Красивое, но противоречивое переосмысление: что пишут критики о сериале «Основание» по циклу Айзека Азимова

Шоу поражает своей картинкой, но сюжетные изменения могут расстроить фанатов серии.

24 сентября на Apple TV+ вышли первые два эпизода «Основания» — сериала, основанного на книгах Айзека Азимова.

По их сюжету, гениальный математик Гэри Селдон учится предсказывать будущее с помощью точных наук. Вскоре он понимает, что огромная Галактическая империя находится на грани распада, и после её падения начнутся тёмные века, которые будут продолжаться 30 тысяч лет.

Селдон знает, что невозможно избежать катастрофы, но можно сократить период хаоса. Он хочет создать так называемое Основание — сообщество, в котором будут храниться все знания человечества. Это позволит людям основать новую Империю «всего» через тысячу лет. После этого учёный начинает исполнять свою идею.

Трейлер сериала

Критики посмотрели восемь эпизодов из десяти и по большей части остались довольны увиденным. На момент публикации статьи рейтинг сериала на Rotten Tomatoes составил 71%, а на Metacritic — 63 балла.

Прежде всего рецензенты отмечают великолепную графику «Основания». Они называют шоу одним из самых красивых сериалов в истории, который нужно смотреть на большом экране, чтобы разглядеть все детали. По их мнению, визуальные эффекты — главное достоинство шоу.

Сложно описать, как хорошо выглядит сериал. В картинке много деталей, а над визуальными эффектами работают лучшие художники, которых только можно нанять. Видно, что это очень дорогое шоу, так как здесь есть всё — от причудливо спроектированных городов до захватывающих космических видов.

Лиз Шеннон Миллер, Collider
Роль Селдона в сериале исполнил Джаред Харрис, известный по сериалу <span>«Чернобыль»</span><br />
Роль Селдона в сериале исполнил Джаред Харрис, известный по сериалу «Чернобыль»

Над сценарием шоу работал Дэвид С. Гойер, известный по «Тёмному рыцарю» и «Человеку из стали». Критики говорят, что он заметно изменил оригинальный сюжет, так как хотел лучше раскрыть персонажей.

Мнения рецензентов о его работе разделились: одним кажется, что идеи Гойера пришлись к месту, а другие уверены, что сценарист пожертвовал умным текстом работ Азимова, чтобы приблизить «Основание» к современным фантастическим франшизам.

Команда Гойера изменила пол нескольких персонажей, но это позволило им лучше раскрыть жизнь людей, пытающихся выжить в этом мире. Авторы задают важные вопросы: например, каково приводить в умирающий мир ребёнка и стоит ли бросать родного человека, чтобы узнать цель жизни. Подобные личные эпизоды делают просмотр намного интереснее и не вредят оригинальной истории.

Джоэль Моник, The Wrap

Новая адаптация избавилась от интеллектуальных амбиций оригинала для того, чтобы стать похожей на экшен-франшизы. Сериал отвлекает внимание аудитории от разговоров о космической бюрократии аллюзиями на «Звёздные войны», «Стартрек» и «Бегущего по лезвию». Мне хотелось, чтобы «Основание» оказалось немного скучным, но в другом смысле слова.

Дэниэл Финберг, The Hollywood Reporter
Ли Пейс из трилогии <span>«Хоббит» сыграл одного из клонов императора этой вселенной</span><br />
Ли Пейс из трилогии «Хоббит» сыграл одного из клонов императора этой вселенной

Автор Variety Каролина Фрамке подчёркивает, что «Основание» не стоит считать точной экранизацией. По её словам, авторы вдохновились оригиналом, чтобы создать свою версию этой вселенной.

Вместо того, чтобы дотошно перенести на экран сюжеты и героев Азимова, Гойер вдохновляется оригинальным текстом для создания своей версии «Основания». Он переосмысливает персонажей, сеттинг и темы оригинала, чтобы шоу лучше смотрелось в современных реалиях.

Каролина Фрамке, Variety

Рецензенты упоминают, что сериал долго разгоняется, так как авторы вводят множество персонажей и рассказывают историю в разных временных промежутках. Некоторым критикам показалось, что в шоу слишком много необязательных сюжетных линий, которые лишь растягивают хронометраж. Однако ситуация выправляется ближе к середине сезона.

Временами «Основание» обескураживает своими масштабными идеями и запутанными историями. В сериале много героев и событий, и со временем некоторые сюжетные линии начинают казаться менее интересными, чем другие. Иногда «прыжки» туда-сюда откровенно расстраивают.

Лиз Шеннон Миллер, Collider

Даже если вы не знакомы с оригиналом, то всё равно заметите затянутые сюжетные линии, которые ни к чему не ведут; филлеры и странные решения персонажей, которые замедляют повествование. Авторы тянут время дешёвой драмой и делают сериал похожим на всё подряд: от «Звёздных войн» до «Игры престолов».

Роб Брикен, Gizmodo

Повествование заметно улучшается к четвёртому эпизоду, когда сюжетных переходов становится меньше, и мы лучше узнаём персонажей. Именно тогда можно по-настоящему насладиться идеями Азимова о политике, науке, философии и теологии, которые отличают «Основание», и оценить, как эффективно Гойер расширил авторское видение будущего.

Джуди Берман, Time
Красивое, но противоречивое переосмысление: что пишут критики о сериале «Основание» по циклу Айзека Азимова

Критики сходятся во мнении, что не все сюжетные изменения сценаристов «Основания» кажутся уместными. Однако они отмечают великолепную картинку и советуют ознакомиться с сериалом, так как это один из самых масштабных проектов на современном телевидении.

За несколько эпизодов «Основание» делает заявку на то, чтобы стать одним из самых эпичных фантастических проектов на телевидении. В сериале есть убедительное построение мира, хорошая постановка и роскошный визуал. Да, шоу может показаться перегруженным, но это неизбежно, учитывая масштаб поставленной задачи.

Каролина Фрамке, Variety

Первые два эпизода «Основания» уже доступны на Apple TV+.

11 показ
21K21K открытий
11 репост
177 комментариев

Зачем экранизировать Азимова и переделывать его при этом? Раз вы умнее и талантливее Азимова (хе-хе), так напишите свою вселенную и не будет лишних проблем

Ответить

Не думаю что казуальному зрителю будет так интересен Азимов, или понятен. Всё же назвать его самым занимательным писателем сложно, а Эпл тв это всё же сервис не для любителей фантастики.

Ответить

затем что это киноадаптация и она не должна точь-в-точь повторять первоисточник. Хотите Азимова, так перечитайте его, а сериал это уже отдельная работа, которая может отличаться.

Ответить

Потому что всю фантастику бородатых времен нужно ощутимо осовременивать или не трогать вовсе.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Никита, на самом деле, ты в чём-то прав, но многие читатели говорили, что «Основание» в целом довольно медленный и разговорный эпик, переносить его напрямую было бы сложно — получилось бы что-то вроде «Вечернего экспресса «Сансет Лимитед»» с сай-фай задниками. 

А учитывая, что в среде киноделов принято не просто покадрово переносить источник, а вносить коррективы и становится соавторами, то изменения были ожидаемы.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить