Месть Джей Джея Абрамса: обзор фильма «Звёздные войны: Скайуокер. Восход»

Девятый эпизод как попытка отменить восьмой.

Финал «Последних джедаев» оставлял после себя много вопросов о возможном сюжете грядущего девятого эпизода. Главный из них: если Сноук мёртв — кто теперь станет основным злодеем? Кайло Рен? Но ведь Рей уже сейчас с лёгкостью его побеждает, и к тому же ему наверняка уготовано искупление. Интересно, что там придумали сценаристы, чтобы все три фильма сложились в единую логичную историю?

С выходом трейлера девятого эпизода выяснилось, что новым злодеем станет покойный император Палпатин, на возвращение которого в предыдущих фильмах не было никаких намёков. Выглядит так, как будто его выпускают в спешке, надеясь вернуть интерес фанатов возвращением всеми любимого персонажа. Но не могут же настолько важные для всей трилогии решения приниматься на ходу?

Месть Джей Джея Абрамса: обзор фильма «Звёздные войны: Скайуокер. Восход»

В сентябре 2017 года Райан Джонсон, режиссёр «Последних джедаев», признался в интервью, что был удивлён уровнем творческой свободы, которую ему предоставил Disney. По словам режиссёра, никакого утверждённого плана на трилогию у студии не было, и ему фактически разрешили делать с историей всё, что угодно.

Я думал, на стене будет висеть нечто вроде большой карты, на которой будет расписан весь сюжет трилогии, но ничего такого не было. Мне просто дали сценарий седьмого эпизода, дали наблюдать за работой Джей Джея. А потом просто спросили: «Ну, и куда ты двинешь историю дальше?». Это было очень круто!

Райан Джонсон, режиссёр

При этом известно, что у Джей Джея Абрамса были некие черновые наработки для сценариев восьмого и девятого эпизодов. По словам Дэйзи Ридли, из этих наработок Райан Джонсон «не сохранил ничего». Новый сценарий девятого эпизода Абрамс впервые запитчил боссам Disney 15 декабря 2017-го — к тому моменту «Последние джедаи» были в прокате уже неделю.

Сейчас глава LucasFilm Кэтлин Кеннеди утверждает, что в том или ином виде возвращать на экраны Палпатина планировалось с самого начала. Тут видятся два возможных варианта. Первый — Кеннеди лукавит, и на самом деле Палпатина вызвали на подмогу в последний момент, когда Райан Джонсон зачем-то убил Верховного лидера Сноука. Второй — Абрамс действительно запланировал возвращение Императора с самого начала, и собирался подготовить для него почву в восьмом эпизоде. Но, опять-таки, всё пошло немного не так.

Месть Джей Джея Абрамса: обзор фильма «Звёздные войны: Скайуокер. Восход»

Так или иначе, новая трилогия «Звёздных войн» — это история о том, как два именитых режиссёра играли друг с другом в кинематографическое буриме. Первый снимает фильм, в котором задаёт много вопросов. Затем за дело берётся второй, и даёт на все эти вопросы совершенно неожиданные и не вписывающиеся в изначальную концепцию ответы. Ход снова переходит к первому: он злится, потому что его задумку испортили, и пытается продолжить гнуть свою линию, но уже с учётом событий, придуманных вторым.

Если смотреть на «Скайуокер. Восход» как на этакую историю противостояния Абрамса с Джонсоном, то это очень занимательное произведение. Автора будто бы постоянно преследует призрак восьмого эпизода: здесь множество реплик и сцен, которые напрямую атакуют «наследие» Райана Джонсона.

Месть Джей Джея Абрамса: обзор фильма «Звёздные войны: Скайуокер. Восход»

Джонсон убил Сноука ради эффекта неожиданности, толком не объяснив кто он такой и откуда взялся — Абрамс мимоходом пытается всё это объяснить, и практически прямым текстом предложит забыть об этом недоразумении и двигаться дальше. Джонсон беспощадно разрушает одну из главных загадок седьмого эпизода — Абрамс вводит целую сюжетную конструкцию, чтобы иметь возможность продолжить гнуть свою линию, не противореча при этом восьмому эпизоду. Джонсон полностью проигнорировал придуманных Абрамсом Рыцарей Рен — теперь они наконец появляются в сюжете и ведут себя так, как будто они тут были всегда.

Прошлое должно умереть, а умение использовать силу не привязано к родословной? Забудьте. Теперь сложные родственные связи важны как никогда: то, насколько ты силён, определяют твои предки, и всё это можно измерить и предсказать. Тут даже вводятся новые правила, о которых до этого никто не слышал. Про мальчика-раба, который использовал силу в финале восьмого эпизода, таким образом обозначая, что силой может владеть кто угодно в Галактике, тоже забудьте.

