Рубрика развивается при поддержке

Режиссёр «Паразитов» про метафоричные камни, персики и трудности перевода Материал редакции

Главное из интервью с постановщиком.

В закладки
Аудио

Главный приз Каннского фестиваля в 2019 году взяли «Паразиты» — корейская трагикомедия про бедную семью, которая пытается заработать на богатой чете. Фильм забрал «Пальмовую ветвь», выиграв у «Однажды...в Голливуде», и сейчас ему пророчат победу на следующем «Оскаре».

В Polygon пообщались с режиссёром фильма — Пон Чжун Хо. Постановщик рассказал о том, насколько важен перевод и следование контексту картины, а также поделился источниками вдохновения. Выбрали главное из интервью.

Далее приводятся слова режиссёра — в отредактированном виде.

Внимание В материале есть спойлеры к фильму.

Про важность контекста и нюансы перевода

До Каннского фестиваля я сказал, что для того, чтобы понять контекст «Паразитов» и усвоить его историю на все 100 процентов, нужно быть корейцем — и смотреть фильм в Корее.

Но сейчас мне кажется, что тогда я просто погорячился. На пресс-конференции перед тем, как уехать в Канны, репортёры уже спрашивали: «Как считаете, выиграет ли фильм главный приз? Скорее всего, так и случится!» (смеётся)

Но из всех этих журналистов Канны посетили бы лишь половина — а остальным пришлось бы терпеть до проката «Паразитов» на родине. И я благодарен тем, кто прождал всё это время в Корее.

Чтобы перевести фильм на английский язык, я работал с переводчиком Дарси Пакетом — человеком, который до этого помогал мне почти во всех моих работах. Он американец, живущий в Корее — и настоящий киноман, когда дело касается корейских фильмов. Дарси одновременно и американец, который очень хорошо говорит на корейском, и кореец, который очень хорошо говорит на английском. Благодаря этому мы всегда получали от него замечательные субтитры.

Но в случае с переводом «Паразитов» было очень много сложных нюансов. К примеру, джаппагури (любимое блюдо главы богатого семейства, корейская лапша c говядиной — DTF), тараканы, пещерные светлячки. Дарси проделал потрясающую работу — будь то джаппагури, которое в английской версии превратилось в рам-дон (как и в русской — DTF), или KaTalk, который перевели как WhatsApp (в русской версии название мессенджера опустили — DTF).

Мы очень терпеливо и аккуратно следили за контекстом. «В этом диалоге важно дать знать, что эти люди действительно богаты, что у них огромный дом, так что...». Я сидел рядом и указывал на всё это, а Дарси отвечал, что как раз думал об этом. На субтитры ушло очень много времени.

Про работу с актёрами

С Ли Джон-ын, которая сыграла первую экономку, я работал уже три раза — включая «Паразитов». Она прекрасная актриса. Впервые я увидел её в мьюзикле, где она была на крупной роли — и у неё был потрясающий голос.

Вот почему я попросил её частично озвучить Окчу [в одноимённом фильме] — впрочем, изображать поросячьи звуки было очень сложно. Ты должен вдыхать, а не выдыхать. (изображает хрюканье) Вот так. И во всё это нужно было вложить столько эмоций! Невероятно изматывающе.

Мужа её героини исполнил Пак Мён-хун. Примерно в то же время, когда вышла «Окча», вышел независимый фильм Ash Flower, где он сыграл большую роль второго плана — персонажа, который на протяжении почти двух часов был пьян. Но в каждой сцене его опьянение смотрелось по-разному. Здесь одно, там другое — но пьян всегда. Он был настолько хорош, и я думал: «Ох, этот актёр отличный». В итоге я позвал его в «Паразитов».

С Сон Кан-хо, который сыграл отца в бедной семье и участвовал во многих моих работах, мы познакомились ещё в 1997 году — когда я был помощником режиссёра. Он тогда был не слишком известен, но впервые мы с ним встретились прямо перед тем, как он стал звездой — после фильма «Номер три».

