Трэш, угар и еноты: удивительная история Джеймса Ганна

Режиссёр, который начинал с отвязного трэша и «Порно для всей семьи», а в итоге сделал «Стражей галактики» и новый «Отряд самоубийц»

С 5 августа российские кинотеатры штурмует новый «Отряд самоубийц» режиссёра Джеймса Ганна. Человека, который ещё три года назад находился на пороге краха своей карьеры, а теперь снимает авторские блокбастеры сразу для двух больших киновселенных.

В подробностях рассказываем об удивительной карьере Ганна — профессионального писателя и выходца из трэш-студии «Трома», который начинал с залихватских хоррор-комедий, а в итоге снял одни из самых изобретательных супергеройских фильмов нашего поколения.

Трэш, угар и еноты: удивительная история Джеймса Ганна

Детские фильмы и звание «магистра изящных искусств»

Джеймс Ганн родился 5 августа 1966 года вдали от голливудских холмов — в городе Сент-Луисе в семье простого адвоката, никак не связанного с миром искусства. Тем не менее, с ранних лет и он, и его братья Шон, Мэтт и Брайан (кроме них у Джеймса есть ещё один брат Патрик и сестра Бет) серьёзно увлекались кино.

Как вспоминает Ганн, больше всего на его увлечение тогда повлияли фильмы «Ночь живых мертвецов» и «Пятница, 13-е» — но не столько из-за их сюжета или стиля, сколько потому что по меркам индустрии они были сняты за сущие копейки.

Я увидел эти фильмы и подумал: «Вау, а это ведь то, что я вполне мог бы сделать». Можно пойти в лес с группой друзей и снять фильм, где убийца приходит и всех нас убивает, и всё это без особых спецэффектов и бюджета.

Джеймс Ганн, режиссёр, сценарист

Так Джеймс и сделал — в 12 лет взял 8-миллиметровую плёночную камеру и пошёл снимать свои первые короткометражные зомби-хорроры. Вместо актёров использовал братьев, а дешёвые спецэффекты учился делать по статьям из Fangoria, культового американского журнала, ориентированного на фанатов фильмов ужасов.

Мы использовали салфетки, кукурузный сироп и красный пищевой краситель — из них получались кишки. Чтобы сделать эффект стрельбы из бластера, нужно было нацарапать линию на плёнке

Джеймс Ганн, режиссёр, сценарист
Джеймс Ганн и его брат Шон
Джеймс Ганн и его брат Шон

Правда, пройдёт много лет, прежде чем кино для Джеймса превратится из хобби в полноценную работу. После выпуска из школы он сначала получил степень по психологии в Университете Сент-Луиса, который закончил в 1984 году. В 1989-м Ганн попробовал себя в музыке — основал рок-группу The Icons и выступал с ней (относительно, к слову, удачно) в родном Сент-Луисе.

В 1994 году они даже выпустили коммерчески успешный альбом Mom, We Like It Here On Earth («Мам, нам нравится здесь на Земле»). Но уже через пару лет The Icons распались — теперь их композиции можно послушать на старенькой страничке MySpace.

Примерно в это же время, в середине девяностых, Ганн поступил в престижный Колумбийский университет в Нью-Йорк, где изучал писательское мастерство. Правда, писал Джеймс тогда не киносценарии, а прозу. И хотя он считает, что многому научился в университете, стоимость обучения кажется режиссёру не совсем оправданной.

Особенно учитывая, что за всю жизнь он в итоге написал только один художественный роман — «Коллекционер игрушек», чёрную комедию о больничном санитаре, который крадёт из госпиталя разные наркотические препараты, чтобы покупать новые игрушки. Книга не стала особенно успешной.

Мне кажется немного глупым, что люди тратят такие деньги, чтобы научиться писать — при том, что есть куча бесплатных писательских групп. Степень «мастера изящных искусств» стоила мне 100 тысяч долларов в Колумбийском [университете], а «Коллекционера игрушек» я продал за 50 тысяч.

Джеймс Ганн, режиссёр, сценарист
Подписанная самим Ганном копия «Коллекционера игрушек»
Подписанная самим Ганном копия «Коллекционера игрушек»

«Трома», трэш и прорыв в Голливуд

Настоящей школой режиссёрского и сценарного мастерства для Ганна стала «Трома», легендарная в узких кругах студия, специализирующаяся на сумасшедшем кино категории «Б» — том самом, которое в обиходе принято называть «трэшем». Здесь родился на свет «Токсичный мститель», «Каннибал! Мюзикл» (студенческий фильм Трея Паркера и Мэтта Стоуна, будущих создателей «Южного парка») и, скажем, «Атака куриных зомби».

