Попытки вкатиться в моделизм (мини лонг)

С чего начиналось (причины)

Из-за удара в голову (в школьные годы) мелкая моторика спешит меня покинуть. За почти 3 десятка лет с этой проблемой я пробовал самые разные варианты решения вопроса: пил нобен (препарат прописывают при нарушении когнитивных функций), делал разные зарядки для ума и прочее. Когда летом 2021 года я столкнулся с тем - что для обжимки сетевого кабеля по схеме b rg 45 мне требуется около 15 минут- на один хвост - пришло понимание что необходимо что-то делать. Судя по отзывам коллег по несчастью - самое топ - это хобби связанное с мелкой работой руками, причем не обязательно творческое: пайка схем например, но можно моделизм, "покрас" и т д. Электротехникой и пайкой заниматься я не великий любитель - поэтому было решено попробовать себя в моделизме.

JAS 1211 Компрессор + рандомный аэрограф Nasedal
JAS 1211 Компрессор + рандомный аэрограф Nasedal

А что для этого нужно? (моделизм, краски)

Далее стало необходимо выбрать краску, вернее не столько саму краску как конкретную палитру и растворитель к ней. И если компрессор + аэрограф я взял потому как думал - что им проще работать нежели кистью, да и просто хотел попробовать, но при этом с первого раза вроде бы попал, то с красками было намного сложнее. Основные варианты по принципу растворителя красок: Нитро краски Спирторастворимые и Водорастворимые. Нитро краски сразу списал со счетов, ибо в большинстве случаев их растворитель это уайт-спирит (Толуол, ксилол, ацетон?) воняет он на редкость дико, а живу я в квартире, а не частном доме. Помимо этого дома есть аквариум - не большой на 160л и если перемудрить с химией креветки точно лягут и не встанут.

Водорастворимые решил пробовать: взял от звезды около десятка банок цветов + матовый лак (военная техника в основном матовая, чтобы не было палевно и заметно на местности- поэтому думал что можно глянцевый лак не брать - как оказалось зря). Основная проблема была в нанесении аэрографом, как не пытался разводить через какое-то время приходился шоркать иглу аэрографа об поверхность из-за того что забивалось и не шло, ну и сам результат при нанесении на загрунтованную модель мне не нравился (скорее всего - как я сейчас уже думаю - проблема была не только и не столько в красках - сколько в том что их могли поморозить по дороге, заказывал я их уже когда был снег на улице, а водорастворимые бояться заморозки).

На тот момент - раз нитро мимо, а водорастворимые я не понял, решено было пробовать спирторастворимые краски. Я живу в Хабаровске и у нас по сути своей в наличии в городе 2 магазина с товарами для моделизма: 1) Jdm Hobby - основной упор на сборные модели машин и химию + 2) магазин Ратибор - основной упор на сборные модели военной техники. Оба магазина находятся в центре от меня в полу часе езды на троллейбусе. Далее несколько месяцев я собирал цвета из того, что есть в наличии в Jdm Hobby.

Чуть позднее по ходу чтения статей и видео по теме моделизма, я понял что было бы не плохо взять некоторое количество красок акрила в тюбиках и масляных в тюбиках - для создания эффектов, подтеков и прочего.
Чуть позднее по ходу чтения статей и видео по теме моделизма, я понял что было бы не плохо взять некоторое количество красок акрила в тюбиках и масляных в тюбиках - для создания эффектов, подтеков и прочего.
Поэтому чуть позже приобрел на распродажах вот эти 2 наборчика.
Поэтому чуть позже приобрел на распродажах вот эти 2 наборчика.

Инструментарий (основной).

Очень важным инструментом при работе со сборными моделями оказались кусачки, модельный нож и пилки (абразив, наждачка).

Модельный нож, нож с зажимом и возможностью менять лезвия.
Модельный нож, нож с зажимом и возможностью менять лезвия.

В большинстве случаев необходим модельный нож с базовым треугольным лезвием (как установлено на фото выше) и желательно чтобы у него был колпачок (закрывашка) и возможность эти самые лезвия менять. У ручного инструмента, особенно у модельных ножей хорошим тоном является наличие шероховатой поверхности - в месте за которое мы беремся - у данной поверхности 2 функции, во первых на ощупь начинаешь понимать как его взять даже не смотря на него, во вторых безопасность при использовании - чтобы не выскальзывал.

