«Майор Гром: Игра» – как проиграть по собственным правилам.

«Майор Гром: Игра» – как проиграть по собственным правилам.

Двадцать шестого апреля мне посчастливилось оказаться в московском кинотеатре «Октябрь», где ровно в двенадцать часов начинался пресс-показ фильма «Майор Гром: Игра».

Надо признаться, что я приехала в Москву из Санкт-Петербурга специально ради этого – очень уж хотелось посмотреть фильм на месяц раньше премьеры и успеть сформировать о нем некоторое мнение. Желательно, конечно, хорошее – все-таки первый фильм мне понравился, да и комиксы издательства Баббл я, за некоторым исключением, люблю.

Показ закончился в районе трех часов дня. Из кинотеатра я вышла с ощущением полнейшего разочарования.

А потом, семнадцатого мая, случился предпоказ в Питере — пришла я на него злая и с довольно предвзятым мнением. Мнение стало еще хуже, когда я увидела, что фильм, показанный на ММКФ и фильм, дошедший до премьеры — это вообще разные вещи. Я искренне не понимаю каким образом Баббл пришло в голову, что показывать для прессы неготовый фильм — отличная идея. Ладно фанаты, фанаты существа очень лояльные, но недоделанное нечто в первую очередь увидели журналисты, которые смотреть будут объективно и ради рецензии, а не ради эдитов в тиктоке.

Но, думаю, рецензии вы уже успели прочитать и без меня, их с семнадцатого числа повыходило достаточное количество. Я поговорю с позиции фаната.

Оговоримся сразу – я очень люблю то, как снимает Олег Трофим. К актерам тоже претензий нет. Цветовая палитра фильма мне, правда, не очень понравилась – есть в ней ощущение неопределенности, причем не персонажа в кадре, а именно художника, творца, если хотите. Но это уже вкусовщина. В итоге все равно вскрылась проблема куда серьезней.

И эта проблема – сценарий. После просмотра меня все не отпускало ощущение, что его не то что не вычитывали – его даже не потрудились перечитать. Об этом мы и поговорим.

Позволю себе небольшое лирическое отступление. Как-то я побывала на лекции Олега Трофима для студентов СПбГИКиТ – и там он сказал, что вы можете навставлять в кино сотню библейских отсылок, но какой от них смысл, если фильм не понравится зрителю? Так вот, библейская цитата из «Послания к Коринфянам» не спасла Игру. И ладно бы фильм не понравится широкому кругу людей, черт бы с ним, но у вас есть фанаты.

А разочаровать фанатов – самое страшное, что может произойти с кино, изначально ориентированное на довольно маленькую аудиторию в лице людей, следящих за российской комикс-индустрией.

Доктор Никто.

Начнем с меньшего зла, на которое можно и глаза закрыть при желании – но, имея в наличии столько сюжетных дыр, не упомянуть эту было бы как-то греховно. После повторного просмотра «Игры» я даже подумала убрать этот пункт из рецензии, но потом осознала одну простую вещь — личность Вениамина Самуиловича Рубинштейна стала мне более понятной только потому, что я хорошо осведомлена о происходящем во вселенной Баббл.

Так что следите за руками.

Статья кинопоиска, несколько месяцев до выхода «Игры». Артём Габрелянов, главный сценарист и комикса, и фильма, уверенно заявляет — из канона у нас останутся только пытки доктора Рубинштейна над Разумовским. Все ещё следите за руками. Я начинаю вскрывать карты.

Сцена первая, в которой Юлия Пчёлкина в процессе расследования проникает в кабинет психиатра. Разговор идёт о Призраке — и об Игоре Громе. Рубинштейн применяет гипноз. Но зритель не знает, применялся ли он на Разумовском, может только догадываться. В конце появляется Софочка – напоминает о Сергее.

Сцена вторая, в которой доктор Рубинштейн заходит в камеру пациента. Пациент обложен шахматными партиями (к чему они вообще, кстати, кроме отсылки на комикс? Разумовский вроде никогда не увлекался шахматами, было бы логичнее просто посадить его рисовать всякие мрачные картинки), за его спиной зеркальная дверь, над ним стеклянный потолок, а в глазах — сочетание пустоты и предопределенности. Доктор заикается — Сергей, он все ещё…? Сергей тут же, словив несколько довольно пугающих галлюцинаций, забивается в угол в слезах. Доктору этого почему-то хватает. Он тут же протягивает больному таблетку со словами «успокойтесь, все хорошо». Да, условия у него, конечно, не курорт. Но опять же – откуда зрителю знать, что это пытка? Может это нестандартный метод лечения? Доктор вон таблетки дает при первом намеке на приступ.

Сцена третья, в которой Вениамин Самуилович оказывается один на один с Игорем Громом. Игорь в ярости — он совсем недавно потерял названного отца и наставника, только что избил Разумовского. Рубинштейн снова использует гипноз — в этот раз в попытке узнать, о чем думает герой города Санкт-Петербург. И заключает, проведя сеанс: Игорь, у Сергея существует две личности, так что сейчас вы избили невиновного и, будем честны, глубоко несчастного человека. Он ничего о происходящем в городе не знает.

И, наконец, сцена четвёртая, в которой Сергей Разумовский в процессе злодейского монолога говорит вскользь о времени в психиатрической клинике — мне удалось обмануть доктора, даже он ничего не заметил. Ну, будем честны, Рубинштейн заметил, он следил за похищением пациента, но ничего не предпринял.

Всё, вскрываемся. Все шестерки в моем наборе карт перекочевали к вам, а у меня четыре козыря — от вальта до туза. Вы проиграли. Шестерки вам на погоны.

Я перечислила все сцены с участием Вениамина Самуиловича Рубинштейна. Как-то так вышло, что самое адекватное восприятие Сергея Разумовского нам даёт его лечащий врач, который должен проводить над ним опыты. Неподготовленный, незнакомый со сценами после титров из предыдущих фильмов зритель даже не поймёт, что что-то не так — да и подготовленный тоже, он всего лишь додумает. Были ли эксперименты? Да кто его знает. Рубинштейн владеет гипнозом — что довольно канонно, будем честны — но он ни разу не демонстрирует этого на Сергее. И сам Сергей к нему ненависти не испытывает — хотя должен бы.