Ганн пришёл на студию в середине 90-х. Изначально — в качестве обычного клерка, работающего с бумагами. Но основатель «Тромы» Ллойд Кауфман заметил в молодом пареньке талант сценариста и в 1996-м дал ему сделать первое полноценное кино, комедию «Тромео и Джульетта», эдакое ироничное переосмысление классической трагедии Шекспира. Сам Ганн и срежиссировал фильм — правда, на пару со всё тем же Кауфманом.

Для Ллойда Кауфмана я был — да и остаюсь — чем-то вроде сына. Ллойд многому меня научил в смысле создания кино

Джеймс Ганн, режиссёр, сценарист
Кадр из фильма «Тромео и Джульетта»
Кадр из фильма «Тромео и Джульетта»

Ганн считает, что этот фильм научил его всему: как режиссировать, как писать сценарий, как продюсировать, искать локации и актёров, продвигать свою картину в кинотеатры и делать постеры. Артистический подход «Тромы», где авторам дают более-менее полную свободу действий в рамках очень скромного бюджета, побудил Джеймса самому разобраться во всех тонкостях кинопроизводства.

Похожим образом свою карьеру когда-то начинали Фрэнсис Форд Коппола, Джеймс Кэмерон и Мартин Скорсезе (вместо Ллойда Кауфмана у них был Роджер Корман, но суть та же), а также Сэм Рейми, Роберт Родригес и Питер Джексон. Снимавшие фильмы за копейки и без помощи больших студий, они были вынуждены овладевать мастерством прямо по ходу дела. Ганну такая «полевая киношкола» помогла окончательно понять, чем он хочет заниматься в жизни.

Джеймс Ганн и Ллойд Кауфман
Джеймс Ганн и Ллойд Кауфман

А окончательное «просветление» режиссёра произошло, когда он посетил Каннский кинофестиваль в 1998-м году: Джеймс тогда как раз писал книгу All I Need to Know about Filmmaking I Learned from The Toxic Avenger («Всему, что я знаю о производстве кино, я научился у «Токсичного мстителя»), сборник забавных интервью с Ллойдом Кауфманом.

У меня случилось что-то вроде духовного открытия, я перестал париться из-за того, что люди обо мне думают и просто закончил те свои проекты, которые к тому моменту успел начать. Клянусь богом, через два месяца я уже жил в Лос-Анджелесе, у меня был агент и адвокат, мой второй фильм, «Необыкновенные», запустили в производство, я подписал два контракта на пилоты сериалов и оформил большую сделку на фильм с Warner Bros. 10 лет я мучал себя, чтобы успех в итог пришёл всего за одну ночь

Джеймс Ганн, режиссёр, сценарист

Действительно, с началом двухтысячных карьера Ганна взяла уверенный курс на взлёт. Пока ещё, правда, карьера не постановщика (пройдёт 10 лет после «Тромео и Джульетты», прежде чем Джеймс вновь сядет в режиссёрское кресло), а сценариста. В 2000-м вышли его «Необыкновенные» (The Specials) — комедия о серых буднях супергероев. Режиссёром, что интересно, выступил Крэйг Мэйзин: тот самый, что через двадцать лет напишет «Чернобыль».

«Необыкновенные»
«Необыкновенные»

Большого успеха фильм не достиг, да и, честно говоря, особенно хорошим его не назвать. Но интересно то, что Ганн взялся деконструировать супергеройский миф в то время, когда кинокомиксы как таковые не успели захватить индустрию (только-только вышли первые «Люди Икс», до гегемонии MCU ещё почти десяток лет).

К тому же, в «Необыкновенных» заметна его любовь к историям о группе неловких и нелепых людей, вынужденных как-то сосуществовать вместе. Все самые известные блокбастеры Ганна — в целом, о том же. Просто с годами он научился выражать эти идеи намного изящнее.

Трэш, угар и еноты: удивительная история Джеймса Ганна

Уже через два года вышел первый большой голливудский фильм по его сценарию — «Скуби-Ду» 2002 года. А после финансового успеха картины Ганна подписали ещё и на сиквел, «Скуби-Ду 2: Монстры на свободе». Тот вышел через пару лет, в 2004-м.

С одной стороны может показаться, что выбор Ганна как сценариста «Скуби-Ду», мягко говоря, странный. Что человек, выращенный студией трэш-хорроров, вообще забыл в семейном развлекательном фильме? Но, с другой, тут как раз всё очень логично. «Скуби-Ду» ведь тоже, по факту, ансамблевое кино о команде довольно странных персонажей, выполняющих некую фантастическую (ну или «как бы» фантастическую) миссию. То есть именно то кино, в котором Джеймс Ганн чувствует себя увереннее всего.

