Дитя тьмы: рецензия на фильм «Аннетт» Леоса Каракса

Изнурительная, местами затянутая, но тем не менее блестящая картина — одна из самых запоминающихся в этом году.

Дитя тьмы: рецензия на фильм «Аннетт» Леоса Каракса

Генри Макгенри — популярнейший стендап-комик, заслуживший прозвище «Обезьяна Бога»: зрителей он провоцирует, презирает, показывает им зад. Энн Дефрасну — обожаемая всеми оперная певица с талантом противоположного толка: она не унижает аудиторию, а возвышает. Трудно найти более непохожих людей, чем Генри и Энн, и в то же время они — идеальная пара. «Мы столь сильно любим друг друга», — сообщают Генри и Энн, и так оно, в общем, и есть.

И всё же отношения между возлюбленными, вроде бы трогательные, носят неуловимо нездоровый характер. Энн снится, что Генри ведёт себя с женщинами не менее жестоко, чем со зрителями. Генри на сцене высмеивает Энн и её амплуа «вечная жертва». Потом у них рождается дочь Аннетт, что только усугубляет ситуацию. Потом Генри в шутку заявляет, что убил жену. Потом становится не до шуток.

Дитя тьмы: рецензия на фильм «Аннетт» Леоса Каракса

Первая треть или даже половина «Аннетт» смотрится не без усилий — и не потому, что это мюзикл. Понятно, что разговоры нараспев под музыку группы Sparks — это художественный приём, инструмент остранения. Но не сразу становится ясно, куда, собственно, клонит режиссёр Леос Каракс.

Он подолгу рассматривает актёра Адама Драйвера, который ходит по сцене в одном халате и бубнит о том, зачем быть комедиантом. Показывает выступление Марион Котийяр в опере, затем её сон, в котором комментирует тему возможных в прошлом домогательств, — и так ли важна и нужна каждая минута в этих эпизодах? Особенно если минут в фильме 140, и это достаточно долгий срок, чтобы изначальное любопытство сменилось усталостью?

С учётом сложных вводных — необычного жанра, длинного хронометража — особая нагрузка ложится на актёров, и вот к ним нет никаких вопросов. У Марион Котийяр есть пара прекрасных сцен, а что Адам Драйвер большой артист — давно не новость, но здесь он уже просто какой-то Роберт Де Ниро. Едва возникает мысль, что фильм сейчас захлебнётся в своём многословии, в своей длительности, как Драйвер вытягивает его на поверхность.

В «Аннетт», скажем, есть кусок — вроде бы тоже затянутый и выпадающий из ритма — про то, как Генри Макгенри на сцене рассказывает, что якобы убил жену. Защекотал до смерти. В процессе он показывает и себя, и жену — и это сперва нелепо, потом очень смешно, потом страшно. А мизантропическое ворчание, которым занимается Макгенри до этого, в ином исполнении легко могло стать невыносимым, но у Драйвера достаточно обаяния, чтобы вызвать к себе сочувствие. И достаточно сил, чтобы потом вывернуть это обаяние наизнанку, стать зловещим, как безлунная ночь.

Дитя тьмы: рецензия на фильм «Аннетт» Леоса Каракса

Драйвер раз за разом пользуется своей актёрской амбивалентностью, потому что двойственность заложена в его героя: Макгенри ведёт закрытую жизнь, но одновременно готов выдать всё сокровенное публике; успешен на сцене, но будто бы постоянно в кризисе; любит жену, но понимает обречённость их отношений; порой нежен с дочерью, но растерян самим её рождением, не знает, как себя с ней вести.

И черты эти определяют как персонажа, так и его автора, Леоса Каракса. Он скрытен, однако в ранних фильмах («Парень встречает девушку», «Любовники с Нового моста») как минимум отчасти рассказывал о себе. Он стал культовым автором, а потом надолго замолчал. Его последний роман, с актрисой Катериной Голубевой, закончился, мягко говоря, тяжело. И именно в этих отношениях у него родилась дочь Настя — которая, как и сам Каракс, появляется в начале «Аннетт» и которой посвящён фильм.

С самой Аннетт связан главный фокус картины, поэтому ограничимся тут общими замечаниями. Поначалу кажется, что девочка своим обликом переводит фильм в сказочное измерение, но это не так: как и песни вместо разговоров, внешний вид Аннетт — это приём, метафора. Некоторым образом Аннетт просто нет в фильме, потому что она не нужна родителям. Вернее, нужна, но для собственных, эгоистичных целей — и не только отцу, вглядывающемуся в бездну, но и мстительной матери.

Как показать одиночество ребёнка, его разочарование — вечная проблема в подобных фильмах, однако художественный комментарий Каракса оказывается вполне к месту. Концепция у него не то чтобы глубокая, но изящная и дьявольски эффективная; если после финального поворота вам не понадобится носовой платок, то вы, вероятно, мертвы.

«Аннетт» — тяжелый, играющий на нервах, полный образов и абстракций фильм. И велик соблазн не дать ему шанс, отправить его автора к психоаналитику. Смотреть на то, как Леос Каракс препарирует самого себя и семейную жизнь как таковую, мучительно, но оторваться становится невозможно. Камера в конце концов сама прикрывает глаза — то ли от отвращения, то ли из милосердия.

55 показов
3.3K3.3K открытий
9 комментариев

Люблю Каракса. До сих пор время от времени пересматриваю эту сцену из святых моторов. Оч крутая: 
https://www.youtube.com/watch?v=d0sJ3Ttyc2M&ab_channel=dreich

Ответить

Блин, @Mozzi Hate , никогда не приебываюсь к минусам, но блин что тут не так то? Вообще логику не могу понять, можешь пояснить за дизлайк? Это же просто нейтральный коммент.

Ответить

Фильм года для меня на данный момент. Копирую свой же коммент.

Аннетт - комбинация того, что я никогда не любил и не воспринимал - мюзикла и опереточного театра. Однако это потрясающе. Главным образом потому что работает на уровне высшего искусства, которое не требует осмысления и способно затронуть зрителя вне зависимости от погружения оного в контекст произведения. Песен здесь нет. Есть концентрация эмоций, которые заключены в очень точные слова, поэтому, нелюбители мюзиклов, как я, могут выдохнуть. В то же время степень условности фильма настолько высока, что экстремумы и эмоциональные пики воспринимаются, как абсолютная норма. Аннетт не кукла, но такова в глазах зрителя ради постоянного напряжения. Я считаю, что фильму не нужны субтитры. Язык здесь простой, распевные фразы лаконичны. Прочувствовать эмоции легко. Финальная ария Драйвера - мурашки по коже. Начало, когда актеры не находятся в образах, а только готовятся к "представлению" - новый уровень слома четвертой стены. Круто.

Ответить

если после финального поворота вам не понадобится носовой платок, то вы, вероятно, мертвы.

Вероятно

Ответить

Смотрится на одном дыхании. 

Ответить

Забавное ощущения от просмотра — первые минут 45 после начала вообще не нравились, эту часть надо было сократить вполовину, прям мучительно плохо. Потом неплохо, а концовка отличная 

Ответить

я святые моторы не вывез, но Аннет выглядит более попсовой

Ответить