Вот и получается, что доктор Рубинштейн – казалось бы, очень влиятельная для Разумовского фигура – по факту никто. Он не выглядит ни гениальным ученым, ни жестоким врачом – он просто есть, особо на сюжет не влияя. Да, конечно, в сцене с Игорем Рубинштейн дает ему свою визитку и советует обратиться за помощью, но опять же – что такого персонаж сделал, чтобы стать достойным внимания зрителя? Жестокий, увлеченный исследованием диссоциации психиатр из сцен после титров в предыдущих фильмах превращается в фоновую декорацию. Сергей Разумовский, выбравшись из клиники, удивительно быстро от произошедшего там отходит, а Птица вообще не обращает внимания на этот эпизод своей жизни. Зато доктора на постер засунули.

При этом Константин Хабенский отлично справляется с ролью, в нем чувствуется тот гениально-увлеченный Рубинштейн из серии комиксов, но этого оказывается катастрофически недостаточно. Потеряв в фильме Рубинштейна, мы потеряли возможность узнать больше и о Сергее Разумовском – на минуточку, главном действующем лице всей истории, и о грядущих проблемах Игоря Грома, которые появились в сцене после титров. И это не из-за задела на третий фильм, это нежелание обращать внимание зрителя на героя – мы о личности доктора из сцен после титров в предыдущих фильмах узнали больше, чем сейчас. Сейчас он просто странный тип, который провзаимодействовал с Сергеем ровно одну сцену за три часа фильма и не воспрепятствовал его побегу. Почему? Зачем? Какое влияние он оказал на состояние Разумовского? Никому неизвестно.

Рубинштейном просто пожертвовали ради, как сценаристам казалось, обстоятельства более важного.

Новое – не значит хорошее.

В тг-каналах криейторов фандома баббл удивленно хлопали глазами – в кадрах первого трейлера появился статный, уверенный в себе мужчина в темных очках – определенно, чтобы, ослепляя других улыбкой, случайно не ослепить себя. Мужчина, для роли учившийся говорить с акцентом – Матвей Лыков. Он сыграл Августа ван дер Хольта.

Само появление такого персонажа, как Хольт, вызвало фандомные волнения – в комиксах его видели где-то рядом с Игорем Громом в кроссовере с Красной Фурией и Времени ворона, да и то по касательной. В масштабах глобальной судьбы Игоря он ничего не решал – Кутх закончился, и Хольт вместе с ним, а в комиксе Игра его вообще не было. Но еще в мгчд мы получили забавную отсылку – костюм чумного доктора проектировала именно корпорация Хольта, причем за большие деньги.

Появление Августа как действующего персонажа вызывало интерес – как он связан с Разумовским? Как он подпортит жизнь Игорю?

Но еще его появление вызывало нешуточные опасения. Потому что Хольт – это новая, неизвестная для сюжета переменная. Эта переменная уравнение может как спасти, так и безбожно испортить.

Что ж, опасения оправдались. Случилось второе.

Нет, в начале все идет более-менее. При отсутствии основного конфликта в лице Разумовского Хольт неплохо вписывается и во вселенную питерской полиции, и в игорево медленное схождение с ума – все проблемы начинаются, когда главный виновник происходящего вступает, простите мой каламбур, в игру.

Для начала, я не понимаю, зачем полиции Санкт-Петербурга нужны военные дроны для ежедневной работы вместо сотрудников. Что эти дроны, в сущности, умеют? Распознавать лица по камерам и расстреливать людей? Так вроде законом запрещено стрелять в преступника на поражение без оказания явного сопротивления при задержании. Да и громких дел в Питере не происходит, на них только Игорю везет. Это у него то бандиты в масках из мультика, то Чумной доктор, то бунт в тюрьме, то еще что-то неординарное, остальные сотрудники занимаются довольно обыденными вещами – кража кошельков, закладчики, семейно-бытовое насилие. Синхронизация с камерами, конечно, удобная штука, но никому не нужна настолько убийственная мощность до появления в городе Призрака. Потом дроны, конечно, покупаются – но до этого они зачем? Почему Мария Архипова вообще подумала в сторону сотрудничества именно с Хольтом, производителем суперсильного оружия, а не присмотрела что-то более полезное в работе полиции? При умениях этих пылесосиков с пропеллерами массовые сокращения приведут к еще большим трудностям, чем неадекватная статистика отдела из-за Игоря Грома, потому что бегать и ловить преступников станет некому, а тупо расстреливать их, даже если заменить настоящие пули на резиновые, – неприкрытая жестокость, а не вариант благоприятного развития. Но ладно, этот вопрос у меня появился скорее в шутку, чем серьезно, понятно, что дроны нужны лишь для финала фильма, и при желании можно закрыть глаза. Мы пока говорим именно про Хольта.

Давайте признаем, Август ван дер Хольт был введен в сюжет не как фоновый персонаж, а как главное действующее лицо по трем причинам. Причина первая – всем нужен был громкий инфоповод на тему «не как в комиксе», и проще всего это сделать не через углубление уже имеющейся истории, а через введение нового персонажа. Причина вторая – черт знает сколько лет назад Баббл поняли, что выезжать на фансервисе – отлично работающая стратегия, так и появился Матвей Лыков. Всё-таки нельзя не заметить, что он и актер хороший, и внешностью природа не обделила. Боюсь представить сколько влюбленных в Матвея эдитов получит тикток после выхода Игры на кинопоиске. Но это все причины мелочные, не особо важные.

Есть третья причина. Хольт существует, чтобы в финале убрать из основного действия Олега Волкова и последовательно отвлекать внимание зрителя от взаимодействия Игоря и Сергея – в общем, он не значимый персонаж. Хольт становится еще одной жертвой, разменной монетой номиналом в пятьдесят копеек, которая в кошельке абсолютно бесполезна, но утяжеляет его будь здоров.