Трэш, угар и еноты: удивительная история Джеймса Ганна

Да и если вы посмотрите две части «Скуби-Ду» сейчас, наверняка удивитесь, насколько взрослые шутки порой встречаются в этой, казалось бы, детской комедии. А тем, кто и так видел их в сознательном возрасте и не понимал, откуда мог взяться такой юмор в экранизации мультсериала Hanna-Barbera (а тут и сексуальные намёки, и ставший мемом гэг про то, как журналисты перевирают слова людей ради громких заголовков), больше не надо гадать. Это всё Джеймс Ганн.

На YouTube есть целые подборки моментов из «Скуби-Ду» с не очень детскими шутками

В том же 2004-м вышел ещё один большой фильм за авторством Ганна — «Рассвет мертвецов» режиссёра Зака Снайдера. Джеймс признаётся, что поначалу идея ремейка классического зомби-хоррора Джорджа Ромеро ему показалась странной. Но отказаться он просто не мог. Тем более, что оригинальный фильм — один из самых его любимых.

Всю школу у меня на стене висел постер оригинального фильма [«Рассвет мертвецов»] — а у меня и было-то всего постеров 5, и большинство из них были фильмами с Клинтом Иствудом. Продюсер Эрик Ньюман как-то позвонил мне и сказал: «Что ты думаешь насчёт того, чтобы сделать ремейк «Рассвета мертвецов»?». Идея делать ремейк сиквела мне показалась странной (Джеймс Ганн имеет в виду, что «Рассвет мертвецов» изначально — сиквел «Ночи живых мертвецов»), но я сразу начал думать, как можно заставить этот сценарий работать.

Джеймс Ганн, режиссёр, сценарист

Понятно, что в «Рассвете» куда заметнее авторский почерк Зака Снайдера, чем Ганна. Но и от него в фильме, как ни крути, кое-что есть. Во-первых, это (опять!) кино о группе непохожих героев с заметным упором на диалоги и элементами комедии. Во-вторых, некоторые идеи для хоррор-сцен — вроде той, где девушка «рожает» зомби-ребёнка — могли появиться, кажется, только в больной голове Джеймса Ганна. Больной, разумеется, в хорошем смысле.

«Рассвет мертвецов»
«Рассвет мертвецов»

И тогда же, всё ещё в 2004-м, вышел, пожалуй, самый странный фильм в контексте фильмографии Ганна. В нём он не выступил ни сценаристом, ни режиссёром, а сыграл одну из двух главных ролей вместе со своей тогдашней женой Дженной Фишер (вы можете знать её как Пэм из «Офиса»).

Фильм называется «Леденец любви» (LolliLove) — это полуимпровизированная комедия о паре из Лос-Анджелеса, которая решает раздавать леденцы с разными духоподъёмными слоганами уличным бездомным. Сама Дженна срежиссировала картину, и она же вместе с Ганном сыграла главные роли: причём персонажей даже зовут так же, как их самих.

«Леденец любви» стоил всего 2 тысячи долларов, и прошёл практически незамеченным. Зато, считает Ганн, именно эта работа в импровизиционной комедии позволила Фишер так уверенно себя чувствовать во время работы над «Офисом», где также нужно было уметь играть и шутить не по сценарию. К режиссуре Джена, впрочем, больше не возвращалась, а Ганн с тех пор не играл значимых ролей.

«Леденец любви»
«Леденец любви»

Возвращение в режиссуру

В 2006-м Джеймс снял свой первый фильм в качестве единоправного режиссёра (то есть без соавторов, как было на «Тромео и Джульетте») — комедийный боди-хоррор «Слизняк» (The Slither). По сюжету в небольшом американском городке приземляется некое инопланетное создание, которое вселяется в местного жителя по имени Грант.

Трэш, угар и еноты: удивительная история Джеймса Ганна

Постепенно он превращается в огромного слизня с растущими отовсюду тентаклями, который поедает огромное количество мяса: он начинает терроризировать фермеров и красть скот. Всё это нужно пришельцу для того, чтобы вырастить потомство и захватить, подобно паразиту, все другие живые существа.

Помешать ему пытается жена Гранта, Старла, а также шеф полиции городка Билл. Вот только сделать это непросто: пришелец растёт очень быстро, а захваченные ими люди действуют как единый роевой организм.

