(function(bannerClassName) { const sendEvent = (token, action) => { const value = 'Branding ' + token + ' – ' + action; if (window.dataLayer !== undefined) { window.dataLayer.push({ event: 'data_event', data_description: value, }); } else { console.log('GA send: ' + value); } }; const oneBeforePageChange = (callback) => { if (typeof Air === 'object') { const ajaxify = Air.import('module.ajaxify'); ajaxify.one('Before page changed', () => { try { if (callback) { callback(); } } catch (error) { console.log(error); } }); } }; const onLinkClick = (e) => { const link = e.target; const href = link.getAttribute('href'); sendEvent(href, 'Click'); link.removeEventListener('click', onLinkClick); }; const branding = document.querySelector(bannerClassName); if (!branding) { return; } const links = branding.querySelectorAll('a'); for (let i = 0; i < links.length; i += 1) { const isVisible = getComputedStyle(links[i]).display !== 'none'; const href = links[i].getAttribute('href'); if (isVisible) { sendEvent(href, 'Show'); } links[i].addEventListener('click', onLinkClick); } oneBeforePageChange(() => { for (let i = 0; i < links.length; i += 1) { links[i].removeEventListener('click', onLinkClick); } }); })('.entry-native-branding');

Как снимали «Вий» — первый и последний советский фильм ужасов Статьи редакции

И как в 60-х начинающим режиссёрам удалось создать хоррор, который пугает до сих пор.

Фильмы ужасов советские кинематографисты не считали за искусство, поэтому и «Вий» планировали как обычную экранизацию классики. Но жутковатый гоголевский сюжет не оставил фильму ни единого шанса стать комедией, которую задумывали режиссёры, и в середине 1960-х советский зритель впервые увидел хоррор. Публика была в восторге, но больше таких фильмов в Союзе не снимали.

Интересно, что спустя десятилетия и сотни вышедших российских ужастиков в международные топы лучших попадает только «Вий». Почему производство советских фильмов ужасов закончилось, едва начавшись? Кто должен был сыграть Панночку и кому достались роли нечисти? Правда ли, что фильм преследовали мистические события, или это обычный киномиф? Рассказываем, как авторам удалось снять хоррор, который до сих пор пугает публику.

С чего всё началось

Советское кино должно пробуждать в зрителях высокие чувства — любовь к родине, родителям, детям, а не играть на низших инстинктах, как кино из капиталистического мира. Хоррор же эксплуатирует низменное чувство страха, поэтому жанр был чужд советскому кинематографу.

Киноведы рассказывали, что в буржуазном мире было полно жизненных трудностей — расовых проблем, преступности, маньяков-убийц, — поэтому публику целенаправленно отвлекали от реальности выдуманными ужастиками. После них насущные проблемы уже не казались зрителям такими уж страшными.

В СССР же, как тогда считалось, трудностей не было — бесплатная медицина и образование, низкий уровень преступности, отсутствие безработицы. Зачем людям, которые строят светлое будущее, смотреть на экраны и бояться?

«Вий» 1967 года стал первым и, по сути, последним советским фильмом ужасов. Лента была одной из самых кассовых в год премьеры и собрала перед экранами почти 33 миллиона зрителей, но, несмотря на интерес публики, больше никто из советских режиссёров браться за жанр не захотел.

Официальная версия гласит, что и сами создатели «Вия» не планировали снимать фильм ужасов: они просто хотели экранизировать повесть Николая Гоголя, но внезапно получили классический хоррор. Есть две версии того, кто же подал идею съёмок.

Согласно первой, это была инициатива режиссёра Ивана Пырьева, который хотел снять фильм по Гоголю. Но у Пырьева из-за занятости на съёмках «Братьев Карамазовых» не нашлось времени, поэтому он обратился во ВГИК с просьбой прислать двух талантливых молодых режиссёров. Так на площадке появились Константин Ершов и Георгий Кропачёв.

По другой версии, студенты-дипломники Высших режиссерских курсов Ершов и Кропачёв захотели попробовать новый для советского кино жанр — ужасы. Но чтобы им сразу не отказали, они сделали вид, что просто хотят экранизировать Гоголя. Молодые кинематографисты сами обратились к руководству студии «Мосфильм» с просьбой разрешить съёмки:

Советский кинематограф просто не вправе отдавать на откуп зарубежным ремесленникам право пользования, к тому же хищнического, сокровищницей русских классических литературных сюжетов, и в частности таких, в которых развиваются народно-сказочные мотивы: так, в недавнее время итальянский режиссер Марио Бава осуществил постановку фильма по повести «Вий» как сугубо коммерческий «фильм ужасов», получивший название «Маска смерти», говорящее само за себя.