Утяжеляет – это я про хронометраж. Вырежи все сцены с Хольтом, и ничего не изменится. С таким же успехом его можно было оставить закадровым персонажем, договор с которым подписали по электронной почте или через Отто. Конфликт Грома и Разумовского настолько сложный и многогранный, что другие в него не вписываются – эти двое просто съедают всех вокруг. И вот кульминационная сцена, скоро умрет добрая половина Петербурга, а в это время на фоне… появляется странный кибер-костюм, который охотится на друга Разумовского? Боже, да всем плевать! Ребята, вы сталкиваете маленькую и большую собачек из мема, эти конфликты несоизмеримы по своему масштабу и эмоциональности.

Хольт либо не должен был появляться вообще – я серьезно, договоры по электронной почте — это удобная штука, – либо должен был самоустраниться из сюжета сразу после открытия главной опасности. Потому что на данный момент Хольт, вы меня простите, просто лох, который непонятно че забыл на этих похоронах спокойной петербуржской жизни. Наемник обманул, Отто потерял, костюмом покалечился, все, летит плакать домой. При таком раскладе за ним, если он появится в третьей части, будет скучно наблюдать, пусть даже он станет сильнее в тысячу раз – в нем нет никакой интриги, зритель давно понял, что это просто бизнесмен, заигравшийся в супергероя.

Но одна важная миссия у Хольта все же была. Миссия до идиотизма простая – сделать так, чтобы ничего не смогло помешать свершиться гениальной сценарной задумке. А чтобы это исполнить, из сюжета нужно убрать одну мешающую деталь — деталь важную.

Это и есть главная функция Хольта. Сделать так, чтобы Олег Волков ничего не испортил. Сделать так, чтобы Сергей Разумовский смог умереть.

Если волк говорит, сценаристам нужно его перебить.

Да, тот самый неподражаемый Олег Волков, который друг Разумовского и, если верить описанию Призрака в трейлерах, и чтец, и жнец, и на дуде игрец. Да, Диме Чеботарёву никто не звонил. Он сам по волчьему зову на съемки приехал.

Давайте честно, с раскрытием Олега Волкова в комиксе и так большие проблемы, очень мощный образ ему в первую очередь дали фанаты. Сразу было ясно, что с молчаливым, безропотно исполняющим все приказы Олегом надо что-то делать, и желательно интересное, вкусное, по-мрачному привлекательное. И на первых порах это даже, что удивительно, получалось.

Олег Волков в фильме – действительно очень хороший стратег и, что называется, военный по призванию. Он действует самостоятельно, ярко и резко, он агрессивно-шутливый, он знает свою цель, и цель эта – не повиновение коварным планам Разумовского, не в первую очередь. Главная его цель – месть. Олег появляется в Петербурге не потому, что ему позвонили из психиатрической клиники, он срывается туда сам, чтобы увидеть состояние лучшего друга и решить убить Игоря Грома. Особенно хороша сцена в телестудии, где Волков обращается к городу с просьбой отдать одного полицейского в обмен на тысячи жизней.

А потом появляется Разумовский. И тут, с ужасом для зрителя, выясняется, что сценаристы, хоть и прописали характер персонажа получше, совершенно не понимают, что с ним делать в конце. Он… ну… должен не мешать… Желательно минут двадцать, чтобы эти два героя между собой все порешали и отзеркалили сцену из первого фильма (я про безжизненное возлежание на коленях у своего врага). Как это сделать проще всего? Правильно, давайте Олега убьем! А через пять минут воскресим! И отправим драться на фоне, нам же нужно больше экшена! Ура! Драки!

Кажется, тут не хватит цензурных слов. Давайте я проясню кто такой Олег Волков в экранизации. У вас тоже возникнут вопросы к происходящему.

Олег – участник секретной группировки наемников, из которой выход обычно – вперед ногами. За все время их деятельности сбежать – и то чудом – удалось только одному человеку. И вот теперь появился второй – человек, который, видимо, преодолел много всего страшного, чтобы оказаться в Петербурге и узнать, что случилось с его единственным другом. Он соглашается на злодейский план Разумовского, хотя изначально готов убить Грома быстро и своими руками. Ради этого плана он кошмарит весь город и устраивает несколько взрывов.

А потом буквально главная цель его возвращения в Петербург оказывается мертва. Просто спрошу – как бы вы отреагировали на смерть человека, ради которого наворотили столько всего? Правильный ответ – никак!

Я не шучу. Олег Волков после гибели Разумовского выдает примерно ноль реакций.

Нет, я просто хочу зафиксировать еще раз – ты выбираешься живым из закрытой жестокой группировки из-за одного репортажа про близкого человека, что само по себе звучит как невероятное усилие, а потом спокойно скалишься при задержании. Никакой промежуточной точки. Ничего.

Это даже не получается списать на психологические травмы, полученные во время военных действий, потому что изначальная реакция Олега на опасность для Разумовского присутствует – как-то ведь он оказался в Питере. Да и вся эта бойня в культурной столице для него не особо травмирующая – так, обычный вторник, не впервой что-то взрывать и быть на волоске от смерти.

Это – третья жертва в угоду красиво придуманному финалу. Про Олега Волкова просто забыли.

Как, впрочем, забыли продумать гениальный план Сергея Разумовского поподробней.

Знания преумножают скорбь.

Видимо по такому принципу сценаристы придумывали как оптимизировать план с шахматами для большого экрана. Я думаю, уже стало заметно, что, говоря о ключевых персонажах истории, я заикаюсь – сначала все было неплохо. Потому что сначала Сергея Разумовского что? – правильно – не было! А когда он появился, стало ясно – он введен в сюжет, только чтобы правильно умереть.