Где купить? В интернете, в магазинах для моделизма и самый интересный и дешёвый вариант для начинающих - в строительном магазине - я свои брал в Леруа (ныне Лемана Про).

Кусачки для моделизма
Кусачки для моделизма

Вторым обязательным инструментом сразу после модельного ножа, идут кусачки. В большинстве своем если речь идет о сборных моделях, детали набора находятся на литниках. Это означает что с этих самых литников деталь надо как-то снять. Если деталь крутить и точек крепления не много - будут оставаться обломки креплений, если большие детали отрезать модельным ножом на это может уйти ну очень много времени, а если выламывать и при этом применять большое усилие - можно всё испортить, далее даже если все сняли агрессивно - деструктивным способом - потом надо будет довести снятую деталь до финишного вида, сточить/срезать остатки крепления и прочее. На доводку тоже в таком случаем уйдет много времени. Сложностей можно избежать следуя принципу - нормально делай - нормально будет. Для того чтобы снять деталь с литника - и в большинстве случаев сразу получить то, что можно собирать необходимы кусачки для моделизма. Пользоваться ими просто устанавливаем кусачки скошенным краем от детали которую откусываем с литника - т.е. прямым краем там где нужно чтобы кусь был ровный. Изредка можно столкнуться с ситуацией когда деталь либо очень хрупкая, либо расположена неудобно или точки крепления расположены так что не добраться - не торопитесь лучше укусить несколько раз чем испортить.

Слева направо - напильник, затем стеклянная пилка, крайний правый полировальный блок
Слева направо - напильник, затем стеклянная пилка, крайний правый полировальный блок

Напильники - тяжелая артиллерия, они нужны если мы прям по плоскости что-то уменьшаем, либо делаем что-то самодельное из литников. Далее идут наждачки, не такие грубые пилки - в том числе стеклянные. В самом конце списка идут наждачки нулёвки и полировальные бруски, воздействие на поверхность минимальное как и шанс "счухать" лишнее. Лично я большую часть времени пользуюсь стеклянной пилкой - можно почувствовать когда спилил ту же точку крепежа и еще не начал забирать материал с самой детали - но это уже больше опыт и субьективщина нежели совет.

Грунт

А нужен ли грунт? Нужен. А почему? (разберем основные моменты а не все)

1) Грунт создает цепкую/шероховатую поверхность, которая помогает краске легче прилипать, уменьшается шанс того что краска растрескается или отслаивается.

2) Грунт заполняет мелкие неровности/косяки.

3) Уменьшение расхода краски - это очень существенно, во первых не придется наносить много много слоев, во вторых чем тоньше и аккуратнее слои - тем итоговый покрас будет смотреться лучше.

Есть огромное количество грунтов, жидких, в баллончиках, под аэрограф, в тюбиках., специализированных для моделизма, автомобильных и так далее. Грунт не должен разъедать пластик вашей модели или миниатюры! Самый простой вариант акриловый грунт в баллончике по пластику (из автомагазина)- лучше когда есть белый и черный. В большинстве случаев он нужен 1, потом по мере опыта вам наверняка захочется использовать схему когда модель грунтуется черным, а затем под углом в 45 градусов задувается белым, для имитации освещения (это как вариант). Ни в ком случае не используйте грунты 2 в 1 и 3 в 1 или если он обозначен как грунт краска. Грунт из баллончика наносится несколькими пшиками с расстояния в 20-30 см, не нужно сразу укрывать ведром грунта, не торопясь, за несколько пшиков, контролирую результат.

Невероятное количество денег, сил, нервов, моделей? вам спасут вот эти ложки
Невероятное количество денег, сил, нервов, моделей? вам спасут вот эти ложки

Тестим на ложках

Грунт, химию, эффекты, методики покраса, имитацию сколов, прожигов и другие повреждения - проще и дешевле всего проверять на пластиковых ложках. Они в одно время стоят ничего - в плане денег, но их ценность можно осознав испортив что-то дорогое и редкое. (Особенно если маленький тираж и ты 2 месяца это ждал)

Первая модель - (первый покрас)

Тесть отдал мне кв-1 от звезды для того, чтобы я на нём пробовал методики разного интересного. Грунт использовал только черный из баллончика, и после того как задул модель около зелёным цветом попробовал на ней метод сухой кисти.

