"Усталая смерть" (1921) - к юбилею

Сто лет назад, 6 октября 1921 года, прошла премьера фильма "Усталая смерть", оказавшего сильнейшее влияние и на авторское кино, и на голливудское фэнтези.

"Усталая смерть" (1921) - к юбилею

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: в тексте есть спойлеры.

Фильм можно посмотреть на YouTube с английскими субтитрами (разрешение 1440p):

Der müde Tod (1921)

В немецком языке смерть - Der Tod - слово мужского рода, поэтому воплощение смерти - мужчина с косой (Der Sensenmann), а не старуха. Часто Смерть выглядит как скелет, но существовала и изобразительная традиция, в которой лицо этого персонажа ничем не отличалось от человеческого. Смерть-скелет напоминает существ из низшей мифологии - бесов и демонов, мужчина с косой и песочными часами, позаимствованными у Сатурна, - бога подземного мира или дьявола. Смерть встраивается в схожие сюжеты в фольклоре и в живописи: дьявол подписывает с человеком договор и обманывает его, Смерть так же играет с людьми в игру - часто в шахматы - и по большей части выигрывает.

Скульптурное изображение Смерти на кладбище в Висбадене, 1920-е.<br />
Скульптурное изображение Смерти на кладбище в Висбадене, 1920-е.

В сборнике братьев Гримм есть сказка "Крёстный Смерть" (превратившаяся в русском переводе в "Смерть-куму"): заглавный герой становится крёстным отцом сына бедняка, дарит ему волшебную траву для лечения людей и уничтожает его, когда тот возвращает к жизни тех, кто должен был умереть. В сказке рассказывается о том, где живет Смерть - в подземной пещере среди горящих свечей, каждая из которых - чья-то жизнь.

Иллюстрация к сказке братьев Гримм "Крёстный Смерть"<br />
Иллюстрация к сказке братьев Гримм "Крёстный Смерть"

Этот образ использовали в сценарии "Усталой смерти" (я бы перевел название как "Уставший жнец") Фриц Ланг и Теа фон Харбоу. Их история - это тоже рассказ о попытке человека переиграть повелителя мира мертвых. Начинается фильм с того, что в маленьком немецком городке у кладбища поселяется уставший убивать людей Смерть. Девушке, умоляющей оживить ее погибшего жениха, он предлагает спасти одного из трех людей, чьи свечи должны скоро догореть. С этим заданием она не справляется. Тогда Смерть соглашается обменять жизнь на жизнь: до полуночи она должна найти человека, который добровольно пойдет на смерть. Этим человеком оказывается сама героиня: отказавшись отдать Смерти ребенка в горящем доме, она спасает младенца, а сама остается в пламени и встречает затем в саду Смерти своего жениха.

Мир Смерти: каждая горящая свеча - человеческая жизнь.<br />
Мир Смерти: каждая горящая свеча - человеческая жизнь.

К этой истории о самопожертвовании и торжестве человеколюбия добавлены три вставные новеллы, в которых - по контрасту - побеждает зло. Смерть появляется в каждой из них, чтобы поставить финальную точку. Три новеллы - три истории людей, чьи свечи в пещере Смерти вот-вот должны догореть. Первая - арабская: сестра калифа не может спасти от гибели француза, нарушившего запреты, чтобы встретиться с ней. Вторая - венецианская: аристократка пытается заманить ревнивого воздыхателя к себе в гости и убить его. Тот, разгадав ее план, отправляет вместо себя ее возлюбленного, которого героиня и убивает. Третья - китайская: император влюбляется в помощницу волшебника, та похищает у хозяина магический посох и пытается сбежать от преследователей вместе со своим любимым, но безуспешно - его пронзает стрелой императорский лучник.

Венецианский карнавал.<br />
Венецианский карнавал.

Время действия арабской истории - 19 век, венецианской - Возрождение, китайской - далекая древность: мир Смерти - мир вечности, свечи из разных эпох горят здесь одновременно. Это отвечает популярному композиционному принципу, модному в 1910-х и 1920-х годах: в сценарии объединялись несколько историй из разных времен, отражавшие общие черты человеческого существования. "Нетерпимость" Гриффита и "Листы из книги Сатаны" Дрейера - одни из самых известных примеров. Существовала и знаменитая пародия на фильмы этого типа - "Три эпохи" Бастера Китона. Был популярен и упрощенный вариант этого приема: в сценарий о современной жизни добавляли небольшой фрагмент из Библии, чтобы придать дополнительное измерение обычной истории. Так устроены многие фильмы режиссера Демилля - например, "Десять заповедей", по той же модели выстраивается и сюжет "Мастера и Маргариты" (этот прием не так часто использовался в беллетристике и предполагают, что Булгаков вдохновлялся именно кинематографом). Фриц Ланг и Теа фон Харбоу также используют эту повествовательную структуру для демонстрации вечного принципа: сбережешь чужую жизнь - спасешь свою.