Быстренько обрисуем план мести, не вдаваясь в подробности. Сергей Разумовский, отдыхая в психушке, придумал один интересный вирус, который перезагружает дроны Хольта и заставляет их убивать всех связанных с Громом людей – даже за одно селфи или косплей. Но вот проблема – стоит Игорю сделать с Сережей фото, тот пугается и тут же решает отменить свой злодейский план. Тут стоит просто тяжело вздохнуть – и видимо расплакаться.

Я ненавижу, когда – пусть нарцистичного, зацикленного на себе – человека делают идиотом. Давайте честно, Сергей Разумовский, как ни крути, гений. Этот человек в одиночестве создал социальную сеть и – более того – продумал план мести Игорю Грому так, что даже зацикленный на нем психиатр ничего не заметил. Да что психиатр – Игорь Гром буквально вытащил своего главного врага из психиатрической клиники.

Так вот – если Сергей Разумовский так любит себя, он в первую очередь должен позаботиться о собственной безопасности. Не подумать про Олега – да, окей, приемлемо, но у него было много времени на разработку плана. Неужели герой не решил обезопасить себя, учитывая, что он идет в неразрывной связке с Игорем Громом? Неужели не учел, что поимка Чумного доктора – это громкое дело? Да я в жизни не поверю, что его первой мыслью было не «внесу в программный код строку, которая поместит меня в слепую зону».

И это главный камень преткновения, главная сюжетная дыра, которая даже не белыми нитками сшита – она на малярный скотч заклеена. После этого стало очевидно – сценаристам хотелось подогнать всё происходящее под основное событие – «смерть». А детали – детали их волновали мало.

Сергей умер красиво. Но так глупо, как такой персонаж себе бы никогда не позволил. Это не было жертвой. Это не было местью.

Это оказался порочный круг из всех дыр сюжета. Смерть вместо логичного последствия событий фильма стала самоцелью – и к ней понеслись на таран. По прямой, сшибив все логические препятствия.

И я не говорю, что Сергей Разумовский не должен был умирать – нет, просто обязан, но чтобы настолько глупо? Персонаж два часа фильма преспокойно откисал себе в пндшке, чтобы прочитать злодейский монолог и словить пулю по собственной глупости? Вместо действительно трагической развязки концовка превращается в мутное размазывание слабого экшена и еще более слабой трагедии, которой начинаешь сопереживать только если смотрел фильмы, читал комиксы и искренне любишь этого дурачка с диссоциативкой. А так зритель совершенно ничего о персонаже не знает, он становится плоским злодеем ради злодейств.

Персонаж не жертвует собой, он в красках демонстрирует собственную тупость, которую пытаются прикрыть нарциссизмом. Существует как минимум два более трагичных варианта его смерти, но для обоих, конечно, нужно углублять конфликт между Громом и Разумовским, убирать из финала Хольта и воскрешать Олега сразу после смерти, чтобы показать его реакцию.

Вариант первый, лежащий на поверхности – самоубийство. С ним надо претерпеть некоторые условности, но с пивком, как говорится, покатит. Разумовский после несработавшей фотографии и громкого злодейского ха-ха отбирает у Птицы управление телом на минуту (во-первых, он все-таки довольно сильный человек, во-вторых, он столько таблеток сожрал, пока в лодке до города плыл, на накопительном эффекте сработает) и просит Игоря дать ему оставшиеся колеса. Да, они рассыпаны по полу телестудии, но Игорь собирает их и с боем заталкивает противнику в глотку. Сергей приходит в себя и деактивирует дроны. Потом сидит, опустив голову, и говорит глухо – «он снова вернется и полетят головы невиновных, это надо закончить». Игорь не успевает остановить его – Разумовский хватает лежащий рядом пистолет и стреляет в себя. При таком раскладе персонаж действительно жертвует собой и наглядно демонстрирует насколько он устал от происходящего в его жизни.

Вариант второй, с моральным выбором – Разумовского убивает именно Гром. Когда план с фотографией не срабатывает, Игорь кидается собирать по полу таблетки. Птица пытается его пристрелить, но Грому сказочно везет, везет настолько, что даже удается накормить этого психованного дурачка без особых потерь. Разумовский приходит в себя и несется все отключать. Сидят молча, смотрят на пиксельную Марго на экране. Сергей начинает говорить первым – «если ты снова отправишь меня в больницу, это повторится, он найдет способ выбраться. Лучше убей меня, чтобы другие не мучились. Я не смогу долго держать контроль, скоро опять начнется». Скоро – в смысле сейчас, потому что Птица снова отбирает управление телом. Игорь Гром после недолгих раздумий стреляет в своего главного врага – но на лице у него совершенно нет радости. Этот расклад позволяет нам поставить персонажа перед действительно сложным моральным выбором – он говорит, что не убивает людей, но теперь приходится ради спасения города. Это окончательно ломает персонажа. И его финальный монолог начинает звучать куда трагичней – ему пришлось пойти на преступление, чтобы остановить кровавую бойню, а мог бы просто уйти из полиции.

Но нет. Вместо хоть какого-то углубления в личности персонажей у нас есть странная драка и Сергей Разумовский, болтающийся в этом сюжете как, прости господи, говно в проруби. Два часа фильма он не проявлялся никак, чтобы потом прочитать душный злодейский монолог, половину которого зритель и так уже понял по ходу повествования, и полежать у Игоря Грома на коленях.

За все время перед телестудией Сергей Разумовский как действующее лицо существует всего два раза. Первый раз – говорит Рубинштейну, что больше так не может. Без комиксного бэкграунда понять, что с Сергеем происходит что-то страшное невозможно – все больные говорят, что устали. Второй – в процессе побега просит не возвращать его в эту больницу и говорит, что готов пожертвовать собой ради людей. Что одно, что другое для фильма не имеет никакого значения.

И ещё один факт, который, мне кажется, уже не помнят даже сценаристы «Игры». Сергей Разумовский в восемь лет заживо сжёг трёх детей, а потом мозг вытеснил неприятные воспоминания. Вы вообще представляете какой слой дополнительного ужаса при нахождении в психбольнице даёт персонажу возвращение этих воспоминаний? Вот и сценаристы не представляют. А имеющихся у нас сцен недостаточно, чтобы узнать, как за год нахождения в психиатрической клинике изменилось состояние что Разумовского, что Птицы.