Наш фильм задуман в прямой полемике с поделками подобного рода: будучи произведением фантастико-феерическим по своей образной сути (в соответствии с первоисточником), по жанру своему он должен быть народной комедией, полной земного здорового юмора, прежде всего реальной картиной народной жизни, в которую так органично входит сказочность и буйство фантазии…

В 1960 году действительно вышел итальянский фильм ужасов «Маска Сатаны» («Маска смерти»). Частично он был основан на повести «Вий», а частично — на истории Дракулы. Картина не стала особо успешной и, возможно, прошла бы мимо советских кинематографистов, если бы в титрах не было имени Николая Гоголя.

Так или иначе, советскую экранизацию «Вия» одобрили, и началась подготовка к съёмкам. Иван Пырьев на правах директора киностудии «Мосфильм» оставил за собой возможность контролировать весь процесс на каждом его этапе.

Как подбирали актёров

На главную роль молодые режиссёры предлагали взять Вячеслава Невинного, но Пырьев настоял на кандидатуре Леонида Куравлева, и его быстро утвердили.

Актёр очень любил Гоголя и не был подвержен суевериям, поэтому он очень обрадовался, когда ему досталась роль Хомы Брута.

Я получил большое наслаждение. Это счастье — сняться в фильме по Гоголю. Я авторский текст много раз перечитывал и перечитываю. Аура мистики существует там. Она мне очень помогала как актёру.

Леонид Куравлёв, исполнитель роли Хомы Брута в фильме «Вий»

А вот с исполнительницей роли Панночки сразу не заладилось. Многие отказывались от съёмок, когда узнавали, что им придётся ложиться в гроб. Но молодая актриса Александра Завьялова оказалась не из трусливых и с успехом прошла пробы на главную роль.

Александра Завьялова

Начались съёмки её сцен, но через некоторое время актрису приказали поменять. Причины называют разные.

Поклонники мистики говорят, что Завьялова после начала съёмок тяжело заболела и даже попала в больницу. После выписки, вернувшись на площадку, девушка опять занемогла, после чего окончательно отказалась от роли.

Последователи романтической версии уверены, что сниматься Завьяловой запретил её возлюбленный — режиссёр Резо Эсадзе, у которого актриса тогда играла в фильме «Четыре страницы одной молодой жизни» на «Ленфильме». Эсадзе не захотел «делить» Завьялову и воспротивился тому, чтобы она разрывалась между Москвой и Ленинградом.

Но существует и заговорщическая версия, согласно которой актрису с главной роли снял сам Пырьев. На одном из посольских приёмов Завьялова якобы познакомилась с американским бизнесменом, и у них начался роман. Вскоре советское правительство обвинило его в шпионаже и в 24 часа выслало из страны. Пырьев не хотел иметь отношения к скандалу и попросил заменить актрису.

Все плёнки с отснятым материалом уничтожили, но в этом как раз никакой загадки нет: в то время плёнка была дефицитом, поэтому всё ненужное моментально стирали, чтобы записать новое. Однако один недолгий кадр с Завьяловой по недосмотру (или специально) всё же вставили в окончательный вариант картины. Если приглядеться, то в эпизоде с Панночкой в гробу можно заметить Завьялову.

Очередной кастинг на роль Панночки проходил ещё сложнее, чем первый. В столице уже вовсю ходили слухи о «проклятой» роли, поэтому актрисы вообще отказывались от прослушивания. Тогда Пырьев обратился к студентке Щукинского училища Наталье Варлей.

На экранах только что отгремела «Кавказская пленница», которая позволила режиссёру оценить спортивную подготовку актрисы. Именно такую исполнительницу он и искал, тем более у Натальи за плечами был цирковой гимнастический опыт.

Варлей, как и Куравлёв, не верила в приметы и согласилась сниматься скорее из любопытства, попросив создателей об одолжении — установить в гробу, в котором ей предстояло лежать, свет. В перерывах между дублями она в гриме и костюме читала в нём конспекты, готовясь к экзаменам.

Но если на роль Панночки актрису нашли, то играть старую ведьму желающих почти не было. А те, кто пробовался, вообще не подходил. Тогда постановщики вспомнили, что старух или ведьм раньше иногда играл Георгий Милляр, и пригласили на кастинг мужчину — Николая Кутузова.