Тогда Сон работал вместе с Ли Чхан-доном («Пылающий») — над фильмом «Зелёная рыба», где он исполнил роль второго плана — гангстера. И он был настолько хорош и реалистичен, что в корейской индустрии пошёл слух, что Ли Чхан-дон в самом деле использовал реальных бандитов в фильме. Конечно же, всё было не так. Но Сон был крайне убедителен в роли гангстера.

И я оказался настолько под впечатлением от Сона, что, когда впервые был помощником режиссёра, обманул нашего постановщика. Он не знал, что это за актёр, в то же время как я позвонил Сону и сказал, что режиссёр очень заинтересован и предложил прийти на кастинг. В итоге мы его не проверяли, не просили даже прочитать диалоги — он просто пришёл, мы попили кофе и поболтали. Мне было очень интересно узнать его. Так мы и познакомились. Сразу же после этого он сыграл в «Номер три», а затем в «Грязном короле» и «Объединённой зоне безопасности». Сон стал национальной звездой.

Про написание сценариев

Я не пишу сценарии дома — по большей части в общественных местах. Обычно это тихие кофейни. Я пишу на протяжении пары часов, а затем встаю, беру свой iPad и дохожу до следующего заведения.

Снаружи ты начинаешь дышать свежим воздухом — а я слышал, что вот так разминаться полезно, когда ты пишешь. А если же ты занимаешься этим в офисе или дома, то рискуешь заснуть. В кафе же заснуть никак не получится — потому что не на что облокотиться. В итоге это стало для меня привычкой.

Про «метафоричные» камни и персики

Камни некоторое время коллекционировал мой отец, но в итоге он перестал это делать, так как они были очень тяжёлыми. Мы ходили в горы и искали их там. Странное занятие. Сейчас мне 50, и никто из моих знакомых в моём поколении не собирает эти валуны. Камни? Ну зачем?

В фильме же подарок молодого человека показан как нечто странное. Настроение относительно камня на протяжении всей ленты в целом тоже странное — герои говорят, что это «метафорично». Мне нужно было создать эту атмосферу.

Иностранцы, которые видят это всё, думают: «Почему этот камень там стоит? Должен ли он там быть? Это какая-то метафора?». И тут актёр прямо говорит, что это метафора, и становится ещё страннее. «Тогда, может, это никакая и не метафора?»

В самом начале камень — это будто бы нечто символическое, а под конец им буквально разбивают чью-то голову. Мне кажется, что валун создаёт дополнительный слой для истории «Паразитов» — будто он проклят.

С персиками же связан следующий случай. Когда я учился в колледже, мы отправились в одну из поездок — и один из моих приятелей сказал, что у него сильная аллергия на персики. Я думал, что это шутка, а потом кто-то сходил в ближайший продуктовый, купил фрукт и бросил в друга. Хоть и он в него не попал напрямую, приятель сильно покраснел и получил приступ. Такое травматическое событие.

Подобные воспоминания всегда всплывают, когда ты пишешь сценарий. На персики приятно смотреть, но с ними можно и атаковать кого-то. В этом есть что-то очень кинематографичное.

Про Скорсезе и источники вдохновения

Я очень хочу посмотреть «Ирландца» — я слышал, что Мартин Скорсезе сотворил шедевр. Но я никак не найду время. Расписание настолько плотное, что не хватает времени даже на 3,5-часовой фильм.

Я встречался с Мартином раньше — в 2017-м, прямо перед премьерой «Окчи» в Нью-Йорке. У меня выдалась возможность прийти к нему в офис. Мы пообщались с ним около часа. Будто нет фильмов, которые он ещё не видел — даже среди корейских. Мы разговаривали о том, что он смотрел, и о его прошлых работах. Прекрасный день.