Кстати, о птичках.

Мне решительно непонятна мотивация, которую он проговаривает в процессе злодейского монолога. С какого перепугу он начал говорить «я убью Волкова и тебя, и тогда люди снова меня полюбят», чуть ли не заливаясь слезами? Давайте проследим всё его персонажное развитие, начиная с Чумного доктора.

В первом фильме Птица действительно жесток и радикален, он планирует очистить город от всех неудобных, недостойный, добавьте свое «не». Было ли это ради любви? Да, в какой-то мере, но не той любви, из-за которой пора начинать плакать. Персонаж планировал посадить Грома в тюрьму, остаться на свободе, получить некоторое признание, но самое главное – власть. Это не желание эмоций, это желание всестороннего контроля, желание, чтобы все вокруг играли по его правилам. Далее у нас существует две сцены после титров – в Чумном докторе и в Трудном детстве. Птица обещает Сергею вытащить его, а потом угрожает доктору Рубинштейну. Там желанием любви и не пахнет, там исключительно самоуверенность.

А еще – мы, кажется, совсем забыли, что Птица в первую очередь механизм защиты психики Сергея Разумовского, который при отсутствии должной терапии порывается подавить основную личность. Птица возникает после череды не самых приятных для Сергея последствий – смерть родителей, детский дом, одиночество, буллинг со стороны сверстников, в общем, «тебе было одиноко, и появился я». Птица, безусловно, обижен на основную личность за то, что тот так легко от него отказался, когда познакомился с Олегом Волковым. Но вместе с этим он знает, что должен Разумовского защитить, пусть и делает это не самыми приятными методами, не получив должного согласия на такую защиту – он лучше знает как правильно. И, исходя из этого, Птица очень зол на Игоря Грома – тот мало того, что испортил план по выжиганию всех неприятных личностей в городе, он еще и разрушил Сергею Разумовскому жизнь. Он может из-за непоколебимой самоуверенности не допустить мысли о том, что никто его после стольких жертв его не полюбит, но он не может просить об этой любви, когда главным его желанием весь прошлый фильм было очищение общества и контроль. Если бы Птица сказал «все снова полюбят его», вопросов было бы меньше, но теперь у меня вопрос один, глобальный и закономерный – это что такого успел натворить Рубинштейн, что персонаж претерпел настолько сильные изменения?

Точно, мы же не знаем. У нас есть всего одна сцена из больницы и пара намеков на темную сторону доктора. Намеки эти, правда, применимы только к будущему Игоря Грома. О судьбе Сергея Разумовского нам ничего не известно.

Прописывание его плана в сценарии перед эпизодом с фотографией мне тоже не особо понятно. Смотрите сами – вирус на флешке отключает именно Сергей Разумовский, который о злодействах второй личности вроде как не знал. Потом появляется Птица и говорит, что придумал один интересный код, пока чалился в психбольнице, и теперь дроны будут убивать всех – но он к компьютеру в телестудии даже не подходил. На этом можно и остановиться, но давайте пойдем дальше.

Прикинем, что, допустим, у вируса на флешке была концепция типа «при попытке отключить запускается режим дронового убийства», Разумовский об этом не знал и своими руками привел робо-птичек в действие. Тогда получается, что Птица этот план придумал еще в момент ловли Чумного доктора – так какого черта он себя не обезопасил еще тогда? Он должен был прекрасно понимать, что при любом раскладе – и при победе, и при поражении – его имя засветится рядом с именем Игоря. Если флешка вообще существует в этом сценарии, то Птица все же прикидывал свой арест и дальнейший план мести – и, соответственно, осознавал, что после его поимки совместные фотки с Игорем будут лишь вопросом времени, там и суд, и всякие блогеры-журналисты, и желание прифотошопить их лица рядом. Самоуверенность здесь тоже роли не играет – если флешка настолько древняя, то персонаж еще тогда осознавал возможность собственного поражения.

Вот я чем больше об этом думаю, тем все хуже становится. Программисты, может вы мне сможете объяснить, как работает этот гениальный дроновый план? Потому что я из него понимаю пока что только одно – Разумовский в конце обязательно должен был умереть. А больше – никто.

В этой жизни умереть (не)трудно.

Переходим к самому вкусному – к стеклу, которого было так много в комиксе. Умер ли в фильме еще кто-нибудь?

Ну да, фанаты. А из персонажей со стороны Грома только бедный Прокопенко. Я, увидев финальный трейлер, подумала – ну хоть деда не трогайте, в каноне должен быть один мент, спокойно ушедший на пенсию. Что ж, хотя бы здесь традициям решили не изменять – пенсия в этой вселенной светит мало кому. Думаю, когда у Игоря Грома появится ребенок, он тут же уйдет на покой.

Но давайте по порядку.

Первая смерть близкого главному герою человека – это своеобразная реперная точка, которая должна разделить сюжет на «до» и «после». И если «до» - всего лишь угрозы, то «после» - действия и следующие за ними страдания. И нет никакого внятного объяснения, кроме «жалко», почему точкой отсчета становится именно Прокопенко, а не Юлия Пчелкина. Снова следите за руками.

Ей говорят не лезть в дело о терактах, но она, конечно же, лезет. Юлия Пчелкина – первый человек, который обнародовал информацию о виновнике этого кровавого торжества, после ее видео становится понятно – в городе не мифический злодей, в городе Олег Волков. Именно Юлия Пчелкина виновна в том, что погибает Федор Иванович. Получает ли она за это достойное наказание?

Нет. Юлия Пчелкина не получает за свою журналистскую вседозволенность ни-че-го. Разве что, одну сцену, где она в слезах просит у Игоря прощения.