Актёр, более известный по театральным ролям, согласился на интересный эксперимент, и его утвердили. Без странностей в его случае тоже не обошлось: на съёмках «Вия» непьющий Кутузов неожиданно для всех стал злоупотреблять алкоголем.

Сам актёр признавался, что таким образом снимал стресс на площадке, прежде чем войти в ведьминскую роль. Из-за пагубной привычки он однажды сорвал съёмочный процесс. Тем не менее роль ведьмы стала самой успешной в кинокарьере Кутузова.

Как фильм снимали

Несмотря на старания молодых постановщиков, Пырьев забраковал весь отснятый ими материал. На подмогу студентам он отправил режиссёра-сказочника Александра Птушко — мастера комбинированных съёмок, который к тому времени снял «Садко» и «Сказку о царе Салтане».

Новый постановщик всё решил делать по-своему. В поисках натуры пришлось объездить всю Украину: к тому времени многие церкви в СССР уже снесли, и найти старое сооружение гоголевского времени было весьма проблематично. Отыскали нужное строение в селе Горохолин Лес Богородчанского района Ивано-Франковской области. Именно там стояла чудом сохранившаяся как музей религии деревянная церковь Пресвятой Богородицы.

А вот съёмки самых страшных эпизодов, когда Хома отпевает Панночку, решили проводить в павильонах. Церковь возвели на «Мосфильме». По задумке режиссёра, выглядеть она должна была жутковато.

Мы постоянно с Птушко спорили. Он хотел, чтобы церковь была кривая. Но где вы видели покосившуюся церковь? Их всегда строили очень добротно, на века. Он топал ногами, требовал, чтобы нашли гнилые брёвна, трухлявые доски. Мы без конца рубили, резали, подкрашивали… Бывало, что Александр Лукич, которому тогда было уже под 70, сам брал в руки топор. Он любил все делать своими руками. Строгал, лепил, делал седла в шорной мастерской. Ему, единственному из режиссёров, присвоили звание «Мастер — золотые руки»…

Николай Маркин, художник-постановщик «Вия»

Все старались помогать съёмочному процессу. Для картины требовалось несколько сотен килограммов свечей, с которыми в стране тогда была напряжёнка. Поэтому свечи специально для фильма изготовили церковные мастерские Загорска.

Для фильма Птушко запросил смастерить три гроба. Первый, маленький и закрытый, кружился в воздухе пустым и пытаться пробить круг, нарисованный Хомой. Ещё в одном Панночка лежала, а в другом — летала. Если с первыми двумя никаких проблем не было, то третий, в котором должна была в полный рост парить Варлей, чуть не стал причиной трагедии.

Актриса закончила цирковое училище, и проблем с высотой у неё, по мнению постановщиков, не должно было быть. Но Варлей, даже будучи воздушной гимнасткой, высоты всё равно побаивалась.

Гроб для полёта крепился тросами к потолку павильона, и его тщательно проверили, прежде чем поставить туда актрису. Режиссёр лично попросил нескольких членов съёмочной группы постоять в нём, попрыгать и полетать, и только после этого в него пустили Варлей. Под белое платье актрисы надели страховочный пояс, который прикрепили к специальному штырю в гробу.

Однако что-то пошло не так: полёт проходил на большой скорости, и в момент съёмок пояс неожиданно ослаб, а актриса кубарем полетела вниз.

Однажды закрутился гроб с Наташей, и вдруг она стала падать. С высоты метра 2,5–3. Но я находился в той точке, где мне пришлось всего лишь, не отступая ни на шаг, подставить руки — и она в них упала. Чудо. Это тоже Гоголь!

Леонид Куравлёв, исполнитель роли Хомы Брута в фильме «Вий»

Варлей повезло: она отделалась небольшим ушибом. Потом писали, что именно он годами позже стал причиной сильнейших болей в спине актрисы, но сама Варлей фильм никогда в этом не винила.

А вот эпизод, в котором Панночка трясётся, сняли без происшествий. Актрису поставили на специальную вибрирующую платформу, бледно загримировали и подсветили глаза, чтобы казалось, что они горят. Сцена до сих пор выглядит устрашающе.

Спецэффекты

О продвинутых спецэффектах в середине 1960-х в СССР говорить не приходится, поэтому съёмочная группа как могла придумывала всё сама. Например, на огромную люстру, которая по сюжету должна была падать, декораторы навесили мешочки с пылью. В эпизоде, где нечисть врывается в церковь, и в помещении всё начинает рушиться, люстра очень эффектно упала. Она так зрелищно ударилась об пол, что даже члены съёмочной группы удивились масштабу взрыва.