Уставший Жнец<br />
Уставший Жнец

Лучшая актерская работа в фильме - Бернхард Гёцке в роли Смерти. С одной стороны, его персонаж бесстрастно наблюдает за гибелью людей: так равнодушно следил за жизнью человека Некто в Сером в пьесе Леонида Андреева. Поэтому часто Гёцке просто спокойно, холодно смотрит перед собой: этого достаточно для того, чтобы напугать и героев, и, если судить по отзывам современников, и зрителей. С другой стороны, Смерть здесь неожиданно проявляет эмоции и интересуется человеческим миром: и Гёцке, в основном с помощью взгляда, играет не столько уставшего, сколько печального, скорбящего персонажа. Интерес к людям сближает этого героя не столько с циничным Смертью из "Седьмой печати", с которым его постоянно сравнивают, сколько с Джо Блэком, сыгранным Брэдом Питтом, и Жнецом из фильма о приключениях Билла и Теда.

Стена у владений Смерти.<br />
Стена у владений Смерти.

Фантастические фильмы пользовались популярностью в начале двадцатых годов. В 1921-м вышла "Призрачная повозка" Виктора Шёстрёма, герой которой поневоле становился возницей Смерти. В Германии в 1920-м показывали "Голема" - фильм о магическом роботе, и "Кабинет доктора Калигари" - прогулку по кошмарам сумасшедшего персонажа. Но именно фильм Ланга стоит у истоков современного кинофэнтези: образец авантюрного фильма со множеством спецэффектов появляется в китайской новелле "Усталой смерти". В этом эпизоде из-под полы халата чародея выходит миниатюрная армия, летит ковер-самолет, человек превращается в тигра, скачет по воздуху волшебный конь, кружатся в воздухе головы демонов огня, оживает статуя слона. Любопытно, что спецэффекты не кажутся устаревшими: невероятное продолжает оставаться невероятным и сто лет спустя.

Ковер-самолет из китайской новеллы.
Ковер-самолет из китайской новеллы.

Американский зритель познакомился с этим визуальным пиршеством опосредованно. Спецэффектами фильма был впечатлен актер и продюсер Дуглас Фэрбенкс, в начале двадцатых сменивший образ: раньше он снимался в абсурдистских кинокомедиях, а теперь стал играть в костюмных фильмах. Фэрбенкс приобрел права на "Усталую смерть", а затем, не выпуская фильм в прокат несколько лет, перенес несколько кинофокусов - в первую очередь полет на ковре-самолете - в "Багдадского вора" со своим участием.

У быстрой смены фантастических образов на экране был и другой потенциал: посмотрев "Усталую смерть", решил снимать кино Луис Бунюэль - он увидел, как новое искусство позволяет конструировать на экране другой мир, не подчиняющийся рациональным правилам. Мизансцены и освещение, использованные в фильме, оказали сильное впечатление и на юного Альфреда Хичкока.

Арабская новелла: полоски повторяются на одежде и на колоннах здания.<br />
Арабская новелла: полоски повторяются на одежде и на колоннах здания.

Один из работавших над фильмов оформителей говорил, что кинематограф должен стать движущейся живописью. Этот принцип был важен для немецкого киноэкспрессионизма двадцатых годов: кинозритель привык к картинке, напоминающей театральное представление, поэтому непредсказуемым, полным скрытой энергии изображение можно было сделать, подчеркнув его условность - как в модернистской живописи.

Внутрикадровые рамки - один из главных трендов кинематографа начала 1920-х годов.<br />
Внутрикадровые рамки - один из главных трендов кинематографа начала 1920-х годов.

Поэтому экспрессионистские фильмы становятся орнаментальными: повторяющийся визуальный мотив становится не менее важным, чем мотив сценарный. Одним из главных для них является принцип симметрии.

Пример симметричного построения кадра: венецианский дворец.<br />
Пример симметричного построения кадра: венецианский дворец.

Мизансцены выстраиваются так, чтобы актер был тесно связан с фоном: это подчеркивается с помощью направленного света.

Ночной дозор.<br />
Ночной дозор.

Фантастические темы экспрессионистских фильмов на визуальном уровне отображались с помощью контраста света и тьмы: мир "Усталой смерти" - мир теней, темной пещеры, в которой горят свечи, ночной Венеции, в которой светится фонарь на гондоле, залитого солнцем моста, по которому идут черные силуэты участников карнавала.

"Усталая смерть" (1921) - к юбилею

P. S. Для интересующихся - мой блог о фильмах столетней давности.

4747 показов
1.2K1.2K открытий
6 комментариев

Признавайтесь кто ходил на премьеру

Ответить
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Фильм детства

Ответить

Некоторые операторские приёмы такие оригинальные, что смотрятся очень свежо!

Ответить

Согласен! Если немой фильм хорошо отреставрирован, он выглядит не хуже современных.

Ответить