Реперной точкой должна была стать именно она. Не умереть, нет. Но показать, что именно бывает, когда суешь нос туда, куда не просят, а на нее даже внимания не обратили. В сюжете на одну сцену появляется Алексей Прищуров (журналист из «Трудного детства») – и он говорит, что его просто убьют, если он обнародует имеющуюся информацию о группировке наемников, в которой состоит Олег Волков, а все статьи быстро подчистят.

Что ж, Алексей, вы зря боялись. Юлия Пчелкина на живом и вполне себе здоровом примере доказала, что ничего страшного не произойдет. В фильме она из ключевого второстепенного персонажа превращается в ненужную деталь, которая введена только чтобы выполнить два действия – выложить видео и сделать косплей на Сергея Разумовского. Довольно слабо за три часа фильма, вам не кажется?

Кстати, если вдруг вам нравится развлекать себя просмотром разоблачений на инфоцыган, вы должны знать, кто такой Арут Назарян. Точнее одну его фееричную историю – про африканского лидера. Поясню для контекста – человек продавал бронежилеты, и предложил этому африканскому лидеру выстрелить в него несколько раз – если бронежилет выдержит, и Арут не умрет, то броники будут куплены. Произошли выстрелы, Арут сломал пару ребер, остался жив, а бронежилеты оказались счастливо проданы. Я думаю, Артем Габрелянов решил позвать Эльдара Джарахова сняться в «Игре» именно после просмотра его подкаста с Арутом. И, конечно же, вдохновился.

Вы не поняли, к чему тут такая отвлеченная вставка? Ничего, сейчас объясню. Мы ведь переходим к главному греху сценариста – к страху убить.

Итак, у нас есть два персонажа, которые должны были умереть, но почему-то не смогли – Олег Волков и Дмитрий Дубин. К первому претензий, в целом, не имею – персонаж был в полной амуниции, да еще и Разумовский стрелял криво, при таком раскладе можно и выжить. Странно правда, что он встает спустя пять минут после выстрелов в полной боевой готовности – ну ничего у человека не болит, прямо супергерой какой-то.

А если Олег Волков – супергерой, то Дмитрий Дубин становится просто богом, не иначе. Персонажа расстреляли из дрона в упор. Да, он был в бронежилете – но ведь это не панацея от всего. Даже один выстрел по бронику – это больно. А подобный расклад – верная смерть.

Но Дубин не только боли не испытывает, он приходит в себя после минуты искусственного дыхания. И это не жанровая условность. Это именно что страх смерти и страх убить. За Игорем Громом ведь кто-то должен бегать в третьем фильме.

Так и получается, что Федор Иванович Прокопенко погиб зря и оказался единственной фигурой, которую сценаристам не жалко отдать в угоду фанатским слезам. Все-таки нет ничего хуже, чем бояться убить, а особенно бояться убить в такой истории, как «Игра». В шахматной (или дроновой) партии смерть никогда не приходит одна. За первой съеденной белой пешкой обязан последовать белый слон.

Понимаете, белый слон, а не бессчётное количество пешек.

Просто сравним потери Игоря в фильме и в комиксе. Потеря в кино несоизмерима по своей мелочности с оригиналом – да, деда жаль, но ему и так недолго оставалось. В комиксе Игорь помимо друзей потерял свою девушку – а смерть наставника, от которого ты, вроде как, сепарировался, и любимого человека, которому еще жить и жить – это разные по степени боли и трагедии вещи. Потому что в комиксе Игорь остался со своей болью фактически один на один. В фильме же он не лишился ничего особенно ценного. Я не говорю, что потеря приёмного отца и тысяч невинных людей – это не страшно. Страшно, конечно, безумно страшно.

Но недостаточно для Игоря Грома.

Он должен был потерять то, что было незаменимой частью его жизни и больше никогда к нему не вернется. Человека, с которым он виделся каждый день, с которым работал бок о бок, который в их трио был главным голосом разума. Игорь должен был потерять лучшего друга.

Дима Дубин и правда вырос в сравнении с первым фильмом. Герой стал самостоятельным и деятельным, он инициировал собственное расследование и значительно (по сравнению со всеми остальными из команды Грома) продвинул вперед сюжет – он раскрылся, стал настоящим полицейским вместо испуганного стажера, а значит ему пора на покой. Именно он должен был стать последним гвоздем в крышку гроба этому чувству вины, от которого не оправиться и не сбежать.

Вместо лучшего друга умер главный враг. Но без него можно прожить. И прожить даже счастливей, чем прежде, вам не кажется? Из такого положения вещей вытекает вопрос еще и к финальному монологу Игоря Грома. Ему не веришь, потому что самые близкие люди все еще остались рядом – Дима шаверму приносит, Юля помогает с речью и видео в поддержку, город и Мария Архипова даже на суде продолжают защищать этого названного героя Санкт-Петербурга. Каким образом он тогда вообще попал к доктору Рубинштейну? В комиксе для этого были вполне объективные причины – Игорь потерял действительно близких и раскрытых для читателя друзей плюс любимую девушку, он начал впадать в приступы ярости, окончательно закрылся в себе. А здесь – извините, но я не верю в сломленность персонажа, если за три часа фильма из знакомых зрителю персонажей он потерял только Прокопенко, а в конце еще и остался в приятной дружеской компании, готовой защищать его несмотря ни на что.

А, да, еще умер Отто. Но про него и говорить нечего – мужика в рекламе Теле-2 раскрывают лучше, чем этого рандомного чела, на которого плевать даже Хольту, не то что зрителю.

Мы все давно проиграли.

Нет, слушайте, а все-таки кинчик неплохой. Чисто занять вечер, попробовать на зубок и со спокойной душой забыть. Довольно нагруженный сюжет более-менее компенсируется драками и динамичной сменой кадров, как будто если нравится Марвел, можно глянуть. Но если ты, хоть немного погруженный во вселенную Баббл, начинаешь над происходящим задумываться, то оказываешься в кромешном ужасе. Да и если не погружен во вселенную, но решаешь разобрать сюжет – тоже.

