженер из рабочей семьи Николай Байбаков стал замом наркома нефтяной промышленности в 29 лет и в 1944 году наркомом в 33. Одним из таких людей был сын провинциального священника Андрей Жданов, который во второй половине 1930-х становится вторым человеком в государстве и «генеральным продюсером» советского кино.

Приток молодых кадров затрагивал все сферы общества. Вместе с тем обновлялось и руководство кинематографа.

Взрывной культурный рост неизбежно порождал большой дефицит качественных «культурных работников». Отсюда — эти попытки создать такие кадры ускоренным, «промышленным» способом.

Алексей Волынец
историк

Приход молодёжи из рабочей среды и повышение роли чиновников повело ситуацию в другую крайность. Со слов Эрмлера и других режиссёров «руководство кинематографии рассматривало художников кино как шайку мелкобуржуазных бездельников, как рвачей, как богему». Вспоминая НЭП, нельзя сказать, что эти претензии возникли на пустом месте и сами творцы ещё неоднократно это подтверждали.

Это создавало проблемы уже другого рода. Чиновники могли зарезать некоторые идеи из личной неприязни или сославшись на позицию руководства, но многое вырезалось из-за желания перестраховаться. Например, возможность делать партийных чиновников главными антагонистами пришлось подтверждать на встрече режиссёров со Сталиным.

Постоянные же доработки сценария приводили к простою оборудования и персонала, съедая кучу денег и выбивая всех из плана. «Мосфильм» в 1937 году оказался из-за этого на грани катастрофы и был спасён «Лениным в октябре». Так что бюрократизация производства тоже имела место.С этим пыталось разобраться перед самой войной руководство Кинокомитета вместе со Ждановым.

Но не смотря на все жалобы режиссёров наверх, именно эти люди утверждали сценарии и выделяли деньги на фильмы, которые завоёвывали международные награды, становились всенародно любимыми и пополняли списки классики мирового кинематографа.

Советское руководство по-прежнему внимательно смотрело на Голливуд и не стеснялось заимствовать, то что хорошо работало. В 1935 году Борис Шумяцкий с небольшой группой деятелей кино посетил Голливуд.

Борис Шумяцкий, с 1933 года заместитель Председателя Комитета по делам искусств при СНК СССР.​

После его возвращения был реабилитирован вестерн по-советски, или истерн. Ещё в начале 1930-х выходили приключенческие фильмы: «Сам себе Робинзон» (1930), «Настоящие охотники» (1930) и «Полесские Робинзоны» (1934), но они снимались в основном в расчете на детскую аудиторию. Однако с середины 1930-х годов на экранах страны стали появляться и приключенческие ленты рассчитанные для всех возрастов.

Одним из таких фильмов был «Джульбарс». В нем рассказывалась захватывающая история о борьбе пограничников и смышленого пса Джульбарса с бандой басмачей, возглавляемой бывшим баем. Фильм вышел в 1936 году и был восторженно встречен зрителями, в особенности подростками. Когда «Джульбарса» посмотрели американцы, побывавшие в Москве, они заявили, что это – типичный вестерн, но снятый по-русски.

Не смотря на все успехи, по масштабам производства советское кино отставало от Америки. Когда Шумяцкий в 1935 году предложил построить свой «советский Голливуд», Сталин ответил: «Конечно, нужен город. Возражающие не видят дальше носа. Разве может наше кино сидеть на карликовой базе? Нам нужны не только хорошие картины, но нужно, чтобы их было куда больше и в количестве, и в тираже. Ведь противно становится, когда во всех театрах идет по месяцам одна и та же картина».

Проект «советского Голливуда» в Алуште был готов в уже 1936 году. В это же время в Испании начался франкистский мятеж и гражданская война. Укрепление фашизма было свершившимся фактом и затребованные 500 млн. рублей перенаправили на военные нужды.

Сталин и «Закон жизни»

Известно, что Сталин был большим киноманом. И не только отсматривал новинки советского кино вместе с друзьями, но и часто обсуждал их с авторами. Для понимания сути большинства претензий не только вождя, но и официальной критики, приведу историю с фильмом «Закон жизни» (1940) о «нравственном противостоянии секретаря обкома комсомола Огнерубова и комсорга медицинского института Паромова».

Сценаристом выступил 32 летний Александр Остапович Авдеенко, сын донецкого шахтёра, в годы Гражданской войны ставший беспризорником. С конца 1920-х годов Авдеенко водил паровозы на стройке Магнитогорского металлургического комбината. И Авдеенко выделился своими литературными талантами и вскоре перебрался в Москву

После премьеры его пригласили к Сталину, которому фильм не понравился. Первая претензия касалась главного героя: «Я бы предпочёл, чтобы нам давали врагов не как извергов… У самого последнего подлеца есть человеческие черты, он кого-то любит, кого-то уважает, ради кого-то хочет жертвовать… Дело вовсе не в том, что Авдеенко изображает врагов прилично, а дело в том, что нашего брата он в тени оставляет… Победителей, которые разбили врагов, повели страну за собой, он оставляет в стороне, красок у него не хватает… Почему не хватает красок на то, чтобы показать хороших людей?». При этом чем «Закон жизни» не был, так это банальной агиткой.

Вторая претензия касалась романтической линии: «Какой у него язык, страшно делается… Это наша доверчивость и наша простота, вот на чём он выехал, посмотрите, какого Дон Жуана он рисует для социалистической страны, проповедует трактирную любовь, ультра-натуральную любовь. "Я вас люблю, а ну, ложитесь". Это называется поэзия. Погибла бы тогда литература, если бы так писали люди…» С такой эстетической позицией можно спорить, но трудно отрицать, что поднятая проблема актуальна и сегодня, особенно что касается героев и злодеев.

После этого Авдеенко вернулся на завод (далеко не только из-за фильма), а в июне 1941 года пошёл на фронт. В 1943 году, после нескольких фронтовых очерков и статей, его снова приняли в Союз писателей и восстановили в партии.

«Каждый фильм в нашей стране представляет общественное и политическое событие»

Эти слова были сказаны Андреем Ждановым на «Совещании по вопросам художественного кинематографа» проходившим 14—15 мая 1941 года, но такое отношение к кино начало формироваться гораздо раньше. Уже после Мюнхенского сговора в 1938 году было ясно, что война может начаться в любой момент, и весьма вероятно нападением на СССР, у которого союзников в Европе не было.

Выпуск фильмов на военную тему (они назывались «оборонными») был поставлен на поток уже в 1937 году. Причем инициатива их выпуска исходила не столько от Сталина, сколько от самих кинематографистов. Примерно в это же самое время на поток был поставлен и выпуск фильмов о происках западных спецслужб на территории СССР, о массовом вредительстве со стороны «врагов народа» и т. д.

Здесь стоит выделить двухсерийную ленту «Великий гражданин» – первую советскую политическую драму, снятая на злобу дня, сценарий которой корректировал Сталин. До этого кино политическую конъюнктуру особо не затрагивало. И не смотря на местами картонных персонажей, фильм уделяет внимание и таким проблемам советского общества как безработица и коррупция. Не смотря на некоторые недостатки, считается классикой мирового кино.

Ну что же, очень толковое письмо.

Ну и конечно не могло обойтись без фильмов, посвящённых 20-летию революции. «Ленине в октябре» (1937) стал не меньшим хитом чем «Чапаев». Борис Щукин сыграл Ленина, без преувеличения, на поколения вперёд. Даже в недавнем «Демоне революции» Миронов играет не Ленина, а подражает образу Щукина. Знаменитая же сцена взятия Зимнего дворца часто цитировалась в кино и, в отрыве от контекста фильма, стала восприниматься как документальные кадры. Многие до сих пор уверен в реальности показанной ожесточённой перестрелки во время штурма.

Отдельная тема – историко-патриотическое кино. Становление его выпало на середину 30-х, когда обострилась внешнеполитическая ситуация, когда руководство страны перераспределило пропорции национального и интернационального в культуре. И первой ласточкой подобного рода кинематографа стала лента Владимира Петрова «Петр I» (1937–1939) по сценарию Алексея Толстого (параллельно сценарию Толстой писал одноимённый роман). Среди подобных фильмов значились следующие: «Минин и Пожарский» (1939) и «Суворов» (1940) В. Пудовкина и М. Доллера, «Богдан Хмельницкий» (1941) Игоря Савченко.

На съемочной площадке фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Москва, 1938 год.​

Однако самым грандиозным историко-патриотическим кинопроектом стал «Александр Невский» (1938), снятый Сергеем Эйзенштейном. Он вошёл в список шедевров мирового кино, который цитируют до сих пор (Битва бастардов в «Игре престолов»), а в учебниках и сегодня можно прочесть, что тевтонские рыцари провалились под лёд Чудского озера.

Последние месяцы перед войной

Процесс централизации советского кинематографа, завершившийся в конце 1930-х, при всех своих издержках, принёс гораздо больше пользы чем вреда. Увеличилось не только ежегодное количество фильмов, выходивших в прокат, но стало шире их жанровое многообразие и, что самое главное, выросло их художественное качество. В год кино приносило около 400–500 миллионов рублей; за 15 лет прибыль выросла почти в 20 раз. Разрозненные киностудии, ориентированные на заработок здесь и сейчас, этого никогда бы не достигли.

Режиссер Всеволод Пудовкин (в центре) на съемках фильма «Суворов» (1940). В роли Суворова Николай Черкасов (слева).​

Но постоянная нехватка средств вынудила сначала к централизации, а потом и к тщательному отбору сценариев, которые запускались в производство. В конце 1930-х, когда в Европе уже шла война советское кино также переводилось на военные рельсы, сценаристы и режиссёры мобилизовывались для нужд внутренней и внешней политики.

В феврале 1941 года несколько сотен высококвалифицированных специалистов из киностудий, предприятий и лабораторий, занятых кинопроизводством были переведены на предприятия оборонного профиля. Только для авиационных заводов Комитет по делам кинематографии обязали выделить 189 рабочих-химиков высших квалификационных разрядов. Советский кинематограф и так не был избалован материально-техническим изобилием, однако нараставшая угроза войны не оставляла выбора.

На одном из выступлений в 1941 году Жданов говорил: «Вы нашу линию представляете в отношении международной политики — линию независимости, самостоятельности и, вместе с тем, линию расширения фронта социализма, всегда и повсюду, тогда, когда обстоятельства нам позволяют. <…> Мы должны воспитывать наш народ в духе активного, боевого, военного наступления, и это одна из задач кино и его работников, и это есть обязанность наших киноработников и наших советских граждан, понимающих проблему нашего развития, понимающих, что столкновение между нами и буржуазным миром будет, и мы обязаны кончить его в пользу социализма». Фильмы по важности здесь не уступали линкорам и танкам.

Любовь Орлова ​– звезда советского кино 1930-1940-х. 

Если же отвлечься от политики, то вот как «Краткая история советского кино» подводила итог преобразований 1930-х годов: «По-новому была решена и актерская проблема. Кинематограф 30-х годов в массе своей стал актерским в противовес режиссерскому кинематографу 20-х годов. Это было вполне закономерно, если принять во внимание, что киноискусство решало проблему раскрытия характера».

Актер стал основной фигурой. Через него сценаристы и режиссеры воплощали свои идейные замыслы. Появление школы Станиславского уже говорит об уровне советского кино и его влиянии на мировой кинематограф. И в США доработанную технику Станиславского называют просто «the Method» – «тот самый метод».

Звезды, взошедшие в 1930-е годы, оказались куда более долговечными, чем их предшественники, – многие из них будут сниматься не одно десятилетие, причем у многих из них последующая слава будет оставаться не менее громкой, какой она была в начале карьеры. Именно они и создали плеяду ярких образов, отражавших нового советского человека.

Заключение

Именно в 1930-е годы сложилась та система, со всеми своими достоинствами и недостатками, которая определила лицо советского кино на ближайшие 50 лет. И нужно понимать, что ресурсы СССР были весьма ограниченны и не шли ни в какое сравнение с США.

Но именно советская система позволила не только концентрировать человеческие и технических ресурсов, которые можно было направлять в определённое русло, но предоставила художникам свободу, позволившую достичь выдающихся результатов, которые и сегодня остаются примерами для изучения во всём мире.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Козловский Дмитрий", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0441\u0441\u0440","\u043b\u043e\u043d\u0433","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u044f","long"], "comments": 194, "likes": 152, "favorites": 353, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 75769, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 18 Oct 2019 13:37:12 +0300", "is_special": false }
С подпиской КиноПоиск HD тысячи фильмов и сериалов ваши
Новым зрителям 30 дней бесплатно
30 дней подписки КиноПоиск HD бесплатно для пользователей, которые не оформляли ранее подписку КиноПоиск HD или подписку КиноПоиск + Амедиатека.
Далее — 269 ₽/мес. Условия: https://ya.cc/5Irdq
(function(d, w) { var wrapper = d.getElementById('apost-tsr'), isMobile = w.matchMedia('(max-width: 400px)').matches, isArticle = wrapper.classList.contains('in-article'), gif = d.createElement('img'); gif.onload = function() { wrapper.classList.add('is-loaded'); }; gif.src = (isArticle) ? 'https://leonardo.osnova.io/b2b69d93-806a-d2f2-4697-577683765baa/' : (isMobile) ? 'https://leonardo.osnova.io/82f3c702-be47-2c95-ed12-15741ca2f2e9/' : 'https://leonardo.osnova.io/5121d3f7-d8f5-4cf1-7b61-a184c726c32f/'; }(document, window));
0
{ "id": 75769, "author_id": 94756, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/75769\/get","add":"\/comments\/75769\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/75769"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957, "last_count_and_date": null }
194 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
12

отношение большевиков к кино, как к искусству 

задавал стандарты для всех стран 

Тебе бы лет на 40-50 назад, там за такие агитки ещё бы и платили)

Ответить
19

Но именно советская система позволила не только концентрировать человеческие и технических ресурсов, которые можно было направлять в определённое русло, но предоставила художникам свободу, позволившую достичь выдающихся результатов, которые и сегодня остаются примерами для изучения во всём мире.

Самый свободный кинематограф в мире, пиздец.

Ответить
0

А что не так? Шаблон рвётся?

Ответить
10

Понимаешь, привести цитату из советской книги про историю социалистического кинематографа != Порвать шаблон. Я очень удивляюсь, что это говно на полном серьезе кто-то хавает, плюсует, и сохраняет. 

Ответить
0

Может это и немного забавно, но это ведь правда)

Ответить
13

Да-да, самая правдивая правда) свободный советский кинематограф, в котором желательно снимать про стахановцев и колхозников, если не хочешь, чтобы из твоих фильмов вымарывали целые куски или просто не пускали в прокат)

Ответить
4

Предыдущие простыни автора были читаемы и неплохи\интересны, даже несмотря на вот этот блевотный прокоммунистический налёт на всех его текстах. И градус коммунячности уверенно рос от текста к следующему. Мне кажется, почувствовав популярность, он решил не стесняться и выкладывать уже всё как есть. И вот.

Ответить
–4

О нет. 
Ноунейм заклемил автора комунячностью! Автор наверное расстроится.

Ответить
6

О, нет, ноунейм решил доебаться до произвольного коммента и срывать покровы с козней ноунеймов, караул.