Мне нравились его фильмы ещё со времён колледжа. А кому нет? Каждый, чья работа связана с фильмами, должен чувствовать то же самое.

В молодости на меня очень сильно повлияли фильмы Альфреда Хичкока. Но одна лента меня тогда впечатлила крайне сильно — французская картина «Плата за страх». Опыт был чуть ли не травматический. Это один из таких фильмов, от которого тебя бросает в холодный пот. Впервые я посмотрел его в школе по телевизору — и после этого он некоторое время продолжал мне сниться.

Про собственные работы

Я очень требователен к своим работам и постоянно жалею о вещах, которые мог сделать лучше. Даже в случае с «Паразитами» — я посмотрел его вновь на следующий день после первого показа и не прекращал думать: «Почему я это сделал именно так?». Каждый раз я находил ошибки. Мне кажется, так у всех режиссёров.

Но что готово, то уже не изменить. Выпускать новый монтаж каждый год я не собираюсь.

Обычно я пересматриваю собственные фильмы, потому что меня увлекает реакция зрителей. На Каннах была мировая премьера «Паразитов», и это был один из таких случаев. Потом я пересмотрел его в Торонто, и затем вновь — на Нью-Йоркском кинофестивале. И каждый раз я замечаю вещи, которые бы сделал иначе.

Про Каннскую пальмовую ветвь

Где я её храню? Я поставил ветвь в том месте, где её одновременно видно с кухни и зала.

{ "author_name": "Artyom Kaleev", "author_type": "editor", "tags": ["\u043f\u0430\u0440\u0430\u0437\u0438\u0442\u044b"], "comments": 42, "likes": 141, "favorites": 228, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 76476, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Mon, 21 Oct 2019 17:27:09 +0300", "is_special": false }
С подпиской КиноПоиск HD тысячи фильмов и сериалов ваши
Новым зрителям 30 дней бесплатно
30 дней подписки КиноПоиск HD бесплатно для пользователей, которые не оформляли ранее подписку КиноПоиск HD или подписку КиноПоиск + Амедиатека.
Далее — 269 ₽/мес. Условия: https://ya.cc/5Irdq
0
{ "id": 76476, "author_id": 17412, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/76476\/get","add":"\/comments\/76476\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/76476"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957, "last_count_and_date": null }
42 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
15

Вчера посмотрел господи фильм 10 из 10 я такую концовку не ожидал просто аплодирую стоя режиссеру 

Ответить
–16

надеюсь это сарказм или троллинг

Ответить
0

концовка красивая, но это сказка.

Ответить
5

А где она красивая то? Там в конце ничего хорошего нет, только мечты парня.

Ответить
4

Блин, не люблю, когда меняют слова, как в случае Какао, который на Ватсапп заменили. Можно же прямо в субтитрах пояснение дать. Я свои первые корейские фильмы смотрела в одноголосом переводе Юрия Сербина, так он там умудрялся голосом озвучить какие-то вещи: например, озвучивал реплику персонажа, что надо пойти поесть рамён и сразу же добавлял "рамён - корейская лапша быстрого приготовления". Это же не сложно.

Ответить
10

Меня вообще такой способ локализации всегда удивлял. Смотришь какой-нибудь Breaking Bad, и тут один из персонажей произносит что-то типа "Я тебе кто блин, почтальон Печкин?" И сразу вся атмосфера руинится на корню. Какой блин почтальон Печкин в Америке? Зачем это было так переведено? Лучше уж тогда просто это опустить или все таки использовать название оригинального персонажа.

Ответить
2

Да, именно!

Ответить
4

Прикольно. Прикольно.
Вот человек постоянно работает, самосовершенствуется. Читает ли он новости о других и жалеет, что он не они? Сомневаюсь. Без труда, не будет результата. Запомните, дети.