Месть Джей Джея Абрамса: обзор фильма «Звёздные войны: Скайуокер. Восход»

Те, кто хвалил «Последних джедаев», обычно хвалили их за смелые идеи и нестандартный подход к традиционной мифологии «Звёздных войн». Теперь вернулся Джей Джей Абрамс и сказал всему этому уверенное «нет»: Галактика зажила по старым правилам, и никакое прошлое никто хоронить больше не собирается.

Там, где Абрамс не пытается обратить работу Джонсона вспять, он просто указывает на проблемные моменты восьмого эпизода. Например, сценарий тратит несколько фраз на то, чтобы объяснить, почему никто не использует «манёвр Холдо» — объяснение, впрочем, вряд ли удовлетворит тех, кого этот вопрос всерьёз занимал.

Рей теперь действительно тренируется; мы наконец-то узнаём о том, что Люк тренировал Лею, из самого фильма — а не только из сопроводительных интервью Райана Джонсона. На многие из претензий фанатов к «Последним джедаям» новый фильм навязчиво пытается дать ответ.

Однако не стоит думать, что «Скайуокер. Восход» — это полная противоположность «Последних джедаев» и попытка сделать всё «логично» и «по канону». Если вы, например, всерьёз задавались вопросами в духе «откуда у Первого ордена столько ресурсов на создание флота» или «почему до Рей и Кайло никто не пользовался силовой видеосвязью», то «Скайуокер. Восход» добавит к ним не один и не два.

Месть Джей Джея Абрамса: обзор фильма «Звёздные войны: Скайуокер. Восход»

Если всё-таки отвлечься от темы противостояния Джонсона и Абрамса, перестать горевать по связной трилогии, в которой один фильм вытекал бы из другого, и взглянуть на фильм как на нечто самостоятельное, ситуация становится более грустной.

Девятый эпизод, безусловно, есть за что похвалить. Выбранный сценаристами сюжет — путешествие от планеты к планете в поисках необходимой информации, — позволяет создателям показать сразу несколько новых миров с изобретательными декорациями и обаятельными инопланетянами. Отношения между Рей, Финном и По стали более естественными, и за их совместными космическими приключениями местами по-настоящему увлекательно следить. Здесь есть впечатляющее космическое сражение и лучший бой на световых мечах за всю трилогию сиквелов — планка, конечно, низкая, но тем не менее.

Месть Джей Джея Абрамса: обзор фильма «Звёздные войны: Скайуокер. Восход»

Примерно половину фильма мне казалось, что все грехи «Скайуокер. Восход» можно списать на его предшественника, а сам фильм получился неплохим — учитывая изначальные условия. Но с течением времени число моментов, заставлявших нервно засмеяться, стало стремительно расти. К финалу я и вовсе задавался вопросом, точно ли я смотрю «Звёздные войны».

Восьмой эпизод в сердцах обвиняли в том, что он был похож на экранизацию фанфика, но это было абсолютно несправедливое обвинение. На фанфик «Последние джедаи» не были похожи, фанат бы такого не сочинил — это было скорее неожиданное переосмысление материала от самобытного автора.

А вот «Скайуокер. Восход» похож даже не на фанфик, а на историю по «Звёздным войнам», которую мог бы придумать ребёнок, впервые посмотревший все эпизоды запоем. Такое сочиняют в детстве: если флот, то из нескольких тысяч самых огромных кораблей, каждый с самой мощной пушкой во вселенной. Джедаи и ситхи останавливают взлетающие корабли взмахом руки и могут уничтожать флотилии при помощи силы.

Дело не только в проснувшейся в Джей Джее Абрамсе гигантомании: тут какое-то запредельное количество сцен, которые должны быть драматичными, но не работают — слишком глупо звучит фраза, слишком не к месту сцена и так далее. Главный твист фильма, который раскрывался в очень драматичной обстановке, вызвал массовый смех в зале — это не слишком хороший знак.

Месть Джей Джея Абрамса: обзор фильма «Звёздные войны: Скайуокер. Восход»

Про «Последних джедаев» было интересно спорить. Действительно ли Джонсону удалось взглянуть на Люка с новой, интересной стороны, или же он просто не понимает этого персонажа? Сноук — персонаж со слитым потенциалом, или же просто инструмент для раскрытия характера Кайло Рена? Рей — Мэри Сью, или олицетворение идеи о том, что талантом может обладать кто угодно? Фраза «Прошлое должно умереть» — умная метафора и отличный девиз для нового поколения «Звёздных войн», или следствие излишней самоуверенности автора?

В случае со «Скайуокер. Восход» спорить, вероятно, будет особенно не о чем. Это просто вариация на тему «Возвращения джедая» — с красивой картинкой, кучей странных сценарных решений и откуда-то взявшейся претензией на «долгожданное завершение саги, длящейся сорок лет». Вопрос тут только один — могло ли получиться лучше, если бы не вмешался Райан Джонсон, или же мы всё равно получили бы в финале неловкую историю про Палпатина в худших традициях расширенной вселенной?

534534
769 комментариев