Ответить
0

Да, да - мы с тобой похожи. Может я - это ты из будущего?

Ответить
1

«Не брат ты мне, …» (С)

Ответить
–1

Я так и подумал с самого начала. И тоже выдохнул.

Ответить
1

Именно поэтому звёзды Бродвея и Голливуда массово вступали в компартию и организовывали на родине стачки и забастовки. Они не на лавочке поседеть приезжали и видели изнутри как советское кино устроено. И вот ужас, у них на родине свободы было гораздо меньше.  

Ответить
3

Во-первых, никто в совок из Голливудских звёзд не приезжал. Во-вторых, свобода была уже хотя бы потому, что они могли выражать мнение, отличное от принятого государством. На этом и закончим. (Аряя, маккартизм, хотя он существовал несколько лет и, в итоге, не привел ни к чему)
.

Ответить
0

Погугли про Далтона Трамбо, мамкин атлант.

Ответить
6

Мамкин коммунист пытается экстраполировать частные случаи:)

Ответить
–2

Да, да - частные. 
Расскажи ты тоже, как за 70 лет частные случаи сотнями были сгенерены.
Ох уж это поколение еге...

Ответить
1

Тысячами, угу :)

Ответить
2

В 1930-х из 1700 сценаристов Голливуда 200 состояли в компартии. Сочувствующих, таких как Чарли Чаплин, было гораздо больше. 

Ответить
4

Объясни мне, пожалуйста, что это доказывает, кроме того, что у них вообще была возможность идти против линии партии?)

Ответить
1

Это доказывает, что советская система им нравилась гораздо больше родного капитализма. 

Ответить
8

Но мы, кажется, говорили о свободе выбора?🤔 Мог ли советский человек сменить партию и сказать, что ему нахуй социализм не высрался?

Ответить
0

А мог ли американский человек выбрать социализм, потому что ему капитализм не всрался?

Ответить
7

А мог ли американский человек выбрать социализм, потому что ему капитализм не всрался?

лол
В 1930-х из 1700 сценаристов Голливуда 200 состояли в компартии. Сочувствующих, таких как Чарли Чаплин, было гораздо больше.

Ответить
1

Ага, ага - смешно - волчий билет за свои убеждения получить и сдохнуть в безвестности под мостом. А в богопротивном комунячном сссре всю жизнь не быть в партии, и жить припеваючи, пописывать всякое с фигой в кармане...

Ответить
0

И как только показалось что они что-то много себе думают партию запретили, одних посадили, а других разогнали. 

Ответить
0

Ну то есть ты дешёвой демагогией занимаешься, тут помню, тут не помню. Вначале приводишь примеры


В 1930-х из 1700 сценаристов Голливуда 200 состояли в компартии. Сочувствующих, таких как Чарли Чаплин, было гораздо больше.

И потом сам же их красиво изобличаешь и говоришь, что это не так. Иллюзия движухи.

Ответить
3

Дядя - не надо играть словами - пиздоболов никто не любит.
Факт в том, что в США за коммунистические взгляды и с работы выгоняли, и били, и в тюрьму сажали, и убивали. И факт в том, что в СССР можно было не быть в партии, не быть в восторге от социализма и быть в порядке (хотя откровенных вредителей отлавливали и пиздили так же как и сша).

Суть этих фактов в том, что было две системы с разными подходами и своими плюсами и минусами, и обе системы были способны обогощать человеческую культуру. Пока одна система не прогнила и не развалалилась, а вторая просто не прогнила.

Но долбоебам насрать на факты, долбоебы - долбят свое заветное про "проклятые комуняки, вопреки, сталин-гулаг-как-гитлер". Не люблю долбоебов.

Ответить
2

Коммунист 23 лет от роду. так что да.

Ответить
6

На самом деле в первые годы после революции художником предоставилось много свободы. Это и послужило появлению и развитию многих авангардных направлений в изобразительном искусстве, архитектуре, кино. Казимир Малевич руководил «Мастерской по изучению нового искусства Супрематизма» в Свободных государственных художественных мастерских. Экспонировал супрематические работы на государственных выставках. Эксперименты были во всех сферах. У меня в городе появился дом корабль, дом подкова, дом пуля. Да в принципе самая интересная архитектура в моем городе как раз приходится на 20-30 ые годы. А вот позже стали не хило закручивать гайки.

Ответить
1

Да я не спорю, лол. Общество было достаточно свободным, чтобы простить Маяковскому сожительство с Осипом и Лилей.

Ответить
5

Не разрешали снимать про говно - цензура и произвол! Не то что сейчас.

Ответить
3

Притуши. Комуняки умели в серьезное искусство, как бы мамкиным атлантам не хотелось обратного.  

Ответить
–3

Комуняки умели миллионы людей лысенковщиной до голода доводить только. В искусство умели люди, которым коммуняки колеса в палки вставляли.

Ответить
4

Да-да, как обычно: кино снимали вопреки, войну выигрывали вопреки, в космос тоже вопреки.

Ответить
–1

Можно еще какую-нибудь ахинею приплести за мою речь, если уж в глаза ебешься так давай поглубже засажу.

Ответить
0

Порвало так порвало.

