Смотрите на Кинопоиске с подпиской 
Условия: clck.ru/FMQND Условия: clck.ru/FMQND. 18+

Добро пожаловать в джунгли реальности: рецензия на «Память» Апичатпонга Вирасетакуна Статьи редакции

Новый фильм режиссёра «Дядюшки Бунми, который помнил свои прошлые жизни» — такой же завораживающий и живописный, как и предыдущие, и точно так же способный и заинтриговать, и взбесить.

Джессика (Тильда Суинтон) приехала из Великобритании в Колумбию заниматься выращиванием орхидей и ухаживать за сестрой. Та работала на раскопках, но подхватила, похоже, какую-то болезнь и погрузилась в долгий сон. Сама же Джессика не может заснуть даже по ночам — зато начинает слышать диковинный грохот, напоминающий, как ей кажется, удары бетонного шара по металлической стене, погружённой в воду.

Шум этот до других людей не доносится, что вызывает, конечно, вопросы. Возможно, у Джессики не всё в порядке с головой. Возможно, всё ещё сложнее.

Звучит привлекательно, не так ли: Тильда Суинтон, Колумбия с её живописной природой, мистический недуг, многозначительное название. «Память», кажется, обязана быть прекрасной просто по совокупности, по сумме этих слагаемых. Но те, кто решится идти в кино, прочитав краткое описание, могут быть сильнейшим образом разочарованы, и потому нужно предупредить: фильмы режиссёра Апичатпонга Вирасетакуна («Дядюшка Бунми», «Кладбище великолепия») собирают аплодисменты в основном на премиях и фестивалях, а не в мультиплексах. И «Память» не стала исключением.

Начинается фильм, впрочем, несвойственным его автору образом. Камера потихоньку движется и кружит, а не фиксируется в разных точках, вместо непрофессиональных актёров в кадре — мировая звезда, вместо бессюжетного рассказа завязывается почти детективная история о таинственных звуках.

Однако довольно быстро выясняется, что новый фильм Вирасетакуна — никакой не новый, а хрестоматийный, классический. С чем уехали из Таиланда, с тем и приехали в Колумбию: камера, немного побродив, возвращается на штатив и снимает с него 90 процентов фильма, сюжетная интрига уходит в сторону, и в сверхдлинных, очень красивых кадрах вроде бы ничего не происходит.

Вирасетакун решил выпустить «Память» только в кинотеатрах и не публиковать в «цифре», и это, надо полагать, решение верное: тот объём внимания, который требует фильм, вряд ли удастся выделить дома

Форма — безусловно, главное, что есть в «Памяти». Вирасетакуну по-прежнему безупречно удаются девяносто девять из ста мизансцен, его работу с пространством и временем трудно не прочувствовать. Лучшие моменты фильма — попытки воссоздать шум в студии звукозаписи, или когда мужчина засыпает на поляне, или когда Тильда Суинтон смотрит на световой колодец — носят трансцендентальный, гипнотизирующий характер, выводят «Память» за её границы.

В содержании интересного поменьше. Вирасетакун, при всей его репутации сюрреалиста и мистика, ближе скорее к неореалистам, чем к Дэвиду Линчу, и в «Памяти» работает в той же манере. Сверхъестественные обстоятельства поэтому даны в фильме как что-то само собой разумеющееся (главная героиня, узнав, что её приятель-звукорежиссёр исчез или вообще не существовал, удивляется, но недолго), и когда источник шума выясняется, его тоже не особо обсуждают — хотя в этой части «Память» заходит, скажем так, на территорию фантастики.

Роль одинокой, растерянной Джессики идеально легла на Тильду Суинтон, лицо её насколько бесстрастное, настолько и выразительное

Речь в «Памяти», если совсем коротко, заходит не столько о памяти, сколько об опыте забвения. Ничто не может долго существовать в условиях абсолютной реальности и не сойти с ума, даже птичкам и кузнечикам необходимо иногда забыться — именно это правило, записанное Ширли Джексон в «Призраке дома на холме», иллюстрирует и фильм Апичатпонга Вирасетакуна.

В ключевой сцене Тильда Суинтон встречает человека, который запоминает и помнит всё, но живёт вдали от остальных, не наблюдает за происходящим даже по телевизору — потому что наблюдать невозможно. Дело не в человеческих пороках вообще (хотя и в них, наверное, тоже), а в конкретной исторической ситуации в Колумбии, в которой уже почти 60 лет идёт гражданская война.

Всё это занимательно, но так или иначе уже было у Вирасетакуна, и не раз — и память, историческая и личная, и сны, и джунгли, и грань между реальным и потусторонним, которой, в сущности, нет. Тильды Суинтон и Колумбии не было, да, зато были мистические обезьяны. Фильм с ними был, пожалуй, повеселее — но и эта работа заслуживает того, чтобы остаться у нас в памяти.

0
32 комментария
Написать комментарий...
Денис Лисовски

Апичатпонг Вирасетакун: существует
Бенедикт Камбербэтч:

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Cergey Hreenevich

о лунг, кембербетч

Ответить
Развернуть ветку
принц снежных эльфов

Невероятное тягомотное говно с сюжетом на 20 минут, но растянутое на два часа(каждая сцена длится около трёх минут, из которых 2 минуты нам просто показывают локацию)Сходил на сеанс 23:00. К концу фильма половина зала заснула

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Ligfip

ну так проблемы в вас, а не в фильме

Ответить
Развернуть ветку
принц снежных эльфов

Так я просто делюсь мнением, на объективность не претендую

Ответить
Развернуть ветку
Дима Абрахманов

*в режиссёре

Ответить
Развернуть ветку
Alex Sarus

Согласен. К концу фильма уже по 5 минут в кадре ничего не происходит, успеваешь каждую деталь рассмотреть, и в итоге самым интересным становится дождь за окном, а не актеры.

Ответить
Развернуть ветку
Cergey Hreenevich

половина зла

Ответить
Развернуть ветку
Кекман

И зачем так изгаляться? Почему бы не выбирать себе нормальные человеческие имена и фамилии?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Кекман

Да уж Саша Иванов намного лучше Пингпонга Чингчонгкуна. Если бы не сложновыебенное имя, на "его" (пишу в кавычках, потому что из Тайланда) фильмы бы не обратили внимание. ООН мог бы хотя бы раз оправдать своё существование и выпустить закон по которому люлдям запрещали бы давать нечеловеческие имена и фамилии.

Ответить
Развернуть ветку
ГТО и ГМО

более расисткой ерунды я еще не читал

Ответить
Развернуть ветку
Кекман

Почему ерунда? Пока мои предки развивали человеческую цивилизацию и культуру, остальные сидели у себя в джунглях и придумывали себе сложные погоняла. В итоге имеем что имеем - европейцы нагнули всех остальных и привнесли в мир всё, что ты видишь перед глазами пока вот эти вот копошились у себя в джунглях.

Ответить
Развернуть ветку
adkxamov

Предки развивали мир и ты выбрал сидеть в дтф. Да твои предки не только развивали мир, но и тебя не оставили без развития

Ответить
Развернуть ветку
Александр Омолоев
Автор

Режиссёр, надо отметить, с пониманием относится к ситуации и просит называть его Джо.

Ответить
Развернуть ветку
Arsanta

Только с премьеры. Очень понравился фильм. Глубокий, медитативный. Любителям экшена на экране противопоказано.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Омолоев
Автор

А предыдущие работы автора смотрели? Если «Память» понравилась, то и «Дядюшка Бунми», думаю, не должен разочаровать.

Ответить
Развернуть ветку
Arsanta

спасибо за совет, обязательно гляну!

Ответить
Развернуть ветку
Mr. Negative

Прочитал имя и фамилию режиссёра - пошёл дождь

Ответить
Развернуть ветку
Alex Kha

Из лягушек

Ответить
Развернуть ветку
Micro

Стоп, это ж тот фильм, который вроде как собираются крутить только в кино и выборочно, типа по одному кинотеатру, пока не обойдет весь мир? Или что-то такое было. Где его смотреть?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Омолоев
Автор

Он самый, да. Но последовательно, от города к городу, его показывают в США, а в России прокат везде идёт. В сети потом выпускать не планируют вроде бы

https://dtf.ru/cinema/892962

Ответить
Развернуть ветку
Александр Демьяненко

Почему он он так уверен что никто не сольет копию в сеть?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
sdd264

Я его с прошлой новости запомнил. Нахуя?

Ответить
Развернуть ветку
IGILKIN

Дядюшка Бунми невероятно скучный был. И это при том, что я с интересом смотрю Антониони, например.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Охритько
Ответить
Развернуть ветку
Immy
тот объём внимания, который требует фильм, вряд ли удастся выделить дома

это цитата автора фильма или автора рецензии?

Ответить
Развернуть ветку
Max Plank

Имя и фамилия как новый вид скороговорок

Ответить
Развернуть ветку
Cergey Hreenevich

кинокритики конечно, после этого фильма подумали что способны оценить работу звуковиков инженеров. это же так трудно воспроизвести звук, в аппаратной, на скорости медленной суинтон, гении, но не все понятно...

Ответить
Развернуть ветку
Окраи Руина

Зачем этот фильм местным хомякам. Их уровень это рофлить с трижды высратого и строчить про игры

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 32 комментария
null