Первоначально режиссёр хотел вставить в фильм кадры с жуками, пауками и прочими насекомыми. Но он быстро убедился, что снять их очень тяжело, а на экране они выглядят не так уж и зловеще. Поэтому авторы остановились на кошках и воронах. За актёрами-животными Птушко обратился к знаменитому дрессировщику Тариэлу Габидзашвили. Его чёрные кошки позже сделали неплохую кинокарьеру — они снимались в фильмах «Бриллиантовая рука» и «Иван Васильевич меняет профессию».

Режиссёр доработал их образ, надев им на голову маленькие рожки. Оператор же снимал не самих кошек, а отбрасываемые ими тени — так казалось, что по церкви бегают маленькие чёртики.

Чтобы четвероногие актёры действительно быстро бегали, а не вальяжно передвигались, дрессировщик на другом конце комнаты подманивал их миской с едой. К нему кошки и кидались, когда их отпускали помощники режиссёра.

А вот прирученных ворон у дрессировщика не оказалось — пришлось ловить вольных. В соседнем сарае на ночь оставляли еду и ждали, пока птицы попадутся в сети. Позже их приносили в павильон.

На съёмочной площадке давали команду, и чёрные птицы с шумом выпархивали из раскрывающихся с треском окон церкви. Бывало, кричу: «Лукич, вороны кончились». Он объявлял перерыв, мы тушили свет и лезли с фонариками на колосники снимать птиц, а павильоны-то огромные — до 16 метров в высоту…

Тариэл Габидзшвили, дрессировщик

На роли вурдалаков, упырей, вампиров и прочей нечисти Птушко пригласил артистов цирка. Позже режиссёр отмечал, что обычным актёрам не удалось бы выполнить трюки так, как приглашённым акробатам, гимнастам и силачам. Чтобы сделать толпу нечисти более жуткой, режиссёр позвал лилипутов, на фоне которых Вий выглядел ещё более зловещим.

Актёров гримировали синей и серой краской, раздевали их и подчёркивали гримом худобу, приклеивали уши и носы, а для некоторых изготавливали пластиковые маски.

В одном из эпизодов нечисть ползёт по вертикальной стене. Для трюка сделали специальный макет из досок и поставили его под определённым углом, чтобы по нему могли карабкаться циркачи. Для съёмок сцены пригласили двенадцать гимнастов и четырёх батутчиков. Сверху на кране сидели режиссёр и оператор, который и снимал происходящее.

Помимо живых актёров Птушко задействовал и манекены, которыми управляли с помощью пультов. Но самая ответственная задача была у спортсмена-тяжелоатлета Николая Степанова, которому досталась роль Вия. Главное чудовище неспроста играл именно штангист: ни один актёр не смог бы надеть костюм Вия, а потом ещё и двигаться в нём.

Костюм изготавливали из пропитанной смолой мешковины, а это уже делало его невероятно тяжёлым и создавало внутри духоту. Вместо рук у Вия гипсовые ветки деревьев — может, благодаря дополнительной тяжести у Степанова получилась такая странная и медленная походка, прекрасно дополнившая образ чудища. После съёмок опытный спортсмен чувствовал себя обессиленным.

Над эскизами, гримом и прочей атрибутикой режиссёр работал особенно тщательно: почти половину фильма в кадре находится нечисть, внешний вид которой должен был пугать. Даже сейчас, в век компьютерных технологий, «Вий» считается одним из самых страшных фильмов ужасов.

Мистические совпадения или обычные случайности

Николай Гоголь написал повесть сразу по нескольким украинским сказкам. Центральный персонаж, Вий, — чудище с огромными веками и ресницами, которое не может открыть глаза без посторонней помощи. Согласно мифу, каждого, кто встретится с ним взглядом, ждёт смерть.

Слухи о проклятии на съёмочной площадке «Вия» поползли сразу. Даже самое обычное событие (например, замена актрисы) приводилось в качестве аргумента того, что такое кино снимать нельзя.

Одной из первых под «проклятье» попала Наталья Варлей. Когда стало известно, что актриса во время съёмок выпала из гроба, разнеслись слухи о её смерти. К счастью, это оказалось неправдой, но позже многие события в жизни артистки публика связывала именно с ролью Панночки.

Пресса писала, что после «Вия» актриса не получала главных ролей, однако фильмография Варлей говорит об обратном. Повторить успех «Кавказской пленницы» или «Вия» ей и правда не удалось, но мало каким актёрам достаётся много звёздных ролей.