То, что я посмотрела двадцать шестого апреля на пресс-показе было не хорошим сценарием, а кривым первым драфтом. То, что я посмотрела сменадцатого мая, ввело меня в еще большее непонимание происходящего – как минимум, почему прессе решили показать настолько недоделанную работу. Она и доделанной выглядит не очень, но хоть попричесанней стала.

Из в целом неплохого, пусть и довольно вторичного бодренького начала со странным Хольтом и неизвестным Призраком, сюжет с появлением Сергея Разумовского превратился в натягивание несчастной совы на глобус – и сова не просто пострадала, ее разорвало в адских муках.

Да о чем вообще можно говорить, если у нас не то что второстепенные, у нас главные герои плоские. Игорь Гром за самоуверенность достойного наказания не получает, Сергей Разумовский не раскрыт и до последнего не вовлечен в происходящее, Рубинштейн вообще непонятно чем занимается, Дима Дубин и Юля Пчелкина существуют только чтобы совершить два действия за весь фильм. Дима еще ладно, он собственное расследование ведет, хотя при перегруженности сюжета взгляд замыливается и оттягивает внимание от действительно хорошей задумки роста персонажа. Юля Пчелкина это кто? Она побыла в начале девушкой Игоря Грома, но вместо раскрытия их отношений нам накидали пару смазанных намеков, что все хорошо и тут же кинули в противостояние с Призраком. Когда Олег Волков вступает в игру, Юля только и выясняет, что его имя. Больше ничего.

Про Хольта и говорить не хочется, он – мутная надстройка для сюжета, чтобы отвлекать зрителя от основной опасности, а еще отвлекать Олега от происходящего в финале. Такая вот мишень для кого только можно, только бы про Разумовского как можно дольше не вспоминали.

Ну, Олег хороший, это правда – но и он не удостаивается адекватного закрытия своей сюжетной арки, только слабенькой драки. Прокопенко искренне жаль – но это целиком и полностью заслуга Алексея Маклакова. Он создал на экране очень близкого и душевного персонажа, такому хочешь-не хочешь, а сопереживать начнешь.

После снятия эмбарго с пресс-показа ММКФ я прочитала рецензию от Евгения Ткачева на афише дейли – не могу не согласиться с тезисом «шесть сценаристов – знак, никогда не сулящий ничего хорошего». В погоне за зрелищностью и динамичностью эти шесть сценаристов потеряли самое главное – персонажей. Как будто придумали ключевые точки сюжета, а дальше уже кое-как пытались на них натянуть плоские фигурки героев. Мария Архипова должна быть – ну, она будет. Юля Пчелкина девушка Игоря – ну, она его девушка. План придумал Сергей Разумовский – ну, он злодей. Игорь Гром должен сказать в конце монолог на тему «цель не оправдывает средства» – ну, он скажет. А то, что персонаж как был в белом пальто, так и остался, не претерпел особо сильных изменений, и даже в суде все вокруг продолжают его защищать – это мы, конечно, опустим.

Проблема этого фильма еще и в том, что он, хоть создатели и говорят «мы сняли массовое кино», в первую очередь для фанатов. А фанаты – это люди, которые прекрасно знают сюжет «Игры». Их бесполезно два часа фильма пытаться обмануть существованием Августа ван дер Хольта, все прекрасно знают, что Призрак – это Олег Волков, а виновник происходящего – Разумовский. Такой отвлекающий маневр становится не удивлением, а банальной попыткой отвести взгляд смотрящего от главных героев, обстоятельства жизни которых в итоге так адекватно и не раскроют – были заняты, гонялись за бизнесменом. Фанатам вместо уже приевшейся обманки «вот это то-очно он, базарим» было бы куда интересней увидеть углубление эмоциональной составляющей уже имеющейся истории, а не клишированные сюжетные повороты. Да и простым зрителям тоже – они ведь так ничего о Сергее Разумовском, кроме муторного долгого злодейского монолога, и не узнали, как тогда можно понять его мотивацию?

И, ну, происходящего в «Игре» вполне достаточно для проходного супергеройского кино. Но катастрофически мало для «глубокого и серьезного фильма», как о нем заявляли создатели. Вроде и дефолтную супергероику пощупали, и в моральные дилеммы поигрались, но ничего до конца так и не довели.

Особенные непонимания из всего каста сценаристов у меня вызывает Евгений Еронин – и вот почему. Если мы откроем послесловие недавно вышедшего графического романа «Юлия» про, соответственно, Юлию Пчелкину, мы заметим одну интересную вещь – когда выходил комикс «Игра», Еронин писал на него обзоры, где рассуждал, что создателям необходимо убить Юлю, ведь это даст огромный простор для развития (или вхождения в депрессию) Игоря Грома. Это вызывает в моей голове некоторый диссонанс и определенные вопросы. Например, почему в экранизации остался жив Дмитрий Дубин.

Знаете, мне, как человеку, довольно активно следящему за происходящим в российской комикс-индустрии, просто было обидно увидеть вместо хорошей экранизации комикса это растянутое на три часа нечто. Баббл, вы тут решили изобретать велосипед, когда все уже ездят на электросамокатах, но не забывайте, что можно сломать шею, если слишком усиленно прыгать выше головы.

Спасибо за внимание. У меня все.

12
24 комментария
14
Ответить

Господи, большое вам спасибо за ТАКОЙ обзор, очень интересно было почитать. Тоже напишу "небольшой" комментарий, в котором попытаюсь вкратце расписать тоже своим мысли и свой обзор.

Я не фанат Майора Грома, но фильмы о нем мне очень понравились в своё время. К комиксам не притронулся, так что я смотрю на это всё не с вашей стороны понимания того, кто каким персонажем для кого является, а как рядовой зритель, который пытается разобраться в фильмах по самим фильмам.

Для меня проблемы в фильме ровно те же самые, что и у вас, — это говорит о том, что сценаристы не смогли угодить сразу всем, так как одни недовольны тем, что показали не то, что должно быть, а другие недовольны тем, что чувствуют, будто бы им нужно что-то почитать еще, чтобы понять.