Ответить
–2

Ой, вот вы где, настоящие эксперты! Да, да - расскажите мне скорее про репрессии, про жуткого сталина, как гитлера, который всех гениев в гулаг сослал, а они оттуда вопреки снимали все шедевры. 
А лучше статью отдельную или видео! Я прям чую напор струи - это будет бомба!  

Ответить
0

А что экспертировать? Если брать политику в призме исскуства, то можно рассматривать разве что фильмы Рифеншталь. Из конкретно комуняцкого искуства ничего кроме Маяковского или Бедного на ум не приходит, и у них качество произведений соответственное (говну). Вся годнота до войны была, пока творцам еще позволяли в баухаусы всякие ездить, а потом годный контент был исключительно сатирическим.

Ответить
3

Из конкретно комуняцкого искуства ничего кроме Маяковского или Бедного на ум не приходит, и у них качество произведений соответственное (говну). 

От это уровень експертизы, от это я понимаю. Сразу видно разбирающегося в вопросе человека. 
Вам бы в мин культуры с таким культурным багажом - там как раз не хватает знающих и столько образованных людей.

Ответить
0

Вам бы в красножопый комитет цензуры, вместо аргументов снобский вид и "кококо не положено не разбираетесь". Хотя это совершенно не удивляет.

Ответить
0

А вам бы поучиться вежливости - хамить незнакомым людям в интернетах бывает вредно для кармы. Такие как вы понимаете только посыл нахуй, ибо говорить с такими мудаками вообще не о чем. Что тоже подобных вам удивлять не должно. 
(И кстати, чтобы вы не подумали обо мне плохо, ответьте себе на такой вопрос - "а какие аргументы кроме моего снобского вида и "кококо маяковский - говно" я привел собеседнику?")

Ответить
1

Давай расскажи, что я написал не так. Я почитаю, посмеюсь. А то минусы ставишь, карму мне портишь((((

Хотя не надо, пожалуйста, давай жить дружно.

Ответить
14

Тысячи некогда безвестных людей, вынесенные наверх революцией, внезапно явили миру такое скопище талантов, какого не было никогда и ни у кого в мире. Отношение большевиков к кино как к искусству, а не как коммерческому продукту превращало режиссёров в художников мирового масштаба. Благодаря этому советский кинематограф задавал стандарты для всех стран. 

Это вы сами придумали или это чья то цитата? 
Вы пишите про это , потом сами же противоречите , если задавали стандарты и на них все равнялись, то зачем ездить в Голливуд , копировать западные картины, сюжеты .
Все тоже самое можно написать и про дореволюционное кино , если бы только не революция , то у нас был бы свой российский Голливуд .
Про свободу в последнем абзаце очень смешно, снимали  прям все что хотели и цензуры не было ,и комитетов заставляющих переснимать фильмы тоже не было, ну ей богу , вы хоть чуть чуть то покритиковали бы советский подход , но нет , везде вылизали.

Ответить
3

До сих пор стойко мнение о том, что большевизм стремился уничтожить все что досталось Советской России от Российской империи.
Это не так, социализм стремлением своим считал взять всё самое лучшее от капиталистического, буржуазного строя. Взять лучшее, и не брать ничего худшего.
Нельзя было просто так избавиться от худших проявлений политической, экономической и социальной жизни предыдущего строя.
Вся история человечества наглядно показывает, что новый уклад жизни старается брать от старого только лучшие его достижения.
Объективно взглянем на то, что стремилась привнести советская власть в стране.
Грамотность населения выросла в разы. Нужно учитывать, кого в российской империи считали грамотным. Считали грамотным человека, который просто мог расписаться и прочесть свою роспись.
В советской России грамотным считался человек, который мог усваивать и производить большие массивы информации.
В российской империи крестьянин и рабочий немогли даже помыслить, что когда-нибудь они смогут стать художниками, литераторами, режиссёрами, это было что-то из разряда фантастики.
Могли ли подумать, что вместо богослова детям твоим будут преподавать науки и искусства?
Унаследованные от российской империи беды требовали решительной работы над их преодолением.
Посмотрите, что стало с производством в советской России.
Кто-нибудь мог подумать, что за какие-то 20 лет после установления советов в каждом доме, в каждом городе повсеместно появится электричество? Мало того, что в городе, до деревень уже дотянулся электропровод.

Ехали в Голливуд не для того, чтобы скопировать их. Ехали для того, чтобы взять там самое лучшее, что может дать буржуазный кинематограф. И только для этого.

С цензурой все ещё проще, нужно ли говорить, что советская власть пыталась искоренить мелкобуржуазное сознание из населения. Кулацкая, цапковская ментальность всё ещё надёжно жила в умах граждан. Боролись против принципа "моя хата с краю", объединяли человека с человеком, стремились дать народу через кинематограф идею о всё общем единстве трудящихся людей на планете.
В вашем понимании свободы в кинематографе что же нужно было паказывать зрителю в кино?
Выражать идею о том, что личное выше общественного?
Никто и никогда не добивался значительных результатов в одиночку. Человек сам может сделать три вещи — пос**ть, поспать и под**чить. Для всего остального нужны другие люди, нужно взаимодействие с обществом.
Совесткая власть давала беспрецидентную возможность человеку достичь небывалых результатов в любой деятельности посредством взаимодействия огромного количества людей.