Личная жизнь актрисы тоже якобы не задалась, но развод и рождение недоношенного ребёнка трудно назвать чем-то сверхъестественным. Добавила разговоров про мистику и сама Варлей: она рассказала историю о том, как «Вий» однажды пытались показать отдыхающим на теплоходе. Каждый раз, когда фильм пытались запустить на экране, в море начинался шторм. Тогда Варлей попросила прекратить показ «Вия».

Тем не менее сама актриса никогда не преувеличивала значение фильма в своей жизни.

Я потом много раз читала и слышала, что Панночка сыграла роковую роль в моей жизни. На самом деле это всё вымыслы журналистов и зрителей! Конечно, изображать нечистую силу, тем более в храме, грех. Но, во-первых, храмом был павильон «Мосфильма», во-вторых, грех случился по неведению, я в нем исповедовалась и, надеюсь, Бог мне его простил. Вскоре после «Вия» я окрестилась. С тех пор стараюсь жить по заповедям. Конечно, в моей судьбе было много светлого и хорошего и не менее болезненного и печального. Но я не думаю, что фильм может разрушить жизнь.

Наталья Варлей, исполнительница роли Панночки в фильме «Вий»

Писали, что после премьеры фильма тяжело заболел и вскоре умер режиссёр Александр Птушко. В реальности режиссёр скончался через шесть лет после выхода «Вия» на экраны, частично — по причине неправильного диагноза. Как говорила в интервью его дочь, врачи думали, что у него проблемы с сердцем, а оказалось — с почками, но время было упущено, и операцию сделать просто не успели. Режиссёру было 72 года.

Многие писали, что «проклятье» настигло одного из начинающих режиссёров — Константина Ершова, который скончался в 49 лет. Только вот умер он через 17 лет после премьеры фильма. А его партнёр по съёмкам Георгий Кропачёв, напротив, прожил долгую жизнь и умер в возрасте 85 лет.

Последователи теории о проклятии говорят, что церковь Пресвятой Богородицы, которая появилась в «Вие», сгорела до тла. Так и есть, но случилось это в 2006-м, аж через 39 лет после премьеры.

Местные жители любят рассказывать пугающую легенду. Когда к ним приехала съёмочная группа «Вия», из ниоткуда появилась женщина, которая вызвалась консультировать киношников. Сразу после окончания съёмок женщина тяжело заболела, и её увезли в неизвестном направлении. Больше о ней никто никогда не слышал. Правда, никаких подтверждений этой истории журналистам найти не удалось.

В качестве доказательства смертельного возмездия Вия приводят в пример судьбу актёров массовки, многие из которых скончались после премьеры. Вот только многие были в преклонном возрасте и умерли через годы после съёмок.

А вот на Леониде Куравлёве, судя по его насыщенной карьере и крепкой семье, «Вий» отразился только в лучшую сторону. Он играл главного героя Хому Брута и параллельно снимался в «Золотом телёнке», где у него тоже была центральная роль — Шуры Балаганова.

После «Вия» он сыграл ещё множество знаковых ролей — в лентах «Иван Васильевич меняет профессию», «Афоня», «Место встречи изменить нельзя» и многих других. В личной жизни Куравлёва всё тоже сложилось удачно: он женился лишь однажды на своей первой любви, с которой прожил 52 года вплоть до её смерти. В последние годы актёр по собственной инициативе мало снимается и много общается с детьми и внуками. В октябре 2021 года Куравлёв отпраздновал 85-летие.

Международное признание

Ещё во время съёмок фильмом заинтересовались несколько несуеверных стран — США, Франция, Аргентина и Финляндия. Американская пресса опубликовала сенсационную статью о том, что в Советском Союзе наконец-то сняли ужастик. «Вий» ждал международный успех: после премьеры права на показ приобрели 15 стран мира.

«Вий» до сих пор входит в топы лучших хорроров. Например, журнал IndieWire поставил его на 89-е место в списке 135 лучших фильмов ужасов со всего мира.

Но, несмотря на очевидный успех ленты, советские киночиновники и кинематографисты предпочли к страшному жанру не возвращаться. Интересно, что и сами авторы «Вия» до последнего не считали, что сняли ужастик. В своей пояснительной записке к фильму они указывали:

Попытка решить картину в традициях озорного народного искусства во многом способствовала тому, что самые страшные сцены построены на основе образов украинского фольклора, лишенного какой-либо мистики, и пронизаны здоровым народным юмором…

(function(bannerClassName) { const sendEvent = (token, action) => { const value = 'Branding ' + token + ' – ' + action; if (window.dataLayer !== undefined) { window.dataLayer.push({ event: 'data_event', data_description: value, }); } else { console.log('GA send: ' + value); } }; const oneBeforePageChange = (callback) => { if (typeof Air === 'object') { const ajaxify = Air.import('module.ajaxify'); ajaxify.one('Before page changed', () => { try { if (callback) { callback(); } } catch (error) { console.log(error); } }); } }; const onLinkClick = (e) => { const link = e.target; const href = link.getAttribute('href'); sendEvent(href, 'Click'); link.removeEventListener('click', onLinkClick); }; const branding = document.querySelector(bannerClassName); if (!branding) { return; } const links = branding.querySelectorAll('a'); for (let i = 0; i < links.length; i += 1) { const isVisible = getComputedStyle(links[i]).display !== 'none'; const href = links[i].getAttribute('href'); if (isVisible) { sendEvent(href, 'Show'); } links[i].addEventListener('click', onLinkClick); } oneBeforePageChange(() => { for (let i = 0; i < links.length; i += 1) { links[i].removeEventListener('click', onLinkClick); } }); })('.entry-article-footer');
0
102 комментария
Написать комментарий...
Качан
первый и последний советский фильм ужасов

А это что тогда?

Ответить
Развернуть ветку
Kai

аниме

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Good Hunter

Hold my beer

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Николай Тагабат

Кто-то реально его боялся? У меня в детстве эта серия была любимой именно из-за прикольного робозайца.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
MZFKDL

это анимационный хоррор

Ответить
Развернуть ветку
Alexy Troubatchov

Терминатор жи.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Leskov

"Все плёнки с отснятым материалом уничтожили, но в этом как раз никакой загадки нет: в то время плёнка была дефицитом, поэтому всё ненужное моментально стирали, чтобы записать новое."

Бро, это ж не пленка в видеокассете. Это кинопленка. Если на нее один раз что-то сняли, то уже не перезапишешь.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Тагабат

Главное, что про дефицит сказал.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Nevazhno

На самом деле смывать плёнку (с неиспользованными материалами, кинопробами или просто для очистки фондов) было распространённой практикой. Из пленки производили шарики для пинг-понга и мыльницы, а из смытой эмульсии регенерировали серебро

Ответить
Развернуть ветку
Виндовз

Кстати, тут даже ошибка логическая: пленки уничтожили — но загадки нет: дефицит же, поэтому стирали ¯\_(ツ)_/¯

Ответить
Развернуть ветку
Виндовз

Да она и про церкви интересное сказала, что все церкви снесли, или что

В СССР же, как тогда считалось, трудностей не было

Не первая ее статья на эту тему, кстати.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Smirnov

Это не совсем так. Пленку очень часто смывали и использовали заново. Поэтому, кстати, нет нескольких сезонов Доктора Кто — их просто уничтожили в 60-е

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Bogdan Borman

Первый и последний советский фильм ужасов (с) Серьезно? А как же "Господин оформитель" 1988 года и "Семья вурдалаков" 1990?

Ответить
Развернуть ветку
Кравчук

Автору не надо писать в статью правду, автору надо как обычно написать, что в СССР ничего не было.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Михаил Ефремов

Господин оформитель имхо не хоррор в классическом понимании. Да и дату видите? Фильмы конца 80х начала 90х это уже не совсем то что подразумевается под советским кинематографом, хотя де-факто снято в СССР

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Miralsice

"Господин оформитель" очень даже пугает, не в последнюю очередь благодаря музыке.

https://www.youtube.com/watch?v=KRRaSW-3GMg

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Елизар Михеев

я бы еще упомянул фильм "Псы" - 1989 год
хоррор натуральный

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Александр Чемарин

Локис по Мериме

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Bogdan Borman

"День гнева" 1985 года - как минимум полдесятка фильмов до 1991 года можно накопать

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Николай Тагабат

Неплохо бы в статье было упомянуть мультфильм "Страшная месть", тоже по Гоголю. Он "Вия" как минимум по хоррорности уделывает.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ятманов

Поднимите мне веки

Ответить
Развернуть ветку
Good Hunter

Не вижу я!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
realavt
Все плёнки с отснятым материалом уничтожили, но в этом как раз никакой загадки нет: в то время плёнка была дефицитом, поэтому всё ненужное моментально стирали, чтобы записать новое.

Автор перепутал кинопленку и видеопленку?