Ответить
3

Пофиг на минусы.
На мой взгляд, этот фильм очень плох. Практически все метафоры тут притянуты за уши, не могут так себя люди вести в реальности. Наивность корейского кино здесь доведена до такого абсурда, что кино превращается в парад идиотов.
Часть сцен не имеют никакого смысла, часть - происходят для того, чтобы поставить персонажей в определенную ситуацию, и не имеют логики (их там много)

Примеры хорошего корейского кино: "Вопль", "Служанка", "Желтое море", "Сочувствие госпоже Месть".
Пример похожего, но все-таки хорошего фестивального кино: "Магазинные воришки" (тоже обладатель пальмовой ветви).

Ответить
2

 Примеры хорошего корейского кино: "Вопль", "Служанка", "Желтое море", "Сочувствие госпоже Месть".

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++!!!

Ответить
1

то что часть сцен в прямом смысле не имеет смысла, как раз и говорит о плохом сценарии/монтаже фильма.

Ответить
2

Прекрасный фильм.

Шёл на него с огромным предупреждением - почему-то был уверен, что будет очередная "остросоциальная" картина, банально эксплуатирующая идеи о том, как несправедливо обижены жизнью добрые бедные люди, и какие на самом деле подлые злодеи богачи.

Был очень рад оказаться неправ.

Ответить
1

Ну на самом деле там отчасти есть тема злодеев богачей 

Ответить
2

Как? Именно богатая семья оказывается там самыми адекватными и положительными персонажами

Ответить
2

Мне показалось, что они точно также порочны. С одной стороны они увольняют водителя за подозрение в том, что он принимает наркотики и спит с бабами в их тачке, а с другой сами разыгрывают сценку с «запретным сексом» в тот же вечер. Опять же абсолютное обесчеловечевание людей, которые на них работают. Для них окружающие люди — такие же вещи, которые они используют в своих целях. Они не дают даже шанса человечному отношению к кому-то беднее, чем они сами. 

Ответить
2

С одной стороны они увольняют водителя за подозрение в том, что он принимает наркотики и спит с бабами в их тачке, а с другой сами разыгрывают сценку с «запретным сексом» в тот же вечер.

Вот тебе серьёзно нужно объяснять разницу между тем, что ты занимаешься сексом в служебной машине, и тем, что ты занимаешься им у себя дома? Во всех случаях работников уволили за дело (момент, что это всё было подстроено - упускаем, т.к. "богачи" этого не знали).

Ответить
0

Хорошо. Увольнение экономки, которая чут-ли не десятилетями идеально работала в доме только потому, что её с чьих-то слов заподозрили в том, что она больна туберкулёзом? Ей даже шанса объясниться не дали — сразу пинок под зад. А на детском празднике? Когда водитель пытается перейти на обычное дружеское общение, сразу владелец дома встаёт в позу «Воу-воу, друг мне не нужен, даже не думай, что мы хоть в чём-то равны. Я тебе плачу, ты моя вещь, которая исполняет мои приказы, так что играй роль, обезьянка». Это типа нормальное отношение между людьми? Для богатой семейки все вокруг — инструменты, не более. Они строят из себя небожителей, хотя их водит за нос местные колхозники. Для них важна обложка. И они сами прячут за внешней красотой свою внутреннюю гниль.

В фильме, как я считаю, вообще нет как таковых положительных героев. Это про отношение между людьми, между слоями общества. Про жизнь в социуме. Кто-то строит красивый дом на вершине холма и прячется за высокими стенами, а кто-то живёт у подножия рядом со сточной каваной. Куда, как прекрасно показывает фильм, дождём смывает всё говно с этого самого холма. Люди-то не сильно разные. И те, кто живут наверху не всегда (точнее, совсем не) лучше или умне тех, кто живёт внизу. 

Ответить
2

а что богатые в этом фильме сделали не так?

Ответить
1

оно просто идиоты, как и все остальные персонажи этого фильма

Ответить
1

Сначала было смешно а потом стало грустно, лучше смотреть этот фильм наполовину.