Социализм и коммунизм стремятся не разрушить то, что есть, они стремятся взять лучшее, что дал человечеству гений человеческой мысли, и на этой основе построить общество без эксплуатации и принуждений, общество с достойной жизнью и возможностью развития для всех членов общества. Не для единиц, а для всех людей.

Данная статья заслуживает особого внимания, потому что показывает с чем боролись и из чего строили кинематограф в союзе. Со всеми недостатками и преимуществами.

Ответить
10

Ты эти советские мульки и мифы можешь рассказывать поклонникам гоблина и вестника дури . Надеюсь , что здесь народ уже заметил активность комми и научился отличать советскую пропаганду от истории

Ответить
9

Было бы круто, если бы народ в принципе научился распознавать любую пропаганду, но увы, почему-то люди распознают только ту пропаганду, которая противоречит их взглядам. Кажется, ты такой же.

Ответить
–1

Ну это не удивительно , теории эхо комнат , социальных пузырей и прочего в помощь. Только вот вся разница в том, что ни в одной стране за последние 100 лет так и не выжил не социализм , не коммунизм , но поклонники массовых расстрелов и гулагов все ещё бегают по территории России с криками - можем повторить. 

Ответить
0

Эй, мамкин атлант, расскажи китаю про их мертвый социализм и коммунизм. 

Ответить
0

А я и не знал , что там по прежнему есть социализм , ну и самое главное я не знал , что где либо вообще существовал коммунизм. А знаешь почему ? Сразу видно , что ты неуч, обсмотрятся гоблинов и вестников дури , потом тут ахинею несут

Ответить
0

Ну научи же нас о великий учитель истины, что же там в китае есть то? Как же там у них партия то главная зовётся? Что они там себе в конституцию прописывают в качестве строя и стремлений. Если ты конечно не обычный пиздабол. Мне вот сразу не видно, но очень похоже, что ты он и есть.

Ответить

Комментарий удален

–2

Ты сказал полную чепуху. Ты из России-то вообще выезжал?

Ответить
0

Думаю, гораздо больше чем вы , да и как связано то , что я сказал с тем , что вы ответили

Ответить
–1

С тем, что ты, сыночек, совершенно не представляешь, как выглядит российское общество и как выглядят другие общества.

Ответить
–1

Смотри, просто пишу как это устроено в нашем обществе, ты не обосновано,  что то там говоришь и ещё вешаешь ярлык , я в свою очередь, обосновано,  посылаю тебя на#*й 

Ответить
–7

Вся советская пропаганда трахнет тебя по голове, когда начнётся 3-я мировая. До тех пор мульки можешь не читать ;)

Ответить
–7

Все тоже самое можно написать и про дореволюционное кино

Дореволюционное кино по умолчанию было бы коммерческим, потому что снималось бы в капиталистической системе. Как про него можно написать тоже самое?
Про свободу в последнем абзаце очень смешно, снимали прям все что хотели и цензуры не было ,и комитетов заставляющих переснимать фильмы тоже не было, 

Ну раз эти комитеты были, то попытайтесь их назвать
Спойлер: не получится. Потому что до 60-х годов их не было. Разве "Весёлых ребят", режиссеров которых успели даже посадить, переснимали? Нет. Потому что полная свобода творчества и никакого контроля

Ответить
16

попытайтесь их назвать 

ГосКино :)
полная свобода творчества и никакого контроля

Конечно, цензура всё-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь место. В. И. Ленин

Какие же вы, сука, лицемерные и пиздливые, слов нет!

Ответить
–8

Свобода для созидательного, а не разрушительного творчества. Никаких противоречий в словах Ленина нет.

Ответить
7

никакого контроля

ну, почти никакого, не смей говорить плохо про власть, и про социализм, и вообще... Созидай, сука!

Ответить
–3

То есть, свобода творчества заключается только в том, чтобы можно было говорить плохо про власть, про социализм и вообще? Всё, что не обличает кровавый режим — ерунда на постном масле и недостойно называться искусством.

Ответить
4

Нихуя ты вывернул, лол. Свобода творчества - В ТОМ ЧИСЛЕ и возможность говорить плохо про власть. 

Ответить
–5

Ну и если убрать вот это вот "в том числе", то автоматически всё становится хуйнёй?

Ответить
3

Ну, свобода творчества про стахановцев и колхозников - это свобода творчества в рамках рассказов про стахановцев и колхозников, но не свобода творчества в целом. Логично, не?)

Ответить
1

Я не совсем уловил, на каком этапе диалога произошёл переход от "не снимай про плохую власть" ко "снимай только стахановцев и колхозников".

Ответить
0

Окей. Насколько широкие рамки были у режиссеров в СССР?)

Ответить
5

Уточню. Я выступаю против тезиса, что свобода творчества не возможна при условии ограничения поднимаемых в нём вопросов. Если ты не можешь высрать что-то за пределами табуированных тем, то ты, с высокой вероятностью, хреновый творец и хайпожор. Вот и всё. А уж высказываться на запретные темы, оставаясь в рамках цензуры — это вообще высший пилотаж.