Так как металлика у меня на тот момент не было, колеса (траки?) я натирал карандашным грифелем (голь на выдумки хитра), не сказать что результаты меня порадовали - поэтому я продолжил.

После того как полосатость меня устроила, я опробовал эффект точек на броне от синтепона в краске, он дает эффект потрепанности, тест на бумаге потом на танке, если слишком много набрали опять таки об бумагу промокнуть и по новой.

Крыша башни снималась, я не фиксировал ее на клей, поэтому между башней и ней люфт.

Имитация триплекса в самом простом варианте выполняется просто куском пластика в глянцевой краске, есть вариант чуть сложнее с изготовлением его из кусочков CD/DVD скололи по размеру вставили? подошло? зафиксировали там (в углублении).

Далее наступает момент когда понимаешь зачем нужен глянцевый клей, даже если техника военная. Практически с каждой моделью идут декали, декаль элемент украшения, номер или слоган переносится со своей подложки расправляется уже на моделе, ее части. Ньюанс в том - чтобы не было видно подложки этой самой декали, иначе декаль будет на глянцевом острове, что смотрится неестественно. Для того чтобы декаль смотрелась нормально и была матовой на матовой модели (не видно подложку) сначала на то место - куда будет наносится декаль - проходим глянцевым лаком, потом после полного его высыхания наносим саму декаль, только потом когда декаль перенесена и расправлена, можно нанести матовый лак поверх, затем в финале можно еще дать те же эффекты - что изображались на самой модели.

Декаль - матовая - без видимой подложки
Декаль - матовая - без видимой подложки

Модель номер 2 (сборка и покрас)

Через несколько недель после того как я закончил красить кв, случился мой очередной день рождения и супруга подарила мне модель Kfz.70 6x4 Truck Krupp Protze Personnel Carrier, вот страница на сайте с фото в более мене нормальном качестве

Сама сборка не составила каких-то сложностей.
Сама сборка не составила каких-то сложностей.

Были моменты которые хотелось доделать - сделать более реалистичными.

выхлопная труба с расширением из пластиковой трубочки от конфеты
выхлопная труба с расширением из пластиковой трубочки от конфеты

Затем пошел основной цвет и тест эффектов, которые я ранее пробовал на КВ.

затерный ногами пол
затерный ногами пол

Неделя шла за неделей, на выходных я понемногу красил и финальный результат оказался таким.

Далее наступило затишье, в моей голове не приходили идеи - того что бы я хотел собрать - наступил почти двухлетний перерыв в этом сборочно-покрасочном хобби. Несколько месяцев назад я понял, что мне больше не собирать и допиливать нравится, а именно красить, об этом и том чем пробую теперь себя занять напишу в одном из следующих постов. Спасибо что прочитали.

3030
1414
22
15 комментариев

Такие осмысленные и подробные лонги — редкость на дтф. Жаль, что редакция поощряет в основном хрень, в которой смысла 10% и 90% изливания обвм.
Вот такое надо премировать.

6
Ответить

А я дикарем вкатывался 😁

5
Ответить
4
Ответить

Респект брату моделисту) Краски звезда та еще гадость, аэр забивают всегда...

2
Ответить

Ну это в закладки. Не вздумай удаляться.

1
Ответить
Автор

ну что ты, конечно не буду, завтра более интересную выкачу (ну как мне кажется), просто без этой статьи писать о том где я сейчас как-то странно, не понятно будет почему я тут оказался

2
Ответить

У аэрографа сопло 0.3 мм? На компрессоре никаких регулировок нет - давит, сколько может? Подводные камни именно с этим комперссором были? Грунт не пробовал через аэрограф наносить, только из баллона?

Самому нужен компрессор, а 1211 часто мелькает в объявах, вот и любопытно, насколько он плох/хорош :)

Ответить