Итак:

В фильме ПЯТЬ сюжетных линий — пять!

— Юлия Пчёлкина, которая ведет себя так, будто бы она скрытый злодей а-ля Джа-Джа Бинкс, потому что все проблемы только из-за неё! И у Грома начались проблемы после её подарка, и Прокопенко умер, потому что она дурёха, а наказания она никакого не получается. Я всё думал под конец фильма, что сейчас нам выдадут какой-нибудь неожиданный поворот уровня пятой части "Сумерек" — ну, когда оказалось, что половина фильма была в голове у персонажа, — и потом окажется, что Пчёлкина была заодно с Волковым или Разумовским, и вообще её подослали изначально, чтобы уничтожить Грома.

— Дубин, который пытается выбиться из стаи: он себя чувствует бесполезным щенком, поэтому решает сам разгадать загадку. И вроде как нам в фильме показывают, что они видит несостыковки, он ищет зацепки, но каждый раз это все оказывается бесполезным. Особенно меня порадовал момент, когда уже все узнали, что Волков всех убивает, и тут он приходит и такой говорит Грому: "Я знаю, кто всех убивает". Димурик, мы уже знаем.
Но я с вами не согласен по поводу того, что его стоило убить. Он слишком приятный персонаж, и актер, играющий его, очень притягивает к себе, поэтому его убивать, имхо, либо не стоит вообще, либо это надо сделать намного позже.

— Хольт, чья линия воспринимается как линия Гарри из НЧП2 — какой-то суперзлодей, который тоже вроде как злодей, а вроде как и не злодей, и вообще он не противостоит Грому НИКАК. И непонятно почему решает вывести из игры Волкова — а почему? Как он раскрыл себя-то? Или он его выводит только потому что он ему оказался ненужным? Тогда это очень опрометчивый и глупый поступок.

— Волков и Разумовский, которые, по сути своей, почему-то и не товарищи оказались, ну либо Разумовский просто совсем спятил, поэтому в конце решил в него выстрелить. И сам Волков показался каким-то довольно слабо раскрытым персонажей. Да, он крутой и сильный, и сцена с ним клёвая, когда он всех разнес аки Джон Уик, но на этом его раскрытие закончилось.

— Ну и линия психиатра, который, по вашим словам, является важным персонажем. Но, мне кажется, что здесь как раз они сделали хорошо. Если он в дальнейшем будет злодеем или просто важным персонажем, то не стоило его сейчас полностью раскрывать. Дозированно дать его сюжетную линию, имхо, вполне себе оправданно.

И вот эти ВСЕ линии идут друг за другом, мешая — лично мне — погружаться в ТАК-ТО основную сюжетную линию — Гром как сверхчеловек, или Почему агрессия не друг полицейского.

Ведь в фильме есть же главная сюжетная линия Грома, которая заключается в том, что он не ведет себя как полицейский, он ведет себя как Гром: дубасит людей (Разумовского, например), не следует протоколам (дубасит заключенных), есть шаверму, а не шаурму и так далее.

И ведь это реально интересная линия, и её совсем чуток раскрывают на протяжении фильма, вот совсем капулечку, а потом — бац! — и снова нам показывают Хольта, который почему-то должен носить какую-то штуку для поддержания здоровья — бац! — и показывают Разумовского-шахматиста и так далее.

Имхо, лучшие сцены в фильме — это загадка с бухлом и когда Гром эмоционально ломается (бьет Разумовского и на сеансе у Рубинштейна). К сожалению, мне лично хотелось бы, чтобы весь фильм был таким, как в этих трех эпизодах — чтобы он был В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ о Громе. И во вторую очередь, например, о том же Дубине, который пытается превратиться из щенка в собаку.

Плюс сам фильм ощущается, будто бы это не вторая часть, а третья. Такие сюжеты, кажется, не работают, когда до них не было, скажем так, "спокойной" второй части, где как раз могли бы и Хольта показать, и какого-нибудь нового злодея, и Грома показать более агрессивным и бесчеловечным.

Впрочем, когда фильм не забывает о своей линии и говорит о Громе, он прям шикарен. То есть это те три лучшие сюжетные линии и плюс моменты, когда люди сомневаются в том, что Гром герой и начинают кричать ему позор. Классный момент в фильме, кстати, камео порадовали. Еще порадовали моменты, когда пытались показать разлад в обществе, например та шутка про хлопок отлично передает отношение.

6
Ответить

(не знал, что есть ограничение символов, лол)

И вот этого в фильме — раскрытия основной сюжетной линии — в фильме настолько мало, что это удручает очень сильно. Причем первые два фильма не имели таких проблем: они фокусировали на Громе и чуток других персонажах, и все смотрелось абсолютно гармонично. А здесь же я получил винегрет из персонажей, я получил, по всей видимости, жесткий фансервис и немного Ницше, но я не получил цельной истории.

Я не хочу сильно ругать этот фильм. В нем классная актерская игра, он снят просто офигительно, он красивый, в нем есть изобретательные сцены, несмотря на хронометраж почти в три часа я на нем не заскучал и смотрелся он на одном дыхании, но вот эта проблема сумбурности убивает практически всё. Я поставил фильму 7, но я очень хочу, чтобы третья часть не была такой.

4
Ответить

я листать устал, не говоря уже о чтении

6
Ответить

Спасибо за столь развёрнутое мнение. Честно говоря, финал истории непреднамеренно превратился в комедию: Разумовский со своим "Не перебивай меня!"; Хольт в костюме Могучего Рейнджера; плак-плак смерть глав. Гада на руках у Грома; слова самого Грома про то, что Разумовский был прав.... Всё это больше подходит для какого-нибудь стёбного фанфика по первой части, нежели для трагичной истории падения героя.

3
Ответить

Первая то устаревшим говном была, хули ожидать то было

Ответить

Первая вполне годной была, учитывая что такое ранее не снимали

3
Ответить