Трэш, угар и еноты: удивительная история Джеймса Ганна

У Ганна получился образцовый боди-хоррор: изобратетальный и эффектный, к тому же, смешной в той же (а то и большей) степени, что и страшный. «Слизняком» Джеймс показал, что умеет не только работать с жанровыми сюжетами на бумаге, но и оформлять их визуально: грамотно работать с практическими и компьютерными эффектами, подбирать выразительные ракурсы и, в общем, делать всё то, что отличает хорошего режиссёра развлекательного кино от посредственного.

А ещё именно в «Слизняке» началась долгая история совместных работ Джеймса Ганна и Майкла Рукера, Йонду из «Стражей галактики» и Саванта из «Отряда самоубийц», характерного актёра, до этого преимущественного игравшего второстепенных злодеев в боевиках. Здесь он исполнил роль Гранта, того самого бедолагу, изначально захваченного инопланетным паразитом.

Роль полицейского Билла исполнил Нейтан Филлион, звезда «Светлячка» и ещё один постоянный коллаборатор Ганна
Роль полицейского Билла исполнил Нейтан Филлион, звезда «Светлячка» и ещё один постоянный коллаборатор Ганна

«Слизняк» не собрал много денег в прокате, но зато получил отличные оценки прессы — если быть точнее, на момент выхода он стал самым высоокоценённым хоррором последних 10 лет.

Причём студия Universal изначально вообще не собиралась показывать картину журналистам, ведь тогда с фильмами ужасов так делать было просто не принято. Но Ганн настоял на пресс-показе — и не прогадал.

Правда в том, что «Слизняк» не был коммерчески успешным, и тот факт, что его хорошо оценила пресса, действительно помог моей карьере. Иногда просто нужно следовать своему инстинкту. И не важно, как тебе при этом некомфортно.

Джеймс Ганн, режиссёр, сценарист
Трэш, угар и еноты: удивительная история Джеймса Ганна

Свой следующий полнометражный фильм, «Супер», Ганн готовил около шести лет — всё никак не мог найти финансирование и подходящих актёров. Зато в перерыве между большим кино он сделал два проекта поменьше. Первый, более известный — «Порно для всей семьи», набор коротких скетчей, высмеивающих разные клише порно-фильмов.

На женские роли Ганн взял настоящих актрис из «фильмов для взрослых»: одну из героинь, например, играет Саша Грей. А на мужские позвал давних товарищей — Нейтана Филлиона, своего брата Шона Ганна, Крейга Робинсона, Алана Тьюдика и прочих. Сам Джеймс тоже играет в одном из скетчей. Как раз с Сашей Грей.

В целом, всю суть «Порно для всей семьи» хорошо передаёт теглайн сериала — «сделано для людей, кто любит в порно всё… кроме секса». Это набор забавных зарисовок, где типичные сюжеты из эротических видео (девушка приезжает в автомастерскую и предлагает заплатить «не деньгами» — и всё в таком духе) заканчиваются не совокуплением, а какой-нибудь неожиданной и, часто, сумасшедшей шуткой.

Трэш, угар и еноты: удивительная история Джеймса Ганна

Второй, менее известный проект — короткометражка для альманаха Xbox Live, для которого компания позвала разных хоррор-режиссёров и попросила их сделать маленькое комедийное кино. Кроме Ганна, там участвовал создатель «Пилы» и «Заклятия» Джеймс Ванн и автор «Топора» Адам Грин.

Короткометражка Ганна под названием «Спарки и Микаэла» интересна тем, что в ней, за шесть лет до «Стражей галактики», был говорящий енот, борющийся со злом. По сюжету, именно с эти животным объединялась супергероиня Микаэла.

Я знаю, что вы думаете. «Реально, Джеймс? Очередная команда по борьбе с криминалом, состоящая из сексуальной девочки-супергероини и кукольного енота, в мире, где еноты преследовали человека столетиями?». Ну что я могу сказать? Иногда приходится следовать за трендами, чтобы заработать немного денег.

Джеймс Ганн, режиссёр, сценарист

Через два года, в 2010-м, Ганну наконец удалось выпустить «Супера». Помогла в том числе Дженна Фишер, на тот момент уже бывшая жена Джеймса, которая предложила ему взять на главную роль своего коллегу по «Офису» Рэйна Уилсона. Джеймс сразу понял, что это идеальный кандидат.

К тому же, именно благодаря Рэйну фильм в итоге получил нужное финансирование.