Ответить
Развернуть ветку
IGNATII PONOMARENKO
Советское кино должно пробуждать в зрителях высокие чувства — любовь к родине, родителям, детям, а не играть на низших инстинктах, как кино из капиталистического мира. Хоррор же эксплуатирует низменное чувство страха, поэтому жанр был чужд советскому кинематографу.
Киноведы рассказывали, что в буржуазном мире было полно жизненных трудностей — расовых проблем, преступности, маньяков-убийц, — поэтому публику целенаправленно отвлекали от реальности выдуманными ужастиками. После них насущные проблемы уже не казались зрителям такими уж страшными.

Господи, какую же чушь они несли. Даже не хочется объяснять, почему это чушь.
Вот именно из-за этого Совок и говно, в котором я бы жить не хотел.

Ответить
Развернуть ветку
IGNATII PONOMARENKO

Вот представляю себя на месте творца: я молод, полон удивительных и необычных, классных идей, во мне есть искра, и тут мне какие-то чавкающие перебиратели бумажек что-то приказывают, ещё и обвиняя в подобности моих идей капиталистическим (на которые я, вероятно, клал) — вздор!

Срать я хотел на ваши стройки великого будущего коммунизма. Я творец и хочу творить: удивлять людей, будоражить их умы и тела от мозга до костей, брать их самые низменные чувства и желания и выворачивать наизнанку, чтобы они были в шоке — приятном или не очень.

Ответить
Развернуть ветку
Т. Шеантис
Господи, какую же чушь они несли. Даже не хочется объяснять, почему это чушь.

То есть, советское кино не должно было даже пытаться пробудить в зрителях высокие чувства, а западные ужастики были не развлекательными картинами, а глубокомысленными посланиями на важные социальные темы? :)

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Весёлый назгул

Ну сама по себе идея-то достойная: культивировать в людях хорошее и не поощрять плохое. Другое дело, что методы были выбраны странные мягко говоря. И про отвлечение от реальности увлекательными выдуманными мирами чистая правда. Другое дело, что и в Союзе это практиковалось.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Винсенто Сальгари
Первый и последний советский фильм ужасов

https://www.kinopoisk.ru/lists/navigator/horror/country-13/?tab=all

Просвещайся

Ответить
Развернуть ветку
крутий бджiл

Очень классная статья, но интересно я один читаю её голосом диктора из передачи "Містична Україна"?

Ответить
Развернуть ветку
Кравчук

Да

Ответить
Развернуть ветку
Нечестивец
Містична Україна
Ответить
Развернуть ветку
Владимир Кондратьев

А ну ка, поворотись ка! Экий, ты чудной! И чему вас там в бурсе, только учат?!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Демьяненко

Тем не менее в советских фильмах было полно жутких сцен. Меня в детстве напугало превращение героя Морозко в медведя. Для взрослых может это было не страшно, но насколько я знаю многих детей эта сцена напугала.

Ответить
Развернуть ветку
NSw
Однако что-то пошло не так: полёт проходил на большой скорости, и в момент съёмок пояс неожиданно ослаб, а актриса кубарем полетела вниз. (https://www.kp.ru/daily/25989.3/2919662/)

Это, я так полагаю, статья с которой было все слизано?) Bold of you)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Подгорный
первый и последний советский фильм ужасов

Художественный фильм "Партийный Билет" вышел 1936 так то.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Моисеев

В комментариях постоянно упоминают, что "советских ужастиков было много больше, вот например такие то фильмы 80х - начала 90х..."Де-юре всё верно, Союз ещё был, а значит фильмы советские.

Но де-факто ведь речь в первую очередь о культуре, условиях и возможностях съёмки, парадигме мышления и восприятия, а не просто формальном временном периоде. Фильм, съёмки которого закончились за день до распада союза и фильм, снятый через день после распада - формально вышли в разных странах. Но очень вряд ли они будут радикально отличаться в культурном плане и прочем таком, подобные вещи не меняются за один день.

Поэтому, имхо, гораздо практичнее кроме периодов "советское кино" и "российское кино" выделять, например, "кино переходного периода" (перестроечное?). Это имеет больше смысла, чем попытка жёстко смешать временные периоды и культурную принадлежность.

Ответить
Развернуть ветку
Шантарам

В детстве было жутковато, но сейчас ,конечно больше на страшную сказку похож. Впрочем, грим, декорации, свет, операторская работа может и сейчас быть для многих примером.