Ответить
0

Зачем тогда эти темы табуировать, если они не затрагивают спорных моральных вопросов типа педофилии, изнасилований, этц? Если они касаются функционирования власти - то это, очевидно, тема детабуированная, потому что сложно представить вменяемое государство, шлющее нахуй своих граждан.

Ответить
1

Вопрос "зачем" не важен в рамках обсуждения. Так сложились обстоятельства и мы их принимаем как данность. Мы же не хотим аргументации в стиле «совок плохой, а значит, всё что в нём делали — плохо».

А вот эти вот "очевидно", "сложно представить", "вменяемое государство" вообще похоже на попытку манипуляции. Фу таким быть.

Ответить
0

Ой вей! Ты можешь быть охуительным творцом и суметь снять крутой фильм даже в строгих рамках, не выходя за границы табуированных тем. Вопрос именно "зачем".

Ответить
2

Да затем, ё-моё, что технический и технологический аспект творчества, что как раз и определяет развитие жанров и направлений, никак не зависит от смыслового наполнения произведений. Ты можешь двигать вперёд кинематограф, снимая буквально что угодно. И степень крутости фильма определяется не выбранной повесткой, а мастерством её раскрытия.

Ответить
0

Откуда мне знать? Я режиссёром в СССР не трудился.

Ответить
–1

Какие же вы, сука, лицемерные и пиздливые, слов нет!

Всё - чую подозжённый пукан. Нельзя же так - там кожа то нежная, какать потом будет больно.

Ответить
0

азаза подгорело

Ответить
1

На, приложи скорее!

Ответить
0

азаза затролен

Ответить
1

Носи на здоровье родной. Кто еще о вас, болезных, позаботиться, если не я.

Ответить
0

азаза бля!

Ответить
0

нет ты!

Ответить
1

Это всё можно сказать про абсолютно любую страну. И да. Между становлением советского кино и революцией ~50 лет.

Ответить
1

вы хоть чуть чуть то покритиковали бы советский подход , но нет , везде вылизали

Покритикуйте вы - в своей статье. Типа "Охуенные голивудские фильмы на фоне отстойных совковых". А мы оценим глубину анализа и чистоту аргументации.

Ответить
0

Про свободу в последнем абзаце очень смешно

Нужно понимать, что в первые годы власти большевиков была попытка переосмыслить все - и жизнь, и искусство. Искусство освободилось от догматизма и канонов и вступило в период смелых экспериментов. Сюда же подходит не только кино, но и конструктивизм, и изобразительное искусство.

Ответить
12

Вообще, потрясающе говеная статья, лейтмотив которой - "замечательно, что в фильмах есть цензура и обязательная идеологическая повестка, главное что О ПРИБЫЛИ ДУМАТЬ НЕ НАДО!!!1"
Забавно, только, что большинство относительно хорошо известных и у нас и за границей фильмов были созданы после ослабления цензуры. Любовь и голуби, Москва слезам не верит, плеяда фильмов Тарковского. Вспомнить что-то из периода "после НЭПа - до оттепели" сейчас практически невозможно, в то время как на западе расцвели Чаплин, Линден и Гарбо. Очередная агитка на ДТФ, ведь их тут так не хватает!

Ответить
4

Ну да, например Ивана Грозного же никто не помнит, да?

Ответить
16

Половина которого не вышла из-за той же цензуры?

Ответить
1

- А не равно Б
- Нет, А равно Б, вот доказательства
- Ололо, Б равно С, поэтому ты не прав.

Ответить
1

В сравнении с Андреем Рублёвым, например, мало кто :)

Ответить
6

Вспомнить что-то из периода "после НЭПа - до оттепели" сейчас практически невозможно

Почти все упомянутые фильмы или стали классикой мирового кино, или оставили след в истории.  Критик не читатель, а писатель. Иначе бы заметил фамилии Эйзенштейна, Эрмлера и многих других.

Ответить
–4

классикой мирового кино

Ну, давай ты мне критерии классики приведешь. Топ 100 на имдб? Признание критиков? Хоть какой-то, из-за чего басни про доблестный колхоз могу считаться классикой :)

Ответить
3

Ты для начала статью прочти. Найдёшь ответы на свои вопросы. Хотя ты даже огнетушитель найти не можешь. 

Ответить
–1

Держи в курсе, короче.

Ответить
1

Ага, ага, то то Эзенштейна во всех киношколах мира преподают...

Ответить
–2

Блядские антисоветчики.Может быть ты не в курсе, но советский кинематограф изучают в киношколах на Западе. Вот это да,неожиданно.Один Эзенштейн со своими фильмами "Броненосец Потемкин" или "Александр Невский" только чего стоит. На твоего Тарковского всем там похуй. Советское кино на всем протяжении было самобытным, всегда держало качественную планку и высоко ценилось. А вот что вспомнят о сегодняшнем "свободном" кинематографе через 20-30 лет.

Ответить
1

на Тарковского всем похуй на западе 

В голос

Ответить
1

агитка

критерии агитки приведёшь?

Ответить
14

Порой чиновники от культуры были менее грамотны чем режиссеры и шли на поводу у творцов 

В постановлении ЦК ВКП (б) «О советской кинематографии» говорилось... 

Очередной результат постановление ЦК ВКП... 