Рэйн и я представляли проект малобюджетной компании, и он написал твит о том, что мы собираемся делать е******* [странных] «Хранителей» для бедных — ну или типа того. Продюсер Тед Хоуп увидел этот твит и начал убеждать нас отправить ему сценарий. В итоге из-за него мы и получили финансирование

Джеймс Ганн, режиссёр, сценарист

В «Супере» Ганн продолжил идею, начатую ещё в «Необыкновенных». Это тоже своеобразная деконструкция жанра супергероики — только теперь куда более дерзкая и смешная. Рэйн Уилсон здесь играет повара из забегаловки по имени Фрэнк, чью жену «крадёт» местный богатый криминальный авторитет. Из-за этого он решает бороться с преступностью стать супергероем. Ну и потому что ему является Бог, который тентаклями залазит Фрэнку в голову (не спрашивайте).

Трэш, угар и еноты: удивительная история Джеймса Ганна

Ганн нагло высмеивает знакомый сюжет о человеке, решившем взять правосудие в свои руки. Его Фрэнк — никакой не рыцарь на белом коне, а не очень адекватный травмированный человек, воспринимающий реальность через призму выдуманных историй из комиксов и потому решающий с гаечным ключом наперевес избивать людей (влезших, например, без очереди в магазин).

Самое забавное, что даже предлог с похищением жены тут мнимый: до последнего непонятно, на самом ли деле её увели против воли, или она банально ушла к другому человеку.

Кроме Уилсона в фильме играет Кевин Бейкон и Эллен (тогда ещё Эллен) Пейдж
Кроме Уилсона в фильме играет Кевин Бейкон и Эллен (тогда ещё Эллен) Пейдж

«Супер» сегодня выглядит как идеальная точка перехода Ганна между его ранними жанровыми фильмами и масштабными кинокомиксами Marvel. Это всё ещё жестокое и сумасшедшее кино, при этом оно действительно любопытно работает с штампами супергероики. Режиссёр не только иронизирует над своим героем Фрэнком, но также и пытается разобраться в его травмированной сущности.

Наглухо отбитый сюжет для него становится поводом поговорить об отношении жизни и искусства, а также показать драму (пускай и с очень саркастичной интонацией) человека, не нашедшего себя во взрослом мире и вынужденного примерить нелепый костюм, чтобы найти своё «призвание».

«Супер» мог быть куда популярнее, но ему немного не повезло с годом релиза — в том же 2010-м вышел похожий, но гораздо более дорогой «Пипец»
«Супер» мог быть куда популярнее, но ему немного не повезло с годом релиза — в том же 2010-м вышел похожий, но гораздо более дорогой «Пипец»

Путь к «Стражам»

После «Супера» Ганн взялся за новое для себя дело — он поработал над сюжетом видеоигры Lollipop Chainsaw легендарного геймдизайнера Suda51. Абсурдный слэшер о чирлидирше-охотнице на зомби до сих пор остаётся единственной работой Джеймса в игровой индустрии.

Трэш, угар и еноты: удивительная история Джеймса Ганна

Также он снял одну из новелл «Муви 43» — ту, где Элизабет Бэнкс (она уже играла у Ганна в «Слизняке») безуспешно боролась с дерзким анимированным котом-гомосексуалом своего парня. Прямо скажем, не самый яркий эпизод в карьере постановщика.

Благодаря «Муви 43» Ганн — почётный обладатель «Золотых малин» за худшую режиссуру и сценарий. Правда, не единоличный: награды он разделил с другими авторами этого комедийного альманаха

Зато в это же время, уже через год после выхода «Супера», Джеймса Ганна пригласили обсудить работу для киновселенной MCU. Сам он, правда, пытался убедить студию снять фильм про Хит-Манки, обезьяну-наёмника из комиксов Marvel. И даже расстроился, когда вместо этого ему предложили заняться «Стражами галактики».

Хит-Манки
Хит-Манки

Переубедить Ганна смогли концепт-арты Чарли Вена. Режиссёра очень «зацепила» их стилистика, и придя домой после встречи с продюсерами, он написал 15-страничный документ, в котором в подробностях описал своё видение «Стражей галактики», их тональности и героев. Ганн отправил этот текст студийному руководству — и тем он очень понравился.

Через пару дней он полетел в офис компании с небольшой презентацией по фильму, быстро сделанную на iPad — с раскадровками сцен и «прочими такими штучками». Причём таким подробным препродакшеном Ганн никогда раньше не занимался. Для него всё это было в новинку.

Мне казалось, что мой успех вызван тем, что — как бы это помягче сказать — мне реально было насрать. Получу я фильм, не получу, мне не было важно. И вот, впервые в моей карьере, мне что-то стало по-настоящему важно. И это меня пугало.