Ответить
Развернуть ветку
sidney white

внезапно, но совершенно любой хоррор - страшная сказка для детей

Ответить
Развернуть ветку
Николай Тагабат

Момент, когда святые на иконах превращаются в чертей, на самом деле жуткий. Даже на взгляд современного зрителя.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vsevolod Parshin

Хороший текст, автор молодец! Первый ли это советский хоррор, единственный ли - это не так важно :)

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Artemiev

Автор умничка, спасибо

Ответить
Развернуть ветку
terry_vasa 1719

Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Кантемир

Конечно умели снимать кино в СССР! даже пленку цветную придумали, и трюки гениальный мастер пиндосам подарил - все наработки. а Россия что снимает? очень редко годные кино выходит, остальное просто рвотное дермо!

Ответить
Развернуть ветку
Ivan M

Хороший пост, спасибо. Захотелось пересмотреть

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sgt. Bitner 97

Я его что-то так толком от начала и до конца не смотрел, все время какими-то обрывочными эпизодами по телевизору. Но то что фильм отличный и увлекательный - это да. Даже сейчас смотрится неплохо.
Спасибо за статью.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Николаевич

Вий меня не пугал, в детстве его не понял и больше не смотрел, было не интересно, скучно, не страшно. В пять лет посмотрел фильм, - Иди и смотри, всё понял, было страшно, три ночи не спал, долго снились кошмары, не хотелось войны. Как грустно что я вырос и у нас идёт настоящая война и нас постоянно бомбят, гибнут, калечатся, взрослые и дети.

Ответить
Развернуть ветку
Ярасвет

в то время плёнка была дефицитом, поэтому всё ненужное моментально стирали, чтобы записать новое.

Не понял! Вы хотите сказать, что киноплёнку можно перезаписывать как магнитную?

Ответить
Развернуть ветку
mik25

Злой дух Ямбуя, 1977 - вполне себе годный ужастик. Меня в свое время куда больше Вия впечатлил :)

Ответить
Развернуть ветку
GML FUCK

1

Ответить
Развернуть ветку
GML FUCK

Ой, и понаписали комментов на обычную статью о кино. Выкопали примеры мильт и кино фильмов, типа это тоже ужастики и спорят, как назвать время с 80х до 90х Советским Союзом или нет. А кто-то докопался до политики и возмущен тем, что раньше творцам могли за их творения и руки вырвать с корнем. Ну, а как вы хотели! Сейчас бабло определяет талант, а раньше политбюро. Что изменилось-то? Зато не писали, рисовали, пели, сочиняли и снимали всякую хрень! А теперь "талантов" пруд пруди, главное во время прогнуться и успеть портки снять. И вот она слава, поклонники, деньжата. Только вот мировая культура учит, что талант человека определяет время. Настоящему творцу некогда плести интриги, ввязываться в подковерные игры, шагать по головам, считая их ступеньками к успеху - он действительно творит... Пройдут века, мусор сгниет, а шедевры останутся - книги, картины, здания, музыка, фильмы!
В статье про первый и последний ужастик говорилось о классике жанра. А вот разной мешанины у нас потом действительно много наснимали - Люми 1991, Псы 1989, День гнева 1985, Гонгофер 1992, Семья вурдалаков 1990, Господин оформитель 1988, Жажда страсти 1991, Аленький цветочек 1977 + Сказка о купеческой дочери и таинственном цветке 1991, Пьющие кровь 1991, Прикосновение 1992, Собака Баскервиллей 1981, Завещание профессора Доуэля 1984, Всадник без головы (Куба-СССР) 1973. Да все фильмы и не вспомнишь! И большинство из них такая откровенная чушь! Кстати, уж не знаю можно ли отнести к ужасам фильм Записки мертвого человека 1986, но фильм реально пугает своей атмосферой и игрой актеров. В детстве для меня самым страшным фильмом был Всадник без головы. Подростком до жути напугала чехословацкая сказка Красавица и Чудовище 1978, в юности мама затащила на мало известный, но реалистичный ужастик, с комментарием: "Тебе понравится, я долго выбирала!" Блин, почти документалка, жаль мне не до названия тогда было... Это я к тому, что для каждого найдется плохой или хороший, но свой страшный фильм сообразно возрасту и мере впечатлительности. Жаль, что с возрастом меня реальные монстры пугают больше, чем киношные, ведь на кнопочку лентяйки не нажмешь!

Ответить
Развернуть ветку
Жесть

Я в детстве откровенно ржал с момента "поднимите мне веки", с "застрявших" рук нечести в просверленных дырках в стене, но мамка рассказывала, что в её время это было ооочень страшно, а девушек в кино буквально доводило до слёз.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 102 комментария
null