В январе 1929 года ЦК ВКП (б) выпустил постановление...

глубоко и правдиво показал современный рабочий класс (это была оптимистическая драма о рабочих ленинградского турбинного завода, построивших первую советскую турбину) 

В 1920 – 1930-е годы Москва становится культурной столицей мира

Причем инициатива их выпуска исходила не столько от Сталина, сколько от самих кинематографистов. Примерно в это же самое время на поток был поставлен и выпуск фильмов о происках западных спецслужб на территории СССР, о массовом вредительстве со стороны «врагов народа» и т. д. 

 Это не статья из какой-нибудь советской энциклопедии? У меня есть подобная. Половина текстов в ней - фапанье на любые постановления ЦК КПСС, облизывания советских чиновников и напоминания про единения рабочего народа и компартии.

Ответить
0

Свою напиши - с разоблачениями, от себя или от какого нибудь парфеного - уж вы то правду до народа донесете. Чтобы комуняки и любители цк кпсс утерлись наконец. А то ишь чего удумали, из разных источников информацию брать и компилировать, да на публичные сайты выкладывать.
Что эти комми себе позволяют!

Ответить
4

Зачем им что-то искать, анализировать и доказывать. Они ведь "правы по-дефолту".

Ответить
0

Только в их больной голове.

Ответить
0

Но правы же! А ты взял и докопался до болезных, негодяй эдакий!)

Ответить
0

Наши не придут, наши - это мы.

Ответить
0

А что тв еще хотел от коммуняки?

Ответить
9

Даже признанные мастера советской кинематографии в те годы снимали чисто коммерческие фильмы сильно ниже своего таланта. Так, Дзига Вертов снял «Одиннадцатый» (1928) и «Человек с киноаппаратом» (1929). 

Чиво блядь? Великая документалистика "Человек с киноаппаратом", регулярно входящая в топы лучших фильмов в истории - чисто коммерческий фильм ниже таланта Вертова?

Ответить
–1

Это сейчас так. На момент выхода отношение было совсем другое. Говорили, что идёт на поводу у массового вкуса и мог сделать лучше.

Ответить
5

Мне показалось, что это статья про историю советского кино, а не про перепечатывание совковых агиток. Извините, ошибся.

Ответить
7

В детстве очень любил "Трилогию о Максиме":-) Отличный лонгрид. Познавательно и интересно.

Ответить
7

Я недавно Чапаева первый раз посмотрел, и какой-же крутой фильм. 

Ответить
1

попробуйте "Коммуниста" посмотреть, он правда 50х годов

Ответить
0

Я его смотрел. Там местами перебор с плакатностью, хотя большую часть времени фильм обходился без неё.  

Ответить
1

издержки 50х, но без особых прикрас

Ответить
4

Автор - спасибо за статью. 
Хорошая. Тем, кто заинтересуется темой - полезно такое почитать, для дальнейших изысканий. А хейтеры пусть хейтят - объективной реальности и вклада советского кинематографа в мировую культуру это не изменит, хоть они здесь трижды на говно изойдутся.

Ответить
–2

""Объективная реальность"- это  пропагандический кал из совковых учебников? Какая реальность,такие и коммуняки

Ответить
4

""Объективная реальность"- это пропагандический кал из совковых учебников? Какая реальность,такие и коммуняки

Да, да - физика для долбоебов не существует, а если закрыть глаза - весь мир исчезнет!
ЗЫ Устал чтоль мне минусы ставить? Я там еще пару коментов написал - не пропусти.

Ответить
1

ЗЫ Устал чтоль мне минусы ставить? Я там еще пару коментов написал - не пропусти.

Какие ж вы блядь лицемеры. Прям как веруны

Ответить
1

Какие ж вы блядь лицемеры. Прям как веруны

Ой, и правда, мы такие лицемерные, прям вааще...
По-моему у вас тоже что то затлело...

Ответить
0

Ну так я и не кричал как ты, а поставил уже после того, как ты ударился в истерику. Покажи лучше ДО твоих минусов, правдолюб.

Ответить
0

Воу, воу - какая истерика, я ж помочь пытаюсь. Вот и вам тоже пластырь - он лечебный, используйте его на больное место. 

И не переживайте вы так из-за детских минусов/плюсов - это всего лишь игрушечки, да смехуешички - понятный язык общения с тутошней аудиторией. 

Чем бы детишки не тешились лишь бы не революцией.

Ответить
0

Хорошо, уговорил.

Ответить
1

Да они и загорелись только потому, что слишком многие, как оказалось, думают не так как им хочется.  

Ответить
1

Ну не все в этой жизни бывает так, как тебе хочется. Обычно это усваивают дети, года так в 2-3... но у некоторых этот этап взросления чуть-чуть растягивается...

Ответить
7

Два чаю автору

Ответить
6

Хорошо и объективно. Спасибо за лонгрид.
Кстати, скоро на Цифровой Истории Трофименков будет рассказывать про Уплотнение. Кому интересно, то рекомендую не пропускать. Рассказчик отличный.

Ответить
6

Чапаев - гениальный фильм и сейчас тащит ещё сильнее.
Сцена с картошкой это железнодорожный эшелон "Оскаров" сразу.

Ответить