Джеймс Ганн, режиссёр, сценарист
Один из концепт-артов Чарли Вена
Один из концепт-артов Чарли Вена

В итоге Ганн обошёл четверых других претендентов на пост режиссёра «Стражей галактики». Отчасти помог в этом Джосс Уидон, постановщик «Мстителей», который хорошо знал Джеймса и замолвил о нём словечко на студии.

Он же был своеобразным наставником Ганна во время написания сценария к фильму. Когда тот показал студии первые варианты текста, все были довольны, и только Уидон оказался не очень впечатлён. Он прямо сказал своему коллеге, что в его сценарии «слишком мало Джеймса Ганна».

И я такой: «Ладно, сами напросились». Потом пришёл домой и написал 7-страничную сцену, где ребята на космическом корабле просто о чём-то спорят

Джеймс Ганн, режиссёр, сценарист

Вообще, переход из низкобюджетного жанрового кино в огромный студийный блокбастер прошёл для Ганна безболезненно. Отчасти, потому что он сошёлся в видении фильма с продюсерами Marvel и поэтому не чувствовал на себе никакого давления. Отчасти, потому что он, как сам утверждает, всегда хотел снимать большое кино.

Низкобюджетное кино меня всегда ограничивало. Мне нравилось его снимать, но я всегда чувствовал, что хочу делать фильмы побольше.

Джеймс Ганн, режиссёр, сценарист
Джеймс Ганн на съёмках «Стражей галактики»
Джеймс Ганн на съёмках «Стражей галактики»

Главное отличие, по словам Ганна, было в том, что на площадке блокбастера всегда «больше людей, которым можно доверять». В его подчинении оказалась крупная профессиональная команда, и уже не нужно было, как во времена Troma, успевать работать на всех должностях.

А ещё Ганн получил куда большую свободу действий как режиссёр. На съёмках условного «Слизняка» он мог позволить себе арендовать операторский кран только на пару дней — и приходилось придумывать кадры и составлять расписание, исходя из этих ограничений. На «Стражах», разумеется, таких проблем не было.

Трэш, угар и еноты: удивительная история Джеймса Ганна

Особенное внимание Ганн уделил стилю «Стражей галактики». Его расстраивало то, что вся кинофантастика в XXI веке выглядела одинаково — как «копия копии копии „Бегущего по лезвию”». Он хотел «вернуть краски» космическим приключением и обратиться к эстетике ретрофутуризма. И одновременно с этим несколько приземлить стиль. Сделать его ярким, но не вычурным.

Он позже признавался, что намеренно делал «свои „Звёздные войны”». Но не в том смысле, что Ганн пытался повторить стилистику и тон франшизы Лукаса. Скорее хотел сделать кино, которое заставит современного молодого зрителя почувствовать то же, что он сам чувствовал, когда ребёнком смотрел «Новую надежду» или «Индиану Джонса».

Бульварная фантастика тут совмещена с такой приземлённостью. Вообще это тема, проходящая через весь фильм — красота, совмещенная с уродством.

Джеймс Ганн, режиссёр, сценарист

Ещё одним большим вызовом для режиссёра стали герои. Джеймсу Ганну нужно было за один фильм сделать то, на что у «Мстителей» ушло шесть: грамотно ввести всех членов команды, обрисовать их личности и заставить интересно взаимодействовать друг с другом. Тут помог его врождённый талант писать подобные ансамблевые истории.

Трэш, угар и еноты: удивительная история Джеймса Ганна

Чтобы себе помочь, Ганн расписал в специальном документе подробные предыстории всех героев, от Питера Квилла до Дракса и Ракеты. Большая часть этой информации никогда не использовалась в фильме, да и вряд ли когда-нибудь будет. Но она помогла режиссёру и его актёрам лучше понять своих персонажей.

Мне кажется, в таких фильмах люди часто либо пытаются объяснить слишком много, либо не объясняют вообще ничего.

Джеймс Ганн, режиссёр, сценарист

Старания Ганна не прошли зря. «Стражи галактики» вышли в 2014-м и мгновенно сделали вчерашнего автора инди-хорроров одним из самых многообещающих блокбастерных режиссёров современности. Фильм, от которого почти ничего не ждали (поэтому, кстати, на Ганна и не давила студия), собрал 772 миллиона долларов при бюджете в 170. И до сих пор многими считается лучшим, что выходило в рамках Киновселенной Marvel.

Трэш, угар и еноты: удивительная история Джеймса Ганна

Потому что он не был похож ни на один другой кинокомикс компании — это красочная и остроумная приключенческая фантастика, чьё действие происходит где-то на периферии глобального марвеловского нарратива. Именно эта отстранённость «Стражей галактики» от прочих картин студии помогла ей привлечь ту аудиторию, которой обычно было плевать на супергеройское кино. Зато не плевать на креативный комедийный сай-фай.