Ответить
3

У него все фильмы в этом плане неоднозначные. Тем и цепляет.

Ответить
0

ну, сноупирсер - однозначно отстой.

Ответить
0

Честно говоря, да, на фоне Воспоминаний об убийстве, Хозяина или Матери, Снежок очень плоский, голливудщина.

Ответить
0

да дело даже не в голливудщине, а в задумке и в сюжете в целом. 

Ответить
0

Фильм очень понравился, вот умеют корейцы иногда снять нечто прям захватывающие!

Ответить
–1

Эх, он там в одном интервью, отвечая на вопрос, выразил интерес к Mindhunter. Алло, Финчер, Netflix, не проспите.

Ответить
1

Не проспать что?

Ответить
0

Возможность пригласить интересного режиссёра. Сериалу нужны не крепкие ремесленники (Франклин), а кто-нибудь потяжелее (тот же Доминик). И человек, поставивший фантастические «Воспоминания об убийстве», здесь ну очень к месту был бы.

Ответить
1

судя по его интервью, последнее что этот режиссёр хочет делать - снимать кому-то эпизоды сериалов

Ответить
0

Кто-нибудь знает зачем парнишка репетитор во время дня рожденья при гостях, полез с камнем в подвал из за чего произошли все финальные события?

Ответить
1

Может это связано с тем вопросом который он задавал девушке которую обучал. Вписывается ли он в обстановку богачей?
А когда получил утвердительный ответ, взял камень, который должен был стать талисманом для привлечения денег и пошел устранять причину, которая может помешать получить эти деньги.
То есть в этом камне увидел избавление от проблемы. Убил бы ту семью, закрыл бы убежище и все.
Дальше свадьба, деньги и тд.

Ответить
0

мочить он пошел, только предварительно он прочитал сценарий к фильму, иначе нету здесь логики в выборе оружия.

Ответить
0

Сценарист не придумал как еще на такой финал вырулить. 

Ответить
0

Какая разница? В этом и смысл.
Основа ведь в том лежит, что он так и не дошел и потому зритель не знает.
Это одна из многих задумок фильма. Шедевр

Ответить
0

И я оказался настолько под впечатлением от Сона

Сонг стал национальной звездой

Написание имени скачет - опечатка.

Ответить
0

Спасибо, внёс правку) Видимо, на английский вариант засмотрелся, когда «Сонг» писал. 

Ответить
0

Меня фильм не затронул, то ли локализация была так себе, то ли надо быть корейцем, чтобы проникнуться.

Ответить
0

эх, я тоже Ирландца минимум до 11 ноября не смогу посмотреть ((

Ответить
0

джаппагури (любимое блюдо главы богатого семейства, корейская лапша c говядиной) - немного неверно

чапхагури (ччапхагури) - это недавно придуманное блюдо быстрого приготовления.  спагетти из пакетика плюс рамен из пакетика

Ответить
0

Описание фильма не читал, но с чего-то навоображал себе по названию и постеру(где семья стоит у дома), что это такой триллер/хоррор с атмосферой Реинкарнации, про каких-то паразитов типа червей которые изнутри захватывают людей и те ведут себя идеально и механически(как на постере, типа идеальная семья). В середине фильма понял что что-то не так, а потом дошло с какого фига я вообще этот сюжет себе в голову вбил?)
А фильм хороший.

Ответить
0

"Расписание настолько плотное, что не хватает времени даже на 3,5-часовой фильм." "Даже"? Может, "тем более"? Или это такой сарказм?
Фильм понравился, хотя и слабее намного, чем, например, Snowpiercer. Кстати, актеры озвучки очень хорошо поработали, прям порадовали.

Ответить
–1

Мне одному показалось, что Пон Чжун Хо подражает (в хорошем смысле) Пазолини? 

Ответить

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovz", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "chvjx", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "chfbl", "p2": "gnwc" } } } ]