Неудивительно, что Джеймса Ганна почти сразу назначили снимать сиквел — тот вышел в 2017 году, и режиссёр в нём явно стал ещё смелее. В «Стражах галактики: Часть 2» он сильнее заостряет внимание на психологии отношений внутри своего странного коллектива. И в то же время позволяет себе выразительность, какую редко увидишь в обычно очень «безопасном» кино Marvel.

Это история о людях, которые выясняют, что они не такие куски дерьма, какими себя считали. Вот настолько всё просто.

Джеймс Ганн, режиссёр, сценарист

Ничего особенно выбивающегося из рейтинга PG-13 в «Стражах» нет. Но кадры с Эго, чьи кости обрастают мышцами прямо на глазах у зрителя, или гиперпрыжок Ракеты, в ходе которого лица экипажа неестественно (и довольно жутко) деформируются, всё же напоминают о славных временах того же «Индианы Джонса», когда режиссёры не боялись тестировать возрастные ограничения на прочность.

Жизнь после «Стражей»

Успех «Стражей» также позволил Ганну заняться продюсированием. Пока, правда, в таком качестве он сделал только два фильма: «Эксперимент „Офис”» и «Гори, гори ясно», ни один из которых не добился особого успеха у зрителей и критиков (хотя бюджет свой оба окупили).

Любопытно, что, пускай у этих картин другие режиссёры, в них хорошо заметно влияние творческого почерка Джеймса. Будь то в портрете дисфункциональной семьи (буквальной или фигуральной, связанной единым рабочим пространством) или в попытках деконструировать знакомые комиксные сюжеты: «Гори, гори ясно» — по сути, переосмысление истории Супермена через призму хоррора о злых детях в духе «Детей кукурузы».

Трэш, угар и еноты: удивительная история Джеймса Ганна

Ко всему прочему, после сиквела «Стражей галактики» Джеймс Ганн вёл переговоры с Кевином Файги, президентом Marvel Studios, о том, чтобы курировать все «космические» фильмы MCU. Он должен был стать креативным центром эдакой «вселенной внутри вселенной» и развивать общий сюжет сразу нескольких картин, объединённых вокруг «Стражей Галактики: Часть 3».

Сюжет «Стражей галактики 3» ведёт к другой истории, та к следующей и так далее. Фильм будет концом трилогии, но началом целого нового витка космической вселенной Marvel.

Джеймс Ганн, режиссёр, сценарист

Этим планам было не суждено сбыться. В июле 2018 года Disney уволила Джеймса Ганна с поста режиссёра третьих «Стражей Галактики»: всё из-за оскорбительных публикаций в Twitter, которые он делал с 2008 по 2012 год.

Правда, в отличие от других ситуаций, когда деятелей индустрии «кэнселили» из-за высказываний в соцсетях, за Джеймса Ганна активно вступились его голливудские коллеги: весь актёрский состав «Стражей галактики», режиссёры Джо Карнахан и Федерико Альварез, создатели «Рика и Морти» Джастин Ройланд и Дэн Хармон, а также многие другие: от Дэвида Дастмалчяна до Дэвида Хасселхоффа. Дэйв Батиста и Майкл Рукер так вообще не стеснялись в выражениях, а последний заявлял, что «устал от происходящего дерьма». На change.org вскоре появилась петиция под названием «Верните Джеймса Ганна», которая очень быстро собрала более 200 тысяч подписей.

Те самые твиты, из-за которых Ганн лишился работы
Те самые твиты, из-за которых Ганн лишился работы

В отсутствии Джеймса режиссёрский пост третьих «Стражей» пророчили Тайке Вайтити, но тот прямо заявил, что не согласится на такую работу. Потому что для него это будет сродни тому, чтобы «зайти в чужой дом, сказать «Я теперь ваш папа» и начать по-новому учить всех делать сэндвичи».

Под влиянием общественности — а также ввиду того, что те самые твиты против Ганна использовали республиканские политические деятели (которых в Голливуде, понятно, не очень жалуют) — в марте 2019-го Disney вернула режиссёра в «Стражи Галактики: Часть 3».

Вот только во время своего отсутствия он успел подписать контракт с Warner Bros. на съёмки нового «Отряда самоубийц» — не столько сиквела прошлого неудачного фильма, сколько его полного переосмысления. Таким образом Джеймс Ганн стал первым режиссёром, поработавшим над двумя конкурирующими комиксовыми киновселенными: Marvel и DC.

Джеймс Ганн и Марго Робби на съёмках фильма «Отряд самоубийц: Миссия навылет»
Джеймс Ганн и Марго Робби на съёмках фильма «Отряд самоубийц: Миссия навылет»

Теперь кажется, что все эти волнения в карьере Ганна пришлись ему только на пользу. Вряд ли бы в MCU он получил такую же свободу, как при работе над «Отрядом самоубийц: Миссия навылет».

Warner Bros. тогда как раз пересматривала свой подход к киновселенной DC и вместо попыток объединить фильмы общим стилем, наоборот, позволила своим авторам реализовать самые безумные идеи. А после успеха «Джокера» студия лишь убедилась в том, что кардинально разные по тональности и жанрам истории — как раз то, чего не хватает современным кинокомиксам.

Трэш, угар и еноты: удивительная история Джеймса Ганна

Так что при создании «Миссии навылет» режиссёра явно никто ни в чём не ограничивал. И поэтому новый «Отряд самоубийц» выглядит ультимативным фильмом для Джеймса Ганна. С одной стороны, он идёт по стопам «Стражей галактики» — в том смысле, что это забавный ансамблевый блокбастер, где личные травмы героев и их отношения не менее важны, чем эксцентричный экшен.

С другой — Ганн снимает «Отряд» вполне себе в традициях своих ранних сумасшедших фильмов. Он кровавый, абсолютно безбашенный и не боится чудаковатых концептов. Туповатая антропоморфная акула-людоед? Берём. Парень со смертоносными цветными кружочками, воображающий вместо противников собственную мать, чтобы было проще сражаться? Неплохо. Злодей — огромная морская звезда? Почему бы и нет.

Другими словами, «Отряд самоубийц: Миссия навылет» выглядит ровно так, как и должен 170-миллионный блокбастер, снятый выходцем из «Тромы».

Ганн, впрочем, никогда и не забывал о своих корнях — не зря в каждом его фильме есть небольшое камео Ллойда Кауфмана
Ганн, впрочем, никогда и не забывал о своих корнях — не зря в каждом его фильме есть небольшое камео Ллойда Кауфмана

Три года назад казалось, что карьеру Джеймса Ганна навсегда загубили — но сегодня режиссёр находится в лучшей своей форме. Он уже не маленький создатель комедийных сплэттер-хорорров, и не нанятый большой студией жанровый ремесленник. Ганн — полноценный автор с узнаваемым стилем и почерком, которому доверяют огромные деньги, чтобы тот делал своё, не похожее ни на какое другое, кино.

Сейчас у Джеймса впереди третья часть «Стражей галактики» и, судя по всему, теперь ещё и новый сиквел «Отряда самоубийц». А также сериал «Миротворец» о герое Джона Сины из «Миссии навылет» и ремейк «Старски и Хатч», где Ганн выступит сценаристом. В общем, без работы в ближайшие годы он точно не останется. Главное, чтобы внутренний ребёнок с годами в нём не затихал — впрочем, учитывая, что ему уже 55, это вряд ли когда-то случится.

[Когда я снимаю кино], я думаю о тех фильмах, что трогали меня в детстве. О вещах, которые заставляли странного паренька из Миссури чувствовать себя не таким одиноким.

Джеймс Ганн, режиссёр, сценарист
131131 показ
16K16K открытий
55 репостов
74 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

А у тебя... специфичные вкусы, хочу сказать. 
Тут говоришь, что надо было ограничить Гана, при том что фильм хорош и главное - отлично сбалансирован, но когда с одного гения сняли ограничения и он ёбнул слоу-мо на слоу-мо а в сцене смерти супермена решил показать реакцию чуть ли не 6 миллиардов людей(по очереди,  крупным планом) на предсмертный крик супса, то это ок

Ответить

Первые «Стражи галактики» у Д. Ганна неплохо получились, но в остальных фильмах (за исключением, может быть, нового «Отряда самоубийц», его пока не видел) видно, что его сильно заносит, что главная его творческая задача — добиться того, чтобы можно было поржать. И добивается он этого настолько упрямо, что быстро начинает раздражать.

А смена интонации ему не даётся, постоянно его тянет обратно, на территорию школы Troma. И выглядит всё это безобразие как портрет Лив Тайлер из рвоты в унитазе — как-то совсем фу.

Ответить

И выглядит всё это безобразие как портрет Лив Тайлер из рвоты в унитазе

В полку гениальных сравнений прибыло.

Ответить

Проблема в том, что в новом фильме ржать то особо не над чем. Я ржал про сравнение размеров пули и ещё пару раз, остальное прям тускло легло

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить